суббота, 13 декабря 2008 г.

Часть 5. Ведические представления о человеке


Лекция Чайтаньи Чандры Чарана пр. на публичных программах.

Мантра.

Это коллективная медитация. Повторение – слушание . Звуки мантры. Мантра – манос – ум, тра – очищает . Очищение ума и сердца. Каждое утро мы умываемся , чтобы быть чистым. Как очищать ум? Можно очистить ум водой? Не получится , нужен более тонкий элемент. Поэтому используется звук.

Контроль чувств и ума.

Все , чему нужно научиться современному человеку , это контролировать ум и чувства. Те люди, которые не обладают этой способностью, называются го- даса. Го – чувства, даса – слуга. Те люди, которые контролирую чувства, называются госвами – хозяин чувств и ума.

Цивилизованный человек.

Человека можно назвать цивилизованным, определив 3 составляющие:
По его отношению 1 к собственности и деньгам 2 к женщинам 3 к другим живым существам.
Цивилизованный человек смотрит на 1. чужую собственность как на мусор , 2 на всех женщин как на мать , кроме своей жены , 3 относится к другим так , как он хотел , чтобы относились к нему. Поэтому речь идет о контроле чувств. Эта наука также очень проста. Контроль чувств означает: не делай плохого, делай хорошее.
Обучить контролю чувств может тот, кто сам обладает этим качеством. Тот, кто является госвами, может обучить этому другому.
Пр- р Доктор и мальчик, мама которого попросила доктора отучить есть его сладости. На что доктор попросил их прийти через неделю. Это время ему понадобилось на то , чтобы самому отказаться от сладостей.

Функции чувств, ума и разума.

Теперь мы должны рассмотреть с вами функции ума , чувств, разума. Я не буду говорить о религии как таковой , поговорим о практичных вопросах. Принимать или не принимать , решайте сами. Я только скажу, что это знание очень древнее. Беседа будет медитативная, вы тоже должны участвовать.

Прежде всего, у нас есть 5 чувств. Мы будем говорить об устройстве нашего человеческого тела. Есть 5 чувств. Какие?
Осязание, обоняние, зрение, слух, вкус.
5 чувств – 5 коней. Какова функция чувств? Чувства притягиваются к объектам чувств.
Глаз – форма, ухо – звук и т.д.
Они действуют как железо с магнитом. Как только чувство соприкасается с объектом, они притягиваются. Это происходит автоматически. Пока просто примем.

Куда поступает информация от чувств?
Ум. Это очень умное утверждение.

Так говорится в Ведах. Немножко о Ведах. Веды сравниваются с матерью. Н-р, мы не знаем, кто отец. Спрашиваем у матери.
То, что есть за пределами наших ощущений, есть в Веде.
На санскрите ум - манос. Ум – это вожжи, которые связаны с чувствами. Функции ума: отвергать не приятное – принимать приятное. Санкалпа – викалпа.
Пр-р Ребенок пьет горькое лекарство. Он не хочет пить, горькое.

Но какова субстанция выше, которая позволяет взрослому человеку принять лекарства?
Разум. Что такое разум? Это то же самое , что интеллект. Разум на санскрите Буддха – разумный , просветленный .
Разум имеет свойство различать: Что хорошо – что плохо.. Не только что приятно – что не приятно.
Есть 2 вида разума. 1 Тамаса буддхи – разум в невежестве.
2. Шуддха буддхи – чистый разум.

Разум нужно культивировать , развивать, в этом предназначение человеческой жизни.
Пр – р : висит большая реклама. Мальборо. И внизу написано Минздрав предупреждает- курение опасно для вашего здоровья. Вся эта реклама это ум. Но внизу разум- курить плохо. Но мы это делаем. Почему? Потому что ум и чувства сильнее разума. И рекламируется только процесс, не рекламируется результат. Все видели рекламу Мальборо. Вы знаете, что это ковбой умер от туберкулеза легких давным-давно. Нужно рекламировать результат.

Существуют разные типы тел и ума.


Единство – платформа разума. Разум способен объединять картину. Он способен видеть лес целиком. Тогда как ум будет видеть деревья по отдельности. Приводят пример с компьютером. Компьютер это проявление ума. Он построен по принципу различий. Единица или ноль. Например, мы забиваем в компьютер параметры яблока. И каждый раз мы берем и кладем новое яблоко. Если эти параметры не забиты, то он не определить , что это яблоко. Что же позволяет называть все многообразие яблок словом яблоко? Разум. Разум способен видеть общее.

Пр-р Можно видеть в Индии , как корова проходит мимо лавки с овощами. И она не может пройти мимо. Она подходит и пытается слизать. Если хозяин прозевал, то в том его вина. У нее сильный ум, но нет разума, чтобы контролировать.

Есть разум, ум и чувства. Мы видим , что необузданная деятельность чувств доводит человек до сознания животного. Проституция , наркомания, алкоголизм.
Пр-р Башкирия. Уфа. 80% школьников – наркоманы.
Аборты в России. До 3, 5 млн в год. Рождается 1 млн в год.
Фрейд. Писал философию. И постоянно курил. Ему сказали, что будет много курить, будет рак. Он продолжал курить. Получил рак горла. Ему вырезали горло. Сказали, что нельзя больше курить . Он продолжал курить.
В ресторане человек зашел с автоматом, положил 50 человек. И т.д.

Итак, речь идет об обучении контролю чувств. Ученик должен принять авторитет учителя. Авторитет учителя он может принять только от того, кто следует тому, что он говорит. Пр-р: Отец говорит сыну: « Не кури, а сам курит».
Самое важное это пример. В обществе не хватает таких людей, хороших примеров.
Карта и карма. Человек пошел на заработки.
Если желания очень большие , а возможности очень маленькие, тогда мы будем сильно переживать.
Если желания маленькие, а возможности большие , тогда мы будем счастливы. Нужен некоторый баланс.


Поднимемся выше разума. Что находится выше разума? Медитируйте на себя.

Душа. Сознание. Это и есть я. Я пронизывает все тело. Я слышу, вижу, я осязаю. Тело состоит из 5 грубых элементов и 3 тонких элементов.
5 грубых – эфир, воздух, огонь , вода, земля.
3 тонких – ум, разум , ложное эго.

Ложное эго.
Ложное эго – это тонкая прослойка между истинным я и ложным. Ложное отождествление. Н-р, я спрошу у вас: Кто вы?
Здесь вы кто? Ученики
На улице – граждане
В автобусе – пассажиры
В магазине - покупатели.
Кто же я на самом деле? Рука. Я рука или моя рука? Моя . Руку можно отсечь. Это я? – Не я. Но я пронизывает все тело.
Итак, я душа. Атма. В Ведах говорится, что душа очень маленькая 1/ 10000 сечения кончика волоса, но очень могущественная, что поддерживает тело слона.

Теперь смотрите. У меня есть различные типы машин. Самокат , гитара, машина и т.д. Я тот же самый , но в зависимости от того, какой инструмент у меня, я могу проявить различные способности. На скоростной машине – быстро ездить. На тракторе – ровнять землю. На самокате - ногой отталкиваться. Я меняюсь от этого? Нет. Остаюсь тем же самым. В Ведах описывается, что сознание, попадая в разные типы тел, действует подобно этому телу.

Пр –р 1. Лошади и верблюд. Верблюд попал в стадо лошадей. И он пытался действовать как лошади, поскольку было такое окружение.
2. Обезьяны из Книги Пурначандры Препятствия на пути ПС.

Это ложное эго, ложное отождествление. Поэтому мы думаем: Я женщина, я мужчина . Но душа остается одной и тоже.
Н-р, мы не изменились с детства. Изменилось образование, ваш уровень интеллекта, но вы та же самая личность. Мать ваша подтвердит. Итак, сознание наше неизменно в течении всей жизни. Тело меняется всегда. Через 7 лет тело меняется полностью, это утверждение ученых. Если мне 70 лет, то я 10 раз поменял тело. Я не замечаю этого , потому что я , сознание , отлично от материального тела. Вот это самое важное в ведической культуре. Материальное отождествление обозначает борьбу между отождествлениями: я сильный – я слабый, я большой – я маленький, я богатый – я бедный. Это все разные обозначения.

( продолжение следует)

1 комментарий:

alcobat комментирует...

Интересная точка зрения. Спасибо, почитал.