ЛЕКЦИЯ 1
Сегодня мы обсудим положение Вайшнава и оскорбления по отношению к Вайшнавам. Кто такой Вайшнав? Слово Вайшнав исходит из слова Вишну. Тот, кто поклоняется Вишну, известен как Вайшнав. И это самое возвышенное положение для живого существа, когда живое существо становится преданным Верховной Личности Бога. Надо понять, что эта личность находится на самом возвышенном положении. Стать Вайшнавом нелегко. В материальном мире люди забывают о Кришне, Верховной Личности Бога. Забывая Кришну, живые существа падают в материальный мир, а материальная природа такова, что каждый пытается наслаждать свои чувства. Но истинное положение живого существа состоит в том, что оно должно отказаться от этих попыток наслаждать свои чувства и стать слугой Кришны. Поэтому когда человек становится слугой Кришны, надо понимать, что эта личность освободилась от материальной обусловленности и эта личность больше не находится в материальной природе, несмотря на то, что для нас может показаться, что эта личность находится на материальном уровне, но на самом деле эта личность не находится на этом уровне. Тело, может быть находится в материальной природе, но сам он находится в духовном мире. Это преимущество человек получает, если он становится слугой Кришны. Поэтому положение преданного Вайшнава считается самым возвышенным.
Преданный считается самым возвышенным живым существом. В "Хари-Бхакти-Виласе" Санатана Госвами записал различные цитаты из священных писаний. И он там утверждает положение преданного Вайшнава. Он говорит, что преданные господа Хари очень редки в этот век Кали. Положение Преданного наиболее возвышенное, даже более возвышенное, чем господа Брахмы и Шивы. Мы можем видеть, насколько возвышенно положение преданного, который полностью предается Верховной Личности Бога Кришне, его положение - более возвышенное, чем господа Брахмы. Кто такой Брахма? Брахма является инженером этой вселенной. Самое возвышенное положение в этой вселенной - это положение Брахмы. И кто такой Шива? Его положение даже более возвышенней, чем положение господа Брахмы. Господь Шива является источником и прибежищем всех живых существ, и господь Шива также является Великим преданным Вишну. Но тут дается определение, что положение Вайшнава более возвышенное, чем Господа Брахмы. И почему здесь упоминается, что положение Вайшнава возвышенней, чем положение Господа Брахмы и Господа Шивы? Несмотря на то, что Господь Шива является великим Вайшнавом. Да, это так, потому что Вайшнав находится на Вайкунтхе, которая находится даже выше, чем обитель Господа Шивы. Поэтому по своей природе положение Вайшнава выше, чем положение Брахмы и Шивы.
Присутствие преданного в момент смерти возвышает до духовного мира даже убийцу брахмана. Знакомы ли Вы с этой песней "Душане павитра карам" - "Просто давая свой даршан, он очищает каждого". И Его даршан настолько очищает, что если человек видит Вайшнава в момент смерти, он освобождается от всех греховных реакций и становится достойным вернутся в Духовный мир. И если мясоед становится Вайшнавом, то тогда он становится более возвышенным, чем брахмана. Положение брахмана является самым возвышенным положением среди всех живых существ, а положение собакоеда (чандала) - это положение самого низшего из людей. Но если чандала, чьим делом является сожжение мертвых тел, чьей пищей является собачье мясо, если он становится преданным Вишну, тогда он возвышается до положения, которое более возвышенное, чем положение Брахмы. Таким образом, мы можем видеть насколько возвышен Вайшнав.
Даже в момент полного уничтожения преданные Вишну не падают. Полное уничтожение имеет место, когда Брахма засыпает, и когда в конечном итоге Брахма умирает, тогда все разрушается, но тут говорится, что Вайшнава не разрушается даже в момент полного разрушения, и Вайшнав не умирает даже если все творение разрушается. Что это значит "Вайшнава не умирает"?. Мы же видим, что Вайшнавы умирают. На самом деле, он свое тело просто оставляет, как старую одежду, и одевает новую, потому что Вайшнав находится в своем чистом изначальном состоянии. В этом изначальном духовном состоянии Вайшнав понимает свое положение как вечного слуги Верховной Личности Бога. Поэтому после оставления этого тела Вайшнав возвышается до духовного мира. И когда Вайшнав присутствует на этой планете, Вайшнав просто распространяет славу Верховной Личности Бога для блага других живых существ. И когда Вайшнав оставляет тело, надо понимать, что Кришна посылал этого Вайшнава для того, чтобы он выполнил определенную миссию, а когда миссия заканчивается, то Кришна забирает Вайшнава в свою обитель.
Те, кто поклоняются Верховной Личности Шри Хари являются лучшими среди людей. И нет никого лучшего в трех мирах. Те, кто поклоняются Вишну Шри Хари находятся на самом возвышенном положении, нет никого в этом мире лучше и выше, чем они. Вайшнавы безгрешны и возвышенны, они очищают все творение, поэтому они лучше, чем места паломничества. Если вы собрались отправиться в места паломничества для того, чтобы очистится, но встретите Вайшнава и получите возможность воочию увидеть Его, то тогда для вас нет необходимости отправляться в святые Дхамы. Когда человек отправляется в места паломничества, это значит что он отправляется туда просто для того, чтобы общаться с Вайшнавом.
Кришна говорит: "Те, кто говорят, что они мои преданные, на самом деле не являются моими преданными, но те кто являются преданными моих преданных - те являются истинными преданными". Да, Кришна считает их своими преданными. И как мы обсуждали ранее, та личность, которая просто поклоняется Кришне, но не признает преданных Кришны, является преданным-неофитом, но личности, которые поклоняются преданным Кришны, являются истинными преданными. Кришна говорит: "Кто Мои преданные? Те преданные, которые предаются Мне и освобождаются от привязанности, зависти и гордости, постоянно признают Мою славу и они никогда и никому не приносят беспокойств, они постоянно заняты поклонением Моим преданным и жаждут слышать обо Мне,- такие личности несут Меня в свoем сердце."
Кришна так описывает Вайшнавов. Кто такие Вайшнавы? Вайшнав - это тот, кто предается Кришне и освобождается от всех материальных эффектов. Oн освобождается от двойственности этой материальной природы, от двойственности радости и страдания, счастья и не счастья, боли и наслаждений, и такая личность всегда занята служению преданным Верховной Личности Бога и распространениeм славы Верховной Личности Бога. И подобный преданный очень редок, и когда мы общаемся с таким преданным, мы должны использовать все возможности для того, чтобы слушать о славе Верховной Личности Бога от таких личностей, и мы должны понять, что подобная личность несет Кришну в своем сердце. Eго сердце является Вриндаваном, и его сердце является храмом, где Кришна постоянно присутствует.
Таким образом из священных писаний, по милости Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, мы получаем знание о возвышенном положении Вайшнавов. По милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира становятся Вайшнавами. Сегодня Вайшнавы присутствуют практически по всему миру в каждой стране, несмотря на то, что в писании упоминается, что очень редко можно встретиться с Вайшнавами. Вайшнавы в этом мире очень редки, но могущественные преданные, подобные Шриле Прабхупаде, способны создать Вайшнавов по всему миру. Кaков признак чистого преданного? Признак чистого преданного в том, что просто видя его, другие очищаются. Приходя в соприкосновение с Вайшнавом даже на мгновение, человек получает благо. Люди могут сомневаться, будут говорить, что преданные в ИСККОН не Вайшнавы, потому что Вайшнавы очень редки, но человек не должен думать таким образом. Но с другой стороны мы должны всегда помнить, что по милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира, не имеет значения, откуда они, должны стать Вайшнавами.
Мы должны быть очень осторожны, когда мы обращаемся с ними, потому что если мы совершаем оскорбление Вайшнава, тогда вся наша духовная жизнь будет разрушена. Поэтому человек должен быть очень осторожным, общаясь с Вайшнавами. Существует различные виды оскорблений. Из всех этих оскорблений Вайшнаваaпарадха - оскорбление преданных наиболее опасна.
Когда мы начинаем духовную жизнь, когда мы получаем семя преданного служения по милости Гуру и Кришны, тогда это семя попадает на поле нашего сердца. Путешествуя по всей вселенной, некоторые удачливые живые существа по милости Духовного учителя и Кришны получают Бхактилатабич - семя ростка преданного служения. И затем благодаря инициации этот росток преданного служения сажается в сердце живого существа. И когда мы сажаем семя, что мы должны делать для того, чтобы семя прорастало? Необходимо поливать его. Каким образом мы можем поливать? Каков этот процесс поливания? Это слушание и воспевание. При помощи воды слушания и воспевания мы поливаем поле преданности. Что это за поле, которое мы поливаем? Поле - это наше сердце.
Итак Бхактилатабич прорастает на этом поле и по мере того, как мы слушаем и воспеваем, практикуем преданное служение в соответствии наставлениями Садху, Шастр и Гуру, тогда этот росток преданности начинает расти, и мы практикуем все процессы преданного служения. Тогда эта Бхактилата начинает прорастать. Итак Бхактилата растет на поле нашего сердца, но если случайно сумасшедший слон заберет в этот сад нашего сердца, что случится тогда? Кто-нибудь видел сумасшедшего слона? По крайней мере, вы знаете, что это такое. Oн может затоптать, вырвать все. Иногда мы слышим истории о ненормальных слонах. Oни разрушают даже дома и вырывают с корнем все, что рядом растет. Что уж говорить о сумасшедшем слоне, когда он врывается в сад. Будет все просто разрушено. И оскорбление в отношение Вайшнава сравнивается с безумным, сумасшедшим слоном, который врывается в сад нашего сердца.
Когда человек совершает Вайшнаваапарадху, его преданное служение полностью разрушается! Поэтому человек должен быть очень осторожным, чтобы не совершить оскорбление. Существуют различные типы оскорблений в отношении Вайшнавов. В "Хари-Бхакти-Виласе" упоминается, что когда человек оскорбляет Вайшнава, поносит Вайшнава, он теряет свою религиозность, богатство, славу. Поносить - это значит говорить очень плохо о Вайшнаве. Когда кто-то критикует Вайшнава - это называется Вайшнава-бинда или поношение Вайшнава, поношение преданного. Подобное поношение может разрушить все, чего только достиг человек. Он теряет религиозность, славу, богатство. Он теряет все.
В Хари-Бхакти Виласе описывается шесть оскорблений в отношении Вайшнава. Они взяты из Сканда-пураны. Шесть способов совершения апарадх по отношению к Вайшнавам:
1. Бить Вайшнава.
Если кто-то бьет Вайшнава, то это естественно считается величайшим оскорблением.
2. Поносить Вайшнава.
3. Завидовать Вайшнаву.
4. Не относится к Вайшнаву с должным почтением.
Когда к нам приходит Вайшнав, то как мы должны встретить его?
"О Прабху! Вы пришли - это большая удача, что я могу сделать для Вас? Пожалуйста примите мои смиренные поклоны". Так человек должен встречать Вайшнава. Если мы не делаем таким образом, то это будет оскорбительно.
5.Злится на Вайшнава.
6.Не чувствовать себя счастливым, видя Вайшнава.
Это также считается оскорблением.
Итак, это шесть видов оскорблений, упоминаемых в Сканда-пуране. И в
"Харинама-чинтамани" также описываются четыре типа оскорблений:
1. Искать недостатки в Вайшнаве из за его кажущегося низкого рождения.
Если считают, что кто-то из Вайшнав рожден в низкой семье и если кто-то думает, что он рожден в низкой семье, то это будет считаться оскорбительным.
2. Поносить Вайшнава за его прошлые ошибки.
Если кто-то когда-то не так что-то сделал, совершил какую-то ошибку. Если мы оскорбляем его из-за того, что он сделал что-то неправильно в прошлом, то это будет оскорбительно. Мы должны запомнить, что по милости Кришны Вайшнав постоянно совершает духовное продвижение. И если этот преданный совершил что-то плохое в прошлом, он не отвечает все время за свoи ошибки. Мы должны думать, что об этом преданном заботится Кришна и Он очищает его от всех предыдущих оскорблений и нечистот. Вайшнав, который занят в служении Кришне с полной искренностью, даже если кажется, что он совершает ошибки или у него есть какие-то недостатки, даже если кажется что он судурачаро (дурачаро, это значит злодей, а судурачаро, это значит великий злодей) даже если он кажется великим злодеем, даже тогда мы должны помнить, что он является преданным.
"Бхаджате мам ананья бад" - мы должны считать его святой личностью поскольку он преданный, потому что преданный очищается Кришной. Кришна очищает его. В начале у нас могут быть недостатки, но если мы предаемся Кришне, то Кришна очищает нас. И поносить Вайшнава за его прошлые ошибки - это все равно, что мы будем упрекать своего друга за то, что он бегал в детстве голышом, но это не значит, что он будет постоянно ходить голым и тем самым давать повод другим упрекать себя. Т.е. Вайшнав может совершать какие-то ошибки в прошлом, но он очищается по мере прогресса.
3. Поносить Вайшнава за его случайные падения.
Мы должны считать, что он все равно Вайшнав и почитать его.
4. Поносить Вайшнава за ошибки, которые почти исправлены. Если кто-то совершил какие-то ошибки и он почти исправил свои ошибки, но если мы не видим, как он пытается исправить эти ошибки и поносим его за это, это считается Вайшнаваапарадхой.
Таким образом, мы должны быть очень осторожны. Самый лучший способ совершать духовный прогресс - это служить преданным. И мы должны в обществе преданных воспользоваться этой возможностью для того, чтобы совершать быстрое продвижение. Каким образом мы можем сделать это? Мы должны постоянно служить Вайшнавам и положительно относится к ним, и пытаться не совершать даже малейших оскорблений. С одной стороны у нас есть великое преимущество - общение с преданными, и общаясь с преданными, мы можем очень быстро духовно прогрессировать, но когда у нас есть такое преимущество, нас также подстерегает и великая опасность. Опасность заключается в том, что мы можем совершить оскорбления по отношению к Вайшнавам и разрушить наш духовные достижения. Поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не совершать Вайшнаваапарадх.
Когда мы совершаем большое духовное продвижение, наряду с этим у нас увеличивается возможность пострадать. Например, если вы едете на скоростной машине, то вы можете быстро доехать до места. Но если вы залетите или попадете в аварию, то что случится? Вы просто погибнете. Или, допустим, вы имеете дело с высоковольтными проводами, с электричеством, то вы можете при помощи этого электричества осветить комнату, охладить, нагреть все что угодно. Но если вы будете неосторожны, то совершите ошибку. Что случится? Вы получите электрический удар.
С одной стороны, Прабхупада дал нам замечательную возможность совершать духовное продвижение - быть в обществе преданных, но если мы совершаем маленькую ошибку, то тогда эта ошибка приведет к большим потерям в духовной жизни. Поэтому мы должны быть очень и очень осторожны! Когда мы общаемся с Вайшнавами, мы НЕ должны думать, что он просто новый преданный или он не такой ученый или внешне он не выглядит сильно продвинутым. Мы не должны так думать! Мы должны всегда помнить, что все Вайшнавы являются нашими хозяевами и господами. Поэтому мы обращаемся ко всем Вайшнавам, называя их Прабху. Прабху значит господин. Бывает мы обращаемся ко всем Вайшнавам как к Прабху, а когда приходит время совершать служение, мы не хотим совершать это служение. Разве это хорошо? Мы всегда должны помнить, что мы являемся смиренными слугами Кришны и преданных Кришны. И каждый является нашим хозяином и господином и достойным поклонения. И если мы воспитаем подобное отношение друг к другу, тогда мы совершим очень быстрый духовный прогресс.
Вопросы:
- Иногда преданные занимают положение управляющего (менеджера) и кажется, что они очень сильно гневаются на других преданных из-за того, что они, как им кажется, не совершают служение правильно.
Иногда можно видеть, как преданный возвращается с санкиртаны ничего не распространив. Конечно, он не чувствует себя счастливым. Этот менеджер видит такого преданного и гневается. Что это значит? Подчас такой менеджер ради своего служения Кришне и преданным желает, чтобы все было хорошо. И он начинает злиться, если что-то не так. Подобные менеджеры могут действовать таким образом. Но даже тогда мы должны действовать очень осторожно и с пониманием того, что мы делаем это для Кришны и для Шрилы Прабхупады.
И еще один момент, который я хочу упомянуть, даже два момента, которые я не вспоминал. Один - это то, что говорил Прабхупада: Иногда случается, что у двух преданных нет согласия друг с другом, и они начинают спорить. И преданные спрашивают, что делать, если двое преданных спорят. Прабхупада сказал, что исконовские преданные - как братья. Даже в семье братья иногда спорят, сражаются, но через пять минут они уже дружат опять друг с другом. Спор между братьями не настолько серьезен. Шрила Прабхупада подтвердил, что если мы остаемся в ИСККОН, то может показаться, что у нас есть какие-то несогласия. Если мы остаемся в ИСККОН, тогда эти небольшие оскорбления не будут иметь серьезного эффекта, потому что Вайшнавы очень милостивы. Мы можем нанести им оскорбления. Но если мы попросим прощения у Вайшнава и подружимся с ним, тогда результат этого оскорбления уничтожится.
Есть еще один очень важный момент: что человек должен делать, когда совершает оскорбление по отношению к Вайшнаву? Если человек совершает оскорбления в отношении других, например, Кришны - севаапарадха. Даже севаапарадха может быть уничтожена при помощи воспевания святого имени Господа, но Вайшнаваапарадха, совершенная преданным, не может быть так уничтожена. На самом деле это оскорбление только увеличится при воспевании Святого Имени, так как оскорбляются Cвятые Имена из-за оскорбления Вайшнавов. Даже Святое Имя Господа не может нас очистить от Вайшнаваапарадхи. Есть единственный способ избавиться от Вайшнаваапарадхи. Мы должны упасть к стопам этого Вайшнава и просить у него прощения: "Пожалуйста, Прабху, простите меня за мое оскорбление. И Вайшнав очень милостивый. И когда кто-то просит прощения у Вайшнава, как реагирует Вайшнав? Вайшнав незамедлительно обнимает его. Он поднимает его, обнимая его, он говорит, что вы не совершили никакого оскорбления по отношению ко мне, поэтому, пожалуйста, не думайте так. То, что вы совершили действительно может оскорбить Вайшнавов. Но я не вайшнав, я просто пытаюсь быть Вайшнавом.
Да, Вайшнав думает о себе, что он просто пытается стать Вайшнавом, но он видит других как Вайшнавов. И если он чувствует, что он совершил оскорбление по отношению к Вайшнавам, то он сразу же просит прощения. Вайшнав не будет думать, что этот преданный неофит, он просто новый бхакта, а я такой великий преданный, кто может сравнится со мной? Вайшнав никогда не думает так. Он думает, что только он не смог стать Вайшнавом, а другие все Вайшнавы, в особенности, в этом обществе ИСККОН, которое создано чистым преданным Шрилой Прабхупадой и продолжает миссию Чайтаньи Махапрабху. Это особая духовная организация. Все преданные в ИСККОН очень и очень продвинутые. Вопрос:
- Могут ли эти оскорбления быть уменьшены каким-то другим способом, кроме того, как просить прощения у Вайшнава? А если просто совершать служение?
Есть два вида оскорбления: одно сознательное, а другое бессознательное. И если человек совершил сознательно оскорбление, тогда он обязан просить прощения у этой личности, потому что вайшнаваапарадху может простить тот, кого оскорбили. Примером является Амбариша Махарадж. Его оскорбил великий мудрец Дурваса Муни и Амбариша Махарадж ничего не предпринял, чтобы защитить себя, так как он твердо верил, что преданного всегда защищает Господь. И Господь защитил его при помощи Сударшана Чакры. Она облетает всю вселенную, чтобы защищать Вайшнавов. И Сударшана Чакра полетела за Дурвасой Муни, чтобы срубить ему голову. Дурваса Муни настолько испугался, что побежал, чтобы спасти свою жизнь. Он отправился к Господу Шиве, поскольку был преданным Господа Шивы, и попросил у него защиты, но Шива сказал, что я ничего не смогу сделать, поскольку ты совершил оскорбление по отношению к Вайшнаву, я ничего не могу сделать. Затем Дурваса отправился на Вайкунхалоку к Нарайяне и начал молится Нарайяне, но даже Нарайяна сказал, что я ничего не смогу сделать, единственный способ для тебя спастись, - отправиться к Амбарише, которого ты оскорбил, и просить у него прощения, потому что даже я ничего не могу сделать. Даже Вишну не смог остановить Сударшана Чакру. И Дурвасе Муни пришлось отправиться назад к Амбарише Махараджу и просить у него прощения, в ответ Амбариша Махарадж незамедлительно обнял его: "Никаких оскорблений не было. Кто я такой? Как же можно совершить оскорбление по отношению ко мне? Ты такая великая личность. Я дал тебе совет, а ты из-за этого совета разгневался, но это не проблема".
Поэтому, если есть сознательное оскорбление Вайшнава, то мы должны просить прощение. Но если есть несознательные оскорбления, мы тогда должны в уме молиться этому Вайшнаву и Всем другим Вайшнавам: "Если я Вам нанес какое-то оскорбление, пожалуйста, простите меня". Таким образом Вайшнав поддерживает смиренное умонастроение, и замечательный пример - это Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада настолько был великим преданным, самым великим, которого, когда бы то ни было, только видел мир. И перед тем как оставить эту планету, Шрила Прабхупада всегда молил всех Вайшнавов простить его. Когда кто-то приходил из Гаудья-матх, братья в боге Шрилы Прабхупады, он говорил: "Простите меня, если я совершил какое-то оскорбление". Он говорил, что, проповедуя, я совершал много оскорблений по отношению к Вам, пожалуйста, простите меня. И Прабхупада сказал, что вы должны попросить всех других Вайшнавов простить его. Прабхупада однажды попросил прощения у собственной сестры. Я был там и слышал как Прабхупада просил прощения. Он сказал:" Прости меня за все оскорбления в отношении тебя". И после того, как она ушла, Прабхупада сказал, что она является Вайшнавой, она инициирована моим духовным учителем, поэтому она является Вайшнавой. Таким образом, Шрила Прабхупада всегда просил прощения у Вайшнавов. Даже если он совершал несознательное оскорбление.
Но оскорбления нельзя совершать. Если человек преданный, то вовсе необязательно, что он никогда не гневается. Он может гневаться, но мы должны иметь видение в сознании Кришны, почему он гневается. Мы не можем судить преданного. То есть, мы должны попытаться понять почему это происходит.
Вопрос:
- Вайшнаваапарадха разрушает все духовные достижения, но также говорится, что нет никаких потерь в преданном служении, которое человек практикует?
Ответ:
Да, это кажется противоречивым. Никаких потерь нет в духовном продвижении. Но Вайшнаваапарадха может сбить с пути духовного продвижения. Но когда преданный возвращается на свой путь, тогда он получает все возможности для того, чтобы снова пользоваться этими духовными достижениями.
Вопрос:
- Шрила Вишванатха Тхакур говорит в "Матхури-кадамбини", Вы читали ее? Несмотря на то, что Вайшнав прощает оскорбления, но пыль со стоп Вайшнава не прощает оскорблений.
Пыль со стоп Вайшнава - это последователи Вайшнава. Пыль Вайшнава - это значит преданный, который следует по его лотосным стопам и находится у его лотосных стоп. Мы должны понять, что когда мы совершаем оскорбления, Вайшнав прощает оскорбления, но это не еще все. Мы также должны просить прощения у тех, кто следует по его лотосным стопам.
Вопрос:
- Вы упоминали, что человек не должен оскорблять Вайшнава... должны ли мы просить прощение за предыдущие греховные действия и за случайные падения или за ошибки, которые практически исправлены. Где мы можем прочертить линию "за прошлые грехи" - это час назад, неделя назад, месяц назад или если мы совершаем сейчас какие-то плохие действия?
Самый безопасный способ - это не думать об ошибках, которые совершает этот Вайшнав и быть критичным. Если необходимо, мы можем помочь ему, сказав: "Прабху, не делайте этого". Что такое критика? В чем разница между критикой и поправлением? Об этом мы поговорим на следующей лекции. Исправление преданных. Разница между критикой и исправлением преданных, когда вы отправляетесь к этому преданному и говорите, что это неправильно, лучше так не делать. Это считается исправлением, но если Вы за спиной преданного говорите, что этот преданный бесполезен, он падший. За его спиной. Это критика. Но если мы на самом деле являемся его доброжелателями, если мы видим, что личность падает. Что мы должны делать? Мы должны показывать пальцем и говорить что он падший? Нет. Мы, на самом деле, должны протянуть ему руку. Помочь ему подняться. То есть, как говорится, мы должны ненавидеть грех, а не грешника. Таким образом, мы можем увидеть насколько велик Вайшнав. Это замечательный пример из Вайшнавского этикета.
Вопрос:
- Если мы видим что кто-то оскорбляет Вайшнава, как мы должны реагировать на это? И также, когда карми оскорбляют Вайшнава?
Несмотря на то, что даны различные указания, как должен человек реагировать, первое, что можно попытаться сделать - это переубедить человека, того, кто оскорбляет Вайшнава, критикует Вайшнава, мы должны переубедить его при помощи логики. Но если мы не можем это сделать, тогда в некоторых случаях говорится, что надо отрезать язык этому человеку. Если мы не можем этого сделать, то мы должны оставить это место, и когда мы оставляем это место, то прямо в одежде мы должны совершить омовение, потому что мы оскверняемся. И еще один момент, - в этот век преданные не могут совершать насилие. Чайтанья Махапрабху говорил, что в век Кали мы не должны действовать насильственным образом. Поэтому Чайтанья Махапрабху не брал в руки оружия и он не хотел, чтобы другие совершали насилия, потому что, если в век Кали начать совершать насилие, то остановить его уже будет невозможно. Самое лучшее - сказать этому человеку: "Не делай этого. Это плохо". Если человек не слушает, то лучше оставить это место. Если вы себя чувствуете в безнадежной ситуации, когда уже ничего невозможно сделать, тогда это особый случай. Если мать избивает сына, если брат матери ругает мать, то это есть домашние дела. Ничего невозможно сделать. Если мать бьет своего сына или брат вашей матери ругает вашу мать, вы можете сохранить нейтральное положение. То есть, нужно оценить положение, сориентироваться и действовать соответственным образом.
В Вайшнавском обществе младший не пытается исправить старшего. Если руководитель какого-то отдела храма действует неправильно, что делает Вайшнав? Он отправляется к президенту храма и говорит ему. И если президент совершает что-то не так, то мы отправляем письмо в ДЖИБИСИ. И ДЖИБИСИ исправляет нас. Но если ДЖИБИСИ совершает что-то неправильно, пишите в комитет ДЖИБИСИ, но если комитет ДЖИБИСИ не делает правильно, то что-то не так с вами. В ИСККОН у нас есть резолюция ДЖИБИСИ, что любой может послать жалобу в ДЖИБИСИ. Если президент храма или местный ДЖИБИСИ не отвечает на жалобы, то можно послать жалобу в комитет ДЖИБИСИ. Можно подождать несколько месяцев, если это в середине года до встречи в Маяпуре и тогда комитет ДЖИБИСИ рассмотрит вашу жалобу. Есть еще предписание в шастрах - покончить жизнь самоубийством, если кто-то слышит оскорбление преданных. Но, на самом деле, в этот век Кали таких нет преданных, которые могли бы оставить тело, услышав оскорбления. Как Сатья оставила тело, услышав оскорбление по отношению к Шиве. Это не советуется в век Кали. Прабхупада не вдохновлял оставлять тело. И Чайтанья Махапрабху никого не вдохновлял. Он остановил Санатану Госвами, который хотел оставить тело. Махапрабху сказал, что, оставив тело, ты ничего не решишь, просто займись преданным служением, это самое лучшее. Младшие преданные не должны исправлять старших преданных. Но как в отношении равных? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наша речь не превратилась в критику. И если это делается с правильным пониманием и правильным умонастроением, тогда это хорошо, это нормально.
Вопрос:
Вначале преданные очень вдохновлены в воспеваниях, танцах, проповеди. Но потом их энтузиазм начинает падать. Означает ли это, что они совершают Вайшнаваапарадху?
Ответ:
Это может быть из-за Вайшнаваапарадх, но не обязательно. Вишванатха Чакравати Тхакур упоминал, что есть различные стадии духовного развития. То есть ступень анартха-нивритти. Когда в начале каждый преданный очень большой энтузиаст, но потом этот энтузиазм начинает уменьшаться. Я вам объяснял, что тот энтузиазм, с которым мы начинаем преданное служение - это не настоящий энтузиазм. Энтузиазм нового преданного не из-за любви к Кришне. Просто этот энтузиазм на сентиментальном уровне. То есть, например, кто-то получает новую книгу, о которой мечтал. Вы будете читать эту книгу, даже будете засыпать с ней. Когда вы ее читаете, даже не понимая ее, то пытаетесь читать внимательно, чтобы другие думали, что вы великий ученый. Этот искусственный энтузиазм не продолжается долго, он начинает падать. Но постепенно, когда человек освобождается от анартх, он возвышается на уровень ништхи и тогда он очищается. И тогда его преданность все больше усиливается. Но в то же самое время, из-за последствий Вайшнаваапарадхи, человек может потерять энтузиазм и, вообще, оставить сознание Кришны. И мы должны понять, что если это Вайшнаваапарадха, то тогда есть опасность, что человек может упасть и оставить сознание Кришны. Есть различные стадии развития: думать, чувствовать, желать и действовать. Советуется, что когда человек чувствует, что он совершает оскорбление в уме, то есть мы о ком-то оскорбительно думаем, то тогда человек должен совершать служение этой личности и таким образом, этот человек может избавиться от вайшнаваапарадхи. Это очень хорошая идея.
Основное понимание - это не думать негативно ни о ком!
Если мы думаем о каких-то недостатках или о чем-то плохом в Вайшнаве, то самый лучший способ исправить этого человека - это попытаться признать в нем различные хорошие качества и лучший способ общаться с ним - это через служение.
Разубеждение оскорбителя - это дело брахмана. Кшатрий должен отрезать язык, вайшйя должен оставить место, а шудра должен оставить тело. Я сказал, что первые три нормально, а в четвертом я сомневаюсь. Шудра очень привязан к телу. Для него оставить тело это очень сложная задача.
Вопрос:
- Как молодой преданный должен задавать вопросы, а старший как должен отвечать? Ответ:
У старшего преданного есть знания, поэтому он должен отвечать в соответствии с писаниями.
Вопрос:
- Что значит сознательные и несознательные оскорбления?
Несознательные - это значит без знания о том, что мы совершаем ошибку, оскорбить человека.
Вопрос:
- Кто-то может оскорбить Вайшнава и упасть. И в следующей жизни он может начать свою духовную жизнь снова. И как же он избавится от своего оскорбления? Он же ведь не сможет встретить этого Вайшнава. Как он попросит прощения?
Важный момент заключается в том, что человек должен всегда молиться о том что, если совершены какие-то оскорбления по отношению к одному Вайшнаву, надо просить прощения у всех Вайшнавов. И Вайшнавы очень милостивы. И когда они чувствуют, что кто-то думает таким образом, они говорят - оскорблений нет. И другой момент, если кто-то совершил оскорбления в прошлой жизни, для того чтобы освободить его от этого оскорбления, Кришна устраивает так, чтобы как-то он освободился от оскорблений. В этой связи я помню один случай. У Бхактисидханты Сарасвати Тхакура был брат, который умер в молодом возрасте и перед смертью он просил Бхактисидханту Сарасвати Тхакура простить его за все оскорбления. И в этот момент тилака Рамануджи появилась у него на лбу и Бхактисидханта Сарасвати Тхакур сказал, что он был Вайшнавом Рамануджи в прошлой жизни. И он совершил оскорбление и за это оскорбление он просил прощение у Вайшнава. Кришна свел их вместе, для того, чтобы освободить его от этого оскорбления.
Как уже упоминалось, лучше всего оставить место, где совершаются оскорбления Вайшнава.
Может старший преданный делает что-то неправильно и руководство чувствует, что другие преданные должны знать об этом, то это не критика и не Вайшнаваапарадха. Это делается для блага всех преданных, всего общества. Это надо понять!
Сегодня мы обсудим положение Вайшнава и оскорбления по отношению к Вайшнавам. Кто такой Вайшнав? Слово Вайшнав исходит из слова Вишну. Тот, кто поклоняется Вишну, известен как Вайшнав. И это самое возвышенное положение для живого существа, когда живое существо становится преданным Верховной Личности Бога. Надо понять, что эта личность находится на самом возвышенном положении. Стать Вайшнавом нелегко. В материальном мире люди забывают о Кришне, Верховной Личности Бога. Забывая Кришну, живые существа падают в материальный мир, а материальная природа такова, что каждый пытается наслаждать свои чувства. Но истинное положение живого существа состоит в том, что оно должно отказаться от этих попыток наслаждать свои чувства и стать слугой Кришны. Поэтому когда человек становится слугой Кришны, надо понимать, что эта личность освободилась от материальной обусловленности и эта личность больше не находится в материальной природе, несмотря на то, что для нас может показаться, что эта личность находится на материальном уровне, но на самом деле эта личность не находится на этом уровне. Тело, может быть находится в материальной природе, но сам он находится в духовном мире. Это преимущество человек получает, если он становится слугой Кришны. Поэтому положение преданного Вайшнава считается самым возвышенным.
Преданный считается самым возвышенным живым существом. В "Хари-Бхакти-Виласе" Санатана Госвами записал различные цитаты из священных писаний. И он там утверждает положение преданного Вайшнава. Он говорит, что преданные господа Хари очень редки в этот век Кали. Положение Преданного наиболее возвышенное, даже более возвышенное, чем господа Брахмы и Шивы. Мы можем видеть, насколько возвышенно положение преданного, который полностью предается Верховной Личности Бога Кришне, его положение - более возвышенное, чем господа Брахмы. Кто такой Брахма? Брахма является инженером этой вселенной. Самое возвышенное положение в этой вселенной - это положение Брахмы. И кто такой Шива? Его положение даже более возвышенней, чем положение господа Брахмы. Господь Шива является источником и прибежищем всех живых существ, и господь Шива также является Великим преданным Вишну. Но тут дается определение, что положение Вайшнава более возвышенное, чем Господа Брахмы. И почему здесь упоминается, что положение Вайшнава возвышенней, чем положение Господа Брахмы и Господа Шивы? Несмотря на то, что Господь Шива является великим Вайшнавом. Да, это так, потому что Вайшнав находится на Вайкунтхе, которая находится даже выше, чем обитель Господа Шивы. Поэтому по своей природе положение Вайшнава выше, чем положение Брахмы и Шивы.
Присутствие преданного в момент смерти возвышает до духовного мира даже убийцу брахмана. Знакомы ли Вы с этой песней "Душане павитра карам" - "Просто давая свой даршан, он очищает каждого". И Его даршан настолько очищает, что если человек видит Вайшнава в момент смерти, он освобождается от всех греховных реакций и становится достойным вернутся в Духовный мир. И если мясоед становится Вайшнавом, то тогда он становится более возвышенным, чем брахмана. Положение брахмана является самым возвышенным положением среди всех живых существ, а положение собакоеда (чандала) - это положение самого низшего из людей. Но если чандала, чьим делом является сожжение мертвых тел, чьей пищей является собачье мясо, если он становится преданным Вишну, тогда он возвышается до положения, которое более возвышенное, чем положение Брахмы. Таким образом, мы можем видеть насколько возвышен Вайшнав.
Даже в момент полного уничтожения преданные Вишну не падают. Полное уничтожение имеет место, когда Брахма засыпает, и когда в конечном итоге Брахма умирает, тогда все разрушается, но тут говорится, что Вайшнава не разрушается даже в момент полного разрушения, и Вайшнав не умирает даже если все творение разрушается. Что это значит "Вайшнава не умирает"?. Мы же видим, что Вайшнавы умирают. На самом деле, он свое тело просто оставляет, как старую одежду, и одевает новую, потому что Вайшнав находится в своем чистом изначальном состоянии. В этом изначальном духовном состоянии Вайшнав понимает свое положение как вечного слуги Верховной Личности Бога. Поэтому после оставления этого тела Вайшнав возвышается до духовного мира. И когда Вайшнав присутствует на этой планете, Вайшнав просто распространяет славу Верховной Личности Бога для блага других живых существ. И когда Вайшнав оставляет тело, надо понимать, что Кришна посылал этого Вайшнава для того, чтобы он выполнил определенную миссию, а когда миссия заканчивается, то Кришна забирает Вайшнава в свою обитель.
Те, кто поклоняются Верховной Личности Шри Хари являются лучшими среди людей. И нет никого лучшего в трех мирах. Те, кто поклоняются Вишну Шри Хари находятся на самом возвышенном положении, нет никого в этом мире лучше и выше, чем они. Вайшнавы безгрешны и возвышенны, они очищают все творение, поэтому они лучше, чем места паломничества. Если вы собрались отправиться в места паломничества для того, чтобы очистится, но встретите Вайшнава и получите возможность воочию увидеть Его, то тогда для вас нет необходимости отправляться в святые Дхамы. Когда человек отправляется в места паломничества, это значит что он отправляется туда просто для того, чтобы общаться с Вайшнавом.
Кришна говорит: "Те, кто говорят, что они мои преданные, на самом деле не являются моими преданными, но те кто являются преданными моих преданных - те являются истинными преданными". Да, Кришна считает их своими преданными. И как мы обсуждали ранее, та личность, которая просто поклоняется Кришне, но не признает преданных Кришны, является преданным-неофитом, но личности, которые поклоняются преданным Кришны, являются истинными преданными. Кришна говорит: "Кто Мои преданные? Те преданные, которые предаются Мне и освобождаются от привязанности, зависти и гордости, постоянно признают Мою славу и они никогда и никому не приносят беспокойств, они постоянно заняты поклонением Моим преданным и жаждут слышать обо Мне,- такие личности несут Меня в свoем сердце."
Кришна так описывает Вайшнавов. Кто такие Вайшнавы? Вайшнав - это тот, кто предается Кришне и освобождается от всех материальных эффектов. Oн освобождается от двойственности этой материальной природы, от двойственности радости и страдания, счастья и не счастья, боли и наслаждений, и такая личность всегда занята служению преданным Верховной Личности Бога и распространениeм славы Верховной Личности Бога. И подобный преданный очень редок, и когда мы общаемся с таким преданным, мы должны использовать все возможности для того, чтобы слушать о славе Верховной Личности Бога от таких личностей, и мы должны понять, что подобная личность несет Кришну в своем сердце. Eго сердце является Вриндаваном, и его сердце является храмом, где Кришна постоянно присутствует.
Таким образом из священных писаний, по милости Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, мы получаем знание о возвышенном положении Вайшнавов. По милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира становятся Вайшнавами. Сегодня Вайшнавы присутствуют практически по всему миру в каждой стране, несмотря на то, что в писании упоминается, что очень редко можно встретиться с Вайшнавами. Вайшнавы в этом мире очень редки, но могущественные преданные, подобные Шриле Прабхупаде, способны создать Вайшнавов по всему миру. Кaков признак чистого преданного? Признак чистого преданного в том, что просто видя его, другие очищаются. Приходя в соприкосновение с Вайшнавом даже на мгновение, человек получает благо. Люди могут сомневаться, будут говорить, что преданные в ИСККОН не Вайшнавы, потому что Вайшнавы очень редки, но человек не должен думать таким образом. Но с другой стороны мы должны всегда помнить, что по милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира, не имеет значения, откуда они, должны стать Вайшнавами.
Мы должны быть очень осторожны, когда мы обращаемся с ними, потому что если мы совершаем оскорбление Вайшнава, тогда вся наша духовная жизнь будет разрушена. Поэтому человек должен быть очень осторожным, общаясь с Вайшнавами. Существует различные виды оскорблений. Из всех этих оскорблений Вайшнаваaпарадха - оскорбление преданных наиболее опасна.
Когда мы начинаем духовную жизнь, когда мы получаем семя преданного служения по милости Гуру и Кришны, тогда это семя попадает на поле нашего сердца. Путешествуя по всей вселенной, некоторые удачливые живые существа по милости Духовного учителя и Кришны получают Бхактилатабич - семя ростка преданного служения. И затем благодаря инициации этот росток преданного служения сажается в сердце живого существа. И когда мы сажаем семя, что мы должны делать для того, чтобы семя прорастало? Необходимо поливать его. Каким образом мы можем поливать? Каков этот процесс поливания? Это слушание и воспевание. При помощи воды слушания и воспевания мы поливаем поле преданности. Что это за поле, которое мы поливаем? Поле - это наше сердце.
Итак Бхактилатабич прорастает на этом поле и по мере того, как мы слушаем и воспеваем, практикуем преданное служение в соответствии наставлениями Садху, Шастр и Гуру, тогда этот росток преданности начинает расти, и мы практикуем все процессы преданного служения. Тогда эта Бхактилата начинает прорастать. Итак Бхактилата растет на поле нашего сердца, но если случайно сумасшедший слон заберет в этот сад нашего сердца, что случится тогда? Кто-нибудь видел сумасшедшего слона? По крайней мере, вы знаете, что это такое. Oн может затоптать, вырвать все. Иногда мы слышим истории о ненормальных слонах. Oни разрушают даже дома и вырывают с корнем все, что рядом растет. Что уж говорить о сумасшедшем слоне, когда он врывается в сад. Будет все просто разрушено. И оскорбление в отношение Вайшнава сравнивается с безумным, сумасшедшим слоном, который врывается в сад нашего сердца.
Когда человек совершает Вайшнаваапарадху, его преданное служение полностью разрушается! Поэтому человек должен быть очень осторожным, чтобы не совершить оскорбление. Существуют различные типы оскорблений в отношении Вайшнавов. В "Хари-Бхакти-Виласе" упоминается, что когда человек оскорбляет Вайшнава, поносит Вайшнава, он теряет свою религиозность, богатство, славу. Поносить - это значит говорить очень плохо о Вайшнаве. Когда кто-то критикует Вайшнава - это называется Вайшнава-бинда или поношение Вайшнава, поношение преданного. Подобное поношение может разрушить все, чего только достиг человек. Он теряет религиозность, славу, богатство. Он теряет все.
В Хари-Бхакти Виласе описывается шесть оскорблений в отношении Вайшнава. Они взяты из Сканда-пураны. Шесть способов совершения апарадх по отношению к Вайшнавам:
1. Бить Вайшнава.
Если кто-то бьет Вайшнава, то это естественно считается величайшим оскорблением.
2. Поносить Вайшнава.
3. Завидовать Вайшнаву.
4. Не относится к Вайшнаву с должным почтением.
Когда к нам приходит Вайшнав, то как мы должны встретить его?
"О Прабху! Вы пришли - это большая удача, что я могу сделать для Вас? Пожалуйста примите мои смиренные поклоны". Так человек должен встречать Вайшнава. Если мы не делаем таким образом, то это будет оскорбительно.
5.Злится на Вайшнава.
6.Не чувствовать себя счастливым, видя Вайшнава.
Это также считается оскорблением.
Итак, это шесть видов оскорблений, упоминаемых в Сканда-пуране. И в
"Харинама-чинтамани" также описываются четыре типа оскорблений:
1. Искать недостатки в Вайшнаве из за его кажущегося низкого рождения.
Если считают, что кто-то из Вайшнав рожден в низкой семье и если кто-то думает, что он рожден в низкой семье, то это будет считаться оскорбительным.
2. Поносить Вайшнава за его прошлые ошибки.
Если кто-то когда-то не так что-то сделал, совершил какую-то ошибку. Если мы оскорбляем его из-за того, что он сделал что-то неправильно в прошлом, то это будет оскорбительно. Мы должны запомнить, что по милости Кришны Вайшнав постоянно совершает духовное продвижение. И если этот преданный совершил что-то плохое в прошлом, он не отвечает все время за свoи ошибки. Мы должны думать, что об этом преданном заботится Кришна и Он очищает его от всех предыдущих оскорблений и нечистот. Вайшнав, который занят в служении Кришне с полной искренностью, даже если кажется, что он совершает ошибки или у него есть какие-то недостатки, даже если кажется что он судурачаро (дурачаро, это значит злодей, а судурачаро, это значит великий злодей) даже если он кажется великим злодеем, даже тогда мы должны помнить, что он является преданным.
"Бхаджате мам ананья бад" - мы должны считать его святой личностью поскольку он преданный, потому что преданный очищается Кришной. Кришна очищает его. В начале у нас могут быть недостатки, но если мы предаемся Кришне, то Кришна очищает нас. И поносить Вайшнава за его прошлые ошибки - это все равно, что мы будем упрекать своего друга за то, что он бегал в детстве голышом, но это не значит, что он будет постоянно ходить голым и тем самым давать повод другим упрекать себя. Т.е. Вайшнав может совершать какие-то ошибки в прошлом, но он очищается по мере прогресса.
3. Поносить Вайшнава за его случайные падения.
Мы должны считать, что он все равно Вайшнав и почитать его.
4. Поносить Вайшнава за ошибки, которые почти исправлены. Если кто-то совершил какие-то ошибки и он почти исправил свои ошибки, но если мы не видим, как он пытается исправить эти ошибки и поносим его за это, это считается Вайшнаваапарадхой.
Таким образом, мы должны быть очень осторожны. Самый лучший способ совершать духовный прогресс - это служить преданным. И мы должны в обществе преданных воспользоваться этой возможностью для того, чтобы совершать быстрое продвижение. Каким образом мы можем сделать это? Мы должны постоянно служить Вайшнавам и положительно относится к ним, и пытаться не совершать даже малейших оскорблений. С одной стороны у нас есть великое преимущество - общение с преданными, и общаясь с преданными, мы можем очень быстро духовно прогрессировать, но когда у нас есть такое преимущество, нас также подстерегает и великая опасность. Опасность заключается в том, что мы можем совершить оскорбления по отношению к Вайшнавам и разрушить наш духовные достижения. Поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не совершать Вайшнаваапарадх.
Когда мы совершаем большое духовное продвижение, наряду с этим у нас увеличивается возможность пострадать. Например, если вы едете на скоростной машине, то вы можете быстро доехать до места. Но если вы залетите или попадете в аварию, то что случится? Вы просто погибнете. Или, допустим, вы имеете дело с высоковольтными проводами, с электричеством, то вы можете при помощи этого электричества осветить комнату, охладить, нагреть все что угодно. Но если вы будете неосторожны, то совершите ошибку. Что случится? Вы получите электрический удар.
С одной стороны, Прабхупада дал нам замечательную возможность совершать духовное продвижение - быть в обществе преданных, но если мы совершаем маленькую ошибку, то тогда эта ошибка приведет к большим потерям в духовной жизни. Поэтому мы должны быть очень и очень осторожны! Когда мы общаемся с Вайшнавами, мы НЕ должны думать, что он просто новый преданный или он не такой ученый или внешне он не выглядит сильно продвинутым. Мы не должны так думать! Мы должны всегда помнить, что все Вайшнавы являются нашими хозяевами и господами. Поэтому мы обращаемся ко всем Вайшнавам, называя их Прабху. Прабху значит господин. Бывает мы обращаемся ко всем Вайшнавам как к Прабху, а когда приходит время совершать служение, мы не хотим совершать это служение. Разве это хорошо? Мы всегда должны помнить, что мы являемся смиренными слугами Кришны и преданных Кришны. И каждый является нашим хозяином и господином и достойным поклонения. И если мы воспитаем подобное отношение друг к другу, тогда мы совершим очень быстрый духовный прогресс.
Вопросы:
- Иногда преданные занимают положение управляющего (менеджера) и кажется, что они очень сильно гневаются на других преданных из-за того, что они, как им кажется, не совершают служение правильно.
Иногда можно видеть, как преданный возвращается с санкиртаны ничего не распространив. Конечно, он не чувствует себя счастливым. Этот менеджер видит такого преданного и гневается. Что это значит? Подчас такой менеджер ради своего служения Кришне и преданным желает, чтобы все было хорошо. И он начинает злиться, если что-то не так. Подобные менеджеры могут действовать таким образом. Но даже тогда мы должны действовать очень осторожно и с пониманием того, что мы делаем это для Кришны и для Шрилы Прабхупады.
И еще один момент, который я хочу упомянуть, даже два момента, которые я не вспоминал. Один - это то, что говорил Прабхупада: Иногда случается, что у двух преданных нет согласия друг с другом, и они начинают спорить. И преданные спрашивают, что делать, если двое преданных спорят. Прабхупада сказал, что исконовские преданные - как братья. Даже в семье братья иногда спорят, сражаются, но через пять минут они уже дружат опять друг с другом. Спор между братьями не настолько серьезен. Шрила Прабхупада подтвердил, что если мы остаемся в ИСККОН, то может показаться, что у нас есть какие-то несогласия. Если мы остаемся в ИСККОН, тогда эти небольшие оскорбления не будут иметь серьезного эффекта, потому что Вайшнавы очень милостивы. Мы можем нанести им оскорбления. Но если мы попросим прощения у Вайшнава и подружимся с ним, тогда результат этого оскорбления уничтожится.
Есть еще один очень важный момент: что человек должен делать, когда совершает оскорбление по отношению к Вайшнаву? Если человек совершает оскорбления в отношении других, например, Кришны - севаапарадха. Даже севаапарадха может быть уничтожена при помощи воспевания святого имени Господа, но Вайшнаваапарадха, совершенная преданным, не может быть так уничтожена. На самом деле это оскорбление только увеличится при воспевании Святого Имени, так как оскорбляются Cвятые Имена из-за оскорбления Вайшнавов. Даже Святое Имя Господа не может нас очистить от Вайшнаваапарадхи. Есть единственный способ избавиться от Вайшнаваапарадхи. Мы должны упасть к стопам этого Вайшнава и просить у него прощения: "Пожалуйста, Прабху, простите меня за мое оскорбление. И Вайшнав очень милостивый. И когда кто-то просит прощения у Вайшнава, как реагирует Вайшнав? Вайшнав незамедлительно обнимает его. Он поднимает его, обнимая его, он говорит, что вы не совершили никакого оскорбления по отношению ко мне, поэтому, пожалуйста, не думайте так. То, что вы совершили действительно может оскорбить Вайшнавов. Но я не вайшнав, я просто пытаюсь быть Вайшнавом.
Да, Вайшнав думает о себе, что он просто пытается стать Вайшнавом, но он видит других как Вайшнавов. И если он чувствует, что он совершил оскорбление по отношению к Вайшнавам, то он сразу же просит прощения. Вайшнав не будет думать, что этот преданный неофит, он просто новый бхакта, а я такой великий преданный, кто может сравнится со мной? Вайшнав никогда не думает так. Он думает, что только он не смог стать Вайшнавом, а другие все Вайшнавы, в особенности, в этом обществе ИСККОН, которое создано чистым преданным Шрилой Прабхупадой и продолжает миссию Чайтаньи Махапрабху. Это особая духовная организация. Все преданные в ИСККОН очень и очень продвинутые. Вопрос:
- Могут ли эти оскорбления быть уменьшены каким-то другим способом, кроме того, как просить прощения у Вайшнава? А если просто совершать служение?
Есть два вида оскорбления: одно сознательное, а другое бессознательное. И если человек совершил сознательно оскорбление, тогда он обязан просить прощения у этой личности, потому что вайшнаваапарадху может простить тот, кого оскорбили. Примером является Амбариша Махарадж. Его оскорбил великий мудрец Дурваса Муни и Амбариша Махарадж ничего не предпринял, чтобы защитить себя, так как он твердо верил, что преданного всегда защищает Господь. И Господь защитил его при помощи Сударшана Чакры. Она облетает всю вселенную, чтобы защищать Вайшнавов. И Сударшана Чакра полетела за Дурвасой Муни, чтобы срубить ему голову. Дурваса Муни настолько испугался, что побежал, чтобы спасти свою жизнь. Он отправился к Господу Шиве, поскольку был преданным Господа Шивы, и попросил у него защиты, но Шива сказал, что я ничего не смогу сделать, поскольку ты совершил оскорбление по отношению к Вайшнаву, я ничего не могу сделать. Затем Дурваса отправился на Вайкунхалоку к Нарайяне и начал молится Нарайяне, но даже Нарайяна сказал, что я ничего не смогу сделать, единственный способ для тебя спастись, - отправиться к Амбарише, которого ты оскорбил, и просить у него прощения, потому что даже я ничего не могу сделать. Даже Вишну не смог остановить Сударшана Чакру. И Дурвасе Муни пришлось отправиться назад к Амбарише Махараджу и просить у него прощения, в ответ Амбариша Махарадж незамедлительно обнял его: "Никаких оскорблений не было. Кто я такой? Как же можно совершить оскорбление по отношению ко мне? Ты такая великая личность. Я дал тебе совет, а ты из-за этого совета разгневался, но это не проблема".
Поэтому, если есть сознательное оскорбление Вайшнава, то мы должны просить прощение. Но если есть несознательные оскорбления, мы тогда должны в уме молиться этому Вайшнаву и Всем другим Вайшнавам: "Если я Вам нанес какое-то оскорбление, пожалуйста, простите меня". Таким образом Вайшнав поддерживает смиренное умонастроение, и замечательный пример - это Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада настолько был великим преданным, самым великим, которого, когда бы то ни было, только видел мир. И перед тем как оставить эту планету, Шрила Прабхупада всегда молил всех Вайшнавов простить его. Когда кто-то приходил из Гаудья-матх, братья в боге Шрилы Прабхупады, он говорил: "Простите меня, если я совершил какое-то оскорбление". Он говорил, что, проповедуя, я совершал много оскорблений по отношению к Вам, пожалуйста, простите меня. И Прабхупада сказал, что вы должны попросить всех других Вайшнавов простить его. Прабхупада однажды попросил прощения у собственной сестры. Я был там и слышал как Прабхупада просил прощения. Он сказал:" Прости меня за все оскорбления в отношении тебя". И после того, как она ушла, Прабхупада сказал, что она является Вайшнавой, она инициирована моим духовным учителем, поэтому она является Вайшнавой. Таким образом, Шрила Прабхупада всегда просил прощения у Вайшнавов. Даже если он совершал несознательное оскорбление.
Но оскорбления нельзя совершать. Если человек преданный, то вовсе необязательно, что он никогда не гневается. Он может гневаться, но мы должны иметь видение в сознании Кришны, почему он гневается. Мы не можем судить преданного. То есть, мы должны попытаться понять почему это происходит.
Вопрос:
- Вайшнаваапарадха разрушает все духовные достижения, но также говорится, что нет никаких потерь в преданном служении, которое человек практикует?
Ответ:
Да, это кажется противоречивым. Никаких потерь нет в духовном продвижении. Но Вайшнаваапарадха может сбить с пути духовного продвижения. Но когда преданный возвращается на свой путь, тогда он получает все возможности для того, чтобы снова пользоваться этими духовными достижениями.
Вопрос:
- Шрила Вишванатха Тхакур говорит в "Матхури-кадамбини", Вы читали ее? Несмотря на то, что Вайшнав прощает оскорбления, но пыль со стоп Вайшнава не прощает оскорблений.
Пыль со стоп Вайшнава - это последователи Вайшнава. Пыль Вайшнава - это значит преданный, который следует по его лотосным стопам и находится у его лотосных стоп. Мы должны понять, что когда мы совершаем оскорбления, Вайшнав прощает оскорбления, но это не еще все. Мы также должны просить прощения у тех, кто следует по его лотосным стопам.
Вопрос:
- Вы упоминали, что человек не должен оскорблять Вайшнава... должны ли мы просить прощение за предыдущие греховные действия и за случайные падения или за ошибки, которые практически исправлены. Где мы можем прочертить линию "за прошлые грехи" - это час назад, неделя назад, месяц назад или если мы совершаем сейчас какие-то плохие действия?
Самый безопасный способ - это не думать об ошибках, которые совершает этот Вайшнав и быть критичным. Если необходимо, мы можем помочь ему, сказав: "Прабху, не делайте этого". Что такое критика? В чем разница между критикой и поправлением? Об этом мы поговорим на следующей лекции. Исправление преданных. Разница между критикой и исправлением преданных, когда вы отправляетесь к этому преданному и говорите, что это неправильно, лучше так не делать. Это считается исправлением, но если Вы за спиной преданного говорите, что этот преданный бесполезен, он падший. За его спиной. Это критика. Но если мы на самом деле являемся его доброжелателями, если мы видим, что личность падает. Что мы должны делать? Мы должны показывать пальцем и говорить что он падший? Нет. Мы, на самом деле, должны протянуть ему руку. Помочь ему подняться. То есть, как говорится, мы должны ненавидеть грех, а не грешника. Таким образом, мы можем увидеть насколько велик Вайшнав. Это замечательный пример из Вайшнавского этикета.
Вопрос:
- Если мы видим что кто-то оскорбляет Вайшнава, как мы должны реагировать на это? И также, когда карми оскорбляют Вайшнава?
Несмотря на то, что даны различные указания, как должен человек реагировать, первое, что можно попытаться сделать - это переубедить человека, того, кто оскорбляет Вайшнава, критикует Вайшнава, мы должны переубедить его при помощи логики. Но если мы не можем это сделать, тогда в некоторых случаях говорится, что надо отрезать язык этому человеку. Если мы не можем этого сделать, то мы должны оставить это место, и когда мы оставляем это место, то прямо в одежде мы должны совершить омовение, потому что мы оскверняемся. И еще один момент, - в этот век преданные не могут совершать насилие. Чайтанья Махапрабху говорил, что в век Кали мы не должны действовать насильственным образом. Поэтому Чайтанья Махапрабху не брал в руки оружия и он не хотел, чтобы другие совершали насилия, потому что, если в век Кали начать совершать насилие, то остановить его уже будет невозможно. Самое лучшее - сказать этому человеку: "Не делай этого. Это плохо". Если человек не слушает, то лучше оставить это место. Если вы себя чувствуете в безнадежной ситуации, когда уже ничего невозможно сделать, тогда это особый случай. Если мать избивает сына, если брат матери ругает мать, то это есть домашние дела. Ничего невозможно сделать. Если мать бьет своего сына или брат вашей матери ругает вашу мать, вы можете сохранить нейтральное положение. То есть, нужно оценить положение, сориентироваться и действовать соответственным образом.
В Вайшнавском обществе младший не пытается исправить старшего. Если руководитель какого-то отдела храма действует неправильно, что делает Вайшнав? Он отправляется к президенту храма и говорит ему. И если президент совершает что-то не так, то мы отправляем письмо в ДЖИБИСИ. И ДЖИБИСИ исправляет нас. Но если ДЖИБИСИ совершает что-то неправильно, пишите в комитет ДЖИБИСИ, но если комитет ДЖИБИСИ не делает правильно, то что-то не так с вами. В ИСККОН у нас есть резолюция ДЖИБИСИ, что любой может послать жалобу в ДЖИБИСИ. Если президент храма или местный ДЖИБИСИ не отвечает на жалобы, то можно послать жалобу в комитет ДЖИБИСИ. Можно подождать несколько месяцев, если это в середине года до встречи в Маяпуре и тогда комитет ДЖИБИСИ рассмотрит вашу жалобу. Есть еще предписание в шастрах - покончить жизнь самоубийством, если кто-то слышит оскорбление преданных. Но, на самом деле, в этот век Кали таких нет преданных, которые могли бы оставить тело, услышав оскорбления. Как Сатья оставила тело, услышав оскорбление по отношению к Шиве. Это не советуется в век Кали. Прабхупада не вдохновлял оставлять тело. И Чайтанья Махапрабху никого не вдохновлял. Он остановил Санатану Госвами, который хотел оставить тело. Махапрабху сказал, что, оставив тело, ты ничего не решишь, просто займись преданным служением, это самое лучшее. Младшие преданные не должны исправлять старших преданных. Но как в отношении равных? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наша речь не превратилась в критику. И если это делается с правильным пониманием и правильным умонастроением, тогда это хорошо, это нормально.
Вопрос:
Вначале преданные очень вдохновлены в воспеваниях, танцах, проповеди. Но потом их энтузиазм начинает падать. Означает ли это, что они совершают Вайшнаваапарадху?
Ответ:
Это может быть из-за Вайшнаваапарадх, но не обязательно. Вишванатха Чакравати Тхакур упоминал, что есть различные стадии духовного развития. То есть ступень анартха-нивритти. Когда в начале каждый преданный очень большой энтузиаст, но потом этот энтузиазм начинает уменьшаться. Я вам объяснял, что тот энтузиазм, с которым мы начинаем преданное служение - это не настоящий энтузиазм. Энтузиазм нового преданного не из-за любви к Кришне. Просто этот энтузиазм на сентиментальном уровне. То есть, например, кто-то получает новую книгу, о которой мечтал. Вы будете читать эту книгу, даже будете засыпать с ней. Когда вы ее читаете, даже не понимая ее, то пытаетесь читать внимательно, чтобы другие думали, что вы великий ученый. Этот искусственный энтузиазм не продолжается долго, он начинает падать. Но постепенно, когда человек освобождается от анартх, он возвышается на уровень ништхи и тогда он очищается. И тогда его преданность все больше усиливается. Но в то же самое время, из-за последствий Вайшнаваапарадхи, человек может потерять энтузиазм и, вообще, оставить сознание Кришны. И мы должны понять, что если это Вайшнаваапарадха, то тогда есть опасность, что человек может упасть и оставить сознание Кришны. Есть различные стадии развития: думать, чувствовать, желать и действовать. Советуется, что когда человек чувствует, что он совершает оскорбление в уме, то есть мы о ком-то оскорбительно думаем, то тогда человек должен совершать служение этой личности и таким образом, этот человек может избавиться от вайшнаваапарадхи. Это очень хорошая идея.
Основное понимание - это не думать негативно ни о ком!
Если мы думаем о каких-то недостатках или о чем-то плохом в Вайшнаве, то самый лучший способ исправить этого человека - это попытаться признать в нем различные хорошие качества и лучший способ общаться с ним - это через служение.
Разубеждение оскорбителя - это дело брахмана. Кшатрий должен отрезать язык, вайшйя должен оставить место, а шудра должен оставить тело. Я сказал, что первые три нормально, а в четвертом я сомневаюсь. Шудра очень привязан к телу. Для него оставить тело это очень сложная задача.
Вопрос:
- Как молодой преданный должен задавать вопросы, а старший как должен отвечать? Ответ:
У старшего преданного есть знания, поэтому он должен отвечать в соответствии с писаниями.
Вопрос:
- Что значит сознательные и несознательные оскорбления?
Несознательные - это значит без знания о том, что мы совершаем ошибку, оскорбить человека.
Вопрос:
- Кто-то может оскорбить Вайшнава и упасть. И в следующей жизни он может начать свою духовную жизнь снова. И как же он избавится от своего оскорбления? Он же ведь не сможет встретить этого Вайшнава. Как он попросит прощения?
Важный момент заключается в том, что человек должен всегда молиться о том что, если совершены какие-то оскорбления по отношению к одному Вайшнаву, надо просить прощения у всех Вайшнавов. И Вайшнавы очень милостивы. И когда они чувствуют, что кто-то думает таким образом, они говорят - оскорблений нет. И другой момент, если кто-то совершил оскорбления в прошлой жизни, для того чтобы освободить его от этого оскорбления, Кришна устраивает так, чтобы как-то он освободился от оскорблений. В этой связи я помню один случай. У Бхактисидханты Сарасвати Тхакура был брат, который умер в молодом возрасте и перед смертью он просил Бхактисидханту Сарасвати Тхакура простить его за все оскорбления. И в этот момент тилака Рамануджи появилась у него на лбу и Бхактисидханта Сарасвати Тхакур сказал, что он был Вайшнавом Рамануджи в прошлой жизни. И он совершил оскорбление и за это оскорбление он просил прощение у Вайшнава. Кришна свел их вместе, для того, чтобы освободить его от этого оскорбления.
Как уже упоминалось, лучше всего оставить место, где совершаются оскорбления Вайшнава.
Может старший преданный делает что-то неправильно и руководство чувствует, что другие преданные должны знать об этом, то это не критика и не Вайшнаваапарадха. Это делается для блага всех преданных, всего общества. Это надо понять!
Комментариев нет:
Отправить комментарий