ЛЕКЦИЯ 3
К женщинам следует относиться как к матерям. В материальной природе существует двойственность: хорошее - плохое, счастье - страдание, мужчина - женщина, боль - наслаждение. И эта двойственность в материальной природе является причиной нашей обусловленности. Связь и взаимная привязанность между мужчиной и женщиной наиболее сильна. На самом деле, это отражение взаимоотношений между Кришной и его энергией наслаждения.
Кришна является Верховным Пурушей или Изначальным Наслаждающимся. И Кришна является единственным наслаждающимся. И энергия наслаждения Кришны и не только она, но все энергии Кришны предназначены для наслаждения Кришны. Но в материальной природе эти взаимоотношения отражаются в форме взаимоотношений между мужчинами и женщинами. На самом деле, в духовной природе Кришна является единственным наслаждающимся, а все остальные предназначены для наслаждения Кришны. Но в материальном мире каждый пытается имитировать Кришну. Когда человек хочет играть роль Кришны, пытаться стать подобным Кришне, тогда он падает в материальный мир и в этом смысле не только мужчины, но все, мужчины, женщины, каждый в этом материальном мире пытается имитировать Кришну. И иногда люди играют роль Кришны, энергии Кришны в этом материальном мире.
Если кто-то хочет играть роль наслаждающегося, он получает тело мужчины, а если кто-то хочет играть роль того, кем наслаждаются другие, то эта личность получает женское тело. Это очень сложные взаимоотношения в материальной энергии. Внешняя энергия Кришны Маха-майя очень опытна в том отношении, чтобы устраивать все таким образом, чтобы живые существа оставались связанными.
Все мы знаем, что материальная энергия, материальная природа является тюрьмой, точно также как люди находятся в тюрьме, обусловленные тюрьмой, как в тюрьме есть высокие стены, из-за которых никто не может выбраться и, кроме того, в этой тюрьме все связаны цепями, то есть материальная природа - это дуратьяя - ее невозможно преодолеть. И, затем, каждый в этом материальном мире скован цепями и эти цепи являются сексуальные желания. Поэтому материальная природа на санскрите называется тюрьмой сексуальных желаний, и сексуальные желания - это привлечение противоположным полом. Мужчина привлечен женщиной, и женщина привлечена мужчиной. И корнем этого, основой, является желание живого существа стать Кришной. И поэтому, когда человек желает освободиться от этой материальной обусловленности, очень важно, чтобы он освободился от сексуальных желаний. Это одно из наиболее важных указаний для тех личностей, которые желают следовать по пути духовного совершенства.
Лично я был очень удачлив, получив указания от Шрилы Прабхупады, практически на нашей второй или третьей встрече с ним. Это случилось в Маяпуре. На самом деле, это было где-то в это время, на Гаура-пурниму. В то время я был новым преданным, может быть, я даже не был инициированным или только что инициированным; если это было после Гаура-пурнимы, я уже был инициированным, если до, я еще не был инициированным. Я ждал Шрилу Прабхупаду, я ждал когда его ученик закончит делать массаж Шриле Прабхупаде. Я ждал Его с письмами для Него. И Шрила Прабхупада отвечал на эти письма, а я просто сидел рядом со Шрилой Прабхупадой, чтобы получить Его общение как можно больше, и затем Шрила Прабхупада сказал мне, что этот материальный мир является тюрьмой сексуального желания, и Он сказал мне, что я не должен заниматься этой материальной деятельностью. Шрила Прабхупада очень долго говорил мне, объясняя, что это влечение к противоположному полу является причиной нашей привязанности и заканчивается крахом, разочарованием, и когда Шрила Прабхупада говорил мне это таким образом, то я понял, что для того, чтобы достичь прогресса в духовной жизни, человек должен научиться преодолевать материальные привязанности.
Поэтому в духовной жизни большое значение придается целибату - жизни брахмачарии. Это известно всем, не только последователям ведической культуры, даже ранние христиане имели это понимание. Я не знаю, как насчет иудеев, но у мусульман было похожее понимание, что если человек хочет быть убежденным проповедником, он должен воздерживаться от сексуальной жизни. Конечно, это великое усилие - соблюдать целибат всю жизнь, но для того, чтобы совершить духовное продвижение, человек должен соблюдать целибат, и в философии йоги объясняется очень подробно, что когда человек соблюдает целибат, его жизненная энергия возвышается, поднимается вверх, и снижается из-за материальной привязанности, которая выражается в сексуальной жизни.
Поэтому брахмачари может соблюдать целибат двумя способами:
1) Отделиться от цивилизации и не поддерживать контакт с ней. Обычно те, которые практиковали духовную жизнь, отправлялись в лес, Гималаи, или иногда люди погружались в воду, например, из истории Шаумары Риши: был Муни, находившийся под водой, он был в стороне от материальных привязанностей. Но это очень сложный способ. В начале духовной жизни этот процесс не всегда приводит к успеху.
2) Есть другой способ. Земля - это место, где все пытаются наслаждаться сами по себе. И в этом смысле мы пытаемся стать Кришной. Кришна - истинный Верховный наслаждающийся, но мы пытаемся наслаждаться сами, и, таким образом, имитируем положение Кришны. Но реально живые существа не могут наслаждаться сами по себе, они предназначены для наслаждения Кришны. Поэтому вместо того, чтобы отправляться в уединенное место и искусственно пытаться не наслаждаться, лучше признать, что все предназначено для наслаждения Кришны, и тогда человек очень легко освобождается от материальных связей.
Мы уже приводили примеры из Ведических писаний, как великие мудрецы - очень могущественные, совершавшие великие аскезы - падали. Мы знаем, например, что Вишвамитра был очень могущественным мудрецом, он был настолько могуществен, что воспевая мантры, по своей воле он мог возвысить личность до положения райских планет. Просто по своей собственной воле он мог поднять кого-то в рай. Эти мудрецы могли делать очень удивительные вещи, мистические вещи, но даже Вишвамитра, который совершал великие аскезы (он мог полностью контролировать сознание), даже он упал. И как это произошло? Он просто услышал звон колокольчика на ноге танцовщицы с райских планет, он открыл глаза и увидел эту замечательную женщину, и привлекся этой женщиной.
Описываются многие мудрецы, которые пали, но что касается преданных, то мы можем видеть, что продвинутые преданные, великие преданные Господа никогда не падают. Мы знаем один замечательный пример Харидаса Тхакура, Майа деви сама пришла во тьме ночи к нему, но Харидас Тхакур не был привлечен ею.
Эти личности были способны противостоять влиянию майи потому, что они настолько были привязаны к Кришне, что у них не было другого желания наслаждаться отдельно от Кришны самим по себе. Как развить такое умонастроение, описано в Ведах. Самый важный момент состоит здесь в том, что мужчина учится относиться к женщине как к матери. Для того, чтобы освободиться от естественной привязанности, человек должен вырвать с корнем это желание из своего сердца. До тех пор, пока у нас есть глаза, мы будем видеть различные аспекты материальной природы, и до тех пор, пока мы не вырвем с корнем эту тенденцию и желание наслаждаться, умонастроение наслаждающегося, мы не сможем освободиться от так называемых наслаждений.
На самом деле, так устраивает материальная природа, маха-майа. Майа деви устраивает все таким образом, чтобы мы были прочно связаны, поэтому в Ведических писаниях есть указание относиться к женщине как к матери. Почему как к матери? Потому, что человек естественным образом чувствует почтение и уважение к женщине, и это уважение к матери помогает ему освободиться от грубого сексуального желания. Не имеет значение, насколько мать молода и красива, никто не чувствует вожделение по отношению к матери, поэтому в Ведических писаниях говорится об этом. Так же нужно относиться к другим женщинам и к чужим женам. Человек может чувствовать привязанность к своей жене, но ко всем другим женщинам надо относиться как к матери. Это указания Чанакйи Пандита. Человек должен относиться к другим женщинам как к матерям, и когда человек чувствует подобное почтение, то он автоматически освобождается от грубого материального желания и избавляется от тенденции к эксплуатации.
Эта материальная природа является эксплуататорской природой, и самая грубая форма эксплуатации, которая проводится под лозунгом любви - это вожделение мужчины и женщины по отношению друг к другу. И двойственность означает, что мы забываем о том, что мы являемся частичками Кришны. Существует духовная двойственность. Эта духовная двойственность состоит в том, что Кришна является Верховной Личностью Бога, а все остальные являются его слугами и все остальные являются проявлением его энергий. Но когда мы забываем об этом, тогда мы начинаем видеть все как объекты чувственного наслаждения, и чем больше мы пытаемся наслаждаться различными объектами сами для себя, тем больше это может быть названо эксплуатацией.
Есть два мира - духовный и материальный. В материальном мире каждый пытается эксплуатировать все, что видит, а в духовном мире каждый пытается служить Кришне. Это основная разница между материальным и духовным миром. Этот мир эксплуатации, а тот мир служения. И мы на самом деле пытаемся стать преданными Кришны и предлагать Ему свое служение. Это значит, что мы пытаемся стать слугами Кришны. И когда мы развиваем умонастроение служения Кришне, тогда мы избавляемся от этой тенденции эксплуатации. Слуга не эксплуатирует, эксплуатирует хозяин, и кем мы должны быть? Эксплуатируемыми только нашим господином - это Кришной и преданными Кришны. Пусть преданные эксплуатируют нас, это будет являться совершенством, если Кришна будет нас эксплуатировать, то это совершенство, мы не хотим никого эксплуатировать, это наше умонастроение, это есть способ, как освободиться от материальных привязанностей.
В ведическом обществе все было устроено разумно, если мы будем следовать ведической традиции, то это даст определенный результат, и, с течением времени, мы освободимся от материальных привязанностей. Даже современные психологи отмечают, что дети, которые растут в неполных семьях, когда они вырастают, становятся не самыми хорошими людьми, они приносят беспокойства другим. Но когда дети растут в замечательной атмосфере, в хороших семьях, то, естественно, их характер и качества также получаются замечательными. В ведическом обществе мы можем увидеть, как ребенок получает любовь от матери, и он по-настоящему уважает мать, и он также учится уважать других. Когда ребенок получает очень много любви от своей матери, то когда он вырастает, он очень сильно уважает свою мать, а также уважает других женщин. Таким образом, он становится очень сильным и уравновешенным.
Мужчина может относиться к женщине в соответствии со своими качествами. Если он не знает, как уважать женщин, то он никогда не будет уравновешенным. Даже в современных произведениях мы можем иногда заметить это, и положительный персонаж - это тот, кто относится с почтением к женщине. То есть, положительный герой - это тот, кто относится к женщине очень хорошо. Я помню одно произведение, в котором говорится, что царь, который соблюдал целибат, был положительным героем. Даже у материалистов есть это понимание, что уж говорить о тех, кто имеет полное понимание. Когда мужчина учится уважать женщин, тогда автоматически женщины чувствуют себя защищенными и чувствуют уважение к другим мужчинам.
Чуть позже мы процитируем Шрилу Прабхупаду. Сейчас я хочу сказать, что концепция мужчины и женщины исходит из нашего материального сознания. Когда человек находится на духовном уровне сознания, тогда он не видит такой разницы. Это не значит, что он становится имперсоналистом и видит все как единое целое, смысл в том, что он не видит женщину как объект получения наслаждения. То есть, продвинутый преданный становится подобным ребенку. Замечательный пример этого - Шукадева Госвами. Сразу после рождения Шукадева Госвами ушел из дома. Шукадева Госвами находился в чреве матери в течении шестнадцати лет и не хотел рождаться, потому что он не хотел запутываться в материальном мире и, в конце концов, благодаря тому, что Кришна уверил его, что ничего не случится, Шукадева Госвами покинул это безопасное место - чрево матери. Но он не захотел жить в семье, он просто ушел. И когда Шукадева Госвами уходил, какие-то небесные девушки принимали омовение в озере. Шукадеве Госвами было 16 лет, он был полностью развит и он был полностью обнаженным. У него не было никакой одежды, но эти девушки даже не почувствовали себя смущенными, благодаря тому, что внутренне он был очень чист, они почувствовали это, они не почувствовали себя даже смущенными.
Таким образом мы можем увидеть, что продвинутые преданные настолько чисты сердцем, что они не чувствуют никакой двойственности, например, ребенок настолько невинен, что даже не понимает разницы между мужчиной и женщиной. Только когда он вырастает, он развивает различные отрицательные привычки. Из-за материального сознания развивается двойственность. Быть в сознании Кришны - означает подняться над этой двойственностью. Мы должны сосредоточиться на сознании того, что мы все являемся частичками Кришны и все предназначены для Его наслаждения, но не для нашего. Самое важное для нас понять и признать, что все предназначено для Кришны.
В этой связи я еще могу привести пример. Слуга может жить в доме очень богатого человека. Там есть все необходимое для наслаждения: в доме богача чудесные мягкие диваны, кровати, замечательная пища, но слуга никогда не сидит на диване, никогда не пользуется тем, что принадлежит господину, до тех пор, пока господин не даст ему разрешения. То есть, слуга никогда не пытается наслаждаться тем, что предназначается для господина. И если мы разовьем понимание того, что Кришна является Господином, то, естественно, нам будет позволено использовать все, что принадлежит Ему. Например, у вас есть слуга и дом, допустим, однажды вы приходите домой и видите, что слуга сидит на диване, а на другой день вы видите, что слуга лежит в постели, и еще в другой день вы видите, что слуга ест пищу, которая предназначена для вас. Как вы будете себя чувствовать? Естественно вы скажите слуге: "Убирайся отсюда".
Когда мы пытаемся наслаждаться тем, что предназначено для Кришны, берем вещи для себя, тогда Кришна не удовлетворяется нами. Но если мы поддерживаем умонастроение: я слуга Кришны, я должен использовать все только в служении Кришне, то Кришна будет удовлетворен. Как богач поступает, когда доволен своим слугой? Он дает ему все. Это не так, что богатый человек отнимает у слуги все и ничего ему не дает. Например, в больших компаниях существует эксплуатация, и тех, кто служит очень хорошо, компания снабжает их всем необходимым, то есть, во всех компаниях нужного человека (директора или председателя филиала) снабжают всем необходимым даже для того, чтобы он мог перелетать с одного места на другое, путешествовать, то есть компания заботится обо всем. И точно также Кришна может позаботиться о Своем слуге, о Своем преданном таким же образом. И слуга может не хотеть ничего для себя, но Кришна может все дать, Он может сказать: "Пойдем, будем наслаждаться вместе".
В духовном мире все служат Кришне, и Кришна позволяет таким личностям жить вместе с Ним. Он говорит, что мы можем отправиться с Ним и наслаждаться все вместе. Нужно всеми силами стараться стать слугой Кришны, использовать все в служении Кришне. Действуя таким образом, наша жизнь приобретает наслаждение. Это истинное наслаждение служить Кришне и получить позволение наслаждаться с Кришной.
К женщинам следует относиться как к матерям. В материальной природе существует двойственность: хорошее - плохое, счастье - страдание, мужчина - женщина, боль - наслаждение. И эта двойственность в материальной природе является причиной нашей обусловленности. Связь и взаимная привязанность между мужчиной и женщиной наиболее сильна. На самом деле, это отражение взаимоотношений между Кришной и его энергией наслаждения.
Кришна является Верховным Пурушей или Изначальным Наслаждающимся. И Кришна является единственным наслаждающимся. И энергия наслаждения Кришны и не только она, но все энергии Кришны предназначены для наслаждения Кришны. Но в материальной природе эти взаимоотношения отражаются в форме взаимоотношений между мужчинами и женщинами. На самом деле, в духовной природе Кришна является единственным наслаждающимся, а все остальные предназначены для наслаждения Кришны. Но в материальном мире каждый пытается имитировать Кришну. Когда человек хочет играть роль Кришны, пытаться стать подобным Кришне, тогда он падает в материальный мир и в этом смысле не только мужчины, но все, мужчины, женщины, каждый в этом материальном мире пытается имитировать Кришну. И иногда люди играют роль Кришны, энергии Кришны в этом материальном мире.
Если кто-то хочет играть роль наслаждающегося, он получает тело мужчины, а если кто-то хочет играть роль того, кем наслаждаются другие, то эта личность получает женское тело. Это очень сложные взаимоотношения в материальной энергии. Внешняя энергия Кришны Маха-майя очень опытна в том отношении, чтобы устраивать все таким образом, чтобы живые существа оставались связанными.
Все мы знаем, что материальная энергия, материальная природа является тюрьмой, точно также как люди находятся в тюрьме, обусловленные тюрьмой, как в тюрьме есть высокие стены, из-за которых никто не может выбраться и, кроме того, в этой тюрьме все связаны цепями, то есть материальная природа - это дуратьяя - ее невозможно преодолеть. И, затем, каждый в этом материальном мире скован цепями и эти цепи являются сексуальные желания. Поэтому материальная природа на санскрите называется тюрьмой сексуальных желаний, и сексуальные желания - это привлечение противоположным полом. Мужчина привлечен женщиной, и женщина привлечена мужчиной. И корнем этого, основой, является желание живого существа стать Кришной. И поэтому, когда человек желает освободиться от этой материальной обусловленности, очень важно, чтобы он освободился от сексуальных желаний. Это одно из наиболее важных указаний для тех личностей, которые желают следовать по пути духовного совершенства.
Лично я был очень удачлив, получив указания от Шрилы Прабхупады, практически на нашей второй или третьей встрече с ним. Это случилось в Маяпуре. На самом деле, это было где-то в это время, на Гаура-пурниму. В то время я был новым преданным, может быть, я даже не был инициированным или только что инициированным; если это было после Гаура-пурнимы, я уже был инициированным, если до, я еще не был инициированным. Я ждал Шрилу Прабхупаду, я ждал когда его ученик закончит делать массаж Шриле Прабхупаде. Я ждал Его с письмами для Него. И Шрила Прабхупада отвечал на эти письма, а я просто сидел рядом со Шрилой Прабхупадой, чтобы получить Его общение как можно больше, и затем Шрила Прабхупада сказал мне, что этот материальный мир является тюрьмой сексуального желания, и Он сказал мне, что я не должен заниматься этой материальной деятельностью. Шрила Прабхупада очень долго говорил мне, объясняя, что это влечение к противоположному полу является причиной нашей привязанности и заканчивается крахом, разочарованием, и когда Шрила Прабхупада говорил мне это таким образом, то я понял, что для того, чтобы достичь прогресса в духовной жизни, человек должен научиться преодолевать материальные привязанности.
Поэтому в духовной жизни большое значение придается целибату - жизни брахмачарии. Это известно всем, не только последователям ведической культуры, даже ранние христиане имели это понимание. Я не знаю, как насчет иудеев, но у мусульман было похожее понимание, что если человек хочет быть убежденным проповедником, он должен воздерживаться от сексуальной жизни. Конечно, это великое усилие - соблюдать целибат всю жизнь, но для того, чтобы совершить духовное продвижение, человек должен соблюдать целибат, и в философии йоги объясняется очень подробно, что когда человек соблюдает целибат, его жизненная энергия возвышается, поднимается вверх, и снижается из-за материальной привязанности, которая выражается в сексуальной жизни.
Поэтому брахмачари может соблюдать целибат двумя способами:
1) Отделиться от цивилизации и не поддерживать контакт с ней. Обычно те, которые практиковали духовную жизнь, отправлялись в лес, Гималаи, или иногда люди погружались в воду, например, из истории Шаумары Риши: был Муни, находившийся под водой, он был в стороне от материальных привязанностей. Но это очень сложный способ. В начале духовной жизни этот процесс не всегда приводит к успеху.
2) Есть другой способ. Земля - это место, где все пытаются наслаждаться сами по себе. И в этом смысле мы пытаемся стать Кришной. Кришна - истинный Верховный наслаждающийся, но мы пытаемся наслаждаться сами, и, таким образом, имитируем положение Кришны. Но реально живые существа не могут наслаждаться сами по себе, они предназначены для наслаждения Кришны. Поэтому вместо того, чтобы отправляться в уединенное место и искусственно пытаться не наслаждаться, лучше признать, что все предназначено для наслаждения Кришны, и тогда человек очень легко освобождается от материальных связей.
Мы уже приводили примеры из Ведических писаний, как великие мудрецы - очень могущественные, совершавшие великие аскезы - падали. Мы знаем, например, что Вишвамитра был очень могущественным мудрецом, он был настолько могуществен, что воспевая мантры, по своей воле он мог возвысить личность до положения райских планет. Просто по своей собственной воле он мог поднять кого-то в рай. Эти мудрецы могли делать очень удивительные вещи, мистические вещи, но даже Вишвамитра, который совершал великие аскезы (он мог полностью контролировать сознание), даже он упал. И как это произошло? Он просто услышал звон колокольчика на ноге танцовщицы с райских планет, он открыл глаза и увидел эту замечательную женщину, и привлекся этой женщиной.
Описываются многие мудрецы, которые пали, но что касается преданных, то мы можем видеть, что продвинутые преданные, великие преданные Господа никогда не падают. Мы знаем один замечательный пример Харидаса Тхакура, Майа деви сама пришла во тьме ночи к нему, но Харидас Тхакур не был привлечен ею.
Эти личности были способны противостоять влиянию майи потому, что они настолько были привязаны к Кришне, что у них не было другого желания наслаждаться отдельно от Кришны самим по себе. Как развить такое умонастроение, описано в Ведах. Самый важный момент состоит здесь в том, что мужчина учится относиться к женщине как к матери. Для того, чтобы освободиться от естественной привязанности, человек должен вырвать с корнем это желание из своего сердца. До тех пор, пока у нас есть глаза, мы будем видеть различные аспекты материальной природы, и до тех пор, пока мы не вырвем с корнем эту тенденцию и желание наслаждаться, умонастроение наслаждающегося, мы не сможем освободиться от так называемых наслаждений.
На самом деле, так устраивает материальная природа, маха-майа. Майа деви устраивает все таким образом, чтобы мы были прочно связаны, поэтому в Ведических писаниях есть указание относиться к женщине как к матери. Почему как к матери? Потому, что человек естественным образом чувствует почтение и уважение к женщине, и это уважение к матери помогает ему освободиться от грубого сексуального желания. Не имеет значение, насколько мать молода и красива, никто не чувствует вожделение по отношению к матери, поэтому в Ведических писаниях говорится об этом. Так же нужно относиться к другим женщинам и к чужим женам. Человек может чувствовать привязанность к своей жене, но ко всем другим женщинам надо относиться как к матери. Это указания Чанакйи Пандита. Человек должен относиться к другим женщинам как к матерям, и когда человек чувствует подобное почтение, то он автоматически освобождается от грубого материального желания и избавляется от тенденции к эксплуатации.
Эта материальная природа является эксплуататорской природой, и самая грубая форма эксплуатации, которая проводится под лозунгом любви - это вожделение мужчины и женщины по отношению друг к другу. И двойственность означает, что мы забываем о том, что мы являемся частичками Кришны. Существует духовная двойственность. Эта духовная двойственность состоит в том, что Кришна является Верховной Личностью Бога, а все остальные являются его слугами и все остальные являются проявлением его энергий. Но когда мы забываем об этом, тогда мы начинаем видеть все как объекты чувственного наслаждения, и чем больше мы пытаемся наслаждаться различными объектами сами для себя, тем больше это может быть названо эксплуатацией.
Есть два мира - духовный и материальный. В материальном мире каждый пытается эксплуатировать все, что видит, а в духовном мире каждый пытается служить Кришне. Это основная разница между материальным и духовным миром. Этот мир эксплуатации, а тот мир служения. И мы на самом деле пытаемся стать преданными Кришны и предлагать Ему свое служение. Это значит, что мы пытаемся стать слугами Кришны. И когда мы развиваем умонастроение служения Кришне, тогда мы избавляемся от этой тенденции эксплуатации. Слуга не эксплуатирует, эксплуатирует хозяин, и кем мы должны быть? Эксплуатируемыми только нашим господином - это Кришной и преданными Кришны. Пусть преданные эксплуатируют нас, это будет являться совершенством, если Кришна будет нас эксплуатировать, то это совершенство, мы не хотим никого эксплуатировать, это наше умонастроение, это есть способ, как освободиться от материальных привязанностей.
В ведическом обществе все было устроено разумно, если мы будем следовать ведической традиции, то это даст определенный результат, и, с течением времени, мы освободимся от материальных привязанностей. Даже современные психологи отмечают, что дети, которые растут в неполных семьях, когда они вырастают, становятся не самыми хорошими людьми, они приносят беспокойства другим. Но когда дети растут в замечательной атмосфере, в хороших семьях, то, естественно, их характер и качества также получаются замечательными. В ведическом обществе мы можем увидеть, как ребенок получает любовь от матери, и он по-настоящему уважает мать, и он также учится уважать других. Когда ребенок получает очень много любви от своей матери, то когда он вырастает, он очень сильно уважает свою мать, а также уважает других женщин. Таким образом, он становится очень сильным и уравновешенным.
Мужчина может относиться к женщине в соответствии со своими качествами. Если он не знает, как уважать женщин, то он никогда не будет уравновешенным. Даже в современных произведениях мы можем иногда заметить это, и положительный персонаж - это тот, кто относится с почтением к женщине. То есть, положительный герой - это тот, кто относится к женщине очень хорошо. Я помню одно произведение, в котором говорится, что царь, который соблюдал целибат, был положительным героем. Даже у материалистов есть это понимание, что уж говорить о тех, кто имеет полное понимание. Когда мужчина учится уважать женщин, тогда автоматически женщины чувствуют себя защищенными и чувствуют уважение к другим мужчинам.
Чуть позже мы процитируем Шрилу Прабхупаду. Сейчас я хочу сказать, что концепция мужчины и женщины исходит из нашего материального сознания. Когда человек находится на духовном уровне сознания, тогда он не видит такой разницы. Это не значит, что он становится имперсоналистом и видит все как единое целое, смысл в том, что он не видит женщину как объект получения наслаждения. То есть, продвинутый преданный становится подобным ребенку. Замечательный пример этого - Шукадева Госвами. Сразу после рождения Шукадева Госвами ушел из дома. Шукадева Госвами находился в чреве матери в течении шестнадцати лет и не хотел рождаться, потому что он не хотел запутываться в материальном мире и, в конце концов, благодаря тому, что Кришна уверил его, что ничего не случится, Шукадева Госвами покинул это безопасное место - чрево матери. Но он не захотел жить в семье, он просто ушел. И когда Шукадева Госвами уходил, какие-то небесные девушки принимали омовение в озере. Шукадеве Госвами было 16 лет, он был полностью развит и он был полностью обнаженным. У него не было никакой одежды, но эти девушки даже не почувствовали себя смущенными, благодаря тому, что внутренне он был очень чист, они почувствовали это, они не почувствовали себя даже смущенными.
Таким образом мы можем увидеть, что продвинутые преданные настолько чисты сердцем, что они не чувствуют никакой двойственности, например, ребенок настолько невинен, что даже не понимает разницы между мужчиной и женщиной. Только когда он вырастает, он развивает различные отрицательные привычки. Из-за материального сознания развивается двойственность. Быть в сознании Кришны - означает подняться над этой двойственностью. Мы должны сосредоточиться на сознании того, что мы все являемся частичками Кришны и все предназначены для Его наслаждения, но не для нашего. Самое важное для нас понять и признать, что все предназначено для Кришны.
В этой связи я еще могу привести пример. Слуга может жить в доме очень богатого человека. Там есть все необходимое для наслаждения: в доме богача чудесные мягкие диваны, кровати, замечательная пища, но слуга никогда не сидит на диване, никогда не пользуется тем, что принадлежит господину, до тех пор, пока господин не даст ему разрешения. То есть, слуга никогда не пытается наслаждаться тем, что предназначается для господина. И если мы разовьем понимание того, что Кришна является Господином, то, естественно, нам будет позволено использовать все, что принадлежит Ему. Например, у вас есть слуга и дом, допустим, однажды вы приходите домой и видите, что слуга сидит на диване, а на другой день вы видите, что слуга лежит в постели, и еще в другой день вы видите, что слуга ест пищу, которая предназначена для вас. Как вы будете себя чувствовать? Естественно вы скажите слуге: "Убирайся отсюда".
Когда мы пытаемся наслаждаться тем, что предназначено для Кришны, берем вещи для себя, тогда Кришна не удовлетворяется нами. Но если мы поддерживаем умонастроение: я слуга Кришны, я должен использовать все только в служении Кришне, то Кришна будет удовлетворен. Как богач поступает, когда доволен своим слугой? Он дает ему все. Это не так, что богатый человек отнимает у слуги все и ничего ему не дает. Например, в больших компаниях существует эксплуатация, и тех, кто служит очень хорошо, компания снабжает их всем необходимым, то есть, во всех компаниях нужного человека (директора или председателя филиала) снабжают всем необходимым даже для того, чтобы он мог перелетать с одного места на другое, путешествовать, то есть компания заботится обо всем. И точно также Кришна может позаботиться о Своем слуге, о Своем преданном таким же образом. И слуга может не хотеть ничего для себя, но Кришна может все дать, Он может сказать: "Пойдем, будем наслаждаться вместе".
В духовном мире все служат Кришне, и Кришна позволяет таким личностям жить вместе с Ним. Он говорит, что мы можем отправиться с Ним и наслаждаться все вместе. Нужно всеми силами стараться стать слугой Кришны, использовать все в служении Кришне. Действуя таким образом, наша жизнь приобретает наслаждение. Это истинное наслаждение служить Кришне и получить позволение наслаждаться с Кришной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий