воскресенье, 30 мая 2010 г.

НЕКТАР НАСТАВЛЕНИЙ /Бхакти Вигьяна Госвами/

Лекция 2


Мы продолжим с вами описание первого стиха "Нектара наставлений". Прошлый раз мы также говорили о губительности и последствиях того, что человек не может контролировать эти импульсы и страсти, которые живут в сердце каждого. И основная причина заключалась в том, что это не дает места в сердце для Кришны, и заставляет сознание человека сосредотачиваться на внешнем, и мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней природе, на своей сущности. Когда человек поддается этим страстям он становится очень поверхностным. Каким бы умным он себя не считал - он становится мелким.


И Шрила Прабхупада пишет в самом начале, после того, как он описывает эту историю с Махараджей Парикшитом и Шукадевой Госвами, про купание слона, он говорит, что есть два основных метода овладения этими импульсами. Один метод - метод йоги, и йога - это очень подробно детально разработанная система для того, чтобы человек мог овладеть собой. И второй метод - метод бхакти, который начинается с общения с преданными. Шрила Прабхупада говорит, что человек может встретиться с чистым преданным, и просто эта встреча помогает ему достичь всего того же, что с помощью другого, гораздо более сложного метода, дает йога. Садху-санга дает человеку силы для того, чтобы этими импульсами владеть (стр.9).


И какой из этих методов является главным, а какой вспомогательным; какой является естественным, а какой искусственным? Бхакти - это естественный метод контроля, потому что он исходит из внутренней природы души, метод контроля идет изнутри наружу. Мы пытаемся осознать свое "я" и все остальное, само собой, приходит в гармонию, тогда как метод йоги является искусственным, потому что процесс происходит снаружи внутрь. Метод йоги пытается привести к тому же самому, к познанию своего внутреннего "я", однако его направление совсем другое. Он идет от внешнего к внутреннему. И поэтому эти два метода кардинальным образом отличаются друг от друга. Главный метод - это бхакти, который начинается с садху-санги и продолжается через шраванам, киртанам, вишну-смаранам и т.д.


Сейчас мы с вами нарисуем таблицу, где мы опишем все эти импульсы и поговорим о каждом из них, их последствиях и природе.


Вспомним, каким образом Бхактисиддханта Сарасвати в своем комментарии классифицирует все эти страсти. На какие три категории он классифицирует эти шесть импульсов? Речь, ум и тело. Речь мы уже рассмотрели. К уму относится: ум и гнев. И, наконец, тело - три других это язык, желудок и гениталии.


***
И мы говорили, что результатом необузданности является смерть, и это так по отношению ко всем из вышеперечисленных страстей или импульсов. Мы можем увидеть, что в случае злоупотребления и растраты сексуальной энергии, смерть непосредственно связана с этим. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что половой орган связан с Митрой, богом смерти и эвакуации, и соответственно человек приближает свою смерть. Мы можем видеть, что люди, которые злоупотребляют всем этим, погружаясь во все эти страсти, - они, как бы инстинктивно, призывают к себе смерть. Люди, движимые желанием напиться, желанием курить, желанием употреблять наркотики - у них есть подспудное желание умереть. Желание смерти, подспудно живущее в человеке, это самая сильная страсть, которая, в сущности, проявляется в виде потворства всем остальным страстям. Чтобы избавиться от страданий, чтобы заснуть, чтобы не видеть всего этого, чтобы погрузиться непонятно во что, чтобы заслониться от бессмысленности существования. В конце комментария Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада приводят этот знаменитый стих из 7 песни ШБ: "Если чувства человека не обузданы - они приводят его в ад". В сущности, есть только два пути. Многие люди говорят, что есть много путей, но на самом деле есть, даже не два, а один путь - внизу его находится ад, а вверху его находится Кришна. Все довольно-таки черно-бело. И человек выбирает - либо он идет вниз, либо он идет вверх - нет особенно большого выбора, это иллюзия того, что человек имеет большой выбор. Он может идти вниз замысловато, какими-то различными путями, но, в сущности, если он не обуздывает свои чувства, он идет в ад. И, наоборот, если человек пытается обуздать свои чувства, возвышая свое сознание до сознания Бога, то тогда, соответственно, он идет вверх. Поэтому, если человек не обуздывает свои чувства, он воспроизводит свою смертную природу. Он живет для того, чтобы умереть. И таким образом, результат всего этого - только смерть. И наоборот, человек, пытающийся одухотворить свое сознание, стремится к бессмертию - и единственный способ прийти к этому - это обуздать свои чувства - нет другого способа - человек не может иначе осознать Кришну. Третьего не дано, к сожалению. Некоторые люди думают: "Я могу не обуздывать чувства и при этом осознавать Кришну", но так не бывает, и поэтому Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что наставление Рупы Госвами для таких людей, подобны приговору Йамараджа. Это альтернатива, перед которой мы поставлены.

Комментариев нет: