воскресенье, 30 мая 2010 г.

Бхагавад Гита Глава 1.

 

 1-12 стихи первой главы Бхагавад Гиты описывают видение Дурьодханы.  Кого Дурьодхана увидел на противоположенной стороне? Противников и врагов.   Политические представления о дхарме, когда мы приносим выгоду в чистые принципы и пытаемся  искусными маневрами и обманом достичь своих целей. Ведь политика – это способ достижения своих целей. Это гуна страсти.  Также Дурйодхана испытывает страх. 

   Когда возникает проблема, то человек в зависимости от гуны, влияющей на него, может реагировать тремя способами. 

   В невежестве – беспомощность,  обвинение, обида, гнев.

   В страсти – привязанность, поиск выгоды, политические маневры.

   В благости -  поиск выхода через знание, проявление доброты, мягкосердечие.

   Поскольку  они пришли на поле битвы, то возникает вопрос: победим мы или не победим?  Это сомнение, которое также может испытывать любой человек, который обратился к духовной практике: получится или не получится, смогу ли я дойти до конца или не смогу? В конце концов, это сложное дело, это сложное задание.  И необходим некоторый взвешенный подход.  Поэтому первое наставление, которое Кришна дает Арджуне в 1 главе БГ  звучит так: «Смотри же, Партха.  Присмотрись, будь внимательным, прислушайся».

    Итак, победим или не победим? 

 Что говорит по этому поводу Дурьодхана?  Мы победим. Он в какой гуне находится? В страсти. Он политик.  И как политик он просчитал, что поскольку сил у нас больше, то мы победим. Еще важно вдохновить командующих, вызвать в них гнев,   приподнять в них воинский дух. И что главное для Дурьодханы? Главное – победить. А там видно будет. 

 

  Если  посмотреть со стороны Арджуны, то победим мы или не победим?

   В стихах с 12 по 26  объясняются причины, почему победит Арджуна.

     1.  Поле дхармы

2.  Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов.

3.       Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

4.       Текст 14:

а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.

б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

в) Раковины Пандавов трансцендентны.

5.       Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.

6.       Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

7.       Текст 20:  На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

     Но Арджуна, поскольку он находится в гуне благости,  больше размышляет не над тем победим мы или не победим, а каковы будут последствия этой битвы. У Дурьодханы не возникало вопроса: «Сражаться или не сражаться?» Конечно, сражаться.  Тогда мы завоюем все царство.  Но Арджуна начинает взвешивать все «за и против». Арджуна расстраивается не по поводу того, что он потеряет, а что потеряют другие.  И он приводит несколько аргументов против сражения.  Даже несмотря на то, что нам доказали, что Арджуна победит, тем не менее, нужно взвешать все за и против. Если это принесет вред другим, тогда нужно отказаться от этого действия.  В Хитопадеше говорится об этом.

 1) СОСТРАДАНИЕ: Арджуна из сострадания к тем, кому предстоит умереть, не хотел сражаться. (1.27,28) 

2) НАСЛАЖДЕНИЕ: Арджуна полагал, что не сможет насладиться царством, которое достанется ему ценой жизней членов его семьи. (1.31-35, 2.7,8)

3) РАЗРУШЕНИЕ ДИНАСТИИ: безверное и нежелательное потомство наполнит всю династию, совершению традиционных ведических ритуалов, основанных на варнашраме, придет конец, и ад ждет как династию, так и разрушителя династии. (1.37-43)

4) СВЯТОСТЬ И СТРАХ ПЕРЕД ГРЕХОВНЫМИ РЕАКЦИЯМИ:  Арджуна думал, что наслаждение царским счастьем несравнимо с результатами греховных реакций за разрушение семьи и убийство старших. (1.44-46, 2.5)

5) НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ: Арджуна не имел истинного знания о том, что же лучше: победить их или быть побежденным ими.  (2.6)

   Часто мы говорим, что греховная деятельность разрушает человека, делать этого нельзя и т.д. Но  если посмотреть аргументы Арджуны, то мы увидим, что в такой ситуации даже праведность становится препятствием на духовном пути. Арджуна приводит разные аргументы с точки зрения Дхармы, почему он не хочет  принимать участие в битве. На каком-то этапе даже праведность становится камнем преткновения на  духовном пути. Арджуна не может на этом уровне разрешить проблему.  У него возник страх.  Страх возник и у Дурьодханы. Потому что что заставляет человека пускаться в духовный путь? Страх.  Именно потому, что у человека есть проблемы, он становится духовным  искателем. Страх , неуверенность в себе, попытки найти безопасное место. Именно поэтому Бхагавад Гита  рассказана на поле боя. Она рассказана во время войны, когда  страх является преобладающей эмоцией.  Здесь собрались две армии, на кон поставлена жизнь каждого. Они знают, что  или  я убью или меня убьют.

 Фактически, в 5 аргументах Арджуны  содержится вся система  человека. Мы знаем, что система чакр – это уровни сознания человека. Если мы посмотрим на эти аргументы как на  тезисы, представляющие различные уровни сознания, то какие из них будут представлять какие уровни?

   Сострадание. Говорится, что сострадание   это любовь к Богу проявленная по отношению к людям.  Поэтому сострадание к какому уровню относится? К самому высшему.  

  Наслаждение. К какому уровню? К самому низшему. Хотя можно сказать, что тоже к самому высшему, но здесь говорится о материальных наслаждениях, о чувстве выгоды.

  Разрушение династии. Это общественное  мышление.  Какой уровень? Уровень Луны или сердца.  

    Святость и страх перед греховными реакциями.  Это наши принципы, которые связаны с Меркурием и  страх связан с Сатурном, это уровень 3-его глаза.

 Нерешительность -  это качество связано с солнечным сплетением. Это слабое Солнце.

   Фактически, Арджуна  привел различные аргументы, которые соответствуют тому или иному уровню сознания. И все его аргументы направлены на то, чтобы отстоять свои привязанности.  Поскольку Арджуна высокоразвитая личность, он может понимать и действовать на всех этих уровнях, но в данной ситуации, он почувствовал беспомощность  на всех уровнях. Поэтому страх сковал его на всех уровнях.  Эти симптомы описаны. Волосы встали дыбом. Шрила Прабхупада пишет, что волосы встают дыбом в двух случаях: либо человек в экстазе, либо он испытывает страх.

     Я  хочу привести другой пример.  Это пример тоже сражение, но в рамках одной маленькой семьи.   Мне рассказали историю. Жила была семья. Жена русская, муж - кореец. У них родился сын.  Родители мужа помогали им. Они им взяли квартиру, обставили. Потом мать жены переехала к ним, а ребенок в силу того, что много населения в одной комнате, воспитывался родителями мужа. В конце концов, муж не выдержал, стал предлагать матери снять другую комнату, они даже соглашались оплачивать. Но мать жены ни в какую. Тогда вопрос был поставлен ребром: или мама, или уют какой-то в доме.  Потом дело  дошло до развода, потом суд по поводу ребенка. Ребенок остался у матери. Но родителям  мужа разрешили встречаться с ним один раз в неделю. Но теперь мать  ребенка и ее мать против этого. Была ситуация, что родители мужа пытались даже вывести его в Корею, но их остановили на границе.  Эта история еще не закончилась. Но теперь мама ребенка в панике, она в страхе, она не знает, что делать, поэтому обращается за помощью психолога. Что же делать?

   Открытая конфронтация. Никто не хочет отступать. Поэтому на уровне страсти этот вопрос не решается. Если плохая карма в мою сторону, плохая карма в чужую сторону, то мы ищем третье направление. То есть нужно дать человеку какой-то принцип или знание. В данном случае, слабое звено- это этот мальчик. Вся же вражда выстроена для того, чтобы принести ему благо, чтобы он счастлив был. Нужно спросить: какое будущее вы хотите ему построить?   Теперь своими действиями какие качества вы ему прививаете?   Также нужно объяснить воспитание в разных гунах и к какому результату это приведет.  Теперь какое воспитание вы выбираете?  Я могу просто помочь в той или иной стратегии воспитания.

   Теперь давайте постепенно дойдем до состояния страха вместе с этим человеком. Потому что страх – это уже уровень Сатурна и это то, что мешает нам развивать любовные отношения. 

    Наши привязанности находятся в нашем сердце. Это уровень Луны, то есть ума. И что такое ум, каковы его функции? Искать двойственность. Это приятное, это не приятное. Это хорошее, это нехорошее. Это друг , это враг. Такое мышление эгоистического человека. Если он думает только о себе, то комфорт он ищет, опираясь именно на такие размышления.   К чему приводит желание наслаждаться? К греху. Что такое грех? Это попытка наслаждаться мертвой материей. И грех сразу делить людей на друзей и врагов. Одни против моего поступка, другие могут поддерживать меня. Мир сразу расскалывается на два лагеря. Если грехов много, то происходят все новые и новые деления. Я  черчу все новые и новые границы. С теми я уже жить не могу, с этими поругался, а тех вообще ненавижу.

    Какая сила или энергия позволяет нам взаимодействовать с этим миром?  Это Луна.  Мир, покой. Кто отвечает за это в обществе, в семье? Женщины.  Забота, отношения с матерью, пища, питание,  плодородие,  изобилие, здравый смысл.

   Вам не показалось, что в борьбе за отстаивание своих  прав матери, она забыла  про свои обязанности матери. Иногда так бывает, что мы увлекаемся этой борьбой, забывая про   свои обязанности.  Она стала хорошим бойцом, стала выполнять мужские функции, но забыла  про материнские  качества.

   Посмотрим этот материнский принцип. Н-р,  корова – это мать.  Скажите, корова разделяет тому, кому она дает молоко на друзей и врагов. Нет. Она дает молоко и тем, и другим.  Земля – это тоже мать. На ней живут враждебные страны, но сама она дает пищу и кров как для тех, так и для других.  Жена царя – мать. Думает ли она только о своих детях? Нет все подданые ее дети.  Жена учителя тоже мать.  Итак, мы видим, что принцип материнства не ограничивается понятием мои дети, а это чужие дети. Это принцип. Я мать и хочу  позаботиться. Конечно, привязанность к своим детям всегда велика. Но это не отменяет мою способность действовать как мать с другими детьми.

   Почему же даже после того, как государство защитило ее, она чувствует неуверенность?  Мы ищем справедливости,  мы ее нашли, но почему внутри я не уверен. Господь, дхарма и брахманы не защищают.  Именно по той причине, что я исполняю не свою дхарму.

Следующий момент – Меркурий, правдивость, принципы.  Либо ложь, обман лицемерия.   Страх выше. Поэтому нужно посмотреть в чем обман? Где человек себя обманул и пытается выдать это за справедливость. Потому что если я не правдив, то мы не сможем добиться справедливости. 

   Где же обман? Она борется за  права матери , но не исполняет обязанности. Давайте посмотрим результаты этой борьбы.  Развелась с мужем. Родители мужа относятся к ней как к дочери. Она нарушила эти отношения. Поэтому лишилась благословений еще двух родителей. Ей приходится также спорить со своей матерью, также на ней ее поддержание. Видите как много нарушений в этикете.  Нужно показать человеку этот обман.

   Что же дальше? Страх, отсутствие почвы под ногами, неспособность справиться со стрессами, видит повсюду угрозу. Это то состояние, в котором оказался Арджуна.  Если человек идет честным путем, то есть честный и искренний, когда он попадает в иллюзию,  он становится беспомощным, то есть он готов получать помощь. Тогда как нечестный человек будет испытывать именно страх, безысходность.

     Итак, честный человек -  проблема – ищет выход, ищет помощь.

              Нечестный человек – проблема – страх, безысходность.

 

 Нужно чтобы Арджуна  почувствовал свою беспомощность на всех уровнях. Он был в тупике, поэтому не знал, что делать. Пока у нас есть еще какая надежда на одном из этих уровней сознания, мы будем полагаться на свои собственные силы.

 

                            Планы терпят крах.

   «Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это». Это достаточно интересное утверждение.  Крах состоит в том, что человек дальше не может продолжать это делать. То есть он перестает быть преданным или последовательным. Он перестает исполнять свои обязанности. Уменьшается качество верности или преданности, которое соответствует самому высокому уровню сознания. Юпитер – чистота, верность.  Вопрос: почему человек терпит неудачу, если он не занимается преданным служением Господу?  Ответ: Он перестает быть преданным, в принципе. В результате утраты этого качества, он терпит неудачу в разных направлениях.  

 

   Когда у человека что-то не получается, то что он начинает делать?  Искать виноватого. Кто виноват в моих страданиях?  Арджуна называет Кришну разными именами.  И они могут выглядеть как некоторая претензия к Богу.

  Арджуна думает:  Какая же мне будет польза от этой битвы? 

   Джанардана -  тот, кто поддерживает всех живых существ.  Другое значение Джана – человек,  ардана – означает убийца.   Ты вроде всех поддерживаешь, а тут толкаешь убивать. Если и нужно их всех убить, то сделай это Сам, пожалуйста.

   Мадхава -   супруг Богини Удачи.   Где же здесь удача?

   Кешава – убийца демона Кеши.   Другими словами  Кришна виноват во всем, что произошло.  У меня сомнения, пожалуйста, убей демона сомнения.

   Кришна -   всепривлекающий.  Ты меня сюда заманил.

   Говинда – тот, кто приносит радость коровам и чувствам.  Мои чувства тут не испытывают радости.

   Мадхусудана  -  убийца демона Мадху.    Мадху и Кайтабха.  Один из них олицетворяет страсть, другой – невежество.

   Хришикеша – тот, кто направляет чувства преданных, Господин чувств.   Куда-то Ты меня не туда направляешь.

        Теперь давайте подумаем.   Кришна вдохновлял Арджуну сражаться с учителями, родственниками и т.д.   С точки зрения кармы это нормально?  Нет. Это приведет нас в ад, мы будем страдать.  С точки зрения артхи?   Мы не будем процветающими, если сражаемся со старшими. У нас не будет их благословений. С точки зрения дхармы.  Мы должны исполнять долг. Долг ученика, долг сына и т.д. Сын и ученик должен оказывать почтение  родителями и учителям.   А с точки зрения бхакти нужно этому следовать или нет? 

    А ну его в баню эти учителя, родственники, родные.  Кришна же говорит в конце – сарва дхарман паритьяджья.

    Мы видим, что чтобы действовать, мы должны понимать принцип. Разумный человек опирается на какое-то правило.  Поэтому Прабхупада  пишет, что когда человек оказывается  в затруднительной ситуации, то он думает только о своей пользе, никого не интересует  Верховный Господь.  Другими словами, когда мы видим, что вокруг хаос,  возникает ли у нас мысль: а работают правила или не работают, есть ли Бог или Его нет,   стоит ли верить или доверять ему? 

 

      Бхактивинода  Тхакур дает 6 пунктов, 6 аргументов , почему нужно заниматься бхакти.  Они простые.

  1 шаг в наших попытках логически понять, почему мы занимаемся бхакти. Мы видим вокруг себя нечто прекрасное и упорядоченное. Все , что создано, очень красиво и гармонично. Везде мы видим разумный дизайн и красоту.  Все это не может возникнуть случайно.  Любое случайное событие не приводит к красоте.

  2 аргумент.  Вселенная действует, все находится в движении. За любой деятельностью всегда стоит разум.  У нас есть выбор: либо мы живем в хаотической вселенной, либо мы живем в творении, где все осмысленно. За всякой деятельностью стоит действующий.

 3 аргумент.  Говорят, что разум возникает из материи.  Если бы разум мог возникать из материи, то это бы происходило постоянно на наших глазах. Если это нечто закономерное , то это должно случаться снова и снова.

 4 аргумент. Какой бы народ мы не взяли, у всех есть вера в Бога. Ошибки не бывают одинаковыми. Одинаковой бывает только истина.  Все люди пришли к одному и тому же. У всех есть представления о Боге. Даже у китайцев. Если люди отрицают Бога, то отрицание Бога, это результат сознательных усилий, поэтому что это нечто противоестественное. 

 5 аргумент. Если человек не верит в Бога, то цели человека будут мелкими. Как только человек отвергает Бога, то сразу его мир становится узким. В результате остается только страх смерти. Страх смерти будет заставлять его жить, и этот страх будет приводить к тому, что человек будет измельчаться.

 6 аргумент. Если у человека  нет веры в Бога, основанной на логике и естественной благодарности,  то у него не будет желания исполнять волю Бога. Он не сможет вести по настоящему нравственный образ жизни, поэтому человек  никогда не сможет достичь совершенства и останется греховным , а стало быть несчастным.

   Если нет веры в Бога, то у меня не будет стимула исполнять высшую волю, тогда я буду жить по низким стандартам , а значит никогда не смогу достичь совершенства.  Без веры в Бога я не смогу достичь совершенства, тогда жизнь моя будет грязной,  поэтому я буду несчастным.

     И Кришна предлагает Арджуне выйти за рамки привычных представлений. Он предлагает поверить в Кришну, что Он есть, а значит есть правила, смысл, логика всего этого, которую я просто еще не понимаю.   То есть Он не предлагает бросить  дхарму, Он предлагает понять принципы, которые находятся за пределами наших ограничений, за пределами наших чувств и ума.   Какие варианты действий у нас есть, когда мы ступаем на ту территорию, по которой мы ни разу раньше не ходили? 

   У нас есть варианты: 1.Либо слепо следовать  тому, что нам говорят.

                                       2.  Либо использовать привычные нам принципы, правила и инструменты.

                                       3. Либо говорить, что я иду, но оставаться на месте.

                                       4. Либо попытаться усвоить те принципы, которые имеют место в тех пределах.

 

   Кришна в 4 главе говорит о том, что есть 3 вида страхов на духовном пути. 1 - это страх встать на духовный путь.  Именно поэтому многие люди, боятся сделать этот первый шаг. Они часто сталкиваются либо с сентиментализмом, либо с фанатизмом. Либо человек  просто слепо следует и не понимает до конца, что ему делать.  Либо просто человек прикрывает свои материальные желания религиозными принципами, то есть скрывает свои материальные желания.   Потому что по большому счету идти  по духовному пути – это все равно что умереть для этого мира. Человек должен избавиться от материальных привязанностей, а это все равно что умереть.  Что такое смерть – это расставание со всем, чем или кем я себя считал,  расставание со всеми своими упадхами. 

                                                            Страх.

 В соответствии с той схемой, которой мы разбирали, мы должны понять, что когда человека охватывает страх,  то есть сердце закрывается, то следующее, что происходит, это то, что человек становится на путь обмана или самообмана.  Нужно попытаться найти оправдание моему страху, почему я так поступаю.

                                                   Эффект страха.

    Важная вещь,   о которой хотелось сказать - это эффект страха. Когда человек испытывает физический страх, то он напрягается, дрожь возникает, перестает соображать.  Это физический эффект страха. Человек закрывается. Любовь раскрывает человека, делает его свободным. Страх закрывает, окутывает человека в кокон. Это происходит не только на физическом уровне.

     То же самое происходит на ментальном уровне. Человек съеживается от страха. Его способность воспринимать знание становится меньше . Потому что , чтобы воспринять знание , человек должен раскрыться, он должен дать работать этому знанию внутри себя, но если человек замкнулся в кокон страха, тогда это лишает человека правильно воспринимать знание, поэтому первое, с чем человек должен расправиться, это страх.

   Гите, прежде чем пойти дальше,- а Гита это букварь,- человек должен избавиться от страха смерти, раскрыть свое сердце, свой ум.  Мы посмотрим, как Кришна это делает. Мы пройдем вместе  через эту трагедию, и посмотрим , как это происходит, как устраняются  изначальные препятствия на пути восприятия знания. И самым первым препятствием является страх.

 

    Для кого предназначена Гита? Она предназначена для людей, которые ищут духовный путь, которые пытаются встать на духовный путь . Побудительной причиной является страх или проблемы.

                                  

                                                     Предыстория Бхагавад Гиты.

       В двух словах предыстория Бхагавад Гиты. Сначала в двух словах завязка Гиты. Гита произнесена на поле битвы. Она начинается с вопросов слепого царя Дхритараштры . Он является отцом людей, которую битву начали. Дхритараштра  означает «тот, кто захватил другие земли». Большая часть войн происходит из-за земли. Войны происходят из-за жадности, других негативных вещей в нашем сердце. На поле битвы собрались люди, которым земля принадлежит по праву и которые хотят править не от себя, а от имени Бог, и другие люди, которые хотят захватить земли, которые хотят упражняться за власть в этом мире.  Это типичный конфликт любого дух писания. Встретились силы добра и зла. От исхода этой битвы зависит , кто победит. Но перед этим происходит диалог. Арджуна - это главный представитель света, а Кришна - это сам Бог.  Так это объясняется в Бхагавад Гите.

   Типичный слушатель Бхагавад Гиты - это человек , столкнувшийся с материальными проблемами, и происходит неожиданная вещь. Арджуна , самый смелый воин, он мог один завоевать противоположенную сторону.  Ему достаточно сил. Вдруг этот воин, который должен быть самым главным героем,  просит своего колесничего поставить колесницу на середину. Это само по себе странный знак. Потому что , когда человек посередине, то это значит, что он не здесь, и не там. Он смотрит туда, смотрит сюда, его вдруг дрожь охватывает. Он начинает плакать. Этот смелый воин, который мог победить всех один, вдруг начинает дрожать.  Я не могу убивать. Я не могу сражаться. Начинает приводить аргументы. Отсюда, после того, как он говорит, что не может сражаться, начинается  Гита. Как это ни странно, Кришна говорит: «Сражайся, убивай.»   Парадокс Гиты в том, что Кришна, который по идее должен проповедовать добро,  говорит Арджуне убивать  и объясняет , как это делать.  Арджуна соглашается в конце, но вначале он говорит, что не хочет убивать, и он в этом случае отрицательный герой, а в конце он становится положительным героем. Люди до сих пор  не понимают этого. Но это парадоксальная ситуация  не случайна. Чтобы довести внутренний анализ человека до самого предела, до самого конца, чтобы понять, что происходит.   Потому что одна из проблем человека на дух пути это склонность к самообману. Когда мы думаем, что идем по  духовному пути, но мы топчемся на месте. Именно это происходит в начале Гиты, когда Арджуна говорит, что он хороший. Он не хочет убивать, он хочет принять монашество. Кришна слушает и смеется. Ты обманываешь себя и хочешь обмануть меня. Но меня обмануть нельзя. Сама  по себе завязка говорит о том, что Гита обращена к человеку, который столкнулся не просто с проблемами, а с самыми сложными проблемами.

   

                                    Духовные пути решения проблем.

  Есть два вида решения проблем : материальные и духовные. Гита обращена к тому, кто пытается найти духовные решения проблем. Как правило, люди прибегают к материальному  решению проблем. Материальные решения более очевидны и доступны. Гита обращена к тем, кто ищет духовные  решения. 

     Кто-то пытался решить проблемы духовным способом ?  Материальное решение происходит на уровне рефлекса . Меня бьют по левой щеке, я бью по двум щекам.   Духовное  решение – это  когда я пытаюсь встать немного выше этой проблемы, или немного глубже копнуть.

  Для того, чтобы идти дух путем, нужно обладать большой смелостью. Потому что материальные  решения лежат на поверхности, они простые. Они работают до какой-то степени. Самым типичным примером матер решения проблем  пример аллопатической медицины и аюрведы. Работает аллопатия или нет? Да, быстро работает. Проблема  в чем заключается? В том, что решение проблемы создает проблему гораздо большую.

 

                                          Гита дает решимость.

 

       К какому человеку обращена Гита? Кто хочет дух образом решить свои проблемы, но у него нет решимости. Гита дает эту решимость.  Сила Гита в том, что если человек ее внимательно читает, то она дает непоколебимую веру. Все свои проблемы я могу решить  с помощью этого. 

    Еще раз . Человек не становится на путь Бхагавад Гиты, потому что испытывает страх. Человек начинающий все время испытывает колебания. Поэтому ему хочется идти по духовному пути,  и он все время возвращается назад.  Почему? Тот же самый страх, боязнь утратить свою независимость. И это главная проблема. Чтобы решить проблемы, нужно избавиться от страха. Но избавиться от страха нам не дает страх. Замкнутый круг. Сам страх мешает нам от страха избавиться. Страх поменяться.

  Как этот круг разорвать?  С чего начинать?  Гита состоит из вопросов и ответов.  Человек ни в чем не уверен, ему не нужно ни в чем быть уверенным.  Ему не нужно слепо верить. Любая религия , которая призывает слепо поверить , калечит человека. Без свободы человек ничего не может  обрести. Гита  это путь разума. Она обращается к разуму человека. Поэтому Гита построена в виде вопросов и ответов. Примерно также построено и все остальное. Но  тем не менее, когда я задаю вопросы и ответы, то значит ли это , что Гита ограничена теоретическим знанием? Нет.  Вопросы и ответы  не должны оставаться на уровне информации.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет: