воскресенье, 30 мая 2010 г.

НЕКТАР НАСТАВЛЕНИЙ /Бхакти Вигьяна Госвами/

ШАРАНАГАТИ - сайт Триданди Бхактивигьяна Госвами Махараджа

Лекция 6

Мы закончили разбирать второй стих, и мы говорили, что второй стих это описание образа жизни человека не преданного, или преданного, который не смог избавиться от жажды почестей, пратиштхи. И в какой одной фразе Шрила Прабхупада определяет жизнь преданного? Он живет просто и мыслит возвышенно. Как живет материалист? Он живет сложно и думает приземлено. И в этих принципах это как раз отражено, атйахара - значит, что он живет сложно, значит, что он постоянно пытается что-то накопить, и мыслит он соответствующим образом - лаулйам, жадность. Мы говорили, что есть три аспекта жадности; и прежде всего, это жадность интеллекта, которая делает его ненасытным, многоветвистым.

Хорошо, вчера мы говорили, с каких разных точек зрения рассматривают качества третьего стиха Шрила Прабхупада и Бхактисиддханта Сарасвати. Шрила Прабхупада объясняет эти качества с точки зрения деятельности. Бхактисиддханта Сарасвати объясняет эти качества с точки зрения веры. И сегодня мы посмотрим, как эти две точки зрения синтезируются, при объяснении тех же самых качеств Бхактивинодой Тхакуром.

Сначала посмотрим, каким образом вера и деятельность сливаются в жизни преданного. Тут, в третьем стихе, описывается жизнь преданного. Из каких двух аспектов состоит жизнь преданного, или из каких двух форм деятельности? У нас есть деятельность, связанная с поддержанием нашей материальной жизни, с поддержанием нашего существования - с одной стороны, а с другой стороны - духовная практика. Это два аспекта нашей жизни и нашей деятельности.

Утсаха, нишчайат, дхаирйат, тат-тат-карма, санга-тьягат, сато-врттех. Как вы думаете, какие из перечисленных здесь аспектов нашей деятельности относятся к первому, а какие ко второму?
Тат-тат-карма, санга-тьягат, сато-врттех - эти три принципа относятся непосредственно к чисто духовной сфере нашей жизни, и мы посмотрим, почему и каким образом. А это - утсаха, нишчайат, дхаирйат - как бы поддержание нашего существования, наша жизнь, то, как мы должны строить нашу жизнь. Иначе говоря, эти три первых принципа относятся непосредственно к сфере веры, или к сфере духовной практики, к сфере поддержания нашей духовной жизни или веры, тогда как вторые три принципа - это принципы, на которых должна строиться наша жизнь. Речь не идет даже о материальном существовании, но о том, как мы должны строить и вести свою жизнь.
Теперь давайте, исходя из этого, перейдем к определению каждого из этих принципов.
Рассмотрим таблицу…
…………………………………………………………………………………………………………………..
И говорится, что если у нас нет этого энтузиазма, то наше бхакти может погибнуть. Каким образом бхакти может погибнуть, если у нас этого нет?

Давайте сначала посмотрим, какие антонимы есть у слова энтузиазм. Что противоположно ему по значению? Пассивность, апатия, скука, лень, тоска и т.д. Качества какой замечательной гуны это все? Это тамас. Какова природа энтузиазма, откуда берется энтузиазм? Как минимум, из благости. На самом деле это качество духа. Дух деятелен. В сущности, энтузиазм это духовное качество, он берется из того, что мы как бы достигаем контакта с нашей духовной природой.

Когда энтузиазм сменяется чем-то, то ему на смену приходит пассивность, апатия, скука, лень… и эти качества могут покрыть бхакти. То есть, бхакти в нашем случае может покрываться гьяной, кармой, йогой, ленью, апатией, скукой и т.д. И когда этот покров тама-гуны скрывает от нас бхакти, то тогда, соответственно, бхакти может погибнуть. В сущности, так как энтузиазм, по природе своей, имеет одинаковую природу с бхакти, а все эти качества прямо противоположны бхакти, соответственно, они очень дурно сказываются на практике бхакти.

Давайте теперь с вами постараемся понять, откуда они берутся. Из какого одного качества это все берется - лень, пассивность, скука - откуда, какова природа всего этого? Небрежность. Это очень интересное качество, небрежность, или невнимательность. Когда у человека есть горячая вера, то соответственно, этого нет. И Баладева Видьябхушана очень интересно говорит в комментарии к БГ, к стиху 6.23. Он говорит откуда, в конечном счете, все это берется - лень, апатия, невнимательность, и в конце концов, небрежность. Если человек занимается какой-то деятельностью, то в каком случае он будет заниматься ей с неохотой, с нежеланием, с небрежностью, с невнимательностью? Когда нет вкуса. Откуда берется вкус? Например, я могу иметь возвышенное представление о чем-то, например о музыке. Когда я буду делать это с огромным желанием, а когда не буду с огромным желанием? Баладева Видьябхушана говорит, что безразличие охватывает человека тогда, когда ему кажется, или когда он считает, что он не годится для этой деятельности, что он не приспособлен к этой деятельности, это все выходит от сознания собственной непригодности. Что является источником энтузиазма, особенно в начале, когда человек только-только начал читать книги Шрилы Прабхупада? Он понимает - это для меня, это мое, я душа. Человек вдруг осознает - я душа. Это утсаха, он понимает - я создан для этого, это моя обязанность, я должен это делать. Когда же он думает - а вообще туда я попал, или не туда я попал, для этого я создан или нет, то у него появляется все это - пассивность, апатия, лень, и т.д. То есть, когда у человека возникает вера, и он понимает - я рожден на свет для того, чтобы полюбить Бога, для того, чтобы восстановить свои отношения с Ним, в этом мое предназначение, то у него появляется энтузиазм. Когда это понимание уходит, то тогда соответственно появляются все эти качества и эти качества покрывают бхакти, имея природу, противоположную бхакти, они разрушают ее, разъедают ее. То есть, в сущности, речь идет о квалификации. Мы говорили о том, что есть разные квалификации для разных форм деятельности. Какова квалификация для викармы? Кама. Для кармы благочестие + желания, кама + пунья. Для гьяны - знание и отречение, отвращение от материальной жизни. Для бхакти - шраддха, вера в кришна-катху. Для какой ступени эта апатия будет естественна? На первой и второй ступени у нас есть материальный энтузиазм, на третьей у нас разочарование, апатия. Но на четвертой ступени наш энтузиазм должен приобрести новое качество, духовное качество. Когда у человека появляется вера в деятельность, но в духовную деятельность. Иначе говоря, когда у нас есть вера в бхакти - это генератор большого духовного энтузиазма. И, соответственно, "Хари-бхакти-виласа" говорит, что корень апатии - невнимательность. На санскрите называется прамада, является корнем всех нама-апарадх. Это одиннадцатое оскорбление - невнимательность при чтении святого имени. Прамада бывает трех видов: апатия, бездеятельность и рассеянность.

Бхактивинода Тхакур утверждает, что энтузиазм - это жизнь веры. Вера без энтузиазма лишена какого-либо смысла.
……………………………………………………………………………………………………………………………
Нишчайат. БГ 4.39.4.40-41. Кришна говорит о трех типах людей, он сравнивает три типа людей: агья (невежественные), ашраддхадхана (неверующие), самшая (сомневающиеся). Самый плохой тип людей - это сомневающиеся. Именно для сомневающейся души нет счастья ни в этой жизни, ни в следующей. Он знает, но не следует, у него есть сомнения, они его грызут, и он не может пойти ни по какому пути. Он читает слишком много книг, он слишком много знает, он не невежественный. И из-за того, что он слишком много знает, он не знает, куда ему пойти, что ему делать. Когда человек просто не верит, то это еще не так плохо, когда человек невежественный, то это еще не так плохо, но когда у человека есть вера и вроде ее и нету, он знает что-то, но слишком много знает, он не может никуда пойти, он топчется на одном месте - это самое печальное что может быть.

И теперь, соответственно, как можно рассеять сомнения, как избавиться от этого качества самшая? Бхактивинода Тхакур дает конкретный совет: "Для того, чтобы избавиться от этого, для того чтобы обрести уверенность, человек должен очень хорошо знать философию, хорошо понимать все категории". Если он будет хорошо знать все философские категории - откуда они берутся, что, как, то у него не будет никаких сомнений.

Есть 10 основных философских положений:
- Веды - единственный авторитетный источник информации о духовных предметах,
- Кришна - верховная личность Бога, Он источник всех воплощений,
- Кришна исполнен многообразных энергий,
- Кришна - источник всех отношений, высшие отношения человек может достичь только в Кришне,
- Живые существа по своей природе частицы Кришны и являются его слугами, по своей вечной природе (нитья-сиддхи),
- Обусловленные души ищут счастья в материальном мире (нитья-баддхи),
- Бог и живые существа связаны с собой отношениями бхеда-абхеда, различны и тождественны одновременно,
- Бхакти - путь восстановления отношений с Богом,
- Садхана. Принципы.
- Любовь к Богу - это цель.

Если человек хорошо знает эти положения, знает, каким образом это подтверждается, может утвердить это, то тогда у него не остается никаких сомнений. Даже, если просто держать в уме эту схему, все становится предельно ясно. Бхактивинода Тхакур говорит, что если у человека есть сомнения, хотя бы в одном из этих десяти принципов, он не сможет толком заниматься преданным служением.


Комментариев нет: