понедельник, 31 августа 2009 г.

Обязанности ученика.

ЛЕКЦИЯ  6

 Мы попробуем вкратце осветить эту тему, чтобы больше осталось времени для обсуждения. Если будут вопросы по вайшнавскому этикету, то вы можете спросить.
 Я прочитаю несколько выдержек из "Хари-Бхакти-Виласы" об обязанностях ученика.
 Ученик не должен:
- отправляться куда-либо, не спросившись у своего духовного учителя;
- сидеть с вытянутыми ногами перед духовным учителем, т.е. нельзя показывать ноги духовному учителю;
- зевать, смеяться или громко говорить перед духовным учителем.
 Ученик должен быть:
- очень почтителен к духовному учителю (никогда не проявлять непочтительности);
- занят деятельностью, которая приносит удовлетворение духовному учителю.
 Господь Шива говорит Деви Парвати: "Ученик никогда не должен использовать постель гуру, одежду гуру, обувь гуру, сиденье гуру, то, на чем перемещается гуру, наступать на тень гуру; не должен принимать отдельного поклонения перед гуру или позволять кому-то говорить, что он неотличен от духовного учителя; не должен давать мантры, свои изображения или устанавливать свой авторитет в присутствии духовного учителя".
 Шри Нарада также говорит: "Ученик должен предлагать свои поклоны со сложенными руками и падать в дандават, как срубленное дерево, когда он видит духовного учителя. Он должен всегда подчиняться указаниям духовного учителя."

 Ману Смрити дает такие указания: "Ученик никогда не должен произносить имя духовного учителя без предварительного титула, т.е. ученик всегда должен говорить, используя титул "Шрила" или "Ваша божественная милость".
 Иногда ученик обращается к духовному учителю как "Махарадж", но этого не должно быть. Нужно обращаться к духовному учителю, говоря "Гуру Махарадж".
 Ученик никогда не должен имитировать голос духовного учителя, движения духовного учителя, мимику, внешний вид или другие признаки духовного учителя.
 "Нарада-Панча-Ратра" наставляет, что никогда нельзя упоминать или произносить непочтительно имя духовного учителя. Произнося имя духовного учителя, дополнительно используют два слова "Вишнупад" и
"Прабхупад". Но слово "Прабхупад" не используется ни для кого, кроме Бхактиведанды Свами Прабхупады. Поэтому используется слово
"Вишнупад".
 Ученик также не должен давать какие-то советы или указания духовному учителю. Ученик предназначен для того, чтобы выполнять указания, а не давать их. Ни при каких обстоятельствах этого не должно быть! Даже случайно.
 Ученик не должен есть что-то, не предложив сначала духовному учителю. Нельзя также есть пищу духовного учителя без его позволения, т.е. нельзя воровать остатки пищи духовного учителя. В
"Хари-Бхакти-Виласи" говорится об этом: "Если вы своровали остатки пищи, то вы должны просить прощения у гуру перед тем, как есть."
 Когда духовный учитель приходит, ученик должен подойти к нему, а когда духовный учитель уходит, ученик должен следовать за ним.
 Ученик никогда не должен действовать так, чтобы духовный учитель не был удовлетворен, т.е. никогда нельзя не удовлетворять духовного учителя, даже если духовный учитель проявляет гнев и недовольство или ругает ученика. Ученик не должен проявлять непочтение к духовному учителю и не должен нарушать указания духовного учителя.

 УЧЕНИК, КОТОРЫЙ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СЛОВАМИ, ДОСТИГАЕТ ВЫСШЕЙ ОБИТЕЛИ!

 Это значит, что, просто удовлетворяя гуру всем сердцем, ученик достигает квалификации, позволяющей попасть в духовный мир.
 Если духовный учитель дает инициацию ученику без его проверки, и ученик получает мантру без служения духовному учителю, то оба они сталкиваются с громадными духовными трудностями. В "Нарада-Панча-Ратре" говорится, что оба они, как учитель, так и ученик, отправляются навечно в ужасный ад. Поэтому духовный учитель и ученик должны быть очень осторожны в отношении инициации.
 Ученик должен поставить себе цель - служить духовному учителю, не думать так: "получив инициацию, я достигну цели и могу уже ни о чем не заботиться". Этого не должно быть. Мы должны понять, что взаимоотношения между учеником и духовным учителем очень священны, и они являются основой духовной жизни.
 В "Вайшнава-Катхе" описывается, как ученик должен молиться духовному учителю после инициации для удовлетворения духовного учителя. В мантре говорится: "О мой Господь, будь милостив ко мне и дай мне Свою милость, так, чтобы я мог служить Говинде, Шри Кришне всей моей жизнью и душой." На самом деле, духовная жизнь, особенно в вайшнавской сампрадайе, основана на взаимоотношениях между духовным учителем и учеником. Поэтому иногда материалистические личности или завистливые люди думают, почему мы так подчеркиваем положение гуру, почему мы так настаиваем на поклонении гуру, на почитании учеником духовного учителя. Потому что проявляя такое почтение духовному учителю, мы учимся почитать Кришну. На самом деле, проявлять почтение Кришне очень сложно, так как Кришна не находится перед нашим взором. И какова гарантия того, что если Кришна появится, мы будем уважительно к нему относится? Даже когда Кришна был здесь, не каждый относился к Нему почтительно. Было очень много людей, которые поклонялись Вишну (Шишупала, Джарасандха), но когда появился Кришна, они не проявляли к Нему уважения.
 Итак, есть много людей, которые поклоняются Вишну или Нараяне, но когда Кришна придет и предстанет перед нами на этой Земле, эти люди просто могут не узнать его. Поэтому, предлагая почтение представителю Кришны, духовному учителю, мы развиваем взаимоотношения с Кришной. Кришна находится в сердце каждого. И когда мы обращаемся к Кришне: "Кришна, я хочу вернуться к Тебе," Кришна говорит: "Замечательно, если хочешь вернуться ко мне, вот мой представитель". Кришна посылает вам своего представителя - духовного учителя.
 Как мы действуем по отношению к духовному учителю, так и Кришна принимает нас в нашем сердце.
 В шастрах говорится, что мы можем проверять духовного учителя, убеждаться в его истинности, но после того, как мы его приняли, мы должны строго следовать его указаниям. Поэтому ученик должен быть очень осторожен перед принятием инициации. Он должен быть полностью убежден, что эту личность он примет как представителя Кришны и он будет относиться к нему как к Самому Кришне. И пока ученик не достиг этого уровня, лучше ему не принимать инициацию, потому что гуру не заинтересован в принятии учеников.
 Авторитетный гуру не интересуется принятием учеников. Авторитетный духовный учитель счастлив быть просто смиренным слугой своего духовного учителя и быть занятым служением Кришне под руководством своего гуру. Он принимает на себя это бремя инициации учеников просто из чувства долга. Духовный учитель не стремится принимать учеников. Но обязанность ученика - принять убежище у истинного духовного учителя.
 Прежде чем принимать духовного учителя, ученик должен научиться относиться к нему со всем почтением, точно так же, как он относится к Кришне.
 Есть еще некоторые моменты. Обсудим их или то, о чем мы говорили в предыдущие дни?

 Есть определенные указания об
 ОБЯЗАННОСТЯХ ИНИЦИИРОВАННОГО УЧЕНИКА.

 Инициированный ученик не должен говорить о своей мантре никому другому. Он должен проявлять великое почтение к духовному учителю и к другим вайшнавам-ачарьям. Он должен пытаться всеми силами, максимально помогать им в осуществлении их миссии.
 Инициированный ученик должен считать, что Кришна присутствует в солнце, луне, корове, баньяновом дереве, огне, духовном учителе и в брахмане. Поэтому после инициации мы повторяем мантру: "...
Кто из вас знает эту мантру? А кто из вас знает значение этой мантры?
 Брахмана-Дева - это Кришна, го - корова, брахмана - это брахман.
 Когда инициированный ученик принимает использованную гирлянду или цветы, которыми были украшены Божества, он должен поклониться этим цветам и гирлянде и опустить их в воду. Таким образом гирлянде и цветам, оставшихся от Божеств, также должно оказываться почтение.
 Ученик не должен разговаривать с личностью, которая оскорбляет духовного учителя. Если кто-то оскорбляет духовного учителя, то ученик не должен общаться с такой личностью.
 Если кто-то оскорбляет священные писания или Кришну, то инициированный ученик также не должен общаться с таким человеком.
 Когда ученик отправляется в святые места совершать поклонения, обход святых мест и храмов, то он должен вспоминать мантру и повторять как можно больше Харе-Кришна Махамантру: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе".
 Почему мы обходим храмы? Когда мы обходим храмы, святые места, то мы совершаем жертвоприношения.
 Инициированный ученик НЕ ДОЛЖЕН:
 - есть мясо, рыбу, яйца;
 - говорить в храме о вещах, не имеющих отношения к Кришне;
 - чихать;
 - входить в храм в обуви;
 - есть из посуды, сделанной из такого же металла, что и колокольчик.
 Инициированный ученик должен соблюдать экадаши, согласно правилам и предписаниям поклоняться Господу, гуру и мантре и находиться в безопасном положении.
 Он должен относиться к духовному учителю, Господу, мантре как к самому священному. Он должен:
 - относиться с великой осторожностью к священным писаниям - "Бхагавад-Гите" и "Шримад-Бхагаватам",
 - поклоняться Господу во время омовения в воде,
 - почитать чаритамриту,
 - одевать туласи,
 - наносить сандал на тело Вишну и покрывать Его тело гирляндами,
 - поклоняться Шалаграма-Шилам, Божествам с большой преданностью,
 - прикасаться к листку туласи головой с большим почтением,
 - содержать туласи в соответствии с правилами и предписаниями, это очень важно, преданный не должен содержать туласи как домашнее растение и обычным образом обрывать листья.
 Кто знает как собирать листья туласи правильно?
 - При помощи мантры (голос из зала). Я уверен, что брахманы знают эту мантру. Какова мантра? Каково значение мантры?
 Мы должны понимать, что Туласи-деви есть чистая преданная, и если мы оскорбим чистую преданную, что случится? Наша духовная жизнь разрушится. Мы должны быть очень осторожны, имея дело с чистой преданной. Туласи есть чистая преданная.
 Далее инициированный ученик должен:
 - завязывать свою шикху,
 - поклоняться предкам водой с лотосных стоп Вишну,
 - стремиться поклоняться Господу с царской пышностью (в соответствии со своими возможностями),
 - ежедневно предлагать фрукты и цветы Господу,
 - поклоняться духовному учителю,
 - иметь веру в указания духовного учителя,
 - воспевать и танцевать с преданностью,
 - регулярно поклоняться Господу,
 - принимать Кришна-прасадам,
 - общаться с вайшнавами,
 - спрашивать о духовной жизни (особенно в Дашами-Экадаши и Двадаши-Экадаши, Дашами - значит за день перед экадашем, Двадаши день после экадаша), преданный не должен считать соблюдение экадаши ритуалом,
 - праздновать Джанмаштами и другие праздники, такие как Гаура-Пурниму, ученик должен с большой преданностью соблюдать такие праздники,
 - в храме соблюдать все 8 Махадвадаши,
 - служить вайшнавам,
 - считать, что духовный учитель находится на уровне Бога.

 Инициированный ученик не должен:
 - есть и спать на рассвете и закате,
 - совершать ачаман стоя,
 - дружить с непреданными,
 - наносить тилаку или совершать ачаман без мантр,
 - читать другие священные писания,
 - принимать интоксикации, лекарства с интоксикациями должны быть отвергнуты. Если в лекарствах есть алкоголь или гашиш, не надо их принимать. Лучше принимать аюрведические лекарства. Практически все западные лекарства содержат интоксикации. Ученик не должен принимать интоксикации. Я видел, как некоторые преданные под видом приема лекарств принимают интоксикации. Помню одного преданного, который принимал так называемое лекарство: перебродивший гранатовый сок. Что это было? Это было вино, которое он пил и всем говорил, что это доктор прописал ему такое "лекарство". И в итого получилось так, что он ушел из ИСККОН.
 Далее,
 - если вы можете, не ешьте даже фрукты в дни экадаши, Джанмаштами,
 - не носите кривую тилаку, тилака должна быть прямой, она не должна быть извилистой, иначе это будет апосампрадайа,
 - ученик не должен предлагать оскверненную пищу Господу или воспевать мантру, не почитая Вишну-прасадам.
 Инициированный ученик должен стараться следовать всем этим правилам.
 Теперь вопросы. Задавайте короткие вопросы, на которые можно дать короткие ответы.
Вопрос: Иногда мы получаем гирлянду от духовного учителя, надеваем ее или отдаем ее кому-то.
 Мы должны убедиться, что тот, кому мы даем гирлянду, не проявит неуважение к ней, что он будет почтителен к ней. Однажды Индра ехал на своем слоне. В то время великий мудрец Дурваса спускался вниз и они встретились. Дурваса отдал Индре свою гирлянду. Индра проносил ее немного и затем надел ее на слона. Слон сорвал гирлянду со своей головы, покрутил ее хоботом и выкинул. Увидев это, Дурваса проклял Индру, он сказал: "Ты так возгордился, что проявляешь неуважение к моим гирляндам, которые я на тебя надеваю, поэтому я тебя проклинаю: Лакшми деви должна покинуть райские планеты". И Индра сильно забеспокоился.
 Смысл в том, что преданный должен оказывать должное уважение к гирлянде. Вопрос:
Вопрос: Почему ученик не должен есть из посуды, сделанной из колокольного металла?
 Есть такие правила, что ученик не должен использовать такую посуду.
Вопрос: Насколько большой должна быть шикха в диаметре?
 Прабхупада говорил, что шикха должна быть размером монеты 5 немецких марок, т.е. диаметром большой монеты. Лучше не носить слишком большие шикхи, у гши-сампрадаи такие шикхи, например.
Вопрос: Должен ли преданный только сидя наносить тилаку?
 Лучше наносить сидя. Нежелательно повторять гайатри-мантру стоя или при ходьбе.
Вопрос: Что значит: ученик должен относиться к духовному учителю очень почтительно?
 Это значит, что ученик должен всегда очень уважать духовного учителя, это равно поклонению.
Вопрос: В ИССКОНе слишком много уважения и поклонений предлагается духовному учителю. Почему?
 Если мы будем думать, что духовный учитель материальная личность, то тогда мы будем считать, что духовному учителю оказывают слишком много почтения. Но если мы понимаем, что духовный учитель является представителем Верховной Личности Бога, тогда может ли быть какое-то ограничение, сколько предлагать ему почтения и поклонения? Не может быть границ поклонения.
Вопрос: Надо ли повторять мантру на четках по дороге, в пути?
 Выходя из дома, куда бы мы ни направлялись, надо по возможности непрерывно повторять мантру, лучше 24 часа в сутки. Мы читаем джапу всегда, идем ли мы пешком или едем. Когда мы читаем джапу, мы читаем круги, но во время киртана мы не читаем.
Вопрос: Вопрос об общении с непреданными.
 Ответ таков, мы должны насколько возможно избегать такого общения. В основном, преданные должны быть очень осторожны, чтобы не сказать что-то оскорбительное о духовном учителе в присутствии его ученика. И ученики должны пытаться избегать тех людей, которые могут оскорбить духовного учителя настолько, насколько это возможно.
 Когда я слышал, например, что кто-то оскорбительно относился к Шриле Прабхупаде и я чувствовал, что ничего не могу сделать с этой личностью, я уходил. Это не фанатизм, это естественно, потому что Прабхупада - это моя жизнь, и если кто-то оскорбляет его, то мое сердце полностью отворачивается от такой личности.
 В конечном счете, поведение ученика зависит от того, насколько сильна любовь его к духовному учителю. Если любовь очень сильная, то ученик даже не хочет видеть такую личность.
Вопрос: Когда духовный учитель приходит в дом ученика, ему предлагают сидение и другие предметы, вещи. Что должен делать ученик потом, ведь сказано, что нельзя использовать, например, сидение для духовного учителя.
 Самое лучшее, это иметь отдельное сидение только для духовного учителя и не пользоваться им. А если он спит на постели, нужно иметь отдельную постель. В Индии существует особая практика: в доме у них всегда есть отдельная комната специально для духовного учителя. Может быть духовный учитель приходит раз в 10 лет, но все равно в доме отводится отдельная комната для духовного учителя.
Вопрос: Можно ли использовать все вещи, предназначенные для духовного учителя, для других духовных учителей?
 Да, потому что все они находятся на одном уровне, но ученик или те, кто находится на его уровне, не должны использовать эти вещи.
Вопрос: Иногда непрактично каждый раз спрашивать у духовного учителя позволения есть остатки его пищи. Можно ли спросить разрешения лет на 10 вперед?
 Если не было возможности спросить непосредственно у духовного учителя о том, можно ли есть остатки его пищи, то наверное, можно есть эту пищу.
Вопрос: Если кто-то уже купил четки из туласи, но он не инициирован. Может ли такой человек читать на этих четках мантру?
 Лучше хранить эти четки из туласи в стороне, продолжать читать на нима-четках, а перед инициацией дать четки из туласи духовному учителю. Но если ученик уже повторял на этих четках, то можно обратиться к духовному учителю и сказать: "Я не знал об этом, а потом узнал. Что делать? Купить новые или можно пользоваться старыми?"
Вопрос: Насколько важны четки, которые духовный учитель дает во время инициации? Я слышала, что четки, очищенные мантрой из сердца, наиболее важны.
 И те и другие важны. Для того, чтобы очистить ваше сердце, вам нужны четки, которые вам начитал ваш духовный учитель. Очищение сердца - это самое главное. Но то, что вы сразу можете получить от духовного учителя - это мантру, джапа-малу, и это есть милость духовного учителя. Затем, следуя его указаниям, можно продвинуться в преданном служении. Когда преданный продвигается, ему уже не надо будет разграничивать что важно, а что нет.
Вопрос: Когда духовный учитель приходит в дом, можно ли усадить его на старое сидение, покрытое новой материей?
 Да, можно, если асана покрыта новой материей. Сидение ведь находится на полу, по которому ходят и для того, чтобы положить сидение на пол сам пол не обновляют и не перестилают.
Вопрос: Что значит,что Господь Шива сказал Парвати, что ученик не должен наступать на тень духовного учителя и принимать поклонение в присутствии духовного учителя?
 Смысл очень ясен: нельзя наступать на тень духовного учителя. Когда духовный учитель идет или сидит, то вы не должны наступать на его тень. Разве это трудно понять? Точно, как вы не ставите стопу на тело духовного учителя, так же вы не должны ставить стопу на его тень. Это отражение духовного учителя.
Вопрос: Вы говорите о том, что нельзя принимать инициацию до того момента, пока ученик не готов искренне поклоняться духовному учителю как представителю Бога. Но если ученик постепенно будет развивать подобное отношение к духовному учителю, тогда ученику придется ждать очень долго, чтобы развить такую веру.
 Ответ: Духовная жизнь начинается со ШРАДХИ, с веры. И самая главная личность, которую вы принимаете как руководителя - это ваш духовный учитель. Если вы не уважаете его, у вас нет никаких шансов совершить духовный прогресс. Поэтому лучше понять философию о том, кто таков духовный учитель и развить правильное понимание. А затем уже принимать инициацию.
 На самом деле для всех храмов очень важно иметь классы по вайшнавскому этикету, потому что простым начинающим преданным очень сложно понять культурные аспекты вайшнавского этикета. Из-за того, что инициированные преданные не знают вайшнавского этикета, они падают, потому что не могут духовно продвигаться. Есть потребность обучать преданных вайшнавскому этикету и давать им это понимание.
 Вопрос: Как ученик должен проверять духовного учителя до инициации?
 Проверять духовного учителя - значит задавать ему вопросы или смотреть, наблюдать за ним. Если у вас есть сомнения, просто наблюдайте за ним: делает ли он 16 кругов, встает ли он до мангала-арати, не ест ли он слишком много, не спит ли он слишком много. Я не обсуждал эту тему, но есть определенные качества, которыми должен обладать истинный духовный учитель. Что может делать духовный учитель, а что не может. Но если мы не проверим духовного учителя, то как мы можем говорить, что он нас устраивает? Это все равно, что жениться на девушке не видя ее, а потом обнаружить, что она уродлива и разочароваться в ней. Принятие духовного учителя еще важнее. (Этот пример не относится к брахмачариям).
Вопрос: Должен ли ученик спрашивать у духовного учителя: можно ли принять вторую инициацию или ученик должен ждать, пока духовный учитель сам скажет ему?
 Лучше не обращаться со второй инициацией самому. Пусть лучше обратятся авторитеты храма, они могут решить, что этот преданный квалифицирован и он может получить 2-ю инициацию, тогда они могут обратиться к духовному учителю.
Вопрос: В какое время ученик должен начинать повторять круги джапы? Иногда мне не спится ночью и я воспеваю мантру на четках, но другие говорят, что надо воспевать в определенное время.
 Ответ: можно воспевать мантру в любое время. Но в соответствии с Ведами день начинается с Брахма-мухутры, а по западному исчислению день начинается с 12 ночи. Вы можете сами определить с какого времени начинается ваш день. Если вы приняли для себя, что новый день начинается с 12 ночи, то те круги, которые вы начитали после 12 ночи, вы начисляете на новый день. Лучше всего следовать ведической культуре и считать, что день начинается с Брахма-мухутры. Но самое основное - за 24 часа вы должны повторить 16 кругов. Если вы успеваете, то это нормально.
Вопрос: Если ученик дает остатки пищи духовного учителя другому ученику, должен ли этот ученик иметь на это разрешение?
 Ответ: Я уже объяснял, что если есть возможность, то лучше спрашивать разрешение.
 Вопрос: Если наша тень касается тени духовного учителя, нормально ли это?
 Нормально, главное, чтобы тени наших стоп не касались тени духовного учителя.
Вопрос: Если невозможно гирлянду духовного учителя опустить в воду, что делать, надо ли сжигать ее?
 Лучше держать ее в каком-нибудь укромном месте, а потом опустить в воду. В основном мы не сжигаем. Сжигать - это значит уничтожать.
Вопрос: У неофита не очень сильна вера и не очень глубокие знания. И как же он может проверить духовного учителя?
 Он может быть неофитом, но он должен попытаться понять философию. Он может быть невежественным, когда он приходит в сознание Кришны, но когда он находится в сознании Кришны, то он должен совершать прогресс, продвигаться вперед, добиваться понимания. Особенно, когда речь идет о выборе духовного учителя. Он должен знать, кто такой духовный учитель и что такое духовная жизнь. Он не должен думать: я могу просто слепо совершить этот шаг. Для этого случая есть срок один год. За один год можно принять определенное решение и совершить какой-то прогресс.
 - Вопрос об остатках одежды и принятии остатков пищи других вайшнавов.
 Ответ: Если возможно, надо спрашивать разрешения у этих вайшнавов. Если нет возможности спросить, то нужно спрашивать у старших преданных.
 Если вайшнав носил одежду на верхней части тела, то можно носить в принципе. Иногда преданные получают одежду Божеств, например, Нитьянанды Прабху, и они эту одежду используют как повязку на голове. Если вам посчастливилось достать такую маха-одежду, то ее можно носить на голове.
 - Вопрос о том, каким гуру больше предлагать почтения.
 Мы должны предлагать максимум почтения всем Гуру Махараджам. Чем мы лучше будем предлагать почтение, тем лучше для нас.
 - Вопрос о сжигании вещей.
 Согласно ведической культуре сжигаются мертвые тела, это то, что необходимо уничтожить, но все священное обычно опускается в воду: в реку или океан.
Вопрос: Гуру Махарадж сказал, что используются титулы Прабхупада и Вишнупад. Но мы знаем, что есть и другие титулы. Что это за титулы, как их применять?
 Ученики применяют эти титулы, но могут и другие люди. Это хорошо. Чем большее мы оказываем почтение, тем лучше для нас.
Вопрос: Как быть, когда братья в Боге духовного учителя дают указания, которые не всегда совпадают с указаниями самого духовного учителя?
 Это очень трудный вопрос. В ИССКОН у нас есть два правила: сначала мы следуем указаниям духовного учителя, а затем указаниям авторитетов храма. Второе, для нормального управления храмами в ИССКОНе ведется такая политика: духовные учителя дают указания своим ученикам через авторитеты храма. Например, может быть такой случай: духовный учитель говорит, чтобы я провел семинар на Картику в Индии и чтобы я уже выезжал в Майапур, а президент храма говорит: ты не можешь поехать, потому что ваше служение некому выполнить в храме. Иногда могут даваться противоречивые указания от различных личностей, являющихся авторитетами храма, но ради нормального управления делается так, что духовный учитель обычно консультируется с президентом храма.
 В чем заключаются указания духовного учителя? Они сочетаются с указаниями садху и шастр.

 Конец лекции.

Комментариев нет: