понедельник, 31 августа 2009 г.

Качества ученика.

 Лекция 5 
 В одной из мантр говорится о качествах ученика. Мы должны понимать, что эти качества упоминались до явления Чайтаньи Махапрабху, и после явления Чайтаньи Махапрабху они потеряли свою важность. Там говорится, что человек должен был быть рожден в чистой семье. Большинство из нас не рождены в чистых семьях. Но Шрила Прабхупада - чистый преданный Господа. И ИССКОН - это чистая семья. И пока мы находимся в ИССКОН, мы находимся в чистой семье. То есть важно, чтобы преданный был очень смиренным, рожденным в чистой семье, хорошо выглядел не только физически, но и тонкое тело должно быть очень красивым, то есть чистым. Потому что есть некоторые очаровательные люди, но тонкое тело у них пугающее. И на самом деле гораздо более важно то, как человек выглядит изнутри, а не снаружи.
 До тех пор, пока у человека не чист ум и разум, его сердце не может быть очищено. Ученик должен быть правдивым, плодотворным, разумным, лишенным гордости, вожделения, жадности, гнева и т.д. Он должен быть всем сердцем предан лотосным стопам духовного учителя, служить Господу, быть свободным от болезней, выражать почтение брахманам, Господу и своим родителям, контролировать чувства и проявлять сострадания к другим.
 Итак, таким образом перечисляются качества преданного и, самое важное, что он должен быть правдивым, свободным от вожделения, жадности, гнева и так далее, быть привязанным к лотосным стопам Господа, стараться служить преданным и Господу.
 В Одиннадцатой Песне Шримад Бхагаватам говорится: слуга или ученик духовного учителя должен быть свободным от ложного престижа, быть активным, никогда не лениться, не считать себя совершающим действия, избегать объектов чувств не исключая жену, дом, семью и общество. Он должен иметь чувство любовной дружбы к духовному учителю и никогда не отклоняться. Слуга или ученик должен всегда желать продвижения в духовном понимании, должен поощрительно относиться к каждому и избегать бесполезных разговоров.
 Таковы качества ученика. И кто не квалифицирован, чтобы стать учеником? Тот, кто ленив, грязен, горд, жаден, болен, невежественен, привязан к материальным вещам, жаден в отношении чувственных отношений, завистлив, зарабатывает деньги нечестным путем, враждебен по отношению к ученым людям, кто притворяется ученым, не держит свое слово, ищущий недостатки в других, причиняет боль другим, злобен, греховен. Это деградированная личность, и она не достойна, чтобы стать учеником, и духовный учитель должен быть очень осторожен, давая инициацию только достойным личностям, избегая неквалифицированных.
 Духовный учитель и ученик должны жить вместе, чтобы убедиться в пригодности друг друга. Существует совет, чтобы учитель и ученик должны жить вместе один год, чтобы убедиться в качествах друг друга. Цитата из еще одного источника, из Священных писаний: "Необходимо, как минимум, год, чтобы ученику и гуру познать друг друга. И не стоит давать мантру ученику, который не жил с духовным учителем год.
 Как жена входит в дом, как министр входит во дворец царя, точно также ученик входит в дом духовного учителя, и духовный учитель должен быть очень осторожным, чтобы ученик не совершал ничего предосудительного. Потому что, если ученик совершает греховные действия, духовному учителю придется отвечать за эти грехи.
 Есть ли какие-то вопросы?
 - Из Шри Сампрадайи Чайтаньей Махапрабху было взято поклонение Божествам, от Мадхва-сампрадайи был взят дух побеждения майавади, от вишнусвами-сампрадайи - поклонение в духе гопи... Ответ:
 Ну, завтра я могу напомнить цитаты...
 Несмотря на то, что Господь Шива находится на трансцендентном уровне, советуется, чтобы человек не получал инициацию в Шива-сампрадайи. 
Вопрос: Для ученика одна из причин непригодности его - то, что он более больной, чем обычно.
 Эти указания остались с тех времен, когда духовная жизнь была очень ограничена, но с приходом Чайтаньи Махапрабху произошла целая революция. И он позволил Своим последователям давать инициацию всем. В других случаях гуру были настроены совсем по другому и они были очень осторожными. Кто-то из учеников может быть беден, не в материальном отношении, конечно, а беден в своем сознании. У кого-то может быть много денег, но он может быть беден духовно, а у другого мало денег, но он все равно богат. Богач тот, кто не беден в своем сознании, потому что у него есть Кришна. 
Вопрос: В Нектаре преданности сказано, что человек, благодаря своим благочестивым действиям, становится преданным, но Вы, Гуру Махарадж, говорите, что Шрила Прабхупада создал для нас благочестивую деятельность.
 Мы не имеем отношения к этому. Да, в основном надо понимать, что если кто-то становится преданным, он совершил много благочестивых действий, но Шрила Прабхупада настолько милостив, что даже несмотря на то, что мы не были благочестивыми, он привел нас на этот уровень благочестия, поскольку Шрила Прабхупада очень милостив, он создал эту удачу для нас, он создал это благочестие. И мы можем думать, что у нас лично нет никаких благочестивых действий и все это создано по милости Шрилы Прабхупады, но мы не можем думать так же о других. Так должны думать вайшнавы.
Вопрос: Гуру Махарадж, вы сказали, что за год до инициации человек должен жить с духовным учителем. Но в ИССКОН у гуру очень много учеников, и это практически не происходит никогда. Как же принять это указание?
 Мы должны понять, что Шрила Прабхупада создал особым образом так, что гуру и ученик могут жить раздельно, но ученик должен жить в храме, общаясь с преданными и, таким образом, его авторитеты могут присматривать за ним и направлять его. И ученик в ожидании инициации у духовного учителя может слушать записи лекций духовного учителя. И несмотря даже на то, что у него нет возможности жить с духовным учителем год, он может получить достаточно знаний о духовном учителе, и храмовые авторитеты могут смотреть, насколько он готов к инициации. Когда ученик готов, президент храма дает ему рекомендацию. Если у кандидата есть какие-то сомнения, он может спрашивать у авторитетов храма. На самом деле, авторитеты храма действуют как посредники между духовным учителем и кандидатом. Если у человека есть какие-то сомнения в отношении гуру, например, почему он не приходит на утренние программы, и у него есть другие сомнения относительно духовного учителя, то лучше ему подождать, ведь может быть так, что гуру в два часа ночи встает для того, чтобы работать, совершать какое-то служение, или же он делает что-то другое, о чем мы не знаем.
Вопрос: Почему на духовного учителя, находящегося на трансцендентном уровне, влияют грехи учеников?
 Духовный учитель действует, как прозрачная среда, и это значит, что если ученик предался духовному учителю и совершает грехи, то через посредство духовного учителя греховные реакции ученика передаются Кришне, а духовный учитель предан Кришне и он действует от лица Кришны. Если ученик после инициации продолжает грешить, духовный учитель также получает эти грехи. Точно так же, как грех министра относится к царю, грех жены - к мужу, точно также грех ученика относится к учителю.
 Духовный учитель принимает карму ученика. И в какой-то момент учитель может отвергнуть ученика. Это соглашение между духовным учителем и учеником. Если кто-то нарушает его, оно может быть расторгнуто. Ученик дает обещание следовать четырем регулирующим принципам, но если он нарушает это соглашение, духовный учитель уже не обязан следовать условиям соглашения. Это личные взаимоотношения ученика и учителя.
Вопрос: Вы упоминали, что в век Кали некоторые демонические личности рождаются в брахманической семье, но в Бхагавад-Гите говорится, что падшие йоги будут рождаться в вайшнавских или аристократических семьях.
 Первое, что мы должны понять, что в этом стихе не говорится, что все демоны будут рождаться в брахманических семьях, то есть, не все брахманы демонические. Говорится, что некоторые демоны будут пользоваться преимуществом века Кали и родятся в брахманических семьях. Для того, чтобы разрушить брахманическую культуру. Поэтому есть благочестивые брахманы. Тот, кто рождается в брахманической семье, получает возможность развить преданность. И рождение в брахманической семье необязательно значит рождение в семье кастового брахмана, то ест, это значит просто рождение в квалифицированной семье. Например, те, кто рождаются в ИСККОНе, получают замечательную возможность расти как преданные. Может быть, ИСККОНовские преданные не кастовые брахманы, но они также квалифицированны.
 Итак, демоны рождаются в брахманических семьях, когда нарушаются какие-то принципы, например, как между Дити и Кашйапой, очень возвышенным брахманом. И демон у них родился из-за того, что они соединились в неблагоприятное время. И когда нарушаются принципы, то тогда демонические души пользуются этой возможностью. Т.е. говорится, что в неблагоприятные моменты рождаются демоны. Вопрос:
 - Господь Чайтанья соединил все четыре сампрадайи. Принимают ли все эти четыре сампрадайи Чайтанью Махапрабху?
 Но 4 сампрадайи не растворились в ИСККОНе, и до сих пор существуют. Четыре сампрадайи будут всегда существовать. Но особая линия - это цепь Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья Махапрабху принял все эти 4 сампрадайи и учения всех 4-х сампрадай.
Вопрос: В священных писаниях говорится, что нельзя отвергать духовного учителя. Если человек отвергает духовного учителя, он отправляется в ад.
 Авторитетный духовный учитель, находящийся в добром здравии, не должен быть отвергнут. Если ученик отвергает духовного учителя и отправляется к другому духовному учителю, то другой духовный учитель не должен давать ему инициацию, потому что ученик может не знать священных писаний, но учитель должен знать. Но если человек чувствует, что кто-то другой может помочь ему в его духовной жизни, то он должен отправиться к своему духовному учителю и попросить прощения и разрешение, а потом принимать указания от другого духовного учителя. Это авторитетно, но если отвергать авторитетного духовного учителя - это значит копать самому себе могилу.
Вопрос: Гуру Махарадж упоминал, что не нужно искать недостатки у других. Что это означает? Более подробно об этом.
 Если кто-то хочет найти недостатки у других, то ему лучше искать их в себе, а у других искать только хорошие качества. А также думать, что другие вайшнавы более продвинутые и возвышенные, и тогда не будет необходимости искать недостатки. Несмотря на то, что это нелегко, но надо практиковать. Если вам нравится кто-то, то вы не будете искать в этом вайшнаве недостатки. Когда вам не нравится кто-то, вы ищете недостатки, но если вам будут нравиться все преданные, вы не будете это делать.
Вопрос: ИСККОН занял такую позицию, что немного отличается от Гаудйа-Мадхва сампрадайи. Не будет ли это как-бы расхождением? И каково отношение ИСККОНа к Гаудйа-Мадхва сампрадайе?
 Смогу ли я вкратце ответить на этот вопрос? ИСККОН не отличается от Гаудйа-сампрадайи. Но ИСККОН - это основной поток Гаудйа-сампрадайи. Потому что учение Чайтаньи Махапрабху было почти утеряно, тек такой очень тонкий ручеек через ачарьев Джаганатха Бабаджи и других. Затем Бхактивинода Тхакур начал восстанавливать это учение, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур еще больше усилил его, а ШРИЛА ПРАБХУПАДА ЗАТОПИЛ ВЕСЬ МИР ЭТИМ УЧЕНИЕМ! и мы можем видеть, что милость Чайтаньи Махапрабху льется в виде ИСККОНа по всему миру. Другие сампрадайи, конечно, существуют, но я думаю, что лучше было бы, если бы все приняли Шрилу Прабхупаду. Это было бы замечательно. Но к несчастью, этого не происходит. Они делают свои отдельные потоки. Весь мир уже затоплен потоком ИСККОНа, но кто-то пытается удерживать свой отдельный поток.
Вопрос: Можно ли женщинам давать инициацию ученикам?
 Да. В Гаудиа-Вайшнава-сампрадайе были такие случаи. Жена Нитьянанды Прабху давала инициацию, Джадурани Госвамини давала инициацию.
 Конец 5-й лекции.

Комментариев нет: