Лекция 4
Четыре регулирующих принципа разрушают желание чувственного наслаждения. Поэтому Шрила Прабхупада говорил что необходимо соблюдать определенные принципы например: отказ от незаконного секса, даже между женой и мужем секс существует для зачатия детей, потому что, если человек не освобождается от сексуального желания, он не может совершить духовного прогресса. Быть продвинутым - это значит освободиться от сексуального желания, потому что сексуальное желание обозначает материальную привязанность. До тех пор, пока мы привязаны к сексу, мы находимся в материальном мире, даже если мы состаримся, оставим тело, то все равно это желание может остаться в тонком теле. Шрила Прабхупада приводил один пример о том, что один царь и министр говорили о сексуальном желании и министр сказал царю, что, на самом деле, сексуальное желание остается даже тогда, когда тело ослабевает и старится. Царь не мог этого принять. Он спросил: "Как это возможно, ведь тело очень слабое и старое". Но министр сказал: "Возможно. Несмотря на то, что тело не способно заниматься подобной деятельностью, желание все равно остается". Для того, чтобы продемонстрировать сказанное, министр сказал: "Такая-то и такая-то личность находится на смертном ложе, мы можем отправиться к нему, и ты можешь привести с собой свою дочь". Царь согласился. Царь с министром вошли в комнату этого человека, который уже почти умер, и когда они все вошли, то, первое, на что посмотрел этот пожилой человек, была принцесса, которая пришла с этим царем. Несмотря на то, что его тело было уже старое, все равно он был очень сильно привязан.
Смысл здесь в том, что до тех пор, пока у нас есть сексуальные желания в нашем тонком теле, мы не сможем вернуться в духовный мир, то есть, мы сможем вернуться в духовный мир тогда, когда полностью освободимся от сексуальных желаний. И как преодолеть сексуальные желания? Для этого нужны философские знания и постоянная практика. Это не случиться за один день или даже за год или за два года, потому что эта дурная привычка развивалась в течение множества жизней.
Материальный мир - это тюрьма сексуального желания. Каждый связан этим желанием, это желание настолько глубоко сидит в нас, что сами мы не сможем просто преодолеть его за одну ночь. И тем не менее человек должен все время продолжать делать усилия в этом направлении. Философское понимание Прабхупады этой проблемы - это постоянная практика преданного служения. Но мы должны быть очень осторожны, чтобы у нас не развилось отрицательного умонастроения.
Иногда мы можем видеть, что кто-то просто ненавидит женщин. Это приводит к тому, что в результате они связываются с женщинами, ненависть к женщинам очень часто приводит к падению с женщиной. Ненависть и привязанность - это две стороны одной и той же монеты, и наше дело - не быть привязанным или чувствовать ненависть. Наша задача - это развить правильное понимание того, что каждый из нас предназначен для наслаждения Кришны, но не для своего личного наслаждения.
Обычно в духовных обществах в Индии только мужчинам разрешалось жить в ашраме, только мужчина жил в ашраме, ашрамы не предназначались для домохозяев или для женщин. Но Шрила Прабхупада, следуя умонастроению Шри Чайтания Махапрабху, открыл ашрамы для всех. Шрила Прабхупада разрешил также женщинам жить в ашраме. И в этих ашрамах мужчины и женщины следуют по стопам Шрилы Прабхупады, помещая их в сердце и принимая умонастроение Шри Чайтания Махапрабху в своем сердце для того, чтобы преодолеть эти телесные обозначения и полностью заняться служением лотосным стопам Шрилы Прабхупады.
Таким образом, мы можем легко освободиться от этих сильных материальных привязанностей. Это единственный способ преодолеть эти грубые, непреодолимые практически, материальные привязанности. Это дает нам безграничные возможности преодолеть привязанность и ненависть, и развить привязанность к Кришне.
Очень хорошо, что преданные ИССКОНа не разделены полностью с женщинами, потому что очень часто это может стать искусственным, так как, если человек не имеет никакого контакта с женщиной, то когда он ни с того, ни с сего встречается с женщиной, то есть он видит женщину, то у него намного больше шансов упасть. Но если человек постоянно общается с женщинами и с очень большим почтением, то он развивает духовное понимание и учится преодолевать сексуальные желания. И тогда, преодолевая эти материальные привязанности, человек может добиться устойчивого духовного прогресса.
Преданные, которые совершили множество благочестивых поступков, могут также проходить через райские планеты. Это места, которые предназначены для наслаждений. Там замечательные и красивые женщины, сады, и множество возможностей для наслаждений. Если у кого-то есть даже небольшое желание наслаждаться, то можно застрять там. Но кто преодолел это грубое желание наслаждения, то когда он проходит через небесные планеты, он не чувствует, что на него влияет все это. Потому что его ум сосредотачивается на лотосных стопах Кришны, он полностью освобождается от всех тенденций к материальному чувственному наслаждению, и такой человек может очень легко преодолеть влияние этих высших планетных систем.
Когда мы обращаемся к женщине как к матери, слово "мать" создает умонастроение почтения. Я замечал, что к женщине иногда обращаются как к прабху. Это, на самом деле, грамматическая ошибка, потому что необходимо обращаться к женщине как к матери, и, естественно, когда мы обращаемся к женщинам как к матерям, это рождает почтение. Женщины, к которым обращаются как к матерям, должны вести себя соответственно: мать заботится о доме и о детях, благодаря этому человеческое общество становиться очень здоровым и умиротворенным. Общество, где мужчины относятся к женщинам как к матерям и женщины ведут себя как матери, становится очень умиротворенным.
Сегодняшнее общество, на самом деле, пропагандирует самые различные дикие вещи, и самое ужасное это то, что оно представляет женщину как объект чувственного наслаждения. Мир из-за этого очень обеспокоен. Куда бы вы не отправились, везде демонстрируется полуобнаженная или обнаженная женщина. Делаются очень громкие рекламы и заявления, что женщина - объект для чувственного наслаждения. И это демоническое общество никогда не будет умиротворено. Поэтому в этом мире так часто проявляется насилие.
И когда мы советуем относиться к женщинам как к матерям, это значит, что необходимо относиться к ним очень почтительно. Ребенок, например, относится к матери очень почтительно в соответствии с определенными стандартами. То есть у женщины есть определенное место в обществе и никто не должен пытаться извлечь какое-то наслаждение из общения с женщиной. Таким образом мы учимся избегать оскорбительного отношения к женщине.
И следующий момент: женщина должна вести себя как мать. И последнее: несмотря на то, что женщина и мужчина находятся в храме вместе, их действия и взаимоотношения должны быть разделены, потому, что по устройству материальной природы, привязанность к противоположному полу непреодолима, и каждый привлечен этими взаимоотношениями. Шрила Прабхупада часто говорил об огне и масле. Например, масло может быть хорошо промороженным, но если оно находится рядом с огнем, то оно тает. И надо устроить все таким образом, чтобы мужчины и женщины были естественно разделены и не приходилось бы сближаться без необходимости. Потому что природа устраивает так, что мужчина привлекается женщиной и женщины также любят привлекать мужчин к себе. Это вполне естественно: женщины любят очень красиво одеваться, это естественно. Почему? Потому что они любят привлекать к себе мужчин. Потому что это естественно по природе. И когда женщине удается привлечь к себе мужчину, она чувствует, что она одерживает победу, поэтому и мужчины и женщины должны отказаться от этих материальных тенденций и утвердится в сознании Кришны. Это самый лучший способ, чтобы совершить духовное продвижение.
Несколько цитат из Шрилы Прабхупады - некоторые из Бхагаватам, а некоторые из диалогов со Шрилой Прабхупадой: "Ученый человек относится ко всем женщинам, кроме жены, как к матери, и он смотрит на чужую собственность, как на мусор, и он относится к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему". Это признаки ученой личности, как описывает Чанакйа пандит. И это должно быть признаком образованности брахмачари. Брахмачари советуется собирать пожертвование от дома к дому, обращаясь ко всем женщинам как к матерям и все, что он собирает, идет духовному учителю. Он жертвует всем для своего гуру. И когда он полностью обучен, ему разрешается жениться, если он хочет. И таким образом он не становится тем грихастхой, который хочет только удовлетворять свои чувства. Таково обучение, с самого начала жизни ко всем женщинам надо относиться как к матерям. Это ведическая система, каждый мужчина должен обращаться к женщине как к матери, независимо от того, пожилая она или молодая. Таков тест, проверка того, насколько человек продвинулся в своем понимании. В Индии к женщинам, в особенности в ашрамах, обращаются как к матерям, она может быть еще молодой девушкой, но к ней обращаются как к матери".
Следующая цитата пандита: "Человек достоин уважения, если он учится видеть в других женщинах, кроме своей жены, матерей". Прабхупада также говорит: "Дети, которые учатся в гурукуле, должны относиться ко всем женщинам как к матерям, с самого детства."
Письмо Гаргамуни, в отношении того, что женщины-преданные создают беспокойства. Прабхупада отмечал, что они тоже живые существа, они тоже пришли к Кришне, и я не могу отвергать их. Если брахмачари или саньяси утверждается в сознании Кришны, то все эти проблемы исчезают. Проблема беспокойства решается регулярным безоскорбительным повторением маха-мантры, как в случае с Харидасом Тхакуром.
Еще одно письмо Шрилы Прабхупады Рая Раме. Он пишет: "Давая указания своим невинным сестрам в Боге, которые пришли чтобы получить наше прибежище, юноши должны быть более сильными". Шрила Прабхупада говорит, что те преданные, которые серьезно заняты сознанием Кришны, должны постоянно получать защиту от привязанности к майе. Еще в одном письме Шрила Прабхупада говорит, что самые привлекательные стороны майи - это деньги и женщины. И мы должны все это использовать в проповеди. То есть, не принимать все это для чувственного наслаждения. Мы должны для этого оставаться достаточно сильными, а использовать неправильно - это значит принимать что-то для чувственного наслаждения.
Еще одно письмо одной матаджи, Прабхупада писал: "Кто говорит о том, что женщины не могут повторять джапу в храме и не могут совершать арати, поскольку брахмачарии возбуждаются, то пусть они отправляются в лес. Я никогда не говорил об этом. Брахмачари, если он не может находиться в присутствии женщин в храме, то тогда он может отправляться в лес, он не может жить в Нью-Йорке потому что в Нью-Йорке очень много женщин, тогда ему придется отправиться в лес, чтобы не видеть никаких женщин, если он так легко возбуждается. Но тогда никто не будет видеть этих брахмачарьев, и как же мы будем проповедовать?"
Большое спасибо. Если есть какие то вопросы...
- Вопрос о том, как относиться к жене.
Самое лучшее, относиться к жене как к служанке Кришне. Потому что взаимоотношения жены и мужа отличаются. То есть, не очень правильно относиться к жене как к матери. Поэтому говорится, что человек должен относиться ко всем другим женщинам как к матерям, кроме жены. Лучше относиться к ней как к служанке Кришны. Если вы относитесь к жене правильным образом, то вы сможете ее уважать, даже больше, чем мать.
Вопрос: Как практически тренировать такое умонастроение?
Ответ: Когда вы видите женщину, попытайтесь представить себе, что она находится на уровне вашей матери. Ваша мать ведь тоже была молодой.
Есть одна история о том, как Майя деви пыталась привлечь Харидаса Тхакура, но я слышал, что она не была Майя деви, она была еще кем-то. На самом деле, в жизни Харидаса Тхакура произошло два случая. Однажды очень завистливый землевладелец князь Рамачандра-гхан послал проститутку к Харидаса Тхакуру которая стала потом преданной. И услышав об этом Майя деви тоже пыталась проверить Харидаса Тхакура и пришла сама. И Харидас Тхакур не был обеспокоен даже этим, и тогда Майя деви тоже приняла мантру от Харидаса Тхакура. Майя деви пришла, пытаясь проверить Харидаса Тхакура.
Вопрос: Вы сказали, что на преданных никогда не влияет майя, но даже Шива - великий преданный Господа - был побежден майей.
Ответ: Я отвечу на этот вопрос с двух перспектив: Господь Шива - это муж Майи. И Господа Шиву не может одолеть Майя, как таковая. А кем был одолен Шива - так это самим Кришной, потому что Шива не был бы привлечен так сильно Майей, но когда Кришна принял форму женщины, тогда Шива не мог контролировать себя. Это Мохини-мурти.
И другой момент, упоминается, что Шива является вайшнавом, тем не менее Господь Шива не является самым возвышенным преданным. С материальной точки зрения Господь Шива находится на высочайшем положении, но на самом деле, чистые преданные Кришны более возвышенны. Жители Вайкунтхи еще более возвышенны, чем Господь Шива, жители Двараки еще более возвышенны, чем жители Вайкунтхи, а жители Вриндавана являются самыми высочайшими, и среди жителей Вриндавана - гопи - самые возвышенные, и среди гопи - Шримати Радхарани самая возвышенная. Поэтому она самая великая преданная.
Вопрос: Мужчина должен видеть в женщинах матерей. А как насчет женщин, как они должны видеть мужчин?
Ответ: Они должны видеть их как слуг Кришны, как своих детей. Поскольку жена заботится о муже как мать, почему муж должен относиться к жене иначе.
Вопрос: Если женщины во время санкиртаны задают какие-то вопросы о сексе, как преданный должен реагировать? Надо ли отвечать на такие вопросы или избегать?
Ответ: Трудно сказать. Это зависит от ситуации, и поступать надо в соответствии с ситуацией. Например, если вы чувствуете, что кто-то хочет искренне знать об этом, тогда можно в духе отречения дать какое-то знание, но если вы чувствуете, что это может осквернить ваше сознание, то нужно избегать отвечать. Наша политика это:
"аманина манадена" - мы предлагаем почтение другим, но не принимаем ничего для себя, и если кто-то не предлагает кому-то почтение, то лучше не замечать это, в противном случае это может привести к какому-то конфликту. Лучше избегать подобных отношений.
Вопрос: Что брахмачари должен делать, если матаджи стремится к общению с ним?
Ответ: У брахмачари не может быть никаких общих дел с матаджами, лучше просто держаться в стороне, это как огонь и масло, если вы хотите остаться брахмачари, надо или убегать от матаджей или с вами будет покончено, если вы не хотите жениться. Но если вы хотите поменять ашрам, лучше отправиться к авторитету храма, не устраивать все для себя самим. Ведическая культура такова, что старшие преданные устраивают все для вас. Ведическая культура - это уважение к родителям, к матери, но в западной культуре нет такого умонастроения.
Вопрос: В связи с этим, что нам делать на Западе?
Ответ: То, что делал Шрила Прабхупада. Он пытался установить Ведическую культуру по всему миру. В Индии сейчас не намного лучше дела, потому что и на Индию так влияет западная культура, что Индия становится еще хуже, чем Запад.
Вопрос: Когда душа попадает в материальный мир, рождается, она попадает в плен родительской ласки, особенно материнской. Не является ли это продолжением иллюзии, под воздействием которой мы должны относиться к женщинам как к своим матерям, то есть как к родителям? В "Шримад-Бхагаватам" указывается, что родительская привязанность к детям также является материальной привязанностью, и не является ли продолжением иллюзии считать женщину как мать?
Ответ: Да, но из всех взаимоотношений, взаимоотношения между матерью и сыном наиболее возвышенны, поэтому рекомендуется относиться к женщине как к матери, это лучшее. Из комментариев Гададхара прабху видно, что еще 25 лет назад юноши и девушки из одной деревни не могли жениться, и даже до сих пор не могут, они даже не ходят вместе, даже муж и жена не ходят вместе в деревне. Если они хотят идти куда-то вместе, они должны выходить из деревни, когда их никто не видит. Да, такова Ведическая культура. Юноши и девушки из одной деревни не женятся, потому что взаимоотношения между жителями деревни настолько сильны, что они подобны взаимоотношениям братьев и сестер. И муж и жена так же не могут идти куда-то вместе.
Я приведу один пример, этот пример рассказывал один из наших братьев в Боге. Два или три года назад во Вриндаване во время картики Равиндра Сварупа прабху, являющийся нашим братом в Боге и членом ДЖиБИСИ одной из частей Северной Америки, и его жена отправлялась в Лой-базар. Равиндра Сварупа прабху ехал в одном рикше, а его жена в другом рикше. Они ехали в одно и тоже место. Такова Ведическая культура. В деревне, если взаимоотношения очень близкие между людьми, они знают всех, например, в моей деревне все меня знали, каждый был моим дядей, тетей, братом, сестрой, то есть, это как большая семья. Таково ведическое общество, и понимание ведического общества таково, что во всей вселенной имеются какие-то взаимоотношения друг с другом.
Вопрос: Не должен ли брахмачари служить домохозяевам, или же он должен служить кому-то менее продвинутому, потому что более продвинутая личность может принять качества менее продвинутой.
Ответ: Это больше похоже на выводы смарта-брахманов, что: я брахман, он шудра, я не могу делать ничего для него. Что же говорить о служении ему, я даже не должен видеть его, иначе я приму его карму.
Все дело в том, что, как преданные, мы видим всех других более продвинутыми, чем мы, и как слуг Кришны. Ведь мы служим преданным, и не только преданным, но даже пожизненным членам ИСККОН - лайфмемберам и карми.
Есть два типа служения. Один тип служения - это ученик служит духовному учителю, и другой - учитель служит ученику своими советами, но не физически. Чем больше человек продвигается в духовной жизни, тем больше увеличивается его служение и область его служения, чем больше мы продвигаемся, тем более великими слугами мы становимся, большими слугами. Это не так, что когда мы становимся продвинутыми, мы становимся словно хозяевами и только принимаем служение. Напротив, с уровнем нашего духовного продвижения наши возможности служить увеличиваются. Конечно, есть разные типы служения, личности, которые находятся на высоком уровне, они служат с помощью своего знания тем, у кого нет знания. Например, если духовный учитель дает указания ученику, он дает ему указания умонастроения служения, относясь к нему, как к частичке Кришны, который забыл о Кришне, и он хочет напомнить ученику о Кришне и не может помешать никому.
Вопрос: В Шримад-Бхагаватам упоминается восемь типов общения. Т.е. смысл в том, что в Бхагаватам упоминается, что для саньяси быть привлеченным даже чудесной формой или сладким голосом женщины тоже тип падения. Каковы реакции?
Ответ: Реакция существует, поскольку это происходит на тонком уровне. В тонком теле развиваются привязанности, и если кто-то неосторожен, то он получает реакции, его тонкие чувства могут быть перенесены на грубый уровень, то, что укрепляется в уме, может произойти на грубом уровне, на физическом уровне. Человек должен быть очень осторожен.
Вопрос: Если кто-то служит Кришне, мужчина или женщина, например, он или она развили глубокие отношения с Кришной и она проповедует. Если кто-то привлечен внешностью кого-то, является ли это отражением красоты Кришны и какова реакция на это?
Ответ: Личность, которая на самом деле привлечена Кришной, может видеть все материальные формы как отражение Кришны, потому что такие личности могут видеть все материальные формы временными, они являются отражением духовной реальности. Поэтому, как личность, которая имеет знание, она не привлекается отражениями, как, например, голодный человек не будет привлечен отражением в зеркале пищи, потому что такая личность будет знать, что отражение не может удовлетворить голод. И точно также, личность, имеющая духовное знание, не будет привлечена материей. Если это преданный, то он не будет привлекаться формой, сделанной из плоти и крови. Он будет видеть духовный аспект: как этот объект предан Кришне, как эта личность предана Кришне и как эта личность совершает служение Кришне.
Есть еще другой момент. Если существует какая-то привязанность, тогда человек должен перенести эту привязанность. Прабхупада отмечал, что если есть какая-то красота в природе, то все это Кришна. Но мы не должны делать это практическим стандартом. Мы должны учиться оценивать духовную красоту и не обращать такого внимания на материальную красоту. Так устраивает материальная природа, чтобы завлечь наши чувства в майю.
Вопрос: Если у человека сильная привязанность к гуру, материальна она или духовна?
Ответ: Это зависит от уровня. Если кто-то привязан к гуру из-за того, что он духовный учитель и он помогает ему продвинуться в духовной жизни, поскольку он представитель Кришны и поэтому человек привлечен к нему, тогда это духовная привязанность. Но если человек думает, что мой гуру такой красивый, и так далее, тогда это материальная привязанность. Это зависит от того, как мы смотрим на это.
Вопрос: Вы упоминаете о том, что когда человек пытается наслаждаться материальной природой, мужским или женским телом, то тот, кто хочет наслаждаться, получает мужское тело, а тот, кто хочет, чтобы им наслаждались, получает женское тело. Может показаться так, что каждый в материальной природе пытается имитировать Кришну.
Ответ: Каждый пытается наслаждаться, в мужском ли он или женском теле. Но в этой материальной природе те, кто пытаются наслаждаться иногда получают мужское тело, т.е. положение наслаждающихся, но некоторые получают женское тело, т.е. положение наслаждающих. На самом деле все пытаются наслаждаться, в мужском ли или женском теле. Все пытаются наслаждаться, но мы должны знать, что иногда человек получает мужское тело, а иногда женское. Если кто-то пытается наслаждаться в мужском теле, из-за того, что он наслаждается, он привязывается к женщинам. Материальная природа говорит:" Ну что ж, если у тебя не получилось в этой роли, ты можешь поменять тело и стать женщиной". Но в конечном смысле, независимо от формы нашего тела, мы должны избавится от тенденции к наслаждению и стать слугой Кришны, поняв, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Все мы предназначены для того, чтобы устраивать все для наслаждения Кришны.
Вопрос: Если грихастха приглашает брахмачари или брахмачарини домой и если брахмачари или брахмачарини привлекаются семейной жизнью, значит ли это, что их нельзя приглашать домой?
Ответ: Грихастхи предназначены для того, чтобы приглашать домой грихастх и брахмачарини. То, что они привлекаются семейной жизнью, может быть опасно для их духовной жизни. Вообще, брахмачари не должны посещать дома домохозяев. В ведической культуре это делается просто для того, чтобы собирать пожертвования, а не для того, чтобы иметь социальные взаимоотношения. Конечно, есть опасность того, что брахмачари может привлечься семейной жизнью, поэтому для брахмачари лучше оставаться в стороне от домохозяев.
Вопрос: Как учиться принимать вещи как часть отражения красоты Кришны?
Ответ: В Шримад-Бхагаватам есть столько много описаний, где говорится о красоте. И в Бхагаватам описывается красота материальной природы, а также красота духовной природы. И мы видим, что красота материальной природы приводит к духовному пониманию. В Бхагаватам говорится, что материальные привязанности, в конечном итоге, бесполезны и Бхагаватам отмечает, что человек должен быть привязан к Кришне, и если он не сделает этого, то все бесполезно.
Например, есть история Пуранджаны. Его жена описывается, как очень красивая женщина. И есть описания того, как Пуранджана привязался к ней. И что мы видим в конце? Его привязанность создала для него столько проблем. И каково было конечное решение? Пришел брахман, духовный учитель, и сказал Пуранджане: в следующей жизни ты будешь женщиной, ты должен привлечься Кришной и тогда ты достигнешь успеха в своей жизни.
Такие примеры есть: привлечение красотой чего-то материального. Но то, что сегодня красиво в материальной природе, через некоторое время станет настолько уродливым, что никто не будет привлечен. Поэтому никто не должен пытаться бесполезно бегать за красотой материального мира. Шукадева Госвами, Кришна или гопи - это духовная красота, и она имеет непосредственное отношение к Кришне. Здесь я остановлюсь. Большое спасибо.
Четыре регулирующих принципа разрушают желание чувственного наслаждения. Поэтому Шрила Прабхупада говорил что необходимо соблюдать определенные принципы например: отказ от незаконного секса, даже между женой и мужем секс существует для зачатия детей, потому что, если человек не освобождается от сексуального желания, он не может совершить духовного прогресса. Быть продвинутым - это значит освободиться от сексуального желания, потому что сексуальное желание обозначает материальную привязанность. До тех пор, пока мы привязаны к сексу, мы находимся в материальном мире, даже если мы состаримся, оставим тело, то все равно это желание может остаться в тонком теле. Шрила Прабхупада приводил один пример о том, что один царь и министр говорили о сексуальном желании и министр сказал царю, что, на самом деле, сексуальное желание остается даже тогда, когда тело ослабевает и старится. Царь не мог этого принять. Он спросил: "Как это возможно, ведь тело очень слабое и старое". Но министр сказал: "Возможно. Несмотря на то, что тело не способно заниматься подобной деятельностью, желание все равно остается". Для того, чтобы продемонстрировать сказанное, министр сказал: "Такая-то и такая-то личность находится на смертном ложе, мы можем отправиться к нему, и ты можешь привести с собой свою дочь". Царь согласился. Царь с министром вошли в комнату этого человека, который уже почти умер, и когда они все вошли, то, первое, на что посмотрел этот пожилой человек, была принцесса, которая пришла с этим царем. Несмотря на то, что его тело было уже старое, все равно он был очень сильно привязан.
Смысл здесь в том, что до тех пор, пока у нас есть сексуальные желания в нашем тонком теле, мы не сможем вернуться в духовный мир, то есть, мы сможем вернуться в духовный мир тогда, когда полностью освободимся от сексуальных желаний. И как преодолеть сексуальные желания? Для этого нужны философские знания и постоянная практика. Это не случиться за один день или даже за год или за два года, потому что эта дурная привычка развивалась в течение множества жизней.
Материальный мир - это тюрьма сексуального желания. Каждый связан этим желанием, это желание настолько глубоко сидит в нас, что сами мы не сможем просто преодолеть его за одну ночь. И тем не менее человек должен все время продолжать делать усилия в этом направлении. Философское понимание Прабхупады этой проблемы - это постоянная практика преданного служения. Но мы должны быть очень осторожны, чтобы у нас не развилось отрицательного умонастроения.
Иногда мы можем видеть, что кто-то просто ненавидит женщин. Это приводит к тому, что в результате они связываются с женщинами, ненависть к женщинам очень часто приводит к падению с женщиной. Ненависть и привязанность - это две стороны одной и той же монеты, и наше дело - не быть привязанным или чувствовать ненависть. Наша задача - это развить правильное понимание того, что каждый из нас предназначен для наслаждения Кришны, но не для своего личного наслаждения.
Обычно в духовных обществах в Индии только мужчинам разрешалось жить в ашраме, только мужчина жил в ашраме, ашрамы не предназначались для домохозяев или для женщин. Но Шрила Прабхупада, следуя умонастроению Шри Чайтания Махапрабху, открыл ашрамы для всех. Шрила Прабхупада разрешил также женщинам жить в ашраме. И в этих ашрамах мужчины и женщины следуют по стопам Шрилы Прабхупады, помещая их в сердце и принимая умонастроение Шри Чайтания Махапрабху в своем сердце для того, чтобы преодолеть эти телесные обозначения и полностью заняться служением лотосным стопам Шрилы Прабхупады.
Таким образом, мы можем легко освободиться от этих сильных материальных привязанностей. Это единственный способ преодолеть эти грубые, непреодолимые практически, материальные привязанности. Это дает нам безграничные возможности преодолеть привязанность и ненависть, и развить привязанность к Кришне.
Очень хорошо, что преданные ИССКОНа не разделены полностью с женщинами, потому что очень часто это может стать искусственным, так как, если человек не имеет никакого контакта с женщиной, то когда он ни с того, ни с сего встречается с женщиной, то есть он видит женщину, то у него намного больше шансов упасть. Но если человек постоянно общается с женщинами и с очень большим почтением, то он развивает духовное понимание и учится преодолевать сексуальные желания. И тогда, преодолевая эти материальные привязанности, человек может добиться устойчивого духовного прогресса.
Преданные, которые совершили множество благочестивых поступков, могут также проходить через райские планеты. Это места, которые предназначены для наслаждений. Там замечательные и красивые женщины, сады, и множество возможностей для наслаждений. Если у кого-то есть даже небольшое желание наслаждаться, то можно застрять там. Но кто преодолел это грубое желание наслаждения, то когда он проходит через небесные планеты, он не чувствует, что на него влияет все это. Потому что его ум сосредотачивается на лотосных стопах Кришны, он полностью освобождается от всех тенденций к материальному чувственному наслаждению, и такой человек может очень легко преодолеть влияние этих высших планетных систем.
Когда мы обращаемся к женщине как к матери, слово "мать" создает умонастроение почтения. Я замечал, что к женщине иногда обращаются как к прабху. Это, на самом деле, грамматическая ошибка, потому что необходимо обращаться к женщине как к матери, и, естественно, когда мы обращаемся к женщинам как к матерям, это рождает почтение. Женщины, к которым обращаются как к матерям, должны вести себя соответственно: мать заботится о доме и о детях, благодаря этому человеческое общество становиться очень здоровым и умиротворенным. Общество, где мужчины относятся к женщинам как к матерям и женщины ведут себя как матери, становится очень умиротворенным.
Сегодняшнее общество, на самом деле, пропагандирует самые различные дикие вещи, и самое ужасное это то, что оно представляет женщину как объект чувственного наслаждения. Мир из-за этого очень обеспокоен. Куда бы вы не отправились, везде демонстрируется полуобнаженная или обнаженная женщина. Делаются очень громкие рекламы и заявления, что женщина - объект для чувственного наслаждения. И это демоническое общество никогда не будет умиротворено. Поэтому в этом мире так часто проявляется насилие.
И когда мы советуем относиться к женщинам как к матерям, это значит, что необходимо относиться к ним очень почтительно. Ребенок, например, относится к матери очень почтительно в соответствии с определенными стандартами. То есть у женщины есть определенное место в обществе и никто не должен пытаться извлечь какое-то наслаждение из общения с женщиной. Таким образом мы учимся избегать оскорбительного отношения к женщине.
И следующий момент: женщина должна вести себя как мать. И последнее: несмотря на то, что женщина и мужчина находятся в храме вместе, их действия и взаимоотношения должны быть разделены, потому, что по устройству материальной природы, привязанность к противоположному полу непреодолима, и каждый привлечен этими взаимоотношениями. Шрила Прабхупада часто говорил об огне и масле. Например, масло может быть хорошо промороженным, но если оно находится рядом с огнем, то оно тает. И надо устроить все таким образом, чтобы мужчины и женщины были естественно разделены и не приходилось бы сближаться без необходимости. Потому что природа устраивает так, что мужчина привлекается женщиной и женщины также любят привлекать мужчин к себе. Это вполне естественно: женщины любят очень красиво одеваться, это естественно. Почему? Потому что они любят привлекать к себе мужчин. Потому что это естественно по природе. И когда женщине удается привлечь к себе мужчину, она чувствует, что она одерживает победу, поэтому и мужчины и женщины должны отказаться от этих материальных тенденций и утвердится в сознании Кришны. Это самый лучший способ, чтобы совершить духовное продвижение.
Несколько цитат из Шрилы Прабхупады - некоторые из Бхагаватам, а некоторые из диалогов со Шрилой Прабхупадой: "Ученый человек относится ко всем женщинам, кроме жены, как к матери, и он смотрит на чужую собственность, как на мусор, и он относится к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему". Это признаки ученой личности, как описывает Чанакйа пандит. И это должно быть признаком образованности брахмачари. Брахмачари советуется собирать пожертвование от дома к дому, обращаясь ко всем женщинам как к матерям и все, что он собирает, идет духовному учителю. Он жертвует всем для своего гуру. И когда он полностью обучен, ему разрешается жениться, если он хочет. И таким образом он не становится тем грихастхой, который хочет только удовлетворять свои чувства. Таково обучение, с самого начала жизни ко всем женщинам надо относиться как к матерям. Это ведическая система, каждый мужчина должен обращаться к женщине как к матери, независимо от того, пожилая она или молодая. Таков тест, проверка того, насколько человек продвинулся в своем понимании. В Индии к женщинам, в особенности в ашрамах, обращаются как к матерям, она может быть еще молодой девушкой, но к ней обращаются как к матери".
Следующая цитата пандита: "Человек достоин уважения, если он учится видеть в других женщинах, кроме своей жены, матерей". Прабхупада также говорит: "Дети, которые учатся в гурукуле, должны относиться ко всем женщинам как к матерям, с самого детства."
Письмо Гаргамуни, в отношении того, что женщины-преданные создают беспокойства. Прабхупада отмечал, что они тоже живые существа, они тоже пришли к Кришне, и я не могу отвергать их. Если брахмачари или саньяси утверждается в сознании Кришны, то все эти проблемы исчезают. Проблема беспокойства решается регулярным безоскорбительным повторением маха-мантры, как в случае с Харидасом Тхакуром.
Еще одно письмо Шрилы Прабхупады Рая Раме. Он пишет: "Давая указания своим невинным сестрам в Боге, которые пришли чтобы получить наше прибежище, юноши должны быть более сильными". Шрила Прабхупада говорит, что те преданные, которые серьезно заняты сознанием Кришны, должны постоянно получать защиту от привязанности к майе. Еще в одном письме Шрила Прабхупада говорит, что самые привлекательные стороны майи - это деньги и женщины. И мы должны все это использовать в проповеди. То есть, не принимать все это для чувственного наслаждения. Мы должны для этого оставаться достаточно сильными, а использовать неправильно - это значит принимать что-то для чувственного наслаждения.
Еще одно письмо одной матаджи, Прабхупада писал: "Кто говорит о том, что женщины не могут повторять джапу в храме и не могут совершать арати, поскольку брахмачарии возбуждаются, то пусть они отправляются в лес. Я никогда не говорил об этом. Брахмачари, если он не может находиться в присутствии женщин в храме, то тогда он может отправляться в лес, он не может жить в Нью-Йорке потому что в Нью-Йорке очень много женщин, тогда ему придется отправиться в лес, чтобы не видеть никаких женщин, если он так легко возбуждается. Но тогда никто не будет видеть этих брахмачарьев, и как же мы будем проповедовать?"
Большое спасибо. Если есть какие то вопросы...
- Вопрос о том, как относиться к жене.
Самое лучшее, относиться к жене как к служанке Кришне. Потому что взаимоотношения жены и мужа отличаются. То есть, не очень правильно относиться к жене как к матери. Поэтому говорится, что человек должен относиться ко всем другим женщинам как к матерям, кроме жены. Лучше относиться к ней как к служанке Кришны. Если вы относитесь к жене правильным образом, то вы сможете ее уважать, даже больше, чем мать.
Вопрос: Как практически тренировать такое умонастроение?
Ответ: Когда вы видите женщину, попытайтесь представить себе, что она находится на уровне вашей матери. Ваша мать ведь тоже была молодой.
Есть одна история о том, как Майя деви пыталась привлечь Харидаса Тхакура, но я слышал, что она не была Майя деви, она была еще кем-то. На самом деле, в жизни Харидаса Тхакура произошло два случая. Однажды очень завистливый землевладелец князь Рамачандра-гхан послал проститутку к Харидаса Тхакуру которая стала потом преданной. И услышав об этом Майя деви тоже пыталась проверить Харидаса Тхакура и пришла сама. И Харидас Тхакур не был обеспокоен даже этим, и тогда Майя деви тоже приняла мантру от Харидаса Тхакура. Майя деви пришла, пытаясь проверить Харидаса Тхакура.
Вопрос: Вы сказали, что на преданных никогда не влияет майя, но даже Шива - великий преданный Господа - был побежден майей.
Ответ: Я отвечу на этот вопрос с двух перспектив: Господь Шива - это муж Майи. И Господа Шиву не может одолеть Майя, как таковая. А кем был одолен Шива - так это самим Кришной, потому что Шива не был бы привлечен так сильно Майей, но когда Кришна принял форму женщины, тогда Шива не мог контролировать себя. Это Мохини-мурти.
И другой момент, упоминается, что Шива является вайшнавом, тем не менее Господь Шива не является самым возвышенным преданным. С материальной точки зрения Господь Шива находится на высочайшем положении, но на самом деле, чистые преданные Кришны более возвышенны. Жители Вайкунтхи еще более возвышенны, чем Господь Шива, жители Двараки еще более возвышенны, чем жители Вайкунтхи, а жители Вриндавана являются самыми высочайшими, и среди жителей Вриндавана - гопи - самые возвышенные, и среди гопи - Шримати Радхарани самая возвышенная. Поэтому она самая великая преданная.
Вопрос: Мужчина должен видеть в женщинах матерей. А как насчет женщин, как они должны видеть мужчин?
Ответ: Они должны видеть их как слуг Кришны, как своих детей. Поскольку жена заботится о муже как мать, почему муж должен относиться к жене иначе.
Вопрос: Если женщины во время санкиртаны задают какие-то вопросы о сексе, как преданный должен реагировать? Надо ли отвечать на такие вопросы или избегать?
Ответ: Трудно сказать. Это зависит от ситуации, и поступать надо в соответствии с ситуацией. Например, если вы чувствуете, что кто-то хочет искренне знать об этом, тогда можно в духе отречения дать какое-то знание, но если вы чувствуете, что это может осквернить ваше сознание, то нужно избегать отвечать. Наша политика это:
"аманина манадена" - мы предлагаем почтение другим, но не принимаем ничего для себя, и если кто-то не предлагает кому-то почтение, то лучше не замечать это, в противном случае это может привести к какому-то конфликту. Лучше избегать подобных отношений.
Вопрос: Что брахмачари должен делать, если матаджи стремится к общению с ним?
Ответ: У брахмачари не может быть никаких общих дел с матаджами, лучше просто держаться в стороне, это как огонь и масло, если вы хотите остаться брахмачари, надо или убегать от матаджей или с вами будет покончено, если вы не хотите жениться. Но если вы хотите поменять ашрам, лучше отправиться к авторитету храма, не устраивать все для себя самим. Ведическая культура такова, что старшие преданные устраивают все для вас. Ведическая культура - это уважение к родителям, к матери, но в западной культуре нет такого умонастроения.
Вопрос: В связи с этим, что нам делать на Западе?
Ответ: То, что делал Шрила Прабхупада. Он пытался установить Ведическую культуру по всему миру. В Индии сейчас не намного лучше дела, потому что и на Индию так влияет западная культура, что Индия становится еще хуже, чем Запад.
Вопрос: Когда душа попадает в материальный мир, рождается, она попадает в плен родительской ласки, особенно материнской. Не является ли это продолжением иллюзии, под воздействием которой мы должны относиться к женщинам как к своим матерям, то есть как к родителям? В "Шримад-Бхагаватам" указывается, что родительская привязанность к детям также является материальной привязанностью, и не является ли продолжением иллюзии считать женщину как мать?
Ответ: Да, но из всех взаимоотношений, взаимоотношения между матерью и сыном наиболее возвышенны, поэтому рекомендуется относиться к женщине как к матери, это лучшее. Из комментариев Гададхара прабху видно, что еще 25 лет назад юноши и девушки из одной деревни не могли жениться, и даже до сих пор не могут, они даже не ходят вместе, даже муж и жена не ходят вместе в деревне. Если они хотят идти куда-то вместе, они должны выходить из деревни, когда их никто не видит. Да, такова Ведическая культура. Юноши и девушки из одной деревни не женятся, потому что взаимоотношения между жителями деревни настолько сильны, что они подобны взаимоотношениям братьев и сестер. И муж и жена так же не могут идти куда-то вместе.
Я приведу один пример, этот пример рассказывал один из наших братьев в Боге. Два или три года назад во Вриндаване во время картики Равиндра Сварупа прабху, являющийся нашим братом в Боге и членом ДЖиБИСИ одной из частей Северной Америки, и его жена отправлялась в Лой-базар. Равиндра Сварупа прабху ехал в одном рикше, а его жена в другом рикше. Они ехали в одно и тоже место. Такова Ведическая культура. В деревне, если взаимоотношения очень близкие между людьми, они знают всех, например, в моей деревне все меня знали, каждый был моим дядей, тетей, братом, сестрой, то есть, это как большая семья. Таково ведическое общество, и понимание ведического общества таково, что во всей вселенной имеются какие-то взаимоотношения друг с другом.
Вопрос: Не должен ли брахмачари служить домохозяевам, или же он должен служить кому-то менее продвинутому, потому что более продвинутая личность может принять качества менее продвинутой.
Ответ: Это больше похоже на выводы смарта-брахманов, что: я брахман, он шудра, я не могу делать ничего для него. Что же говорить о служении ему, я даже не должен видеть его, иначе я приму его карму.
Все дело в том, что, как преданные, мы видим всех других более продвинутыми, чем мы, и как слуг Кришны. Ведь мы служим преданным, и не только преданным, но даже пожизненным членам ИСККОН - лайфмемберам и карми.
Есть два типа служения. Один тип служения - это ученик служит духовному учителю, и другой - учитель служит ученику своими советами, но не физически. Чем больше человек продвигается в духовной жизни, тем больше увеличивается его служение и область его служения, чем больше мы продвигаемся, тем более великими слугами мы становимся, большими слугами. Это не так, что когда мы становимся продвинутыми, мы становимся словно хозяевами и только принимаем служение. Напротив, с уровнем нашего духовного продвижения наши возможности служить увеличиваются. Конечно, есть разные типы служения, личности, которые находятся на высоком уровне, они служат с помощью своего знания тем, у кого нет знания. Например, если духовный учитель дает указания ученику, он дает ему указания умонастроения служения, относясь к нему, как к частичке Кришны, который забыл о Кришне, и он хочет напомнить ученику о Кришне и не может помешать никому.
Вопрос: В Шримад-Бхагаватам упоминается восемь типов общения. Т.е. смысл в том, что в Бхагаватам упоминается, что для саньяси быть привлеченным даже чудесной формой или сладким голосом женщины тоже тип падения. Каковы реакции?
Ответ: Реакция существует, поскольку это происходит на тонком уровне. В тонком теле развиваются привязанности, и если кто-то неосторожен, то он получает реакции, его тонкие чувства могут быть перенесены на грубый уровень, то, что укрепляется в уме, может произойти на грубом уровне, на физическом уровне. Человек должен быть очень осторожен.
Вопрос: Если кто-то служит Кришне, мужчина или женщина, например, он или она развили глубокие отношения с Кришной и она проповедует. Если кто-то привлечен внешностью кого-то, является ли это отражением красоты Кришны и какова реакция на это?
Ответ: Личность, которая на самом деле привлечена Кришной, может видеть все материальные формы как отражение Кришны, потому что такие личности могут видеть все материальные формы временными, они являются отражением духовной реальности. Поэтому, как личность, которая имеет знание, она не привлекается отражениями, как, например, голодный человек не будет привлечен отражением в зеркале пищи, потому что такая личность будет знать, что отражение не может удовлетворить голод. И точно также, личность, имеющая духовное знание, не будет привлечена материей. Если это преданный, то он не будет привлекаться формой, сделанной из плоти и крови. Он будет видеть духовный аспект: как этот объект предан Кришне, как эта личность предана Кришне и как эта личность совершает служение Кришне.
Есть еще другой момент. Если существует какая-то привязанность, тогда человек должен перенести эту привязанность. Прабхупада отмечал, что если есть какая-то красота в природе, то все это Кришна. Но мы не должны делать это практическим стандартом. Мы должны учиться оценивать духовную красоту и не обращать такого внимания на материальную красоту. Так устраивает материальная природа, чтобы завлечь наши чувства в майю.
Вопрос: Если у человека сильная привязанность к гуру, материальна она или духовна?
Ответ: Это зависит от уровня. Если кто-то привязан к гуру из-за того, что он духовный учитель и он помогает ему продвинуться в духовной жизни, поскольку он представитель Кришны и поэтому человек привлечен к нему, тогда это духовная привязанность. Но если человек думает, что мой гуру такой красивый, и так далее, тогда это материальная привязанность. Это зависит от того, как мы смотрим на это.
Вопрос: Вы упоминаете о том, что когда человек пытается наслаждаться материальной природой, мужским или женским телом, то тот, кто хочет наслаждаться, получает мужское тело, а тот, кто хочет, чтобы им наслаждались, получает женское тело. Может показаться так, что каждый в материальной природе пытается имитировать Кришну.
Ответ: Каждый пытается наслаждаться, в мужском ли он или женском теле. Но в этой материальной природе те, кто пытаются наслаждаться иногда получают мужское тело, т.е. положение наслаждающихся, но некоторые получают женское тело, т.е. положение наслаждающих. На самом деле все пытаются наслаждаться, в мужском ли или женском теле. Все пытаются наслаждаться, но мы должны знать, что иногда человек получает мужское тело, а иногда женское. Если кто-то пытается наслаждаться в мужском теле, из-за того, что он наслаждается, он привязывается к женщинам. Материальная природа говорит:" Ну что ж, если у тебя не получилось в этой роли, ты можешь поменять тело и стать женщиной". Но в конечном смысле, независимо от формы нашего тела, мы должны избавится от тенденции к наслаждению и стать слугой Кришны, поняв, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Все мы предназначены для того, чтобы устраивать все для наслаждения Кришны.
Вопрос: Если грихастха приглашает брахмачари или брахмачарини домой и если брахмачари или брахмачарини привлекаются семейной жизнью, значит ли это, что их нельзя приглашать домой?
Ответ: Грихастхи предназначены для того, чтобы приглашать домой грихастх и брахмачарини. То, что они привлекаются семейной жизнью, может быть опасно для их духовной жизни. Вообще, брахмачари не должны посещать дома домохозяев. В ведической культуре это делается просто для того, чтобы собирать пожертвования, а не для того, чтобы иметь социальные взаимоотношения. Конечно, есть опасность того, что брахмачари может привлечься семейной жизнью, поэтому для брахмачари лучше оставаться в стороне от домохозяев.
Вопрос: Как учиться принимать вещи как часть отражения красоты Кришны?
Ответ: В Шримад-Бхагаватам есть столько много описаний, где говорится о красоте. И в Бхагаватам описывается красота материальной природы, а также красота духовной природы. И мы видим, что красота материальной природы приводит к духовному пониманию. В Бхагаватам говорится, что материальные привязанности, в конечном итоге, бесполезны и Бхагаватам отмечает, что человек должен быть привязан к Кришне, и если он не сделает этого, то все бесполезно.
Например, есть история Пуранджаны. Его жена описывается, как очень красивая женщина. И есть описания того, как Пуранджана привязался к ней. И что мы видим в конце? Его привязанность создала для него столько проблем. И каково было конечное решение? Пришел брахман, духовный учитель, и сказал Пуранджане: в следующей жизни ты будешь женщиной, ты должен привлечься Кришной и тогда ты достигнешь успеха в своей жизни.
Такие примеры есть: привлечение красотой чего-то материального. Но то, что сегодня красиво в материальной природе, через некоторое время станет настолько уродливым, что никто не будет привлечен. Поэтому никто не должен пытаться бесполезно бегать за красотой материального мира. Шукадева Госвами, Кришна или гопи - это духовная красота, и она имеет непосредственное отношение к Кришне. Здесь я остановлюсь. Большое спасибо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий