четверг, 4 декабря 2008 г.

БГ 1.4-11 Истории из Махабхараты

БГ 1.4-11

Прежде всего, Шрила Прабхупада по этим стихам в лекции говорит много о санскрите. Он объясняет, как важно каждое слово в БГ. Он говорит, что каждое слово, которое попало в БГ, это не просто обычное слово, оно наполнено глубоким смыслом. Он обращает внимание на слово раджа. Санджая, обращаясь к Дхритараштре, называет Дурьодхану словом «раджа». Шрила Прабхупада объясняет, что называя Дурьодхану царем, Санджая хочет ободрит Дхритараштру. Он говорит: «Твой великий сын, который стал царем…» Называя его царем, он имеет в виду, что он стал императором всего мира.

Когда Пандавы ушли в ссылку, то Дурьодхана провел жертвоприношение раджасую и так утвердил власть над всем миром. Чтобы ободрить Дхритараштру , Санджая называет Дурьодхану царем. Он говорит: «Твой сын, великий царь, не хочет идти на компромиссы. Твой сын настроен решительно». Дальше говорит: Раджа вачанам абравит – абравит – не просто сказал, а очень резко обратился к своему учителю. При этом Санджая хочет сказать, что он настроен очень решительно, но само это слово выдает волнение Дурьодханы. Прабхупада говорит, что Дурьодхана боялся предстоящей битвы и он выдал свое волнение резкими словами , обращенными к дух учителю. Дальше он подходит к Дроначарье, который был главнокомандующий армии Кауравов. Обращаясь к нему, он говорит: «Посмотри на армию Пандавов». Он говорит : «Не думай, что Пандавы пришли с маленькой армией». Он еще раз удивляется, потому что Пандавы 13 лет находились в лесу. В это время Дурьодхана был правителем всего мира. Все цари были связаны с ним какими-то связями, они были вассалами его. Дурьодхана был поражен, каким образом Пандавы за неделю успели собрать гигантскую армию, которая была всего в 1, 5 раза меньше , чем у Дурьодханы. Поэтому он говорит: «Посмотри на армию Пандавов».
Дальше он говорит: вьюдхам друпада путрена. Он не называет Дриштадьюмну, который был главнокомандующим армии Пандавов. Он называет его сыном Друпады. Он говорит, что не забывай, что Дриштадьюмна не просто Дриштадьюмна, а сын Друпады. С этим связана долгая история, которая началась давным-давно. Об этой ссоре Друпады и Дроначарьи Шрила Прабхупада напоминает в комментарии к этому стиху. Важно понять, как это произошло.
Дрона был брахманом и сыном мудреца Бхарадваджы. Бхарадваджа отдал сына к одному риши . Он учился вместе с Друпадой, который был наследником царства Панчалы. Они вместе учились, были друзьями. Однажды Друпада обнял Дрону и сказал: «Дорогой Дрона, я не хочу разлучаться с тобой. Я стану царем, и ты будешь вместе со мной. Мы будем делить с тобой кров, еду. Мы не будем разлучаться».
Но потом их учение закончилось, Дроначарья отправился к Парашураме, чтобы обучиться военному искусству. Друпада отправился в Панчалу и стал царем. Дрона был настоящим брахманом, не волновался о своих материальных вещах. Он научился военному искусству, и вернулся в свою семью. Был очень счастлив. У него родился сын Ашватхама. Он любил сына, но они жили очень бедно. Однажды Ашватхама прибежал домой и подбежал к матери и сказал: «Мама, я играю с другими детьми. Они все время говорят: «Молоко». Ты мне можешь объяснить, что это такое. Я никогда не пробовал молока. Они были такие бедные, что не могли накормить Ашватхаму молоком». Когда Дрона услышал это, то это было слишком для него, сердце его было разбито. Тут он вспомнил о своем друге. Он сказал: «Собирай пожитки, отправляемся в Панчалу».
Дрона очень радостно думал о встрече с другом. Они приехал ко дворцу Друпады, и взошел в тронный зал. Друпада сидел на троне. Дрона сказал: «Дорогой друг, мы не виделись давно. Помнишь ты когда-то сказал, что отдашь половину царства. Мне не нужно половину царства, но я хочу жить рядом, чтобы дружить, помогать тебе».
Когда он это сказал, то Друпада посмотрел на него и рассмеялся. Он сказал: «Ты нищий брахман, что ты о себе возомнил, как мы можем дружить с тобой. Ты пришел как попрошайка ко мне во дворец, и ты осмеливаешься меня просить это. Убирайся прочь. Дружить могут только равные».
Это важный момент. Иногда мы можем спрашивать: «Кришна хотел убить всех на поле битвы Курукшетра». Мы можем понять, почему он хотел убить тех, кто сражался на стороне Кауравов, но почему он хотел убить тех, кто сражался на стороне Пандавов? На самом деле, надо понимать, что и те, и другие, были одинаково хороши. Шрила Прабхупада много раз объясняет в комментарии, что это были цари, которые гордились своим положением и своим богатством. Кришна хотел облегчить бремя земли. Друпада, хотя сражался на стороне Пандавов, проявил гордость.
Когда Дрона увидел это, то он не мог поверить своим ушам. Он ушел, но слова Друпады стояли в его ушах. Тогда он стал думать, как он может отомстить. Он понял, что сам он отомстить не может. Друпада с ним бы не стал сражаться, потому что кто такой Дрона? Нищий брахман.
Тут он вспомнил, что по дороге в Панчалу юные царевичи царского рода Куру нуждались в учителе военного искусства. Тогда у него созрел план. Я научу их военному искусству, они победят Друпаду, тогда я отомщу ему. Он так и сделал. Он пошел в Хастинапур, и когда пришел, то увидел , что Кауравы и Пандавы играли вместе. Они играли в мяч. Он встал в стороне и смотрел. Мяч упал в колодец. Мальчики подбежали к колодцу, они не знали , как достать этот мяч. Тогда Дрона подошел и сказал: «Ребята, похоже, вы не можете пользоваться луком и стрелами». Они посмотрели на него. Юдхиштхира сказал: «Как ты смеешь так говорит? Крипачарья, великий воин, учит нас военному искусству. И при чем тут военное искусство? У нас мяч в колодец упал. Ты понимаешь, о чем говоришь?»
«Я понимаю , о чем я говорю, но ты не понимаешь , о чем ты говоришь».
Тогд;а Дрона снял перстень и бросил в колодец. Они стали смотреть и думать: «Мало того, что туда мяч упал, он еще перстень бросил в колодец. Но не успел перстень упасть в колодец, как он достал лук и стрелы, пустил ее, она прошла через кольцо и проткнула мяч. Он стал выпускать стрелы, они попадали в оперение предыдущей стрелы. Так он достал мяч.
Когда они увидели это, то они стали спрашивать: «Кто ты такой?» – «Вы не спрашиваете, кто я такой. Пойдите к Бхишме и скажите, что случилось». Когда Бхишма услышал, то он сразу все понял. Дрона стал учителем военного искусства Пандавов и Кауравов. Также царевичей из рода Вришни и Бходжи, к которым принадлежал Кришна. Так что у него была большая школа. Когда он научил их военному искусству, то он сказал, что пришло время гуру дакшину давать. Они очень обрадовались. Что надо делать? Вы должны отправиться в Панчалу, победить Друпаду и привести ко мне живым и безоружным.
Тогда Кауравы закричали: «Джай». Собрали большую армию. Когда Друпада узнал, что армия Кауравов вдруг, ни с того, ни с сего, вышла против него, то был очень удивлен. Но делать было нечего. Армии стали сражаться . Победить его было не так просто. В конце концов, он одолел всех Кауравов. Пандавы стояли в стороне с Дроной и смеялись над Кауравами. Когда они увидели, что армия Кауравов разбита, то Арджуна сказал: «Юдхиштхира , оставайся здесь, от тебя все равно никакого толку. А Бхима, Накула и Сахадева идем со мной. Арджуна стал так сражаться, что никто не мог ничего понять. Он никого не убивал, но все от него отлетали. Он пробил армию Друпады. Друпада не знал, что делать от неожиданности. Он прыгнул на его колесницу, окутал его роем стрел и пленил. Он привел его к Дроне. Настал час расплаты. Дрона посмотрел на Друпаду, который стоял жалко перед ним, рассмеялся и сказал: «Помнишь, было время, когда ты мне сказал, что дружить могут только равные. Я всегда хотел с тобой дружить. Теперь ты оказался в таком же положении, что и я . Так что теперь мы можем с тобой дружить. Но более того, у тебя сейчас ничего нет, даже жизнь не принадлежит тебе, но не бойся , я тебя не буду убивать, я верну тебе половину царства. У тебя будет половина, у меня – половина. Мы будем соседи. Мы будем дружить».
( продолжение следует)

 Сайт учеников www.saranagati.ru

Комментариев нет: