вторник, 16 декабря 2008 г.

Часть 6. Ведические представления о человеке ( продолжение)

Лекция Чайтаньи Чандры Чарана пр. на публичных программах.

Душа.

У «я» тоже есть признаки. Какие? У нас с вами есть три желания. Вечность, знание и блаженство. На санскрите – сат чит ананда.
Ананда – блаженство . Есть другое слово сукха – счастье. Но Ананда - это другое. Это безграничное блаженство.
Посмотрите вглубь себя. Мы обнаружим, что нам необходим океан счастья. Сколько нам материального счастья не давай – нам мало. Ошибка заключается в том, что через прослойку ложного эго мы думаем, что счастье, знание и вечность мы можем иметь в этом теле. Но тело имеет противоположенные качества: не вечное, не обладает знанием, не исполнено блаженства. Тело источник страданий.
Есть 3 источника страданий.
1. ум и тело
2. другие живые существа
3. стихийные бедствия

Неужели нужно отказаться от деятельности чувств? В БГ говорится, что чувства нужно использовать либо для деградации, либо для очищения. Это зависит от желания человека.
Н –р, нож это хороший инструмент или плохой?
Как применяется.
То же самое, у меня в руках хорошее тело – человеческое. Как я буду использовать его, зависит все наше будущее. Если человек контролирует чувства и развивает разум, а разум – близкий сосед души, он может познать свое ложное отождествление с телом и так развить чистую душу.

Бог.

Есть ли кто-то выше меня?
Да, Бог – высший разум. У Бога есть три аспекта: Брахман, Параматма и Бхагаван. Брахман – это сияние, исходящее из Бога, Параматма – это Господь в сердце каждого. Бхагаван - Высшая личность.
Одну женщину мы попросили рассказать о Боге. Я не верю в Бога, сказала она. Вот если бы он был, то как бы вы себе его представили? Она рассказала так, что мы сами стали атеистами. В такого Бога мы тоже не верим. Как его иногда представляют в виде старика на облаке, который сотворил этот материальный мир, и теперь не знает, что с ним делать. В такого Бога мы тоже не верим.
С одной журналисткой мы разговаривали. И тоже затронули эту тему. Есть несколько аспектов, Бог – это сияние, свет. И она вдохновилась. Хотите пойти дальше? Есть более высокая концепция. Бог – это повелитель, законодатель, Господин. Тут она напряглась. Потому что это означает, что кто-то мной управляет и нужно ему подчиняться. Это не популярная концепция. Мы не хотим быть рабами, эмансипация.
Мы говорим: А хотите пойти дальше? – Да, хочу подальше от этой концепции. – Бог это не Господин и Судья, а друг, сын, возлюбленный. В духовном мире некоторые слуги забывают, что он Господин, а считают его своим другом и т.д.

Как мы можем увидеть проявление Параматмы, Сверхдуши?
Инстинкт: кошка и трава. Кошка болеет и находит ту траву, которая ей нужна для лечения.
Ночью мы ложимся спать и забываем все, что было, а утром опять вспоминаем. Каждый вечер забываем, а каждое утро вспоминаем.

Пр –р гора - 3 аспекта.
Поезд. Люди в далекой деревне пришли посмотреть на поезд.
Итак, гора одна и та же во всех обстоятельствах, но почему мнения разные? Это зависит от угла зрения.
Бхагаван. Это личностный аспект. Имеет 6 достояний. Если мы привлекаемся не прямо Богом, то косвенно. Богатствами, красотой, силой, знанием. В разных ситуациях Его называют по-разному.
Будда – просветленный
Рама – дающий радость
Аллах – бог богов
Кришна – всепривлекающий и т.д.

Н-р, вы директор. Это ваше имя, но не главное. У себя дома вы не директор. У вас есть родственники. На работе вы Иван Иванович, а дома – Ваня, папа. Также и с Богом. У себя дома он не творец и не судья. У него там разные отношения со своими близкими. Итак, объясняется, что у нас есть разные отношения с Богом. Но в данном случае, мы говорим о том, что в нашем сердце – Сверхдуша. Тот, кто достигает аспекта знания , может освободиться от влияния материальной природы.

Варны.

Теперь оставим эту тему. Нарисуем человека. Это человек. Сейчас поговорим об устройстве общества с точки зрения Вед.
БГ 4. 13 Природа делит людей на 4 сословия по их качествам от природы. Какие качества? Всего 4 наклонности.
4 части тела. Голова, руки, живот и ноги.
Голова – это интеллигенция. Брахманы, мудрецы, учителя. Они учат.
Руки – это управляющий класс, военные . Это кшатрии.
Тело – это экономика, землевладельцы, торговцы, фермеры, банкиры – вайшьи.
Ноги - рабочий класс – шудры. Они изобретатели, техники, музыканты , актеры. Они могут делать все . Есть поговорка Голь на выдумку хитра.

Чем отличаются? Как определяются?
По количеству разума.
Наиболее интеллектуальные – брахманы. Их качества – аскетическая простая жизнь, им легко это дается. Легко быть вегетариацами. Честные, не воинственные, им нравится получать знание и объяснять его другим.
Пр- р, Акбар и Бербал. Пришли рабочие и стали жаловаться, почему Бербалу больше платят. Нужно было взвесить слона.
Н-р, вы, учителя, несомненно принадлежите к этому классу. Но также нужно приобрести некоторые качества брахманов.
Качества кшатрия. Все чему учит Брахман – может применить в жизни кшатрий. Поэтому брахманы и кшатрии должны сотрудничать. Причем ,брахманы класс независимый. Их нельзя заставлять работать как кшатриев, вайшьев или шудр.
Брахман контролируется личной ответственностью, совестью, изучением священных писаний. Поскольку он правдив и честен, то к ним не нужно применять каких-то средств.
Кшатрии подчиняются брахманам, слушают, что они говорят. Так как они заняты деятельностью, то иногда запутываются и им нужен совет.

Вайшья контролируется кшатрием. Он заботится о рабочих.

( продолжение следует)

Комментариев нет: