вторник, 14 декабря 2010 г.

Обзор Шримад Бхагаватам ( Арчи д.д.)

  Лекция 3.  

Появление живого существа имеет глубоко персональные корни. То есть Брахма перед тем, как начать творение, увидел духовное разнообразие, что означает, что причина именно там. Последнее время обсуждение вокруг этой темы разделилось на 2 ветви. Мы утверждаем, что джива имеет свою сварупу.
   Сейчас существует направление, которое утверждает, что мы татастха шакти. То есть нам предложили выбор, мы посмотрели и выбрали материальный мир. Эта теория не выдерживает критики. Мы должны сейчас понять, что отвечать нужно будет на тот же самый вопрос. Даже если мы находились на границе и нам нужно было выбирать, тогда как можно было видеть духовное блаженство и выбрать материальные страдания. Какая нибудь логика в этом есть? Никакой. Им кажется, что они отвечают на вопрос, как получилось так, что в совершенном духовном мире джива вдруг позавидовала. Такого не может быть. Значит она не была там, она просто посмотрела. Но это означает, что люди просто не понимают истину о Боге. Потому что видеть духовный мир и пребывать там – это тоже самое. Духовная энергия имеет ту же самую природу. Как к ней не прикоснись , она дает тот же самый результат.  Значит они не о том спорят. 

  Итак, когда Брахма начал творить, он создает ... Там 9 этапов творения идет. Первая идет маха таттва. Что такое маха таттва? Энергия, которая предназначена для контакта с сознанием живого существа. Она предназначена для того, чтобы воплощаться в те формы, которые живое существо хочет иметь независимо от Бога. 
  Первое, что создается, это энергия, которая сама за себя говорит. Дальше идет ложное эго. Почему ложное? Потому что у дживы этого ложного эго никогда нет. Возникает важный вопрос: Каким образом живое существо соприкасается с материальным миром?  
  Как говорится, что Кришна неподвижный, душа неподвижна. И были преданные, которые вставали и делали шаг, и говорили, что сейчас они Кришну перенесли вместе с собой. Как это понимать? 
  Природа живого существа, когда мы смотрим ее в материальном мире, проявлена в желании вечного существования, в знании и вечного контакта, разнообразия. От этого разнообразия получать удовольствие. Это вечные характеристики. В материальном мире мы видим, что все умирают, но никто не хочет умирать. 
  Итак, как оторвать себя от материального тела и осознать себя таковой. Как это получается, что я душа и я этого не понимаю? Дживанеотъемлемая частичка Бога. Когда я не хочу видеть Бога, то Бог от меня закрывается, и я автоматически теряю способность видеть и себя, потому что я его неотъемлемая частичка. Вот почему принцип Сознания Кришны, то есть восстановление своей изначальной сущности заключается не в том, чтобы я себя осознал, а потом Бога искал. Наоборот. Сначала мы находим Бога, а потом начинаем видеть свою связь с ним. 
  Когда Брахма стал творить, то он создал определенные качества: 
1. Самообман. Что это означает? Джива, чтобы прийти в материальный мир,  должна себя обмануть каким-то своим желанием. 
2. Страх смерти. Временность материального тела заставляет живое существо все время торопиться. 
3. Гнев 
4. Ложное чувство собственности
5. Иллюзорная концепция жизни.
6. Забвение своей истинной сущности 

  Когда Брахма увидел духовное многообразие, то он стал создавать мир на этих концепциях. Он понял, что проблема живых существ в материальном мире заключается в нежелании быть с Богом. 

  Шукадева Госвами обращает, что в духовном разнообразие тоже есть пары мужчин и женщин, но они общаются не на основе вожделения. Мужчины не соблазняются прекрасным видом божественных женщин. Когда Брахма это увидел, то он сохранил принцип мужчины и женщины, но в материальном мире этот контакт основан на вожделении. Вожделение означает, что при контакте с этой дживой, мы хотим  использовать ее  для своего наслаждения.  
  Итак, есть духовное многообразие, там есть мужчины и женщины, а в материальном мире введен компонент вожделения. 

  Теперь нужно объяснить, как джива контактирует с материальным миром, происходит ли трансформация качеств. Санкхья йога объясняет этот момент. Какие бы компоненты или элементы в материальном мире не связывали нас, сама душа в этом не участвует. 
  Правильное понимание творения, что когда Господь творил, то Ему это не составило большого труда. Когда Он закончил творить, то он от этого не уставал. В Шримад Бхагаватам  это повторяется. Он просто бросает взгляд и все начинает действовать. 
  Главное, что мы должны понять из этого творения, что джива не входит в контакт с материей, а отождествляет себя с ней. Джива никогда не теряет свои качества. Это все остается на месте. Просто идет процесс отождествление с самообманом. В материальном мире все это есть. Н-р, психически расстроенный человек. Сидит в дурдоме псих и говорит, что он Наполеон. Вот с нами происходит нечто подобное. Этот пример идеально отображает принцип отождествления в материальном мире. Материальный мир основан на обмане. Это его психологическое первое качество. Самообман. Я хочу быть обманутым. Это означает, что духовную реальность я просто не хочу. 

  Как только Шукадева Госвами об этом сказал, у Парикшита возник вопрос: "Как джива падает?" И пошла история Хираньякши и Хираньякашипу. Был Кашьяпа Муни, у которого было две жены Дити и Адити. Вас никогда не удивляло, почему Кашьяпа взял одну жену, которая решает свои проблемы через религию, и другую, которая решает свои проблемы через вожделение. Это две противоположенности
  У Господа Брахмы была проблема. Он должен был создать обстановку, чтобы мы с вами могли здесь воплотиться. Поэтому он просит всех своих сыновей, чтобы они имели детей. Какие-то отказываются, и они нам демонстрируют какие-то принципы. А какие-то исполняют его просьбу из уважительного отношения к своему отцу. Кашьяпа Муни преданный, он занимается медитацией. В то же время он отдал Господу Брахме свое тело. Почему? "Раз уж тебе было суждено быть моим отцом, то это означает, что ты старший. Поэтому я должен почтительно относится к тебе. Поэтому если ты хочешь, чтобы это тело производило детей, то оно будет это делать. А чем я буду заниматься внутри себя – это мое личное дело". 
  У него две ветви. Одна ветвь показывает, как приходят в этот мир демоны, другая – как живые существа поднимаются. Это положения полубогов. У Адити рождаются полубоги. Дити дочь Дакши. Дакши – классический кармакандист. Он воплощение карма канды. Карма канда породила Дити, у которой не решена проблема вожделения. Карма канда эту проблему не решает. В БХагавад Гите Кришна рассказал систему кармы. Арджуна задал вопрос: Что толкает человека действовать помимо его воли? Ты правильно заметил, что эта система не решает проблему вожделения. Она пробует ее взять в рамки. 

  Дити имеет вожделение. И нам нужно понять, как демоническое сознание распространяется. Дити это принцип бесконтрольного секса. Она позволила себе первой подойти к мужу в неблагоприятное время. И когда Кашьяпа попытался взять ее вожделение в рамки, то она сказала: "Нет". Вроде Кашьяпа Муни сильная личность. Сказал бы «нет». Я сам решу, когда нужно, есть законы. Мы видим, что Кашьяпа Муни удовлетворил Дити. Почему? Он хорошо знает природу вожделения. ВАД устроена так, чтобы вожделение не входило. Но если оно вошло, то его нужно было удовлетворить, потому что если его не удовлетворить в рамках законности, то оно будет искать выход в незаконном поведении. Будет изменять. Поэтому Кашьяпа Муни удовлетворил это желание. 
  Это почва для рождения материалистов. Когда мы входим в отношения с противоположенным полом на основе этого принципа, тогда рождаются материалисты. 
  А Адити действовала наоборот. Прежде, чем дать потомство, она шла и поклонялась Вишну. Дити завидовала, поэтому Господь дал ей возможность сделать все правильно, чтобы у нее родились Маруты. И она поняла, как это бывает. Надо не завидовать, а надо делать. 
  Когда демоны воплотились во чреве Дити, она знала, что они принесут много беспокойств. Кашьяпа об этом сказал. И потом Дити раскаялась, и тогда Кашьяпа сказал, что внук твой будет преданным, который принесет тебе славу. Раскаяние стало причиной преданного служения. 
  Когда начались беспокойства, полубоги побежали к Брахме. Они обратились за помощью. Тогда Брахма рассказал историю про Хираньякшу и Хиранйакашипу. Очень много разговоров идет. Они не были в духовном мире, они стояли у ворот. Это все одна и та же субстанция. Когда к ней соприкасаешься по разному, то получаешь разную расу, но не материальное сознание. Можешь находится где хочешь, это все духовная природа. Также, как с материальной  субстанцией, можешь стоят здесь, можешь у полубогов, все равно умирать придется. Где хочешь будь, но принцип остается - смерть.  

  Иногда сразу говорят, что нужно понимать, что это лилы. Мы говорили о том, что ШБ можно рассматривать на 3 уровнях. Когда преданные начинают эти уровни мешать, то мы становимся сахаджией. Сейчас мы рассматриваем уровень, который помогает нам на пути анартха нивритти. Мы делаем эти заключения, чтобы пройти этот уровень. Анартха нивритти – это коррекция система ценностей. Если она происходит, то происходит изменение поведения. И единственое, что делает 2 слой Шримад Бхагаватам, это утверждает преданность в победу чистой бхакти

  История падения Джая и Виджайа. Когда они оскорбили брахманов и Кришна пришел, то Он сказал, что их падение предрекла уже Лакшми. Кто такая Лакшми? Она та, кто дарит удачу. Что означает, что Джая и Виджайа оскорбили Лакшми? Это означает, что джива перестает видеть связь между удачей и другой дживой и Кришной. Мы в какой-то момент перестаем видеть, почему Кришна именно этой дживе что-то дал. Ясно сказано в ШБ. Не надо мудрить. Поэтому когда мы читаем 10 песнь ШБ, то мы видим, что когда преданные видят какую-то исключительную расу, то они говорят, что, наверное, оно получило эту удачу, совершив какие-то аскезы. Они видят связь, что никогда не может быть так, чтобы Кришна дал удачу, если это не заслужено. Это и есть падение дживы из духовного мира – зависть одной дживы к другой. Это косвенное оскорбление Кришны, которое основано на непонимании справедливости Кришны. Возникает матер мир, где мы показываем другим, что мы стоим больше, чем другие. В 4 главе БГ Кришна говорит: Когда ты разовьешь трансцендентное знание, ты поймешь, что все живые существа мои частички, поэтому у меня нет никаких причин ставить разницу между ними. А когда ты будешь требовать, чтобы я поставил разницу, Я вечно буду отказываться это делать. Тогда ты потеряешь Меня, свое блаженство, пойдешь в материальной мир и будешь строить свою концепцию справедливости. Это эгоцентризм. 

  Родилась двойня – карма и гьяны. Хираньякша символ кармы, а Хираньякашипу – символ гьяны. Почему Шукадева подробно отметил, кто был из них первым зачат, а кто из них первый родился? Написал бы и написал. Нет, он это особым образом подчеркивает. Во чреве вожделения зачинается сначала концепция имперсонализма, отрицание личностной концепции Бога. Сначала из сознания должен исчезнуть Бхагаван, чтобы джива могла перейти к кармической деятельности. Поэтому Шукадева Госвами отмечает, что Хираньякашипу был первым зачат, а Хираньякша первым родился. Сначала в сознании возникает имперсональная концепция, а потом во внешний мир выходит материальная деятельность
  Обратный процесс. Чтобы я остановил кармическую деятельность, мне нужно справиться с концепцией имперсонализма. Почему из сознания Кришны уходят? Потому что тут Бог конкретный, никуда не денешься. У меня мой Бог. Если я Его по своему представляю, то я могу по своему и действовать. А здесь Кришна условия ставит. И это так не хочется. Это большая проблема. Но в 3 песне эта проблема обсуждается. 

  Мы сказали, что идет ветвь падения и ветвь возвышения. И в 3 песне обсуждается история Дити и Девахути. Идет история Девахути. Это прямо обратная история. Она 9 лет контролировала свое вожделение даже на уровне ума. Есть один секрет. Мы сказали, что Дити была дочерью Дакши, поэтому ей не удалось преодолеть вожделение. Но когда речь идет о Девахути, то говорится, что она обладала 8 мистическими совершенствами. Это йога. 
  И первый слой понимания этой истории – мужчина и женщина. Есть интересные момент относительно того, как Веды объясняют природу женщины. Если какой либо мужчина дал инкарнацию в уме женщины, то женщина, как правило, эту инкарнацию не в состоянии отпустить, она будет медитировать на этого мужчину и т.д, то есть занозу вожделения к конкретному мужчине женщине никогда не удается преодолеть. Благочестивость женщины зависит от верности. Поэтому ВАД 9  была устроена так, чтобы женщина привязалась именно к мужу в первый раз и в последний. Потому что если эта зоноза в нее заходит, то она, как правило, это не преодолевает. Начинается недовольство. 
  В системе ВАД хорошо понимали, что это может происходить на уровне тела и на уровне ума. Они воспринимали это также, как и на уровне тела. Есть история, когда мать Парашурамы пошла за водой и привлеклась гандхарвом, немного задержалась. Когда муж все понял, то он попросил Парашураму отрубить ей голову. 

  ВАД ( варнаашрама)  так устроена, чтобы не позволить женщине привязываться. Когда же Кардама медитировал на Кришну, то он Кришну встретил, но также была просьба Брахмы. Поэтому он говорит: Дай мне женщину, соответствующую моей природе. Что за женщину Кришна дал? Она 9 лет могла контролировать вожделение. Это было как раз то, что хотел Кардама. Девахути 9 лет подряд не причесывалась, не украшала себя. Она была царицей и смогла так себя вести. Такой крайний пример берется. Девахути была дочерью царя планеты. Но у нее была квалификация. И Нарада Муни пришел и считал ее, он ей рассказал о Кардама Муни. Когда ее отец увидел, что в уме ее дочери какой-то мужчина дал инкарнацию, то отец взял эту девочку, отвез к тому мужчине, к которому она привязалась и попросил принять ее. 
  Нарада Муни говорит: Потому что она ни с кем не обручена, и пятое, и десятое. Но главное, что он видит, что она привязана к нему. Что означает привязанность? Привязанность означает, что она уже один раз в своем уме позволила себе оценить мужчину. Это означает насладиться им. И теперь если ее отправить, то это означает осквернить ее. Поэтому мужчины и женщины опускают глаза, чтобы никогда не оценивать мужчину или женщину. Не видеть объект, чтобы не оценивать его. 
  Все проблемы начинаются с того, что женщина или мужчина сравнивают свою пару с другим. Поэтому ВАД устроена так. Кажется, что эти законы жесткие, но когда человек понимает внутренний смысл, то он это делает с удовольствием, чтобы сохранить благополучие семьи. 

  Дальше это история прихода Капилы. Когда Девахути хорошо служила, Кардама предложил ей свои достижения и спросил: «Что хочешь?» Она сказала: «Я потомство хочу». Первое, что показывает эта история, что это единственная анартха, которую женская психология не в силах преодолеть. Мы сразу начинаем понимать такую непонятную для нас привычку ведических мужчин удовлетворять любое желание женщины иметь потомство. В ведических мужчинах это было заложено, что женщина имеет право на потомство. Когда женщина подходила к мужчине с этой просьбой, ни один мужчина женщине не отказывал. Он ее сразу брал в жены. Это великодушие, это дхарма мужчины. Когда он начинает выбирать, рассуждать, то это вожделение. Дхарма мужчины это готовность дать любой женщине защиту, ребенка и заботится о ней. 
  Кардама сказал: Хорошо. Раз ты этого хочешь, ты заслужила. Ты 9 лет не мешала мне медитировать. 9 лет она контролировала ум и чувства. Этот красавец там сидел. Там описывается его красота. Но она ждала, когда он закончит цикл медитации. В процессе медитации сознание бывает таким тонким, что любая медитация тебе мешает. Поэтому йоги уходят в уединенные места. Когда человек достигает состояние сосредоточения, его ум начинает воспринимать все вокруг. Что означает видение? Постепенно слои открываются и видение увеличивается.  
  И Девахути была рядом, но она не беспокоила мужа. Кардама сказал: « Если ты хочешь детей, то я дам тебе детей. Я тебе обещал и папе тоже». У них родилось 9 дочерей. Для того, чтобы у них возникло вожделение, он создал воздушный корабль полный роскоши. И они 10 тысяч лет ездили по райским планетам. Для чего? Чтобы у них вожделение возникло. Что делают на райских планетах? Наслаждаются. И Девахути сначала нужно рассматривать как йога, который привязался к плодам мистики. Кардама Муни создал корабль на основе своих мистических сил. Он даже не понял, как этот корабль произошел. Это еще раз подтверждает, что мистические силы дает Кришна. Мистическая сила просто исполняет желание. Кто исполняет? Кришна. Потом Девахути сделала правильный вывод. Она заинтересовалась самореализацией. И Кардама Муни тогда дал ей Капилу. 
  Бог родился, а Кардама Муни ушел в отречение. Не понятная ситуация. Но великие личности показывают нам пример первого слоя. Мужчина имеет право на отречение, когда дал женщине опору в виде сына. Мужское шакти необходимо в нашей жизни. 
  Девахути обратилась к тому, чтобы получить духовные плоды, и она получила Капиладеву, который дал ей поучения. 

  В поучениях снова обсуждается возня в нашем материальном существовании.  
  Идут стихи про преданное служение в разных гунах материальной природы. 3.29. 7- 10
  Существуют преданные в разных гунах. Преданное чистое, но его исполняют по разному. Самое главное, чего должны придерживаться преданные, это уважать преданных, которые произнесли Святое имя, на уровне ума. Что означает уважать? Не критиковать за прошлое. 
  Преданный в невежестве. Мое преданное служение самое важное. Все должны поклоняться мне. Все держиться на моем преданном служении. Это характеристика преданного в невежестве. Истина совсем в другом месте. Преданное служение каждого из нас незаменимо. Каждый из нас в меру своих сил вносить свою лепту в общее дело. Тамагуна вызывает процессы вражды в духовном обществе. С такими преданными нужно нейтрально общаться. Их проблема в том, что они не видят разницу между материалистами и преданными. Как у них есть привычка критиковать материалисты, так они переносят эту привычку и на преданных. Поэтому ачарьи говорят, что нужен процесс очищения. Какой процесс? Нейтральное слушание. Когда он сидит в общей атмосфере и слушает лекцию. Нейтральное принятие прасад. Опять в общей обстановке. Постепенно он очищается. 
  2 категория преданных – это мадхйама адхикари. У них возникает стремление к славе. На этом уровне они хорошо делают свое дело. Это все может стать платформой для высокомерия. Пока его покрывает раджа гуна, он не видит источника своего шакти. Поэтому его нужно похвалить, поблагодарить. Он идет и дальше продолжает свое преданное служение. Но когда он очищается, он видит, что источником шакти является Кришна. 
  В саттве преданные совершают преданное служение во имя освобождения от влияния материи. У них привязанность к регулирующим принципам, потому что они думают, что эти приципы приведут к свободе. 
  Чистая преданность. выражается в дикой привязанности к джапе и Шримад Бхагаватам. Это основа нашего реального духовного прогресса. 



Комментариев нет: