четверг, 23 декабря 2010 г.

Дхарма:три режима деятельности. Лекция 4.

Другие лекции по теме "Дхарма"

Есть три режима деятельности. Это как, н-р, три скорости у машины. Благость, страсть и невежество. Страсть, когда человек мчится слишком быстро, нарушая правила. Благость – это ехать, не нарушая правил. Невежество – это вообще никуда не ехать, ремонтироваться. Страсть это что такое? Это попытка живого существа вырваться вперед, взять первое место. Но что происходит на самом деле? На самом деле, мы пытаемся обогнать время, которое нам сейчас предоставляет уже какие-то возможности. Мы же хотим взять лучший куш, первыми прибежать к финишу.
Недавно мне рассказали историю про олимпиаду в Сиднее, где также принимали участие инвалиды. Каждый бежал в меру своих сил и возможностей. Одна девушка споткнулась и упала. И ей трудно было подняться. Тогда остальные участники остановились, помогли ей подняться и только после этого снова продолжили соревнование. Многих это просто потрясло. Люди плакали. Это пример простой взаимопомощи. Но это сложно оценить, когда ты хочешь оказаться впереди всех.
И что же происходит дальше? Поскольку страсть требует больших сил, больше энергии, она изматывает нас, и где потом оказывается человек, когда он устает? Он оказывается в невежестве: отдыхает, болеет, страдает. Его отбрасывает назад. И он оказывается позади настоящего момента. Опять он не может воспользоваться настоящим моментом. Теперь он просто от него отстал.
С чем же связана благость? Это умиротворение, которое мы можем получать каждый день, просто послушав или правильно пообщавшись. Это удовлетворенность от чувства выполненного долга, от правильных взаимоотношений. Счастье мы также можем получать каждый день.

Благость связана с такими качествами человека, как смирение, терпение, почтение. Как вы думаете, смирение, терпение, почтение это пассивные качества или активные? Активные. Смирение позволяет человеку обрести любой адхикар, квалификацию.
В чем активность терпения? Терпение это не так, что у меня что-то плохо и я просто терплю это. В чем же активность? Давайте вспомним какое сравнение дается по этому поводу. Терпеливее чего человек должен стать? Терпеливее дерева. Этот образ всплывает в Шримад Бхагаватам. Что делает дерево? Оно делиться своими плодами, дает тень путнику, а если надо и древесину. Так в чем же терпение? Это делиться своими достояниями с другими. Терпеть их трудности как свои. Терпение больше предписывалось для семейного человека, поскольку он начинал расширять собственность, богатства, мог делиться ими с другими.

Брахма, когда давал наставления, то он говорил о том же: полубогам – контролируйте чувства, людям – делитесь с ближним, демонам - умейте прощать.
Смирение можно оказывать по отношению к тому, кто выше. А терпение? По отношению к тому, кто ниже. Таким образом, эти качества позволяют нам сохранять связь с младшими и старшими. И активность терпения в том и состоит, что я воспринимаю чужие страдания, как свои собственные – пара дукха дукхи. Так смотрит на жизнь вайшнав. Он может терпеть, потому что может постоянно делиться. Своими знаниями, временем, квалификацией и т.д.
Если человек отказывается от этих отношений: старший – младший, то он не сможет получить помощь в трудные времена. Также ему сложно оказывать помощь другим.
Может ли долго терпеть человек в страсти? Не может. У него мало, что есть. Как мы читали комментарий. В благости человек является кем-то сейчас и он делиться этим сейчас. В страсти человек думает, кем он станет. Он не замечает того, что у него есть сейчас, но и того, к чему он стремиться, он еще не получил. Поэтому он не понимает, чем же можно поделиться, у него у самого не достает.
В благости человек может делиться своими знаниями, квалификацией, временем. У человека в страсти никогда нет времени, он не может им поделиться.

Встретил недавно фразу: люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего в этом нуждаются.

Комментариев нет: