воскресенье, 26 декабря 2010 г.

Семинар по теме " Карма" Лекция 2. Карма и реинкарнация


Другие лекции по теме "Карма"

Тот , кто родился обязательно умрет, а после смерти обязательно вновь родится. Слова карма и реинкарнация стоят рядом. Человек совершает какие-то поступки, за них ему назначаются определенные наказания или вознаграждения. Когда карма одного тела заканчивается, то человек получает новое рождение. Если бы процесса реинкарнации не существовало, тогда почему плохие вещи происходят с хорошими людьми. Иначе как можно объяснить , что разные люди рождаются в разных условиях. Если никакой кармы прежде не было и не было прошлых рождений, тогда почему один рождается в семье миллионера, а другой в бедной семье. Можно сказать , что Бог так распорядился. Тогда возникает возмущение – Почему так несправедливо? Почему Бог тогда так несправедливо распределил? Вы не найдете никакого другого объяснения, кроме как процесса реинкарнации.

Память о прошлых рождениях.

Обычно мы забываем свое прошлое рождение. Этому есть объяснение и оправдание? Когда мы получаем новое тело, то новый поток информации перекрывает память прошлого. Другой момент, мы не помним прошлых рождений, поскольку если бы помнили, то это сильно бы мешало нам жить в этой жизни. У вас была другая жена , дети , родители. А вы все помните. Это был бы просто ужас. Вы привязаны и к тем, и к тем.

1. Кто может помнить свое прошлое рождение . Рао Карма и перевоплощение.

Эти люди четко делятся на две категории: духовные люди , и мирские, но умершие необычной смертью. Духовные люди редко обсуждают свои прошлые жизни. Они достигли своих способностей путем тяжелой и продолжительной духовной дисциплины. Таких людей называют Джаатишмара. Люди становятся джаатишмара в результате чистой жизни, как внутренней , так и внешней, тапасьи и полного отсутствия чувства враждебности к кому бы то ни было.

Господь Шива объясняет богине Парвати, кто те люди, кто помнит свои предыдущие жизни. Когда человек умирает неожиданно, и также неожиданно рождается , его старые привычки и самскары на некоторое время сохраняются в новом воплощении.

МахабхаратыШастха Кхандха стр . 5977

«Вот почему они рождаются с памятью о прошлой жизни, и известны как джаатишмара. Однако, по мере того, как они вырастают , их старые воспоминания исчезают подобно снам. Такие случаи помогают убедить тупоголовых в том, что следует верить в другой мир и жизнь после жизни».

Пр – р: Я нашел одну книгу по медитации, релаксации и т.д. Там предлагалось выполнить разные упражнения. В одном упражнении нужно было вспомнить прошлое рождение. Меня заинтересовало это. Я стал медитировать. Вы спускаетесь по винтовой лестнице. Выходите в белую комнату, все белое со всех сторон. В дальней стене вы видите дверь, подходите к ней, открываете, проходите в зал. В этом зале много разных комнат. Представлены экспонаты разных эпох и культур. Вы проходите дальше и заходите в комнату, где нет никаких экспонатов, висит только зеркало на стене. Вы подходите к зеркалу, в котором вы пытаетесь рассмотреть силуэт. Силуэт проступает медленно, вы вглядываетесь в очертания, в конце концов, возникает образ. Вслед за ним вы пытаетесь увидеть еще два образа, людей которые были очень близко связаны с вами в прошлой жизни. Вы бросаете взгляд на нижний правый угол зеркала, где постепенно проступает табличка с надписью вашего имени. Я был какой-то Корнелий, жил в Англии. Была какая то дата, уже не помню. Потом постепенно вы выходите оттуда. Я не знаю насколько это воображение моего ума или проникновение в прошлое.

Пр –р Матаджи Ратнавали из Англии. Ратнавали. Ученица Бхаки Чару Свами. Она рассказывает о прошлой жизни. Она была учеником Пр в прошлой жизни, брахмачари, по происхождению – шотландец. Его звали Рагхава. Он получил посвящение от Шрилы Прабхупады , на следующий день погиб в автокатастрофе. За рулем был его друг, попали в аварию , потому что все уснули. Погиб только он , его перерезало пополам. Его друг , когда увидел, что сделал, то не мог себя простить , всю вину принял на себя, оставил прел служ и стал пить. Через некоторое время рождается девочка в Лондоне. Очень ясная картина, ничего случайного нет. Она рождается в семье автомеханика, в индийской семье. Врожденная травма на животе. Вся семья ездит на машинах, а она боится садится за руль, она не любит машины.

Как пришла в общество Сознание Кришны ? Шла по улице, на нее напал маньяк, он вырвал штакетину и бил ее, она защищалась, но тот все продолжал, тогда она услышала голос изнутри: «Ложись и претворись мертвой». Тогда я подумала: «Это голос. Если я лягу, то он меня вообще убъет» . – «Делай так, у тебя выбора нет». Я подчинилась и упала. Он бросил палку, посмотрел на меня и ушел. Я почувствовала , как он сильно меня избил, не могу больше двигаться. Но голос повторился: «Вставай и уходи немедленно отсюда». – «Не могу». – Ты должна , иначе он сейчас вернется. Я поднялась и ушла. Затем немного позже она зашла в храм Радха Лондон Ишвара и узнала голос Шрилы Прабхупады Божества спасли ей жизнь, она до сих пор возит фотографию Божеств.

Когда она пришла в храм, то она чувствовала, что очень легко общается с брахмачари, а с матаджи практически нет. Женские вопросы ее не интересуют. Ей легко на санкиртане по 8-9 часов с ними. Она также легко общалась с учениками Прабхупады. Потом она сказала: «Вы знаете у меня такое чувство, что я вас всех знаю, вы мне как все друзья». Гуру ей сказал, что несомненно в прошлой жизни ты была брахмачари. Кто-то предложил из учеников Прабхупады пройти ей гипнотическую регрессию. Она прошла и постепенно все вспомнила в снах, в видениях. Потом она все это нашла. Нашла могилу матери, первую встречу со Шрилой Прабхупадой. Вспомнила того преданного, который ехал вместе с ним за рулем, из-за которого он погиб. Она решила навестить его. Он думает , что я погиб, а я то жив. Нужно вытащить его, доказать , что все в порядке. Она нашла этого человека. «Нужно поговорить». –сказала она. - «Хорошо. Ты из Харе Кришна?» – «Да». – «Я тоже, но у меня проблемы». - «Я хочу поговорить по этому поводу». - «Садись в машину. Поедем». Говорит тот человек, который убил ее в прошлой жизни. Она села рядом с ним и дверь не могла закрыть. Он встал захлопнул дверь , сел за руль и сказал: «Со мной тебе боятся нечего». Они стали разговаривать. Она рассказала те моменты, которые они знали только вдвоем. Он посмотрел на нее и сказал: «Рагхава , это ты ? Что с тобой случилось? Почему стал женщиной?»

Оказывается, Рагхава был влюблен в одну индуску, которая приходила и помогала на кухне. Поскольку был брахмачари, то отвергал это. Это выражалось в том, что он ее критиковал , ругал. Она потом ушла из Сознания Кришны, больше никогда не приходила. Теперь эта Ратнавали спрашивает: «А помните, там была девушка, в храм приходила?» Кто-то вспомнил. Она созвонилась , нашла ее.

«Вы помните храм Харе Кришна, вы готовили на кухне?»

Женщина с раздражением все это восприняла. Ничего не хочу помнить, что там было в прошлом. И какого-то еще Рагхава брахмачари. Она была обижена. Эта Ратнавали подумала, что я ради этой женщины одной жизнью пожертвовала, а она даже помнить меня не хочет. Ратнавали достает фото крупного формата и показывает нам, ставя рядом со своим лицом. Идентичный портрет. Вы сразу увидите, что две сестры. Очень похожи. Он думал и вот воплотился. Меня заинтересовал один момент. Я спросил: «Вы помните Шрилу Прабхупаду с прошлой жизни?» – «Помню силу впечатления. Я была поражена им». – «Как вы могли принять другого духовного учителя?» - Однажды в храм приехал Бхакти Чару Свами. Когда он давал лекцию, то каждое свое утверждение он подкреплял цитатой Шрилой Прабхупады. Я подумала: «Этой мой гуру, он представляет парампару».

2. Если каждое действие несет за собой какую-то реакцию, а я вынужден, волей-неволей, совершать какие-то грехи, тогда какой же выход из ситуации. Или , например, иногда просят : «Дайте благословения». Если мы даем благословения, то мы делимся своей благочестивой кармой. Мы отдаем часть благочестия. Мы полностью завязаны с этим законом кармы.

Огонь трансцендентного знания сжигает все последствия своих грехов и чужих также. То есть человеку нужен очистительный процесс.

Поэтому Чанакия Пандит говорит, что человек не должен становится ни отцом, ни матерью, ни мужем, ни женой, ни царем , ни духовным учителем, если не может помочь своим подопечным. Нужно будет терпеть плохую карму, невежество своих подопечных и обучать их.

Пр-р: Один преданный попросил помолиться за свою дочь. У нее возникли какие-то психические расстройства. Я помолился. В эту же ночь мне приснился сон. Я проводил какой-т сеанс гипнотической регрессии . Требовалась полная тишина. Я работал в кабинете. В это время в коридор заходит этот преданный. Ему говорят, что нужно подождать пока идет сеанс. Однако, он не обращает внимание на слова и прорывается в кабинет. Он подходит ко мне, кладет руку на плечо. В это время я чувствую , как меня парализует. Я просыпаюсь и понимаю, что часть моего тела парализовано. Даже дыхание спёрло. Несколько минут я приходил в себя. Я подумал, что благословения давать – это не просто так. Часть кармы человека ложиться на твои плечи и нужно быть достаточно духовно сильным , чтобы все это переварить.

Если мы будем просто стараться никуда не попасть, нигде не оскверниться, то это может превратиться в паранойю. Вообще это сложно сделать. Душа по природе активна, поэтому действовать придется. Есть такое направление. Они марлю на лице носят, чтобы, не дай Бог, никого не вдохнуть. Подметают перед собой улицу, чтобы, не дай Бог , ни на кого не наступить. Однако, мы все равно создаем карму.

«Семейный человек делает 5 вещей, от которых он должен очищаться:

1. Разжигает огонь. 2. Пьет . 3. Ходит. 4. Дышит. 5. Перемалывает зерно. 6. Ест. Эти виды деятельности связаны с убийством других живых существ, и от этого нужно очищаться.

3.Кто пришел из низшего мира, а кто пришел из высшего?

В «Маркандее Пуране» некоторые признаки человека, пришедшего из низшего мира, описаны так:

1. Склонность предаваться зловредной критике

2. Отсутствие чувства благодарности

3. Открытие чужих секретов

4. Жестокость и грубость

5. Склонность к супружеским изменам

6. склонность к вымогательству и мошенничеству

7. Нечистота

8. Осуждение святой и духовной жизни

9. Обман и коварство

10. Скупость

11. Способность на убийство

Граха самхита описывает следующие признаки людей, которые пришли из высшего мира:

1. Оказывает благотворительность

2. Говорит в культурной и приятной манере

3. проводит пуджи

4. Уважает брахманов и служит им

Рассказ "Карма", написанный Толстым в 1894 г. был в том же год опубликован в журнале "Северный вестник" (1894, N 12). Однако в 1895 году рассказ решением Московского губернского цензурного комитета был запрещен к изданию отдельной брошюрой. Как понятно уже из самого названия, рассказ "Карма" разъясняет суть одного из основополагающих понятий ведической философии - закона причин и следствий. "Скрытая энергия кармы, - говорится в "Йога-сутре"(2,12-14), - имеющая своим корнем осквернение желанием, приводит к рождению, обуславливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт. Добродетель или порок приводят к наслаждению или страданию". Рассказ Толстого наглядно это демонстрирует.

Л. Толстой. Карма.

Панду, богатый ювелир браминской касты, ехал со своим слугой в Бенарес. Догнав по пути монаха почтенного вида, который шел по тому же направлению, он подумал сам с собой: «Этот монах имеет благородный и святой вид. Общение с добрыми людьми приносит счастье; если он также идет в Бенарес, я приглашу его ехать со мной в моей колеснице». И, поклонившись монаху, он спросил его, куда он идет, и, узнав, что монах, имя которого было Нарада, идет также в Бенарес, он пригласил его в свою колесницу.

– Благодарю вас за вашу доброту, – сказал монах брамину, – я действительно измучен продолжительным путешествием. Не имея собственности, я не могу вознаградить вас деньгами, но может случиться, что я буду в состоянии воздать вам каким-либо духовным сокровищем из богатства знания, которое я приобрел, следуя учению Шакьямуни, блаженного великого Будды, Учителя человечества.

Они поехали вместе в колеснице, и Панду дорогою слушал с удовольствием поучительные речи Нарады. Проехав один час, они подъехали к мосту, где дорога была размыта с обеих сторон и телега земледельца с сломанным колесом загораживала путь.

Девала, владетель телеги, ехал в Бенарес, чтобы продать свой рис, и торопился поспеть до зари следующего утра. Если бы он опоздал днём, покупатели риса могли уже уехать из города, скупив нужное им количество риса.

Когда ювелир увидал, что он не может продолжать путь, если телега земледельца не будет сдвинута, он рассердился и приказал Магадуте, рабу своему, сдвинуть телегу в сторону, так, чтобы колесница могла проехать. Земледелец противился, потому что воз его лежал так близко к обрыву, что мог рассыпаться, если его тронуть, но брамин не хотел слушать земледельца и приказал своему слуге сбросить воз с рисом. Магадута, необыкновенно сильный человек, находивший удовольствие в оскорблении людей, повиновался, прежде чем монах мог вступиться, и сбросил воз. Когда Панду проехал и хотел продолжать свой путь, монах выскочил из его колесницы и сказал:

– Извините меня, господин, за то, что я покидаю вас. Благодарю вас за то, что вы по своей доброте позволили мне проехать один час в вашей колеснице. Я был измучен, когда вы посадили меня, но теперь благодаря вашей любезности я отдохнул. Признав же в этом земледельце воплощение одного из ваших предков, я не могу ничем лучше вознаградить вас за вашу доброту, как тем, чтобы помочь ему в его несчастье.

Брамин взглянул с удивлением на монаха.

– Вы говорите, что этот земледелец есть воплощение одного из моих предков; этого не может быть.

– Я знаю, – отвечал монах, – что вам неизвестны те сложные и значительные связи, которые соединяют вас с судьбою этого земледельца. Но от слепого нельзя ожидать того, чтобы он видел, и потому я сожалею о том, что вы вредите сами себе, и постараюсь защитить вас от тех ран, которые вы собираетесь нанести себе.

Богатый купец не привык к тому, чтобы его укоряли; чувствуя же, что слова монаха, хотя и сказанные с большой добротой, содержали в себе язвительный упрёк, он приказал слуге своему тотчас же ехать далее.

Монах поздоровался с Девалой-земледельцем и стал помогать ему в починке его телеги и в том, чтобы подобрать рассыпавшийся рис. Дело шло быстро, и Девала подумал:

«Этот монах, должно быть, святой человек, – ему как будто помогают невидимые духи. Спрошу его, чем я заслужил жестокое со мной обращение гордого брамина».

И он сказал:

– Почтенный господин! Не можете ли вы сказать мне, за что я потерпел несправедливость от человека, которому я никогда не сделал ничего худого?

Монах сказал:

– Любезный друг, вы не потерпели несправедливости, но только потерпели в теперешнем существовании то, что вы совершили над этим брамином в прежней жизни. И я не ошибусь, сказавши, что даже и теперь вы бы сделали над брамином то же самое, что он сделал с вами, если бы были на его месте и имели такого сильного слугу.

Земледелец признался, что, если бы он имел власть, то не раскаялся бы, поступив с другим человеком, загородившим ему дорогу, так же, как брамин поступил с ним.

Рис был убран в воз, и монах с земледельцем приближались уже к Бенаресу, когда лошадь вдруг шарахнулась в сторону.

– Змея, змея! – воскликнул земледелец. Но монах, пристально взглянув на предмет, испугавший лошадь, соскочил с телеги и увидал, что это был кошелёк, полный золота.

«Никто, кроме богатого ювелира, не мог потерять этот кошелёк», — подумал он и, взяв кошелёк, подал его земледельцу, сказав:

– Возьмите этот кошелёк и, когда будете в Бенаресе, подъезжайте к гостинице, которую я укажу вам, спросите брамина Панду и отдайте кошелёк. Он будет извиняться перед вами за грубость своего поступка, но вы скажите ему, что вы простили его и желаете ему успеха во всех его предприятиях, потому что, верьте мне, чем больше будут его успехи, тем лучше это будет для вас. Ваша судьба во многом зависит от его судьбы. Если бы Панду спросил у вас объяснений, то пошлите его в монастырь, где он всегда найдёт меня в готовности помочь ему советом, если совет нужен ему.

Панду между тем приехал в Бенарес и встретил Малмеку, своего торгового приятеля, богатого банкира.

– Я погиб, – сказал Малмека, – и не могу делать никаких дел, если нынче же не куплю воз лучшего риса для царской кухни. Есть в Бенаресе мой враг банкир, который, узнав то, что я сделал условие с царским дворецким о том, что я доставлю ему сегодня утром воз риса, желая погубить меня, скупил весь рис в Бенаресе. Царский дворецкий не освободит меня от условия, и завтра я пропал, если Кришна не пошлет мне ангела с неба.

В то время как Малмека жаловался на своё несчастье. Панду хватился своего кошелька. Обыскав свою колесницу и не найдя его, он заподозрил своего раба Магадуту и призвал полицейских, обвинил его и, велев привязать его, жестоко мучил, чтобы вынудить от него признание. Раб кричал, страдая:

– Я невиновен, отпустите меня! Я не могу переносить этих мук! Я совершенно невинен в этом преступлении и страдаю за грехи других! О, если бы я мог выпросить прощение у того земледельца, которому я сделал зло ради моего хозяина! Мучения эти, верно, служат наказанием за мою жестокость.

В то время как полицейские еще продолжали бить раба, земледелец подъехал к гостинице и, к великому удивлению всех, подал кошелек. Раба тотчас же освободили из рук его мучителей, но, будучи недоволен своим хозяином, он убежал от него и присоединился к шайке разбойников, живших в горах. Когда же Малмека услыхал, что земледелец может продать самого лучшего рису, годного для царского стола, он тотчас же купил весь воз за тройную цену, а Панду, радуясь в сердце своём возвращению денег, тотчас же поспешил в монастырь, чтобы получить от монаха те объяснения, которые он обещал ему.

Нарада сказал:

– Я бы мог дать вам объяснение, но, зная, что вы неспособны понять духовную истину, я предпочитаю молчание. Однако я дам вам общий совет: обращайтесь с каждым человеком, которого вы встретите, так же, как с самим собой, служите ему так же, как вы желали бы, чтобы вам служили. Таким образом вы посеете семя добрых дел, и богатая жатва их не минует вас.

– О, монах! дайте мне объяснение, – сказал Панду, – и мне легче будет следовать вашему совету.

И монах сказал:

– Слушайте же, я дам вам ключ к тайне: если вы и не поймете её, верьте тому, что я скажу вам. Считать себя отдельным существом есть обман, и тот, кто направляет свой ум на то, чтобы исполнять волю этого отдельного существа, следует за ложным советом, который приведёт его в бездну греха. То, что мы считаем себя отдельными существами, происходит оттого, что покрывало Майи ослепляет наши глаза и мешает нам видеть неразрывную связь с нашими ближними, мешает нам проследить наше единство с душами других существ. Немногие знают эту истину. Пусть следующие слова будут вашим талисманом:

«Тот, кто вредит другим, делает зло себе.

Тот, кто помогает другим, делает добро себе.

Перестаньте считать себя отдельным существом – и вы вступите на путь Истины.

Для того, чье зрение омрачено покрывалом Майи, весь мир кажется разрезанным на бесчисленные личности. И такой человек не может понимать значения всеобъемлющей любви ко всему живому».

Панду отвечал:

– Ваши слова, почтенный господин, имеют глубокое значение, и я запомню их. Я сделал небольшое добро, которое мне ничего не стоило, для бедного монаха во время моей поездки в Бенарес, и вот как благодетельны оказались его последствия. Я много обязан вам, потому что без вас я не только потерял бы свой кошелек, но не мог бы делать в Бенаресе тех торговых дел, которые значительно увеличили моё состояние. Кроме того, ваша заботливость и прибытие воза риса содействовали благосостоянию моего друга Малмеки. Если бы все люди познали истину ваших правил, насколько лучше бы был наш мир, как уменьшилось бы зло в нём и возвысилось общее благосостояние! Я желал бы, чтобы Истина Будды была понята всеми, и потому я хочу основать монастырь на моей родине, Колшамби и приглашаю вас посетить меня с тем, чтобы я мог посвятить это место для братства учеников Будды.

Прошли годы, и основанный Панду монастырь Колшамби сделался местом собрания мудрых монахов и стал известным как центр просвещения для народа.

В это время соседний царь, услыхав о красоте драгоценных украшений, приготовляемых Панду, послал к нему своего казначея, чтобы заказать корону из чистого золота, украшенную самыми драгоценными камнями Индии.

Когда Панду окончил эту работу, он поехал в столицу царя и, надеясь делать там торговые дела, взял с собой большой запас золота. Караван, вёзший его драгоценности, был охраняем вооруженными людьми, но когда он достиг гор, то разбойники, с Магадутой, ставшим атаманом их, во главе, напали на него, побили охрану и захватили все драгоценные камни и золото. Сам Панду едва спасся. Это несчастье было большим ударом для благосостояния Панду: богатство его значительно уменьшилось.

Панду был очень огорчён, но переносил свои личные несчастья без ропота; он думал: «Я заслужил эти потери грехами, совершёнными мною в моей прошлой жизни. Я в молодости был жесток с народом; и если я теперь пожинаю плоды своих дурных дел, то мне нельзя жаловаться».

Так как он стал много добрее ко всем существам, то несчастья его послужили только к очищению его сердца.

Опять прошли годы, и случилось, что Пантака, молодой монах и ученик Нарады, путешествуя в горах Колшамби, попал в руки разбойников. Так как у него не было никакой собственности, атаман разбойников крепко избил его и отпустил.

На следующее утро Пантака, идя через лес, услыхал шум битвы и, придя на этот шум, увидал много разбойников, которые с бешенством нападали на своего атамана Магадуту.

Магадута, как лев, окруженный собаками, отбивался от них и убил многих из нападавших. Но врагов его было слишком много, и под конец он был побеждён и упал на землю замертво, покрытый ранами.

Как только разбойники ушли, молодой монах подошел к лежавшим, желая подать помощь раненым. Но все разбойники были уже мертвы, только в начальнике их оставалось немного жизни. Монах тотчас же направился к ручейку, бежавшему невдалеке, принес свежей воды в своем кувшине и подал умирающему.

Магадута открыл глаза и, скрипя зубами, сказал:

– Где эти неблагодарные собаки, которых я столько раз водил к победе и успеху? Без меня они скоро погибнут, как затравленные охотником шакалы.

– Не думайте о ваших товарищах и участниках вашей грешной жизни, – сказал Пантака, – но подумайте о вашей душе и воспользуйтесь в последний час возможностью спасенья, которая предоставляется вам. Вот вам вода для питья, дайте я перевяжу ваши раны. Может быть, мне и удастся спасти вашу жизнь.

– Это бесполезно, – отвечал Магадута, – я приговорён; негодяи смертельно ранили меня. Неблагодарные подлецы! Они били меня теми ударами, которым я научил их.

– Вы пожинаете то, что посеяли, – продолжал монах. – Если бы вы учили своих товарищей делам добра, вы бы и получили от них добрые поступки. Но вы учили их убийству, и потому вы через свои дела убиты их рукою.

– Ваша правда, – отвечал атаман разбойников, – я заслужил свою участь, но как тяжёл мой жребий тем, что я должен пожать плод всех моих дурных дел в будущих существованиях. Научите меня, святой отец, что я могу сделать, чтобы облегчить мою жизнь от грехов, которые давят меня, как скала, наваленная мне на грудь.

И Пантака сказал:

– Искорените ваши грешные желания, уничтожьте злые страсти и наполните свою душу добротою ко всем существам.

Атаман сказал:

– Я делал много зла и не делал добра. Как могу я выпутаться из той сети горя, которую я связал из злых желании моего сердца? Моя карма повлечет меня в Ад, я никогда не буду в состоянии вступить на путь спасения.

И монах сказал:

– Да, ваша карма пожнёт в будущих воплощениях плоды тех семян, которые вы посеяли. Для делателя дурных дел нет избавления от последствии своих дурных поступков. Но не отчаивайтесь: всякий человек может спастись, но только с тем условием, чтобы он искоренил из себя заблуждение личности. Как пример этого, я расскажу вам историю великого разбойника Кандаты, который умер нераскаянным и вновь родился дьяволом в Аду, где он мучился за свои дурные дела самыми ужасными страданиями. Он был уже в Аду много лет и не мог избавиться от своего бедственного положения, когда Будда явился на земле и достиг блаженного состояния просветления. В это достопамятное время луч света попал и в Ад, возбудив во всех демонах жизнь и надежду, и разбойник Кандата громко закричал: «О Будда блаженный, сжалься надо мной! Я страшно страдаю; и хотя я делал зло, я желаю теперь идти по пути праведности. Но я не могу выпутаться из сети горя; помоги мне, господи, сжалься надо мной!» Закон кармы таков, что злые дела ведут к погибели.

Когда Будда услышал просьбу страдающего в Аду демона, он послал к нему паука на паутине, и паук сказал: «Схватись за мою паутину и вылезай по ней из Ада». Когда паук исчез из вида, Кандата схватился за паутину и стал вылезать по ней. Паутина была так крепка, что не обрывалась, и он поднимался по ней всё выше и выше.

Вдруг он почувствовал, что нить стала дрожать и колебаться, потому что за ним начали лезть по паутине и другие страдальцы. Кандата испугался; он видел тонкость паутины и видел, что она растягивается от увеличившейся тяжести. Но паутина всё ещё держала его. Кандата перед этим смотрел только вверх, теперь же он посмотрел вниз и увидел, что за ним лезла по паутине бесчисленная толпа жителей Ада. «Как может эта тонкая нить вынести тяжесть всех этих людей», — подумал он и, испугавшись, громко закричал: «Пустите паутину, она моя!» И вдруг паутина оборвалась, и Кандата упал назад в Ад. Заблуждение личности еще жило в Кандате. Он не знал чудесной силы искреннего стремления вверх для того, чтобы вступить на путь праведности. Стремление это тонко, как паутина, но оно поднимет миллионы людей, и чем больше будет людей лезть по паутине, тем легче будет каждому из них. Но как только в сердце человека возникнет мысль, что паутина эта моя, что благо праведности принадлежит мне одному и что пусть никто не разделяет его со мной, то нить обрывается, и ты падаешь назад в свое прежнее состояние отдельной личности; отдельность же личности есть проклятие, а единение есть благословение. Что такое Ад? Ад есть не что иное, как себялюбие, а нирвана есть жизнь общая...

– Дайте же мне ухватиться за паутину, – сказал умирающий атаман разбойников Магадута, когда монах кончил свой рассказ, – и я выберусь из пучины Ада.

Магадута пробыл несколько минут в молчании, собираясь с мыслями, потом он продолжил:

– Выслушайте меня, я признаюсь вам. Я был слугою у Панду, ювелира из Колшамби. Но после того, как он несправедливо истязал меня, я убежал от него и стал атаманом разбойников. Несколько времени тому назад я узнал от моих разведчиков, что он проезжает через горы, и я ограбил его, отнял у него большую часть его состояния. Подите теперь к нему и скажите ему, что я простил его от всего сердца за оскорбление, которое он несправедливо нанес мне и прошу его простить меня за то, что я ограбил его. Когда я жил с ним, сердце его было жестоко как камень, и я научился от него себялюбию. Я слышал, что он теперь стал добродушен и что на него указывают, как на образец доброты и справедливости. Я не хочу оставаться в долгу у него; поэтому скажите ему, что я сохранил золотую корону, которую он сделал для царя, и все его сокровища и спрятал их в подземелье. Только два разбойника знали это место, и теперь они оба мертвые; пусть Панду возьмёт с собою вооружённых людей и придет к этому месту и возьмет назад ту собственность, которой я лишил его.

После этого Магадута рассказал, где было подземелье, и умер на руках Пантаки.

Как скоро молодой монах Пантака вернулся в Колшамби, он пошёл к ювелиру и рассказал ему обо всем, что случилось в лесу.

И Панду пошел с вооруженными людьми к подземелью и взял из него все сокровища, которые атаман спрятал в нем. И они с почестью похоронили атамана и его убитых товарищей, и Пантака над могилой, рассуждая о словах Будды, сказал следующее:

«Личность делает зло, личность же и страдает от него.

Личность воздерживается от зла, и личность очищается.

Чистота и нечистота принадлежат личности: никто не может очистить другого.

Человек сам должен сделать усилие; Будды только проповедники».

«Наша карма, – сказал ещё монах Пантака, – не есть произведение Шивары, или Брамы, или Индры, или какого-нибудь из богов, – наша карма есть последствие наших поступков.

Моя деятельность есть утроба, которая носит меня, есть наследство, которое достается мне, есть проклятие моих злых дел и благословение моей праведности. Моя деятельность есть единственное средство моего спасения».

Панду привез назад в Колшамби все свои сокровища, и, с умеренностью пользуясь своим столь неожиданно возвращённым богатством, он спокойно и счастливо прожил свою остальную жизнь, и когда он умирал, уже в преклонных летах, и все его сыновья, дочери и внуки собрались около него, он сказал им:

– Милые дети, не осуждайте других в своих неудачах. Ищите причины ваших бед в самих себе. И если вы не ослеплены тщеславием, вы найдете её, а найдя её, вы сумеете избавиться от зла. Лекарство ваших бед в вас самих. Пусть ваш умственный взор никогда не покрывается покровом Майи... Помните те слова, которые были талисманом моей жизни:

«Тот, кто делает больно другому, делает зло себе. Тот, кто помогает другому, помогает себе. Пусть исчезнет обман личности – и вы вступите на путь праведности».

Комментариев нет: