шраванам киртанам вишнох-
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям
сакхьям атма-ниведанам
О первых шести из этих форм (шраванам киртанам вишнох-смаранам пада-севанам арчанам ванданам) уже говорилось, каждый из способов практики бхакти, так или иначе, соответствовал одной из них. Теперь Рупа Госвами приступает к описанию трех высших форм — дасьям, сакхьям и атма-ниведанам.
Бхактивинода Тхакур относит дасьям к одному из способов культивирования ума. Это может показаться несколько странным, т.к. говоря о дасьям, мы, как правило, подразумеваем активное служение. Тем не менее, дасьям –- это прежде всего форма занятия своего ума, а не тела. Комментируя слова Прахлады Махараджи из Седьмой Песни «Шримад Бхагаватам», Рупа говорит о существовании двух форм дасьям: кармарпанам и каинкарьям. Шрила Прабхупада в «Нектаре преданности» довольно подробно объясняет, чем отличаются эти две формы друг от друга. Однако суть у этих форм одна — и кармарпанам, и каинкарьям представляют собой определенное состояние ума, в котором человек действует, движимый стимулом сделать что-то для Кришны.
Мы знаем о существования пяти рас: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Преобладающим настроением на уровне шанты (другое название шанты — шуддха, чистота) является желание преданного отбросить свои эгоистические желания и постоянно находиться рядом с Господом. Преданный, находящийся в шанта-расе не хочет ничего для себя, его мысли целиком поглощены Кришной. Это качество характерно так же для всех остальных рас, но в каждой следующей расе отношения с Кришной обогащаются, становясь более полными, многомерными и разнообразными. Помимо чистоты, у дасья-бхакты присутствует желание активно взаимодействовать с Господом. Такой бхакта не довольствуется покоем шуддха-рати. На уровне сакхьи к активности прибавляется близость, причем не просто близость, а игривая близость. Преданному хочется не просто служить Господу, а играть с Господом. На уровне ватсальи, соответственно присутствует и желание чистоты, и желание активно общаться с Господом, и желание быть с Ним в очень близких отношениях, но появляется желание заботиться и защищать Кришну. На уровне мадхурьи ко всем этим желаниям и вкусам прибавляются романтические отношения.
Кармарпанам и каинкарьям отличаются друг от друа степенью глубины. Кармарпанам характеризует действия преданного в пределах варнашрама-дхармы, предлагающего плоды всех своих действий Кришне, и на этой ступени есть «Я» и есть Кришна, то когда человек очень долго и глубинно медитирует на свои отношения с Господом, когда он перестает чувствовать себя отдельным от Кришны, и начинает понимать, что он и все, что у него есть принадлежат Кришне, потому что он его слуга, такая форма служения называется каинкарьям. Для того, чтобы человек мог осознавать себя таким образом, он должен находиться на достаточно высоком уровне духовного развития. На уровне кармарпанам человек думает: «Сделаю и преподнесу Кришне». При этом он делает то, что хочет, тогда как на уровне каинкарьям преданный всегда знает, чего хочет Кришна.
Возьмем пример Шрилы Прабхупады. Почему Шрила Прабхупада так боролся за Бомбейский храм? Это — вопрос, который мне одно время не давал покоя. Для преданных более характерно отступать перед препятствиями — не получается, значит Кришна не хочет. Но слуга точно знает — мой господин хочет этого, и какие бы препятствия не возникали на моем пути, я буду делать это, не смотря ни на что. В «Итихаса-самуччхайа» сказано: «Тот, кто в течение тысяч жизней культивировал в себе настроение личного слуги Господа, обретает способность спасти весь мир».
Иллюстрацией этого положения ваидхи-садхана-бхакти является знаменитый стих:
63
Шри нама-санкиртана — воспевание святого имени Господа.
«О царь, того, кто испытывает спонтанную привязанность к чтению маха-мантры, следует считать достигшим высшей ступени совершенства». Цитируя этот стих «Шримад Бхагаватам», Рупа Госвами демонстрирует очень важный принцип: повторение святого имени одновременно является как целью, так и средством для достижения любви к Господу. Шри нама-санкиртана подходит человеку находящемуся и на уровне ваидхи-садхана-бхакти, и на уровне совершенства. Человек начинает свой путь с повторения святого имени, и оканчивает его, когда святое имя полностью раскрывается в нем. Нама — универсальный метод духовного развития, который годится для всех. Есть формы бхакти, которые не возможно практиковать на начальных этапах преданного служения, но нама универсальна. Нама подходит для каждого, а потому является самым безопасным и надежным способом преданного служения.
этан нирвидйамананам иччхатам акуто-бхайам
йогино нрпа нирнитам харер наманукиртанам
«О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих преданных избавляет от страха и сомнений, и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет мирских утех, и даже того, кто, обладая духовным знанием, черпает удовлетворение в самом себе».
Почему намаанукиртанам — громкое воспевание святых имен — обладает таким могуществом? В начале этой книги говорилось о том, что Господь Чайтанья вплел в гирлянду святого имени прему и надел ее на мир. Звуки святого имени, воспеваемого громко и одновременно с другими преданными, глубоко проникают в ум, оставляя в нем яркую самскару. Почему, например, смаранам мы не считаем универсальным методом? Потому что на начальных этапах преданного служения смаранам невозможна — анартхи мешают. Помнить о Кришне можно только с чистым умом, когда духовные самскары отпечатались и вытеснили материальные. И именно киртан оставляет в уме человека отпечаток, который впоследствии помогает ему заниматься смаранам. Невозможно погрузиться в смаранам без киртанам. Именно киртан открывает человеку путь, к постоянному памятованию о Кришне.
Говорится, что из всех шестидесяти четырех анг преданного служения самыми сильными являются три: шраванам, киртанам и смаранам. Из этих трех самый сильный — киртан. Среди всех видов киртана: гуну-киртана, нама-киртана и лила-киртана выделяют нама-киртан, а из всех видов нама-киртана — анукиртан, непрерывное повторение святого имени, не зависящее от времени, места и обстоятельств. Для иллюстрации могущества воспевания святого имени Рупа Госвами приводит два стиха из «Падма-пураны», которые следуют друг за другом:
(1.2.108)
нама чинтамани кришна чайтанья раса виграхах
пурна шуддхо нитйа мукто бхиннатват нама наминох
Подобно камню Чинтамани святое имя может исполнить любые желания живого существа: бхукти, мукти или бхакти. И, в зависимости от того, как человек повторяет святое имя, это может быть бхукти-нам, мукти-нам или бхакти-нам. В результате такого повторения, человек получает соответственно материальные наслаждения, освобождение или обретает любовь к Богу. На уровне нама-апарадхи человек, в основном, получает бхукти, на уровне нама-абхаса — бхукти и мукти, но бхакти можно получить только на уровне шуддха-намы. И не страшно, если в начале духовного пути к нашему воспеванию святого имени примешиваются материальные мотивы, человек может пройти все эти этапы, если он четко знает свою цель. Известно, что вначале человек повторяет святое имя языком, материальными чувствами, и на этом этапе у него есть желания бхукти и мукти, но по мере того, как он повторяет святое имя, оно дает ему возможность ощутить вкус, и чувства его одухотворяются — пурна шуддхо и нитйа мукто — святое имя очищает и одухотворяет чувства человека, поэтому оно не отличается от самого Бога.
1.2.109
атах шри кришна намади на бхавет грахйам индрийайх
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах
В этом стихе говорится, что святое имя невозможно повторять материальными чувствами. Святое имя само очищает и одухотворяет материальные чувства. Очень важное слово — севонмукхе — желание служить, которое объясняет, каким образом человек избавляется от желаний бхукти и мукти в процессе повторения намы. Если у человека есть желание служить Кришне, именно это желание очищает его наму. И это желание мы можем обрести, общаясь с возвышенными вайшнавами. Таким образом, хотя нама не зависит ни от чего, чтобы правильно повторять святое имя, нужно общаться с садху, который вложит в наше сердце это желание служить и после того, как это желание разовьется, Кришна по Своей воле предстанет перед нами.
64
Матхура-мандала стхитих — проживание в Матхуре.
Слово стхитих означает, что человек возвращается на свое место, домой. Человек поселяется в этом месте и понимает, что это его вечная обитель. Каждое святое место дарует человеку какое-то благо, но мы должны стремиться поселиться именно в Матхуре, потому что именно в Матхуре человек может обрести прему. Матхура превосходит даже Вайкунтху.
Но выше Матхуры — Вриндаван, потому что Господь Кришна танцевал во Вриндаване танец раса, выше Вриндавана — холм Говардхан, потому что Господь поднял его Своими руками, выше Говардхана –- Радха-Кунда, потому что ее переполняет према-раса. Качества премы при переходе от Матхуры к Вриндавану, от Вриндавана к Говардхану, от Говардхана к Радха-кунде становятся все более высокими и интенсивными, это — самая большая драгоценность духовного мира. Поэтому последняя анга садхана-бхакти указывает на цель всех наших усилий. Рупа Госвами приводит стих, говорящий об этом: «Я помню Господа, столь прекрасного в сени деревьев кадамба на берегах Ямуны, где сонмы птиц щебечут в садах и жужжат пчелы. Когда эти картины всплывают в моей памяти, мне открывается трансцендентная природа красоты и блаженства». На самом деле, в этом стихе не говорится о Господе, в нем говорится о Матхуре. При воспоминании о Матхуре, человек слышит мелодичное жужжание черных пчел. Эти черные пчелы — Сам Кришна, играющий на флейте, а благоухающие желтые цветы на деревьях кадамба — олицетворение гопи. Когда человек вспоминает об этом, он погружается в настроение отношений Кришны и гопи. Так он вспоминает Матхуру целиком. Он видит рой пчел, он слышит звук флейты, он видит Ямуну, и таким образом он переносится в духовную реальность и «ему открывается трансцендентная природа красоты и блаженства». Современные психологи для определения ощущения «это уже было» используют термин дежавю (уже виденное). Человек, который хотя бы на мгновение оказывается в атмосфере Матхуры, переживает нечто подобное, на какое-то мгновение ему приоткрывается его сварупа, и он понимает — я отсюда родом.
***
Шестидесятая анга шраддха-пурвака-мурти и шестьдесят первая шри бхагават-артха-асвадах напоминают нам о существовании двух путей, которые должны быть переплетены в нашей практике — панчаратрика-видхи и бхагавата-марг. Следующий пункт садху-санга представляет собой фундамент духовной жизни. Без нее у нашей практики не будет основания. Нама-санкиртана — самая важная форма бхакти, действующая на любом уровне человека. И матхура-мандала-стхити — цель всех наших усилий — прайоджана, о которой нужно обязательно помнить.
Шрила Прабхупада говорит, что все эти формы преданного служения настолько могущественны, что даже небольшая привязанность к каждой из них может пробудить экстаз преданности даже в неофите. Что делает эти формы бхакти такими могущественными? Мы уже говорили, что могущество этих форм заключается в том, что они пробуждают бхаву, предварительные чувства преданного, проблеск любви к Богу. И помимо этой бхавы они дают Самого Кришну. Все эти формы преданного служения являются олицетворением Кришны: Божество не отличается от Кришны, «Шримад Бхагаватам» не отличается от Кришны, садху несет в своем сердце Кришну и может дать Его нам, святое имя — это Сам Кришна, и Матхура — это место, где Кришна живет постоянно. Они все несут в себе Кришну, и когда человек соприкасается с этим, он соприкасается с Самим Кришной.
Может возникнуть вопрос: как совместить это? С одной стороны, Рупа Госвами говорит, что даже небольшое соприкосновение с любой из этих форм бхакти даже у неофита может вызвать бхаву, а, с другой стороны, он ставит множество условий по поводу того, каким образом следует поклоняться Божеству, читать «Шримад Бхагаватам» или повторять святое имя. Нет ли тут противоречия? Действительно, даже при малейшем соприкосновении с каждой из этих форм у человека может пробудиться бхава. Наверняка, это чувствовал каждый из нас, впервые встретившись с садху или увидев Божества. В самом начале человек может что-то почувствовать, но потом все эти эмоции забываются, и анартхи в сердце человека берут верх. Когда Рупа Госвами иллюстрирует эти формы преданного служения своими стихами, он говорит именно об этом — о первой встрече с Кришной. Но, получив этот аванс, начальную бхаву, человек должен прилагать усилия, чтобы развивать ее.
Следующий вопрос, который может возникнуть, — какой из этих форм следует отдать предпочтение? Рупа Госвами отвечает — той, которая тебе по душе. Если человек чувствует особую склонность к какой-либо из этих форм, он должен довести эту форму поклонения до совершенства, не проявляя при этом пренебрежения ко всем остальным ангам бхакти. Мы должны стараться развивать привязанность ко всем формам преданного служения, но, тем не менее, если кто-то чувствует особую привязанность к поклонению Божествам, он должен заниматься этим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий