Бхакти – это наука взаимоотношений. И есть некоторое соответствие между тем, как строятся отношения между живым существом и Верховным Господом и тем, как строятся отношения между нами и другими живыми существами. В принципе, эти правила универсальные. Если мы посмотрим, по каким признакам классифицируют начинающего преданного, продолжающего преданного и чистого преданного, то мы увидим, что эти признаки определяют: 1. Наше отношение к Богу 2. Наше отношение к другим живым существам. Как говорится, что вера неофита в Святое имя и священные писания мягкая, камала. Ее легко поколебать. Вера устойчивого преданного в Святое имя и писания достаточно крепкая и устойчивая. И вера чистого преданного непоколебимая. И эти слова описывают глубину наших отношений с Кришной.
Есть другие критерии. Преданный неофит поклоняется только Кришне и гуру. С другими у него не очень устойчивые отношения. Устойчивый преданный поклоняется Кришне как объекту своей любви, дружит с преданными, проповедует неверующим и избегает демонов. Устойчивый преданный знает как вести себя с разными категориями лиц. Про чистого преданного говорится, что он лишен зависти по отношению к другим. Эти характеристики определяют отношения между нами и другими живыми существами.
Собственно говоря, глубина развития этих отношений определяет глубину нашего трансцендентного опыта.
Чайтанья Чандра Чаран прабху приводил пример из детства про учительницу биологии. Она любила свой предмет и постоянно готовилась, искала какие-то новые материалы, даже стих про рожь рассказала. Однако , никто в классе ее не слушал. Это была ее проблема , она не могла найти подход к ним. Я ее из жалости слушал. Она проработала много лет , но потом ушла с надорванной психикой.
Этапы развития отношений Господь Чайтанья рассказал в Шикшаштаке. Это этапы развития отношений со Святым именем. Но если даже со Святым Именем мы можем развивать отношения руководствуясь этими правилами, то что уж тогда говорить об обыкновенных живых существах.
Первый стих Шикшаштаки говорит, что сначала все хорошо. Святое имя увеличивает океан блаженства и т.д. Также и в отношениях между людьми. Сначала мы находим кого-то и вдохновляется его качествами, отношением к людям, миру. Все очень в розовом свете. Потом Господь Чайтанья говорит, что ты вложил все энергии в эти имена, можно получить, все что хочешь через Святое имя, однако я неудачлив, я совершаю оскорбления и потому не могу воспользоваться благом этих отношений. Это соответсвует второму этапу развития отношений между людьми, когда мы начинаем видеть недостатки в других, и мы начинаем совершать вольные или невольные оскорбления.
Следующий этап развития отношений это развитие уважения. И стих тринад апи суничена говорит о том, какие качества нужно развивать , чтобы сохранять уважительное отношение к Святому имени и уважительное отношение ко всем живым существам.
Смирение означает, что мы продолжаем исполнять свои обязанности, таким образом мы постоянно закрепляем за собой квалификацию, как мы можем помогать другим. И уважение это определенный уже опыт глубины отношений со Святым именем. В Бхагавад Гите говорится, что трансцендентное знание способно сжечь дотла все последствия наших неправильных действий.
Один преданный из Иркутска рассказал мне пару истории, когда был опыт того, как трансцендентное знание сжигает дотла все последствия неправильных действий.
Он спросил одну матаджи: Как она привлеклась к Сознанию Кришны?
Она рассказала, что до этого она достаточно много читала книг по эзотерике. Она читала эти книги как раз в очень эзотеричное время , с 9 вечера до 3 утра. Потом пару часов отдыхала и шла на работу. И вот однажды, когда она читала очередную книгу, кто-то бросил камень в открытое окно ее комнаты и попал ей в голову. И первое впечатление, которое она испытала, это боль и шок. Следующее чувство, которое у нее возникло внутри, это гнев. Он стал подниматься у нее изнутри. Следующее желание , которое у нее возникло, это отмстить обидчику, найти и разобраться с ним. И вдруг в какой-то момент ей пришло яркое осознание, эта мысль очень отчетливо зазвучала в ее голове: А ведь это вернулся тебе тот камень обратно, который ты в кого-то когда-то бросила. После этого сразу все прошло , ей стало легче на душе. Она получила опыт того, как трансцендентное знание может дотла сжечь последствия прошлых поступков.
Есть еще одна история, но как-нибудь в другой раз.
Итак, уважительное отношение позволить развивать отношения дальше. Господь Чайтанья в 4 стихе Шикшаштаке говорит о верности. Я хочу только преданно служить тебе, больше мне ничего не надо. Это позиция верности и целомудрия. Если мы хотим в отношениях с людьми развить эти качества, то это требует по меньшей мере, платформы уважения друг к другу.
Есть другие критерии. Преданный неофит поклоняется только Кришне и гуру. С другими у него не очень устойчивые отношения. Устойчивый преданный поклоняется Кришне как объекту своей любви, дружит с преданными, проповедует неверующим и избегает демонов. Устойчивый преданный знает как вести себя с разными категориями лиц. Про чистого преданного говорится, что он лишен зависти по отношению к другим. Эти характеристики определяют отношения между нами и другими живыми существами.
Собственно говоря, глубина развития этих отношений определяет глубину нашего трансцендентного опыта.
Чайтанья Чандра Чаран прабху приводил пример из детства про учительницу биологии. Она любила свой предмет и постоянно готовилась, искала какие-то новые материалы, даже стих про рожь рассказала. Однако , никто в классе ее не слушал. Это была ее проблема , она не могла найти подход к ним. Я ее из жалости слушал. Она проработала много лет , но потом ушла с надорванной психикой.
Этапы развития отношений Господь Чайтанья рассказал в Шикшаштаке. Это этапы развития отношений со Святым именем. Но если даже со Святым Именем мы можем развивать отношения руководствуясь этими правилами, то что уж тогда говорить об обыкновенных живых существах.
Первый стих Шикшаштаки говорит, что сначала все хорошо. Святое имя увеличивает океан блаженства и т.д. Также и в отношениях между людьми. Сначала мы находим кого-то и вдохновляется его качествами, отношением к людям, миру. Все очень в розовом свете. Потом Господь Чайтанья говорит, что ты вложил все энергии в эти имена, можно получить, все что хочешь через Святое имя, однако я неудачлив, я совершаю оскорбления и потому не могу воспользоваться благом этих отношений. Это соответсвует второму этапу развития отношений между людьми, когда мы начинаем видеть недостатки в других, и мы начинаем совершать вольные или невольные оскорбления.
Следующий этап развития отношений это развитие уважения. И стих тринад апи суничена говорит о том, какие качества нужно развивать , чтобы сохранять уважительное отношение к Святому имени и уважительное отношение ко всем живым существам.
Смирение означает, что мы продолжаем исполнять свои обязанности, таким образом мы постоянно закрепляем за собой квалификацию, как мы можем помогать другим. И уважение это определенный уже опыт глубины отношений со Святым именем. В Бхагавад Гите говорится, что трансцендентное знание способно сжечь дотла все последствия наших неправильных действий.
Один преданный из Иркутска рассказал мне пару истории, когда был опыт того, как трансцендентное знание сжигает дотла все последствия неправильных действий.
Он спросил одну матаджи: Как она привлеклась к Сознанию Кришны?
Она рассказала, что до этого она достаточно много читала книг по эзотерике. Она читала эти книги как раз в очень эзотеричное время , с 9 вечера до 3 утра. Потом пару часов отдыхала и шла на работу. И вот однажды, когда она читала очередную книгу, кто-то бросил камень в открытое окно ее комнаты и попал ей в голову. И первое впечатление, которое она испытала, это боль и шок. Следующее чувство, которое у нее возникло внутри, это гнев. Он стал подниматься у нее изнутри. Следующее желание , которое у нее возникло, это отмстить обидчику, найти и разобраться с ним. И вдруг в какой-то момент ей пришло яркое осознание, эта мысль очень отчетливо зазвучала в ее голове: А ведь это вернулся тебе тот камень обратно, который ты в кого-то когда-то бросила. После этого сразу все прошло , ей стало легче на душе. Она получила опыт того, как трансцендентное знание может дотла сжечь последствия прошлых поступков.
Есть еще одна история, но как-нибудь в другой раз.
Итак, уважительное отношение позволить развивать отношения дальше. Господь Чайтанья в 4 стихе Шикшаштаке говорит о верности. Я хочу только преданно служить тебе, больше мне ничего не надо. Это позиция верности и целомудрия. Если мы хотим в отношениях с людьми развить эти качества, то это требует по меньшей мере, платформы уважения друг к другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий