четверг, 30 сентября 2010 г.

Шримад Бхагаватам 6.16.43


    Другие лекции по Шримад Бхагаватам

  Первое слово - не проваливается, последнее слово арйан – цивилизованный человек. Здесь дается определение цивилизованного человека. Прабхупада пишет, что цивилизованный человек следует нормам общественной, политической и религиозной деятельности. Соответственно, не цивилизованный человек это тот, кто этим нормам не следует. И здесь говорится, что цивилизованный человек это тот, кто не проваливается, не исчезает или не отклоняется. Другими словами, цивилизованный человек может долго исполнять деятельность и не исчезать с поля зрения, не пропадать с радаров локатора
  Давайте подумаем дальше. Допустим, кого мы называем нецивилизованными племенами. По каким критериям мы можем определить уровень развития общества или цивилизации? Для нас племена – это люди не очень хорошо одетые, бегают с копьями, томагавками, занимаются охотой, поклоняются духам и т.д. В Бхагавад Гиье Кришна объясняет, что уровень развития общества нужно определять по 2 характеристикам: во что общество верит или кому поклоняется и что кушает?  
  Чем ниже уровень власти, которому поклоняется общество, тем больше они доставляют беспокойство другим живым существам, или едят других. Как это связано? Представьте, что племя поклоняется духу своей деревни, который защищает их деревню, но как этот дух защищает соседнюю деревню, я не знаю. Я только вижу, что он защищает нашу деревню, поэтому я мирно живу со своим племенем, но с соседним враждую, а иногда и кушаю их. 
  Если я поклоняюсь президенту нашей страны, то я вижу, как он стремиться помогать нашей стране, но не вижу, что он помогает другим странам, поэтому я готов сражаться против китайцев и т.д. за свою родину, страну. 
  Я вижу, как муж защищает семью, мою семью, но что касается других, мы можем приносить им много беспокойств. 
  Если я поклоняюсь Брахме, то этот уровень власти уже выше, я могу сохранять спокойствие и равновесие по отношению ко всем жителям Вселенной. 
  В Бхагавад Гите 7.23 Человек недалекого разума поклоняется полубогам. Прабхупада пишет, что полубоги это части Верховного Господа. И было бы неразумно кормить какую-нибудь часть тела, игнорируя естественный процесс питания. Мы можем попытаться есть через уши, запихать туда кашу или макароны, мы можем покормить руку, но при этом человек не чувствует удовлетворение, потому что пища не попала в желудок. 
  Также разные варны и ашрамы являются частями вселенской формы. И если я отношу себя только к части тела и не вижу взаимосвязи с остальными частями тела, тогда я враждую или завидую с другими классами общества. 

  И БГ учит человека поклоняться ВЛБ, это та власть, которая включает в себя все остальные виды власти. В этом случае мы будем причинять минимальное количество беспокойств всем остальным живым существам. Это то, о чем говорит Прабхупада в комментарии. Мы поклоняемся Кришне и никого не едим, никого не беспокоим. 

  2. Прабхупада делает одно интересное утверждение, он говорит, что бхагавата-дхарма это тоже самое, что Кришна катха. И далее Прабхупада объясняет, что бхагавата дхарма – это следование системе варн и ашрамов. Эту систему создал Господь и поэтому цивилизованный человек старается следовать принципам этой системы, чтобы доставить удовольствие Господу. Мы же для Кришны делаем, а какая деятельность самая лучшая? Та, которая соответствует этим укладам. Все остальное хуже по качеству. 
  Давайте подумаем, как моя деятельность рабочего человека, когда я копаю ямы, является кришна катхой? Безмолвный камень может поведать о многом. 

  Если мы подумаем, то исполнение обязанностей в варне или ашраме относится к деятельности разума, а не ума. Ум просто оценивает, принимает или не принимает. Но способностью творить, что-то создавать является функцией разума. Он способен создавать что-то полезное в жизни. Ум отвергнет обязанности, потому что он отвергает то, что не приятно, а в любых обязанностях есть неприятная часть деятельности. Н-р, брахманы, хотя и заняты благостной деятельностью, вынуждены приносить в жертву животных. Это может быть неприятной обязанностью и ум отвергнет эти обязанности. В конце концов, он найдет еще неприятные для него обязанности. Поэтому варна – это деятельность не ума, а нашего разума, который способен творить. Разум создан при участии гуны страсти, и страсть творит. 
  Этот принцип творения пронизывает весь материальный мир, поэтому если мы поймем его на своем маленьком незначительном примере, тогда мы сможем понять принцип Верховного творца, потому что этот принцип универсален. 
  В природе есть пример фрактального изображения. Это когда один и тот же принцип повторяется в меньших звеньях какого-нибудь предмета. Есть пример папоротника. Если вы посмотрите, на его форму, то он состоит из стебля и парных веточек. Если вы возьмете одну веточку, то она выстроена точно таким же образом. Если вы возьмете листик на веточке, то рисунок повторяется. Растение создано по одному и тому же принципу. 
  Точно также, принцип творение пронизывает этот мир и в человеке этот принцип проявлен в его разуме, и в варне и ашраме. Господь творит Вселенные, потом Он входит в каждую Вселенную, потом вырастает лотос и появляется Брахма, который участвует в творении, Господь входит в каждый атом и в сердце каждого, где он побуждает к деятельности, потом творят праджапати и т.д. И я также способен творит что-то хорошее и полезное через свою природу. Поэтому нужно понять этот принцип творца через свою деятельность и мы сможем понять, как Господь Вишну творит этот мир. 
  Если мы построим правильно отношения с одной личностью, сможем понять это принцип, то мы сможем строить отношения с другими. 

  Другой момент, состоит в том, что когда я определился со своими обязанностями, я фиксирую себя в определенной точке этого творения. И если я понял, где я нахожусь, то я смогу понять, куда мне двигаться дальше. Если я не знаю свое положение, то как я могу куда-то приехать. Дайте мне билет до Москвы. - А откуда? – А откуда не важно, мне главное дайте до Москвы. Если я знаю свое положение, я могу выбрать маршрут. 
  

  Также зафиксировав себя в определенной точке, я могу понять, какое место я занимаю в этом мире, кто старше, кто младше и т.д. То есть у меня появляется способность различать. И это еще одна функция разума. 
  В Ишопанишад говорится, что этот мир джагатйам джагат – здесь мир движется и в этом движущемся мире еще все движется. Об этом мы разговаривали с одним дядькой на лавочке. Он попросил у меня 2 рубля. Я дал ему. И ему не нравилось, что все ездят на машинах, но никто не работает. Я ему говорю, что у нас другая философия. Мы будем с вами сидеть на скамейке, а поскольку все в этом мире движется, то к обязательно что-то придет. Он сказал, что это философия не работает. Я ему ответил, что только что был прецедент, я ему дал 2 рубля, хотя он никуда не ходил. 

  И если человек занял определенное место в этом большом механизме, то он может увидеть как работает полный механизм, потому что вы становитесь частью механизма большого. Более того вы становитесь ценным инструментом в руках Кришны. 

  3. Итак, человек который выполняет долг, начинает быстро подключаться к этому принципу творения, становится очень хорошим проводником, и из под его рук выходят такие вещи, что люди диву даются. Кришна говорит, что Он проявляется в человеке как талант. Талант это Кришна. Мы читали Шримад Бхагаватам и там перечислены некоторые качества, которые относятся к творению и которые имеют отношения к каждому из нас. Мы читаем, что Бог творец, но какое это имеет отношение лично к нам? 

  Упомянуты несколько качеств Верховной Личности Бога. Рассредоточенный, Верховная Личность Бога, Творец и Самодостаточный.  

  Личность – важное качество. Если мы развиваем преданность Верховной Личности Бога, то все остальные качества развиваются сами собой. В 26 качествах преданного говориться, что качества делятся на 2 категории: 1 – преданность Верховной Личности Бога, 2 – все остальные качества. Поэтому служа Богу, мы способны сохранить преданность, сосредоточенность одному делу также, не завидуя деятельности других людей. Это качество преданности способно раскрыть и все остальные качества. 
  Он всегда Творец. Не было такого времени, чтобы Он отказался от своей ответственности или обязанностей. Чтобы там про Господа не говорили, Он продолжает исполнять свои обязанности, Он не отказывается от них. 

  Рассредоточенный. Энергия Кришны разделена и проявляется в разных варнах. Хотя брахман может и занимать высокое положение в обществе, тем не менее он не самодостаточный, он также зависит от деятельности простого рабочего, так можно сохранять смирение в разных обстоятельствах. 
  Прабхупада проводил заседание Джи Би Си и в это время в комнату вошла уборщица. Прабхупада сказал: « Мы должны выйти, она здесь старшая, она отвечает за это место, ей нужно убираться, поэтому мы должны подчиниться». Господь создает определенную иерархию, чтобы мы могли развивать смирение и другие качества. 

  Интересно также слово самодостаточный. Как это качество проявляется по отношению к нам? Если все вокруг перестанут выполнять свои обязанности, даже полубоги, но вы будете продолжать исполнять свои обязанности, то вы будете и поддерживаемы и защищены. В этом смысле мы также становимся самодостаточными и не зависим от чьей-то помощи. Если мы выполняет дхарму, то Господь всегда поддерживает этот принцип. 
  Мы видим это особенно в Кали Югу. Люди перестают выполнять свои обязанности, но преданные не страдают. Прабхупада говорил, что во время войны или голода, я знал много преданных, которые всегда, в целом, имели достаточно пищи. 

  Итак, из нашей преданности появляется множество других качеств. 

  Если мы не можем увидеть, как наша деятельность является кришна катхой, то это пока у нас еще не полностью раскрыт разум. Как бухгалтерию связать с Кришной? Не знаю. Кришна в 3 главе говорит, что надо думать поменьше о плодах. Нужно предлагать плоды Кришне, превращать их в прасад, и думать о своей деятельности, а то потеряешь квалификацию. 
  Пр говорит, что если человек математическими формулами доказывает существование Кришны, то это Кришна катха. Попробуйте досчитать до 9. 1, потом 2, чтобы включала в себя единицу. Если досчитаете до 9, то будете великими математиками. 

   


   


Комментариев нет: