среда, 29 сентября 2010 г.

Бхагавад Гита 1.27-31


           Арджуна объясняет Кришне, почему он не хочет сражаться. Первое , что он говорит: Кришна, со мной происходит что-то странное, все тело горит, волосы встают дыбом, рот пересох, лук Гандива выпадает из лук. Нужно понять насколько сильное это утверждение. Арджуна никогда не расставался с этим луком. В юности, когда он получил этот лук, он дал обет, что любой, кто скажет Арджуна бросить этот лук или передать этот лук другому, то он этому человеку отрубит голову. Он дал этот обет, но он не сказал об этом никому. Никто не знал. Однажды махараджа Юдхиштхира чуть было не поплатился жизнью, потому что он не знал об этом. Махараджа Юдхиштхира в один из последних дней сражения на Курукшетре вынужден был сражаться на поединке с Карной. Карна разгромил его. У Махараджи Юдхиштхиры не осталось ничего. Карна разгромил его, он унизил его, сказал, что ты не кшатрий, не достоин сражаться, он выбил все оружие у него, он мог убить его. Карна перед началом битвы на Курукшетре пообещал Кунти, что он убьет только одного Пандава. До этого Карна был решительно настроен, он обещал, что убьет всех Пандавов, но потом когда Кунти сказала Карне, что Пандавы это его родные братья, то Карна согласился. Он сказал: Я убью 1 и у тебя все равно останется 5 сыновей. Я стану 5-ым. Или меня убьют, поэтому у тебя все равно останется 5. Он хотел сначала убить только Арджуна, но он хотел доказать, что мог убить каждого. Поэтому он одного за другим он побеждал в поединках в течении битвы на Курукшетре каждого из братьев Пандавов. Он победил сначала Накулу, он полностью его разбил. Он мог его убить, но сказал , что не хочу тебя убивать, я обещал убить Арджуну, потом он тоже самое сделал с Махараджей Юдхиштхирой. Он разбил его и оскорбил его. Ты не кшатрий, иди куда- нибудь к брахманам. Махараджа  Юдхиштхира был ранен, он вынужден был уйти с поля битвы, он удалился в свою палатку, стал предаваться грустным размышлениям , он думал как Карна унизил его.  
  В этот момент Арджуна узнал, что Юдхиштхира тяжело ранен, Бхима сказал ему. До этого Дрона очень жестоко изранил Юдх , поэтому Ард обеспокоился положением дел и состоянием Юдхиштхиры. Он велел Кр уехать с поля боя и отправился к палатке Юдхиштхиры, чтобы узнать о его самочувствии. Он очень волновался за него. Нужно понимать, что кшатрии просто так не уходили с поля боя. Если он ушел, значит он действительно был серьезном ранен. Он вошли в палатку, поклонились ему. Когда Юдхиштхира увидел , что они зашли сияющие , осветили все своим светом, то он подумал, что Арджуна убил Карну, отомстил за меня и он пришел, чтобы сообщить мне об этом, он пришел, чтобы сказать, что он уничтожил моего смертного врага, мне не стыдно будет посмотреть в глаза людям. Я отомщен, Карна мертв. Он стал спрашивать: Как ты убил этого негодяя? В течении 13 лет я каждый день думал о Карне, я видел его во сне. Юдхиштхира очень боялся Карну, он чувствовал , что это самый серьезный противник. Наконец то этот радостный день пришел, скажи Ард, как ты его убил? 
  Арджуна : "Я его не убил, я пришел спросить,как ты себя чувствуешь". Когда он это сказал, то Юдхиштхира разгневался. Он сказал, что Арджуна - трус. Как ты посмел уйти с поля битвы. Карна продолжает сражаться, Бхима продолжает сражаться. Ты оставил всех их , ты пришел сюда, ты не достоин быть кшатрием, ты еще хуже чем я. Ты убежал, меня ранили, у меня были основания уйти. Лучше бы отдал лук Гандива Кришне, Кришна убил бы Карну. В этом я не сомневаюсь . Когда он это произнес, то у Арджуны стали красные глаза, он вытащил меч и занес его над Юдхиштхирой. Кр говорит: "Постой. Зачем ты вытащил меч? С кем ты собираешься сражаться? Карна далеко. Зачем ты вытащил меч?" – "Я должен его убить, потому что я обещал, что убью любого, кто скажет мне передать лук Гандива. Отойди, я сейчас его убью".  
  Кришна стал ему проповедовать. Он стал ему рассказывать, что обет это хорошо. Но голову тоже нужно иметь на плечах. Нужно понимать, что хорошо и плохо. Есть более высокие цели, не нужно их забывать. Это хорошо , что ты хочешь выполнить обет кшатрия, но думать тоже немного нужно. Убьешь ты его, а потом что делать будешь ? - Я отрублю ему голову, а потом посмотрим. Ну , как ты скажешь, так я и буду делать. 
  Кришна стал рассказывать историю. Был один брахман , он пообещал. Его звали Каушика. Люди прозвали его правдоречивым. Он дал обет говорить правду. Он дал этот обет и твердо ему следовал, предавался аскезам. Он планировал достичь рая. Однажды он сидел и медитировал, мимо пробежали люди , охваченные страхом. Он спрятались в лесу. Через некоторое время прибежали разбойники. Разбойники спросили у Каушики про людей. Он указал направление. Он дал обет правдивости. Разбойники убили этих людей. В результате этот Каушика попал в ад, он до сих пор в аду. Арджуна ты хочешь оказаться на его месте? – Нет. Но что мне делать? Я должен исполнить свой обет. - Очень просто. Юдхиштхира старше тебя. Ты должен его уважать, поэтому пойди и назови его на ты. Это все равно что убить его. Пойди и скажи , эй , Махараджа Юдхиштхира , ты что тут делаешь? 
  Арджуна обрадовался. Он пошел и сказал: Махараджа Юдхиштхира. И тут Арджуна все вспомнил, как Юдхиштхира его оскорбил. У Арджуны заиграла кровь кшатрия, он стал обвинять Юдхиштхиру, не тебе меня обвинять. Кто в свое время проиграл Драупади? Кто проиграл нас? Из-за кого мы провели 13 лет в лесу. У тебя нет совести. Ты еще смеешь меня обвинять. Так он говорил, потом понял, что достаточно. Развернулся подошел к Кришне и выхватил свой меч. Кр спрашивает: Зачем ты меч опять достал? – Теперь я себя должен убить, потому что оскорбил Юдхиштхиру. Я такое наговорил. Подожди, не торопись. – Я не смогу жить после этого. Объясни, что мне делать. - Это просто. Ты просто подойди к Юдхиштхире  и похвастайся. Это будет все равно, что ты себя убил. 
  Такой был принцип. Это было самое последнее дело, которое человек мог совершить. Это было равносильно самоубийству. Он , по сути дела, считалось, что такой человек лишается всех тех качеств, о которых он говорит, даже если он говорит правду. Даже если он сделал что-то хорошее, но хвастаясь сам об этом, то он лишается всех плодов. Н-р, человек постится, а потом приходит и говорит: Ты знаешь , я пощусь. Он похвалил себя, получил вознаграждение. Как на экадаши они ходят и говорят об этом всем. Поэтому Кришна сказал: "Пойди и похвались". Арджуна очень обрадовался. Он побежал к Юдхиштхире: "Я такой замечательный воин, никто меня не сможет победить. Это я заработал все богатства, чтобы ты провел ягью. Я все сделал, а ты вообще ничего не делал". 
  Юдхиштхира совершенно ничего не понял. Он запутался во всем этом. Он сказал: "Арджуна, пожалуй, что ты прав. Ни в какие цари я не гожусь. С сегодняшнего дня я слагаю с себя все полномочия, я трус, ты всю правду говоришь. Я ухожу в лес". 
  Кришна думает: "Ну, еще один. Тут Арджуна в лес собрался, теперь этот. Арджуна говорит Кришне : "Кришна, он в лес уходит. Сделай что-нибудь". Кришна говорит Юдхиштхире: "Подожди. Я во всем виноват. Прости меня пожалуйста. Это я послал Арджуну оскорбить тебя, потом я послал его, чтобы Арджуна похвастался". Кришна поклонился ему. Юдхиштхира стал кланяться Кришне. Он поднял его и сказал: "Не кланяйся мне , Кришна". Потом Арджуна поклонился и попросил прощения. А Юдхиштхира тоже стал просить прощения. 
  Так они помирились. Арджуна сказал: "Я пойду и убью сейчас Карну. Он пошел и убил Карну. 
 Потребовалось много сил Кришне приложить, чтобы эта битва состоялась. Потому что с этими кшатриями и брахманами было очень трудно. У них были свои представления обо всем, они забывали то и дело , что Кришна им велит. Все время он их вдохновлял, убей того, Юдхиштхира солги, ему все время приходилось говорит это. 
  Это был единственный раз , когда Арджуне сказали оставить свой лук. Другой раз Арджуна выпустил свой лук, когда Карна выпустил стрелу и тяжело ранил Арджуну. Арджуна упал без сознания. Он упал и выпустил свой лук. Сейчас он тоже выпускает свой лук. 
  Прабхупада объясняет , что причиной этого был страх Арджуны. Арджуна боялся и все признаки этого страха присутствовали. У него пересох рот, волосы встали дыбом. Можно подумать, почему Арджуна боялся? Шрила  Прабхупада говорит, что на самом деле Арджуна не боялся. Он был кшатрием. Он не боялся убийства как такового. Он знал, что ему нужно будет убить родственников. Кшатрии были приучены убивать. Н-р, для хирурга не трудно разрезать человека. Он берет и режет. Кшатрии также привыкли. Если вам сказать разрезать человека, то у вас будет дрожать рука. Но кшатрии были привычны. Это была их обязанность. Кшат – означает ранить. Пр объясняет, что страх , который был у Арджуна, связан с материальными отождествлениями. Арджуна отождествлял себя со своими родственниками. Он боялся разрубить привязанности к родственникам в своем сердце. Он боялся этой боли . В этом была причина страха Арджуна. Это называется дехатма буддхи –человек отождествляет себя со своим телом. Я это тело. Что связано с телом, есть тоже я. Арджуна думал, что должен сейчас убивать по сути дела , самого себя. В двух стихах Арджуна два раза говорит: Сва джанам – свои родственники. 
  Это трудно. Потому что материальная привязанность очень сильна в нашем сердце. Арджуна даже после битвы на Курукшетру, даже когда он услышал Бхагавад Гиту, он не до конца избавился от этой привязанности. Хотя он сказал: Я буду делать все, что скажешь. Но был такой эпизод, когда Арджуна вступил в битву с Ашваттхамой. Вся колесница была усеяна стрелами Ашваттхамы. А Арджуна пускал одну стрелу, другую, но делал нехотя. Кр заметил это и стал кричать: Арджуна , я тебе рассказал всю Бхагавад Гиту, до сих пор ты ничего не понял. До сих пор в тебе сидит глупая привязанность к гуру и его сыну. До сих пор ты не сражаешься как следует. Ты просто делаешь вид, что ты сражаешься. Он заставил Арджуну сражаться в полную силу. Эта привязанность к родственникам, эта самое сильное , что есть. Это объясняет Ришабха в 5 песне Шримад Бхагаватам. На самом деле, основа всех материальных привязанностей это митхуни бхава – это связь между мужчиной и женщиной, которая приводит к тому, что получается гриха, кшетра, сута , апта ,вита. Гриха –дом, кшетра – собственность, апта – родственники, близкие, друзья, сута- сыновья, вита –деньги. Все это вместе есть наше я. Это то, с чем мы себя отождествляем. Разорвать привязанность к этому, это все равно , что убить самого себя. Люди живут в этом. Это источник счастья. Они наслаждаются общением. Сейчас эти привязанности к родственникам не так сильно, но они присутствуют. Особенно в Индии эти родственные связи поддерживаются. Не только в Индии. По сути дела, это единственный источник наслаждения. В этом смысл существования. Они зарабатывают деньги, чтобы содержать родственников. 
  Эта концепция сва джанам сильно сидит в голове у каждого человека. Шрила  Прабхупада говорит в лекции, что эта концепция родственников это рэскал концепшн. Я попал на поминки в одну армянскую семью. В Армении эти связи очень сильны . Люди живут вместе, собираются вместе, они вместе в горе и радости. Собираются вместе. Вместе едят, пьют. И вот это были поминки родственника. Они ели , пили, поднимали тосты. Говорили о том, какой он был хорошим. Они так расчувствовались, что было сложно там находиться. Тамада , глава клана, так расчувствовался, что встал и говорит: А теперь я хочу поднять тост за то, чтобы в нашей семье никто никогда больше не умирал. И все были так счастливы. Это было достойное завершение всему этому. Как мы можем умирать, мы все так любим друг друга. Все остальные пусть умирают, а мы сейчас выпьем за это и никогда больше не умрем. Это кульминация и смысл материального  существования. Все остальные пусть умирают. Они не наши родственники. Но наши родственники не должны умирать. В этом есть своя прелесть. Когда мы общаемся с другими людьми не на основании родственных связей, мы так или иначе общаемся на основании каких то качеств. Нам могут не нравиться какие-то люди, мы не будем с ними общаться. Но родственные связи немного алогичные. Там никто не думает, что ты такой, поэтому ты хороший, или ты плохой. Просто ты мой родственник, ты хороший, я буду тебя любить. Это общение ничего не требует от человека.  
  Родственные связи были очень сильные. Дальше Арджуна будет говорить о родственных связях. Он говорит, как важна эта система. Но в конечном счете, человек должен отречься от этого всего. Прабхупада говорит, что конечный смысл ведической культуры, это отбросить всю эту мошеническую концепцию сва джанам, отбросить все эти родственные связи. 
  Что же в этом плохого? Люди живут, наслаждаются. Они могут быть при этом преданными Кришны. Прахлада говорит, что решимость предаться Кришне, решимость посвятить себя Кришне, не возникает в умах тех , кто гриха вратанам – кто дал обет семейной жизни. Они никогда не смогут предаться Кришне. Зрелая решимость посвятить себя преданному служению никогда не появляется в умах тех, у кого есть концепция сем жизни. 
  Кунти говорит: Кришна, разруби мою привязанность к Пандавам и Вришни. Я привязана к ним. Я люблю их. Все знали , что Кунти была образцом любящей матери. Но тем не менее она говорит, я хочу отвязаться от этой привязанности. 
  Смысл всех наставлений – это вайрагья. Человек должен разрубить эти привязанности. Тут Прабхупада объясняет , что тут Арджуна тоже проявляет вайрагью. Он говорит: Я не хочу этой победы. Но Прабхупада говорит, что это не настоящая вайрагья. То, что делает здесь Арджуна, это не то отречение. Смашана вайрагья – отречение в крематории. В Индии вся семья отправляется на место крематория, они видят как сгорает умерший родственник, они на мгновению задумываются, какой смысл был в этих отношениях. На какое –то мгновение они отрекаются. 

  Там же есть обычай. Когда умирает отец, то старший сын , когда происходит кремация тела, должен поджечь костер, должен взять железный прут, потому что есть определенные органы тела, но они не сгорают, потому что очень влажные, они не сгорают целиком, н-р, мозг. Поэтому старший сын обходит, поджигает, должен разбить череп этого тела. Он должен расколоть его, чтобы все смогло сгореть. Можно представить себе , каково сделать это старшему сыну. Это все поучительно. Это показывает, как нужно относится к этому телу. 
  Эти обычаи хороши. Они заставляют развивать эти привязанности, но потом они понимают, что нужно отречься от этих привязанностей. Это то, что говорит здесь Арджуна. Это очень больно сделать. Сказать легко. Сделать трудно. Поэтому Арджуна говорит нимиттани випаритани - нимитани – причина для счастлив. Он говорит, что Кришна, Ты привел меня сюда, чтобы я был счастлив, но что я вижу випаритани - я не вижу ничего хорошего. Ты обещал счастье, но в результате что-то другое. Как я могу быть счастлив , если я сейчас убью своих родственников. Даже если я останусь в живых, то с кем я буду делить свое счастье. 
  Эта привязанность есть у каждого из нас. Когда нам говорят, что мы должны предаться Кр, то мы соглашаемся. Но потом когда приходим, и тут понимаем, что должны разрубить связи с этим миром. И мы говорим нимиттани випаритани –вы обещали счастье, а тут такое. Откуда будет это счастье, если я буду один. Поэтому мы должны понять, что Ард говорит здесь о шреяс – истинном счастье. Хорошо я получу царство – это преяс, но я не буду счастлив, потому что мне не с кем будет разделить счастье. Шрила Прабхупада объясняет, что истинный шреяс , когда человек получает Кришну. Каждый должен понять, что истинный шреяс это Сознание Кришны. И это все делается для нашего конечного блага. 
  Шрила  Прабхупада говорит, что Арджуна должен был стать величайшим проповедником Бхагавад Гиты. Можно подумать, какой проповедник. Он же не ходил проповедовать. НО он показал смысл БГ на собственном примере. В конце он говорит, что я буду делать все то, что ты скажешь. Я буду делать только то, что ты говоришь. Это высшая проповедь.  


Комментариев нет: