пятница, 1 октября 2010 г.

Шримад Бхагаватам 6.17.15

 
атах папийасим йоним асурим йахи дурмате
йатхеха бхуйо махатам на карта путра килбишам

  Прими же, о неразумный сын мой, исполненное греха тело демона, дабы тебе вовек неповадно было наносить оскорбления великим святым  этого мира. 

  КОММЕНТАРИЙ: Нужно быть весьма осмотрительным, избегая каких-либо
оскорблений по отношению к лотосным стопам вайшнавов, величайшим из которых
является Господь Шива. Наставляя Шрилу Рупу Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху
уподобил оскорбление лотосных стоп вайшнава с хати мата, бешеным слоном.
Вломившись в чудесный сад, такой слон крушит все подряд. Так и неуважение,
допущенное по отношению к вайшнаву, безжалостно уничтожает все, чего достиг
человек на своем духовном пути. Поэтому необходимо вести себя крайне осторожно,
дабы ни в коем случае не оскорбить чем-либо лотосные стопы вайшнава.

  Мать Парвати была права, обрекая Читракету на суровые испытания,
ибо тот, утратив стыд, принялся осуждать великого отца, Махадева, отца всех
живых существ, живущих по законам этого материального мира. Богиню Дургу
называют матерью, а Господа Шиву - отцом. Чистому вайшнаву надлежит
исполнять свои обязанности с особым тщанием, избегая всякой критики в адрес
окружающих. Это самый безопасный путь. Если же человек склонен порицать других, он не застрахован от великого греха оскорбления вайшнава.

  Поскольку Читракету, без сомнения, являлся вайшнавом, ему могли
показаться удивительными слова проклятия, сорвавшиеся с уст Парвати. Поэтому
богиня Парвати обратилась к нему, назвав его путрой, сыном. Каждый из
нас - сын матери-Дурги, однако, она - не обычная мать. Стоит
демону поступить неподобающим образом, мать-Дурга тотчас наказывает его, чтобы он мог придти в себя. Господь Кришна так объясняет это в =Бхагавад-гите=
(7.14):

даиви хй эша гунамайи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

  =Моя божественная энергия, проявляющая три качества материальной
природы, практически всесильна. Однако, предавшись Мне, человек легко покидает пределы ее влияния.= Предаться Кришне означает также предаться Его преданным, ибо никому не дано стать верным слугой Кришны, не сделавшись верным слугой преданнного. Чхадийа ваишнава-сева нистара пайечхе кеба: лишь верой и правдой служа слуге Кришны, можно возвыситься до того, чтобы стать слугой Самого Кришны. Поэтому мать-Парвати обратилась к Читракету, как к капризному ребенку: =Дитя мое, я наказываю тебя, чтобы ты никогда больше так не поступал.= Подобную склонность наказывать своего ребенка мы находим у матери-Яшоды, чьим сыном стал Сам Верховный Господь. Наказывая Кришну, мать-Яшода связывала Его и обещала отстегать прутом. Мать обязана наказывать своего возлюбленного сына, даже если это Сам Всевышний. Следует понять, что мать-Дурга абсолютно справедливо наказала Читракету. Эта кара стала для него благодеянием, поскольку рождение в качестве демона Вритрасура открыло ему прямой путь на Вайкунху.



Если мы посмотрим на начало и конец стиха, то в начале стиха – более греховную форму тела, конец стиха – оскорбление. То есть оскорбление всегда приводит к тому, что улучшаются условия живого существа, ограничения и рамки становятся жестче. 

  Как говорится, что если человек совершает оскорбление, то он уменьшает славу, богатство, продолжительность жизни и т.д. 

  Вопрос: - Вайшнаваапарадха разрушает все духовные достижения, но также
говорится что нет никаких потерь в преданном служении, которое человек практикует?
Ответ:
  Да, это кажется противоречивым. Никаких потерь нет в духовном продвижении. Но Вайшнаваапарадха может сбить с пути духовного продвижения. Но когда преданный возвращается на свой путь, тогда он получает все возможности для того, чтобы снова пользоваться этими духовными достижениями.


  Мы знаем, что происходит в результате вайшнава апарадхи. Что происходит? Уходит духовный вкус и усиливаются материалные желания. Здесь Прабхупада начинает комментарий с этого момента. Когда человек совершает оскорбление вайшнава, то приходит бешенный слон, который все вытаптывает в садике вашего сердца. Он не успокоится, пока все не вытопчет. Вопрос: Ушел ли духовный вкус у Вритрасуры? Забыл ли он о Кришне? Нет. 
  Почему такое не произошло? Здесь используется слово «глупый» или дерзкий. Для Кришны или старшего преданного важно то, чтобы преданный не ушел из Сознания Кришны, а чтобы исправился или очистился от своей глупости, поэтому он получает наказание, чтобы прийти в себя. Важно то, чтобы человек знал, за что приходит к нему какое-нибудь проклятие или страдание. Часто люди не понимают, почему они страдают, они не могут связать свои страдания с какой-то причиной. И это действительно наказание, потому что разум наш при этом не развивается. У нас, наоборот, растет протест против Бога, обвинение в его адрес увеличивается. Но важно, чтобы человек принял ответственность за свой поступок, тогда он сможет развиваться дальше, потому что появиться интерес к тому, а как правильно действовать. И здесь открывается дорога к правильному поведению. 

  Другой момент. Здесь Парвати называет своим Читракету своим сыном. Вопрос: Чем наказание родителей отличается от наказания врага? 
  Когда враг наказывает, то он не думает о вашем дальнейшем благе и он разрывает отношения. Когда родители наказывают, то они ставят в угол, но при этом продолжают сохранять отношения, продолжают исполнять свои родительские обязанности. То есть они не лишают его своей милости. 
  Мы можем думать, что если мы кого-то наказываем, то мы должны перестать выполнять и обязанности по отношению к нему. Но это не так, ответственность остается. 
  Кришна наказывает нас через законы природы, но Он никогда не разрывает отношения, он продолжает заботиться и беспокоиться о нас. 

  И в чем проявилась здесь забота Парвати? Она поместила его в такие условия, чтобы Читракету мог продолжать преданное служение, но не мог совершать оскорбления. Она говорит, что ради твоего блага, чтобы ты впредь больше не совершал поступки по отношению к таким мудрецам, ты должен быть наказан. Она желает, чтобы он продолжал общаться с такими личностями, потому что только через общение с ними можно избавиться от глупости, от дерзости. А через какое общение еще можно от этого избавиться, как не через общение с мудрецами? 
  Поэтому он получил тело демона. Скажите, в теле демона отрабатывают карму или отрабатывают? Отрабатывают. То есть он мог продолжать служение, но при этом не совершать оскорбление. Как, н-р, кошка в храме. Она может питаться прасадом, слушать Харе Кришна, но оскорбление она не может совершить. Однако, духовное сукрити при этом накапливается. 


Комментариев нет: