вторник, 2 ноября 2010 г.

Обзор Шримад Бхагаватам. Лекция 1.

    Лекция 1. 
Есть Шримад Бхагаватам для мадхйама адхикари, который мы получили от Шрилы Прабхупады. Мы все представители Господа Чайтаньи. Он придерживался 3 уровней развития, чтобы духовная жизнь проходила правильно. 
  На 1 ом этапе Шримад Бхагаватам изучается, чтобы получить конкретный результат. Какой? Отречение от материального мира. 
  На 2 ом этапе Шримад Бхагаватам обсуждается на уровне заключений. Если 1 ый раз он будет рассматриваться досконально, потекстово, то на 2 уровне мы изучаем, чтобы делать заключения. Это обобщенное видение Шримад Бхагаватам, которое помогает нам пройти процесс анартха нивритти. То есть на этом уровне мы должны увидеть препятствия, которые не позволяют нам не видеть Кришну. 
  В ИСККОНе Шримад Бхагаватам звучит на всех 3 уровнях. Он звучит и детально, каждое утро мы слышим стихи. Также духовные учителя обобщают идеи Шримад Бхагаватам.  
  И первые 9 песен предназначены для того, чтобы преданный прошел анартха нивритти и чтобы он пришел к лотосным стопам Кришны ( 10 песнь) Преданные самые смелые, потому что они единственные, кто утверждают, что Бога можно встретить. Все остальные доктрины основаны на вере, но только  Общество Сознание Кришны утверждает, что Кришну можно встретить в своей жизни. 
  Господь Чайтанья проводил эти три уровня изучения Шримад Бхагаватам. 1 ый этап предназначен для того, чтобы преданный взял и вышвырнул материальный мир из своего сердца. 2 ой этап предназначен для того, чтобы сделать выводы относительно того, что мешает преданному служению. 3 этап – это уже вкушение расы. 
  Если преданный задерживается на 1 ом этапе и постоянно рассматривает ШБ с точки зрения материальный мир плохо – духовный мир хорошо, то они задерживаются в своем духовном развитии. Они не входят в процесс анартха нивритти. Если преданные имеют достаточно терпения, тогда приходят учителя, которые вводят преданных во 2 слой Шримад Бхагаватам, где начинаются общие заключения. Если преданный без конца муссирует эти темы и не идет дальше, то он задерживает приход расы. Поэтому Бхактивинода Тхакур в своих книгах говорит, что преданный не должен спешить и не должен задерживаться. Если он задерживается, тогда он начинает скучать в духовной жизни, в сердце вкрадывается сомнения, почему ничего не меняется. Если преданные спешат, то они превращаются в сахаджию
  Для того, чтобы прийти к Кришне, нужна чистота. И все те, кто избегают процесс очищения, они не заинтересованы в нашем духовном прогрессе, они заинтересованы в последователях. Лучше один круг для Кришны повторить, но с любовью. Как можно в вожделении повторить круг с любовью я до сих пор понять не могу. Те, кто обсуждают Шримад Бхагаватам во имя славы, во имя материального  благополучия, заинтересованы в последователях. 
  Но честные преданные, которые стремятся к духовному  прогрессу, не будет отказываться от следования принципам, потому что без этих принципов не будет реального очищения, без которого невозможна раса. Не верьте всем этим разговорам. 
  Любое нарушение этих 3 этапов приводит к проблемам в духовной жизни. Поэтому преданные должны хорошо знать эти этапы и хорошо знать, когда приходит переход от одного этапа к другому. Этот переход осуществляется в тот момент, когда вы чувствуете, что начали повторяться. Когда вы подошли к циклу повтора, то это означает, что вы задерживаете свой духовный прогресс. 

   
  Когда у нас есть общество, то мы ни задумываемся ни о чем, мы просто живем. Это одна из характеристик Кали юги. Но когда мы изучаем писания, то мы видим, что в другие времена люди задумывались о смысле жизни, о своем предназначении и т.д. Ответы на эти вопросы дают 2 категории людей: ученые и религиозные деятели. Ученые пытаются погружаться в материю, но даже если они сосчитают все атомы вселенной, то на вопрос «зачем это все существует?» они не могут дать ответа. Поэтому это унижение, когда преданные обращаются к материалистам психологам, чтобы решать свои проблемы. Ни один материалист психолог не может дать толкового ответа, потому что никто из них не знает, зачем этот мир существует. А основа всей психологии живого существа заложена в этом вопросе. Если есть ответ, то открыта вся психология, если нет ответа – все остальное это просто изучение животных инстинктов. Цель любого материалиста состоит в том, чтобы научить других наслаждать свои чувства. Этому же обучают и психологи. 

  3 характеристики живого существа. 

  Текстов не будем касаться. Я буду делать обобщение. Когда мы смотрим на живое существо, то оно имеет 3 характеристики: 1 способность воспринимать (знание) , 2 активно действовать и 3 эмоциональность. Это 3 самые яркие характеристики любого живого существа. Эти 3 характеристики, контактируя с гунами, создают материальное разнообразие. 
  Когда 3 аспекта соединяются с тамасом, то образуется психология вражды и насилия. 
  Когда 3 аспекта соединены с раджасом, то образуется соперничество и зависть. 
  Когда соприкосновение с саттвой, то атмосфера терпимости и сотрудничества. 

  1 связь становится причиной создания диктаторских режимов в обществе 
  2 - причина демократии. Демократия снимает компонент насилия. Они вооружаются настолько, чтобы никто не смел насиловать. Отношения переходят в плоскость здорового соперничества, белая зависть. 
  3 – контакт с саттвой – образуется ВАД. Сатва сначала основана на терпении ( это ВАД), а потом на знании ( это отречение). 
  Когда склонность к деятельности, эмоциональности и знания контактируют с сатвой, то мы получаем процесс выхода из этого материального мира. Это то, что предусмотрел Кришна. 
  Когда живое существо контактирует с раджасом и тамасом, то происходит погружение в материю. И это то, что предусмотрели мы. Кришна предусмотрел возвращение к нему, а мы предусмотрели отход от него. 


  «На стыке двух эпох..»

  Сидели мудрецы и обсуждали один вопрос. Уже произошла битва на Курукшетре. У Бхактивинода  Тхакура в "Шри Кришна самхите" есть указание в каком направлении двигаться. Мы стараемся следовать теми направлениями, которые разрешены и благословлены ачарйами. Когда Бхактивинод Тхакур говорит о том, что в 10 песне Шримад Бхагаватам существует символика и он эту символику объясняет, то это означает, что если мы посмотрим на Шримад Бхагаватам в этом ключе, то он нам откроется на 2 уровне, который позволит делать заключения. 
  В соответствии с этим позволением мы обнаружим, что на поле Курукшетра Кришна перебил всех представителей ведической культуры и остались 5 Пандавов, которые были представителями преданного служения. Мудрецы заинтересованы в самореализации. Когда они посмотрели на эту ситуацию, то они поняли, что ситуация зашла в тупик. Здесь Кришна перебил, а здесь ничего не дал. Если Кришна уничтожил, то что-то новое должно произойти. Это новое.... Они все изучали Веды и знали, что существует 4 Юги. И если эту югу сравняли с землей, тогда пришло время новой Юги. Говориться, что в Кали Югу нет религии, но мы те счастливцы, которые попали в ту Кали Югу, где это есть. Поэтому у них вопрос: А чем должны заниматься люди, которые ищут религию, каков этот метод? 
  Все мудрецы могли видеть будущее. Они понимали, что люди будут жить один день, разум ниже, чем у кошки. Что с этим делать? Там было 10 тысяч лет медитации, а тут всего 100 лет жизни. Или изучение ведической литературы. Чтобы ее понимать, нужно жить в нужной культуре. Мы сейчас хорошо понимаем, что такое бизнес, но ничего не понимаем в Ведах. Прабхупада сказал, что Веды сейчас не работают, поэтому плюнем на них. 
  Поэтому у мудрецов возникал вопрос, как эту проблему решать. Они собрались все, чтобы эту проблему выяснить. Шримад Бхагаватам делает очень многообещающие объявления с самых первых текстов.  
  Человеческая форма жизни промежуточная. Что означает? Я имею выбор: деградировать до уровня животных или выяснение своего предназначения. Это процесс требует терпение. Для этого развития Кришна предусмотрел несколько процессов. 1 это карма ( ВАД). Это когда религия первым делом приходит в ваше материальное существование и пытается ваше материальное существование подкорректировать, внеся в нее принципы нравственности. Человека от животного отличают принципы нравственности. Поэтому религия приходит, чтобы подставить плечо добродетели. ВАД дает человеку достаточное количество материального счастья, но выводы которые делает человек, следуя этим процессам следующие. Человек понимает 1 для достижения законного материального счастья нужно прилагать большие усилия. Счастье не стоит этих усилий. Усилий больше, чем счастья. Здесь нужно много терпения, потому что много усилий нужно прилагать. 2. Временность этого счастья. Если человек понял эти вещи, то он приходит к отречению. Если так много нужно напрягаться ради счастья, то пошло бы оно все в баню.  
  Варнашрама дхарма требует принимать принципы нравственности
  Гьяна требует способности рассуждать 
  Дхьяна требует способностей к медитации. 
  Бхакти ничего не требует. 
 Все процессы изначально что-то требуют, но бхакти не требует ничего. Шримад Бхагаватам обсуждает только эту тему. Что из них остается при контакте с низшими гунами материальной природы. Мудрецы хотят выяснить: можно ли кармой заниматься, можно гьяной? Что вообще можно делать? 

  Шримад Бхагаватам – это инкарнация.  
  Шримад Бхагаватам  имеет природу избавления от тамаса и раджаса, но нужны некоторые условия, чтобы из его сердца ушла бы Кали Юга. Шаунака говорит, что Шримад Бхагаватам это корабль, на котором можно пересечь океан Кали Юги, которая способствует тому, что у человека развиваются плохие качества. Можно сделать вывод: Шримад Бхагаватам это единственное писание, которое восстанавливает хорошие качества. 
  Что означает персонализм? Он предполагает идеальность характера. В духовном мире мы должны обладать культурой вечно никого не обижать. Вечно быть всем приятным. Один раз кого-то обидели и тут оказались. Вот эту культуру надо восстанавливать. Тот корабль, на котором это восстановление можно сделать, это Шримад Бхагаватам
  Очень многие люди говорят, что Шримад Бхагаватам это древние истории, сейчас жизнь другая. Конечно, жизнь другая, но психология та же и проблемы те же. Когда мы попробуем посмотреть истории Шримад Бхагаватам, сняв с героев дхоти, сари, и просто посмотрев на них, как на носителей ценностей, то вы увидите, что ничего не изменилось в этом мире. Какие у людей были проблемы, эти же проблемы есть и сейчас. 
  Сута Госвами говорит, что Кришна уничтожил все ведические ценности и сам ушел, но Он оставил свою инкарнацию. Это Шримад Бхагаватам. Получается, что Шримад Бхагаватам является тем посредником, который смягчает сердце жителей Кали Юги по отношению к Кришне. Кто такие жители кали юги? Это те, кто максимально отошли от Бога, максимально хотят независимости. 
 В 4 песне Шримад Бхагаватам Нарада Муни скажет: « Когда человек встречает того, кто выше, он должен служить такому человеку, равного – дружить, младшего –заботиться. Если человек поступает так, то он освобождается от материальных страданий». Что это значит? Это значит, что злоупотребление в этих пунктах является причиной наших страданий. Это важно, чтобы преданные поняли этот момент. В Кали югу рождаются люди, у которых этих злоупотреблений бесконечно. 
  Кришна дал инкарнацию в виде Шримад Бхагаватам. Почему? Жители Кали юги грязные, там, где есть грязь, туда Кришна не приходи. Инкарнация это нейтральное проявление. Лежит книжка как мурти. Это нейтральное проявление Кришны, которое прощает все оскорбления. Когда мы обращаемся к нему, мы получаем от него пользу. Когда мы не контактируем с ним, мы хотя бы вреда не получаем. Потому что если Кришна присутствует и мы Его не замечаем, то ничего хорошего из этого не получается. 
  Шукадева Госвами говорит, что Он дал инкарнацию. Инкарнация означает, что Господь должен проявиться. Оттого, что мы записали Шримад Бхагаватам буквами, это не означает, что эта инкарнация у нас в кармане. Когда захочу – возьму, когда не захочу – не возьму. Каждый на своем опыте знает. Это справедливо, как по отношению к Шримад Бхагаватам, так и по отношению к джапе. Шримад Бхагаватам может лежать годами на полке, но вы не сможете подойти к нему и прочитать ни одной буквы. По опыту знаете. Если Шримад Бхагаватам дома, то это не значит, что он доступен. Чтобы сделать то чудо, о котором сказал Сута Госвами. А что он говорит? Если вы регулярно контактируете с этой инкарнацией, то Он вас приводит к Кришне. Регулярность и немотивированность – это главные условия контакта со Шримад Бхагаватам, посредством которых Шримад Бхагаватам проявляется. 

  Учитель и ученик. 

  Шаунака интересуется, что нужно, чтобы Шримад Бхагаватам проявился. И Сута Госвами отвечает, что нужен тот, кто расказывает  Шримад Бхагаватам и тот, кто Его слушает. Лет 100 назад не было ТВ. Для людей это была форма развлечения. Они приходили послушать. Это их история, их герои. К чему это? Шрила  Прабхупада говорит постоянно: « Берегитесь профессиональных чтецов». Для нас, кажется, это теоретический разговор. Но сейчас это уже далеко не теоретический. Поэтому иногда трудно понять. Чтобы Шримад Бхагаватам дал эту инкарнацию... Потому что если Шримад Бхагаватам дает инкарнацию, то происходят те вещи, которые Шримад Бхагаватам обещает. Если это не происходит, то это означает, что или говорящий дубина, или слушающие. И Шримад Бхагаватам не дал этой инкарнации. Прозвучали пустые слова, тексты, это все очень хорошо, но это не важно. Шримад Бхагаватам должен согласиться прийти, потому что это не книжка, а это личность. Личность, которой мы приятны или нет. 
  Сам Шаунака говорит об обстановке, которая нужна, чтобы Шримад Бхагаватам дал эту инкарнацию. 4 условия: чистый от пороков, знающий шастры, представитель парампары и отдельная квалификация – умел бы говорить. Интересный момент. Я должен уметь сказать. Почему? Что боишься? А того и боюсь, что приду, здесь сяду, а Шримад Бхагаватам ко мне не придет. И придется говорить выученные слова, в которых нет смысла. Итак, Шримад Бхагаватам согласился прийти в тебя – это одна милость, Он соглашается из тебя в другого – это другая милость. Что для этого нужно? Чтобы Шримад Бхагаватам хотел не только тебе эту милость передать, но и тому, кто слушает. И тогда встает речь о квалификации слушающего. 
  У слушающего одна квалификация: он должен задавать серьезные вопросы. Качества вопроса и его мотив. Вопросы можно задавать в 3 гунах. Говорящий тоже может в гунах говорить. 
  Тамагунщики задают вопросы, чтобы удовлетворить свой гнев, вражду. Из раджаса задают вопросы, чтобы оправдать свое чувственное наслаждение. У Драупади 5 мужей, значит и мне можно. Можно?  
  В сатве задают вопросы об исполнении обязанностей и как получить освобождение. 
  В чистой саттве вопросы связаны с тем, как служить Богу. Когда задается этот вопрос, то Шримад Бхагаватам дает инкарнацию. Он соглашается, после того, как в говорящего вошел, войти в того, кто этот вопрос задал. Так происходит чудо передачи Шримад Бхагаватам. 

  Итак, идет обсуждение. Выяснили, как Шримад Бхагаватам дает инкарнацию? Все поняли?
   Теперь Шримад Бхагаватам объявляет, что необратимость духовного прогресса зависит от регулярности. Когда есть регулярность , то джапа остается на одном уровне. 
  Качество джапы поднимает Шримад Бхагаватам. Все те, кто не слушает Шримад Бхагаватам, у них джапа на одном уровне. 
  Она не меняется годами. Качество джапы поднимает Шримад Бхагаватам. В этом секрет бхакти йоги. Это самое сокровенное знание. Кто знает эту тайну? Все остальное служит этим двум вещам. 
 « Любая деятельность, которая не приводит к тому, что развивается желание слушать Шримад Бхагаватам, является бессмысленной деятельностью». Не происходит духовного прогресса. Это проблема многих. Мы повторяем джапу много лет, но ничего не происходит. Здесь тайна. От контакта со  Шримад Бхагаватам  зависит качество джапы. Почему? 

  Что такое Шримад Бхагаватам? Разные песни сравниваются с разными частями тела Господа. То есть постепенно мы приходим к самому Кришне. Но прежде, чем мы подойдем к Кришне, мы должны понять, как Его разные части связаны с ним, как различные энергии Кришны связаны с ним. Н-р, описывается первичное творение. Это определенная энергия Господа. И Шримад Бхагаватам  описывает эту энергию с точки зрения того, как энергия связана с Кришной. Поэтому если мы понимаем, как та или иная энергия Господа связана с Кришной, то качество нашей джапы увеличивается. 

  Откуда взялся Шримад Бхагаватам? 
  Вьясадева. Уже Сута Госвами начал рассказывать, откуда он взялся. Вьяса записал все Веды, писал, как наслаждаться в этом мире правильно. Он записал все то, что помогает живому существу наслаждаться в этом мире вечно. Если следовать процессу ведическому, то все время хорошая карма. И когда он это сделал, то Вьясадева зафиксировал состояние неудовлетворенности. Процесс прохождения человека через Веды приводит к неудовлетворенности. Прохождение через Веды дает такой результат. 

  Когда человек, занимающийся самореализацией испытывает неудовлетворение, то он сразу проверяет себя в двух точках. Неудовлетворенность может быть материальной. Она возникает от несоответсвия между возможностями и потребностями. Есть духовная неудовлетворенность, когда человек думает, как можно улучшить свою духовную жизнь. 

  Что он делает, чтобы проверить себя? 
  Первое – соблюдаю ли я свои клятвы?   Да он соблюдал. 
  Второе – поклонение духовному учителю. Это забота о своем духовном прогрессе. Когда мы это делаем, то мы правильно поклоняемся духовному учителю, потому что нашему духовному учителю нужно только это. Все остальное... Есть анекдот. Мама зовет ребенка. А он выходит и спрашивает: Мама, а что случилось? Я кушать хочу или спать. Все остальное – это мы придумываем, что надо гуру. Гуру ничего не надо. Он хочет, чтобы мы заботились о нашем духовном росте. 
  Третье – жертвенный алтарь. Это способность приносить в жертву свои чувства, то есть умение их контролировать. 
  Четвертое – привязанность к парампаре. Когда мы отклоняемся от парампары, то это приводит к неудовлетворенности. Как только мы отклоняемся от знания, которая дает парампара, то мы оказываемся не в силах соблюдать свои клятвы. Принципы соблюдать не можем. Пока мы следуем парампаре, мы имеем большую силу. 
  Пятое – помогать другим. 
  Если в этих пунктах есть недостатки, тогда может возникать неудовлетворенность. Вьяса все эти пункты соблюдал, то есть не было причин для неудовлетворенности, но неудовлетворенность налицо. Тогда он сделал свой вывод. Преданный имеет право на анализ и на вывод. Но этого самостоятельного вывода недостаточно. Когда Вьяса пришел к выводу, то он искал подтверждение от духовного учителя. Это та ситуация, когда есть правильный контакт между учеником и духовным учителем. 
  Все остальное – детский сад. Я не соблюдаю правила и прихожу и говорю: Знаете, у меня проблема. Он нас снова и снова возвращают к одной и той же точки. Он говорит: Иди и соблюдай. Когда ты будешь соблюдать и не получишь то, что я тебе обещал, тогда я в ответе. 

  Пришел Нарада и подтвердил ошибку. Ты не представил Шримад Бхагаватам. Ты должен это сделать. 


  Описание жизни Нарады. 
 
 Нарада на своем примере показывает, что то знание, которое он сейчас опишет, оно работает. Нарада покажет это на своем примере. Он все это прошел и в конце он увидел Кришну, он встретил Бога. 
  Каков путь? Общение с чистыми преданными. Я служил мудрецам и они поделились со мной знанием. Что дало это знание? Он увидел, как энергии связаны с Богом. Поэтому его отречение было совершенным. Когда он был готов к отречению, он не ушел. Нарада показывает, как отрекается преданный. Когда отрекается имперсоналист, то он причиняет боль. Он отрекается насильно. 
  Преданный понимает, что любая ситуация, в которой он находится, это то, что он заслужил, это его карма, это его багаж. И к тому, что он заработал преданный относиться так: когда я буду достоин этого, то Кришна это уберет. Он очень мягко относился к любви своей матери. 
  Как можно определить, что Нарада было готов к отречению? Кришна забирает хорошую карму, в случае Нарады – он был связан любовью своей матери, и Криша лишил его этого. Мы не отрекаемся насильно, но Кришна решает, когда нужно это отобрать. Когда змея укусила мать и она умерла, то Нарада спокойно это воспринял, он воспринял это как милость. Когда Кришна забирает хорошую карму и преданный воспринимает это как милость, то он готов к отречению.  
  Дальше, когда он пошел медитировать, то он проходил мимо рудников, шахт и т.д. Что имеется ввиду? Я проходил мимо того, чем можно соблазниться, но это меня не остановило и не задержало. Он не сказал: О сколько золота, можно храм построить. Он пошел, стал медитировать. 
  В его медитации есть одна ошибка, эта ошибка свойственна всем представителям садхана бхакти. Садхаки думают, что если они все делают, то Кришна им все дать, Он должен сам прийти. Это нормально. Преданный сначала думает, что Кришну сначала можно сцапать, потому что он еще не понимает реальной природы Кришны. Но в этом случае, Кришна делает 2 вещи: Он приходит, чтобы привлечь, а потом уходит, чтобы научить зависеть от себя, чтобы преданный понял, что насильно Кришну не возьмешь. Тогда Нарада стал воспевать святое имя и повторять Шримад Бхагаватам и вошел в рагануга бхакти. 
  Потом смена кадра. Вьясадева получил наставления от Нарады, вошел в транс, увидел, что материальная природа служит Богу. Он увидел взаимоотношения между живым существом, Богом и материальным миром. И главное, он увидел, что живое существо не хочет служить Богу. Эту проблему надо решить, эта проблема решается в первых 9 песнях.  
   
  Потом идет Ашватхама. Когда Кришна уничтожил ведические ценности, то Он оставил 5 Пандавов и они являются 5 ветвями преданного служения. Юдхиштхира символизирует благочестивость, Арджуна – духовную силу, Бхима – та сила, с которой преданный искореняет пороки из сердца, Накула и Сахадева - материальные и духовные плоды преданного служения. Вишванатха Чакраварти Тхакур  говорит, что преданное служение приносит духовные и материальные плоды. Те, кто привязываются к материальным плодам преданного служения, они задерживают свой прогресс и называются сакама карма йогами – мотивированное преданное служение. Накула и Сахадева всегда в паре, потому что они символизируют приобретения духовные и отречение от материальных плодов. 
  Итак, остались 5 Пандавов. Они поняли, что им надо уходить. Преданный не задерживает свое материальное  существование. У него нет причин задерживаться в материальном мире, если у него нет преданного служения. Когда Арджуна разговаривал с Юдхиштхирой, то он очень долго говорил, и основная мысль: как только Кришна ушел, я потерял квалификацию выполнять свои обязанности. У преданного есть сила выполнять обязанности ровно столько времени, если он честный, сколько времени это надо Кришне. Как только Кришне больше не надо, у преданного исчезает это шакти. Как только это шакти исчезает, то он понимает, что в матер мире в этой жизни ему больше делать нечего. И это признак для чистого преданного, когда он определяет, что ему пора уходить.  
  Юдхиштхира увидел, что люди стали зарабатывать в семье нечестно, а в семье перестали люди друг друга понимать. Это психологическая основа Кали юги. Если человек зарабатывает нечестно, то его не заставишь заниматься карма кандой. Если я могу это просто взять, то зачем работать. 
  Когда Юдхиштхира понял, что пора уходить, то они ушли. Когда они уходили, то своим примером они показали тонкие анартхи, которые становятся причиной падения преданного в ад. 
  Юдхиштхира – это благочестие и преданный благочестие теряет от лжи во имя достижения цели. Если преданный для достижения цели врет, то он теряет благочестивость. 
  Духовную силу ( Арджуна) преданный теряет, если начинает давать непомерные клятвы. Н-р, если у него была сила повторять 16 кругов, но я даю клятву повторять 80, то дело не заканчивается тем, что я не могу повторять 80, дело заканчивается тем, что я теряю шакти повторять 16 кругов. Духовная сила теряется от непомерных клятв. 
  Сила искоренения порока ( Бхима, он много ел и не с кем не считался) теряется, когда человек удовлетворяет свои чувства, то он теряет силу избавляться от пороков. 
  Духовные плодами преданные не может пользоваться, если он привязывается к материальным плодам. 
Материальные  плоды теряются от высокомерия. В каждом из этих 5 пунктов присутствует элемент высокомерия. 



Комментариев нет: