среда, 26 декабря 2012 г.

Уроки Бхагавад-гиты. Глава 7. Знание Абсолюта. Часть 2

Темы и уроки главы:

•Подружиться с Абсолютом

•4 категории людей, не встающих на духовный путь

•4 категории людей, обращающиеся к Богу

•От корыстной веры – к чистой любвиМы продолжаем изучать седьмую главу Бхагавад-Гиты «Знание Абсолюта». В прошлый раз мы говорили, что знание Абсолюта — это не просто некий список постулатов или некая абстрактная философская истина. Абсолют – Он совершенно замечательный! Вот Он стоит на алтаре. С распростертыми руками, чтобы всех нас крепко-крепко обнять. Понять это можно благодаря практике преданного служения в обществе преданных, которые знают, кто такой Абсолют.



Стихи, которые мы читали в прошлый раз, описывают, как видит мир тот, кто знает Абсолют. Он знает, что Кришна — Верховная Личность Бога, что он лучший друг, доброжелатель всех живых существ, т.е. нас, и управляет всем, и потому с ним можно в любые приключения идти. Он — Высший наслаждающийся, и можно все свои помыслы направлять на него. Такой человек видит весь окружающий мир как проявление Кришны. Кришна — это «свет солнца и луны». Везде он видит проявления великолепия Абсолюта, которому он поклоняется.



В следующей части седьмой главы Бхагавад-Гиты продолжается эта тема. Люди делятся на две категории: те, кто Абсолют знают, и те, кто не знают.



Текст 15-й:



на мам душкритино мудхах

прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джнана

асурам бхавам ашритах



Перевод: «Невежественные и глупые грешники, низшие из людей, а также те, чье знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники никогда не предаются Мне».



Это знаменитый стих. Деление на «хороших» и «плохих» чревато, потому что сегодня – хороший, завтра – плохой, все относительно. Люди делятся на тех, в ком проснулась любовь к Кришне или, по крайней мере, просыпается, и на тех, в ком она еще не проснулась и не собирается. Те, кто обратились лицом к Господу и те, кто от него отвернулись. Здесь описываются четыре категории тех людей, кто не принимает прибежище у Кришны.



Обычный среднестатистический человек имеет все шансы, чтобы пробудить в себе любовь к Абсолюту, но «душкритина» означает – такие выдающиеся люди, у которых таких шансов немного — слишком велики помехи материальной энергии. В советские времена я слушал радиопередачи, которые транслировались на коротких волнах. Можно было слушать БиБиСи, но чтобы что-то услышать, нужно было поворачивать ручку приемника буквально на доли градуса — чуть-чуть собьешь, и там помехи – глушители работали. Чтобы поймать БиБиСи или «Голос Америки» и услышать абсолютную истину, нужно было очень тщательно аккуратно крутить ручки подстройки.



К Кришне не могут придти те, у кого эти помехи очень сильные. Обычный среднестатистический человек запросто может прийти к Кришне.



«Мудха» – означает «глупые, глупые люди», буквально это слово означает «осел». Это люди, которые просто работают как ослы, и интенсивно живут в совершенно зашкаливающих животных страстях — еда, сон, секс, защита. Материальная энергия очень грубая, и поэтому таким людям сложно услышать голос Сверхдуши из сердца и различные тонкие вещи, которые могут обратить их сознание к Господу.



Другая категория – это нарадхама. Нарадхама – означает «люди, занимающие какое-то высокое положение». При этом они ничего не знают о Господе. Это высокопоставленные чиновники, крупные бизнесмены. Когда люди занимают очень высокое положение – это тоже очень большие энергии. Это очень сильная энергия, а значит – опять помехи. И опять они не слышат всех этих тонких вещей, из которых «состоит» Сознание Кришны.



Следующая категория людей – майайапахрита-джнана — это выдающиеся ученые, которые гордятся своим знанием. Энергия материального знания очень сильна. Люди считают, что раз они могут управлять какой-то частью этого мира, то они управляют практически всем миром. Очень интенсивное состояние, очень интенсивные помехи. Люди не слышат голос духовного разума.



И последнее – это «асурам бхавам ашритах» — те, кто откровенно безбожны, откровенно завидуют Богу, бросают Ему вызов.



Эти четыре категории людей настолько погружены в грубую материю, они не слышат этих тонких вещей и не могут понять, что такое тонкие духовные сантименты. Все они занимаются какими-то делами — кто-то совсем грубыми чувственными наслаждениями, кто-то политикой занимается, кто-то занимается наукой – все они в каких-то делах. Последняя категория — это демоны, завистливые люди, у которых ложное эго непомерного размера. Сердца этих людей очень грубые и черствые. Поэтому в них сложно проявиться тонким сантиментам, даже, если такие люди соприкасаются с носителями этих сантиментов — с преданными Господа.



Затем говорится о нормальных людях, которые встают на путь преданного служения. Знаменитый стих № 16:



чатур-видха бхаджанте мам

джанах сукритино ‘рджуна

арто джиджнасур артхартхи

джнани ча бхаратаршабха



Перевод: «О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Aбсолютную Истину».



Людям из стиха № 15 ничего не нужно. Они считают, что у них и так все есть или они сами могут всего достичь. Фактически у них нету неудовлетворенных потребностей, поэтому их трудно замотивировать на что-то. Все гордятся собой, так как все у них есть. Но у праведников есть мотиваторы. Есть что-то, что им нужно.



Им нужно окошко, через которое сюда может проникнуть луч преданного служения, луч Бхакти. У этих людей есть шанс. Степень их удовлетворенности материальным существованием и степень уверенности в том, что все правильно — пониже. Поэтому есть шанс, что лучик любви к Абсолюту сможет проникнуть. Не происходит автоматически, это может произойти. Как? Благодаря общению с теми, у кого духовные сантименты есть, эти люди могут впустить в свое сердце лучик, который оттуда потихонечку будет разгребать все невежество. Большинство из них — это самые обыкновенные люди. Большинство людей может встать на путь Сознания Кришны и получить шанс развить в себе любовь к Богу. Большинство людей имеет такую возможность, и только немногие (и то они сами в этом виноваты) таких возможностей практически не имеют.



Большинство людей – те, кто обращаются к Богу, измучившись в материальном мире. У них много проблем и страданий, и таких людей большинство.



Немного меньше – это те, кто хочет денег. Это благочестивые люди, которые понимают, что есть какие-то тонкие законы мирозданья, которые регулируют эти финансовые потоки. Они понимают, что за всем этим стоит Бог, который всем управляет, и поэтому они принимают Его в свою картину мира, включают Его в свои финансовые схемы.



Следующая категория – это любопытные. Те, кому интересно — всякие эзотерики, мистики и т. п.



И следующая категория – это те, кто ищут настоящего знания, не будучи удовлетворенными материальным знанием.



Соприкасаясь с преданными через удовлетворение своих материальных потребностей, люди постепенно начинают ценить то, что они получили в нагрузку. Кто-то хотел денег — а в нагрузку получил Кришну. Кто-то хотел решения проблем, лекарства — получил лекарство, и в нагрузку получил Кришну. Кто-то хотел на гвоздях научиться спать -научился на гвоздях спать, а в нагрузку получил Кришну. Кто-то пытался понять как все устроено — понял как все устроено, а потом плюнул на все это потому, что он получил Кришну.



В одиннадцатой песне Бхагаватам есть замечательный стих — Кришна описывает всякую умную философию и затем говорит: «Острым топором знания сруби под корень дерево материальной привязанности. А потом — выброси этот острый топор знания». Вот для чего нужен этот топор.



В «Джайва-дхарме» есть замечательная история. Жил-был один пандит, очень ученый логик. Его звали Нйаиратна. Он был настолько эрудирован, у него был настолько острый разум, что он мог что угодно доказать и что угодно опровергнуть. В этом ему не было равных. Он жил в Навадвипе, уже после ухода Господа Чайтаньи. Все ученые, состязавшиеся между собой в логике, боялись его. И жил там один человек, который не обладал выдающимися интеллектуальными способностями и потому испытывал к Нйаиратне черную зависть. Он был тантриком и каждое новолуние отправлялся в крематорий (там это просто место на берегу), поклонялся там Дурге, и читал там всякие ужасные страшные мантры, чтобы извести Нйаиратну. Читал он их, читал, и, в конце концов, Дурга пришла к нему во сне и, поскольку она правильная, хорошая — она сказала: «Успокойся! Пройдет совсем немного времени, и у тебя не будет повода для беспокойств. Этот человек перестанет быть таким умным. Все будет хорошо!» И тантрик успокоился. А дальше было вот что.



Однажды Нйаиратне попался сборник афоризмов Нимая Пандита. Кто-то их записал. Мы знаем, что после Господа Чайтаньи не осталось никаких книг. Нимай Пандит написал однажды совершенно замечательный труд по санскритской грамматике. Был какой-то ученый. Он ехал на лодке вместе с Нимаем, и случайно увидел эту книгу. Он очень сильно огорчился. Нимай увидел это и спросил в чем причина. Ученый сказал: «Ты знаешь, я хочу раскрыть сердце. Оно просто исполнено завистью. Ты написал такое блестящее произведение. Я не знаю, что теперь делать» Нимай сказал: «О, ты расстроился?!» — взял и выбросил грамматику в воду. Поэтому после Господа Чайтаньи не осталось ни одного произведения. Он был величайшим логиком и величайшим пандитом, и где-то кто-то когда-то записал его афоризмы.



Нимай Пандит регулярно приставал к какому-нибудь очередному местному логику-философу, делал некое утверждение и просил его опровергнуть. Этот философ стоял и хлопал глазами, не зная, что сказать, а Нимай сам опровергал свое утверждение, а затем просил этого философа опровергнуть его опровержение. Философ не знал уже, что происходит, был совершенно растерян, а Нимай опровергал свое опровержение.



Нйаиратна увидел афоризмы Нимая Пандита и был просто очарован и потрясен – настолько это превосходило все то, что он сам умел, и вообще все, что он видел когда бы то ни было. И он стал коллекционировать афоризмы Нимая Пандита. Он стал собирать информацию — кто такой был Нимай Пандит, где он жил, что он делал. Он обратился к своей бабушке, и бабушка стала вспоминать: «Да, я тогда была молодой девчонкой, и мы все были по уши влюблены в Него, его звали Нимай. Он был самый красивый парень на деревне. Сперва он действительно был самым блестящим пандитом, у него была своя школа, а затем он ушел в Гаю, потом вернулся и, как безумный, стал петь Святые Имена. В конце концов он все бросил, принял санньясу и ушел».



Нйаиратна подумал: «Что-то в этом есть». Поскольку у него была вера в Нимая Пандита, то у него появилась вера и в Святое Имя. И в конце концов он решил — раз Нимай Пандит плюнул на всю логику и стал петь Харе Кришна, то я тоже пойду по его стопам; наверное, это совершенство жизни.



Так Дурга Мата сдержала свое обещание.



Материальный мир – это не такое уж гиблое место, потому что в материальном мире есть преданные и Святое Имя, которое распространяют преданные. У большинства людей есть все шансы обрести любовь к Богу. Бог — не какой-то злой, несправедливый, сидит где-то на облачках и не чешется, а мы тут страдаем. Ничего подобного.



В третьей песне Шримад Бхагаватам Нарада Муни говорит — «Вам очень повезло, потому что Абсолютная Истина стала вашим другом». Никому не приходит в голову, что можно дружить с Абсолютной Истиной. Есть еще один стих: «Пусть другие поклоняются ведам, пуранам, итихасам, какой-то логике – нйаишастрам; что касается меня — я хочу поклоняться Нанде Махараджу. Нанда Махарадж потому и велик, что у него во дворе на четвереньках ползает Абсолютная Истина».



Кришна маленький, играя роль маленького сына Нанды Махараджа, просто ползает в навозе, в пыли. Весь грязнющий. Мама потом Его отстирывает, выжимает, сушит, на прищепочки вешает на веревку, что бы он высох весь – Кришна. Кришна говорит, что из всех тех, кто идут ко Нему, самые лучшие те, кто поняли Его такого, какой Он есть на самом деле — что Ему нравится, что Ему не нравится, чем Он живет (БГ 7.18). И Кришна здесь говорит, что, как правило, люди ходят мимо всего этого. Очень редко встречаются такие необычайные души (БГ 7.19). Сейчас в Кали-Югу по милости Господа Чайтаньи очень многие люди получают шанс. Кали Юга — океан порока, но метод осознания Господа простой, просто — воспевание святого и имени. Воспевание святых имен Господа — очень мощный метод очищения и самоосознания. В Кали-Югу есть благословение на то, что просто воспевая Святые Имена, можно обрести самое возвышенное, что можно обрести — чистую любовь к Господу.



Затем Кришна описывает людей, которые из-за материальных желаний лишились разума и приняли покровительство полубогов.



камаис таис таир хрита-джнанах

прападйанте ‘нйа-деватах

там там нийамам астхайа

пракритйа нийатах свайа



Перевод: «Те же, кого материальные желания лишили разума, принимают покровительство полубогов и поклоняются им, следуя предписаниям Вед, соответствующим природе этих людей». (БГ 7.20)



И хотя эти люди могут поклоняться кому-то — полубогам, стихиям природы и т. д. — практика показывает, что их сердца черствы. Их отношения с теми же полубогами, с какими-либо Божествами или святыми угодниками зачастую бывают довольно коммерческими.



Есть классическая история про одного так называемого преданного Дурги. Денег у него не было, поскольку начался очередной кризис. Он приходил и стал просить: «Дай денег! Я тебе козу принесу в жертву!» Дурга думала: «Нужна мне твоя коза?!» Дурга питается махапрасадом от своего супруга Шивы. А чем Шива питается? Махапрасадом. Коза Дурге не нужна, но она подумала: «Ну, ладно, раз он такой невежественный, пускай козу несет…» И поскольку он со слезой это делал, относительно искренне, то Дурга сказала: «Ну, все, успокойся. Будут тебе деньги, все будет хорошо». И действительно, финансовая ситуация у него наладилась. Он нашел работу, несмотря на кризис. Все у него было хорошо.



Как-то проходил он мимо храма Матери Дурги, и двери там были открыты. Дурга смотрит на него: «Иди сюда!». Он зашел, стоит там, жмется. Она говорит:



- Ты же мне козу обещал. Я твои желания исполнила. Где твоя коза-то?



Он говорит:



- Вы знаете, Матаджи, сейчас инфляция, курс вырос, козы подорожали. Денег не хватает. Конечно, спасибо огромное за зарплату, за работу. Но козы очень дорогие, поэтому никак. Можно я тебе курицу подарю?



- Ну, давай, подари курицу.



Он смылся, вроде как пошел за курицей. Неделю нет, вторую нет. Нету курицы… Опять она его позвала и говорит:



- Где курица-то?



- Ты знаешь, с курами тоже проблемы. Я кредит взял на квартиру, надо отдавать, а денег нету.



Она говорит:



- Ну, хоть что-нибудь мне подари! Хоть муху!



- Их вокруг столько летает. Что, ты сама не можешь поймать?



Примерно такое отношение. Сердца таких людей черствые. Такие люди живут обычными материальными ценностями. Кришна говорит, что он укрепляет их веру, потому что лучше какая-то вера, чем никакой: «Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему» (БГ 7.21).



Те, кто без Кришны, живут искусственную жизнь. Это и не жизнь вовсе, это какие-то материальные, абсолютно грубые вещи. И Кришна говорит: «Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя внутренняя энергия, и потому они не знают, что Я — нерожденный и неисчерпаемый» (БГ 7.25).



И последний стих, которым завершается эта глава: «Те, кто всегда думает обо Мне и кто понял, что Я, Верховный Господь — повелитель материального космоса, владыка всех полубогов и жертвоприношений, будут сознавать Меня, Верховную Личность Бога, даже на смертном одре» (БГ 7.30)



В момент смерти все разваливается, организм выходит полностью из строя, поэтому «не до чего». Но те, кто понял личность Кришны, те, кто подружился с Абсолютом, те, кто, уже в этой жизни обрели сознание Кришны, или хотя бы основы сознания Кришны, какие-то маленькие кусочки его – очень удачливы.



Чувства, которые испытывает человек в сознании Кришны настолько интенсивные и настолько не обусловлены ничем, что даже в самой трудной неблагоприятной ситуации, в момент смерти, когда все разваливается, и вообще не до чего, такой человек сможет помнить о Кришне, и благодаря этому сможет вернуться назад домой к Богу.



Харе Кришна!



- Как можно объяснить «обреченному на невежество» человеку (БГ 5.15) то, что ему в этой форме жизни дана возможность познать Бога?



- Невербальными методами – прасадом накормить, например. Прямые директивные внушения такие люди воспринимают плохо. Можно историю какую-то рассказать, хотя истории не всегда прошибают таких людей. Потихонечку эффект будет приходить. Надо что-то где-то немножко делать, и тогда даже самые каменные сердца растопятся.



В Иваново храм Кришны находился (и до сих пор находится) в пятистах метрах от дома архиепископа. Шивананда Прабху был тогда президентом храма. Он очень душевный человек, очень хорошо может строить отношения. Он регулярно ходил к архиепископу — какую-нибудь гирлянду принесет обязательно, что-нибудь вкусное, красивое всегда захватит.



Благодаря прасаду, благодаря всем этим гирляндам, цветам, сердце этого человека размягчилось. Мы в христианскую школу ходили, кормили народ – развивали там «Пищу жизни» — «Food for Life». И, я помню, Шивананда спросил: «Батюшка, скажите пожалуйста, как вы знаете, мы и православной школе помогаем, и то, и это… У нас хоть какие-то шансы есть?» И он сказал: «Ну, в ад-то, конечно, вы пойдете, но за то, что вы делаете, вам поблажка будет!..» Это было здорово! – Благословение!



- Здесь прозвучало, что такие категории людей как страдающие, ищущие богатства, любознательные и ищущие Абсолютную истину имеют эту промежуточную цель, и как будто Кришну они получают «в придачу». Но у меня такое ощущение, что они получают Его как «основной продукт», и не всегда получают то, что хотели вначале – здоровье, богатство и т. п.



- Нет, обычно, получает. Есть гарантия, но не всегда известно когда это придет — сегодня или завтра. Это личные отношения с Господом, а никакие личные отношения нельзя запрограммировать. Есть какие-то общие принципы и правила, но как конкретно все будет происходить? По-разному.



- На каждую душу у Кришны какой-то план есть, так ведь?



- Да. Бог всем управляет… Конечно, у Кришны на всех есть план. Но мы не знаем этот план. В этом вся сладость — все происходит как-то необычно.



- Чего выдающегося можно найти в мудхах?



- Они много работают.



- Это выдающееся качество?



- У тех, кто просто много работает – это нет, а у мудх – да.



- Исходя из этой логики — те, кто мало работают и не мудхи — у них есть шансы?



- Да.



- «Лень — это зачаточная гуна благости», — Олег Геннадьевич так говорил. Так ли это?



- Смотря какая лень. Суть в том, что если материальная энергия зашкаливает и если она очень интенсивная, то шансов мало. Если человек находится в полном невежестве и практически ведет животный образ жизни, у него тоже мало шансов.



- Тут говорится о гармонии в жизни?



- Да.



- Гармоничному человеку легче понять Бога?



- В целом, да.

Комментариев нет: