четверг, 6 декабря 2012 г.

Бхагавад Гита 2.7


    Уфа (1.05.2006 г.)



Карпанйа-дошопахата-свабхавах                             
Приччхами твам дхарма-саммудха-четах
Яч чхреях сйан нишчитам брухи тан ме
Шишьяс те хам шадхи мам твам прапаннам

        Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, - наставляй же меня.



        Арджуна признается Кришне в своей слабости и просит Его наставить на истинный путь. На самом деле эти слова Арджуны и его ответ на слова Кришны в начале второй главы. Когда Кришна не щадя ложного эго Арджуны отругал его:

Кутас тва кашмалам идам
Вишаме самупастхитам
Анарйа-джуштам асваргйам
Акирти-карам Арджуна

         Кришна произносит очень жестокие слова. Арджуна стоит перед ним, у него дрожат руки, из глаз текут слезы, волосы стоят на голове дыбом, он парализован полностью. И при этом он совершенным образом оправдывает самого себя: Кришна я все знаю, у меня все хорошо, Кришна я все решил, я побежал, Ты оставайся здесь на моей колеснице. И Кришна сначала, чтобы привести его в чувства, берет его за грудки, встряхивает и говорит: Как так, что с тобой, как тебе не стыдно, кто ты такой?


   Анарья, так благородный человек не поступает. В каком состояние ты находишься? До чего ты себя довел? И Арджуна немного приходит в себя. От этой первой встряски он приходит в себя. И его реакция на эти жестокие слова Кришны - первый признак  его искренности. Потому что когда кто-то начинает нас ругать то, как правило, наше ложное  эго встает на дыбы: ты кто такой? на себя посмотри. В принципе вполне можно допустить именно такую реакцию. Арджуна находиться в этом состояние и Кришна его отругал и Арджуна еще больше разозлился, хлопнул дверью и ушел. Но Арджуна искренен и он понимает, что он сам виноват, и это искренность, в конечном счете залог успеха. То что Арджуна стал первым учеником Кришны, как говорит Шрила Прабхупада в комментарии этим он обязан только одному обстоятельству. Только благодаря тому, что где-то в глубине душе он был искренен. И что несмотря на все объяснение логические которые он выстроил всю защиту которую он выстроил вокруг он тем неимение в глубине души он знал что я не прав.
Это урок номер один, который я должен извлечь их этого. Первое, что я должен понять это то, что мне нужна помощь. Большая чаcть людей не признается в этом.
Большая часть людей думает, я сам справлюсь, я сам разберись.  я умнее, в конце концов я мужчина, у меня есть опыт жизненный. Еще и не из таких ситуаций выходили. И по сути дела это единственное качество, которое необходимо ученику в самом начале, потому что до конца никто не может быть не искренним, не честным, ни даже решительным в самом начале.  И даже Арджуна в каком-то смысле лукавит. И это очень смешно. На самом деле «Бхагавад-гита» очень смешная книга. Нужно только найти юмор, который в ней заложен. Потому что Арджуна говорит здесь: шишйас те хам щадхи мам твам прапаннам.
Арджуна говорит: Кришна я твой ученик. Я предавшаяся тебе душа. И через стих: на йотсйа ити  говиндам
Говори мне что делать и я все буду делать, что ты мне скажешь. на йотсйа ити  говиндам  Н о сражаться я не буду. Сразу же после этого. Делай со мной все что хочешь, но сражаться я не буду. Я предаюсь, но придаюсь с условием. Так. Я готов Тебе предаться, но у меня есть некоторые условия, прежде чем я предамся.
Но ровно на столько, на сколько мы не можем быть искренни с самого начала до конца. даже маленькая толика искренности бывает залогом успеха, потому что Кришна принимает ее. Даже не смотря на то, что у нас есть много разных проблем, и мы не готовы сразу предаться. Кришна принимает это. Кришна принимает даже то, что мы на словах Ему говорим. Как есть знаменитая история про блаженного Августина. (Плачет ребенок).
Мама! То же самое, мама.  Есть знаменитая история про блаженного Августина.
Когда он молился Господу. Тогда он молодой был, юноша. Он молился Господу. Где-то в глубине душе он понял, что я должен Богу предаться, я должен идти духовным путем. Должен что-то делать для Бога. И он понимал что вожделение – преграда на этом пути, проблема, с которой он должен справиться. И он молился: «Господи избавь меня от вожделения,- но потом, опомнившись, добавлял, - но только не сейчас». Господи избавь меня от вожделения, но только не сейчас, чуть-чуть попозже». То же самое говорит здесь Арджуна, я предаюсь тебе, но только не сейчас. Дай мне немножко времени. Когда я выйду на пенсию тогда предамся. Но Кришна принимает даже эту маленькую толику преданности. Потому что он понимает, что большего от нас требовать нельзя и ожидать нельзя. Если у нас есть искренность, в том смысле что мы поняли, что мы запутались. И что одному нам не выбраться отсюда. Что мы горим в лесном пожаре, который мы сами устроили, и что выхода нет, и что сам я выхода никогда не найду. Этого одного достаточно…и этого понимания достаточно чтобы начался некий духовный процесс. Чтобы началось некое внутреннее движение, которое,  в конце концов, рано или поздно, приведет нас к высшей цели. Говорится, что любой человек, который, так или иначе, встал на духовный путь, в конце концов, дойдет до него до конца. Кто-то конечно немножечко поблуждает. Но рано или поздно, если он встал,  тогда он будет идти.
Как если щепка попала в реку и река несет. Куда река несет? К океану несет.
Ну да иногда щепку может вынести на берег. И щепка или бревно может какое-то время полежать на берегу, посетовать, поворчать, и сказать, что меня обманули, сказали, что меня приведут к Кришне, но меня не привели к Кришне. Но рано или поздно, река разольется или еще что-нибудь случится и бревно эта опять попадет в поток и опять поплывет дальше.  Именно это случается здесь. Шрила Прабхупада объясняет здесь в этом комментарии.
Достаточно этого одного понимание того, что человек горит здесь и что он не может решить все свои проблем. В начале Шрила Прабхупада объясняет,  что человек вообще не понимает: откуда берутся проблемы. Они берутся сами, как пожар в лесу возникает сам. В российских лесах пожар обычно возникает не сам. Его туристы обычно вызывают, которые костер забыли потушить. В индийском лесу пожар возникает сам. Потому что, трутся стволы бамбука друг от друга. Бамбук очень близко растет друг к другу и,  когда дует ветер, бамбук трутся друг об друга.  И потом, сухие листья, которые в бамбуковых рощах лежат очень много, сразу же вспыхивают, и весь лес охватывается пожаром. Эта метафора, стандартная метафора для определения того, что с нами происходит в материальном мире.
Потому что, очень часто люди не понимают, откуда на них сваливается все это. И как бы мы не пытались избежать несчастье, ничего не получится. Даже если человек думает: я самый счастливый, я самый удачливый. В тот момент, когда он об этом подумает, на следующий день его что-нибудь шарахнет, что-нибудь случиться. Как только он возгордиться Кришна сразу же устроит ему ситуацию, в которой он все поймет.
Манидхар Прабху рассказывал историю про то, как он книги распространял. Он очень эксцентричный человек. И он разными способами распространял книги Шрилы Прабхупады. В Германии это делал. В Германии люди очень суровые, и они не очень-то склоны ко всяким сентиментам, к духовной жизни или еще чего-то.  Он был в парке и увидел, как какой-то человек сидел старый и читает газету. Тот и так и сяк пытался, а тот закрывался от него газетой. Тот пытался к нему подойти тот закрывался от него газетой. В конце концов, он недолго думая вынул из кармана зажигалку и поджег газету. Он закричал: пожар, пожар! И Манидхар Прабху: «И я о том же говорю, просто вы не понимаете этого -  вы горите!» Человек настолько привык к проблемам  материального существования, что не понимает, что нужно их решать. Шрила Прабхупада объясняет дальше в комментарии, после того как он объяснил это положение: сначала мы должны понять что мы горим и находимся в пожаре, а потом попытаться решить.
Самое удивительное, что все горят в этом мире, но никто не пытается бежать из этого пожара. Люди очень редко когда пытаюся бежать.  Они привыкли. Ну, пересидим. Ничего привыкнем, приспособимся.Ну, да нога сгорела. Ну, еще другая осталась, пока у меня есть что-то, как-нибудь приспособимся. Еще одна сгорела, ну, ни чего руки есть, поползем куда-нибудь.
Люди пытаются полумерами решить проблему материального существования.
Шрила Прабхупада объясняет, что человек, который пытается решить проблемы таким образом является крипаной или скупцом.  Он ссылается на первое слова этого стиха, где Арджуна говорит карпанйа-дошапахата-свабхава - меня охватила эта карпанйа.
Карпанья значит - скупость. Карпанья доша  - порок скупости или скудость, узкомыслие. Аллегория, которое имеет ввиду Шрила Прабхупада цитируя стих из «Брихад-аранйака Упанишад» заключается в том, что когда человек не пользуется теми возможностями которые ему предоставлены,  тогда он подобен скупцу. Скупцы  - это люди, которые накапливают. Скупцы  накапливают, накапливают но не могут пользоваться тем что накопили. Они спускаются туда в подвал и дрожат над своими сокровищами.
И в «Брихад-аранйака Упанишаде» говорится, что тот человек,  который  авидитвасмал, тот который  не попытался глубоко понять смысл жизни,  подобен скупцу, потому что он не воспользовался возможностями, которые у него есть. Человек единственное живое существо, которое может понять смысл жизни. Никто другой не может. Кошка не может понять смысл жизни. Вернее  может понять, но  по-своему. Для кошки смысл жизни, чтобы мурлыкать или в том, чтобы греться и в том, чтобы спать. И люди иногда думают, что смысл жизни в том, чтобы спать. В том чтобы как следует отоспаться. Они думают, что это настоящее блаженство. Как я однажды шел в Дели и там была вывеска «Магазин матрасов Ананда». И дальше подпись: «Восемь часов сплошного блаженства».   Восемь часов Ананды. Матрас. Я лег на матрас и Люди думают, чем больше я смогу спать, тем лучше.
Так был еще в Южной Африке на пляже. Я смотрел на людей. Я ничуть не лучше был, но как свойственно кришнаитам, они делают то же самое, но при этом на всех свысока смотрят. Ходил и наблюдал за ними и смотрел на них свысока .  Там был  один рабочий, негр, который лежал на скамейки и спал днем. И так сладко спал, и чувствовалось, что он абсолютно счастлив в жизни, что он нашел место и уверен, что он нашел самое лучшее место в жизни. Лежит и спит. Ну и все остальные на пляже, они тоже спали, иногда   просыпались. Заходили в воду и потом опять ложились спать.
Но не в этом же смысл жизни. Человек  не пользуется тем, что у него есть, тем богатством, которое у него есть. А богатство, которое у нас есть, которое отличает нас от животных -  это разум. И этот разум изнутри говорит: не спи, не спи, не спи! Но очень редко, особенно в  Кали-югу, люди пользуются  этими возможностями. Как ученые говорят, что  обычные люди используют три процента   мозгов.
Эти три процента мозга мы задействуем. все остальные проценты 97 процентов не используем.
Говорится, что гениальные люди используют пять процента. Почему? Потому что,  обычно, на что люди используют свой мозг? Для того, чтобы жить материальной жизнью достаточно этих трех процентов. Три процента тех возможностей, которые в нас заложены  это еда, сон, совокупление, оборона. Всего три процента, больше не нужно. Но не зря конструктор, который изобретал нас,  дал нам не три процента, а 97 процентов плюс к этому. Есть еще 97 процента нашего ума или нашего разума, которые, как правило, люди никак не задействуют. Они распыляют свои возможности, рассеивают.  Поэтому Шрила Прабхупада обясняет здесь крипана. И Арджуна начинает понимать здесь, когда Кришна отругал его, когда Кришна встрехнул его, когда Он привел   в себя с помощью шоковой терапии. В сущности, Кришна надавал ему пощечин. Хотя здесь это не говориться.  Даже если  он не сделал физически, он сделал их словами. Арджуна  я полностью охвачен этим чувством скупости, потому что, в конце концов, я думаю только о самом себе. У меня есть этот внутренний сердечный механизм скупости:

Карпанйа-дошопахата-свабхавах
Приччхами твам дхарма-саммудха-четах
Йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме

            И в результате этого я полностью запутался, я не знаю, что будет хорошо для меня. Потому что я полностью потерял правильное видение. Арджуна понял это. Большая часть людей не понимают этого. Большая часть людей не понимают, что они сознательно суживают свое сознание. Сознание скупца, о котором здесь говорит Арджуна - это очень узкое сознание, узкое видение. Я вчера, когда я рассказывал здесь немного, я говорил о страхе. Страх это удивительная эмоция. И когда человек боится, что он делает? Когда человека охватывает страх, что он делает? Когда человек боится, что он делает на физическом уровне? Съеживается. Правильно? Когда его охватывает страх, ему хочется сжаться.

Это чисто физический эффект страха, когда человеку хочется сжаться или спрятаться или уменьшиться в размерах. Точно то  же самое происходит у нас на ментальном уровне, на уровне нашего ума. Когда человек живет охваченный страхом, когда у него есть этот страх или ощущение неуверенности, ощущение какой-то незащищенности, то его ум становится уже. Его видение становится уже. Когда человек боится, он ничего не видит вокруг себя, он видит только щелку, в которую ему нужно шмыгнуть. И он шмыг, и все. Ему хочется, как-то сложиться в какое-то состояние и уйти куда-то.  Тоже самое случается с его умом. Именно из-за этого все остальное   происходит. Как я говорил, что страх является изначальной эмоцией  человека в этом мире. И все остальное, скупость. Это то же проявление страха. Скупость не что иное, как страх. Мне  чего-то  не хватит, мне нужны деньги. Я буду чувствовать себя в безопасности, если у меня есть что-то такое, какие-то запасы или еще что-то. Но все это опять же проявление узости. И Арджуна говорит, что я понял, что из-за этого страха, а Арджуна охвачен страхом, в этом нет никаких сомнений. Страхом, который он является естественным следствием материального самоотождествления. он отождествил себя с материей. он отождествил себя со своими родственниками. И  вдруг он понял, я лишился видения, я лишился понимания того, что я должен делать. Очень важный момент, он говорит здесь:

Карпанйа-дошопахата-свабхавах
Приччхами твам дхарма-саммудха-четах

          «Скажи мне, в чем состоит мой долг, потому что я запутался. Я не знаю в чем мой долг». Если человек смелый, если человек не боится ни чего, если у него нет какого-то страха. То он задает себе вопрос, что я должен делать в этих обстоятельствах, каковы принципы? Давайте сначала ничего не будим думать о «прейаси», о том, что непосредственно благо мне принесет сразу прямо сейчас, давайте думать о  изначальных принципов на котором базируется мое существование. Вот как поступает человек смелый. Он понимает, что ему нечего бояться. И поэтому он думает Он понимает, что для меня главное не нарушить вечные принцип он абсолютно смело действует.
И эта смелость она поражает всех людей. На самом деле в этом мире управляет не физическая сила, а сила духа, которая проявляется в смелости человека. Даже если человек физически слаб, он может победить и преодолеть все, даже очень сильного человека. Манидхар Махарадж в своей автобиографии рассказывает один эпизод в своей автобиографии. 
Рассказывает очень интересный эпизод, которое случилось с ним  в Непале.
Он сидел где-то там, на возвышение, и перед ним было большое  рисовое поле. Вдруг он увидел человека, который шел по тропинке посреди рисового поля.  И у него в руках был большой пакет с вздутым рисом, который он нес. Опять же, откуда не возьмись, это бывает в тропических странах, выбежала обезьяна. Это обезьяна посмотрела на этого человека и оскалилась. Человек задрожал, несмотря на то, что он был в пять раз больше этой обезьяны  и гораздо сильнее, он задрожал. Все равно это обезьяна подошла  схватила этот мешок, вырвала из него из рук и ушла. В тот же миг, вышел маленький мальчик, непалец местный. И он увидел эту обезьяну с добычей в руках. Он подошел к обезьяне, вырвал у нее этот мешок, обезьяна убежала от него.
Почему? Потому что у него не было страха. А у этого большого амбала был страх и   этот страх заставил его ретироваться перед обезьяной.  И соответственно этот мальчик  не боялся нисколько этой обезьяны, и обезьяна ретировалась перед ним. Мне рассказывала про Дурову. У нее есть трюк такой, так как  она дрессировщица зверей. И у нее есть трюк: когда она сажает вместе  петуха  и лису ну естественных врагов те, которые друг друга едят. И это на самом деле в каком-то смысле чудо. Сидит лиса и рядом с ней петух. Этот трюк или аттракцион называется государственная дума . Сидят разные животные (смех)… И она объясняла как она их дрессирует. На самом деле, петух страшно боится лису, а лиса сразу же хочет его съесть.
Потому что она не боится она, естественным образом, хочет его съесть. Но она объясняла, как она достигает такого эффекта. Она сажает лису, потом она берет петуха. Петух дрожит, его сердце бьется. Она берет петуха и сама со страшной силой на лису давит. И лиса думает: «ну петух, ничего себе обнаглел».   У лисы происходит перемена в сердце. И она хотя до этого готова была съесть этого петуха, она думает если он не боится меня, значит мне нужно бояться его. В сущности, это логика этого мира. Когда Хираньякашипу ссорился со своим сыном маленьким, то он примерно этой же логикой пользовался.  Он видел, что сын не боится его. Он большой демон гигантских размеров, могущественный правитель вселенной, а он маленький сопляк какой-то стоит и не боится. И  он, к нему обращаясь, говорил, слушай, если ты меня не боишься значит, если я тебя не могу  убить, значит, ты меня убьешь. И так же лиса думает, если петух на меня нападает, значит, он меня может победить.
И эта смелость, на самом деле, делает человека сильным. И Арджуна понял в этой ситуации, что все, что с ним происходит, на самом деле результат страха. Шрила Прабхупада объясняет здесь, на самом деле Арджуна испугался. Почему испугался? Потому что он отождествил себя с телом и со всеми своими родственниками, близкими, друзьями которые были частью его я. И из-за этого его охватил  страх, и этот страх лишил его силы духа. И когда человека охватывает страх, он не знает что делать и Дхарма это естественная функция души. Шрила Прабхупада объясняет в начале «Бхагавад-гите», что дхарма это функция души.  И что дхарма это в конце концов принесет человеку благо    мне благо и я могу победить все что можно Если я знаю свой долг и если я действую на основании этого долга, то , в конце концов это принесет мне благо. Я смогу победить все что угодно.
              Я сейчас вернулся из Южной Африк, и там Нельсон Мандела является национальным героем. Там есть главная площадь Юханесбурга, и там стоит этот памятник. И в каком-то  смысле, хотя он атеист и неверующий человек, но у него есть эти качества, которым мы можем у него поучиться.  Он был адвокатом, негром, во время апартеида. И во время апартеид делали страшные вещи. И он стал выступать против них. Он абсолютно не боялся, он знал, что я прав, это мой долг. Он знал, что он прав, а они не правы.  Белые  не принимали  черных за людей, они  считали что у них души нет.
В свое время они проводили охоту на черных людей. Они выпускали их в лесу, и охотники выходили и расстреливали этих черных. И он встал и сказал, что мы люди тоже.
Его посадили в тюрьму. Он 26 лет сидел в тюрьме. Двадцать шесть лет он просидел в тюрьме. Потом, когда его выпустили, что самое удивительное, что он не озлобился, и он при этом остался человеком.
Чем больше он сидел, тем больше он силу набирал. И, в конце концов, они поняли, что мы ничего с ним не сможем поделать, они выпустили его. Что он сделал? Он сказал, что никакой крови не должно быть. Что мы не должны делать то же что и они делали с нами. Ни в коем случае!  Он произвел этот переворот так, что ни одной капли крови не пролилось. Страна из очень жуткого состояния перешла, в более менее, нормальное состояние, без особых проблем, благодаря ему. Почему? Потому что он был смелым. Откуда была смелость? Он знал, что есть долг, есть дхарма, есть вечные принципы, на котором основано моя собственная природа. И я должен  следовать  ей. И даже если я умру ничего от этого не случиться, потому что душа бессмертна.
    Однажды к нему приехала королева Англии  на прием. Устроили большой, большой прием. Он  на нее не обратил никакого  внимания. Он увидел какую-то маленькую девочку, которая в школе должна была быть,  подозвал эту девочку и стал с ней разговаривать. Он стал говорить: « Иди в школу. Чего ты здесь делаешь».   Она говорит:  я на тетю королеву пришла  посмотреть. Он говорит:  да ну ее эту королеву, ты должна учиться, твой долг это учиться, а не на королеву смотреть.
   И когда его избрали, он устроил официальный прием. Первого, которого он пригласил в качестве почетного гостя, своего тюремщика. Этого тюремщика обхаживали как VIP.   У него не было ни малейшей злости, ни малейшей обиды на него. Это то как поступает человек, у которого есть смелость, даже в материальном смысле, у  которого есть хоть какое-то представление о долге. И здесь Арджуна говорит:  Я полностью запутался из-за своей скупости, из-за страха и всего остального. Потому что, когда человек отождествляет себя с материей, страх неизбежен.  Из-за этого он становиться скупцом . Из-за этого он забывает о своем долге.  Из-за этого он совершает огромное ошибок, вместо того чтобы быть самим собой. Самим собой, у которого нет никаких проблем. Эта хорошая новость, которую я вам сегодня хочу сообщить, у вас не никаких проблем, никаких проблем. Есть я и я вечный. Вечный я? Вечный? Мне не нужно в очереди стоять.
И знание у меня есть все, что мне нужно у меня есть внутри. Проблемы они где-то непонятно где.  Когда человек находиться в таком состоянии, и он действует исходя не из какой-то сиюминутной выгоды. Если я так поступлю мне будет хорошо прямо сейчас, он действует исходя из своей дхармы. И как объясняется в «Брихад-аранйака Упадишамрете» такой человек брахман. Браман происходит  от глагола бри, что значит широкий. Такой человек может мыслить широко.
Все остальные люди дрожат. Как у Раскольникова была это проблема. «Кто я  человек или тварь дрожащая?» Он тоже боролся со своим страхом. Но при этом, из-за запутанности своей, он думал: мне что бы победить страх или доказать что я человек,  мне нужно убить кого-то.
Это то, что происходит с людьми. Люди сами толком не понимают, что мне нужно делать. Что мне нужно делать, для того , чтобы в конце концов ко мне пришло истинное благо. Для того чтобы я в конце концов полностью понял свою природу свою суть?
И для этого есть один способ: человек должен предаться. И так как в большинстве случаев мы не достаточно сильны сами .нам нужно предаться кому-то.
И вся «Бхагавад-гита»  на самом деле располагается между двумя этими стихами. В каком-то смысле этот стих, который мы прочли сегодня:

Карпанйа-дошапахата-свабхавах
Приччхами твам дхарма-саммудха-четах
Яч чхреях сйан нишчитам брухи тан ме
Шишйас те хам шадхи мам твам прапаннам

        Это начало «Гиты». Потому что с этого момента, как Шрила Прабхупада объясняет, меняются роли.  Арджуна говорит все, я больше непонятно кто, я твой ученик. И Кришне ничего другого не остается, как сказать, ну хорошо, ладно Я буду тебя учить. Хотя Кришна, конечно с улыбкой принимает эти слова Арджуны, потому что Он видит, что хотя он и говорит что он ученик, но при этом говорит, что  сражаться не собираетсе.  Но в конце, есть это последнее утверждение Кришне. О том же самом, о предании: сарва-дхарман паритйаджйа. Вся «Бхагавад-гита» изложена между двумя этими стихами. И чтобы понять смысл «Бхагавад-гиту» нужно прочитать начало и конец. Вот она начало: Арджуна предается Ему. И вот он конец: Кришна говорит ему: теперь предайся по-настоящему. В начале ты предался просто, потому что тебе страшно, просто потому, что ты понял, просто потому, что  у тебя искренность какая-то была, но ты не до конца предался.
Под конец Кришна говорит вот теперь когда  я тебе все объяснил, после того как я объяснил тебе полностью все до конца, отбрось всякую дхарму и полностью предайся Мне.  Страха нет- ма шучаха. Не нужно бояться. Нет смысла бояться. Какой смысл бояться? Я тут. Я рядом с тобой, Я всегда защищу тебя.  Вся «Бхагавад-гита» между двумя этими стихами. И в этом основной смысл «Бхагавад-гиты. И вся наша жизнь между двумя стихами. Мы должны понять, что без этого и без какого-то руководства и без попыток предаться Кришне мы запутаемся. Мы изменим своей природе.

И поэтому нам нужно чтобы рядом с нами был кто-то сильный, который бы сказал: это долг, ты должен делать так и даже если ты не хочешь, даже если ты не понимаешь, как это будет хорошо, даже если ты по-другому все думаешь.  Как Арджуна говорит: я убежал ,я пошел. Кришна мог бы сказать: ладно хорошо я тоже пошел, я твой колесничий. «Сражайся, сражайся, сражайся!» Он не позволяет ему отдаться этой слабости, хотя соблазн этой слабости поддаться есть у каждого из нас. Но, в конце концов, наградой является то, что человек становится полностью свободным.

И главное, он сможет смело  Кришне в глаза посмотреть. Если бы Кришна пришел сюда, я не знаю как вы, но я,  наверное, убежал куда-нибудь, спрятался бы куда-нибудь.
Потому что внутри столько всего, столько всякой грязи, столько глупостей, ум постоянно лазит, глупости говорит. Поразительно все. Есть такие персонажи, чертики такие есть. Вдруг откуда не возьмись эти чертики выбегают: - Аля, ля. Непонятно откуда. Можно их прогнать, но они потом опять высунуться. Потому что проблем много и эти проблемы у нас есть и они будут. Но, чтобы человек мог все эти проблемы преодолеть, чтобы человек не обманывал сам себя, ему нужен кто-то вне его, вне его собственного  ума. Кто-то кто ему скажет, где он лжет, что ему нужна помощь со стороны, учитель.
  И поэтому основной смысл этого стиха, как Шрила Прабхупада объясняет заключается в том, что ему нужна помощь со стороны. Как однажды Шрила Прабхупада объяснял, что есть два вида Бхагаватам - книга Бхагаватам и человек Бхагаватам. И дальше, когда он это сказал он сказал, что человек Бхагаватам важнее, чем книга Бхагаватам. И что важнее служить человеку Бхагаватам,, чем книге Бхагаватам. И один человек спросил:  почему человек важнее, чем книга Бхагаватам, ведь она безупречна?
И тогда Шрала Прабхупада сказал, по очень простой причине, потому что книга никогда тебя по  голове не ударить, а человек может. Ты можешь изучать эту книгу  и ничего не понять при этом. Потому что будешь находиться в иллюзии, не будишь видеть, а человек тебе правду. Какой болезненной она не была.
Спасибо большое.
- Шрила Прабхупада Ки
- Джай!!!


Комментариев нет: