понедельник, 11 октября 2010 г.

Бхагавад Гита 2.29 Бхакти Вигьяна Госвами


      Другие лекции по  Бхагавад Гите

Самое начало Бхагавад Гиты. Здесь Кришна излагает Арджуне науку о бессмертной душе. Науку о том, что внутри нашего тела спрятана в нем глубоко находится душа, которая является причиной нашего существования. Не тело , которое мы видим в зеркале, не то , что мы привыкли считать собой, но некая маленькая частица. Кришна объясняет , что душу невозможно сжечь, разделить на куски и т.д. Она маленькая , но вечная и неуничтожимая
  Здесь Он говорит: "Что может быть проще? Маленькая , крошечная частица, искорка духа, которую не сложно понять" Но дальше Кришна говорит, что никто не смыслит в этом. Люди пытаются понять, что это такое, но так и не могут понять. Кришна говорит, что одни слушают и думают, что это чудо, другие пытаются постичь, а третьи, услышав, ничего не понимают. 
Кришна повторяет одно и тоже слово –ашчарьям – удивительное, чудесное. Эта ашчарьям может относиться к разным словам этого стиха. Один из смыслов состоит в том, что Кришна удивляется тому, как мы не можем понять эту маленькую душу. Он смотрит свысока и думает: «Почему не могут понять, что тут понимать, что проще?» Все равно не могут этого понять. Люди взирают на этот мир и люди введены в заблуждение этим миром, представляющим сочетание материи и духа.
Кто то может сказать: «Я все понял, Бхагавад Гиту уже два раза прочитал. Что может быть проще?» Шрила Прабхупада говорит, что Бхагавад Гита - это букварь духовного знания. Это самое простое знание, однако это простое знание человек может читать снова и снова, но ему очень трудно понять его.
К Шриле Прабхупаде подошел индиец. В Индии известен тот факт, что Кришна рассказал Арджуне Бхагавад Гиту за 40 минут. У них было короткое время, чтобы освоить диалог. Даже для того, чтобы произнести 700 стихов Бхагавад Гиты, потребуется больше времени. Кришна с пулеметной очередью выпалил стихи , Арджуна со скоростью компьютера все понял, осознал и стал действовать.
К Прабхупаде подошел человек и сказал: «Шрила Прабхупада , я могу произнести всю Бхагавад Гиту за 45 минут, также , как и Кришна». Прабхупада сказал: «За 45 минут ты можешь произнести, но можешь ты хотя бы одну минуту жить по Бхагавад Гите». Рассуждать и думать о Бхагавад Гите могут многие. Суть не в этом. Суть в том, чтобы жить по Бхагавад Гите. Если мы оглянемся на свою жизнь, которая течет после того, как это духовное знание открылось перед нами, мы можем увидеть насколько трудно последовательно в трудных ситуациях прилагать это духовное знание к своей жизни. В трудных ситуациях мы часто забываем, что я душа. Помним ли , что я сат чит ананда виграха – ха ха ха ха ха. Хотя мы понимаем, что душу невозможно оскорбить, она маленькая в нее невозможно попасть, но эго очень большое, в него легко попасть. Поэтому Кришна произнес это знание в критической ситуации. Он говорит, что это знание, которое нужно вам в самых критических ситуациях вашей жизни, чтобы вы помнили о нем и пытались жить по этому знанию. Если вы будете помнить об этом в ситуации, когда вас настигнет кризис, когда нужно сделать выбор, сподличать или нет, пойти на соблазн или нет, сделать глупость или нет. Человеку бывает трудно сделать выбор. И Кришна говорит,что в такой ситуации нужно вспомнить, что ты душа, а не тело. В этой ситуации нужно вспомнить, что говорил Кришна. Мы должны вспомнить, что я душа, и действовать исходя из этого понимания.
Ачарьи объясняют. Они говорят, что 4 вещи в этом мире удивительны. 1)Удивительна душа, 2)удивителен человек, который отваживается говорить о душе. Многие говорят о теле. 3)Удивителен тот, кто слушает о душе. Эти люди тоже редки. Редко, кто отваживается говорить об этом. Кому-то может показаться, что это простое знание, но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, когда он прочел последний стих Бхагвад Гитысарва дхарма паритьяджья - то он сказал, что это звук флейты Кришны, что когда Кришна играет на своей флейте, он зовет всех нас. Он говорит: «Оставьте все, идите ко мне, давайте вместе танцевать». Это понимание возвышенной души. Так как мы души, то наши основные обязанности это духовные обязанности. Не обязанности, которые относятся к нашей семье, к работе. А обязанность любить Бога, обязанность постичь Бога. В этом суть этих наставлений.
Я вернулся с конгресса в ООН , где различные лидеры приходили и говорили о душе и Боге. Но если послушать их со стороны, то невозможно понять, что они говорят об одном и том же. Каждый говорит о чем то своем , каждый обращается в душе и к Богу по своему. Есть люди, которые забираются высоко на минарет, и начинают кричать. В Коране написано, что Бог скрыт от человека 40000 завесами из света и тьмы. Он очень далеко, поэтому чтобы быть немного близко к нему, нужно забраться высоко на небо и кричать. Может, услышит, а может – нет.
Кто-то говорит, что Бог в сердце, шепчи и он услышит. Кто-то произносит мантры. Кто- то кричит Харе Кришна Маха Мантру. Но все , так или иначе, ищут душу, Бога. Секрет в том, чтобы найти душу и Бог нас услышал.
Здесь Кришна говорит, что это редкая вещь. Редко бывает так, чтобы человек действительно искренне позвал Кришна, обратился к Богу, но обратившись к нему, донес свою мольбу до него.
Шрила Прабхупада цитирует из «Катха Упанишад». Он говорит, что редко бывает такое, чтобы услышать о Кришне, но даже услышав о нем , человек ничего не понимает, даже найдя человека, который может рассказывать о нем, слушает , но уходит введенный в заблуждение. Нам очень трудно понять дух, потому что мы находимся под влиянием материи. Когда нам говорят, что я душа, то на первый взгляд очень легко понять, что я душа. Как только тело начинает действовать на душу, то нам т становится трудно понять, что я душа. И человек находится постоянно в заблуждении, и он не знает, как понять, что я неизменная душа. Как, н-р, мы все стареем. Я помню , когда у мамы появились первые седые волосы, она их вырывала перед зеркалом, но они вырастали снова. В конце концов, перестала вырывать, потому что надо было вырвать все волосы, которые были. Но душа не может смириться со старостью. Душа неизменна, но тело стареет, она смотрит в зеркало, и не может понять, что происходит. Душа не чувствует, что старится. Она такая же молодая. Ему хочется такие же вещи делать, которые он в молодости делал. Психологи подметили, что всякий раз , когда человек оказывается на этом рубеже изменения тела, он сходит с ума , он не знает, как к этому относиться. Когда ребенок превращается в юношу, то он сходит с ума, это первый кризис. Он не понимает, что делать. Когда молодой человек , полный сил, вдруг превращается в зрелого человека, то он тоже не понимает , что делать. Когда зрелый человек становиться стариком, то он не понимает, что происходит. Старик помирает и тоже не понимает , что такое.


Душа вечная, и душе нужно закрепиться на чем-то неизменном. Иногда люди говорят: Почему мы повторяем одно и то же? По той же простой причине. Нам нужно что-то неизменное. Нам нужен якорь в этой жизни. Мы устали все время жить в этом мире, постоянно меняющемся. Марк Аврелий : "Пытаться найти счастье в славе, почестях, богатстве, это все равно что влюбляться в пролетающих птиц". Но не успели вы влюбиться, а она уже пролетела. Также и мы пытаемся схватить что-то в этом мире, пытаемся ухватиться за что-то, но как только мы схватываем это, это улетает от нас. 
   Шрила  Прабхупада говорит, что человек, который не уделяет время для постижения самого себя, его ожидает поражение. Он оказывается сраженным суровыми законами мат природы, которые подойдут и скажут: Хватит, переселяйся в другое тело. Люди не могут понять и смириться с этим. 
Поэтому Бхагавад Гита и дух писания снова и снова настаивают на этой истине: познай себя. Попробуй найти опору в чем-то вечном и неизменном. И вечное неизменным является душа и ее отношения с Богом. Только это имеет какой-то смысл в этом мире. Постичь мы это можем из священных писаний. Только Веды нам это раскрывают. В ведической культуре человека учат уважать всех, кто дает нам это знание. Мы получаем знание от матери, отца, потом из Вед. И в ведической культуре Веды называются матерью, потому что они кормят человека. В Ведах написано все, как жить, чтобы жить счастливо в этом мире. Когда человек чувствует, что кто-то его кормит… Как ребенок любит мать. Почему ? Она его кормит. Он знает, что зависит от матери, поэтому мать может сказать все, что угодно. Ребенок поверит. Также Веды объясняют человеку как он должен жить в этом мире, чтобы был счастлив, что делать , чтобы кормиться. Когда человек следуя по ведам, обретает доверия. Веды нужно для того, чтобы сказать человеку, кто его отец. Также и мать начинает рассказывать об отце. Ребенок еще до конца не понимает, но услышав от матери, он принимает это. 
  Также Веды говорят человеку: "Ты душа". И единственный источник это Веды. Шрила Прабхупада говорит, что очень разные писания говорят о душе. Но там говорится очень расплывчато, не очень понятно, как она возникает. Есть писания, которые утверждают, что душа возникает в момент зачатия. Есть категория религиозных людей, которые говорят, что душа вечная, но она в какой то момент возникает. Они говорят, что она возникает в момент зачатия. Она создана Богом. Один художник рисовал душу, ему нужно было нарисовать процесс сотворения мира. Он нарисовал душу и душа у него получилась как колобок с глазами и с крылышками. Некоторые священные писания говорят о душу, но всю науку о душе , о ее обязанностях понять трудно. 
Есть даже те, которые понимают , что душа есть. Они приходят на возвышенные собрания, но при этом они путают душу и Сверхдушу. К нам приходили люди, которые последователи учителя в Тибете, который много лет медитировал на душу. Женщина, которая пришла, рассказывала как нужно медитировать. Я спросил: Зачем все это нужно? - Как. Чтобы стать Богом. - А что вы потом будете делать? - Вселенную сотворю. – Зачем творить вселенную? Чтобы там появились такие же самонадеянные души, которые попытаются свергнуть вас с вашего места. Может не стоит творить вселенную. Если вы уж стали Богом, то этим и довольствоваться.
Есть люди , которые знают элементы дух знания. Но люди очень редко понимают это знание, разложенное по полочкам, они редко понимают, что они должны делать, если они душа. Один преданный рассказывал, что к нему пришла налоговая, все конфисковала, жена ушла. У него появилось время подумать о Боге. Шрила Прабхупада объясняет, что чтобы постичь душу, нужен аскетизм. Пока человек погружен в удовольствие, у него не остается время. Столько важных дел, какой там о душе. Когда на пенсию пойду. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что человек должен быть немного аскетичным. И у этого человека получился период вынужденной аскезы. ОН стал читать различные писания, ему все нравилось. И тут хорошо, и там. В любой книге есть что-то, что очень западает. Когда я первый раз прочел Бхагавад Гиту, то на меня большое впечатление произвел этот стих. Я думаю, говорю , но ничего не понимаю. Также и у него, он слушал, думал, говорил, читал, и все ему нравилось. Мы можем видеть, что каждый пытается перетянуть к себе. Наше учение самое лучшее и правильное. Было заметно на этом конгрессе всех религий. Люди выходили на сцену: Мы должны дружить, но все таки все должны думать, как мы думаем. Но проблема для него заключалась в том, что после того, как он все это читал, он не мог понять. Может, это все так, но что я должен делать? Бхагавад Гита отличается тем, что не просто задается аксиома, но дальше эта аксиома превращается в теорему. Дальше идут выкладки, кто такой Бог, что такое душа, каковы мы обязанности по отношению к Богу. Ответ очень простой. Что нужно делать? 
  Кришна играет. Это естественное состояние духа. Человек играет. Это его естественное состояние. Это состояние души. Все ,что люди делают, они играют в песок, потому что он уходит из под пальцев. Мы пытаемся построить империю из песка. Но рано или поздно наступит конец. Но мы напрасно проводим здесь время. Наша вечная обязанность играть с Кришной. Он нас призывает в духовное  царство. Каждый шаг танец, каждое слово – песня. Каждое мгновение никогда не становится прошлым. 
Этот мир делиться на прошлое настоящее и будущее. Настоящее занимает маленькую часть нашей жизни. Один философ сказал, что человек живет настоящим моментом, когда его душат. Все остальное время мы думаем о прошлом или будущем. Но дух мир это вечное настоящее. Когда человек постоянно переживает вечную любовь к Кришне. Это удивительная вещь, состояние, к которому мы должны вернуться. В конце концов, нужно разочароваться в матер играх и вернуться в игры духовные. Это все.
Но так как люди слушают об этом, говорят об этом, люди пытаются постичь, но это остается тайной , загадкой. Они не могут ничего понять. Поэтому пришел Г. Чайтанья. Они увидел людей, которые не способны ничего понять, увидел, как деградация будет происходить очень быстро.
  Если человек хочет понять что-то о духовной природе, человек должен совершить множество жертв. Человек должен обладать аскетичностью и жертвенностью. Это предварительное условие глубинного духовного понимания. Но Г. Чайтанья понимал, что мы не способны на жертвы, на аскезы. Единственное , что нас выручает – это повторение Харе Кришна маха мантры. Так или иначе, если человек повторяет, то это заложит семечко духовного  знания в его сердце. Он пришел и просто дал нам святое имя. Вначале вы будете повторять Св имя так, что Кр не будет слушать вас. Потому что повторяя Св имя , вы будете думать о чем-то другом. 
  Иногда ребенок хнычет слегка. Мать знает, что ничего особенного. Просто хнычет себе. Но когда ребенок вдруг удариться или что-то другое, он начинает орать. Мать знает, что нужно пойти и помочь. Это искренний призыв. Также и Г. Чайтанья дал нам мантру и сказал, что повторяйте, пока гром не грянет. Пока гром не грянул, то можно повторять и читать газету , смотреть ТВ. Как есть пословица гром не грянет – мужик не перекрестится. Мы можем переделать. Пока гром не грянет, мужик не прочитает мантру. Пока что-то не произойдет, человек не может искренне говорить, но если он учиться, пытается помнить о Боге, пусть даже плохо, в какой то момент, Кришна сделает так, что мы искренне воззовем к нему. Когда мы произнесем эти самые слова, которые мы привыкли говорить не очень искренне, в этот момент Кришна услышит нас, когда мы воззовем искренне. 
Повторяйте мантру просто так, хуже не будет. В какой то момент мантра вас спасет. В какой то момент вы поймете, что Бог ждет вас, зовет вас.

  Итак, душу сложно понять, поэтому не пытайтесь понять все до конца, а попытайтесь принять то, что Кришна говорит в Бхагавад Гите, Шримад Бхагаватам. Попытайтесь повторять Харе Кришна и в какой-то момент Кришна придет. Это не просто теоретическая концепция, сказка, а это реальная сила, которая движет нашей жизнью. 

Комментариев нет: