Другие лекции по теме "Бхагавад Гита"
Первые стихи делают обзор армий. Нужно осмотреться. Когда мы попадаем на поле дхармы, то нужно осмотреться, нужно увидеть некоторые вещи. Зачем нужна дхарма кшетра, поле дхармы? Чтобы увидеть себя. Чтобы углубить свое видение и понимание. Н-р, мы знаем, что Санджая и Дхритараштра не находились на поле боя. Они были в стороне и физически они не могли видеть, что происходит на поле боя. Но, тем не менее, мы знаем, что один из них видел, а другой не видел. Один по милости Вьясадевы мог видеть эту битву своим внутренним зрением. И поле дхармы позволяет нам увидеть многие вещи такими, какие они есть на самом деле. Это точно также как на белом полотне какая-то грязь и нечистота становится более проявленной. Когда мы приходим в чистое место, то мы начинаем разоблачать себя. Или нас там могут разоблачить. Прабхупада говорит, что эти словами Дхритараштра разоблачает себя. Он показываеют свою привязанность.
Это поле Курукшетра знаменательно тем, что каждый, кто оставить тело на этом месте, может попадать на райские планеты. Каждый кто участвовал в этой битве по меньшей мере ушли на райские планеты, независимо от его грехов и добродетелей.
В прошлом Курукшетра была известна как Брахмакшетра, Бхригукшетра, Арьяварта, Саманта Панчака. Название Курукшетра появилось в память о деяниях царя Куру. В Махабхарате рассказывается о том, как царь Куру, выдающийся предок Пандавов, превратил этот район в важнейший центр духовной культуры. Царь Куру приехал сюда на золотой колеснице, из золота которой изготовил плуг. Затем он одолжил быка у Госопода Шивы и буйвола – у Ямараджи и начал пахать. Тут появился Индра и спросил Куру, что тот делает. Куру ответил, что подготавливает почву для взращивания восьми религиозных добродетелей: правдивости, йоги, доброты, чистоты, благотворительности, способности прощать, аскетизма и целомудрия.
Индра предложил царю исполнить любое его желание. Куру ответил, что хочет, чтобы эта земля всегда оставалась святым местом, названным в его честь, и чтобы любой, кто умрет здесь, .попадал бы в рай, независимо от его грехов и добродетелей. Услышав эту просьбу , Индра рассмеялся.
Но неустрашимый Куру продолжал совершать суровые аскезы и пахать землю.
Постепенно он склонил Индру на свою сторону, но у остальных полубогов все еще оставались сомнения. Они считали , что смерть без жертвоприношений не может гарантировать место в раю. Наконец Куру и Индра договорились: Индра впустит в рай любого , кто умрет здесь во время боя или совершения аскез. Так Курукшетра стала местом сражений и благочестивых поступков.
Каждый мог получить благо на этом поле. И Дхритараштра беспокоился не повлияет ли это место на желания его сыновей. Потому что когда мы приходим в Святое место, то мы можем успокаиваться , попадать под влияние.
Чтобы объяснить, почему Арджуна оказался во власти скорби и иллюзии, рассказчик "Махабхараты", ученик Вьясадевы, Шри Вайшампаяна, обращаясь к своему слушателю Джанамеджае, начал раздел "Бхишма-парва" со слов дхритараштра увача. Дхритараштра спросил Санджаю: "О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, желая сразиться друг с другом, собрались на поле Курукшетра?" Здесь может возникнуть вопрос: "Дхритараштра уже упомянул, что его сыновья и Пандавы встретились с единственной целью – сразиться друг с другом, зачем же он спрашивает "что они стали делать"?" Ответ заключается в словах Дхритараштры дхарма-кшетре, "на земле дхармы". В шрути сказано: курукшетрам дева-йаджанам — "Курукшетра – это место, где полубоги совершают жертвоприношения". Поэтому Курукшетра известна как поле дхармы, и под его влиянием гнев безбожников, или противников дхармы, подобных Дурьодхане, мог утихнуть, уступив желанию следовать дхарме. Что касается Пандавов, то они и так от рождения всегда ей следовали. Под влиянием святого места противники могли бы понять, что братоубийственная война не принесёт им ничего хорошего, и это подвигло бы их заключить мир. Дхритараштра делал вид, будто очень заинтересован в мирном исходе спора, но сам вовсе не хотел этого. Он считал, что, если будет заключен мир, Пандавы останутся серьёзным препятствием на пути его сыновей. Дхритараштра думал: "Воинов, сражающихся на моей стороне, — Бхишму, Дрону и других — не может победить никто, даже Арджуна. И раз победа нам обеспечена, то лучше затеять сражение". Но окружающие не могли знать об этих тайных помыслах Дхритараштры.
Здесь используется слово желание. Чтобы увидеть желания, нужно посмотреть на себя немного со стороны. Когда мы живем в этих желаниях, то мы настолько сливаемся с этими желаниями, что перестаем отличать себя от них. Как рыба, которая живет в воде, не замечает воды. Здесь получается я – желание. Обычно мы говорим мое желание. То есть есть я и есть мои желание. И на чистом фоне происходит разделение этих вещей. Мы начинаем видеть себя и свои желания. И мои желания, порой, не относятся ко мне как к душе. И второй момент, который мы можем увидеть, это то, что мы должны увидеть, как эти желания разрушают наши отношения. Потому что у меня одни желания, а у кого то другие желания. В пословном переводе упоминается мои сыновья и сыновья Панду. Дхритараштра разделяет эти моменты.
2/ С самого начала Прабхупада говорит в комментарии, что духовное знание нужно получать от личности, которая не имеет корыстных желаний. Из Махабхараты мы можем видеть, что Дхритараштра до конца так и не смог смириться со своей судьбой слепого человека. Внутри он никогда не соглашался с этим, поэтому он надеялся,что сможеть как-то утолить своё чувство через своего сына. Сын считается продолжением отца. И Прабхупада объясняет, что был некоторый диспут относительно того, кому-же сидеть на троне. Трон достался Панду, и когда Панду умер, то был заговор. Дхритараштра думал, что это мое государство, я , конечно, не могу его получить. Но мой брат умер, поэтому если не я унаследую его, то почему бы это не сделать моим сыновьям. Это политика. Политики всегда ревнуют и завидуют. Нельзя этого избежать. В духовном мире все наоборот.
Прабхупада цитирует Чанакия Пандита, что женщинам и политикам доверять нельзя. Женщин не ставили на важные посты, поскольку могли попасть под влияние чувств и эмоций.
Точно также, если человек приходит в духовную жизнь, чтобы воспользоваться преимуществами Сознания Кришны, и все, то он мало, что получит. Шрила Прабхупада пишет, что из Бхагавад Гиты можно получить все, что есть в других писаниях, и даже то, чего в других писаниях нет. Но что нужно сделать? Перестать быть дипломатом, перестать завидовать, тогда все знание откроется.
Пр говорит, что даже на райских планетах есть политика, даже в животном царстве есть политика.
Маханидхи Свами пишет про 10 оскорблений. Посмотреть 1 и 2 оскорбление!!!!!!!!!
И даже между членами семьи. Как, например, в этом случае.
Движение Сознания Кришны предназначено для людей, которые хотят избавиться от зависти. Мы обучаем людей тому, как перестать завидовать. Поэтому в 1 песне Шримад Бхагаватам в самом начале сказано, что все ложные, обманные религиозные принципы полностью исключены. Любая религиозная система, если там есть ревность, зависть, это не религия.
В Шримад Бхагаватам объясняется, что существует 4 основных религиозных принципа. Если эти принципы нарушаются или игнорируются, тогда такая религия становится обманной религией. Милосердие, аскетизм, чистота и правдивость – это своего рода критерии.
Что такое ревность? Если ты владеешь чем-то, и я не позволяю тебе пользоваться этим, то это ревность.
Шрила Прабхупада дальше говорит. У каждого, кто родился есть право находится, жить под защитой государства. Государство должно предоставлять безопасность жизни и собственности граждан. Другими словами, говоря языком религиозных принципов, у каждого есть право на милость. Это первый религиозный принцип – милосердие. Бог ко всем равно относится, и царь, как представитель Бога, тоже должен всех защищать.
Мы можем увидеть эту схему в динамике. Человек нарушает право других жить, существовать. Это находит отражение в принципе мясоедения. Следующий момент состоит в том, что поскольку человек не хочет делиться и служить, он начинает забывать про свою природу, он перестает различать ее. Где выгодно, там и будем. Он начинает обманывать и запутывается в этом обмане. Возникает сильное чувство неуверенности, разочарованния, неудовлетворенности. Чувства выходят из- под контроля, ищут какого-нибудь счастья, начинают принимать интоксикации, человек устремляется в свои грезы, компьютеры, потому что не может жить настоящим, не может получать счастье здесь и сейчас. Это принцип аскетизма нарушается. И дальше человек разрушает чистоту, или верность, преданность. Это главное духовное качество. Он идет против принципа любви. Это означает, что мы начинаем смотреть на других как на тело, мне нужно только тело. И поэтому я мешаю другому человеку развиваться как личность, мешаю проявить себя как личность, которая может любить. В каждой душе заложена эта потенция. Также не принимая судьбу, сражаясь с ней, я разрушаю возможность развивать отношения с Богом. Потому что судьба – это форма проявления отношения Бога к нам. Это, может, не личные отношения, это отношение через закон. Также если мы отрицаем любовь родителей, то мы не даем также проявить их родительские чувства. Отрицая любовь женщины, мы не даем проявиться в ней женственности, материнства.
Современные политики завидуют. Как же они могут защищать своих граждан, подданных?
« Мощь оппозиции» Индр Свами.
Я вернулся назад в Европу в начале мая и встретился с Джаятамом дасом и Нандини даси для того, чтобы обсудить летний Фестиваль Индии на польском туре. весь год у нас уходит на организацию 50 фестивалей, включая Вудстокский, которые мы проводим вдоль балтийского побережья. В целом, фестивали собирают 750 тысяч человек.
Последние недели перед первым фестивалем всегда беспокойные. В этом году мы столкнулись с препятствиями в получении специальных виз для 200 русских и украинских преданных. Им были необходимы Шенгенские визы, которые позволяют владельцу въезжать в Европейский союз и посещать большую часть стран в течение трех месяцев. Но чтобы ее получить, человек должен был иметь работу, счет в банке, и рекомендации.
Это представляло проблему, поскольку большая часть из этой русской и украинской группы жила в храмах. Мы должны были вести переговоры на высшем уровне, включая встречи с представителями Министерства Иностранных дел Польши, для того, чтобы прийти к решение проблемы. Проблема разрешилась только за день до первого фестиваля, и преданные получили визы с большими уступками.
« Это стало возможным благодаря тому, что мы имели хорошие письменные отчеты проведенных культурных программ на протяжение всех 20 лет,»- сказала мне Нандини.
Содействующим фактором была поддержка нового индийского посла в Польше, который стал нашим добрым другом, после того, как он дал хорошую оценку деятельности ИСККОН и проявил глубокую заинтересованность , содействуя нам в распространении ведической культуры в этой стране.
« ИСККОН является культурным послом Индии во всем мире,» - сказал он Джаятаме и Нандини.
Он предложил позволить Индийскому посольству быть официальным покровителем тура в этом году. Заручившись дипломатической поддержкой, мы продолжили дело с новым энтузиазмом, разместив индийский флаг на наших новых постерах и приглашениях.
Несмотря на поддержку, мы , тем не менее , столкнулись с обычной оппозицией. Готовясь к туру, Нандини связывалась с городскими советами в тех городах, где предполагалось проведение фестивалей. Большинство доброжелательно приглашали приезжать к ним снова, сообщая , что многие люди спрашивают их о том, когда планируется фестиваль Индии в их городе в связи с тем, чтобы они могли спланировать их отпуска. Но в одном городе перед нами возникла проблема, и это было уже не первый раз.
Это один самых крупных городов вдоль побережья, население которого увеличивается в сотни или тысячи раз во время летнего сезона. Это один из самых наших больших и престижных фестивалей. Несколько месяцев назад Нандини обратилась с просьбой провести фестиваль в большом парке в центре города. Нас уверили, что никаких проблем не будет. Но позже в мае Нандини получила сообщение от совета о том, что в парке в течение всего лета будет распологаться ярмарка ручных работ.
« Это проблема всего побережья, - сказала мне Нандини по телефону, пока я был в Америке. - С трудом можно провести какое- то культурное событие. Все становятся бизнесменами. Практически поздно искать какое-то другое место в это время, но я собираюсь попробовать поискать на побережье».
« Прибрежная часть это самое престижное место из всех», - сказал я. –« Если мы не можем получить парк, то как мы, в конце концов, сможем получить место на побережье?»
Всякое гулянье на побережье является важным событием в городе во время летнего периода. И хотя прежде мы проводили здесь фестивали, мы знали, что большинство высокопоставленных городских чиновников настроены против того, чтобы мы размещались на побережье снова.
Нандини связалась с властями по поводу проведения мероприятий и спросила есть ли какие-нибудь свободные выходные. « Поразительно, что вы позвонили в этот момент».- сказал он.- « Место обычно забронировано на месяцы вперед, но буквально 15 минут назад поступил отказ на 5 и 6 июля. Если хотите, то можете взять эти даты».
Нандини не могла поверить своим ушам. « Это один из лучших летних уикэндов»,- подумала она, и потому с большой радостью согласилась. Ей сказали , что в совете можно будет зарегестрироваться и что она может подписать контракт с властями в офиссе через две недели.
Нандини решила, что пока она будет с визитом в городе, она может встретится с мэром, чтобы поговорить по поводу тех курортных мест на побережье, которые ставят бизнес выше культуры, и она договиралась о встрече.
Недавно избранный мэр уже был знаком с Нандини. Три года назад он был директором самой крупной школы в городе. Он услышал о нашем фестивале от студентов и сам пришел посмотреть. Он страдал от хронической болезни и его интересовала наша аюрведическая палатка.
Он простоял длинную очередь к преданному, который давал консультации по Аюрведе, но так и не дождался, поскольку фестиваль закончился. Он стоял в растерянности и подошел к Нандини, которая стояла неподалеку. В тот же вечер она устроила консультацию с врачом в доме директора.
Было 11 вечера, когда они прибыли, но он ждал их с большим нетерпением. Они проговорили с ним всю ночь. Нандини и врач воодушевляли директора жить более простой жизнью и оставить некоторые свои дурные привычки. Он принял их советы и постепенно излечился. В этом году он балотировался на пост мэра и выиграл. Он все еще был признателен преданным.
Через две недели Нандини поехала на север, чтобы подписать контракт на место на побережье. Чиновник оформляющий бумаги встретил ее с большим энтузиазмом. « Все в порядке», - сказал он.- « Я как раз ожидаю последнюю бумагу из городского хола. Пожалуйста, прийдите через полчаса».
Когда она вернулась, то поведение чиновника изменилось. « Извиняюсь», - сказал он. – « Произошли некоторые изменения. Совет отменил ваше событие, поскольку на эти числа назначен футбольный матч».
« Как это возможно?» - сказала Нандини. – « Вы мне сказали две недели назад, что место свободно и вы зарезервило его для нас».
Мужчина посмотрел на нее свысока. « Сожалею, - сказал он. – Но ничего поделать не могу. Совет принял такое решение».
« Я сообщу об этом известии мэру», - подумала она. – « По милости Кришны мне назназена встреча с ним через 90 минут».
По пути она позвонила мне и сообщила о сложившейся ситуации. « Выглядит не все так хорошо, - сказала она, - но я пытаюсь».
Направляясь к городоской администрации, она зашла домой к одной старой подруги, которая связалась с Советом.
« Это правда, что вы говорите, - сказала женщина. – Совет все меньше и меньше отдает предпочтение культурным мероприятиям в летний сезон. Они распределяют все важные места коммерческим предприятиям. Я вам скажу кое- что еще. На последнем заседании Совета обсуждения шли по поводу вашего фестиваля. Была большая оппозиция. Поэтому Совет вынес решение против вашего фестиваля в этом году. Когда решение было принято, один из старших членов Совета застучал своими кулаками по столу и сказал: « В нашем городе никогда больше не будет Фестиваля Индии».
« А мэр там был?» - спросила Нандини.
« Нет, он отсутствовал, - сказала ее подруга. – « Не все, конечно, были довольны этим решением. У вас здесь достаточно людей, поддерживающих вас, но ваши противники занимают более сильную позицию».
Затем Нандини отправилась на назначенную встречу с мэром, где ее поприветствовал секретарь и сопроводил в кабинет мэра.
« Это хорошая новость, что вы проводите ваш фестиваль на побережье в этом году», - сказал мэр.
« Фестиваль отменили», - сказала Нандини, сдерживая свой гнев. – « Сначала нам отказали в просьбе провести фестиваль в парке, а сейчас и вовсе отказали его проводить».
« Отменили?»- сказал мэр. – « Кто отменил фестиваль?»
« Совет», - ответила Нандини, повышая тон своего голоса.
« Но я глава Совета, и меня не проинформировали,» - сказал мэр.
Он повернурлся к секретарше. « Вы когда-нибудь посещали фестиваль Индии?»- спросил он. «Да, господин мэр», - сказала она. –«Посещала».
« И что вы думаете об этом?» -спросил он.
На мгновение повисла пауза. « Это чудесное мероприятие,» - сказала она с большим вдохновением. – « Жителям нравится этот фестиваль, особенно детям. Они всегда ждут его.»
« Спасибо», - сказал мэр.
Он выждал момент, а затем посмотрел на свою секретаршу. « Пригласите заместителя ко мне в кабинет», - сказал он.
Через пять минут заместитель мэра и представитель Совета появилсь в оффисе мэра. Не представив Нандини мэр быстро переговорил с заместителем, а затем откинулся на спинку кресла. Он спросил представителя Совета : « Вы когда- нибудь посещали Фестиваль Индии?»
« Да, конечно,» - ответил он, - несколько раз».
« И как, вам понравилось?» - сказал мэр.
« Очень», - ответил он. – « Я жду его каждое лето».
Заместитель мэра казался обеспокоенным.
Мэр повернулся к нему. « А вы господин Заместителя Мэра, были когда-нибудь на Фестивале Индии?»
« Да, Господин Мэр», - ответил заместитель.
« И каково ваше мнение?» - спросил мэр.
« Это ужасно», - сказал заместитель. - «Мы никогда не позволим, что подобное событие вновь опозорило наш город».
Затем мэр представил Нандини. « Это Агнезска», - сказал он. – «Она отвечает за организацию мест для Фестиваля Индии вдоль побережья. Только что она сообщила мне, что фестиваль, для которого были зарезервированы места на побережье на первые числа июля, был отменен Советом сегодня утром».
Заместитель потупил взгляд.
Мэр выдержал небольшу паузу и спросил: « У вас есть какие-то идеи по поводу того, кто мог отменить это событие?»
Заместитель заерзал, почувствовав себя немного неловко. « Я отменил фестиваль, Господин Мэр», - сказал он.
Мэр пододвинулся к нему ближе. « И ни с кем не посоветовались?»
«Да», - ответил он, - « ни с кем не посоветовался».
« Тогда позвольте вам сказать», - сказал мэр, - «Я хочу вновь утвердить этот фестиваль на побережье в программе на 5 и 6 июля. Это абсолютно точно, Господин Заместитель Мэра?»
Заместитель сжал свои кулаки. Он бросил гневный взгляд на Нандини, а затем снова посмотрел на мэра. « Да, Господин Мэр», - сказал он.
Заместитель встал « Позвольте мне попросить прощение, сэр?» - сказал он.
« Вы прощены», - сказал мэр.
Мэр повернулся к Нандини. « Надеюсь, что фестиваль пройдет с большим успехом», - сказал мэр.
Нандини улыбнулась мэру. « Мы надеемся, что Индийский посол будет нашим почетным гостем на фестивале», - сказала она. – « И если он будет присутствовать, то дипломатический этикет требует там и вашего присутствия. Если это будет действительно так, тогда я могут быть уверена, что фестиваль действительно будет успешным».
Через час Нандини позвонила мне. « Гуру Махарадж»,- сказала она, -« у нас есть место на пляже в первые выходные июля».
« Поразительно!» - воскликнул я. – « Как это тебе удалось?»
« Это была милость Кришны», - ответила она.-« Других объяснений нет».
Шрила Прабхупада пишет:
« Если проповедники в нашем Движении СК являются искренними преданными Кришны, тогда Кришна будет всегда рядом с ними, поскольку Он очень добр и благоприятно настроен по отношению ко всем Своим преданным. Также как Арджуна и Кришна одержали победу в битве на Курукшетре, так и это Движение сознания Кришны непременно будет победоносным, если мы будем продолжать оставаться искренними преданными Господа и служить Ему в соответствии с теми насавлениями, которые оставили для нас предыдущие ачарьи... Если мы попытаемся применить это со всей серьезностью в нашем обществе, то это будет иметь успех. Нет необходимости объяснять, как это случится, с мирской точки зрения. Но несомненно, это произойдет по милости Кришны.
( Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 4.79, ком. )
3. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в комментарии к этому стиху.
Здесь словом кшетра в словосочетании дхарма-кшетре богиня Сарасвати указывает на особый смысл слова дхарма. Махараджа Юдхиштхира, само олицетворение дхармы, и все его сподвижники подобны всходам зерна на рисовом поле, а их хранитель, Бхагаван Шри Кришна, подобен земледельцу. Всяческую помощь, которую Кришна оказывает Пандавам, можно сравнить с орошением полей и постройкой ограждений, сохраняющих влагу, а Кауравов во главе с Дурьодханой – с тёмными сорняками шьяма, что вырастают на рисовом поле. И точно так же как земледелец, пропалывая рисовое поле, уничтожает эти сорняки, Шри Кришна должен уничтожить Дурьодхану и остальных Кауравов, чтобы избавить от них дхарма-кшетру, или землю дхармы.
Важный момент. Что значит честная позиция? Здесь говорится, что чтобы выполоть сорняки нужен кто? Нужен Кришна, нужна дхарма и нужен гуру. Иногда люди говорят: Зачем принимать гуру? Потому что если мы не примем гуру, то сможем мы увидеть где сорняки, а где культура. Даже если сможем, то мы никогда не соберемся их выкорчевывать. Духу наше у нас не хватит. Потому что это все живет в нашем сердце. В Кали югу демон и преданный могут жить в одном сердце. Нужна чистая среда, чтобы увидеть там грязь. И хуже всего, когда человек под именем чистых идеалов начинает проповедовать свои собственные желания.
По сути дела, всего три сорняка. Вожделение, гнев и жадность. Чанакия Пандит определяет человека, который видит вещи в правильном свете по трем моментам: женщины, собственность и другие люди. Это соответствует вожделению, жадности и гневу.
Теперь если вожделение увеличить, то как это отразиться на нас и будущем поколении? Это будет приводит к сосредоточенности только на сексе, сильная ревность. То есть если мы гуляем, то дети будут сосредоточены на сексе, ревность. И психические расстройства. Это Лазарев эти вещи глубоко копает. Если мы сосредоточены на чужой собственности, то это приведет к усилению зависти у нас и у детей. Если сосредоточены на разрыве отношений с другими, это высокомерие, чувство превосходства, то нас будут лишать уверенность, разума, будут унижать, мы будем в подчиненном положении находится.
Если не хотим принимать судьбу, то начинаем разрушаться, уходить память. Механизм саморазрушения. Мы же не хотим об этом думать. Если страх за будущее, то что происходит? Будущее – это ведь наши дети. Настоящее – это мы сами. И прошлое – это наши предки, родители.
Лазарев описывает ситуацию, когда он прилетел в Японию. И в Токио было небольшое землятресение. И у него возникло чувство страха за будущее и неприятие судьбы. Это причина экономического рывка Японии и повышение нравственности. Когда знаешь, что в любой момент может быть потеряно будущее и разрушена судьба, подсознательное устремление к Богу растет. Люди стараются сплотиться и объединиться. Понятие нравственности присуще коллективному сознанию. Крепкие семейные отношения, развитое коллективное сознание, готовность помогать, заботится и жертвовать – все это делало японцев подсознательно верующими.
Раньше в ответ на любой катаклизм рядовой японец испытывал не страх и сожаление , а любовь и желание помочь ближнему. Сохранение любви в болевой ситуации называется смирением. В ответ на боль не рождается ненависть, осуждение или уныние.
Комментариев нет:
Отправить комментарий