понедельник, 15 июня 2009 г.

БГ 1.24-26

Арджуна попросил вывести колесницу между двумя армиями. И Кришна, который знал, что происходит в уме Арджуны, сказал: «Хорошо, я покажу тебе. Ты хочешь посмотреть на тех, кто собрался здесь. Если ты до сих пор не знаешь, кто собрался, то я покажу тебе всех». И он ставит колесницу между двумя армиями и Арджуна видит всех , кто собрался там. Он видит, что там находится Бхишма, Дрона. Кришна поставил колесницу прямо перед Бхишмой и Дроной. Сначала Арджуна увидел их, а потом всех остальных: родственников, братьев и т.д. В этот момент Кришна уже знал, какую реакцию это вызовет у Арджуны.
Если мы поставим себя на место Арджуны, то можно понять, что задача, которая стояла перед Арджуной была далеко не простая. Все ведическое общество было основано на совершенно иных принципах, чем сейчас. Одним из основных принципов этого общества было то, что связи между людьми поддерживались очень прочные, связи регулировались. Каждый человек находился в определенных отношениях с другим человеком и по правилам этикета с молоком матери он всасывал уважение к другим людям. Все это общество было тесно связано. Эти родовые связи , которые практически отсутствуют в современном обществе, и которые в зачаточном состояние остались в каких то архаических обществах, были очень сильны в ведическом обществе. В этом был глубокий смысл, потому что изначально человека приучали уважать других. Человек изначально рождался не сам по себе. Ему очень трудно было считать себя центром вселенной. Он рождался в определенных отношениях с другими людьми, и он знал, что у него есть долг по отношению к этим людям: матери, отцу, духовному учителю, братьям. С каждым человеком его связывали определенные отношения, долг. Более того, отношения были настолько личностные, что даже царь практически знал всех людей, которые жили в его государстве.
Н-р, когда Пандавы, когда были изгнаны в первый раз в Варанавату, когда Дурйодхана решил поджечь их в смоляном доме, они были вынуждены уехать из Хастинапура, и Варанавата была их временной провинцией. Дхритараштра выделил им это место для правления.
Первое, что они сделали, они пошли в дома жителей. Сначала они пришли к домам брахманов, потом кшатриев и т.д. Они зашли в каждый дом, они познакомились с каждым из них, они сказали здрасте, поклонились друг другу. Хотя они были царями , они были там. Изначально человек в этом обществе был связан множеством нитей с этими людьми, его связывали отношения любви с разными людьми.
Тут Арджуна видит всех этих людей, с которыми он с детства был связан, которых он привык уважать, и он должен был всех этих людей убить. Не мудрено, что у него помутился разум. Он с каждым из этих людей, которых Шрила Прабхупада упоминает здесь, был тесно связан. Н-р, Ашваттхама. Это был сын Дроны. Мы знаем из первой песни, когда Арджуна срезал камень с головы Ашваттхамы. Но когда они учились в школе у Дроны, то Ашваттхама был один из лучших друзей Арджуны. Дрона очень любил Арджуну , поэтому он привел Ашваттхаму к Арджуне, и сказал, что это твой друг, ты должен служить ему, как только можешь. Они были очень хорошими друзьями. Ашваттхама в этой школе играл роль темпл командера. Он заботился о всех. У него был приказ от Дроны, не кормить никого,если кто-то возвращался в ашрам после захода Солнца. Так как Дрона часто посылал Арджуну в разные походы, то Арджуна часто приходил после захода Солнца, вернее Дрона сказал так: «Ты не должен никого кормить, когда уже темно». Арджуна возвращался с похода и Ашваттхама подходил и приносил ему полный поднос пищи. Этот драгоценный камень, который срезал у него Арджуна, был у Ашваттхамы с самого рождения, он был известен по этому камню. Все люди сразу определяли его по этому камню. Этот камень излучал сияние. Поэтому Ашваттхама подходил к Арджуне, приближался к нему очень близко, так что сияние рассеивало темноту и он приносил ему пищу и говорил: «Возьми поешь, пока я здесь». И он стоял там, пока Арджуна вкушал.

Первого, кого он увидел, это были Бхишма и Дрона. Его дед и учитель. Он уважал Бхишму больше всего на свете. А у Дроны он был любимым учеником. В свое время Дрона сказал: «Я обещаю тебе, что ты будешь лучшим лучником во всем мире». Дрона был так доволен прилежанием Арджуны, Арджуна очень сильно хотел научиться стрелять. Однажды , когда они купались в реке, на Дрону в реке напал крокодил.. Он схватил его за ногу и стал его проглатывать. Дрона мог защититься, но он хотел проверить своих учеников. Он закричал: «Спасите». Все растерялись. Только Арджуна схватил свой лук и в клочки растерзал этого бедного крокодила. Тогда Дрона сказал, что Арджуна будет самым лучшим лучником в мире.
Был такой случай , когда Дрона чуть было не нарушил своего обещания. Поэтому Кришна сознательно ставить Арджуну перед Бхишмой и Дроной, чтобы Арджуна прежде всего понял, с кем ему нужно сражаться. Потому что Кришна хочет, чтобы эта иллюзия напала на Арджуну. Он спровоцировал это, потому что он мог ведь поставить эту колесницу перед Дурйодханой. Арджуна подумал бы: «Ладно, этот негодяй сделал столько плохого. Надо его проучить. Но Кришна ставит колесницу бхишма дрона прамукхатах – прямо перед лицом Бхишмы и Дроны. Они видит их и понимает, что он должен убить их. Надо понять до какой степени уважение к старшим культивировалось изначально в таких людях. Там практически не было фамильярности. Н- р, Пандавы рождались через год. И если младший брат встречался со старшим, то они кланялись друг другу. Вообще они перед всеми старшими кланялись. Изначально это общество было построено на уважении. В каждом человеке воспитывалось уважение к другому, чтобы снизить зависть , которая живет в сердце каждого живого существа. Почему современное общество настолько хаотично и почему люди не могут найти общего языка друг с другом? Потому что зависть, которая есть в сердце, с нее снята узда. Но там она изначально обуздывалась отношениями уважения. Они видели старших, поэтому кланялись им. Даже до сих пор в Индии, если младший встречается со старшим, то он кланяется ему и слушает его.
( продолжение следует)

Комментариев нет: