От Биробиджана до Сусумана (Июнь-Июль)
Биробиджан: Приехав в Бирик, преданные по обычаю заехали в местное отделение милиции и попытались предупредить о наших планах. Тамошние полицаи оказались совершенно невежественными людьми и к тому же демоничными. Думая, что обладают безграничными полномочиями, они попытались наехать на преданных и предотвратить проведение санкиртана-ягьи, но, благодаря юридической подкованности Нанда Кумара и Вамшигопала, а также непосредственной помощи Махабаларамы прабху, преданные отвоевали право воспевать и распространять книги Прабхупады на территории Биробиджана. С тех пор Нандаджи зарёкся больше не заезжать в ментовки. Да и действительно для проведения собраний не нужно даже никого уведомлять. А у нас почти каждый день проходят такие весёлые собрания. Таким образом, оставив змеиную нору этих негодяев, они доблестно исполнили свои обязанности и добились успеха. После напряжённо-экстатичного дня бхакты заночевали на берегу местной речки в палатках. Наутро обнаружили, что Виталика и Нанда Кумара покусали клещи, но милостью Кришны никто не умер и не заболел, ведь того, кого защищает Кришна, никто не сможет убить, даже клещ Следующим пунктом стал посёлок Екатеринославка, который в этом году добавился к списку населённых пунктов, подлежащих зачистке (от невежества, то есть, проповеди)
Екатеринославка: В этом посёлке преданные остановились у матери нашего Жеки. Днём вайшнавы традиционно провели киртан и распространили какое-то количество книг. Я в это время был в Хабаровске и Вамшигопал рассказал мне по телефону о двух лилах, которые произошли здесь. Воспеванием преданных привлеклись молодая девушка и её мать. Девушке было лет 17, и она в великом блаженстве больше часа слушала, как мы поём святые имена Кришны. Всё это время улыбка не сходила с её лица, а через некоторое время она даже заплакала, такие эмоции охватили её при контакте со Святым Именем. Так на самом деле и должно быть. Шукадева Госвами говорит: «Если, сосредоточенно повторяя Святое Имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо». ШБ 2.3.24
За всё это время мать этой девушки, которая хотя также испытывала положительные эмоции в связи со слушанием Святого Имени, всё же не была настолько продвинута, как её дочь и думала, что есть дела поважнее, чем участвовать в киртане, несколько раз пыталась увести свою дочь, но та ни в какую не соглашалась. И всё же, в конце концов, пожалев маму, она поддалась на её уговоры и, после того как принесла низкие поклоны со сложенными ладонями, нехотя пошла за ней. Удаляясь от киртана и преданных, она то и дело оборачивалась и махала рукой. Бхакты успели с ними пообщаться и дать книгу Прабхупады. Мать и дочь сказали, что они ищут истину и потому не интересуются жизнью обычных материалистичных людей, которые их окружают. За это последние считают их не от мира сего и также не особо жалуют. Кто-то может их пожалеть, но Бхагаватам расставляет все точки над «и». В ней говорится, что «Слова, не описывающие величие Господа, который один способен освятить атмосферу целой вселенной, по мнению святых людей, подобны месту паломничества ворон. Совершенные личности не находят в них никакого удовольствия, ибо всегда пребывают в трансцендентном царстве»
ШБ 1.5.10
«Преданные Господа привыкли слизывать мед, находящийся на лотосных стопах Господа. Что проку в повествованиях, слушать которые - пустая трата драгоценного времени, отпущенного нам на жизнь?»
ШБ 1.16.6
«Как жаль, что несчастные люди, вместо того чтобы обсуждать описания планет Вайкунтхи, разговаривают на темы, которые оскверняют слух и помрачают разум. Те, кто отказывается слушать повествования о Вайкунтхе и предается разговорам о материальном мире, прокладывают себе путь в темнейшие районы невежества». ШБ 3.15.23 Поэтому вполне естественно, что в силу своих прошлых духовных заслуг эти личности не особо привлекаются мирской чепухой и всем сердцем тянутся к духовной энергии и её проявлениям. Мы более чем уверены, что чтение трансцендентных книг принесёт им большую радость и пользу. ▪ А в конце харинамы преданные встретили одного мужчину, майора МЧС, который также заинтересовался тем, что мы делаем, а также сказал, что у него есть товарищ, который в прошлом был кришнаитом, но потом сдулся и, забросив свою веру, вернулся к обыденному образу жизни. Ещё немного поговорив с этим человеком, преданные предложили ему съездить навестить его друга и тот согласился. Когда приехали к нему на работу, тот начал съезжать и говорить, что он толком и не практиковал, так просто было чуть-чуть интересно. Бхакты не стали настаивать, а вместо этого пригласили майора на прасад, и тот не отказался. Приехали к матери Жеки и хорошенько вкусили, а затем запели. Майор был также музыкантом и немного сымпровизировал на фисгармони. Киртан набирал обороты, и наш гость вместе с преданными пустился в пляс. В конце он от души за всё поблагодарил и прославил преданных и, откланявшись, поехал восвояси. Я думаю, что этот день оставит в его памяти неизгладимые духовные самскары, которые в будущем приведут его на путь преданности Кришне. ▪ В довершение ко всему прочему Вамши сказал, что во время сбора пожертвований бхогой они с Володей, зайдя в один большой магазин, удачно встретились с его директором, доброй и, по видимому, благочестивой женщиной, которая, после нектарной проповеди Вамшигопала, просто завалила их продуктами
Благовещенск: Я приехал в Благовещенск на поезде вместе с Гурудевом. Со мной также ехала матаджи Аня. Мы сели вечером, и через некоторое время я пошёл распространять книги в поезде. В поездах вообще берут хорошо и нормально жертвуют. Набрав Бхагавад-гит и Источников, я начал прочёсывать вагон за вагоном. Каких-то особых приключений не было, но книги взяли все. Последнюю книгу я распространил соседке Шри Виграхи прабху по плацкарту. В поезде, помимо меня, Ани и Гурумахараджа ехали ещё несколько преданных. Этой женщине мы дружно попроповедовали и у неё просто не осталось шансов на отказ Затем я нашёл вагон и номер Гурудева и тихонько постучался несколько раз, но мне не открыли, так как было уже поздно и Гурудев спал. Поэтому я сам отправился спать, а на следующее утро преданные попросили меня зайти к Гурумахараджу и попросить у него остатки гуру-прасада, что я с удовольствием и сделал. ▪ Вскоре поезд прибыл на вокзал, и мы вышли. Благовещенские преданные встретили Гурудева, а меня встретил Нанда Кумар и Жека. Домчались до апартаментов. Там были остальные члены группы, которые меня дружно поздравили с днём рождения – 12 июля. Итак, мы снова вместе. ▪ На следующий день снова идём на санкиртана-ягью. В Благовещенске всё проходит и проходило всегда гладко. Власти вообще были только рады нашему выступлению, и мы воспевали и распространяли в самом центре безо всяких проблем. Даже использовали мощную усилительную аппаратуру. В один из дней, правда, какой-то дядька с важным видом грозился положить конец «этому беспределу» и было видно, что он из каких-то органов, скорее всего, но его слова так и остались словами, так как, видимо, его никто не понял в высших кругах, когда он пришёл со своим демоничным прошением Вамшигопал с Агастьей Муни пытались ездить по базам и собирать пожертвования бхогой, но большого успеха не добились, так как преданные и так нас всем обеспечили и Кришна подумал, наверное, что это уже прайаса с нашей стороны. Поэтому без лишних усилий мы целиком погрузились в процесс воспевания и распространения книг. С нами почти каждый день выходил воспевать примерно 10-12 летний сын одной преданной, по имени Вася. Вася проявил особый интерес к распространению трансцендентных книг Шрилы Прабхупады и бегал без устали, и ко всем приставал и всё же Кришна ответил на его старания, и люди брали у него книги и благовонии, и давали пожертвования, что приводило Васю в большой восторг. Точно, чистый преданный растёт В один из дней у нас, как это обычно бывает в Благовещенске, взяли интервью сотрудники одного телеканала. Главным спикером был Вамшигопал, однако попросили также и Васю сказать пару слов. В этот моменту он немного привязался к результату и книги у него перестали брать, поэтому Вася, не долго думая, сказал с кислым лицом в камеру, что всё нормально, вот только чё-то книги люди не хотят брать. Эту передачу увидел Васин дедушка – ректор какого-то университета. Он был далеко не в экстазе оттого, что его дочь (Васина мать - Таня) стала кришнаиткой и очень стеснялся этого, видимо, на работе все об этом знали и временами подкалывали его ложное эго. Но это полбеды, теперь он собственными глазами увидел, да ещё и по телеку, что его внук тоже стал кришнаитом, да ещё и активным проповедником. Нам остаётся только вообразить трансцендентные эмоции, обуявшие дедушку Ну да ладно, просто пожелаем ему удачи. В общем, поколение санкиртанщиков потихоньку подрастает и вскоре Святое Имя Господа Чайтаньи будут петь в каждой деревне (или Урюпинске, как говорит Нандаджи) и городе этой планеты ▪ Примечательный сюжет – напротив того места, где мы воспевали, стоит киоск с мороженым. И одна мороженщица нас очень полюбила. И не просто у неё были какие-то сентимены, но она подкрепила делом свои добрые чувства и раза 3 или 4 пожертвовала нам мороженого аж по 5 литров. Причём мороженое было без всякой невегетарианской дряни. Мы, конечно, дали ей книги, за которые она ещё и пожертвовала деньгами. Вот это героиня настоящая Помимо этого преданные ещё привезли банку вишни и мы просто пировали. В один из дней к нашей сидячей харинаме подошла одна бичиха и долгое время очень внимательно и с большим вкусом слушала Святое Имя. ▪ Я остановил одну девочку и представил ей Бхагавад-гиту, послушав о славе Гиты, девочка вдохновилась и пожертвовала пару сотен. Потом она сказала, что уже брала у кого-то также на улице книгу и там через каждое слово было Бог, Бог, Бог и ей это не понравилось. Я начал подозревать, что она взяла одну из наших книг и спросил её, как называлась книга. Девочка сказала – «Учение Шри Чайтаньи» Да, подумал я, что тут скажешь, остается надеяться на чудо. Поэтому я попытался её как-то вдохновить, сказав, что в принципе тема Бога очень достойная тема и что, в конце концов, Он является высшим объектом познания и самой таинственной и интересной личностью. Так она унесла с собой Гиту. ▪ Параллельно нашей проповеднической деятельности в Благовещенске проходили публичные лекции Гурумахараджа, а также для преданных на квартире, куда мы с удовольствием приезжали каждое утро. Публичный семинар носил название «Он и она», что для группы брахмачари было не самой актуальной темой и всё же, по стечению обстоятельств, мы заехали на последнюю лекцию Гурудева в большом зале, и как раз в этот день Гурудев свёл всю подготовительную информацию о нём и о ней к важности духовной жизни и уже проповедовал прямо и о высшем Нём – Кришне, и о высшей Нёй – Радхарани, и о важности повторения маха-мантры и о многом другом нектаре, и мы с удовольствием послушали и посмотрели, как большой полный зал людей на одном дыхании слушает сокровенное послание Вед, уже, наверное, забыв обо всех семейных вопросах и знаниях. В личной беседе с преданными Гурудев позже обмолвился, что всё это знание о семье и прочих делах им на самом деле не поможет, поможет им лишь сознание Кришны Таково умение проповедника – заинтересовать людей тем, что как им кажется актуально для них и в конце концов дать им самое главное. Нет смысла годами учить людей мирскому знанию: психологии, астрологии, аюрведе и т.д., и прочему в отрыве от Кришны. В Бхагаватам говорится: «Чистый преданный, постигший науку преданного служения, никогда не посоветует невежде заниматься кармической деятельностью ради мирского наслаждения, не говоря уже о том, чтобы помогать ему в этом. Такой преданный подобен опытному врачу, который, несмотря на капризы пациента, ни за что не позволит ему есть вредную для здоровья пищу». 6.9.50 Все эти науки хороши как приправа к основному блюду – блюду сознания Кришны, да и то вовсе не необходимы. Так, какие-то азы нужны, конечно, но за деревьями лес терять нельзя, иначе это уже не чистая преданность, а карма и гьяна или йога-мишра бхакти, которое есть ни что иное как продолжение нашего материального существования, как сказал Господь Капила. Прахлада Махараджа в этом отношении говорит: «Религиозная деятельность, материальное процветание и удовлетворение чувств описаны в Ведах как три-варга, три пути к спасению. Они включают в себя образование и познание своего «Я», совершение ведических обрядов, искусство логики, знание законов и обязанностей, а также различные способы зарабатывать на жизнь. Все эти виды деятельности относятся к внешней стороне ведического знания, и потому я считаю их материальными. Духовно лишь преданное служение лотосным стопам Господа Вишну» 7.6.27
▪ За день до отъезда Гурудева из Благовещенска преданные организовали выезд на природу и, удобно расположившись на берегу речки, мы сели слушать нектар кришна-катхи. Так получилось, что мне было поручено подбирать стихи для лекций Гурудева, и в этот раз я выбрал один нектарный стих, как мне показалось, идеально подходивший для данной обстановки: «В детстве Всемогущий Господь, окруженный мальчиками-пастушками и телятами, гулял по берегам Ямуны, проходя через густые заросли и сады, где не смолкали птичьи трели». ШБ 3.2.27 Почти вся лекция была о лилах Господа Кришны, и все преданные наверняка были особенно счастливы и рады. Кроме того, преданные организовали ведическую ягью, направленную на благополучие общины, жрецом на которой выступил Шри Виграха прабху. Затем искупались, вкусили прасад и поехали обратно. ▪ Всё, сегодня едем дальше. К сожалению, в джип вместе со всем бесчисленным багажом влезло только 5 человек и нам пришлось расстаться на какое-то время с Виталиком и Агастьей Муни. Едем в Белогорск.
Белогорск: В Белогорск приехали под вечер и сразу вышли на харинаму в центре города. Харинама была ходячая. Книги расходились замечательно. Встретили несколько особо заинтересованных людей. Также нам сообщили, что одна матаджи – директор охранного предприятия «Щит» - давно увлекается ведической традицией и даже ходит с точечкой на лбу, как принято в Индии. Пели часа 3, и харинама всё набирала и набирала силу. Почти все люди реагировали позитивно, милиция не беспокоила совсем. Наконец мы остановились на одном пятаке рядом с группой магазинов и продолжали петь и танцевать уже там. Постепенно вокруг нас собралось большое количество людей, в основном, молодёжи. Некоторые из них даже в шутку пританцовывали. Мне удалось некоторых из них уговорить образовать хоровод и вместе потанцевать. Движение было очень оживлённым и атмосферу наполнила невиданная доселе в этих местах радость. Вскоре приехал местный преданный Дева Широмани прабху и присоединился к нашей харинаме, играя на своих караталах. Я снял видео минут на 10. Наконец пришло время заканчивать, и преданные пошли к машине. Я ещё некоторое время с общался с молодёжью. И тут со стороны дороги ко мне подошёл один тамагунный чел и сказал: «Ну ты хоть понимаешь, что вы полные идиоты и занимаетесь всякой ерундой (смягчённый вариант его жаргона). Я аж немного опешил от такого контраста. Тут, понимаешь, был полный успех и вдруг какой-то всё-таки нашёлся недовольный. Я тогда ответил – «это твоё сугубо индивидуальное ущербное мнение», а потом спросил собравшихся ребят «А вы что думаете по этому поводу?» И тут этот чел, наверное, пожалел, что сказал то, что сказал. Одна девушка возмущенно произнесла «Да они вообще супер, ты что несешь?». Толпа посмотрела на этого убогого с осуждением и ещё несколько ребят добавили от себя «Ты давай не гони, не нравится, так вали отсюда» или что-то в таком духе. Негативщик сразу остепенился, и больше мы не смотрели в его сторону, да и сам он вскоре растворился в неизвестном направлении. Когда я несколько раз горячо попрощался с собравшимися и пошёл в сторону гарудыча, ко мне привязалась маленькая девочка, которая, когда мы пели, бегала туда-сюда в большом восторге. Она попросила у меня книгу. Пожертвовать у неё ничего не было, поэтому мы с удовольствием подарили ей книжку «Совершенные вопросы и ответы». Также эта девочка настойчиво попросила нас приехать в её деревню и спеть там. Насколько я помню, это село Солнечное где-то под Комсомольском. Мы не стали обещать, но всё же попытались её вдохновить, как могли. Она в любом случае была счастлива, получив книжку и, довольная, пошла обратно. Мы же после этой бурной харинамы поехали купаться на местную речку Зею, а после нас пригласил на ночлег другой преданный - Александр. Саша живет в частном секторе вместе с женой и сыном. Они приготовили вкусный прасад и угостили нас. Ночлег тоже был замечательный. Саша уже давно в Движении и очень хорошо относится к преданным, сам он - довольно тихий и скромный вайшнав. Наутро мы отправились в дальнейший путь. Здорово, что в этом году мы всё же провели харинаму в этом городке, в отличие от прошлого года.
Свободный: Следующим пунктом стал город Свободный, где, как и в прошлом году, мы остановились у преданного Шеши и его матушки Веры Николаевны. Они вновь приняли нас очень тепло, и в этот же день мы отправились на харинаму. Харинама была спокойной и размеренной, так же как и сам городок с его длинными, прямыми улицами. На автобусной остановке навстречу нам выскочила малышка лет 6 и с озорной улыбкой принялась прыгать и по-детски танцевать. Мы с умилением смотрели на это спонтанное проявление любви к Богу у обусловленной дживы и не могли насмотреться. « О сыновья демонов, Верховная Личность Бога, Господь Нараяна, — Сверхдуша всех живых существ, их изначальный Отец. А значит, ничто не может помешать человеку — будь то ребенок или старик — поклоняться Господу и доставлять Ему удовольствие; это можно делать при любых обстоятельствах. Живые существа и Верховный Господь связаны друг с другом вечными отношениями, поэтому удовлетворить Господа совсем не трудно»
ШБ 7.7.19. По глазам девочки было видно, что она ждёт признания, и я похвалил ее, на что она с гордостью ответила, что её зовут «Алина Данилова». В стороне стояла её мама и, довольная, наблюдала за ней. Мы подарили девочке благовошку и пошли дальше. ▪ Припарковавшись к дороге, в машине марки «краун» сидели двое взрослых парней лет по 35. Они проявили интерес к нашей процессии. Некоторое время им проповедовал Нанда Кумар, а я как раз после лёгкой словесной дуэли с одним тамагуншиком (которых в Свободном довольно много) уже был на подходе. Нанда Кумар подозвал меня и попросил дать им книгу. Меня пригласили сесть в машину, и мы немного пообщались. Оказалось, что ребята немного знают о Бхагавад-гите, но ещё не читали её. Поэтому я им дал именно Гиту, а также диск. Диск этот я составил ещё года 3 назад и включил в него как духовные темы: Видео Е.М. Чайтанья Чандры Чарана махараджа из курса «Самосознание», лекции Враджендра Кумара (Самое сокровенное знание выборочно), лекции Шримана Лакшми Нараяны прабху (Культура, неподвластная времени), так и круг тем - менее важных, но для многих материалистов более привлекательных: последний фильм о вреде курения профессора Жданова, его же видео-лекцию о вреде алкоголя, фильм о вегетарианстве и мясоедении и мп3 лекции Торсунова про семейные взаимоотношения и здоровый образ жизни. Кроме того, я запихал на этот диск полтора гигабайта вайшнавской музыки и папочку с книгами Шрилы Прабхупады. В общем, сборник получился всеобъемлющий и достойный, и люди с удовольствием берут. Многие, кто не берёт книги, покупают диски и получают стимул изменить свою жизнь как минимум до уровня цивилизованной. В конце концов, сейчас на дворе век цифровых технологий. По милости нашего друга Шуддха-намы прабху из Хабаровска мы регулярно получаем эти диски бесплатно в количестве 500 штук и с удовольствием распространяем их людям. Итак, я вручил ребятам Гиту и диск и они, не скупясь, пожертвовали за него и подбросили меня на своей машине к остальным преданным, от которых я уже отстал. ▪ Затем мне попался молодой парнишка на велике, он очень хотел взять книгу, но денег у него не было. Я посоветовал ему съездить на велосипеде домой и взять денег для пожертвования и потом вернуться. Мы обменялись номерами телефонов, и он с энтузиазмом умчался, но, к сожалению, так и не вернулся. Майа сильна. ▪ Распространив все книги и прочесав главную улицу Свободного, вместе с Шешей мы вернулись в наш дворик. Шеша, кстати, несмотря на свою изолированность от мира вайшнавов, каждый второй день или через день ходит по квартирам и распространяет книги. Настоящий герой! Кроме того, они с мамой, как обычно, поддержали нашу группу не только прасадом и ночлегом, но и посредством лакшми. А брат Вамшигопала переслал нам аж 20 тысяч на выкуп следующей партии книг. В общем, Кришна через Своих преданных, как обычно, поддерживает Свою миссию. Мы вернулись все, кроме Володи, он, бедняга, заплутал и пошёл не в том направлении, вернулся только через минут 40, да и то после нашего звонка и соответствующих корректив. Тем временем мы допели финальный аккорд во дворе Шеши и уже было собрались идти наверх в квартиру, как услышали с 4-го этажа возглас «Пожалуйста, спойте ещё!!!» Второй раз нас просить не понадобилось, и мы снова взялись за инструменты и ещё некоторое время попели Харе Кришна. Голос принадлежал одной женщине, которая наблюдала за нами, и вместе с тем снимала нас на камеру. Я заинтересовался её личностью и, взяв «Ещё один шанс», поднялся наверх. Она открыла мне двери и пустила в квартиру. Мы здорово поговорили, книгу она купила. Этой женщине было лет 55, и она немного рассказала о своей жизни, но самым интересным было то, что у неё была очень необычная дочь. Её дочь Анастасия с самого раннего детства поклоняется Иисусу и читает Библию, а также пытается вдохновлять на духовную жизнь всю свою семью. Сейчас её 25 лет и она продолжает духовно развиваться, при этом, как и положено, она избегает общения с материалистами почти полностью. Даже сейчас, когда пришёл я – представитель духовной традиции, она из скромности заперлась в своей комнате и нам стоило некоторых трудов сподвигнуть её оттуда выйти. Я подумал, что эта девушка потенциально может быть очень сильной преданной Кришны и потому уделил ей некоторое время, рассказав об учении Гиты, а чуть позже поднялся к ним вместе с Шешей и принёс ей Гиту. Я познакомил их с Шешей и вдохновил на поддержание отношений на почве духовной жизни. Будем надеяться, что семя прорастёт. В Свободном, кроме Шеши и его мамы, преданных больше вообще нет пока. ▪ Вечером Шеша показал нам статью, которая вышла о нас в прошлом году. Не статья, а скорее заметка состояла из хорошей фотографии и надписи «Кришнаиты посетили Свободный». На мой взгляд вполне позитивная статейка получилась, ну или по крайней мере нейтральная ▪ Наступило утро, а с ним и время ехать дальше.
Шимановск: В этом году в Шимановске мы остановились лишь для того чтобы провести одну харинаму. В прошлом же мы торчали здесь дня 4 из-за вынужденной поломки Хайса и совершили много вынужденной аскезы. Харинама прошла без особых событий, распространили книги и в конце в качестве приятной награды купили себе по большому коктейлю. Как раз погода стояла жаркая и коктейли пришлись очень кстати.
Зея: Город Зея - это один из новых пунктов нашей проповеднической деятельности. Ещё в начале лета на нас вышла преданная из Зеи, о существовании которой не знали ни мы, ни наверняка многие другие преданные. Зея - это довольно удалённый от остальной цивилизации городок. Он находится примерно в 400 км от Благовещенска на север. По воле провидения даже там оказались искренние вайшнавы и, узнав о том, что существует группа путешествующей санкиртаны, они позвонили нам и пригласили в свой городок. И теперь наконец настало время посетить Зею. Наш джип нёсся на полных парусах по просторам Дальнего Востока. Вскоре кончилась нектарная асфальтированная дорога и началась грунтовка. Мы добрались до поворота на Зею. От него до Зеи было 90 км и, проехав какое-то расстояние, мы зарулили в лесной отворот для того чтобы почтить прасад и вообще передохнуть от долгой дороги. Выехав на живописную лесную поляну, мы расположились на ней. Невдалеке протекал небольшой ручеёк и в нем купали своих детишек семья староверов (по крайней мере, у них был соответствующий вид). Всё было здорово, одни лишь комары заставляли нас совершенствоваться в качестве титикша. Наскоро почтив прасад, мы собрались и помчались дальше. Шри Виграха прабху посоветовал мне использовать ванилин для борьбы с пернатыми кровососами и мы замешали ванилина с водой, он здорово помог от мошки, но комаров, к сожалению, не брал, так бы это было просто супер средство – эффективное, недорогое и безопасное для здоровья. У нас же была пшикалка, на которой было написано, что это средство нельзя использовать больше двух раз в день. Пояснений не было, но и так было ясно, что это какая-то очень токсичная дрянь, может быть чуть помягче дихлофоса. Но в некоторых ситуациях нам всё же приходилось к ней прибегать. ▪ Добрались до Зеи уже затемно. Нас встретила матаджи Наташа и поселила в своей квартире. Они же с мужем летом живут на даче. Квартира была вполне уютная и украшенная замечательными вайшнавскими картинами и настенными рисунками. В частности на кухне красовался большущий рисунок святой троицы: Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а в наше—
+й комнате самой большой картиной было мастерски выполненная Панча-таттва. Наталья - добрая, простая и спокойная преданная, была очень рада видеть нас и служить. ▪ На следующий день вышли на харинама-санкиртана-ягью. Расположились на площади недалеко от фонтана. Пожалуй, это самый безлюдный городок из тех, что мы посещали. И всё же Кришна приводил людей, которые слушали, реагировали по-своему, получали книги и благо от слушания киртана. Как всегда откуда-то проявился один раскрепощённый пьяница и долго и смешно танцевал возле нас. Гауранга проливает Свою милость на самых падших. Я прошёл к одной гостинице и возле неё распространил несколько книг. Чуть погодя заглянул внутрь. В большом фойе встретил вахтершу и немного пообщавшись, вдохновил её также взять «Науку самоосознания». Затем прошёл в почти пустой ресторан, где было занято всего пару столиков. Посетители отказались брать, зато барменша пожертвовала и взяла Бхагавад-гиту. Чуть позже вернулся на наш пятак и некоторое время пел и танцевал с остальными. Володя и Женя также умудрились где-то найти людей и распространить им какое-то количество книг. ▪ Второй день был почти такой же, как и первый, можно лишь добавить, что мне повстречался один потерянный чел, который прошёл чеченскую войну и у него на этой почве немного крышу сорвало. Сейчас он в жалком состоянии и всё говорил мне, как он убивал врагов, ножом, лопаткой и как убивали его друзей, и как ему теперь тяжело жить и что он спивается. У него почти не было денег, лишь какая-то мелочь, и всё же в этой ситуации я посчитал нужным отдать ему одну книгу. Мужчина с радостью взял её и поблагодарил. Я в свою очередь постарался дать ему понять, что эта книга его истинная надежда и вроде тот проникся. Оба дня к нам присоединялись Наташа со своим мужем и сидели с нами на одном ковре и пели, никого не стесняясь. Кстати, по милости Кришны даже в Зее мы нашли одну затерявшуюся преданную и, пригласив её на программу, познакомили с Наташей и Андреем. Ирина работает в библиотеке и давно уже читает книги Прабхупады, и даже умудряется проповедовать своим знакомым и друзьям, будем надеяться, что она продолжит общаться с местными преданными и так уже будет какая-то мини община. ▪ На следующий день мы поехали на дачу к Ирине и там здорово провели время. Хозяев не было, но нас ждал прасад, после чего мы забрились и ещё спустя некоторое время отправились купаться на местное озеро. Это было большое, теплое и прозрачное озеро, так что после всех пройденных нами горных речек теперь мы испытали большое удовлетворение от полноценного купания ▪ На следующий день, попрощавшись с гостеприимными хозяевами и вкусив, мы направили колёса гарудыча в следующий пункт назначения, которым была Тында.
Тында: Ещё в Хабаровске одна знакомая преданная из Тынды сказала, что постарается организовать для нас какое-нибудь жильё. Я заранее позвонил, и Женя договорилась со своей подругой, которая сдавала квартиру, что та предоставит нам её на денёк бесплатно. Мы созвонились с её подругой Галиной, и она встретила нас на машине в городе. Квартира оказалась просторной и уютной. Был уже вечер и шёл дождь. К счастью на следующее утро погода была отличной, и мы поехали на санкиртану. Нарезав пару кругов вокруг небольшого центра, мы, в конце концов, нашли место, на котором мы воспевали в прошлом году и начали киртан. Я, Володя и Женя рассыпались в разных направлениях с рюкзаками книг. Я вошёл в большой торговый центр и за часик прочесал его весь. Книги забрали почти все и жертвовали хорошо. Одна продавщица отнеслась к нашей проповеди с большим пониманием. Когда я сказал, что ведическое знание о духовных предметах глубоко научно, продавщица с энтузиазмом подхватила – «Точно точно, нужно это людям объяснять, вы правы, это наука». Мы немного поговорили, и я увидел, что её воззрения в точности соответствуют тому, что пишет Прабхупада, по крайней мере, в некоторых моментах. Здорово, есть же люди Когда я вышел на улицу, то обнаружил, что наши куда-то делись. Тогда я отправился искать их и через некоторое время по наводке очевидцев нашёл нашу группу, удачно расположившуюся на обочине тротуара, прямо напротив проезжей части. Поток людей на тротуаре был средний, но в принципе для Тынды неплохой. Володя и Жека распространяли поблизости. Когда я ещё взял книг и продолжил распространять, то обнаружил, что, несмотря на то, что мы втроём распространяли книги на этой довольно тесной территории, всё же книги брали неплохо у всех. Время от времени мы перескакивали большой и глубокий ров, отделяющий тротуар от дороги и проповедовали водителям, остановившим свои машины, чтобы посмотреть на нас и послушать киртан. Через некоторое время я сел на ковёр и принялся воспевать, а Вамшигопал взялся за книги. Он распространяет не так часто, но когда начинает, то входит во вкус и, как правило, встретив какого-нибудь любознательного слушателя, может долго с ним общаться и проповедовать. Так и в этот раз Вамши заговорился с парнями, сидящими на лавочке позади нас и около получаса с ними разговаривал на духовные темы, в результате они прониклись и даже предложили провести программу, когда мы будем ехать обратно из Магадана. Мы продолжали киртан, люди реагировали очень позитивно, как те, что шли по тротуару, так и те, что ехали по дороге. Через некоторое время мимо нас промчался свадебный кортеж из нескольких машин. Один из участников свадьбы в нарядном костюме высунулся в люк машины и в полной эйфории нёсся вперед; когда он увидел нас, то пришёл в ещё больший восторг и принялся махать руками, как старым друзьям. Нанда Кумар помахал в ответ. Прошло ещё какое-то время и пришла пора заканчивать трансцендентное веселье. Собравшись, мы отправились на квартиру. ▪ На следующий день выехали в Нерюнгри.
Нерюнгри: В Нерюнгри добрались часов в 6 вечера и, перекусив в машине, поехали на центральную площадь воспевать. Остановились возле здания администрации и начали своё дело. Нандаджи с Гопалджи воспевали, а мы втроём распространяли книги. Буквально сразу как мы вышли из машины, заметив наши необычные одежды, к нам подошёл с расспросами приятный молодой человек. Звали его Саша, как позже выяснилось, он работал в органах полиции, но к нам отнёсся очень хорошо и с большим интересом. Пожертвовал полтинник и взял книгу Прабхупада-лиламрита, а также диск, который он сразу же включил в своей машине. Мы обменялись телефонами, и ребята поехали по своим делам. Санкиртанали мы недолго, всего пару часов, так как нужно было ехать искать место для ночлега на природе. За это время всё же мы сумели произвести неизгладимое впечатление на местное население, которое ничего подобного ранее не видело (хотя, может, кто-то из них и слышал нашу харинаму в прошлом году). Володя заобщался с одним колоритным молодым человеком, чьё тело было покрыто татуировками. Этот парень работает водителем, и давным-давно кто-то обучил его Харе Кришна маха-мантре и с тех пор он время от времени напевает её и она приносит ему вдохновение и энергетический заряд. Парень с удовольствием взял диск и благовошку, а может, ещё и книгу, точно не знаю. Я за довольно короткий промежуток времени распространил свою порцию книг и подключился к группе воспевальщиков. Идеальное минимально число группы это конечно 6, а не 5, так как нужно чтобы трое играли на музыкальных инструментах и трое на распространении, но нас в этом турне пока всего 5. Пока мы пели, мимо проходили разные люди, время от времени промелькивали и якуты, но здесь их ещё не очень много. На площади вечерами тусуется много молодёжи и в этот день также был народ. Все они очень живо реагировали на наш трансцендентный концерт, кто улыбками, кто попытками танцевать. К нам подошла маленькая девочка и робко уставилась, при этом она держала свои ручонки у рта. Её отец, весёлый парень лет 35 буквально вился вокруг неё, всё пытаясь вдохновить её быть немного пораскрепощённее и потанцевать. Он то танцевал сам, показывая пример, то пел Харе Кришна, но девочка была очень скромной и просто смотрела на нас. Затем мимо нас промчалась на велике высокая молодая женщина в белой спортивной форме и в кепке. Рядом с ней ехала её дочь. Женщина в белом одарила нас широкой улыбкой и, пока мы пели, ещё несколько раз проезжала мимо и улыбалась. В Нерюнгри, как и в Якутске, много молодых семей, вообще мне кажется здесь рождаемость больше, чем на юге Дальнего Востока. Очередная семья прошла мимо, женщина вела коляску, а в коляске сидел младенец якут и к нашему восторгу он с улыбкой смотрел на нас, и хотя петь он ещё не мог в силу своего возраста, почти всё время, пока ехал мимо нас, младенец держал руки высоко поднятыми вверх, как маленький Гауранга. Возможно, это какая-то великая душа пришла на землю Якутии и просто ждёт своего времени, чтобы поднять миссию. Через некоторое время я предложил книгу одному широкоплечему, рослому мужчине, но тот не отнёсся с большим энтузиазмом к моему предложению, а вместо этого показал мне своё удостоверение работника отделения полиции по борьбе с экстремизмом. Эта разновидность полицаев почему-то до сих пор питает к нашему движению какой-то нездоровый интерес. В общем, он задал несколько шаблонных вопросов, на которые у меня было несколько шаблонных ответов. Он особо не возникал, но пожелал переписать наши данные, и мы прошли в машину. Там он сделал своё дело, единственное, что Жеки не было с нами, он пошёл к другу. Экстремист попросил ему позвонить и поторопить, что я и сделал. Однако он так и не дождался Жени и ушёл восвояси. Без дальнейших проблем мы отвели часа 3, потом быстро собрались и поехали искать место для ночлега. Уже к 11 часам вечера, наконец, нашли довольно неплохое живописное место. С одной стороны от разбитого нами палаточного лагерька возвышался скальный хребет, а с другой журчал ручеёк. Легли спать и быстро уснули. Я проснулся аж в 4.30 и больше не ложился. Ночью шёл сильный дождь и дрова, которые мы натаскали перед сном, промокли. Было прохладно и нужно было обязательно что-то приготовить, поэтому я решил разжечь костёр. Кришна, слава Ему, дал разум как это сделать. Я поджёг свою свечку, она некоторое время сушила тонкие веточки, а потом они загорелись, они в свою очередь просушили веточки потолще, и так огонь разгорелся, и остальные дрова уже было не проблема воспламенить. Одной бумагой вряд ли получилось бы разжечь костер. Вскоре проснулся Женя и Володя и приготовили обед. До прасада мы успели прочитать всю джапу и, вкусив, поехали дальше. Следующим пунктом стал затерянный в дебрях Якутской области посёлок под названием Томмот.
Томмот: До Томмота ехали целый день. По пути остановились перекусить возле одной довольно теплой речушки, в которой мы с большим удовольствием искупались, а потом двинулись дальше. В Томмоте мы раньше не были и вряд ли бы заехали сюда, если бы здесь не проживал наш дорогой друг – бхакта Иван Шарыпов. Ваня учится в хабаровском медицинском университете и является старостой своей группы. С полмесяца назад двое молодых ребят взяли у меня Бхагавад-гиту и сказали, что сделали это лишь из уважения к своему старосте Ивану, который кришнаит. Помимо учёбы он также работает в массажном салоне и в свободное время занимается служением по храму. Иван - простой, радушный и энергичный преданный. Незадолго до нашего приезда я позвонил ему, и он с радостью согласился нас разместить на ночлег. Добрались до Томмота около 8 вечера. Ваня встретил нас на велосипеде. Некоторое время мы общались возле машины, так как были очень рады видеть друг друга. Затем я и Жека по разу прокатились на его велосипеде и после поехали к нему домой. Иван живёт в двухэтажном деревянном доме из нескольких квартир. У него здесь мама и сестра. Есть большой огород. Квартира очень уютная. Мы расположились в комфортных условиях. Ваня - хороший медик, помимо этого он классный массажист и год или два работал в массажном салоне, поэтому перед сном он хорошенько размял косточки нашим «старичкам» - Нанда Кумару и Вамшигопалу, за что они ему были очень благодарны. У Вани есть кот, который носит кармическое имя Тешир. Мы, не долго думая, дали ему духовное имя. Теперь кота зовут Кишор, это коротко, а полное имя Нанда Кишор. ▪ Утром преданные сварганили завтрачный прасад и, вкусив, наша команда снова двинулась в путь через просторы якутских лесов и гор.
Якутск: Приехали под вечер. Бхакта Николай проявил всё признаки трансцендентного гостеприимства. Он очень любит преданных, особенно Нанда Кумара. Было уже поздно, поэтому я лёг спать. Остальные ещё некоторое время бодрствовали и может, даже и было что-то интересное, но я уже спал. ▪ На следующий день поехали на санкиртану. Заняли самые центровые позиции и начали петь. Буквально минут через двадцать налетели полицаи и начали напрягать. Нанда Кумар в отлаженной манере излагал законность наших действий, но полицаи не сдавались. Их было четверо, и главным недовольным оказался прошлогодний толстый капитан. В конце концов, мы договорились на компромисс, и перешли на лавочку, находившуюся неподалёку. В этом случае мы почти ничего не проигрывали, место было немного менее заметное, но всё в том же центральном районе, да, по сути, вообще метров двадцать от первого. Первое было более открытое, но прямо напротив мэрии и камеры. Короче, зная характер диких якутских м-тов, пошли на некоторые уступки и в этот день больше проблем не было. Мы очень удачно пораспространяли и киртан также был экстатичный. Одна Бхагавад-гита была бракованная, перевёрнутая и я всё думал, уйдёт или не уйдёт? Она ушла последней и аж за 300 рублей. ▪ Под конец харинамы я заметил одну женщину, стоявшую неподалёку от нас и очень внимательно слушавшую звуки киртана. Я подошёл к ней и предложил книгу. Оказалось, что она была преданной, которая в своё время немного отошла, но сохранила добрые чувства к Кришне. Её звали Рупа Мадхурья и она была ученицей Индрадьюмны Махараджа. Сейчас она работает в милиции и живёт семейной жизнью. Когда она услышала киртан, то на неё, похоже, нахлынула ностальгия, и она решила подойти к преданным и пообщаться. Мы обменялись телефонами, и я пригласил её на программу, она сказала, что придёт. Харинама подошла к концу и у всех было чувство победы. В Якутске не так просто взять и спеть Харе Кришна в центре города. Всего за харинаму ушло 60 средних книг 20 Бхагавад-Гит. Довольно неплохо. ▪ Вечером снова бхавили с Колей. Он ну вообще нектарный преданный Они с семьёй собрались продавать дом и переезжать в Новороссийск, но, спросив, совета у Гурудева, Коля получил такой ответ, что лучше никуда не переезжать, по крайней мере, пока, так как Коля и его жена Женя являются оплотом всей ятры в Якутске. Действительно, у них хороший дом, почти как маленький храм и есть необходимые качества для вдохновения преданных. Если бы они уехали, то Якутская община и без того не самая сильная, ослабла бы совсем. Сын Жени, Ананта, сейчас живёт в Новороссийске и специализируется в игре на мриданге. По последним данным Ананта вообще стал чуть ли не лучшим мридангистом в России. Может, одним из лучших ▪ На следующий день снова приехали на место, но сначала Вамшигопал и Нанда Кумар пошли в мэрию, чтобы согласовать с администрацией наше мероприятие. Мы с Женей и Ковинду поехали в отдел по экстремизму, чтобы с ними поговорить по их просьбе. Нас там встретил оперуполномоченный с каким-то сложным якутским именем. Это был средних лет вежливый, живой и дружелюбный человек. Экстремисты хотели держать всё под контролем, поэтому задали ряд вопросов и переписали наши данные. Долго мы там не сидели. В это время Вамши и Нандаджи вели переговоры в мэрии. Им попался здоровый и очень важный дядька, общение с которым ничего хорошего не обещало, но каким-то чудом он состряпал какую-то бумагу, разрешающую нам воспевать в том месте. Итак, мы встретились и снова начали петь и уже не на лавке, а снова в том же первом самом чётком месте. Книги снова хорошо шли. Сегодня нас развлекал один эксцентричный чел, бичеватого вида. Он выглядел ужасно, лицо какое-то опухшее, замученное, изо рта текла слюна, и ходил он далеко не ровно. Но как только он услышал звуки Харе Кришна мантры, его ноги сами понесли его в пляс. И он уже не мог остановиться. Егор, так его звали, протанцевал не менее часа, без остановки, причём он был погружен полностью и мы помирали со смеху, так как танцевал он очень уж своеобразно. К счастью, у Володи в тот момент оказался фотик под рукой и он всё заснял на камеру. Мы потом смотрели и смеялись ещё больше, чем в первый раз. Володя надел шафрановое дхоти, которое ему в Свободном подарил Шеша. Некоторое время он носил его, а потом в один из дней сказал, что его ум пугается и приходит в беспокойство от мысли о принятии отречённого уклада жизни. Поэтому он, чтобы не беспокоиться, вскоре снова надел белое дхоти. ▪ К Володе подошли двое парней. Один из них был журналистом одной газетёнки, которая в прошлом году написала про нас довольно противную статейку. Более того, её написал именно он. Парень раскаялся и сказал, что погорячился. Мы сказали, что он может исправить свою ошибку и написать адекватную статью, посетив нашу программу. Он согласился прийти. Володя довёл своё распространения книг до совершенства так, что одной и той же женщине три дня подряд распространял одну и ту же книгу.
▪ Примерно через час к нам снова подошли те же полицаи, и снова попытались нас напрячь, но мы сказали им, что с мэрией всё согласованно. Однако капитан сказал, что мэрия - это одно дело, а полиция - это другое и что начальство полиции по-прежнему не очень довольно, что мы вот так открыто в самом центре проводим свои песнопения. В этот раз они предложили нам после харинамы поехать посмотреть другое место – площадь Свободы. Так мы и сделали. Когда приехали туда и посмотрели, то было видно, что оно значительно уступает центру, хотя, конечно, безлюдным его было бы назвать несправедливо. Хитрый капитан теперь вошёл в роль друга и вежливыми словами и «братским отношением», «по-человечески» пытался нас убедить и вдохновить петь в этом месте. Мы сказали, что завтра посмотрим, как здесь пойдет и если нам не понравится, то поедем на прежнее место. Это его не порадовало, и он скис в лице, показывая своё лёгкое недовольство. В конце концов, договорились, что утро вечера, как говорится, мудренее и завтра приедем и посмотрим. Капитан пожал нам руки и умчался на своём синем джипе, а мы поехали отдыхать домой. К слову о Ковинду. Он теперь регулярно общается с преданными, хотя пока ещё не восстановил свою духовную практику в полной мере. Если кто не помнит, то в прошлом году он привлёкся харинамой, позвонил, но мы его так и не увидели. Он также когда-то серьёзно практиковал процесс и является инициированным учеником Индрадьюмны Свами. Теперь Ковинду посещает программы каждую неделю. Нас он также ждал и, наконец, дождался. Я вот подумал, если собрать по всей России преданных, которые по тем или иным причинам отошли, то, наверное, наберётся немалое число. На самом деле сердце радуется, когда кто-то восстанавливается в служении Кришне уже в этой жизни, большинству остальных, скорее всего, придётся подождать жизнь или две. ▪ На следующие утро Вамшигопал с Володя поехали собирать пожертвования на базу. Подъехав к базе они предусмотрительно поставили джип немного в сторонке от неё, чтобы в умы людей не проникали сомнения и противоречия, ведь они наверняка могут подумать, что раз на джипе, значит, богачи, но в нашем случае это не совсем так Прошлись и собрали довольно неплохо, в основном, давали фрукты и Володя позже признался, что это была его медитация Этих фруктов хватило аж на три дня, с учётом того, что из них делали фруктовый салат. ▪ Возвращаясь к проповеднической теме… на следующий день мы, как и договаривались с полицаями, приехали на площадь Свободы. Людей там было маловато, и мы проехали чуть за неё на главный городской пляж. Там народа было нехило, но поскольку якуты там отдыхали по полной, то они почти все были под кайфом, а пьяный якут, да ещё и в такой дикой местности, это тебе не шутка. На пляже стояло несколько кафушек, в которых развлекался народ. Одним из видов развлечения было следующего толка – на импровизированную борцовскую арену приглашались две пьяные девушки и между ними устраивался борцовский спарринг. Главный приз был – флешка. Мы не стали глазеть на этот кошмар и поехали дальше. Как только мы собрались выезжать и ехать на своё первое место, навстречу нам выехал синий джип капитана полиции. Пасли нас, ясно. Мы вышли из машины и пожали руки. Затем объяснили капитану, что нам это место не подходит. Он был не в восторге, и предложил другое. Мы подумали, что наверняка не лучше, но всё же согласились проехаться. Когда мы приехали в парк и прошлись по нему, то нам стало ясно, что это также не самый лучший вариант, поскольку людей хоть и было не так мало, все ж сам поток был довольно слабоват и, плюс ко всему, долбила музыка. Мы отказались и от этого варианта. Тогда капитан полиции снова показал свой истинный лик и сказал что-то в духе угрозы, хотя и довольно культурным языком. Этот день мы отпели нормально, а на следующий во время харинамы к нам подошел старший лейтенант полиции и начал «жевать уже пережёванное», затем подъехал кэп. На этот раз они захотели пришить нам проведение несанкционированного концерта. Мы, конечно, не шли у них на поводу, но они также не сдавались и через некоторое время подъехало два полицейских уазика. Володю первого начали запихивать в один из них. Он начал сопротивляться и я успел заснять, как его туда запихивают, когда он понял, что я заснял этот беспредел, он ослабил сопротивление и уселся. Затем пришлось занять свои места и нам, я тоже посопротивлялся, чтобы Коля также заснял и меня. Коля заснял и меня. Когда приехали в отделение, то начались все вытекающие процедуры и мы зависли там с 8.30 аж почти до часу ночи, да и то это было ещё удачно. Они передержали нас больше положенного срока, это было нам на руку. Мы позвонили Махабалараме в Москву, и он проконсультировал нас, как действовать. В общем, в конце концов, мы оформили некоторые бумаги, и он подал на возбуждение уголовного дела против лиц, нарушивших закон со стороны полиции. Посмотрим, к чему это приведет, мы ещё на обратном пути обязательно выйдем с харинамой и посмотрим, какой будет реакция органов на этот раз. Так или иначе, наше пребывание в Якутске и так уже подходило к концу и нужно отметить, что в этом году мы были более успешны и провели больше харинам в центре. ▪ Сегодня воскресенье и, соответственно, программа. На неё пришло довольно много людей. Преданных было не менее 15 человек. А новых людей - 5. Рупа Мадхурья д.д, Саша – девушка с санкиртаны, Женя – парень с санкиртаны и двое ребят из газеты, якут – репортер и русский – фотограф. Перед началом программы репортер из газеты взял у меня интервью. Затем была лекция, прасад и киртан. Всё прошло здорово. Когда гости ушли, остался только Женя и мы с ним ещё долго разговаривали. Это был молодой, приятный парень и он был в поиске духовного. Наша традиция ему пришлась по вкусу, но, конечно, у него было много вопросов, и он задавал их один за другим. Напоследок он вдохновился и пожертвовал 200 рублей, а я подарил ему диск. Затем за ним приехала подруга на машине, и он поехал с ней. У Жени была проблема – он не мог бросить курить, надеюсь, что диск с видео Жданова ему поможет.
Итак, пришло время нам ехать дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий