четверг, 15 апреля 2010 г.

Семинар по психологии. Психология обучения. Лекция 1.

                     Благоприятная мантра для образования.

   Психология обучения.  Как знание входит внутрь и становится частью нашей природы, каким образом знание перестает быть чем-то внешним по отношению к нам. В этой мантре изложены некоторые принципы.

  

   Сахана бхавату   сахано  бхунахту  

   Саха вирьям карава  вахаи   

   Теджасвино  вадхи  тамасту

   Ма видвиша  вахаи 

   Ом шанти шанти шантихи 

 

  Объяснение. Эту мантру повторяют вместе учитель и ученики.  Сахана бхавату – защити нас, сахана  бхунахту -  дай нам наслаждение, дай нам хлеб,  саха вирья карава вахаи -  дай нам силу, теджасвино вадхи тамасту -  дай нам энергию, чтобы мы могли постичь это знание. Ма видвиша вахаи – избавь нас от ненависти.  

   Это простые вещи, но смысл мантры глубокий. Помедитируйте. Первое, что просят – защити нас. Что защищает человека в этом мире?   Нас защищает вера.  Первая просьба и первое условие успеха, чтобы мы могли настроиться на получение знания,  это просьба дать нам веру. Если веры нет у человека, то он беззащитен. Человек без веры слаб. Подлинную защиту дает вера.

 

    Сахана бхунахту  - дай нам хлеб нас насущный, дай нам что-то, чем мы будем жить.  Человек живет, питается знанием или духовным знанием. Душа по природе исполнена блаженства. И когда я понимаю свою духовную природу, то эта просьба осуществляется. Сахавирьям  карава вахаи – дай нам силу. Какая сила нам нужна, чтобы мы могли освоить знание?  Сила духа или сила ума.  В чем заключается сила ума? В памяти, концентрации и энтузиазме, возвышенном приподнятом сознании. Вирья значит сила, которая приходит от энтузиазма. Физическая сила приходит с уровня ума.  Это дает мне концентрацию, память и все остальное. Нам нужен теджас для того, чтобы изучать знание. 

   Важный момент в последней строке стиха: мали двиша вахаи – избавь меня от ненависти или непрязни.  Главное препятствие в нашем сердце  - это зависть. В процессе обучение эта зависть проявляется по отношению к тому, кто учит.  Это самое большое препятствие. Чтобы учиться и воспринимать знание, нужно принять настроение смирение.

   Если я думаю, что я все знаю, то я ничему не научился.  Если я думаю внутри, что я все знаю, то я ничему не научусь.  Наше эго, которое выступает как гордыня,  принимает форму отвержения кого-то. Учитель значит что он находится чуть выше. В ведах говориться, что знание как вода течет сверху вниз.  Это важная вещь.  Учитель на санскрите  - гуру, тяжелый. Он тот, кто давит. Если не будет давления, то ничего не произойдет. У нас есть внутренняя жесткость. Она отвергает любое вторжение извне. Мы хотим оставаться там, где есть. А обучение означает изменение, трансформация.  Для этого должен быть гуру,  он будет давить, а у нас внутри будет нежелание меняться.

   Поэтому позволь моему сердцу раскрыться навстречу. Гордыня, зависть, это энергия, которая  отталкивает знание изнутри.  Поэтому в этой молитве нас настраивют на это лад: позволь моему сердцу открыться этому знанию.

 

     Если мы посмотрим на эту просьбу, то мы можем понять, почему знания сложно воспринимать. Сейчас практически ведического знания нет. Ведическая культура померла. Отчасти это произошло, потому что какие-то правила не были соблюдены. Чтобы это знание было воспринято, в самой ведической культуре был способ, как это знание получать. Сейчас происходит профанация знания. Все знание доступно. Эта мантра в Интернете  находится на 8000 страницах.  Все торопяться на этот рынок и пытаются учить. Чтобы это знание стало частью нашей природы, человек должен затратить некоторые усилия.

     Иногда говорят, что ведическое знание умерло, потому что учителей нет. Учителя есть, учеников нет.  Нет людей, которые готовы принять это знание.

     В Чхандогье Упанишаде  рассказывается история.  Эта мантра тоже из Чхандогья упанишады. Ученик приходит к учителю и говорит: Я хочу получить знание.  -  Хорошо. Вот тебе 100 коров, иди и паси. Когда их станет 1000, придешь ко мне.

   Человек  должен был смирением доказать свою готовность это знание воспринять, тогда знание  нисходило на него внутрь.  Сказано хорошо: мы должны понравиться истине. Как сделать так, чтобы мы истине понравились. Если она сама не низойдет к нам, то мы ее силой не сможем ухватить.

                                                                    ( продолжение следует)

 

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Открылся ведический торрент трекер http://goloka.org.ua
крупнейший архив ведических материалов : аудио, видио, литературы !!!