четверг, 12 июля 2012 г.

Семинар по психологии. Лекция 4. Пища для ума.

   

         У нас сегодня очень большой материал, поэтому, пожалуйста, настройтесь на работу. Я хотел сегодня, обещанные какие-то принципы электоральной астрологии дать. Я не знаю как мы все успеем, но если вы, как следует, настроитесь, я думаю, мы сможем. Вчера мы с вами рассматривали читту и аханкару. Есть еще две части нашего тонкого тела или нашего аппарата восприятия, взаимодействия с этим миром, очень важных, самых важных. Это манас и буддхи. Мы говорили об аханкаре о том что я есть у души. Но душа проецирует свое я на изменяющуюся материю. Что душа вечная по своей природе, неизменная. И доказательством этого, доказательством того что у нас есть вечное я, является простой факт того что мы видим изменения. Мы наблюдаем изменения, которые происходят с нами. Мы стареем. То, что мы можем видеть эти изменения доказывает, что мы неизменны. Потому что если бы я изменялся, я бы не видел этих изменений. Когда вы летите в самолете, вы знаете, с какой скоростью вы летите? Если вам скажет пилот. Вы сидите на месте. Чтобы увидеть скорость, с которой летит самолет, что нужно сделать? Нужно выпасть из самолета, тогда вы увидите скорость, с которой летит самолет. Если вы меняетесь, иначе говоря, если вы находитесь в том же самом движении, вы это движение не видите. Тот факт, что мы можем видеть это движение, доказывает, что мы не меняемся. Понятно да? Должно быть что-то неизменное, некая константа в нас в нашем сознании. Если бы все менялось, если бы все находилось в постоянном изменении, тогда мы не замечали бы изменений. Изменения были бы естественны. И есть еще один любопытный аргумент, который доказывает то, что мы не умираем. Мне хочется вам одну эту вещь доказать, если вы это поймете, у вас все будет хорошо. Мы не умираем, и доказательством этого является страх смерти. Каким образом страх смерти является доказательством того что мы не умираем? Чего мы боимся? Мы боимся только то что мы уже переживали. Строго говоря, тигра мы особо не боимся. Потому что ну так уж получилось, что он нас еще не съел. Но если мы что-то испытывали, тогда у нас появляется глубокий страх. Любой глубокий страх чего-то неприятного страх который у нас существует все глубокие страхи, которые у нас существуют это всегда результат опыта. Я вчера рассказывал, что в нашей читте, нашем подсознании, нашем неосознанном я хранятся все эти самскары или опыт который мы переживали.  Самый глубокий страх, который у нас у всех есть какой? Страх смерти. И это само по себе является доказательством того, что вы не умираете и что бояться нечего. Вы уже умирали много раз. Еще раз умрете (смех) ничего страшного. Но страх появляется, когда я делаю эту ошибку, когда мое неизменное я проецирует себя на постоянно меняющуюся материю, на постоянно меняющуюся составляющую моего я.

 И я вчера говорил, что у аханкары есть две основных роли или функции. Одна это функциональная эго. И другая репрезентативная. Мне нужно как-то себя подавать или концепция в уме, мое представление о том кто я такой. Это очень тонкая вещь и она формируется на очень ранних этапах нашего развития и окончательно она формируется где-то к 14 годам. В начале у человека нет еще такого явно сформированного эго, он еще не понимает толком, он еще часть матери, часть организма матери. Он еще сильно зависит от нее. Но потихоньку-потихоньку эта концепция я : Я сам формируется. Как ребенок в какой-то момент начинает топать ногой: Я сам, дайте мне сделать самому. Это процесс формирования моих представлений о себе. Это репрезентативное эго. И мы говорили, что у него есть две части: хорошая и плохая, правильная и ложная. Какое-то эго у нас обязательно должно быть. И ничего плохого в не мнет. Если оно правильное, если я стараюсь действительно понять какова моя природа. И ведическая культура была направлена на то чтобы объяснить человеку максимально какова его природа. Как я вчера заглянул на семинар к Борису и он объяснял кто мы пита, вата, капха. На самом деле мы не вата, не пита и не капха. Но нам приходится иметь дело с этим и нам нужно иметь адекватное представление об этом. И чем более адекватны наши представления о самих себе, тем лучше. Мы должны не стесняться этого. Не бояться этого. И смысл ведической культуры как можно яснее дать человеку эти представления и объяснить, что он должен делать в соответствии с этим. Тогда проблем не будет. И это правильные представления о себе как называется еще? Смирение. Я просто принимаю, кто я есть. Я не пытаюсь стать кем-то другим. Иногда у людей очень ложные представления о том, что такое смирение. Смирение это не есть какой-то комплекс неполноценности, которое я выдаю за свое превосходство над другими. Я самый смиренный. Смирение это разумное принятие того кто я есть и попытка играть честно свою роль. Но есть противоположность этому и как она называется? Гордыня. И гордыня основана на имитации. Гордыня всегда основана на том, что я пытаюсь подражать кому-то или чему-то чем я не являюсь. Я все время хочу выглядеть по-другому. Все время хочу подать себя по-другому. Поэтому косметика так популярна. Что такое косметика? Следствие нашего ложного эго. Мы пытаемся подать себя по-другому, выглядеть по-другому. Это одно из проявлений нашего ложного эго. Мы пытаемся выглядеть… Что такое косметика? Косметика это попытка выглядеть лучше, чем я заслуживаю. Я выгляжу ровно, как я заслуживаю своими поступками, своей собственной жизнью.

Вопрос: В ведической культуре разве не принято женщине пользоваться косметикой?

Ответ: Принято (смех) естественной косметикой. Там есть косметика тоже.

Еще раз, тут есть менее безобидные части, есть более безобидные части. Косметика это менее безобидная часть. Суть заключается в том, суть настоящей культуры заключается в том, чтобы объяснить человеку, что силу он обретает, когда он понимает, кто он есть. На самой первой лекции я пытался сделать акцент на этом, что здоровье, гармония, в конце концов, приходят от нашего понимания, кто я есть и от нашей убежденности в этом: свастха. Тогда как любая попытка гордиться или выдать себя за кого-то или эмитировать кого-то подражать кому-то, в конце концов, оканчивается очень плачевно, мешает нам достичь нашей высшей цели. Как в Махабхарате есть замечательная история про одного брахмана. Он был великий аскет, его звали Кушику. Он сидел под деревом, медитировал и развил в себе такую силу, что однажды птичка села на дерево и невинно совершенно испражнилась ему на голову. Брахман разгневался настолько сильно, что посмотрел на эту птицу и к его собственному изумлению, птица превратилась в горстку пепла, под его взглядом она была сожжена. После этого он преисполнившийся радости от своих достижений великих отправился в деревню. Постучал в дом к женщине, сказал, чтобы она его покормила. Она сказала: Подожди немного я должна за мужем своим поухаживать и потом я приду к тебе. Он час ждал, два ждал и гнев в нем нарастал: Сейчас она придет, я на нее так посмотрю, что мало не покажется. Она вышла, когда закончила свои обязанности чтобы позаботиться о нем. И он посмотрел на нее, она посмотрела на него. Он посмотрел на нее очень сильно. Она посмотрела на него и сказала: Не смотри на меня так - я тебе не птица (смех). Никто не знал про птицу, он сам не знал, только что это произошло, он понял, что женщина сильнее его. И смысл этой истории в том, что… там дальше рассказывается, что женщина обрела эту силу, потому что она была самой собой. Потому что она исполняла свои обязанности, правильно в соответствии с тем, кто она есть. А он пытался эмитировать. Хотя он достиг какой-то силы, но, в конечном счете, была гораздо сильнее, чем он.

И одну очень важную вещь я хотел вам сегодня сказать по поводу этих четырех проявлений нашего тонкого аппарата, нашего аппарата тела. Это название… За всем этим стоит Бог, в конце концов Он нам все это дал. И есть имена проявлений Бога которые отвечают за эти функции, во вселенной и человека. За читту отвечает Васудева. Мы сегодня с вами повторяли эту мантру: ом намо бхагавате васудевайа. За аханкару кто отвечает? Санкаршана. За манас отвечает Анирудха. И за буддхи отвечает Прадьюмна. В этих именах глубокий смысл, который объясняет функции каждой из этих составляющих нашего аппарата. Васудева что значит? Васудева значит вездесущий, всепроникающий, находящий везде. Бог один но у Бога есть разные проявления, разные аспекты, разные проявления, разные функции, разные качества. И точно также сознание одно. У нас есть одно я, одна душа, которая собственно это сознание проецирует на аппарат, данный нам в распоряжение. И соответственно есть разные проявления. Васудева – читта, это означает некая всепроникающая функция сознания, которая целиком располагается в нашем теле и во всей вселенной. Я говорил, что это некое информационное поле во вселенной. Очень любопытно Санкаршана. Что значит Санкаршана? В чем роль нашего эго? Что эго делает? Санкаршана значит тот, кто все притягивает себе, кто тянет на себя одеяло. Наше я что делает? Что хочет наше я? Мы хотим привлечь к себе внимание. Мы хотим поставить себя в центр. Санкаршана это тот, кто находится в центре. Изначально в центре находится Бог, но мы через функцию нашего это пытаемся все время поставить в центр себя, привлечь внимание к себе, заставить всех остальных вращаться вокруг себя. Анирудха что значит? Анирудха значит непреодолимый, непобедимый. Это наш ум, который мы должны победить. С чем вас и поздравляю. Это значит тот, кто воздвигает препятствия, непреодолимый. И Прадьюмна что значит, очень важная вещь? Прадьюмна значит ярко сияющий, освящающий все. Буддхи или разум это элемент, который освящает нашу жизнь, поэтому он самый важный. Поэтому самое важное, что я хочу сказать этим семинаром, всякий раз, это уже не первый материал даю в этом плане, что мы должны развить в себе разум.

Еще несколько слов про аханкару, потому что это очень важная вещь. Аханкара или ложное эго постоянно пытается расширить себя. За счет чего мы расширяем себя, за счет чего наше эго раздувается? За счет присвоения, правильно? Нам хочется на всем поставить свой автограф, свою роспись. Мы видим что-то и мы делаем что-то частью своего я и чувствуем себя хорошо. Чем шире наше эго… как в сказке о коте в сапогах. Он шел: Это чьи поля? Это чьи крестьяне работают? Это чей замок? Это примерно то, что мы делаем. Нам все хочется присвоить себе. Мы слышим какую-то мысль интересную, нам хочется пересказать и умолчать о том, откуда мы ее услышали. Вчера все заинтересовались, откуда Моцарт все эти симфонии взял, и не осталось ли там еще одной (смех) чтобы мы могли свою подпись поставить под ней (смех). Это я исходит от этого, от функции Санкаршаны, мы хотим привлечь к себе внимание, потому что мы любви хотим. Нам кажется, что через внимание мы получим любовь, которая на самом деле нам нужна. Из-за этого у нас есть это болезненное Я-Я-Я-Я. Есть замечательная сказка русская, которая объясняет, что случается с человеком, который не может контролировать свое Я, или который не развил в себе смирение, или которому все время хочется это я проецировать во вне. Это сказка про лягушку путешественницу, знаете какой у нее печальный конец был. Почему? Потому что когда люди спрашивали: Кто это придумал? Надо же какие умные утки? Лягушка не выдержала, когда она услышала, что это утки придумали, она закричала: Я-ааа (смех). И плюхнулась. И точно тоже самое случается с нами, когда мы кричим это я. Лягушка куда хотела попасть? В дальние страны, в южные страны. Мы тоже с вами куда хотим попасть? Мы хотим перенестись в какое-то хорошее место. Почему мы не долетаем до него? (смех) Да мы кричим Я-ааа (смех). В духовной жизни гордыня очень опасная вещь. Гордыня во всех отношениях опасная вещь, она делает нас несчастными, она заставляет нас работать на публику, на других. Но особенно опасна гордыня в духовной жизни. Человек никогда не должен рекламировать самого себя или какие-то свои достижения, он должен в тайне держать свой духовный опыт, свои переживания. Потому что если он не будет следовать этому правилу – все уйдет, он все растратит. Это очень важный урок, который я хотел бы вам дать. И еще одна вещь о которой я вчера говорил, но мне хотелось бы повторить, что в конце концов эго … за счет этой функции, очень важная функция эго нашего, попытка присвоить что –то себе… Какое очень существенное качество у нас появляется из-за этого. Мы становимся привязанными к чему? К плодам своего труда. Эго заставляет нас привязываться к плодам своего труда, потому что плоды чем становятся для нас? Да, частью нашего я. Мы уже наслаждаемся всем этим, даже до того как мы что-то сделали. Это стимул для того чтобы мы действовали. Потому что мы думаем: Я достигну этого, это станет мной. И если мы не достигаем этого мы повергаемся в депрессию. И если мы достигаем этого мы начинаем гордиться и всем показывать: Смотрите, смотрите я достиг этого. Это очень важная и очень неприятная вещь, которая постоянно выводит нас из равновесия. Привязанность к плодам заставляет нас постоянно беспокоиться об этих плодах. Я говорил вчера что эго главный источник стресса. Именно эго, наша концепция или наше желание выдать себя за кого-то или стать кем-то, кем я на самом деле не являюсь, делает нас унизительно привязанными к своим плодам. И эта привязанность к плодам это источник всех неприятностей которые только есть у человека. Все наши беспокойства это только привязанность к плодам, привязанность к какому-то образу который я хочу создать. Поэтому главный совет Гиты, один из самых главных советов Гиты, Кришна говорит, что человек должен быть одинаков. Одинаков в счастье и несчастье, одинаков в потере и приобретении, одинаков в победе и поражении, в успехе и неудаче. Аханкара нам этого не дает. Йога – это определение йоги удивительная которое Кришна дает в БГ. Йога это способность оставаться невозмутимым, т.е. способность возвращаться к своему вечному я, к своей вечной природе. Не зависеть от каких-то временных вещей. А все плоды временны хотим мы этого или не хотим. Рано или поздно нам со всем этим придется расставаться. Йога это способность возвращаться к своему истинному неизменному я, а не пытаться все время создавать свое я или расширять свое я за счет каких-то искусственных вещей.

Есть одна замечательная история в Махабхарате. Она содержит очень важный совет, особенно для менеджеров. Кто-то занимается менеджментом. Это хорошая история. Жил был царь, он был хороший царь, у него было большое царство. Но он очень беспокоился, он очень переживал, страдал. В конце концов, он лишился сна покоя, у него не было времени, у него не хватало времени на семью. Напоминает вам эта картина что-нибудь (смех)? Он пришел к своему гуру и сказал так и так, жить не могу, жизнь моя превратила в ад, я стараюсь исполнять свои обязанности, но при этом не понятно как мне быть счастливым здесь. Гуру стал у него спрашивать, он рассказал ему, как все происходит. И гуру сказал: Хорошо я дам тебе хороший совет. Отдай свое царство. Тот говорит: Кому? Ну сыну отдай. Сын маленький слишком. Ну, отдай еще кому-нибудь. Я не знаю, кому отдать, кому поручить. Он говорит: отдай мне. Царь говорит: Ну хорошо. Трудно сказать не отдам (смех). Гуру сказал: Хорошо теперь я царь. Царь подумал – подумал: Ну, я пошел. Ты куда пошел? Как куда в казну, денег немножко возьму, чтобы жить как-то. Тот говорит: Нет, постой, постой, казна моя теперь, казна не твоя. Царь подумал: Ну ладно, я пошел. Куда пошел? Работу искать, мне же надо как-то жить. Гуру говорит: Не уходи никуда, я тебя найму (смех), на меня будешь работать. «Ладно, хорошо, на тебя». «Я тебе зарплату буду платить». «Хорошо, кем ты меня возьмешь?». «Царем (смех), ты будешь царем, но от моего имени будешь править, я тебя нанял и ты правь от моего имени». Царь стал править, стал делать то, что он всегда делал, но как-то легче ему стало. И время нашлось, и с детьми… И через какое-то время он вернулся к гуру. И гуру спрашивает: Ну как каково тебе? «Ты знаешь, лучше стало, до этого я приходил домой и все думал, что будет, как будет. А сейчас я прихожу, я же не царь, ты же царь (смех). Я прихожу у меня время есть, чтобы с детьми поиграть, жену послушать и хорошо мне стало, легко стало». Скажите, пожалуйста, что поменялось? Поменялось сознание этого, отношение поменялось. «До этого ты был привязан к плодам. До э того ты почему беспокоился? До этого ты был царем, потому что ты отождествил себя с этим». Я говорил вчера, что мы должны играть роль, но когда мы слишком входим в эту роль, тут опасность начинается. Правильное здоровое эго – это когда я понимаю, роль которую я должен играть, играю ее как можно лучше , но при этом понимаю, что это не моя роль и у меня есть мое истинное я, которому я должен быть верен. У Эйнштейна есть хорошая харизма: Человек должен искать того кто он есть, а не того кем ему хотелось бы быть или кем он должен был бы быть, кем он думает что он должен быть. И еще одна очень важная вещь, почему мы начинаем делать все это. Не потому что мы счастливы от этого, никакой человек не может быть счастливым, когда он подражает или эмитирует кому-то. Мы можем быть счастливы только тогда, когда мы естественным образом живем. Но почему мы это делаем? Потому что мы хотим, что бы нам завидовали. Один из способов привлечь к себе внимание, как психология человека работает, человек думает что если мне будут завидовать , то это будет хорошо. Есть замечательная притча суфийская, про то, как один суфий был очень богатый, у него были все предметы роскоши. Один человек пришел у него поучиться. И единственное что он увидел это роскошь, которая его окружала. Он говорит: Ну суфий, крутой суфию, у него все предметы роскоши есть. Суфий это донесли и он сказал: Теперь моя коллекция предметов роскоши стала полной. Они спросили как? У меня было все а теперь появился человек, который мне завидует. Это последний предмет роскоши. Люди очень часто делают какие-то вещи не ради самих себя, а ради того чтобы другие люди им как-то позавидовали, посмотрели на них, порадовались за них (смех). Главное, сейчас мы уже кончаем с этой темой. Главная вещь, которую мне хотелось сказать – это будьте самими собой, попытайтесь понять, кто я есть и если у вас конституция капхи, не пытайтесь стать моделью с весом 55 килограмм, у вас конституция капхи. Потому что даже когда мы, скажем так правильно, понимаем свою обусловленную природу, не вечную природу, мы становимся счастливыми, фон нашего существования становится счастливым. Потому что это дает нам уверенность какую-то в себе, достоинство внутреннее. И это счастье помогает нам пойти дальше. Человек должен быть счастливым в своей материальной составляющей для того чтобы постичь духовную природу. Если я несчастен, то, что я буду думать все время? Как стать счастливым. В материальном мире, в материальной жизни человек никогда не может полностью себя реализовать, потому что его я духовно. Но я должен нормальный фон материальный сделать, гармоничный своего существования сделать, не пытаясь быть кем то еще. Потому что если у меня этого не будет, я постоянно буду думать мне нужно еще кем-то стать. Как бывает с людьми: они пытаются играть какую-то роль, которую они в телевизоре увидели, пытаются подражать кому-то, так не становятся счастливыми и начинают думать: «Наверно я, потому что я еще кого-то не сыграл». На самом деле нужно понять свою роль, с достоинством играть свою роль, на фоне этой гармонии, максимальной гармонии, которая таким образом возникает в нашей жизни пойти дальше. И таким образом обрести счастье. И еще раз это одна из причин по которым я должен следовать законам, по которым я построен.

Мы закончили эту важную тему эго. И сейчас мне хотелось бы перейти к еще более важной теме. Ум – манас. Чуть-чуть еще одну вещь хочу сказать. Все-таки, как научиться быть самим собой. Мы если арифметику вспомнить, мы кто? Ведическая культура одну очень важную вещь изобрела, которой не было до этого. Она изобрела ноль и ноль таким образом выглядит. Мы с вами по природе своей ноль. Мы не большие не существенные. Теперь ложное эго, что пытается сделать из этого нуля? Сделать большое ноль (смех). Но меняется значение или нет? Иногда ноль с украшениями, завитушками (смех). Но ноль всегда остается нулем. Мы те кто мы есть, наша роль не очень большая. Но как можно, значение нулю придать? Когда ноль приобретает ценность и значение? Когда впереди единица. Когда он впереди себя ставит единицу. Эта единица кто? Бог. Он один, если мы Его поставим впереди себя, если мы поймем… мы хотим приобрести значение, но мы пытаемся приобрести это значение за счет раздувание своего нуля. Но есть один верный способ как этот ноль преисполнить смысла, надо Бога поставить впереди себя. Проблема что люди иногда думаю это, но они путают. Они единицу куда ставят? Позади себя. Это формула обусловленных религий. Они думают что Бог из меня исходит или как-то зависит от меня. Если я русский, то я христианин. Почему если я русский я христианин не понятно совершенно. Это попытка поставить опять же Бог исходит из меня, попытка поставить Бога за собой. Тогда как Он должен быть впереди, я должен понять кто я в отношениях с ним. Хорошо, все понятно.

Ум, несколько важных функций или свойств ума. Все это на санскрите называется авьякта. Авьякта значит не проявленное или не поддающееся нашему непосредственному восприятию. Но мы можем по функциям различить, понять, узнать. И я несколько интересных вещей вам про наш ум расскажу. Первая вещь, когда в аюрведе или в санкхье описывается ум, там описываются два свойства: экатвам и анутвам. Экатвам это простая вещь – ум один, и слава Богу. Представьте себе, если бы у нас было два ума или три ума. С одним трудно справиться. Если бы у нас был целый выводок, и каждый бы хотел чего-то своего, то было бы очень тяжело. Это Бога надо благодарить каждый день за то, что Он нам только один ум дал. Анутвам – значит что ум атомарный по природе. Ум это атом. Реально это значит что ум очень маленький. И ум я объяснял на первом нашем занятии, что ум это что такое в аллегории с колесницей или машиной? Вожжи, да или руль. Ум это то, что непосредственно соединяет чувства индрии, руки, ноги, глаза, уши, язык, кожу с нашим сознанием. Ум непосредственно связан с пятью чувствами. У нас есть пять органов чувств: нос, язык, глаза, уши, кожа. Пять чувств, которые нас поставляют информацию и с этим связан ум. Но ум один и он атомарный. Очень важное следствие из этого качество, несколько важных следствий из этого качества ума… Первое это то, что ум не может одновременно обслуживать несколько чувств. Сейчас особенно есть много людей, которые гордятся своей многофункциональностью. Они стараются делать несколько вещей сразу. Есть легенда о человеке, который решал государственные вопросы и одновременно кушал и что-то еще там. Не может человек это делать нормально. Что происходит, когда человек несколько одновременно функций делает? И сейчас особенно человек злоупотребляет этим. Человек сидит, кушает и одновременно смотрит телевизор, ругается с женой, гладит кошку и разговаривает по мобильному телефону (смех). Все одновременно. Когда человек делает это, что делает его ум, так как он один и он атомарный. Он быстро, быстро бегает. Он бегает от одного чувства к другому чувству, к третьему чувству. Он постоянно бегает, пытается что-то сделать и таким образом одновременно. И у него появляется ощущение я Юлий Цезарь, я супермен. На самом деле это значит, что он все делает плохо. У Эйнштейна есть потрясающий афоризм, который это хорошо характеризует. Я на английском прочту: …. Что в переводе значит: Любой человек может вести машину и одновременно целовать хорошенькую женщину, это значит что он поцелую не уделяет того внимания которое он заслуживает. Иначе говоря, это очень важный вывод, который мы должны знать. Что когда люди пытаются делать одновременно несколько дел, то они не уделяют достаточного внимания ни одному из этих дел и ни одно из этих дел они не делают, как следует. Чтобы что-то происходило правильно, должным образом, гармонично, нужно уделить этому максимальное внимание. И когда мы, таким образом, пытаемся раздвоить свой ум, разнести его в разные стороны. Когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, то к чему мы приучаем свой ум? К суете, мы заражаем его гуной страсти, мы вводим туда нежелательный элемент. С точки зрения йоги, когда человек злоупотребляет этим, этим ложным чувством, что я много дел одновременно могу делать, он, в конце концов, становится абсолютно бесполезным, это, в конце концов, приводит к психическим расстройствам. Это делает наш ум рассеянным, невнимательным. Один способ овладеть своим умом, по-настоящему как следует, действительно владеть, стать господином своего ума, сделать его своим рабом – это приучить его… И он заключается в том, что я должен когда я что-то делаю, пытаться максимально на этом сосредоточиться. У ума есть удивительное свойство. Чтобы он не делал, что он хочет? Делать что-то еще. Чем бы я ни занимался, мне хочется делать что-то еще. Мне хочется все время что-то новое. Так я сижу, читаю, я читаю пять минут и думаю: Надо посмотреть телевизор (смех). Я включаю телевизор, один канал, второй канал, третий канал, четвертый канал и я думаю: Надо пойти погулять. Если мы злоупотребляем этим, если мы не замечаем этой природы своего ума… Или когда мы едим что мы делаем в это время? Да, надо читать газету или еще что-то делать. В свое время Лев Толстой сказал: Самое важное дело в вашей жизни, то что вы делаете сейчас. Нет более важного дела.. Самый важный человек в вашей жизни какой? Который перед вами находится. Человек должен пытаться учить себя именно этому. Учить себя сосредотачиваться себя на одном деле максимально. Вы слышали это много раз. Я сейчас пытаюсь доказать это исходя из атомарной природы нашего ума. Потому что мы просто извращаем свой ум, когда позволяем ему быть рассеяным. Как маленький ребенок, если не заставить его… у ребенка есть эта неусидчивость. И его надо тренировать, тренировать в этом направлении, сосредотачивать его на том, что он делает сейчас. Давать ему полное внимание и не переключаться на что-то еще. Есть три очень важных вывода следующие из этого свойства ума, его атомарности. Первый вывод мы сказали. Второй вывод какой? Если мы смотрим на этот мир сквозь призму своего ума? И все знают это, например если я слушаю, чтобы не оторвать свой ум от того что я слушаю… Бывает я вами такое вы слушаете и вдруг ваш ум улетел, прошло несколько минут, вы возвращаетесь туда и думаете о чем он говорил. Уши слышали, ум был далеко. Ум может воспринимать реально, понимать сигналы каких-то чувств, а ум это понимающая наша способность, только тогда когда он сосредоточен. Еще раз это иллюзия, если я очень быстро мечусь от одного к другому, это все на всего иллюзия. Теперь мы смотрим на мир сквозь призму своего ума, что это значит? Ум маленький атомарный. Это значит, что мы видим мир сквозь маленькое окошечко. Ум очень сильно ограничивает нас, ограничивает наше виденье. Ум это ограничивающий фактор. Мы видим мир очень узко по определению. И эта узость, что наше восприятие всегда частично, у нас нет полноты восприятия. Большая часть сор в этом мире происходит из-за чего? Из-за того что одни видят мир так, а другие видят мир по-другому. Чуть-чуть с другого ракурса. Знаменитая притча про пятерых слепых, которые держались за слона. И один кричал: слон как змея, другой кричал, нет слон как колона, третий кричал… Они ссорились, они перебивали друг друга, в конце концов, потому что каждый настаивал на своей правоте. Кому-то это характерно: Я прав, я самый правый. Я должен очень хорошо понимать, что мое понимание всегда частично. Что у меня никогда не может быть полноты за счет узости своего восприятия. Я воспринимаю мир узко, через эту узенькую призму ума. И это значит, что мы не должны настаивать на своей правоте. Мы должны уважать чужое мнение. Это очень важное следствие из этого. Я должен понять очень глубоко что мое мнение никогда не будет полным или совершенным, вместо того чтобы спорить. Любое соприкосновение с чужим виденьем может обогатить мое виденье. Может сделать мое представление более полным. Люди боятся обычно чужого мнения. Именно из-за атомарности своего восприятия, из-за узости своего восприятия думают, что если кто-то видит мир по-другому, то это угроза в каком-то смысле моему. Если мы начнем вдумываться, вглядываться, пытаться понять мнение, виденье другого, обычно мы не даем труда себе это сделать, то мы можем гораздо глубже, яснее, полнее увидеть этот мир. Это очень хорошо что есть много людей и они по-разному смотрят на мир. Есть замечательная история, про то, как у одного человека была кепка. Кепка с одной стороны была зеленая, с другой красная. Он шел по улице и два человека его увидели, один с одной стороны, другой с другой. Вечером они сошлись и один говорит: Ты видел этого смешного человека. И они стали его описывать. Один говорит, что у него была красная кепка. Другой: Нет зеленая. Они стали спорить до хрипоты, у него красная шапка, у него зеленая шапка. Нет ты неправильно видишь, красная шапка. Другой: Как ты можешь так меня оскорблять, мои глаза совершенны, мое восприятие совершенно. В конце концов, они пришли к судье, чтобы он их рассудил. Судья велел разыскать этого человека. У него была красно-зеленая шапка. Нужно понимать, что не только я прав. Что есть правота у других людей. Мои попытки поставить свой ум под контроль, заключается в том, что я должен трезво к нему относиться понимать, что мое мнение никогда не будет совершенным, оно будет частичным и чужие мнения нужно уважать. И это один способов избавиться от не нужного стресса. Потому стрессы возникают у нас из-за непринятия, непонимания, непринятия чужого мнения. Эго заставляет нас не принимать, не понимать другого, мы думаем: Только я прав. Но мы не можем всегда быть правы, потому что мы видим мир узко со своей точки зрения, со своего шестка. И правильное эго может допустить правильность чужого мнения.

Еще есть третье очень важное следствие. Оно не связанно непосредственно с этим качеством ума, но оно связанно с функцией ума. Я уже сказал, что ум соприкасается с нашими чувствами и получает информацию из внешнего мира. Ум наш посредник между внешним миром… через него мы смотрим, через него мы воспринимаем. Ум интерпретирует все данные, которые мы получаем из своих чувств. Третье очень важное следствие – это то, что ум заражается легко. Он заражается тем, с чем он соприкасается. Ум находится в этом опасном состоянии. Он все время соприкасается с различными проявлениями этого мира, он все время как бы вбирает их в себя через чувства. Я рассказывал пару лет тому назад здесь в Израиле, что значит на санскрите что значит ахара. Ахара значит пища. Кто-то слышал слово пратьяхара. Это одна из ступеней йоги. Ахара значит пища, но ахара буквально значит забирать. Если ставить А впереди, то это значит то что мы помещаем внутрь. Вбирать, ахара значит вносить в себя. Мы получаем любую пищу или любую информацию не через свой ум. Ум это прожорливая часть нашего сознания. Он все время хочет новых ощущений, новых впечатлений. Но когда мы вбираем что-то в себя, то это становится частью ума. Он обжора он все время в себя что-то вбирает, и он вбирает далеко не всегда самые хорошие вещи. У ума есть удивительная природа, он любит грязные вещи. Хотя по своей природе… другое название ума на санскрите это саттва. По природе своей ум может быть счастливым только в саттве. Только тогда когда ум функционирует в саттве и когда пища которую он получает несет в себе это качество ум счастлив. Это в высшей степени важная характеристика ума. Потому что когда в уме преобладает саттва, то ум в целом счастливый, потому что это соответствует его природе. Мы сказали, что мы должны очень хорошо понимать природу ума, так вот природа ума саттвичная. Но беда в чем, беда в том, что если мы его приучили к какой-то пище уже, то это стало частью его природа. И поэтому у него появляется пристрастие именно к этой пище, даже если она вредна. Это относится к любому к звуку, к музыке, которую мы слушаем. Если это музыка в гуне страсти или в гуне невежества. Человек приучает себя к этому и уже не может без этого, он начинает зависеть от этого. Потому что это становится частью его природы. Это третье очень важное следствие или важное качество ума. То что ум соприкасается этим, заражается и заражает в конце концов нас. Потому что мы и есть ум. Есть какие другие гунны или другие качества? Раджас и тамас. Теперь мы можем полностью обойтись без раджаса и тамаса? Не можем, мы должны спать… Человек который вышел за пределы ограничивающей сферы ума, за пределы своего ума полностью, он свободен. Только такой человек обрел полную настоящую свободу. Но пока мы находимся в этом теле, нам нужен раджас, нам нужен тамас. Слушайте очень внимательно, это очень важное положение. Когда в уме преобладает саттва, когда саттва становится преобладающим фактором в нашем уме, то тогда даже если мы соприкасаемся с раджасом и тамасом, нам нужно спать, нам нужно действовать, нам нужно бизнесом заниматься, торговать, сделки заключать, это природа раджаса, но когда саттва преобладает, то что получается? Мы не попадаем под власть этих вещей. Даже если мы это делаем, мы быстро возвращаемся в норму, мы быстро возвращаемся в равновесие. Нам нужно накричать на кого-то, и человек у которого саттва преобладает, он берет эту роль, отыграл эту роль он берет и опять вернулся в нормальное состояние. Он спокойный, она его не поглотила. Когда человек в саттве, когда ум в саттве, им гораздо легче владеть. Он гораздо проще сохраняет это внутреннее равновесие, внутреннее счастье. Потому что саттва это природа ума. И если я соприкоснулся с раджасом или тамасом, с этой стихией раджама или тамаса и у меня там уже внутри есть преобладание этих вещей, то я становлюсь рабом этих вещей. Люди их охватывает гнев, в гневе они делают невероятные вещи, они могут ребенка своего убить, потому что в этот момент они не контролируют себя. Еще раз, когда в нашей жизни преобладает саттва умом гораздо легче овладеть. Поэтому нужно приучать его, нужно ему говорить, должна быть эта формула или мантра, образ жизни мой должен состоять из саттвы. Саттва должна у нас преобладать везде. И где она должна, прежде всего, преобладать? В уме, да. Но через что мы можем контролировать свой ум, я говорил, что мы должны уметь правильно программировать свой ум, через что мы его контролируем? Несколько вещей есть. Первое и самое главное это пища. Самая главная вещь. Упанишады говорят, что когда человек ест пищу, то пища делится на три части, одна часть идет в тело, одна часть выбрасывается, потому что там есть какие-то ненужные вещи и она выводит токсины вместе с этим. Третья часть идет в ум. Нам поэтому нужно так часто есть. Пища на самом деле не столько для тела нужна, телу меньше нужно. Уму нашему нужна информация которую мы получаем, удовольствие, которое мы получаем. Через пищу мы питаем прежде всего свой ум. Есть это самое абсурдное, на мой взгляд, положение в христианстве, самое абсурдное которым люди злоупотребляют. Когда им говоришь, что нужно как-то сохранять, соблюдать диету. Они говорят: Не то тебя оскверняет, что в тебя поступает. А то оскверняет, что из тебя выходит. Извините меня, пожалуйста, если в вас плохое входит, то что из вас будет выходить. Может из вас выходить что-то хорошее, если из вас выходит только плохое. Пища должна быть чистой. Эта привычка людей, так или иначе, злоупотреблять, священным писание. Там сказано это для того чтобы подчеркнуть, что человек не должен дурные вещи говорить о других, что сознание человека очень сильно осквернится. Но не для того чтобы оправдать что человек может есть все что угодно. Мы однажды пригласили Андрея Кураева это знаменитый проповедник православного христианства. Он стал говорить: Вот вы вегетарианцы, это все ерунда. Настоящий христианин может есть все, что угодно. Мы его спросили: «А как на счет водки». «Ну а что, никаких проблем нет». И он стал рассказывать, что однажды китаец его водкой настоянной на змее угощал. Братская любовь, надо выпить. Мы его спросили: И как вам молилось после этого святой отец? (смех) Человек должен быть очень осторожным. Так или иначе, мы все время соприкасаемся с разными вещами. Во все том что мы соприкасаемся, оно все, в конце концов, заражает наш ум и привычки в нашем уме. В БГ есть удивительная вещь. Там говорится, что пища относится к категории веры. Почему это относится к вере? Потому что это концепция в уме, привязанность в уме. Из-за того что я ел что-то в уме у меня возникает или я привык есть что-то у меня возникает концепция или вера в то, что это самое лучшее. И человек может поменять свою веру. Он должен приучить себя к саттвичной диете. Йога начинается яма и нияма, начинается с двух вещей с шаучам что значит чистота, и с ахимсы что значит ненасилие. Это все относится к чему? К пище. Прежде всего к пище. Пища не должна быть насильственной, не должна быть продуктом убиение. Чем больше высокоразвитое существо, тем больше мы принимаем на себя боль. Мясо это не хорошая вещь, но человек верит, это святая вера, что если я не буду есть мясо, я не смогу выжить. Столько людей живут без мяса и прекрасно обходятся. Чтобы починить свой ум, чтобы быть здоровым пища должна быть саттвичной, пища должна быть чистой. Что еще влияет на ум? Да, под пищей подразумевается пища для всех органов чувств, безусловно. Слух – музыка которую мы употребляем, запахи, которые мы принимаем в себя, все. Но еще есть очень важный фактор – это общение. Иначе говоря, я должен общаться с хорошими людьми. С кем поведешься от того и наберешься. Это опять же из-за того, что у нас есть этот эмитирующий фактор. И человек должен быть очень осторожен с общением. Потому что чем мы заражаемся в общении? Пища заражает наш ум, но это не такой сильный фактор. Общение гораздо более могущественный фактор. Потому что через общение мы принимаем, через общение мы заражаемся ценностями человека. Это гораздо более тонкая вещь. В общении мы перенимаем ценности. То, что ценно для другого сразу это становится ценным для меня. Заметили да? Начинает с кем-то общаться, если у человека есть своя система ценностей, мы начинаем потихоньку подстраиваться под нее, невольно перенимаем. Раз это для него ценно, значит это хорошо, значит это ценно для нас. Очень важная вещь. Нужно быть в высшей степени осторожным, когда речь идет об общении. Потому что невольно, мы только пообщаемся с этим человеком, и весь вкус нашей жизни может поменяться, потому что мы примем невольно его ценности. Особенно если это сильный человек, сильная личность. Поэтому надо стараться находить хороших людей, у людей у которых есть духовные ценности, духовные цели. Я хочу сказать еще одну очень важную вещь. Есть очень важный стих из Чандогья Упанишад, который формулирует этот закон:

ахара шудхау саттва шуддхих

саттва шуддхих смрити дхрувам

смрити дхрувам сарва грантхинавипрамокшах

Смысл этого стиха такой, что если наша пища и еще раз под ахарой подразумевается пища всех наших чувств. Если пища чистая, то чистым становится ум. Когда ум чистый, зачем нам нужен чистый ум? Когда ум чистый что у человека появляется? Память. Человек обретает память. Заметили, в тамасе человек помнит что-то? Не помнит. Когда человек себя опьянил полностью, он ничего не помнит, он себя не помнит. (Вопрос из зала: А в ярости?) В ярости он не помнит себя, ярость это самая опьяняющая вещь. Он забывает себя, поэтому он может убить самого близкого человека. Потом он приходит в себя и начинает расстраиваться: Зачем я это сделал. Все зависит от степени, от силы этого. Он не помнит кто он, иначе бы он не делал эту глупость. Человек, когда ум чистый, становится активной наша память. Память нам для чего нужна? Что мы должны помнить? Что мы постоянно имеем тенденцию забывать погружаясь в суету? Себя или цель свою. Когда у человека крепкая память, это значит я помню себя, я помню мою цель, я помню куда мне нужно идти, я хорошо вижу свою цель. В это преимущество чистого ума. Когда ум чистый… и еще раз все вещи, которые загрязняют ум, в конце концов, в этом их беда, в этом духовный смысл всех этих ограничений, в том, когда ум чистый, я могу помнить о своей цели, своем предназначении. И дальше там говорится: смрити дхрувам. Когда память становится крепкой: сарва грантхинавипрамокшах. Развязываются все узлы кармы. Сарва грантхина, грантхка значит узел. Сарва грантхинавипрамокшах – развязываются все узлы кармы. Карма это путы, они спутывают нас. Карма ограничивает нас, сковывает нас, карма превращает нас в рабов. Я говорил, что мы превращаемся в машину кармическую, в кармический автомат со своими какими-то реакциями психологическими. И карма имеет природу узлов. Это узлы в нашем сознании. Я не успел рассказать вам об этом. Когда описывается природа читты, говорится что читта подобна ткани с узелками. Множество, множество узелков находится тут. И эта ткань нашего сознания и подсознания и составляет собственно ткань нашей кармы, узор нашей кармы. И когда у человека чистый ум, могут развязаться все узлы его кармы. Сарва грантхинавирамокшах – он становится свободным. Все путы спадают с него. Поэтому так важно чтобы ум был чистый. Спасибо большое. Мы еще не закончили про ум. После перерыва приходите пожалуйста. 78:20



Еще одну небольшую вещь скажу чтобы завершить предыдущую тему. Вы слышали об этих опытах с водой. Просто сказать воде: «Я тебя люблю». И вода удивительным образом реагирует на это. Мы живем в живой среде. Это то, что люди забывают. И чувства, которые есть, сознание которое есть у нас, оно очень четко откладывается на все том что нас окружает и прежде все на пище. Чистая пища это пища, которая приготовлена человеком с чистым сознанием. Пища из чего состоит в основном? Из воды. Мы с вами на сколько процентов из воды состоим? На 80 с лишним процентов мы из воды состоим. Вода, эти опыты чем важны? Тем, что они показывают до какой степени мы можем проецировать наше сознание, и как потом это сознание разные объекты воспринимают, и как потом мы употребляем это внутрь. Сознание человека, который готовит пищу очень важно. И если человек чистый и если у него чистое бескорыстное сознание и если он благодарит Бога, то это очень важно. Поэтому во всех традициях перед едой, во всех религиях есть такая традиция, перед едой, что нужно сделать? Да, поблагодарить Бога. В этот момент наше сознание отпечатывается в пище. И потом мы принимаем это себе, и это помогает сделать стабильным наш ум, сделать его более ясным и помогает нам в жизни.

Вторая часть нашего занятия, пожалуй, еще более важная чем первая. Мы рассмотрим еще одно свойство нашего ума. Я рассказывал что ум атомарен, я говорил о том что ум, так как он соприкасается с внешним миром, он на себя принимает очень многое и переносит это внутрь, в частности в нашу читту . И еще одна природа нашего ума – ум дуалистичен. Дуалистичная природа ума, ее нужно очень хорошо понимать. Я говорил об этом немного, в самом начале. То что ум всему дает свою оценку. Какую оценку? Хорошо – плохо. Плюс – минус. Нравится – не нравится. На санскрите это называется: рага что значит привязанность и двеша, что значит отторжение, ненависть. Любовь – нелюбовь. В философии санкхьи и в аюрведе объясняется что есть ум, есть чувства и между ними и нашим сознанием – читтой и тут собственно находится душа, тут находится наше сознание в целом читта. Кто находится? Разум. Но у ума есть возможность обращаться непосредственно к читте. Если продолжать аналогию с компьютером, то ум это что-то вроде экрана компьютера или оперативной памяти какой-то. Оперативная память в основном это разум буддхи. Но в уме, ум все время реагирует с внешним миром, получает какую-то информацию извне. И он связывается с нашим жестким диском, с нашей памятью внутри. И наша память внутри, она очень хорошо организована. У нас есть каталог. Это что-то вроде библиотеки. Чита это огромная библиотека. Гораздо больше Александрийской библиотеки или там Ленинской библиотеки или даже каких-то там других библиотек. В этой библиотеке все классифицировано по категориям, по файлам и у каждого все очень хорошо заиндексировано. У этой библиотеки есть очень хороший поисковый индекс. И всему приписана какая-то эмоциональная окраска. Плюс – минус, звездочки, много плюсов, много минусов. Это круто это еще круче. Это мерзко это еще более мерзко. Мне нравится, это мне меньше нравится. Кто-то слышал о двух функциях ума, которые называются санкальпа – викальпа. Кто-то наверняка слышал, если вы читали третью песню ШБ. Кстати говоря то что я рассказываю это все рассказано в третьей песне ШМ. Во втором томе третьей песни ШБ 26-27 главы. Где описано каким образом функционирует это ум, где описана философия санкхьи. Если у вас есть возможность прочитайте, там много интересно. Там объясняются эти две функции ума санкальпа – викальпа. Викальпа значит абстрагирование. Я немножечко по-другому объясню чем это там объясняется, но в сущности… Что происходит когда мы видим что-то или когда соприкасаемся с чем-то, ум сразу же обращается к этой библиотеке, к образам, которые хранятся в нашей памяти, в нашей сознательной памяти, в нашей подсознательной памяти. Читта это память со многими отделами, я объяснял, что есть заархивированная память, есть много доступного. Он сразу же обращается туда и сравнивает то что мы увидели или то с чем мы столкнулись, с чем –то что у нас там есть. И на экране ума появляется результат этого поиска. Как кто-то в Интернете делал поиск. Делаем запрос, и сразу же там появляется цифра – 5899 файлов найдено или сайтов найдено, где об этом говорится. Точно тоже самое происходит с нами, когда мы что-то видим, сразу же появляется какой-то результат и появляется более или менее абстрагированный образ, который хранится в нашей памяти со знаком плюс или со знаком минус. Это хорошо это мне нравится, это уже было так. Там могут быть какие-то вариации или еще что-то такое. Но, в сущности, главное что я получаю в этот момент: нравится – не нравится, плюс – минус. Второе что происходит… Первое это викальпа – абстрагирование. А второе – это санкальпа. Санкальпа, как только это образ появляется у меня, а у меня появляется не столько, не сам образ, не то что я вижу, а на него накладывается память того что я видел до этого. У меня появляется решимость. Санкальпа значит – я хочу или наоборот – я не хочу. Или если реакция не очень выраженная, если нет большого плюса или большого минуса, то человек равнодушно проходит мимо этого не обращает на это свое внимание. У человека появляется желание: Хочу или не хочу, нравится или не нравится. В этом суть дуалистичной природы ума. Ум все время крутится между двумя этими крайностями: нравится – не нравится, нравится – не нравится, нравится – не нравится. И что происходит при этом – это маятник какой-то. Он все время говорит: Хочу – не хочу, нравится – не нравится. И люди живут в этом, люди живут в двойственности. Кришна объясняет, что эта природа ума, дуалистическая природа ума, с ее двойственностью является основной причиной продолжения иллюзии. Я слишком завязан в этом. И это эмоциональная часть. Нравится - не нравится это что такое? Это эмоции мои, правильно? Хочу – не хочу. Люблю – не люблю. Это эмоции и именно они эти эмоции делают ум таким сильным. Я объяснял, что господином ума является Анирудха. И Анирудха что значит? Непреодолимый. Сложность или трудность ума, с которой мы имеем дело, заключается именно в этом, в этой эмоциональной природе. И эти эмоции: «Хочу – не хочу»,- очень сильные эмоции. Люблю – не люблю, нравится – не нравится, они портят нашу жизнь. Это маятник, между которыми мы постоянно колеблемся. Люди, к сожалению, путают – нравится с любовью. Есть хорошая русская поговорка, что от любви до ненависти один шаг. Что это за любовь, от которой один шаг до ненависти? Это не любовь это ум. Это маятник нашего ума и мы постоянно ходит между этим: нравится – не нравится, нравится – не нравится, нравится – не нравится. Это капризная природа, детская, неразумная, иррациональная, эмоциональная природа нашего ума. Поэтому Лану она символизирует наш ум в гороскопе. Она, то ее нет, то большая, то туда, то сюда. Маятник. Теперь знаете, как работает маятник? Наблюдали маятник? Когда маятник идет в одну сторону, маятник набирает движение, он идет в одну сторону, он идет сюда. Что это означает, что одновременно с этим происходит? По мере того когда он идет в одну сторону, он набирает силу или энергию, чтобы идти в другую сторону. Когда я люблю очень сильно кого-то или что-то, что это значит? Одновременно с этим я набираю силу, чтобы ненавидеть это же самое. Кого мы ненавидим? Того кого любили. Чем больше мы ненавидим, тем больше мы потом любим. И поэтому в семье всегда ссоры. Без этого невозможно. Человек сорится, у него потом появляется раскаяние, потом начинает любить. Зачем? Чтобы потом опять поссориться. Люблю – не люблю это дуалистическая природа ума. Люди не понимают этого, если они рабы своего ума, если они просто подчиняются своему уму. У любви совершенно другая природа. Любовь духовное чувство само по себе. Любовь не имеет этих колебаний, от любви не может быть один шаг до ненависти. Любовь. От любви один шаг до Бога. Любовь постоянно увеличивается. Любовь ведет нас в одном направлении. Любовь это духовная сила. А это капризы нашего ума, с которыми мы часто путаем настоящую любовь, к сожалению, или какие-то привязанности. Нужно очень хорошо отдавать себе отчет в этом. Была удивительная история в древней индии. Был тиранический правитель Аурангзеб, он был мусульманином. У него была наложница, танцовщица. Однажды к своему ужасу узнал, что в эту танцовщицу влюбился его военачальник. Она танцевала, и военачальник влюбился в нее. Это был удар по его ложному эго. Более того он узнал, что танцовщица тоже влюбилась в него. Он подумал, как их наказать. Он мог бы их убить, но подумал: Я убью их, они все равно умрут любящими друг друга. Что он сделал? Он их привязал друг к другу, лицом друг к другу на 24 часа. Через 24 часа они разбежались в разных направлениях в ужасе друг от друга. Такова природа материального ума. Если я что-то люблю, люди ударяются в одну крайность. Это значит, наверняка, они пойдут в какую-то другую крайность. Если они сейчас сильно отрекаются, то потом они будут сильно наслаждаться, чтобы потом опять отрекаться и т.д. Это ум обманывает нас. И эту дуалистическую природу нашего ума нужно очень хорошо понимать. Потому что когда мне что-то нравится очень сильно или когда что-то не нравится – это в одинаковой степени плохо. Когда нам что-то не нравится, мы понимаем, у нас есть отвержение естественное это плохо. Но с точки зрения философии глубинной, когда нам что-то нравится – это не менее плохо, может быть даже это хуже когда нам что-то очень сильно нравится. Потому что, что случается, когда нам что-то очень сильно нравится? Да, мы хотим, мы привязываемся к этому, мы закладываем очень сильную самскару. Когда мы идем в обход разума и непосредственно сюда …. Мы испытываем какой-то опыт или что-то нам очень сильно понравилось, нам показалось крутым, нам сильно понравилось. Или наоборот сильно не понравилось. Это все отложится сюда, в нашу память. И потом дальше эта вещь будет бессознательным образом направлять нашу жизнь, помимо разума, минуя разум. Разум это привратник. Запишите, пожалуйста, очень важное определение. Разум это сторож. Если он включен, если мы бодрствуем, то он знает что нужно пропускать внутрь, что не нужно пропускать внутрь. Он очень избирательно действует, он помогает нам переварить что-то, переварить какую-то эмоцию. Но если человек, если у него слабый разум, он получил некое ощущение, некую эмоцию, негативную или позитивную и все это прямиком пошло в его подсознание в его память. И потом это будет, и мы сами не будем знать, как это действует. Это будет проявляться в каких-то импульсах, каких-то сигналах, в каких-то желаниях которые будут всплывать не понятно откуда. Иначе говоря, та грязь, которая у нас здесь хранится, а я рассказывал, когда мы говорили о подсознании, я говорил, что там сохранилось много не хороших вещей. Эта грязь это не переваренные эмоции. Не усвоенные, не переваренные, не понятые эмоции. И все это причина дисбаланса, или причина нашей кармы. Когда я закладываю в свою память с эмоциональным знаком каким-то, как-то эмоционально окрашенную. Это значит, что я создал свою карму, это значит, что у меня появится какой-то импульс в будущем чтобы действовать ради достижения этих целей, я буду тратить свою жизнь ради достижения не нужных целей. Потому что большая часть того что хочет ум, это не нужные вещи. Хочу. Мы с вами разбирали это, у нас был небольшой тренинг, называется: Я в супермаркете. Человек идет и если разум его спит (смех), то что он делает? Берет все подряд. Почему берет? Потом что там написано: Берешь одно, другое бесплатно (смех). Нужно это не нужно неважно, главное что бесплатно, главное что ум это получает. Так нас обманывают. У людей есть этот шопинговый синдром, они становятся шопоголиками. В Америке есть огромный бизнес, гигантский совершенно бизнес, многомиллиардный бизнес – это сдавать людям склады под хранение не нужных вещей. Факт. У них скапливается столько хлама, они не знают, что с этим хламом делать и жалко же это же мое. Недавно я прочитал в Интернете, умерла женщина в Англии – шопоголик. Она умерла под грудой купленных вещей. Это реальная история. У нее большая квартира, которая была целиком забита, и в какой-то момент это все на нее упало, и она умерла мучительной смертью там. И когда люди стали разбирать что у нее там, там нашли тридцать зонтиков разных цветов. 45 шляпок, 70 шарфиков и еще что-то. Там все было забито, у нее был забит гараж. Это болезнь современная. Это болезнь ума. Это болезнь неконтролируемого ума, когда человек становится рабом этой дуалистической природы: нравится, хочу. Он не понимает нужно или не нужно. И в этом роль буддхи. Это самая главная вещь. Самое главное, что есть тут, это что есть у нас, что дал нам Бог, Творец. Он дал нам разум, который может сказать, ум горит: Нравится, хочу, - а буддхи что должен сказать? Нужно тебе это. С одесским акцентом: «А оно тебе надо» (смех). Прислушайтесь к голосу разума. К сожалению, очень часто ум очень громко говорит. Потому что мы дали ему волю, мы дали ему право говорить от нашего имени, он все время говорит: Хочу, хочу, хочу. Как ребенок орет. Но тот, кто разумней, умнее должен сказать: Успокойся, тебе это не надо, потому что всю свою жизнь ты потратишь на это колебание между этими двойственностями. Эти двойственности очень важные. Я сказал, Кришна упоминает о них в Гите. Он говорит, что человек должен подняться над этой двойственностью: Хочу и не хочу. Но проявляется: сукха и дукха. Что значит сукха и дукха? Счастье и несчастье, успех и неудача. Джайо джайо сукхе дукхе. Приобретения и потеря. В гите эти три вида двойственности основанных на хочу – не хочу, которыми мы программируемся. Я завтра расскажу как защитить себя от этого, что человека от этого защищает. Что человека от этого защищает в общем? Любовь. Но я не буду вас … я вас заинтригую таким образом. Любовь человека защитит от этого. Любовь не дуалистична, она за пределами этого, она трансцендентна ко всему этому. Счастье и несчастье одинаково плохо. И это сложно нам переварить понять, именно из-за того что ум эмоционально окрашен. Ум отвергает это все. Ум не понимает этого. Будет сопротивление внутри, когда мы слышим эти вещи. Несчастье понятно, с ним все просто, несчастье мы стараемся избегать. Счастье никто не пытается избегать. Но эти ощущения эмоциональные, если опять же если они не облагорожены разумом и человек не понял это и не снизил эту эмоциональную составляющую, они тоже могут быть причиной очень больших неприятностей. Есть замечательная история, как один бедный человек выиграл в лотерею десять миллионов рупий. Купил билет, он был почтальоном в деревне. Купил билет, забыл о билете. Жена помнила. В соответствии с философией санкхьи разум человека это его жена (смех). Все это знают, особенно женщины понимают (смех). Жена помнила, она сидела дома, услышала по радио, объявляли номер, посмотрела – десять миллионов рупий. Она подумала: Что с ним случится, если он об этом узнает, он может не выдержать, он получает тысячу рупии в месяц, а тут такое свалилось. И она подумала: Надо как-то его подготовить. И подумала: Пойду ка я к пуджари местного храма, жрецу и он его подготовит. И она пригласила его, объяснила: Такая ситуация, приходите вечером и мужа моего потихонечку подготовьте, так чтобы инфаркт не случился. Муж вечером вернулся домой пьет чай, пуджари пришел. Они немного поговорили, потом пуджари говорит: У меня хорошая новость для тебя.

- Ты знаешь, что ты выиграл в лотерею. Тот говорит: Правда?

- Да, ты выиграл.

- Сколько? И тот решил сразу все не говорить.

- 50 000 рупий.

- Правда, 50000 рупий, половину отдаю тебе на храм.

В этот момент пуджари упал в обморок (смех).

Потому что он ничего подобного не видел и не слышал. Это то что йога говорит, когда человек переживает слишком большое счастье, если он разумом он не переварил, у него начинает плавиться его Читта, его память и там откладывается что-то с очень сильным знаком. И в конце концов это будет сильно мешать, потому что как я объяснял только что. Как мы смотрим на этот мир? Через призму ума, да. Но чтобы ум увидел этот мир, что он делает всегда? Он обращается к читте. И все эти вещи, когда они заложены в нашем сознании, в нашем подсознании, становятся той призмой, через которую мы начинаем на мир смотреть. Поэтому очень важно, очень важна роль нашего разума, который пускает туда что-то или не пускает, который говорит нужно это или не нужно. Потому что это не простоя вещь. Мы пустили какое-то переживание. Потом мы забудем о нем, забудем, что мы это пережили, а оно будет очень сильно воздействовать на нас, всплывать не понятно откуда изнутри. Отсюда понятно, почему такой важный период в жизни каждого человека детство. Что происходит в детстве? В детстве у человека нет чего? Разума. Разум начинает формироваться в пять лет. До пяти лет у человека практически нет разума. Чанакья пандит говорит, что до пяти лет с ребенком нужно обращаться как с царем. С пяти до пятнадцати как нужно с ним обращаться? Как с рабом да. Потому что это время когда формируется разум. А после пятнадцати, когда разум сформировался? Как с другом. Но до пяти лет, начиная с зачатия, даже не с того момента как человек родился – это самое опасное время для любого человека, потому что ум у него есть, работает, он реагирует на этот мир, взаимодействует с этим миром. Подсознание у него есть, память у него есть. Разума нет, привратника нет. Все то что он получает в это время идет сразу в читту, откладывается здесь. Он забывает об этом, но все это у него сидит тут в подсознании. Потом это полностью формирует его жизнь. Я говорил, что есть две части этой читты. Есть что-то, что мы принесли сюда из прошлых жизней. И что-то что мы нарабатываем в этой. И большая часть того что мы нарабатываем, мы нарабатываем в это время. В возрасте до пяти лет, пока не работает разум, потому что сразу же все откладывается здесь. И человек не переваривает это с помощью разума, он не понимает зачем, почему это произошло, если это боль сильная, он не понимает, просто боль. Потому что эта боль будет заставлять его убегать от чего-то, сделает его неполноценным человеком, он будет бояться всего непонятно почему. И самое важное, поэтому в ведической культуре. Я хотел рассказать об этом, в связи с этим рассказать немножко об электоральной астрологии. Это будет слегка техническая информация, но тем не менее я надеюсь что она пригодится вам. Я немножко пропустил, но это очень важный момент. Мы чуть-чуть давайте перемотаем назад. Очень любопытная вещь, когда Кришна говорит об этих двойственностях: счастье и несчастье. Он тем самым дает очень важное определение греха. Он говорит: Если человек поднялся над счастьем и несчастьем, не придает этому сильного значения, то он поднялся над грехом. Неожиданно да? Он дает тем самым удивительное по своей глубине определение греха. Что такое грех? В сущности, грех, если мы это поймем с точки зрения функционирования нашего сознания – это привязанность к счастью и ненависть к несчастью. Грех это привязанность. Привязанность со знаком плюс или со знаком минус неважно. Человек становится рабом, рабом своего греха. Вот оно рабство наше, оно тут. Оно в дуалистической природе ума и в том что у него есть доступ непосредственный к нашей памяти, к нашему подсознанию. Если он поднялся над этим, он может все что угодно делать. Он не будет вкладывать в это… И там же участвует эго наше. Так или иначе, поднявшись над этим, он не совершит никакого греха. Все что он будет делать, он будет делать на основании разума своего, с пониманием высших целей, которые есть в разуме, с очень глубоким сознанием всего этого. Грех это в сущности наша бессознательная природа. Есть маленькие грешки, есть большие грехи. Но в сущности это наше животное, неразумное, бессознательная природа. Которая закладывается из-за того что наши эмоции не переварены. И самые большие шансы заложить эту искаженную природу есть к сожалению в детстве человека. Ведическая культура, так как это была культура ставившая целью создать прогрессивного человека, человека развивающегося. Человек, который идет все время вперед, достигает высшей цели. Ведическая культура уделяла огромное внимание именно этому периоду. Ребенка что в это время нужно сделать? Защитить полностью. Если вы возьмете аюрведу, то там будет огромное количество правил для кого? Для беременных женщин. На самом деле если посмотреть на правила дающиеся в шастрах или в священных писаниях, то … для женщин гораздо больше правил, чем для мужчин. Почему? Потому что женщины важны. Люди думают сейчас, опять же, извращенное современное сознание: Женщины в ведической культуре были под давлением, под прессом. Нет. Женщина самый важный человек в мире. Потому что, говорится: Женщина это первый гуру. Мать это первый гуру человека. В законах Ману, это книга законов по которым должно быть построена любое общество, говорится что мать в десять тысяч раз более почитаема чем отец. В десять тысяч раз. Потому что мать дает самое необходимое в самый важный период жизни. Если она понимает свою ответственность перед тем, что происходит. Вся жизнь человека в значительной степени, помимо его кармы и всего остального, это конечно тоже играет свою роль. Но гораздо большую роль играют именно эти формирующие годы. Парашара муни когда он объясняет астрологию. Он говорит, что астрология играет ограниченную роль, гораздо большую роль играет воспитание. Воспитание и общение человека. Есть три фактора которые формируют нашу судьбу. Один фактор карма это астролог прочитает. Другое это его ранние года воспитание. Естественно оно зависит от его кормы до какой-то степени, но не полностью. И третий фактор это общение. Карма это не фаталистическая теория как некоторые думают. Карма не фатальна. Потому что каждый человек может многое поменять. И особенно важно понимать какова ответственность матери. Все то что ест мать… Если важно что мы едим в нормальном состоянии, то на сколько важнее что ест мать, когда она беременна или когда она выкармливает молоком ребенка. Гораздо важнее. В Чарака-самхите есть отдельная глава, которая объясняет, что должна есть мать. И если у нее когда она беременна, у не появляются странные желания и там говорится как эти желания удовлетворять, за счет чего. Хочется что-то гнилое съесть. Там сидит просто тамастичный ребенок, ему нужно это. Там объясняется как, какими вкусами это нужно сделать. Я сейчас не буду все эти детали, у нас не семинар для беременных женщин (смех), но мне хочется проиллюстрировать этот момент, что все то, что она видит, все то что она чувствует, ее страхи… Ее нужно защищать, она должна быть защищена очень сильно. Она не должна слишком много путешествовать. Сейчас современная жизнь не позволяет это. Но это практически с момента зачатия ребенка очень важные вещи происходят. Есть история одна удивительная. Во времена Британского владычества в Индии. Корова залезла рогами куда-то, непонятно куда. Ее нужно было освободить, она не могла выбраться сама. Собралась большая толпа и все стали думать, что сделать с коровой и как ей помочь. И один сказал: А че давайте ей рога отпилим. Все остальные в шок пришли. Потому что все знают, что в Индии корова священное животное. У коровы любви можно научиться, корова абсолютно бескорыстное существо и оно питает нас. Шпион был там, шпион побежал к царю и сказал: Неслыханная вещь, какой-то индус, твой поданный, сказал, что корове нужно отпилить рога. Царь вызвал его и спросил: Ты кто такой. Тот: я такой-то такой. Царь сказал: Я не могу поверить, что у меня в царстве такие люди есть. Он вызвал его мать. Стал спрашивать: Что с тобой, кто ты? Она сказала: Я такая-то такая то, я жена брахмана. «Не может быть этого, что-то здесь не так, что-то ты сделала не так». Она стала плакать и она сказала: Когда я была беременна, мы с мужем путешествовали и мы остановились в постоялом дворе. Я проснулась и утром я увидела… Это было другое государство, где нарушались законы дхармы. Утром я увидела мясника, который отрубал голову животному и у меня это отложилось». Царь сказал: Ну тогда все понятно, поэтому у тебя сын родился такой. Впечатление закладывается в ребенка, в сознание ребенка, когда он находится еще внутри матери. Все страхи матери, отношение матери к ребенку. Или иногда родители начинают рассуждать: сделать аборт или не сделать. Ребенок это знает. Он это чувствует, у него появляется очень сильный страх. Мы не обращаем на все это внимание, но на самом деле это очень серьезные, очень существенные факторы, которым нужно предавать значение, если мы хотим позаботиться о детях и о будущем людей, которые приходит к нам. Поэтому в ведических писаниях говорится о том, что нужно делать десять самскар или десять обрядов. Я уже говорил, самскара это что такое? Впечатление. Это то, что от нашего манаса закладывается в читту, в наше подсознание. И жизнь человека на ключевых моментах его развития, его формирования должна вставляться обрядами, чтобы человека защитить. Я сейчас не буду естественно входить во все детали это слишком большая тема, нет необходимости в эти детали вникать. На самом деле их 16, по большому счету. Как минимум десять основных. И каждый из этих обрядов должен проходить в нужное время и это имеет непосредственное отношение к мухурте или к электоральной астрологии. Потому что каждый из этих обрядов имеет очень важную роль в формировании человека. Начиная с самого первого обряда, обряда зачатия. Я просто их перечислю и буквально в двух словах скажу. Потом если будет необходимость можно попросить отдельный семинар о них рассказать. Первый называется – Гарбхадхана обряд зачатия ребенка. К нему люди должны готовиться, как следует, это очень большая ответственность. Говорится, мы привлекаем душу в соответствии с тем, какого наше сознание в момент зачатия. И поэтому говорится: нельзя делать это в какие-то моменты, очень строго, есть огромное количество правил. Не такая простая вещь как нам кажется. Но начинается именно с этого. Это нужно делать в нужное время. Особенно когда луна. Мы переходим с вами собственно к электоральной астрологии. Есть небольшая книжка Романа. Я буквально несколько основных принципов этого скажу. Хотя есть шастры астрологические, например Мухурта-чинтамани и еще классические труды по электоральной астрологии, они связаны друг с другом, которые объясняют каким образом нужно пользоваться энергией времени, чтобы защитить человека. Мухурта буквально значит. Кто-то слышал слово мухурта? Да, Брахма-мухурта это раннее утреннее время. Но слово мухурта значит мухурта – это то, что нас все время защищает, постоянно защищает нас. Если человек знает эту науку, он может защитить себя и может оградить себя, своих близких родных от каких-то неприятностей. Потому что каждый момент времени несет в себе скрытую энергию. И в принципе иногда люди начинают отвергать это, но за этим здравый смысл стоит. Для всего того что мы делаем должно быть определенное время. Правильно? Можем мы начать сеять в любое время? Можем. Бросить семена в землю можно в любое время. Результат какой будет? Если мы делаем это в то время которое не благоприятствует этому действию, результат будет не благоприятный. Потому что энергия времени должна соответствовать этому действию. Гарбхадана-самскара или обряд зачатия. Есть неблагоприятные моменты. Первый принцип мухурты это то, что в зависимости от конкретного действия, успех которого я хочу обеспечить, я должен заботиться о той или иной планете – караке, указывающей на это действие. Если это образование, я должен позаботиться о том, чтобы Юпитер, Меркурий были сильными. Если это бизнес – Меркурий, если это брак, то тоже Юпитер, Венера. Если это война, то Марс должен быть сильным. Но во всех случаях, что должно быть сильным? Луна. Если я хочу успеха в каком-то деле, если это важное дело, естественно тут не нужно сходить с ума… Есть два определения мухурты. Первое определение я вам дал – это то что защищает. Второе определение сказал мне мой друг один, его отец учил его астрологии, он с традиционной брахманской семьи. Он сказал: Если хочешь свести человек с ума, научи его мухурта-шастре (смех). Он будет каждый шаг свой сверять со всем. Так что тут не нужно доводить все до абсурда. Но когда речь идет о важных вещах, а зачатие ребенка важное дело? Важное дело. Вы можете мучиться всю жизнь, от того что вы в не нужный момент это сделали. Потому что если вы это сделали в не нужный момент, ваш ум находился в неправильном состоянии, вы сами этого не замечали, Луна очень тонким образом действует. Она влияет на наш ум, мы не видим этого, не чувствуем, потому что мы ум, мы со стороны на него не смотрим, нам трудно это оценить. И в результате этого последствия бывают очень печальные. И значение мухурты, я дальше расскажу про остальные самскары, я сейчас какие-то основные принципы хотел сказать. Значение мухурты заключается в том, что она может очень сильно корректировать нашу карму. Смысл еще раз ведической культуры, чтобы помочь человеку развиваться, помочь ему стать лучше. Карма это не данность. Даже если у меня есть какие-то негативные факторы, которые я принес с прошлой жизни, я могу их существенным образом улучшить, если я буду правильно действовать в этой жизни. Нет жесткой предопределенности за исключением каких-то случаев, лишь в небольшом проценте случаев есть жесткая предопределенность. Но какие-то вещи можно сильно улучшить. Это относится к браку, это относится к детям, образованию, карьере. Практически ко всем сферам жизни. И тут мухурта играет самую существенную роль, когда я начинаю это все делать. Я сейчас прежде чем перейти к каким-то техническим деталям, я сейчас перечислю эти самскары. Первая самая важная – гарбхадана-самкара, потом пумсавана-самкара – это обряд который проводят на третьем месяце беременности, для того чтобы обеспечить рождение хорошего ребенка. Следующий Симантоннайана, сразу после этого его проводят чтобы здоровье обеспечить ребенку. Джатакарман – это рождение ребенка. Во время джатакарманы, как только ребенок родился, как только он вышел, нужно дать ему немного меды, много топленного масла с золотой ложечки. Говорится что золото, частичка золота, которое он получит сразу же сделают его ум ясным, топленное масло даст ему здоровье, ги. Это три желтых вещи. Мед даст ему аппетит хороший. Обычно отец в тот момент когда ребенок родился, он дает ему чуть-чуть, буквально чтобы он лизнул. Это обряд джатакарманы. Потом нама-карана через 21 день. Обычно не нужно сразу же нарекать ребенка. Это обряд наречения. Делается гороскоп ребенка и в соответствии с гороскопом его нарекают. Первая буква его имени должна соответствовать положению, в котором была Луна. Таким образом влияют на ум человека. Следующий обряд Аннапрашана. На самом деле до этого есть обряд первого выноса из дома. По традиции ведической культуры, когда ребенку исполняется три месяца, родители несут его в храм, чтобы первое что он увидел, первые впечатления были связаны с духовность, чтобы он оказался в духовной атмосфере храма и привык к внешнему миру. Т.е. начинают заботиться с этого времени. Три месяца – первый вынос из дома. Аннапрашана когда даются первые зерновые ему, где-то самое раннее через шесть месяцев, до этого он ест только молоко матери. Это тоже первая информация, которая поступает, там особый обряд, в нужное время все это делают. Обычно в этот момент также определяют тенденцию человека. Ему дают в это время пощупать что-то, потрогать. Ему дают на выбор книгу священную, деньги, еще что-то и он тянет руку свою. Часто совмещают эти две вещи. Потом следующий обряд Ведарамбха – начало обучения, пять лет. Его учат правильно произносить звуки санскритского алфавита, потому что звук очень сильно формирует наше сознание. Отец обычно или учитель пишет первые буквы и учит его. Это тоже нужно сделать, опять же чтобы все было успешным, нужно делать это в нужный подходящий момент. В специальной шастре описано в какое время нужно это делать. А я забыл еще одну очень важную самскару между этим. Она называется Мундана – первое остригание волос. Первые волосы сбривают, но это нужно делать как можно позже. На самом деле по-хорошему не раньше чем в три года. Потому что они несут в себе очень важную информацию о здоровье человека. Иногда даже эти волосы хранят или небольшая часть этих волос хранится, это защищает человека. Если сделать это не рано, не слишком рано обрить волосы, то у него гораздо больше жизненной энергии будет, жизненной силы. И мальчикам и девочкам обривают. Следующее Упанайана – это посвящение в мантру. Когда учитель или отец шепчет на ухо Гаятри мантру – это второе рождение. Человек получает рождение в знании. В семь лет иногда позже в девять лет ребенку дается эта мантра и он начинает повторять эту мантру, прежде всего гаятри мантру. И гаятри мантра содержит в себе все духовное знание. Повторение этой мантры потихонечку раскрывает смысл или это знание изнутри. И это следующий важный этап. И у нас осталась одна самкара – Виваха. Все самое важное, все они на самом деле в самом начале. В самом начале человека нужно больше всего ограждать. Дальше последний очень существенный обряд – виваха-ягья человек женится. Это тоже, там очень много правил как это нужно сделать. Но есть последняя еще, какая? Смерть – Антйешти, когда человек завершает определенную главу своей жизни. Но если эти принципы соблюсти и сделать это правильно в нужный момент, то человек будет гораздо больше защищен. Что это дает? Это дает защиту нашего ума. (Вопрос из зала: Похороны – Антйешти когда нужно проводить?) Тут время не он выбирает (смех). Хотя в некоторых ситуациях человек может выбрать время. Если он достиг определенной степени свободы он может решить когда это благоприятно сделать. В большинстве случаев люди… Да, все нужно делать в правильный момент, это очень важно. И мне тут хотелось несколько принципов дать основных, чтобы не сводить с ума и научить одному тонкому принципу, но попросить вас пользоваться им только в крайних случаях, только в случаи важных вещей. Все это еще раз дает устойчивость нашему уму, или ставит наш ум под контроль. Человек становится гораздо более защищенным, он становится полноценным, здоровым человеком, все это гарантирует, прежде всего, здоровье нашему уму, избавляет нас от больших неприятностей. В альманахах, наверняка вы слышали, как альманахи называются астрологические в Индии? Панчанга. Панчанга что значит? Пять членов. Там упомянуты пять вещей, которые определяют очень тонко энергию каждого дня. Из них три самые важные. Силу момента определяют несколько факторов – пять основных факторов. И первое это лунный день, цикл лунной фазы. Потом день недели, каждый день недели несет определенную энергию. Потом накшатра – лунный дом. Это созвездие, в котором находится луна в данный момент. И титх сколько у нас? Их 15, верней строго говоря 16. С первой по 14-ю, потом новолуние и полнолуние. Если смотреть на гороскоп, что такое титхи – это расстояние между луной и солнцем. Когда луна находится напротив солнца - это называется полнолуние. Когда луна находится вместе с солнцем это новолуние. Так она путешествует. Луна за месяц проходит весь зодиак, солнце за год проходит его. И поэтому соответственно есть лунные месяцы. И лунные месяцы они самые важные. Поэтому во всех древних культурах по лунному календарю люди жили, не по солнечному календарю. Но физиология, наше тело оно реагирует именно по лунному календарю, в зависимости от лунной фазы. Кто-то знает, какая сегодня лунная фаза? Сегодня пратипад, сегодня первый день лунной фазы. Скажем женский цикл он по лунному календарю, он не по солнечному календарю. Потому что она, все знают как луна на море влияет, приливы – отливы, в зависимости от силы луны. Точно также наше тело из чего состоит на самом деле? Из жидкости. Таким образом лунные фазы, сила луны на небе определяет нашу физиологию и состояние нашего ума. Это титхи. Потом день недели все знают. Все знают какие у нас дни недели есть? Сколько их у нас? Семь. Первый какой? Воскресенье. Первый это солнце. Так накшатра. Сколько накшатр у нас? 27. На самом деле 28, если абхиджит накшатру туда добавить, но обычно 27. И это три самых важных фактора из пяти. Есть какие еще два фактора кто-то знает? Йога и карана. О них мы не будем говорит, потому что они вторичные. Йога это что такое? Солнце с луной. Лунно – солнечный день. Сколько их? 27, сочетание солнца с луной. И карана что это такое? Половина лунного дня их 11 ровно. И с караной все просто. Все караны нормальные кроме одной – квишну. Если эта вещь, то она портит все. Но это вторичные вещи. Из этих трех факторов какой самый важный? Накшатра. Второй по значению какой фактор? Вара. И третий по значению – лунная фаза. Если мы хотим идеальный момент выбрать, то нам нужно принимать во внимание все. Если дело не самое важно, но нужно быстро все определить, то почему нужно определить? По накшатре. Это самый сильный принцип, самый важный принцип. Если накшатра хорошая, то все остальное более менее хорошее. Теперь проще всего конечно с днями недели. Какие дни недели плохие? Суббота и вторник. Евреи самые умные люди. Они субботу сделали выходным. Почему? Чтобы ничего в этот день не делали люди, чтобы отдыхали люди. Потому что суббота все портит. Это самое мудрое правило, которое только может быть. Суббота должна быть для каких-то религиозных дел, для того чтобы с семьей заниматься, отдыхать, ничего хорошего все равно не получится. Т.е. это дни, в которые нужно избегать начинать какие-то важные дела. Естественно нельзя жениться в это время, не самое лучшее, обряды не делаются в эти дни. Там есть исключения, но в целом не начинайте ничего в эти дни, потому что они испорчены влиянием Сатурна и Марса, если конечно вы войной на кого-то не идете. Я хотел побольше рассказать про накшатры, но времени у меня уже нет. Я думаю, что перенесу это на завтра.

Комментариев нет: