понедельник, 10 сентября 2012 г.

Уроки Бхагавад-гиты. Глава 7. Знание Абсолюта. Часть 1

        Темы и уроки главы:

  • Высшая йога
  • Любовь к Богу – влечение к мелочам
  • Материальное великолепие нематериального Кришны
«A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение» (БГ 6.47)
В следующей главе Бхагавад-гиты Кришна продолжает эту мысль: «…о сын Притхи, услышь о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги» (БГ 7.1)
 Йога означает связь, то есть мы все время должны быть за руку с Кришной. Вот Господь Джаганнатх – Он протягивает к нам руки. Если мы откроем себя Личности Бога, откроем глаза на то, что Кришна рядом с нами, что Он такой замечательный, что Он наш лучший друг, что Он всем управляет, что когда мы с Ним, то все будет замечательно, что он объект любого нашего служения, а также если мы будем в первую очередь заботиться о Нем, и потом обо всем в связи с Ним, потому что все принадлежит Ему, то мы будем чувствовать полное удовлетворение. Это и есть йога, и идти путем йоги означает идти путем единства и связи с Господом. Очень важно впустить в свое сознание Личность Бога.
Если мы будем стремиться увидеть, как Кришна вмешивается в нашу жизнь, и просто откроем глаза навстречу этому, то увидим тысячу признаков этого. Это будет самая правильная, объективная реальность, а не «крокодильчики», которых видит только пациент и психиатр. Это реальность, потому что так ее видит Кришна, Творец всего. Существуют институты «лермонтоведения», «пушкиноведения», там изучают произведения Пушкина или Лермонтова, чтобы растолковать, что Пушкин или Лермонтов имел ввиду, и я так думаю, что если бы Пушкин и Лермонтов прочитали их труды, они бы «в гробу перевернулись» — чего там только им не приписывают. Точно так же Кришна смотрит на то, как разные люди описывают природу творения и думает: «Ну дают!».
Но на протяжении вечности все происходит так, как задумано. Это абсолютное и потому наиболее адекватное видение Кришны, и если мы будем жить и действовать с этим видением и будем подтверждать наши действия обратной связью, мы будем понимать происходящее и никогда не ошибемся…
Далее Кришна говорит: «Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного. Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня» (БГ 7.2-3). «Познать Его» — это означает действительно познать, что Кришна – это Личность, что Господь Джаганнатх, Он здесь со Своими братом и сестрой, и Он постоянно с нами. Как мы поем — «О, Господь Джаганнатх, пожалуйста, предстань перед моим взором, пусть я всегда буду видеть Тебя!», джаганнатха свами наяно патха гами бхава ту ме. Это высшее знание, и из всех людей, ищущих знание, истину, очень мало тех, кто понял Его.
Иногда бывает, что человек действительно достигает любви к Богу, и при этом он может не знать какой-нибудь дифференциальной геометрии или квантовой термодинамики. И это не так важно, ведь зачем нужна квантовая термодинамика? Наверное, чтобы получить какое-то удовлетворение. Но когда мы обретаем любовь к Кришне, настоящую йогу с Господом — все остальное становится неважным — мелочами жизни.
Кришна говорит в Бхагавад-Гите: «Цель всех Вед – познать Меня». Иногда люди пытаются найти хронологию в священных писаниях, но они построены не в хронологическом порядке. Время – это безличное проявление Господа и является олицетворением причинно-следственной связи. Мы привыкли, что причинно-следственные связи — механические, просчитываемые. Однако реальные причинно-следственные связи связаны с отношениями с Кришной. Когда великие мудрецы и святые пишут о причинно-следственных связях — это излияние их сердца, их эмоций по отношению к Кришне и хронология в этом случае действует другая. Там время просто служит Кришне, а не подавляет все, не доминирует надо всем, как это происходит в материальном мире.
Людей, которые знают Кришну, очень мало, но если уж чем-то заниматься в жизни, то только этим. Все остальное не принесет в жизни никакого удовлетворения. В седьмой главе Гиты Кришна объясняет, что все вокруг — Его энергии. И это можно понимать на разных уровнях, но здесь Кришна описывает, каким образом видит тот, кто достиг совершенства, тот кто достиг совершенства в отношениях с Господом. Это знание можно понимать исключительно философски.
Например, берем стих:
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго -  эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию.
Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Aрджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией.
В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я — начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа.
О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить» (БГ 7.4-7)
Можно воспринимать это чисто философски: все сотворено Богом, есть природа, есть духовная энергия, есть материальная… Однако Кришна уже сказал кто Он такой, кто является высшим из йогов — в конце шестой главы Бхагавад-гиты. Медитация означает, что мы без ума от Кришны, Он постоянно находится перед нашим взором, внутри нас, повсюду мы Его видим и все время о Нем думаем. Поэтому эта глава — не сухое аналитическое изучение материальной природы и ее элементов.
Даже если посмотреть седьмой текст – «все сущее покоится на мне подобно жемчужинам, нанизанным на нить», — текст не философский, сама аналогия афористична. Это восприятие преданного, который за всем тем, что вокруг него, видит, «великолепия» своего любимого Кришны, с которым он находится в йоге, в связи.
Если есть какие-то отношения, то всю суть этих отношений передают различные маленькие мелочи, и эта аналогия, приведенная в Бхагавад-гите, относится как раз к разряду таких «мелочей». Эти «мелочи» углубляют любовь преданного к Кришне. Представьте себе, как преданный произносит эти стихи с восторгом, в восхищении, будучи в связи с Господом, и тогда вы поймете, как нужно воспринимать эту главу. Воспринимать нужно не сухо, не философски, а с восторгом. В этом вся суть.
Оценить эту главу по-настоящему могут только преданные. Иначе можно подумать, что тут говорится о банальных вещах. Представление о том, что Бог все сотворил, банальное. Для тех, кто принимает Бога, это очевидно и обсуждать им тут нечего. Если изучать Бхагавад-гиту сухо, философски, то ничего необычного в ней нет, однако преданный с огромным восторгом способен читать и пересказывать ее: «О, это же Кришна, Он и слог Ом в ведических мантрах! О, Он и свет солнца и луны, и это все мой Господь, Он такой замечательный и удивительный!»
Гопи Вриндавана любят Кришну больше всех. Они любят Его как очаровательного юношу-пастушка. Они сидят и с восторгом слушают от бабушки Пурнамаси такие истории: «Ходят слухи, и также Гаргамуни говорил, что у нас Кришна какой-то необычный, что Он, наверное, уже являлся когда-то давным-давно, и говорят, я не знаю, может это неправда, конечно, но говорят, что когда-то Он являлся как Господь Рамачандра». И вечером бабушка Пурнамаси рассказывает им Рамаяну, девушки сидят и взвизгивают периодически, и снова слушают, затаив дыхание, потом где-нибудь слезу пустят и так далее. В глубине сердце каждая понимает, что все это «наш Кришна».
И дальше: «…когда-то Кришна являлся как Господь Рамачандра, когда-то как Курма аватара, а когда-то он… А еще Он — причина всего этого материального мира, и все первоэлементы тоже были Им созданы. Во дает вообще, надо же! И этот самый Кришна проиграл вчера флейту в кости Радхарани, и никак не отдавал, и так и не отдал. И Он – причина всего творения». Все эти парадоксальные вещи еще больше усиливают восторг Его преданных. Преданные Кришны читают стихи Бхагавад-Гиты именно таким образом.
«Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов.
О сын Притхи, знай же, что Я — изначальное семя всех существ, разум разумных и мощь могучих.
Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат.
Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне» (БГ 7.9-12)
Вот знание Абсолюта. Для преданных это «стимулятор», который углубляет их чувства к Господу. Затем Кришна говорит: «Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого» (БГ 7.13).
Кришна – «авйайам», что означает «неисчерпаемый». Он — неисчерпаемый источник различных качеств, событий, приключений. Преданным очень хорошо жить, поскольку у них нескучная жизнь. С ними всегда что-то случается. Преданные знают о таком качестве Кришны, как «авйайам». Он неисчерпаем и это значит, что что-то выходящее за рамки обычного все время происходит. Жизнь непреданных однообразна: еда, работа, какой-то отдых – все примерно одно и то же. Люди не знают Кришну. Самое большее, что они знают – это, может быть, то, что на тучке сидит Дедушка с бородой. Он открывает и закрывает пожарный гидрант, чтобы пошел дождик.
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (БГ 7.14), — т.е. предаться Кришне означает впустить Кришну в свою жизнь, открыть глаза навстречу Ему. И начать стараться подмечать Его проявления во всем, что нас окружает. Тогда мы увидим, как Кришна отвечает нам. Мы делаем какое-то служение, мы повторяем святые имена Господа. Мы смотрим, мы слушаем, мы вслушиваемся в эти имена, и как в течении дня Кришна откликается. Если мы будем смотреть, то все увидим.
Так развивается видение преданного. Все зависит от нашего сознания. Когда мы впускаем Кришну в свое сознание, то начинаем видеть эту реальность. И тогда, вместо того чтобы жить в мире тупой материи, действующей по законам Ньютона, Эйнштейна, Фрейда, мы начинаем видеть, что реальность живая, что Кришна живой, и что вокруг нас все время происходит что-нибудь удивительное, непредсказуемое. Жизнь становится приключением. Чтобы это приключение выдержать, нужно иметь довольно сильный характер, потому что иногда приключения бывают такие, что дрожь берет, но Кришна говорит, что тот, кто предался Ему, с легкостью выходит из-под власти трех гунн и остается в сознании Кришны.
Есть ли вопросы?
- Зачем Кришне нужно такое маленькое живое существо, как я, ведь на пороге Вриндавана тысячи-миллиарды других таких же Его друзей?
- Раз создал, значит нужно! Если бы было бы не нужно, не создал бы.
- Я недавно шла в городе по дороге, и была совершенно ужасная картина, машина медленно-медленно переехала кошку, и эта кошка билась на дороге и медленно умирала. Как может живое существо, которое с Кришной гуляло на Голоке, упасть в материальный мир, и так кошмарно и жутко мучиться?
- Материальный мир – это трагическое место. Я по своей профессиональной деятельности проходил тренинги у Мерилин Аткинсон – это один из всемирных корифеев психотерапии. Она очень красиво все рассказывала, сделай это – достигнешь успеха, и сама она достигла какого-то успеха. При всем этом я понимал, что, когда придет старость и смерть — все это денется в никуда. Хорошие люди, и они гонятся за миражами, и в конце концов придет смерть. Единственная надежда, которая есть — это сияние Господа Чайтанья, которое из духовного мира исходит. Духовный мир — очень радостное и веселое место — входит в этот мир и появляется через преданных, через свет солнца и луны, через звук Ом в ведических мантрах и все остальное, о чем мы только что слышали в этой главе. И это реальная надежда.
- Что значит «достиг совершенства»?
- Есть разные уровни постижения. Можно начать воспринимать Господа, вступить с ним в какие-то отношения, например, шанта-расы. Можно понять до конца. Можно понять даже, что это личность Бога. Но по-настоящему вступить с ним в отношения могут лишь единицы.
Есть промежуточные уровни осознания, есть достижение освобождения, осознание природы духа. По-настоящему глубокие личностные отношения с Господом иметь получается у очень немногих. Шанта-раса – осознание, лицезрение четырехрукого образа Господа, и ачарьи говорят, что это в некотором смысле недоосознание Кришны, недослужение, так как настоящей расы, настоящего вкуса нет. Кришна говорит, что тех, кто имеет с Ним более личностные отношения, очень мало и они самые-самые-самые.
- «Сознание Кришны» у каждого индивидуальное или есть какая-то коллективная струя, сампрадайя, «эгрегор»? Отношения с Кришной могут ли лежать не в рамках сампрадайи или религиозной традиции?
- Сампрадайя – это вещь, которая связана с конкретным историческим проявлением Сознания Кришны. Сознание Кришны проявляется через сампрадайю, однако оно никак не связано с чем-либо вроде сампрадайи, «эгрегора» и т. п. в обязательном порядке. Сампрадайя – хронологический фактор.
- Как строить отношения с Кришной?
Рамананда Рай в беседе с Господом Чайтаньей цитирует следующий стих из Шримад Бхагаватам (ШБ 10.14.3):
гьянане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти санмукхаритам бхавадийа вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо ‘джита джито ‘пй аси таис трилокйам
Здесь говорится, что нужно полностью оставить стремление к гьяне, то есть к объектно-философскому познанию и «наманта эва» означает, что нужно просто, смиренно принося поклоны, слушать о Кришне из уст осознавших себя личностей. И тогда — «дживанти санмукхаритам бхавадийа вартам/ стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир». Этот нектар будет входить через наши уши, «тану-ван-манобхир», он потихонечку будет пронизывать все наше тело. И тогда мы и говорить тоже будем на языке Кришны, язык тоже будет пропитан Сознанием Кришны, Кришна будет танцевать на нашем языке: «тану-ван-манобхир» — означает, что ум тоже будет пропитан сознанием Кришны.
«Йе прайасо ‘джита джито ‘пй аси таис трилокйам», — такой человек может победить непобедимого Кришну. Кришна – непобедимый, аджита. Господь Брахма стоял, возносил эти философские молитвы, перед ним стоял этот самый непобедимый Кришна – маленький мальчик-пастушок, который держал в левой руке недоеденный кусочек какой-то творожной сладости, смотрел на Брахму и думал: «Чего это он тут вообще делает, куда все мои друзья-то подевались? Где они все, чего это тут Брахма пришел и еще слова какие-то говорит непонятные? К чему все это?»
- С Кришной надо строить отношения по определенному сценарию, или нет? Например, есть люди, которые любят воровать. И человек решает, что будет воровать в Сознании Кришны. И тогда он говорит: «Во! Слушай, Кришна классно ворует! И я классно ворую, вот мы будем с Ним классно воровать!» И затем он будет предлагать Кришне такую деятельность. Это Сознание Кришны или нет?
- Это использование обусловленной природы в Сознании Кришны. Это не Сознание Кришны. Наше сердце и любовь к Кришне в нем завалена консервными банками. Можно из этих консервных банок сделать что-нибудь красивое и предложить Кришне. И так мы эти банки займем для Кришны и одновременно весь этот хлам разгребем из сердца. Когда мы его разгребем — там будет Кришна-Према.
- Демоны, которые участвовали в играх Кришны, были преданными. А современные демоны — Сталин, Ленин и другие – кто они?
- Вряд ли они были преданными…Те, которые были с Кришной, где-то когда-то были преданными, такой вывод можно сделать именно из того, что они участвуют в Его лилах. Наши демоны преданными были когда-то в вечности, но давно, совсем давно, как все мы.
- Консервные банки — это, случайно, не дхарма, из которой можно что-то красивое сделать?
- Дхарма, в частности, тоже. Есть совсем ржавые – они из области викармы, с которыми труднее, а есть красивые консервные банки – это дхарма.
- В какой момент консервную банку можно отложить за ненадобностью?
- Ее нужно не откладывать за ненадобностью, а использовать в служении Кришне. И особенно сильно не привязываться. Делать это нейтрально, с нейтральными эмоциями — не привязываясь и не отвергая это.
- Куда направить свое основное внимание?
- На внимательное слушание Святого Имени, на повторение и слушание, на служение вайшнавам, на поклонение Божествам. Все остальное – это сопутствующие вещи, которые никуда не исчезают.
- Входит ли в исполнение дхармы совершенствование в своем деле?
- Все хорошо в меру. Я цитировал стих «стхане стхитам», — что значит: «оставайся там, где ты есть». Есть оно и есть себе, делай как делаешь, нормальные человеческие отношения, нормальная человеческая жизнь, которая должна идти какой-то своей чередой, без излишних привязанностей, без неприязней. Есть семья, есть работа, есть друзья. Суть в том, чтобы всегда помнить Кришну, так или иначе всегда удовлетворять Кришну. Должна быть садхана, то есть индивидуальная духовная практика, иначе у нас не будет сил и возможностей – различная деятельность отвлечет нас. Садхана, общение с преданными и регулярное посещение храма очень важны, иначе нас засосет все остальное. Очень важно внимательно повторять свои круги.
- Кришна как «душа компании» — Дхира-лалита… Еще были 3 аспекта, Вы можете их перечислить?
- У Абсолюта есть разные черты личности… Его называют Дхира-лалита: душа компании, совершенно блестящий молодой человек, он самый древний, с бородой, но он бороду, наверное, бреет, поэтому не видно (шутка). Блестящий, искрометный юноша, который все время что-то придумывает, постоянно шутит. Кто хочет с таким Абсолютом дружить? У него есть, конечно, совершенно другие черты характера, а именно: Дхира-Прашанта, Дхира-Датта и Дхира-Дхатта… Дхира-прашанта – очень умиротворенный, мудрый и спокойный. Как царь Юдхиштхира. «Шан» — означает «спокойствие», тот от кого исходит спокойствие и уверенность, размеренность. Дхира-датта — это Господь как прибежище. Господь Рамачандара был Дхира-даттой — очень принципиальный, надежный, верный, сильный, на кого можно положиться, тот, кто всегда защитит. Дхиродхатта – его сравнивают с Бхимой – это Кришна проявляет себя в отношениях с демонами, поносит трехэтажным матом и т.д. — примерно таков Кришна по отношению к демонам.
Таковы различные черты Его личности. Кришна как главный герой Своих игр предстает в этих 4-х разных ситуациях, — таким Он себе больше всего нравится. Кришна такой, какой Он есть потому, что таким Он себе нравится – в 4-х вариантах.
- Вы говорили, что у преданных к Бхагавад-Гите не сухое философское, а эмоциональное отношение. Сколько раз нужно ее прочитать, чтобы перестать воспринимать ее глазами аналитика?
- Благодаря общению с преданными, постепенно, мы начинаем видеть все по-другому, между строчек. Благодаря общению с теми, у кого есть такое видение. Это передается…
- Недавно я прочитал книгу про реинкарнацию и открыл ее на описании адских планет. И меня не столь напугали пытки, которые там описаны. В моем сознании возникло противоречие — тут Кришна такой классный, и тут совершенно омерзительные закоулки материального мира. Меня обеспокоило, что когда в земной жизни совершается какой-то грех, который не считается за грех, то там за это полагается наказание хуже застенков Гестапо в сотни тысяч раз. Возникло ощущение, что на самом деле я уже в этой жизни испытываю кучу реальных страданий, причиняю их другим, и получаю по полной программе за это… А зачем вообще вся эта идея с адскими мирами? В моем понимании все это просто мерзость…
- Кто придумал Гестапо?
- Я не знаю…
- Как Вы думаете?
- Ну, Гитлер, наверное…
- Поэтому кто придумал адские планеты?
- Те же, наверное, товарищи или я не знаю?
- Вот мы с вами их и придумали. Весь этот ужас и кошмар — это тот ужас и кошмар, который таится в глубинах нашего сердца. Весь этот кошмар существования, бредовые внутренние противоречивые комплексы и идеи, которые есть в нашем сердце. Это просто проявление всех тех жутких, диких, внутренних конфликтов, которые есть, они так проявляются. Человек, который ничего не знает и совершает грехи – одна ситуация, который знает и ничего не может поделать – другая ситуация, для третьего, который все знает и может и все равно, ничего не делает – третья ситуация.
Но если мы с Кришной — так не будет. А пока мы находимся в этих ужастиках о том, что мы здесь якобы всем рулим — они будут срабатывать. Когда наше сознание поменяется, когда там больше Кришны будет, тогда, чем больше мы будем впускать Его в свое мировосприятие, тем больше мы будем отходить от этих ужастиков. Они будут отцепляться от нас внутри и вовне. Эти места – дебри нашего сознания.
- Все мы пришли в материальный мир с идеей наслаждаться. В Кали Югу в рамках одной жизни, я больше чем уверен, что на нашу долю страданий, конкретно сейчас, выпадает в среднем больше счастья, чем несчастий. Насколько актуален разговор про ад в наше время, и кем надо быть, чтобы туда умудриться попасть?
- Когда я учился в университете, всегда предпочитал сдавать экзамен досрочно потому, что эти неприятные ощущения, когда ты сидишь и сдаешь или не сдаешь, у меня вызывали дискомфорт. Я всегда старался сдавать экзамен досрочно. Лучше как-то на сознании Кришны сосредоточиться – это то, что наверняка работает. Я не являюсь крупным специалистом в области адоведения.
- Есть ли предел грехопадения?
- Какая разница? Преданные, они не совершают ни греховных поступков, ни благочестивых поступков. У нас есть столько тем для размышления, как свою деятельность направить на Кришну. Чего про эти грехи-то думать? И применительно к другим людям — тоже неактуально, лучше думать как их прасадом накормить.
- Как распределять время в течение дня?
- Первое, чему мы должны уделить внимание — это наша садхана и особенно внимательное повторение махамантры. Чтение книг Шрилы Прабхупады, общение с преданными, практическое преданное служение. Когда мы расставляем приоритеты в своем дне – это первое, а все остальное по остаточному принципу. Нужно правильно занимать свою природу, чтобы на нее как можно меньше влияли внешние стягивающие влияния. Такие вещи как варнашрама важны, но по остаточному принципу.
- Когда начинаешь заниматься чем-то духовным, начинаются проблемы с семьей, с работой и со всеми остальными вещами — такое ощущение, что мир как бы тебя не отпускает, и как-то реагирует. Почему так?
- Это не мир, это мы так реагируем. Когда моему Гуру Махараджу задают вопрос: «Почему периодически «едет крыша», почему возникают беспокойства, проблемы?», он говорит, что на самом деле все проблемы и беспокойства возникают потому, что мы не можем выбрать между материальным и духовным. Вся эта боль –ценностная боль. Вся реальная боль, все проблемы — это уровень ума, ценностей. Это конфликт, который приносит больше всего страданий. Конфликт между материальным и духовным создает все эти беспокойства. Чем в большей мере мы привязываемся к духовному вкусу, тем больше ослабевает этот конфликт и тогда страдания уходят.
- То есть я так понял, что конфликт духовного и материального решается у человека внутри. И если человек выбирает духовное, то материальные конфликты не доставляют ему проблем, потому, что он находится на другом уровне понимания. Тем не менее они есть, они не решаются.
- Они идут как-то своей чередой.
- Такое ощущение, что на них просто рекомендуется наплевать.
- Их рекомендуется разрешать, но в рабочем порядке. Например, возникают проблемы: «Вот, там кришнаиты. Дети уходят в секту!». Однако это просто самый обыкновенный конфликт между родителями и детьми, а «кришнаиты» — это просто некий повод, контекст — не в кришнаиты бы ушел, так в компанию бы к наркоманам пошел, еще что-нибудь там произошло. Это социальная проблема.
Духовные методы целиком «поднимают» гороскоп, стушевывают остроту эмоций, и тогда материальные конфликты переносятся легче. Когда есть духовная составляющая — интенсивность эмоций в случае, например, смерти близкого человека, уменьшается. Все облегчается, если есть Кришна.
В Брихат-бхагаватамрите описывается, как Гопа Кумар стал царем в Пуре, потому что хотел видеть образ Господа Джаганнатхи. Быть царем — столько проблем и стресса, однако Гопа Кумар говорит: «Всякий раз я приходил, смотрел на прекрасный образ Господа Джаганнатхи и успокаивался».
- При этом нужно аккуратно соблюдать баланс.
- Да. Это зрелость. Сложно, но с практикой как-то вызревает.
Харе Кришна!

Комментариев нет: