…мы сосредоточимся
на беседе. Беседа
– это взаимоотношения
также. То есть,
мы сейчас с
вами устанавливаем
взаимоотношения.
Есть интересное
утверждение
в Ведах. Там
говорится, что
человек – это
единственное
существо, которое
умеет лгать.
Остальным живым
существам это
не свойственно.
Деревья, птицы…
Животные как
бы невинны. Они
делают всё
согласно своей
природе. Не
обманывают.
Например, тигр
ест плоть. Он
не пойдёт к нам
в огород воровать
клубнику или
апельсины. Он
хищник и мы
ожидаем от него
такого поведения.
Итак, каждое
живое существо
имеет своё
предназначение
и не нарушает
этой линии
поведения. Но
человек может.
Мы видим, что
у него есть
свобода выбора,
вот это «я»
свободно перемещается
внутри и выбирает
ту платформу,
которую выгодно.
Иногда мне
выгодно находится
на платформе
чувств. А когда
меня не понимают
или я не хочу
понимать, я
поднимаюсь
на платформу
ума и говорю
«а вот на самом
деле может быть
вот так». Иногда
я поднимаюсь
на платформу
разума, чтобы
обрести могущество
и всем заявить
кто я тут на
самом деле.
Силу проявить,
волю, достичь
чего-то. Человек
использует
все эти вещи.
То есть, говоря
нашим языком,
нам свойственно
лицемерие или
самообман. Что
это такое?
Двойственность
- 1
на санскрите.
И так, и так может
быть. Выбирайте
на вкус. Думаю
одно, говорю
другое, делаю
третье. Вот
проблема
человеческая.
Почему наука
взаимоотношений
такая сложная?
Итак, первый
уровень слушания,
самый низкий
– игнорирование.
То есть, мне
абсолютно
неинтересно,
что вы говорите,
плевать я хотел.
И я этого не
скрываю. Конечно
же, контакта
быть не может.
Например, любой
психолог знает,
что когда приходит
пациент с проблемами
и нужно поговорить,
он начнёт сейчас
говорить всякие
глупости. У
него какая-то
боль, раздражение,
депрессия. У
него столько
негативного
там в сердце,
поэтому нужен
психолог или
психиатр. И
сначала начинает
какие-то глупости
говорить. И,
если вы не
дослушаете,
говорите «простите,
я не знаю, как
с вами работать.
Может, вас в
сумашедший
дом отправить
уже». Нет, он
должен слушать
до конца. Это
первый этап.
Выйдет боль,
потом начнёт
что-то разумное
говорить,
конструктивное.
А в конце сам
найдёт ответ.
Вот и вся задача
психолога –
выслушать до
конца. Не нужно
ломать голову:
ответ находится
в каждой личности
из нас. Стереотипов
нет. Но, просто
у нас нет никого,
кто бы нас выслушал
до конца. И кому
честно бы открыли
всё своё сердце.
Как скажем, в
религиозном
мире есть священники,
которым исповедуются.
Там есть тайны
исповедания,
нельзя этого
разглашать.
Если преступник
пришёл и сказал,
что убил человека,
священник не
идёт в полицию.
Там другие
законы. И вот
они выкладывают
всю эту боль,
проблемы. А
священники
выслушивают
до конца. И поймёт,
и простит, и
вдохновит
что-то изменить
в жизни. Вот
эти отношения
поднимали людей
выше, выше и
выше. То есть,
человек получал
снова признание
этого общества
и прощение. У
человека были
силы меняться.
Очень важный
момент. Насколько
мы глубоко
общаемся.
Итак, это
игнорирование.
Как только
ребёнок начинает
говорить или
кто-то, мы думаем
«это неважно,
совсем ещё
маленький
ребёнок. Подрастёт,
потом поговорим»
- это игнорирование
называется.
Или мы отрицаем
личность, то,
что он чувствует.
Приведу пример
из моего школьного
детства. Я уже
был в старших
классах. Мой
друг пришёл
расстроенный.
Я спросил «что
случилось?»
Очень расстроенный,
с детьми не
бывает таких
расстройств.
Он сказал: «Вот,
знаешь, несчастье
произошло. Мой
отец – начальник
биологического
отдела в институте.
И он имеет отдел
подчинённых.
Вот вчера поздно
пришёл его
подчинённый,
в 11 часов. Пьяный,
еле стоит на
ногах и сказал:
«Иваныч, поговорить
надо. У меня в
жизни большая.
У меня жена
ушла». А отец
говорит: «Ну,
давай завтра.
Поспи. Завтра
ко мне приходи
в кабинет и
поговорим».
И отправил его.
Как бы разумно,
правда же. Но,
человек пришёл
домой и повесился».
Он думал, что
он никому не
нужен. Опасный
момент. Почему
сейчас идёт
процесс отчуждения
в обществе. Не
сближения. С
одной стороны
хотим построить
идеальное
общество, как
бы всё вместе.
Но процесс идёт
отчуждения,
потому что не
слушаем, не
хотим понять
друг друга. У
каждого своя
какая-то цель
в жизни. Выгода.
Даже цель одна,
а выгода всё
равно личная.
Поэтому мы
доходим до
какой-то черты
и « здравствуй
– здравствуй;
как дела? Всё
хорошо. Ну, я
пошёл». Быстрая,
скоростная
форма общения,
потому что мы
глубоко не
хотим общаться.
Куча проблем.
А на это времени
нет: время –
деньги. Сидеть
рассуждать,
обсуждать,
изучать – зачем
всё это нужно?
Лучше сказать
«у меня всё в
порядке; у тебя
тоже – ну, и слава
Богу». Машина
едет. Человек
переходит
дорогу. Она
сбивает его.
Я видел это.
Такой шок. Удар
сильный по
человеческому
телу. Вылетает
и метров пять
летит. «Шлёп»,
влипает в асфальт.
Неестественно
влипает как
пластилин и
лежит. И люди
подбегают «ну,
как? Всё ли хорошо?
Ничего не болит?
Ну, говори». И
человек говорит
«всё хорошо,
очень хорошо.
Только меня
не трогайте…
а так мне очень
удобно здесь
лежать. Если
вы меня шевельнёте,
будет очень
больно. Я здесь
полежу, прямо
на дороге».
Если подобраться
чуть-чуть к
нашему сердцу,
мы скажем «не
трогайте… это
не трогайте.
Мне так хорошо.
Я вот так живу,
мне хорошо.
Всё. Не надо
меня передвигать
в другую сторону.
Это будет очень
больно». То
есть, мы зафиксировались
в каком-то удобном
положении,
потому что нам
очень больно.
У каждого в
сердце есть
боль: какие-то
несбыточные
надежды, потери,
амбиции. Это
человек. И потом
он говорит «у
меня всё хорошо.
Меня не трогайте».
Есть другой
пример. Есть
жизнь человеческая,
подобная кусочку
испражнений.
Тоже случается.
Представьте,
если сейчас
наш ум подключить
к центральному
телевидению
- мы согласимся
на это? Охохохо.
Что там происходить
в моём уме –
Боже мой! Стоит
его чуть-чуть
обидеть и я
разберу на
части этого
человека много
раз и снова
соберу в уме.
Вот так буду
с ним поступать.
Я не смогу забыть.
Очень буду
болеть. Таким
образом, ум –
это место
двойственности,
противоречия,
место боли.
Представьте
такую кучку
испражнений,
гладенькую,
культивируемую,
аккуратную.
Она же должна
быть гармонична,
наша жизнь. Ну
что делать, раз
такой материал
попался? Не всё
же у всех хорошо
бывает. Конечно,
бывает жизнь
как алмаз. Но
бывает… вот
этот пример
сейчас приведём.
Но, если подсушить
их, они кажутся
лучше. Вот правда,
сухие испражнения
кажутся лучше,
чем мокрые. Так
они по-другому
выглядят, и
запах другой.
И как бы качество
выше. Это юмор,
да. И, если их
покрыть сверху
лаком, то есть
как-то раскрасить
(целое искусство
можно применить)
– это можно
спутать с пирожным
вообще. Это
такое привлекательное
зрелище. Иногда
человек может
себя представить,
поставить,
говорить и всё
такое. Экстравагантность
– наука это
сейчас на высоте
в обществе. Но,
что такое честность?
Путь честности:
мы снимаем одно
покрытие, другое
покрытие ложное,
третье покрытие
ложное, четвёртое…
о, лучше не трогать.
Иногда может
показаться,
как вот воду
в пруду взболтать
хорошенько,
оттуда башмаки
какие-то появятся,
мусор. Лучше
бы не трогать,
правда. Так вот
люди иногда
боятся заниматься
этим процессом
осознания себя,
самоочищением,
признавать
свои ошибки,
недостатки.
Исправлять
сложно, потому
что я буду униженным
казаться, если
признаю свой
недостаток.
Это не так, это
не иллюзия, это
возвышает
человека. Если
я могу признавать
свои недостатки
и исправлять
– это возвышает
человека. Именно
это придаёт
ему вес – честность,
а не скрытность
и не действовать
на показ. Устали
от этого. Особенно,
если вам уже
лет 60. вы точна
скажете: «Я уже
устал от этого,
от такой жизни.
Хоть бы один
искрений, честный
человек попался.
Хотя и сам я
такой же». То
есть, мы устаём
от такого общения.
Поэтому важно
раскрывать
сердце. Игнорирование
не помогает.
Второй момент
выше - показное.
Показное слушание
мало чем отличается,
потому что мне
не интересно
слушать, что
вы говорите,
ваши проблемы,
ваша точка
зрения. Но, мне
неудобно показать
это вам. И я хотя
бы делаю вид,
улыбаюсь, а сам
делаю вид «когда
же это всё
закончится».
Понимаете, что
такое слушание
тоже неэффективно.
Мы не сможем
проникнуть,
понять человека.
И нас никто не
сможет понять
таким путём.
Мы остаёмся
непонятые.
Пожалуйста,
думайте, почему
мы остаёмся
непонятые в
своей жизни
и кем непонятые,
и кто нас понимает?
Потому что
кто-то нас понимает,
а мы этого не
замечаем много,
много лет. Вот
как жизнь странно
устроена. Именно
тот, кто нас
понимает, нам
не кажется
каким –то ценным
человеком. Как
ребёнок на
руках у матери
– он это не ценит.
Он может и так
дать по лицу,
если не нравится
что-то, и так
дать, потому
что он маленький
ещё. Он ещё не
понимает цену
этого всего.
Но, когда вырастет,
понимает, что
такое «мать»,
её значение.
Показное – я
делаю вид.
Третий уровень
выше: выборочное
слушание. Пациент
приходит к
психологу и
говорит: «Доктор,
куча проблем.
Везде проблемы,
куда бы ни пошёл.
Вот вчера пошёл
на рынок…».
Доктор спрашивает:
«Так, так, на
рынок. И по чём
картошка там?»
То есть, его не
интересует
ваша проблема.
Он что-то выбирает
для себя, остальное
не так важно.
Что –то мы для
себя увидели,
услышали – это
называется
«взять полкурицы».
И история такая.
Фермер сидит
и наблюдает.
У него куры
несут яйца, он
их продаёт –
у него бизнес.
И думает «как
усовершенствовать
бизнес свой».
И наблюдает.
Курица, оказывается,
устроена так:
у неё есть две
части. Передняя,
которая клюёт
зерно – она не
выгодна ему
никак, и есть
задняя, которая
выгодна. Задняя
часть лучше,
чем передняя.
И он режет курицу
пополам: заднюю
только берёт,
а переднюю не
надо. Тогда не
будет никакого
результата.
Выборочное
слушание означает,
что мы не можем
понять картину
целого. Сейчас
у нас выборочная
наука, выборочное
образование
– специализация
называется.
А картину целого
никто не знает.
Поэтому люди
страдают. Не
понимают как
мир устроен
и почему он
именно так
устроен. Потому
что выборочное
слушание
используется.
Не образование.
Четвёртое
называется
внимательное
слушание.
Внимательное
не является
совершенным
слушанием,
потому что
причина у него
интересная:
почему я внимательный?
В школе нам
говорят все:
слушай внимательно.
Считается, что
это самое лучшее
слушание. Нет.
Это хорошее
слушание. Но
мотив таков:
я слушаю внимательно
потому, чтобы
понять вашу
позицию, вашу
концепцию, а
потом её опровергнуть.
Потому что я
всё равно выше
вас. Я мыслю
лучше. И моя
концепция,
какая бы у вас
ни была, выше.
То есть, у меня
есть ложная
гордость желать
превосходства
над этим человеком.
Я его внимательно
слушаю, чтобы
после его
«опрокинуть»,
каким-то образом
превзойти. Мы
как два оппонента
слушаем друг
друга. Это не
мирное, нет
сотрудничества
в этом, хотя
есть понимание.
И опасно, говорится,
кода враг понимает
вас. То есть,
тот, кто вас
внимательно
слушает с таким
мотивом, для
вас опасный
человек. Лучше
бы он вас игнорировал.
Пятый уровень,
на котором мы
сейчас остановимся,
с сопереживанием.
Если мы умеем
слушать с
сопереживанием,
мы может и так
же говорить.
Если мы хотим,
чтобы нас слушали,
мы должны сначала
услышать, пережить
услышанное,
а потом сказать.
И нас тоже услышат.
Всё очень просто.
То есть, опыт
можно получить
просто на слух.
Опыт жизни.
Если знать, с
кем общаться,
выбрать общение.
Это древний
ведический
секрет. Всё
образование,
вся наука построена
на умении слушать
и говорить.
Больше ничего.
Это самое важное.
Учителей вы
должны слушать,
родителей
слушать. Нам
всегда говорят
«слушай, слушай,
слушай…». А мы
думаем, когда
же я начну говорить?
А идея в том,
что слушая, мы
обучаем кого-то.
Это происходит
как занимать
(?) такое
положение. Это
называется
прогресс, очищение
сердца. То есть,
выслушав, мы
ещё не всё понимаем,
повторив, уже
мы усвоили.
На этом остановимся
здесь. Эта тема
сложная. Я показываю,
что есть несколько
видов слушания.
Что необходимо
нам в семье
сопереживать.
Каждого человека
можно понять.
Это наша задача.
Затем можно
помочь, если
мы понимаем.
Далее: слайд-шоу.
Мы поговорим
об абсолютной
истине и о трёх
аспектах. В чём
собственно
мы предназначены
думать, слушать
и познавать.
Потому что мы
часть абсолюта,
каждый.
Три аспекта
абсолютной
истины постигаются
через медитацию.
У нас сегодня
будет урок
медитации. В
каких бы обстоятельствах
человек ни
находился,
хороших, плохих,
лёгких или
трудных, его
ум должен быть
очень высоко.
То есть, возвышение
ума прежде
всего. Это подъём,
развитие или
йога называется.
На санскрите
это йога – связь.
Вы связаны с
тем, о чём думаете.
Один сподвижник
пришёл к Мухаммеду
и с горечью
спросил: «Скажи,
пророк! Что
делать человеку,
который не
может быть с
теми, кого любит?»
Тяжёлый вопрос,
правда. Мы очень
переживаем
из-за этого.
Пророк подумал
и сказал: «Ты
всегда с теми,
кого любишь».
Тогда тот уточнил
вопрос: «Нет,
нет, ты не понял.
Я люблю Бога
и пророка».
Пророк подумал
и сказал: «Ты
всегда с теми,
кого любишь».
Это связь, это
йога называется.
То есть, самая
сильная йога
– это любовь.
Бывает другая
йога – йога
жертвования
собственностью.
Естественно,
где богатство
ваше, там и сердце
ваше. Если куда-то
вложил какие-то
деньги, понятно,
я буду думать
об этом. Тоже
йога, мыслью
связывается.
Дело не в самой
собственности,
а в том, что ум
будет связан
с тем местом,
куда вы вложили
какие-то деньги
большие. Или,
наоборот, утратили
что-то: было
много и банкрот
– и тоже думаете,
тоже йога. Только
со знаком минус.
И наша задача
– научиться
думать со знаком
+, позитив
разрабатывать.
Позитивный
ум очищает даже
эфир, атмосферу,
слова, климат.
Мы люди, мы
могущественны.
И, если ум становится
негативным,
он слабый. Источник
проблем, «горе
от ума» как
говорится.
Проблемы в уме,
посмотрите
внимательно.
У вас никаких
проблем нет
на деле, всё
только в уме.
Ум страдает,
ум придумывает
что-то. И, поэтому,
медитация –
это управление
умом. Это делается
регулярно. И
сегодня мы как
упражнение
рассмотрим
медитацию на
три аспекта
абсолютной
истины. Заодно
познакомимся,
что такое абсолютная
истина в трёх
аспектах как
это описывают
Веды.
Аспект первый
– безличный
Брахман. Вы
видите здесь
ослепительное
сияние солнца,
это сравнение.
Брахман – это
безличная
энергия, безликая.
Её можно ощутить
как единство
всего мироздания,
потому что
мироздание
работает по
одним и тем же
законам. Человек
по тем же законам
живёт, планета
по тем же законам
живёт. И космос
проявленный
живёт по тем
же самым законам.
Законы едины:
закон созидания,
закон поддержания
существования,
закон разрушения.
В Ведах говорится,
что даже вселенная
подчинена этим
законам как:
возникает в
какой-то момент
времени, существует
и поддерживает
своё существование,
потом сворачивается
и разрушается
(непроявленное
состояние).
Затем снова
начинается
новый цикл. И
так мы живём
в таком цикличном
мире. Но он
располагается
на одной основе
– существование.
И он называется
Брахман. Основа,
на которой это
вращение происходит,
существует
всегда. Как
фундамент подо
мной. Так это
можно понять.
Итак, всё в
единстве можно
познать. Мы
наблюдаем с
вами одну и ту
же материальную
энергию. Просто
в её разнообразии.
Кувшин из глины
сделан и уйдёт
и снова станет
глиной. Река
течёт с горы,
дождь, вода
спускается
в океан, потом
снова туда. И
вот так это
происходит.
Но это всё одно
и то же. Та же
вода, просто
циркулирует.
Та же земля,
просто трансформируется.
Это мы чувствуем
как единое
существо. Цель
такой медитации,
когда у нас
сложности,
проблемы, мы
хотим уйти
куда-то в горы,
уединиться,
чтобы забыть,
сосредоточиться
на безличном
аспекте, где
никого нет. Ни
врагов, ничего.
Некое такое
стремление
к медитации,
к отстранению.
То есть, развивает
благость, настроение
улучшиться
у вас, если вы
просто съездите
на природу,
увидите воздух,
землю, помедитируете
на Брахман. Ум
успокоится.
Освобождает
от страсти.
Люди устают
общаясь, замечаете.
Тяжёлое общение,
тяжело общаться
мужчине и женщине.
Очень быстро
изнашиваются,
годам к 40 уже
слабеют, психика
расстраивается.
Особенно
желудочно-кишечный
тракт, сон
нарушается,
когда люди
очень страстно
общаются, быстро
сгорают. Недолговечно.
И невежество,
которое буквально
связывает наш
ум, сковывает.
Он только критикует
всё вокруг, сам
сделать ничего
не может, не
знает. Как говорил
Собакевич: «В
нашем городе
только один
порядочный
человек – городовой,
да и тот порядочный
скотина». Это
невежество
означает. Всё
критикует. А
если у него
спросить «что
же хорошего
сделать?», он
сам не знает.
Но здесь мы
сосредоточимся
на бесконечности,
пространстве,
времени – это
первый шаг. Ну,
представьте,
мы же можем с
вами это делать.
Мы же с вами
представляли
как-то в молодости,
когда смотрели
в космос, безграничное
пространство
и время. Вам
страшно не
становилось?
Да, потому что
мы такие маленькие.
Такая маленькая
жизнь у нас. А
тут представьте
такие пространства,
такие энергии.
У нас голова
кругом шла. Я
сильно боялся
этого в детстве.
Потому что мне
казалось, что
эта бесконечность
меня поглотит
когда-нибудь,
и я потеряюсь
там просто.
Меня там нет
на самом деле.
Страшно было
от такого сознания
больших масштабов.
Это первый шаг:
пространство
и время бесконечны.
Затем мы должны
познать, что
это состояние
вечности и
страх уходит.
Все страхи
уйдут, когда
мы осознаем,
что душа – я –
сознание не
умирает никогда.
Тело меняется
– реинкарнация.
Тело меняется
каждую секунду,
обмен веществ.
Оно постоянно
меняется, а
личность не
меняется. Это
всё со мной
происходило,
а не с кем-то
другим. Всё это
было «я». Ну, я
конечно мог
понимать по-разному
обстоятельства
иметь образование
или не иметь,
быть глупым,
потом умным.
Конечно, это
так. Но, именно
личность не
меняется, носитель
этих состояний.
И, осознав эту
вечность, мы
захотим стать
частью этой
вечности. И,
затем, начинается
медитация. Вот
с этого уровня.
Сначала мы
отвлекаемся
от двойственности,
лицемерия, от
этих проблем
этого мира.
Затем, мы пытаемся
пойти вглубь
себя через
память, знание
и забвение.
Чтобы пойти
вглубь себя
нужно кое-что
забыть. Вот,
например, чтобы
сейчас услышать
что-то новое,
нужно забыть
всё, что мы слышали
раньше. Если
мы крепко помним
свою концепцию,
мы не услышим
ничего. Нужно
отпустить,
услышать и
понять, о чём
идёт речь. На
какое-то время
забыть это. И
тогда мы погрузимся
в этот предмет.
Память, забвение.
Забвение помогает
нам обрести
какое-то знание,
память закрепляет
это. Затем снова
нужно отказаться
от этого и забыть,
и пойти дальше.
Это называется
вглубь - медитация.
То, что мы знаем
сейчас, называется
знанием. Если
подниметесь
выше, скажете
«это было
невежество».
А потом ещё
выше и опять
скажете «и это
было невежество».
И так путь идёт
вверх. И сверху
вы смотрите
и понимаете,
что это было
несовершенно.
Чем выше вы
поднимаетесь,
тем больше вы
видите, сколько
было несовершенств
в прошлом. Например,
молодой человек
вспоминает
своё детство
«сколько глупостей
я сделал». Ему
стыдно, когда
его стыдят «но
я же был ребёнком».
«Я же сейчас
молодой человек,
я такого уже
не делаю». Но
когда он взрослеет,
становится
зрелой личностью,
он думает «Боже
мой, что же я в
молодости
творил… хуже,
чем когда был
ребёнком». А
когда он уже
перед смертью
думает «и тогда
я был глупым
совершенно».
В кавказской
семье: отцу 120
лет, сыну 100 лет.
И что говорит
отец: «Ты ещё
глупый, молодой.
Поживи с моё
и узнаешь тогда».
На каждом этапе
жизни есть
такие представления.
Нам всегда
откроется
что-то новое,
более глубокое.
Это естественно.
Это вглубь себя
– йога называется.
У нас внутри
много чего
существует.
Это второй
аспект абсолютной
истины, который
находится в
сердце каждого
живого существа.
Никуда ходить
не нужно, можно
найти всё внутри
себя. Если мы
знаем, как открыть
эту дверь. Вот
видите, у этого
йога в сердце
находится такая
форма интересная
– параматма
– сверхдуша.
Душа очень
маленькая. Если
взять сечение
волоса человеческого
и разделить
на сто частей
и эту частичку
ещё на сто частей,
Веды объясняют,
вот это будет
размер индивидуальной
души в области
сердца. Такая
крохотная.
Распространяет
себя на всё
тело, сознание
заполняет.
Мощная, хотя
и атомарна.
Сверхдуша имеет
примерно вот
такие размеры:
если вы ладонь
свою раскроете
и приставите
к середине
груди – здесь
у вас будет
находиться
сверхдуша
примерно вот
такого размера.
И в каждом атоме
тоже в сердцевине
находится. Мы
называем это,
может быть,
ядерной энергией.
Представьте
себе, сколько
ядерной энергии
в килограмме
материи если
вывезти оттуда?
Вот этого полуострова
и города не
будет, если
ядерную энергию
выпустить из
килограмма
вещества. Вот
сколько энергии
находится
внутри каждого
атома – атомная
энергия. А мы
просто вещество
какое-то держим,
которое упаковано
в камень, в воду
или в воздушное
пространство.
То есть, эта
энергия поддерживает
разнообразие
этого мира.
Называется
сверхдуша –
параматма:
разнообразие
в материи и
разнообразие
в личностях
людей. Она
поддерживает
его индивидуальность,
напоминает
о себе, о своём
характере и
всё остальное.
Как вот вы знаете,
вот тут нужно
вспылить, тут
разгневаться,
тут быть добрым
– автоматически
это происходит.
А потом удивляетесь:
а чего это я
вспылил? Нужно
было не так
себя вести. Это
автоматически
происходит.
Потому что
кто-то напоминает
«вот так вы
сейчас будете
делать». И
вырабатывается
даже рефлекс,
«автомат». Но
на самом деле
это можно изменить,
если у нас есть
способность
медитировать
глубже в сердце.
Можно изменить
свою природу
коренным образом.
И в этом бесконечном
разнообразии
мира есть
пространство,
среда, свет,
излучения
солнечные,
облака… Тут
поляны, цветы,
запахи. Это
сочетание
элемента земли,
воды, огня (света),
воздуха, пространства.
Это комбинации
одного и того
же. Наше тело
тоже состоит
из этих же стихий
в определённой
комбинации.
Воды больше
всего, примерно
80%. И, когда мы
слушаем с вами,
вода структурируется
в нашем теле.
Смотря, что мы
слушаем, вода
приобретает
разную структуру.
Наше тело меняется.
Если мы слышим
нечистые звуки,
то и структура
становится
нечистой. Это
уже известно
науке, вы знаете,
да. Есть целые
научные фильмы
по воде, как
она меняет
структуру в
присутствии
звуковых вибраций,
разной музыки,
молитв или
просто от
человеческой
речи и т.д. Это
природные
комбинации.
Мы поражаемся,
конечно, как
это создаётся
единым разумом.
Что же это за
разум такой
потрясающий?
Энштейн говорил
про этот разум:
«Я не знаю, что
за разум. Я могу
сделать только
одну вещь –
снять шляпу
и преклонить
колено перед
ним. А объяснить
больше ничего
не могу». Все
учёные, мыслители,
способные к
медитации,
осознавали
его присутствие.
Но не знали
точно, что это.
Я про Энштейна
расскажу пару
слов. Он был
йогом очень
сильным. Он
умел медитировать.
Идёт Энштейн
на обед с работы
домой. И навстречу
попадается
друг. И они полчаса
с ним разговаривают,
забывают. И вот
они расстаются
и Энштейн спрашивает:
«Подожди, скажи
мне пожалуйста,
откуда я иду:
из дома на работу
или с работы
домой? Потому
что, если я иду
из дома на работу,
то я уже пообедал.
А если с работы
домой, то я ещё
не ел. Скажи:
откуда я шёл,
куда?» То есть,
он не осознавал
даже потребности
тела. Настолько
была глубокая
сильная медитация
у него на науку.
Он даже не понимал,
хочет он есть
или не хочет
он есть. Известный
Тесла работает
с электричеством,
пропускает
через свои руки
десятки тысяч
вольт. Разговаривал
с электричеством.
Все открытия,
15000 открытий у
него, нарисованных
на бумаге, работают
на практике
без экспериментов.
Он просто их
получал откуда-то.
Он говорил
«какой-то разум,
какая-то другая
у меня жизнь.
У меня две жизни:
одна здесь,
другая в другом
измерении. И
оттуда я это
всё беру и здесь
делаю. Всё очевидно.
Не нужно никаких
экспериментов».
Все его опыты
работают. Он
передавал
электричество
на расстоянии
без проводников.
Сейчас о нём
есть передачи.
Когда-то он был
забыт, потому
что считали,
что не ко времени
такой человек
появился. Это
какая-то дьявольщина.
Учёные не могли
объяснить, что
вообще Тесла
делал. У него
были личные
отношения с
электричеством.
Договор был
определённый.
Умер он в нищите.
Итак, мы видим,
что какая здесь
организующая
сила. И мы находим,
например, в
Бхагават-Гите
есть такой
стих, что видите
жемчужное
ожерелье (в
Индии можно
видеть прекрасные
жемчужные
ожерелья, очень
сложные, большие,
красивые; жемчуг
используется
разных величины
и цвета). Сам
по себе жемчуг
не складывается
в такой узор.
Там есть связующая
нить. Вот она
важна. Вот эту
нить мы не видим.
Видим только
ожерелье этого
мира. А связующая
нить важнее,
чем жемчужное
ожерелье. Вот
мы видим цветы,
поля, горы, а
связующей нити
не видим. Но
догадываемся,
ведь всё разумно
устроено. Учёные
заглядывают
внутрь всего
этого и говорят
«смотрите,
какие конструкции
великие построены».
В каждой травинке
не разобраться,
жизни не хватит.
В каждой клеточке
живого существа
происходят
невообразимые
операции. И всё
это под полным
контролем. И
мы видим эту
гармонию, наблюдаем.
Покой иногда
охватывает
нас через стихии,
когда они
уравновешены.
Мы поражаемся:
такие гиганты
и в таком равновесии.
Иногда сила
проявляет себя.
И это тоже дух
захватывает.
Один из индийских
признанных
учителей рассказывал
о просветлении
необычным
способом. Он
пытался обрести
просветление,
занимался
йогой, делал
добро и т.д. Много
усилий нужно,
чтобы пороки
сдерживать
свои или выбрасывать
из сердца. Нелёгкий
труд. Но однажды
он шёл через
рисовые поля.
А это красивое
зрелище в Индии
– рисовые поля.
Тучи там бывают
гигантские
грозовые. Солнце
било на эти
тучи, создавая
радугу. И белые
цапли на фоне
чёрных туч
пролетали
ослепительно
как молния. Он
увидел это и
потерял сознание.
Так он обрёл
некоторое
просветление.
Такая чувствительность.
Вдруг понял,
что происходит
на самом деле.
«Облака, рисовые
поля не случайно
создаются. Всё
происходит
по высшей воле.
И даже птицы
пролетают не
случайно. И то,
что я вижу, не
случайно. Я
должен понять,
что происходит».
И потерял сознание.
Каждый миг
жизни, оказывается,
неповторим.
Даже буддисты
утверждают,
что нужно попасть
в настоящий
момент каким-то
образом. Уйти
из грёз будущего,
потерь прошлого.
А в настоящем
закрепиться.
Это проблема.
Это трудно
сделать человеку,
у которого есть
какие-то желания,
собственнические
инстинкты,
счёты с этим
миром. Он всегда
строит планы
и помнит, что
было в прошлом.
Не может забыть.
Итак, мы приходим
теперь к третьему
аспекту – бхагаван.
Бхагаван
означает –
обладатель
всего. В русском
– это Бхаг, Бог.
То есть личность,
живое существо.
То есть 3
аспект
– сияние и
локализованный
аспект – он
распространить
себя безгранично
в сердце каждого
живого существа.
Но он один. Как
говорится в
Библии «Я один,
но стану многим».
Безграничный,
но он один при
этом. 4
- мы все
с ним едины и
все одновременно
отличны от
него. Мы маленькие
боги, так скажем.
Мы тоже имеем
божественную
природу, духовную.
Как и он. Но мы
маленькие и
поэтому попадаем
под влияние
материальной
природы, а он
нет. Бхаг
– он обладатель
этой энергии,
а мы подчинённые
этой энергии.
В силу количественной
разницы. И есть
шесть достояний,
которыми обладает
Бхагаван.
Это: безграничные
красота, сила,
знания, слава,
отречение,
богатства. Как
в этом мире
можно увидеть
его проявление?
Как же проявляет
себя Высшая
Личность здесь?
Где доказательства?
Есть косвенные:
«Среди рыб –
я акула, из
полководцев
– я картикей,
из змеев – я 5
, из наказаний
– я подавление
(Бог смерти),
среди зверей
– лев, среди
людей – царь,
среди мудрецов
– Нарада, среди
птиц – Гаруда,
среди слонов
– Аравата, из
праотцов –
Брахма, из оружий
– удар молнии,
из носящих
оружие – Рама».
То есть, самые
яркие проявления
этого мира,
великолепие,
имеют Божественную
природу. Как
талант в человеке,
сила сильного,
блеск блестящего.
Можно узнавать,
почему это всё
нас привлекает.
Вот смотрите,
сейчас идёт
лекция. И мы
специально
пришли послушать.
Но, вдруг, сейчас
сюда зайдёт
господин Медведев.
Кстати, он обещал
подойти. И всё,
наша медитация
прервётся,
потому что это
человек, который
обладает определённой
властью,
привлекательностью,
богатством.
Или войдёт Мисс
Америка, выйдет
прямо на сцену.
Мы забудем про
лекцию сразу
же. Потому что
привлекает
красота. Или
Билл Гейтс
скажет «я здесь,
дорогие мои».
И весь зал повернётся
на балкон: где
Билл Гейтс?
Видите, богатство
привлекает,
красота привлекает,
сила привлекает.
И поэтому его
называют
всепривлекающий,
всепрекрасный.
6 значит
всепривлекательный,
Кришна. И эти
богатства не
являются главными
достояниями.
Главное – обмен
этими богатствами.
То есть, мы тоже
наделяемся
какой-то красотой,
каким-то богатством,
каким-то знанием.
Для чего? Для
обмена, вступить
в отношения
нужно. Мы изучаем
науку взаимоотношений.
Есть красота
и мы пользуемся
ею, есть богатства
и мы используем
для отношений.
Мы хотим быть
счастливыми
при помощи этих
атрибутов.
Особенно красота
важна, видите,
в отношениях.
И сейчас перечислим
пять рас
из бхагавана.
Изначальные,
как они отражаются
в нашем измерении.
Все эти расы
существуют
здесь, хотя
изначально
они с ним. Первая
раса – это
нейтралитет.
Вот просто
такая гармоничная
ровная структура
жизни, ко всем
равное хорошее
отношение. Все
будьте счастливы,
всем желаем
здоровья. Только
с закрытыми
глазами делайте,
хорошо. Потому
что, когда кого-то
увидите, можете
не пожелать.
Может повлиять
какая-то память,
какие-то отношения.
Но нейтралитет
означает – ко
всем доброе
отношение. Это
помогает нам
быть добрыми
к разным видам
живых существ.
Вот собака и
человек – разные
виды жизни. А
есть добрые
отношения,
видите. Нейтралитет.
«Я тебя люблю».
Схватил за косу
и тянет. Шанта
означает, что
можно жить в
любви с разными
живыми существами.
Хотя мы разные.
Шанти
– мир, гармония,
любовь. Далее
идёт раса служения,
она выше. Если
шанта
– пассивная
любовь, то служение
– это активная
любовь. Все
хотят благоговеть
перед идеалом,
что-то делать,
приносить
подарки, служить,
прославлять.
Я же говорю,
собака – очень
преданная
слуга. Это
олицетворение
служения. Готова
уловить любое
ваше настроение,
готова исполнить
любое ваше
желание. Или
так: я готов
служить Родине,
жизнь отдать.
Эта раса дана
свыше, из одного
источника
исходит. Далее
идёт дружеская
раса – равноправная
любовь. Если
там есть служение,
господин и
подчинённый,
то в дружеской
расе нет этого
– они равны.
Должны быть
равны, иначе
дружбы не будет:
равный возраст
примерно, жизнь
чувствуем
вместе, вместе
переживаем,
вместе понимаем
друг друга, у
нас равные
реализации
и понимания
примерно одинаковые,
мы можем общаться
и делиться и
это нам помогает,
развиваться
нашей дружбе.
Это есть у животных.
Всё пронизано,
все живые существа
пронизаны этими
отношениями.
Родительская
раса выше, чем
дружественная
– покровительственная
любовь. Когда
кажется живому
существу, что
Бог – это ребёнок.
Если я его не
покормлю, он
не поест сам.
Когда я приезжаю
к матери, она
так и думает:
«вот не покормлю,
так и будет
голодный сидеть»;
«носки надел?
Куда пошёл? Дай
я посмотрю,
какие надел?».
Она не спрашивает
меня, просто
брюки поднимает
и трогает меня.
«Я уже не ребёнок!».
Она говорит:
«Для меня ты
всегда ребёнок».
Это раса такая,
вкус этих отношений.
Любовь матери
и сына, например,
такая бескорыстная,
всепоглощающая,
могущественная.
Ребёнок подчиняется
любви матери,
он теряется
в её присутствии.
Даже взрослый
человек теряет
волю, когда
приходит мать.
Она может наказать
его, хотя он
уже большой.
Эта любовь
поддерживает
в любых обстоятельствах,
в самых суровых
условиях жизни.
Выживают они
благодаря
покровительству
своих родителей.
Есть тюлень,
а есть ещё пингвины.
Учёные специально
приехали в
Антарктиду
пронаблюдать,
как они там
выживают при
температуре
-60. Пингвиниха
откладывает
яйцо на лапы
пингвина. Потому
что, если яйцо
положить на
снег, оно замёрзнет.
И своим брюшком,
жиром, он накрывает
его сверху. А
она уходит в
море: она должна
набрать там
вес и всё прочее,
пока пингвин
будет вынашивать
яйцо. Представьте,
примерно
месяц-полтора,
он не есть, не
пьёт, не двигается.
Они сбиваются
все в стаи
плотно-плотно
в суровых условиях.
И просто терпят,
ни за что не
уронят яйцо.
Это самая
ответственная
родительская
любовь. Она
поддерживает
жизнь при любых
обстоятельствах.
И, супружеская
раса, наконец,
которая интересует
нас всех, большей
частью. Тоже
есть в Боге.
Называется
мадхурья-раса.
Мадху
означает «мёд»
и, также, означает
«сойти с ума
от опьянения».
Супружеская
раса сводит
с ума, опьяняет
человека. Все
хотят вот такого
опьянения, вот
такой любви.
Вот такая красота,
вот такая любовь.
И тут имеют
значение просто
взгляды, улыбки,
движения. Поэтому
он говорит
«играющий в
этой ипостаси
бхагаван». Он
начинает играть,
смотреть, улыбаться,
играть на флейте,
танцевать. И,
также, видим,
это отражается
в человеческом
мире. Люди обещают
«навеки мы
вместе», куда-то
пошли, у них
вся жизнь впереди.
Это тоже похоже:
уже не первый
год вместе,
жизнь их потрепала
изрядно. Ещё
отношения
какие-то есть
у них. Это стадия
мудрости. Несколько
задумчивая
картина. То
есть, все эти
расы, эти вкусы
жизни исходят
из духовного.
Потому что
материальный
мир – это отражение
духовного мира.
Эта любовь
божественна,
конечно же.
Любовь не бывает
материальной.
Она имеет
божественный
источник. Любовь
нельзя откуда-то
взять, купить
за деньги или
найти в пробирке
в химических
веществах. Она
не материальна,
мы жаждем духовных
отношений. Но,
правда, мы связываем
это с материей,
почему-то. По
ошибке. Но, на
самом деле,
нужно просто
учиться любить.
Материя сформируется
сама по себе
под влиянием
этой энергии
должным образом:
и жизнь, и деньги
будут, и семья
хорошая будет,
и на работе всё
будет хорошо.
Если мы вложим
любовь в свою
работу, всё
будет хорошо.
А работа без
любви – зачем
она нужна? Если
она не нравится.
А если мы в семью
любовь вложим,
тоже всё будет
хорошо. А семья
без любви –
кому она нужна
вообще? И что
бы мы ни делали,
если мы туда
вложим любовь,
это будет иметь
ценность. Но
это означает
искренность.
Из сердца
действовать.
Всякий раз от
сердца думать,
говорить от
сердца, делать
от сердца. Никакого
лицемерия.
Полная предельная
честность. Вот
к этому должен
стремиться
человек в своей
семье. Всё должно
быть чисто,
воспитание
детям, культура.
Именно это
означает чистота
помыслов. То
есть, это личностные
отношения,
когда интересуют
нас имя, качества,
форма и деяния.
Например, если
я скажу, что
завтра я женюсь.
Вы немедленно
спросите «а
на ком женишься?».
А я отвечу «ещё
не знаю на ком,
но уже чувствую,
что женюсь».
Вы скажите
«глупости
какие-то». Если
вы любите кого-то,
вы должны знать
его. А если вы
не знаете и
любите, это
сентимент
называется,
не совсем ещё
любовь. Как бы
отражённая
любовь. Мы любим
кого не знаем,
как бы интуитивно
догадываемся,
что кто-то, может
быть, есть, какой-то
человек или
Бог. И я как будто
должен его
любить. Но это
сентимент,
потому что я
ещё не знаю
этого человека.
Сентименты
могут сильно
мешать нам в
этих отношениях.
Потому что
сентнименты
означают, что
я понимаю любовь
как нечто приятно
в этих отношениях.
Посмотрите,
любовь матери,
она не всегда
приятна. Сын
приходит к
матери и говорит:
«Мама, любишь
меня?». «Люблю,
дорогой». «Ну,
тогда дай мне
канистру бензина
и спички. Пойду
поиграю за
забором». «Конечно,
я тебя очень
люблю. Вот тебе
две канистры
бензина и бочка
пороха. Поиграй,
нет проблем».
Мать так не
сделает. Это
сентимент был
бы. Глупость
означает, любовь
чувственная.
Но мать разумна.
Ребёнок требует,
а мать говорит
«Не получишь.
Нож не получишь,
бензин не получишь.
Можешь бить
головой о пол,
можешь делать,
что угодно».
Она, что – фашист?
Издевается
над ребёнком?
Это разум. Любовь
разумна. А когда-то
вошло в моду
другое. Что мне
мать и отец?
Под венец – и
конец. Никакого
разума. Просто
чувства взыграли,
это сентиментально.
Поэтому, если
мы говорим о
любви к Богу
– это не сентимент
религиозный.
Это на самом
деле отношения.
И их нужно строить.
7 говорит,
что в этот век
вражды и ненависти,
сейчас мы живём
в век очень
сложный, когда
конфликты
становятся
сутью нашей
жизни, вражда
и зависть (их
очень много),
жадность также.
Что такое капитализм,
знаете? Это
воплощение
жадности. А что
такое коммунизм?
Воплощение
зависти. Жадность
и зависть
оргазнизуются
в целые формации
сейчас. Век
Кали, железный
век. Поэтому,
нет иного пути
как воспевать
святые имена
Бога. 8
описывает,
что в этот век
будет трудно
практиковать
храмовое поклонение
или медитационную
йогу, или культ
жертвоприношений.
В этот век осталось
самое сильное
простое лекарство
– медитируйте
на имя. При этом
вы выбираете
имя какое вам
нравится. Много
имён, безграничное
множество.
Например, в
Коране 99 имён
Аллаха описывается.
Но говорит, что
есть сотое. Оно
не описывается.
Есть сотое,
познав которое,
человек будет
творить чудеса.
Чудеса делаются
с именем Бога.
Интересно, что
говорят Веды.
Имя Бога и сам
Бог не отличны
друг от друга.
Это называется
абсолютная
платформа. Если
вы искренне
произносите
имя Бога, он
уже присутствует
здесь. Ему не
нужно звонить,
ехать, время
тратить на это.
Он в каждом
атоме находится,
вы можете себе
представить.
То есть, мгновенный
контакт с ним
устанавливается.
Это называется
шабда аватара
– воплощение
в звуке. У него
много воплощений
и проявлений.
Веды говорят
могущественное
проявление
в звуке. Если
мы искренне
из сердца произнесём,
мы сразу почувствуем
полностью
очищенными.
За один только
раз. Если один
раз чисто произнести.
Но этому нужно
учиться. Это
невозможно
сделать за один
раз. Конечно,
нужна практика,
опыт жизни,
большие и великие
знания, святость,
чистота. И, в
конце концов,
мы сможем просто
общаться с ним
лицом к лицу.
Это и есть наше
предназначение.
Не меньше. Не
думайте, что
мы родились,
чтобы зарабатывать
деньги, а потом
лечиться всю
жизнь на эти
деньги. Нет. У
нас есть настоящее
предназначение
– божественная
природа.
Далее. Это
маха-мантра,
которая даётся
в Ведах для
века Кали: Харе
Кришна Харе
Кришна Кришна
Кришна Харе
Харе/ Харе Рама
Харе Рама Рама
Рама Харе Харе.
Трансцендентная
вибрация, очищающая
ум и сердце.
Это не совсем
молитва, а мантра
для очищения.
Она же может
быть и молитвой
как имя Бога.
Маха-мантра
даётся как
сильное средство
для очищения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий