суббота, 30 июня 2012 г.

Уровни сознания. Лекция 1.


Мы постараемся разложить эту тему. Это будет касаться самосознания, личности каждого из нас. И обычный ведический метод такой, что при постижении самого себя человек использует медитацию. Чтобы увидеть окружающий мир, нужны какие-то глаза, органы восприятия – наблюдать. То есть, искусство наблюдать – это и есть наука. Научный подход. Затем видеть какие-то связи логические и делать выводы. Но есть одна трудность в такого рода науке. Затем ищем какое-то подтверждение на практике. Мы принимаем информацию из окружающей природы. Пророда на санскрите называется пракрити. Затем мы должны подтвердить наши выводы. Как, каким образом? С помощью той же самой пракрити. Если это практически подтверждается, то есть, природа должна подтвердить наши выводы – это научно. Если природа не подтверждает наши выводы – это не научно. Также, ведическая литература говорит, что есть природа собственного я, которую наблюдать сложно тому, кто сам наблюдает мир. То есть не видит самого себя. Необходим эффект отражения, чтобы увидеть самого себя. Со стороны кто-то может увидеть. Сам я не вижу самого себя на сцене, но вижу зал. Но не понимаю, как я выгляжу. Мне нужно смотреть на лица, на эмоции, чтобы понять, что происходит со мной. Как я отражаюсь в настроении окружающих людей. И вот, искусство наблюдать самого себя называется аттма-гьяна или аттма-татва. Это знание о самом себе. Кто я? Мы опираемся на ведическую литературу, на Веды. Сейчас это называют нетрадиционной наукой. Отчасти потому, что Веды не объясняют выводы, какие-то утверждения. Как бы мы сказали, нет научных доказательств. Моя личная задача – объяснить научность Вед. Это возможно, как я знаю из опыта, из книг, от своего духовного учителя, через аутентичный метод познания. «Ауто» или я, через самого себя, медитативный подход. Есть ключ к самому себе. И это является входом в любую науку, в любую область знаний. Если я знаю себя, то я могу понять и окружающий мир, и окружающих людей. Вплоть до вселенских законов, потому что человек – это неотъемлемая часть вселенной. По каким законам существует вся вселенная, по таким законам живёт и человек. Есть очень тонкие законы, есть грубое проявление этих законов. И вот сначала нужно изучить природу своего я, сознание. Аттма означает я, а также дух. То есть, сознание классифицируется как апара-пракрити. Апара означает материальная природа или низшая. Мы видим её как мёртвое вещество: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Вот я сижу – это материальные элементы, скомбинированные таким образом, что я могу их использовать. А их использует пара-пракрити – тот, кто выше. Тот, кто обладает сознанием, разумом, живое существо, которое манипулирует мёртвой материальной энергией. Человеческое существо вмещает в себя два вида энергий одновременно. Есть набор химических элементов, которые составляют тело, а есть тонкое тело – психология. Психо означает тоже я. Но вот это я имеет как бы разные платформы. Разные платформы: физическая платформа я, психическая платформа я, духовная платформа я. Поговорим сегодня углублённо об этом, будем искать собственное я. Сегодня я в роли ведущего. И наша задача – идти за ведущим. Если мы чувствуем, что это всё правильно, то мы идём дальше. Если мы убеждаемся в следующем шаге, то делаем следующий. И так будем идти в сторону углубления. И попытаемся найти основы этого сознания. Очень легко утратить знание. Само понятие знание не имеет никакой материальной платформы. Например, любую материальную вещь можно разобрать на части. Это называется дифференциация и интеграция – можно разложить на части, а потом снова собрать. Если мы какую-то машину разобрали на части и потом собрали, считается, что мы усвоили тему. Вот такой подход. Но попытка учёных разобрать сознание человек не привела учёных к успеху. Это нечто единое, неделимое. В Ведах говорится, что аттма сознание, дух, концепция я – я есть, существую – не делится на части. Но имеет способность как бы эманировать – распространять себя. Например, мы знаем, что у нас внутри много этих я может быть. И они противоречат друг другу. На самом деле я одно. И сегодня попытаемся понять, почему происходит такое раздвоение, растроение или умножение. И природу этих противоречий. 
   Сегодня мы поговорим о ключе к любой ведической науке. Если мы усвоим этот принцип, мы сможет открыть любую область знания. Не опираясь даже на какие-то принципы науки. И каждый из нас учёный потенциальный, причём высокого уровня. Потому что самый лучший инструмент для познания мира не наука и техника, а человеческое сердце. Особый инструмент. Тончайшие энергии пропускает через себя в форме переживаний, эмоций, глубинного мышления. Очень глубокие вещи, которые подчас объяснить невозможно. Нужны метафоры какие-то, иные способы. И это аутентичный метод познания. Знание должно быть подтверждено изнутри сердцем человека. Иногда бывает так, что в сердце я согласен с этим. А мой интеллект не может это принять. Как, например, есть духовный инстинкт обращаться к чему-то высшему. Может быть я не верю в какие-то высшие силы, но в случае опасности я это делаю автоматически. Когда-то я прочитал в одной книге, что даже примитивные первобытные люди, племена, когда гремит гром, склоняют свои головы – признают высшие силы. Пример не очень убедительный. Но однажды сам испытал страх, когда грянул гром на одном из вокзалов. Это было так низко. Мы ждём в машине, ливень. Не выходим на платформу. Поезд появился. В этот момент дождь стал немножко тише. Мы решили воспользоваться и вышли из машины. В этот момент грянуло прямо над головой. И люди все присели. У них были беспомощные лица, как дети. Они чувствуют какую-то высшую силу. Что делать? Нужно присесть, показать свой испуг. Через секунду они все отряхнулись и пошли. Это инстинкт самосохранения. Но это признание высшей силы, которая может угрожать нашей жизни даже.
Приступим к теме. Первое, с чего начинается наука самопознания, с того, что доступно восприятию чувств. Пратьякша – непосредственное восприятие. Я вижу, слышу, обоняю, осязаю , вкус – я имею для познания мира. Так мы познаём мир. Эти органы чувств связаны с определёнными стихиями. Например, слух связан с пространством. Тогда как осязание может ощущать воздух. Но я не могу видеть воздух, пространство. Слух более тонок. Осязание более грубое восприятие. Зрение связано с формами огня. Вкус вмещает в себя все предыдущие и свойство ощущать вкус. Вода – я могу ощущать на вкус, видеть, слышать, осязать, трогать. Обоняние включает в себя элемент земли и имеет одновременно все пять этих свойств. Вся полнота проявляется в запахе. Земля – источник всех вкусов. И затем вся эта информация, которую получают чувства, должна уйти куда-то вглубь, внутрь. Органы-окошки выведены наружу. Воспринимаем одну информацию, конкретную. Затем отправляет её вглубь, внутрь. Мы должны увидеть, кто над чувствами. Это ум. Он получает информацию от этих пяти органов чувств. Затем он комбинирует эти ощущения: ощущает их, желает. Например, я видел когда-то золото, гору. Во сне я могу увидеть золотую гору. Так ум может смоделировать. Есть такие синтезаторы: вы снимаете человека, снимаете огонь. И в синтезе можете сделать, что как будто человек горит. Компьютер также модель ума. У него две функции: принимать и отвергать. Очень элементарные основные функции. Принимая то, что приятно для органов чувств и отвергая то, что неприятно для органов чувств. Поэтому свойственно чувствовать привязанность какую-то или отвращение. Для более высокой субстанции таких различий нет. Над умом информация разрабатывается на более высоком уровне. Если бы мы действовали согласно уму и чувствам, мы бы запутывались в этом мире. Есть какая-то субстанция, которая устанавливает единые законы для всех. Неважно, нравится это или нет. Это более широкие понятия истины. Это разум. Его функция – управлять всей этой моделью. Если ребёнку дать горькое лекарство, он немедленно скажет «не хочу, не буду». Тогда как взрослый человек пьёт горькое лекарство, он терпит. То есть, есть три уровня: уровень чувств, уровень ума и уровень разума. Госвами: го – чувства, свами – хозяин. Годаса: го – чувства, даса – слуга. Ум – слуга чувств. Разум – хозяин. Например, алкоголь, наркотик. Почему нравится? Приятный эффект, эйфория. Как ум, который выбирает наслаждение, я принимаю это как чувство. И делаю вывод: вообще я должен жить постоянно в таком состоянии. Тогда как разум говорит: если ты будешь делать это регулярно, ты станешь алкоголиком. Не нужно принимать регулярно, хотя бы ограничь себя. Появляется двойственность, противоречие внутри себя. Разум имеет также две функции: принимать благоприятное и отвергать неблагоприятное. На платформе сознания: полезное и не очень. Всё, что разрушает мою личность – неблагоприятно. Всё, что связывает, сковывает. И человек теряет свободу (зависимость от алкоголя, денег). Освобождение личности считается благоприятным, закрепощение – неблагоприятным. Вот такие оценки разум может выдвинуть. Есть разные типы разума. Высшее проявление разума означает, что он знает высшую цель жизни. Если мы не поставим высшую цель жизни, то не сможем проявить разум максимально. Все имеют разум, но не все имеют понятие о высшей цели жизни. Для этого необходимо какое-то воспитание, образование, чтобы дать возможность человеку свободы выбора. Пример. Если человек не закончил школу, есть ли у него выбор поступить в высшее учебное заведение? Выбора нет. Даже кандидатуру рассматривать не будут. И таким же образом, у меня нет свободы выбора, если у меня нет знаний с позиции разума. Есть только знания при помощи чувств и ума. Выбор очень ограниченный получается. Максимальный выбор человек может сделать тогда, когда знает конечную высшую цель жизни. А это связано с познанием своего истинного я. То, что мы рассматриваем три этих уровня сознания, не относится к моему я. Это лишь косвенные проявления жизни. Есть живое и мёртвое: мёртвое означает – он не знает (например, компьютер, который может производить множество функций, как человек, но он мёртвый), а живой означает знает. Эта энергия называется чит. Разум на санскрите означает буддхи – просветлённый. Если мы достигнем уровня разума при помощи йоги, мы можем понять три аспекта – прошлое, настоящее и будущее. Несложно для платформы разума. И почему разум такой тонкий, просветлённый, разумный? В чём дело? Лишь по одной причине – он может не обуславливаться влиянием чувств. Каким образом он получает знания? Например, у меня болит голова. Я получаю непосредственно головную боль, поэтому знаю об этом. Вы получаете ту же информацию. Вы знаете об этом. Как? По звуку. Вы получаете её через разум, а я от чувств. Разум – это просветление. Чувства не могут влиять на него. И, если наше сознание расположено на платформе ума, мы жизнь устраиваем так, чтобы просто убегать от неприятностей, и искать приятных вещей. И только разумные люди знают этот секрет кармы, чтобы выставить свою жизнь согласно другим законам. Независимо от материальных законов. Это называется хозяин чувств. В этом его преимущество. Человек свободен в выборе. Более, он может превзойти свою карму – предопределение.
Итак, разум проявляет такое могущество. Можно управлять своей жизнью, достигать любые цели. Но, каким образом? Откуда такое могущество у разума? Чем глубже мы углубляемся в эту структуру, тем могущественнее энергии. Ум может воспринимать все чувства одновременно. Он может хранить звук, форму, касание, запах – всё, что угодно. В уме воплощаются всё органы чувств. Тогда как разум на порядок выше, тоньше, могущественнее. Кто-то может не согласиться. Он не такой могущественный, так как не может подчинить себе чувства и ум. Бросьте курить? Не пейте никто? Трудно. Я не могу. Сухая жизнь, безвкусная. Я не могу принять это. Это кто говорит? Это говорит ум. Потому что потенции разума не пробуждены. Поэтому жизнь кажется скучной без таких развлечений. Потому что разум спит. Нужны ещё какие-то искусственные возбудители. И это называется полноценной жизнью. Тогда как человек узнает каковы же возможности разума и он увидит, что разнообразие чувственных наслаждений просто померкнет перед ним. Разум очень могущественный. С помощью разума можно увидеть всю вселенную. Это не шутка. Интуитивное знание. Аутентичное познание. Мы сказали, человек – модель вселенной. И он наделён таким разумом, который называется развивающийся разум, трансформирующийся разум. Его можно развивать в ту или другую сторону. Он может деградировать или стремительно прогрессировать. Это уже зависит от позиции каждого человека. Поэтому эта наука называется путь к самому себе. Разум – это очень близкая инстанция к самому себе. Пожалуй одна из самых близких субстанций. Поэтому мы пойдём дальше.
И вот над этим разумом находится тот самый – я сам, сознание. Мы должны немного поговорить об этом. Немного убедиться всё таки, что этот дух существует независимо от материи. Как правило человек не хочет соглашаться с этим, он не хочет, чтобы дух существовал независимо от материи. Хочет, чтобы он существовал вместе с материей, вместе с телом. Но суть в том, что мы обратимся к этим законам. Дух и материя разделяются в какой-то момент времени. В быту это называется смерть. Смерть означает, что личность и тело разъединяются. Тело есть, но оно уже неживое. Оно проявляло признаки жизни, но жизнь куда-то уходит. «Ушёл», - мы говорим этот человек. Нет его. Куда же он ушёл? Если вы думаете, что он ушёл, то тело перед вами. А кто же ушёл? Вот этот самый дух и ушёл, говорите. А вы видели этот дух? Никогда. А почему же вы плачете? О ком вы плачете? О теле? Тело здесь. А дух никогда не видели. Зачем плакать и переживать? Тело здесь и никуда не исчезнет. А дух вы не видели и не плачьте.
Итак, здесь написано три слова – сат, чит, ананда. Три вещи, по которым можно понять присутствие собственной души. Так мы обычно разговариваем со студентами. Мы спрашиваем их: «Скажите, пожалуйста, какие три вещи нужны нам больше всего на свете? И, если мы их получим, мы будем полностью удовлетворены.». Но они иногда говорят, что деньги нужны. Да, вот деньги, здоровье, благополучие, мы хотим этого. Но всего лишь поддерживающий принцип этих трёх – сат. Сила, которая поддерживает моё существование всегда. Другими словами, я не хочу даже умирать. Я хочу вечности, тоже энергия сат. Вот если бы я достиг бессмертия, я бы не отказался от него. Здравомыслящий человек стремится к этому, понять эти вещи. Вечность существует, теоретически мы знаем. Энергия любая вечна. Материальная энергия вечна, Веды говорят. Дух, сознание, тоже вечная энергия. Она не может исчезнуть и не может появиться. Она может трансформироваться. Материя может трансформироваться. Если тело взять за эталон материи, то, вот ему уже 46, оно трансформировалось много раз на протяжении этих лет. Оно было когда-то очень маленьким, всего 50 см. но с энергией ничего не происходит, она не убавляется, не прибавляется. Называется ом пурнам. Означает, что есть полнота. Вечность и бесконечность – это баланс и полнота. Как природа. Вы не можете от неё ничего убавить и ничего прибавить. Если вы что-то прибавляете, то ничего не прибавляется: 1+1=1. Если вы что-то отнимаете, всё остаётся на месте и равно 1. полный баланс, нельзя вывести из равновесия. С точки зрения энергии. Но трансформация этого тела доставляет нам беспокойство, поскольку личность внутри тела не терпит этих перемен. Не все перемены считаются для меня благоприятными. Например, старость. Я не хочу стареть. Но меня никто не спрашивает. Тогда почему же такое насилие надо мной: почему я должен стареть, а потом и умирать. Тогда это какая-то сила, которая существует, доминирует, заставляет меня стариться, расти. Я себе не выбрал рождение. Может быть я хотел родиться у других родителей, побогаче. Может быть, я хотел быть покрасивее и повыше, пообразованнее. И, видите, я получаю то, что получаю. Кто-то рождается больным уже, кто-то здоровым, кто-то богатым, кто-то бедным. Неравенство есть уже с самого рождения, с самого проявления личности. И вот эти законы нужно изучить. Чтобы наша личность была гармонична, нужно понимать эти законы: почему то или иное происходит со мной. И так, я пытаюсь воплотить вечность в этом теле. Вот я пытаюсь поддерживать его. Есть сейчас хорошие косметические кабинеты. Пластические операции. То есть, есть тенденция такая – люди не принимают старость тела. Все хотят быть молодыми, не болеть и не умирать. Это называется сат. Но, как мы сказали, существуют материальные предметы, бессознательные. Хочу ли я существовать на таком уровне развитого сознания или знания? Нет, я хочу ещё другого. Это более ценно. Я хочу знать о своём существовании, полностью быть осведомлённым. Сейчас мы до какой-то степени знаем и хотим больше узнать о себе. Всё хотим знать о себе. Это называется энергия чит. Чит – знание или читать мы говорим, считывать. И чит означает – я хочу развития знаний, пределов нет. Также как вечность – пределов нет, сколько хотите знать – пределов нет, сколько хотите жить – пределов нет. И для чего? Единственная цель третья – ананда. Ананда можно перевести как безграничное счастье, опять же без всяких границ. Настоящее счастье нельзя купить ни за какие деньги. И вот тут мы сталкиваемся с такой проблемой, что все усилия удовлетворить душу материальными способами не приводят к должному результату – счастью. Не хватает ресурсов. Сейчас есть вроде так много всего. И чем дальше, тем стремительнее. Также как огонь невозможно удовлетворить, бросая в него дрова, также невозможно удовлетворить душу, просто удовлетворяя чувства. Чувства – это лишь внешнее проявление моего я. Поэтому, я не чувствую удовлетворения в глубине себя. Я могу быть хорошо одетым, быть богатым человеком, но что творится внутри меня – знаю только я сам. Я не могу чувствовать полное удовлетворение. И чем больше я оттачиваю материальные условия, тем больше я становлюсь раздражительным. Больше становлюсь привередливым. Сейчас техника такая выпускается. А раньше выходили и все вместе хороводы водили. Такие условия, всё более тоньше. А люди становятся всё более неудовлетворёнными, всё более немножко сумашедшеми, немножко больными на уровне ума. Много отклонений психики. Потому что повышаются требования. То есть сильное неудовлетворение – когда мои требования высокие не исполняются. Малейшие вещи выводят из равновесия. В автобусе кто-то наступает на ногу – я терпеть не могу этого. Поэтому говорится: чувства нужно держать под контролем. Определённая аскеза, в холоде. Нельзя эти чувства утомлять. Чувства сверх меры пресыщены, утомлённые, уставшие. Угнетённое состояние называется. Поэтому, люди, которые пресыщают свои чувства, сильное угнетение потом чувствуют. Нужна какая-то «реанимация», восстановление сил, способности снова мыслить и чувствовать. Прийти в себя нужно после активных чувственных наслаждений. И вот это я так изнашивает тело, потому что оно хочет безграничного наслаждения, безграничного знания, вечности. Оно давит на наше тело и требует с помощью тела эти вещи получить. Но что происходит на самом деле? «Сат, чит, ананда» отражается, отражение внизу. Асат, ачит, нирананда. Это означает отражение этих принципов в материи. Вот оно противоречие. Есть тенденция к вечности, но тело не может быть вечно. Оно существует сат лишь какое-то количество времени, несколько десятков лет. Я хочу обладать полнотой знания. Мне не хорошо, когда меня называют глупцом. Но тело называют ачит – источник невежества. И я хочу счастья, но тело источник страданий. В Аюрведе говорится об этом: что когда человек молод, все его органы чувств (желудок, кости, голова, зубы), всё, что он имеет – это его друзья. И помогают ему быть счастливым. А когда он стареет, они превращаются в его врагов, доставляют боль и болезни. И один человек проанализировал. Возьмём это тело, скажем, в хорошем состоянии. К чему же оно больше приспособлено? К страданиям или к наслаждениям? По его устройству давайте судить. Возьмём небольшую часть этого тела: мизинец. И попробуем извлечь какое-нибудь наслаждение из этого участка тела. Можно сделать массаж, можно положить в тёплую воду, можно натереть ароматным маслом, можно постричь ноготь, почесать его, пощипать немножко его. Что-то приятное. А теперь посчитаем, сколько можно извлечь страданий из этого же мизинца. Тоненькую иголочку под ноготь – раз. И мы всю ночь будем лежать и дрожать: ай! Так много страданий, видите. Он больше предназначен для страданий тела, потенциально, чем для наслаждений. Физическое тело не является источником такого наслаждения, которое я ожидаю от него. Поэтому мои ожидания не оправдываются на грубом физическом уровне и на умственном. Потому что ум зависит от органов чувств, от этого же грубого тела. Это его природа. Он получает информацию снизу. Конечно, он получает информацию и сверху, от разума. Но это вызывает лишь только проблемы в уме. Почему у нас такие противоречия? Потому что говорится, что человек рождён по своей природе это «men», манас на санскрите. Человек – это проявление ума. Ум человеческий очень могущественный: сначала думает, потом говорит, потом делает. И, вот, при помощи мыслительных процессов он создаёт. Просто размышляя - говоря - воплощая. И, когда человек думает о чём-то, это влияет на его физическое тело. Когда что-то происходит с телом, это также влияет на его ум. Например, я беру кусочек лимона и кладу его на язык. Выделяется слюна. Ум запоминает. Теперь просто подумайте о лимоне и будет то же самое – слюна выделится. При одной мысли только. Это называется медитация. Итак, о чём бы я не подумал, это будет связано с моим физическим телом. Мысли. Учёные обнаружили интересную вещь. Если человек влюбляется в кого-то, то в крови вырабатывается наркотическое вещество. Ему очень хорошо становится. Весь мир меняется, такие перспективы счастья. Любовь и наркотик, натуральный наркотик. Сейчас можно на анализ отправить человека. И врачи скажут, что влюблён и в его крови такое и такое вещество присутствует. Но можно искусственно ввести наркотик в кровь и тоже будет эйфория. И так и так. То есть, я могу испытывать эту эмоцию как внутри себя, а могу искусственно вызвать этот процесс. Фактически это не отличается от каких-то внешних физических вещей. Любовь можно стимулировать. Мы хотим любви, мы ищем её. При помощи запахов приятных: женщины используют духи – привлекают мужчин, отпугивают комаров. Можно также при помощи нежных слов, музыки (серенады испанские, мужчина поёт под гитару, чтобы растопить сердце женщины), осязание, касаются друг друга, смотрят, формы принимают какие-то особенные, готовят себя, чтобы смотреть друг на друга. И стимулируют себя внешними вещами, чтобы было вот это чувство. Затем это чувство, умонастроение, вырабатывает определённые элементы и человек наслаждается этим. Если кто-то завидует, его жизнь омрачается, ему плохо. Почему? Яд вырабатывается, злоба, шлаки. Любовь – наркотик. Меняется химическая структура тела, состав. Известно то, что под гипнозом человек может съесть луковицу. При этом ему говорят, что это яблоко. Но, каково удивление других людей, когда от луковицы исходит запах яблока! Кто трансформировал это? Ум. Нужно научиться управлять умом. Этим занимаются йоги. Они трансформируют пепел в золото, а золото в золу. Это тонкие энергии и они очень могущественны и формируют тонкую материю. Но вы не найдёте, чтобы материя формировала живое существо сама по себе. Наоборот, живое существо формирует материю. Поэтому, теория о том, что сочетание химических веществ создаёт жизнь, ложна. Жизнь создаёт сочетание химических веществ. Живое существо может трансформировать любые химические вещества. Но учёные говорят, чтобы изменить структуру вещества, необходимо вмешаться в ядерные энергии, огромная сила. Это очень опасно. И вот этой силой управляет энергия разума. То есть энергией разума я могу вызвать ядерный взрыв. Это на санскрите называется бранмастра – ядерное оружие, вызываемое при помощи энергии разума и мантр. Это тончайшее влияние вызывает цепную реакцию. Но направленного действия. Поскольку это разум. Также в Аюрведе есть одно интересное лекарство – змеиный яд. Выпиваете 100 грамм. Вы должны умереть. Но это управляемы яд. Он не трогает ваши жизненно важные органы. Он работает только на вашу болезнь. Рак – пейте змеиный яд. Убейте его и всё. Но если он управляемый. А управляется при помощи разума. Вот эти тонкие законы разума неизвестны современной науке. Однако, некоторые мистики до сих пор этим владеют. Меня недавно вылечила одна женщина, которая давала мне настойку ядовитого растения. Смертельную, но управляемую. Вот и всё. И убила мою болезнь. Но не убила меня. Это ещё описывается в Махабхарате. Есть одна история об одном царе, который потерял царство. Он практически сошёл с ума под влиянием Кали, чёрных сил. Он проиграл царство в кости. И оказался в лесу. Его звали Нала. И даже проиграл жену. Жена от него ушла. Иногда к нему возвращался рассудок. И однажды в лесу он бродил и увидел, что в лесу пожар. Он хотел уйти, но заметил, что какой-то огромный змей лежит свернувшись и не может сдвинуться с места. Он сгорит в этом пожаре. И змей взмолился «спаси меня, по проклятью не могу сдвинуться с места. А я послужу тебе, помогу тебе». И Нала перенёс этого змея в безопасное место. И как же отблагодарил его змей? Укусил его и немедленно впустил в него яд. Поэтому нужно понять, что такое разум. Даже на материальной платформе разум необходим. Но предназначение разума совершенно в другом. Не только в каких-то материальных условиях управлять миром. Представьте себе, если бы мы начали управлять миром, мы бы начали ядерные войны друг с другом. Поэтому разум должен сначала приобрести добродетель, прежде чем стать могущественным. Это необходимое условие. Бодливой корове Бог рог не даёт. Почему утрачивается разум? Потому что утрачивается гуна качества добродетели в этом мире. Поэтому люди, чтобы заменить эту энергию разума, нуждаются в науке, технике, в другом ядерном оружии, бомбах. Которая является слепой энергией, трудно управляемой. Тогда как в прошлые времена люди, известно, управляли такими энергиями, обладали сиддхами. Чтобы управлять разумом через гуну добродетели. Есть сила добра. Почему так? Есть интересная формула. Зло никогда не одолеет того, кто творит добро. Это написано в «Бхагават-Гите». Мы скажет: это сказки. Я знаю опыт. Я иногда делаю добро. Но не всегда взамен получаю положительный результат. Я думаю, что эта формула не работает. Но, вы знаете, Веды не ошибаются. Просто нужно знать, что такое добро. И по отношению к кому я должен делать это добро. Какое добро я должен делать по отношению к невежественному человеку, а какое я должен делать по отношению к человеку в знании. То есть, добро должно быть разумным. Например, иду по улице, человек нищий просит деньги. Я прошёл мимо – ничего не положил. Но, я видел, что люди не отвлекались на его просьбу. Через час возвращался, смотрю, он лежит пьяный. Это называется добродетель в невежестве. Ведическая культура говорит: пробуди разум в человеке, которого ты видишь. Это и есть высшая добродетель. Обретя разум, люди получат всё. Сейчас люди гоняются за деньгами, как сумашедшие. Но зачем неразумным людям деньги? Они их всё равно не получат, проведут всю жизнь в погоне. Количество сорсности выделяется в соответствии с количеством разума. Таков закон природы. Если человек берёт больше средств, чем позволяет ему разум, он никогда их не использует по назначению. Либо как скупец. Знаете, как скупой рыцарь историю. У него много золота, но он никогда его не использует. У него нет разума достаточно. Это называется жадность. Поэтому люди иногда из-за жадности гонятся за деньгами, не имея никакой другой высшей цели. Таким образом, разум – понятие добродетельное в высшем смысле слова. Не просто позиция выгоды. И сат, чит, ананда – признаки присутствия души, сознания в теле. Давайте приложим эти три момента к чувству, уму, разуму. Могу ли я получить эту информацию о вечности, знании и блаженстве через чувство. Нет у меня такого опыта, все умирают. Никто всё не знает и никто полностью не счастлив. Нет опыта на уровне ума, если анализировать. Может быть кто-то здесь есть вечный? Я поанализирую. Нет, я отбрасываю сразу эти мысли, нелогично. Все мы здесь смертны. Разум говорит то же самое. Тогда почему я противоречу своему опыту материальному? Внутри я всё равно хочу этих вещей. Я не соглашусь со смертью, со страданиями. Всё равно я буду предпринимать и делать что-то. Вот он ответ из глубины сознания. Совершенно иная природа где-то в глубине, не связанная с потребностями тела. Говорится в Ведах, что душа не нуждается в пище материальной, не нуждается во сне. Она сияет ярче солнечного света. Хотя размеры её крохотны. Если взять сечение волоса и разделить его на сто частей, а потом эту частичку разделить ещё на сто частей – это и будет размер души. Она очень крохотная, но очень могущественная. И освещает всё тело знанием, сознанием. Я знаю это тело, вот оно. Я думаю, что это есть я, потому что оно пронизано этим сознанием. То, что пронизывает всё тело, бессмертно. Это доказывается на пальцах буквально. Просто немножко разума, чуть-чуть тонкой энергии мысли, медитации. Мы говорили, тело трансформируется: сначала оно было маленьким, затем стало большим. Наука говорит, есть обмен веществ. Дышите воздухом, принимаете пищу, что-то выделяется. Через 7 лет другое тело. Но личность в этом теле не меняется. Меняется количество знаний, меняется мой опыт. Да, но это всё факторы, связанные с переменами тела. Но личность, которая испытывает эти перемены тела, не меняется. Я. И это я существует только в настоящий момент, никогда в будущем, никогда в прошлом. Вчера было? Нет, было всегда сегодня. Никогда я не буду и никогда я не был, я всегда есть. Душа вечна.
Итак, здесь мы объясняем при помощи логики и наблюдений, что есть ещё какая-то скрытая сила, которая существует на этих трёх началах, трёх желаниях: вечности, знании и блаженстве. Она противоречит возможностям тела. Ей приходится бороться за существование в этом теле. Теперь следующий момент. Что же существует выше меня самого? Конечно же, есть высшие силы. Об этом мне говорит мой разум. Кроме сознания существует сверхя, сверхсознание. Доказать его существование также необходимо. Приблизиться к этому. Иметь эту связь. Связь означает йога. Сейчас мы связаны с телом. Я знаю это тело, об этом нужно сказать. Но есть энергия сознания – высший разум – который знает все тела одновременно. Вселенная – это большое тело. А это маленькая вселенная, маленькое тело. Я знаю маленькую вселенную. А кто-то знает большую вселенную, каждый атом. Все атомы на своём месте, нет такого хаоса, как иногда думают люди. Всё точно: восходы, закаты, движения планет. Никаких случайностей с этой точки зрения. Всё, что с нами происходит, это происходит в соответствии с законами вселенной. Если посмотреть с этой точки зрения, мы просто поразимся, каков удивительный разум. Эйнштейн говорил, что перед этим разумом нужно снять шляпу и встать на колени. И всему мы учимся у природы. Там все эти законы. А закон – это разум. В отличие от животных, у человека есть возможность осмыслить, задуматься: почему? Мы должны иногда спрашивать – почему? Как есть интересный сеанс. Человека погружают в гипноз. И психолог задаёт человеку программу, пока тот находится в глубоком сне. Человек просыпается и ничего не помнит. И всякий раз при определённой манипуляции психолога человек выполняет заданную установку. Мы видели вспышки на солнце, цунами, какие-то катаклизмы. Это всё влияет на нас, мы даже можем не знать об этом. И заметьте, в дни перед экадаши возникает раздражение в обществе. 11 день после полной луны и новой луны. В эти дни нужно поститься, не есть хотя бы зернобобовых. Очень плохая карма распространяется. И в эти дни много аварий, материальные дела не будут у вас клеится. Активность солнечная усиленная в этот момент времени. Эмоции, стрессы, нехорошо – нужно сидеть и молиться в эти дни дома, читать священные писания (самое лучшее). Как много идёт информации извне, которую мы не понимаем, не осознаём, не осмысливаем. Но иногда очень полезно понять, почему я поступил так, а не иначе. Что дёрнуло меня за язык, ну что я такого сказал? Что происходит со мной? И вот для этого необходима связь со сверхя, которая управляет этими законами. Это называется высшая йога. Итак, откуда получали знания люди прошлого? Изнутри себя. Сверхдуша находится в сердце каждого живого существа, каждого атома. Но знание можно получить аутентично через медитацию вглубь себя.
Итак, сегодня мы рассмотрели структуру человеческой психики – от материального до духовного – используя логику, примеры природы. Медитация на элементы природы, расчленение их и выделение духа.
     

Комментариев нет: