суббота, 17 декабря 2011 г.

Уроки Бхагавад-гиты. Глава 2. Краткое изложение Бхагавад-гиты. Часть 2.


Материалы с inveda.ru

Темы и уроки главы

  • Ассоциация и диссоциация
  • Пять позиций восприятия
  • Семь видов разума
  • Двенадцать функций духовного разума
  • Три аспекта духовного разума
  • Сферы применения духовного разума
  • Буддхи-йога – высший разум в соединении сердца с Богом

Добрый день, или вечер! Не знаю что сейчас, – день или вечер? В общем, доброго времени суток, как говорят сейчас в Интернете! Сегодня мы продолжаем изучать уроки мудрости тысячелетий для современного человека, то есть для нас с вами.

Мы уже рассмотрели первую главу Бхагавад-гиты, где извлекли уроки из самого контекста и сюжета Бхагавад-гиты. Иногда бывают неразрешимые ситуации, когда просто никаких мозгов не хватает. Поэтому для этого требуется нечто более высокое, требуется понимание мудрости, которое приходит изнутри как голос Сверхдуши из сердца. На прошлом занятии мы начали рассматривать уроки второй главы Бхагавад-гиты.

Вторая глава Бхагавад-гиты делится на две части. Первая – это аналитическое понимание природы сознания. Мы очень подробно обсуждали, что мы есть сознание. Сознание означает способность чувствовать, желать, думать, способность к самосознанию, к творчеству, к воображению – это все функции сознания. И «мы» именно оно и есть. То есть мы даже не то, что психофизический «комплекс», – мы – чисто психологический «комплекс», на который при определенных условиях «нарастает» тело. Наш опыт не ограничивается просто физическим существованием. Существуют такие состояния как сон, медитации, клиническая смерть, другие измененные состояния сознания. Говорят, что, как правило, наше психическое состояние, наше сознание проявляется через это грубое тело, но не обязательно. И в конечном итоге мы не тело. Мы есть сознание.

Затем мы рассматривали в современных психологических терминах, что означает карма и откуда она берется. Карма – это комплекс наших внутренних привязанностей и антипатий. Они могут быть противоречивыми, они могут находиться как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Более того, в астрологии рассматриваются разные уровни глубины подсознания, которые связаны и с этой жизни, и с какими-то связями по родительской линии, материнской или отцовской, и так же с нашими прошлыми жизнями. То есть существуют разные уровни подсознания. Поэтому карма, – это не какая-то абстрактная, странная вещь, – это те же внутренние комплексы, зачастую противоречивые, которые находятся в нашем подсознании, переносятся из жизни в жизнь и формируют наше очередное тело. Вся эта информация эмоционально окрашена. Это то, чем мы отличаемся от компьютера. В компьютере хранятся просто биты информации, но в нашем сознании, в нашем уме хранится эмоционально значимая информация. Мы всегда имеем к ней какое-либо отношение, и есть целый спектр этих эмоциональных отношений.

В момент смерти, когда грубое тело перестает функционировать, и мы начинаем вести существование отдельное от него, те глубинные психологические комплексы, которые мы заработали в этой жизни, взаимодействуя с окружающим миром, формируют определенное энергетическое поле. Затем по принципу подобия, мы рождаемся у соответствующих отца и матери с определенным психологическим настроем. И затем на этот «психологический комплекс» начинает «нарастать» грубое тело.

Это вкратце то, что мы обсуждали в прошлый раз. Кришна называет это аналитическим изложением природы материи духа или санкхья-йогой. Это левополушарное мышление. Мы все знаем, что есть левополушарное мышление: логическое, рациональное, когда все по полочкам разобрано, – и есть правополушарное мышление – интуитивное, когда мы воспринимаем все в целостности, когда мы все чувствуем или видим все одновременно. Вторая половина второй главы Бхагавад-гиты связана как раз с правополушарным подходом к осознанию природы духа. Она называется буддхи-йогой, буддхи означает разум, йога – соединение. Об этом мы будем говорить сегодня – о том, что такое разум, что такое йога и что такое буддхи-йога, йога разума.

Итак, что такое разум, интеллект? Это способность анализировать, приспосабливаться к ситуации, делать выбор и т.д. Все эти разные «интеллекты», «умы», «разумы», определяются по их признакам. Функция сознания, называемая разум, определяется как способность различать, отличать одно от другого. Если ум или эмоции – это способность переживать, ощущать, находиться в ситуации, то разум – это способность различать. Таково общее определение разума.

В психологии есть понятие ассоциации и диссоциации. Ассоциированное состояние – это когда вы находитесь внутри какого-то переживания. Попробуйте закрыть глаза и вспомнить какую-то ситуацию в прошлом. Понаблюдайте за собой. Вы внутри ситуации или наблюдаете за ней со стороны? Для кого-то свойственно находиться ассоциированным, то есть быть внутри, чувствовать, ощущать. Для кого-то более свойственно смотреть на себя немножко со стороны – это функция диссоциации. В действительности мы можем переключаться между этими двумя состоянии. Разум связан с нашей способностью диссоциироваться, потому что только когда мы находимся «вне», мы можем отличать одно от другого. Это общая характеристика разума.

Психологические понятия ассоциации и диссоциации можно немного расширить, и они будут связаны с позицией восприятия. Мы говорим про современные научные вещи, но все они пронизывают Бхагавад-гиту и другие ведические писания. Мы думаем: как здорово написано! Просто потрясающе! И мы не можем даже понять, что именно там здорово… Но все эти произведения безупречны с точки зрения НЛП, современной психологии, чего хотите. Это по всем параметрам настолько эффективное послание! Поэтому мы учимся извлекать уроки из Бхагавад-гиты, и не только абстрактные уроки. Мы извлекаем практические уроки. Например, каким образом строить эффективную презентацию, каким образом можно эффективно общаться и доносить другим какой-то материал, будь то духовный или материальный – любой.

Итак, различают пять позиций восприятия. Первая позиция – это – непосредственный опыт, когда я смотрю на мир своими собственными глазами. Я вижу эти стулья, я ощущаю прикосновение спинки вьясасаны, я слышу окружающие звуки.

Вторая позиция – когда я стараюсь ощутить происходящее чувствами другого человека, когда я пытаюсь встать на место кого-то другого. Попробуйте представить, если бы Вы были Господом Джаганнатхой, что бы Вы ощущали? Что бы Вы видели, о чем бы Вы думали? Попробуйте себя отождествить. Если бы вы стояли на алтаре и смотрели бы на наше собрание великих мудрецов. Тоже улыбаться начали? J Посмотришь – Господь все время улыбается, всегда смеется. У Него столько преданных, и каждый что-нибудь такое отчебучит! Это объясняет, почему Бог живет вечно (на самом деле все живут вечно). Ведь известно, что юмор удлиняет жизнь, а тут столько всего смешного творится, что точно будешь вечно жить! J Это мы говорили про вторую позицию восприятия.

Затем есть третья позиция восприятия – способность взглянуть на ситуацию со стороны, не отождествляя себя ни с кем. Попробуйте посмотреть на это все просто как сторонний наблюдатель, откуда-нибудь из верхнего угла, откуда лучше видно. Как вы смотритесь? Ничего? Молодцы! Это была третья позиция восприятия. Обычно ограничиваются тремя, но есть еще и другие.

Четвертая позиция еще более хитрая. Представьте, что потолок здесь прозрачный. Попробуйте подняться высоко-высоко над собой и посмотреть на себя и на все окружающее сверху, с высоты птичьего полета. Посмотрите на свои ощущения, что вы видите, слышите, чувствуете. И теперь представьте, что через вас проходит линия времени. Попробуйте пропутешествовать во времени назад, в прошлое и посмотреть как изменяются ваши чувства, то как вы выглядите… Это может быть в этой жизни, может быть даже в прошлой… А теперь по той же линии времени пропутешествуйте в будущее. Что вы ощущаете, видите, слышите? Кто хочет поделиться опытом?

Обратная связь из зала: Ты смотришь, что бы не происходило, что я могу считать хорошим или плохим, оно все равно происходит. И это хорошее/плохое перестает быть. Оно просто творится и все…

Обратная связь из зала: Я почувствовал некую целостность личности: вот я был маленьким, вспомнил о позитивных, негативных событиях. Очень быстро! И будущее – кем я буду потом, что бы я хотел. И все это я, это мой опыт. И развитие динамики этого опыта. Получилось так, что туда-сюда можно поездить.

Ю.А. Есть пятая позиция восприятия. Она еще более целостная, еще более хитрая. Попробуйте взглянуть на себя и на окружающее со стороны всего мира, со стороны всей целостной системы всего мироздания. Те, кто знает про духовный мир, можно включить и духовный мир… Взглянуть с точки зрения всего, услышать каждый кубический миллиметр пространства, прочувствовать эту вибрацию… Потому что мы есть часть полного целого, и как частички мы связаны со всеми другими частичками, со всем этим целым… Что вы ощущаете как часть целого? Что вы слышите?

Обратная связь из зала: Мне кажется в связи с тем, что мы очень сильно зависимы от материальных вещей, от тела, от событий которые с нами происходят с нами. Очень трудно смедитировать на то, чтобы посмотреть с этой точки зрения. Может с точки зрения фантазии только. Нам очень сильно мешает обусловленность, по крайней мере, мне. Я чувствую, что очень сложно взглянуть, даже со стороны. Как кино, без чувств можно, а вот прочувствовать сложно, – слишком сильная обусловленность.

Ю.А. Это факт – действительно сложно. Но это одна из функций души. Мы уже говорили про них: способность к самосознанию, способность к диссоциации. Конечно, сразу очень сложно выбраться из привязанностей, стереотипов, обусловленностей. Но по мере того, как мы делаем небольшие шаги и просто тренируемся, потихонечку наши способности развиваются. Сейчас мы говорим про буддхи, про разум, но когда мы к этому добавим еще элемент йоги, это сильно увеличить нашу способность различать. Так что мы про это еще обязательно поговорим сегодня… Итак, позиции восприятия мы рассмотрели. Кто-нибудь еще что-то хочет сказать, как вы себя почувствовали с точки зрения всей системы?

Обратная связь из зала: Я почувствовала, как мой организм – это вся Вселенная, а я – это частичка целого внизу. И вот если эта частичка начинает себя как-то неправильно вести, то организм начинает защитными реакциями лечить его. И все люди, которые рядом, тоже такой частичкой, они начинают работать надо мной.

Обратная связь из зала: Тишина и покой.

Обратная связь из зала: А я вот примерно так же как со временем – в прошлое и в будущее – сначала попробовал представить просто Вселенную, а потом переместился наоборот. Как девушка сказала, – что я вот эта Вселенная, то есть из большого в маленькое. Я просто недавно в Интернете видел микро- против макро-. И тоже от меня зависит, что я как Вселенная, и что происходит внутри, то есть я могу тоже управлять тем, что происходит внутри.

Обратная связь из зала: А я посмотрел на это, как на некий бесконечный поток жизни, как что-то бурлящее, кипящее. Как убыстренные кадры показывают: – растения растут, деревья растут. Какой-то такой сумасшедший поток, все крутится, копошится, гигантский клубок появляется и уходит. Посмотрел фильм «Матрица», там была программа-загрузчик и люди, которые погружались в матрицу, выбирают, кем они будут, снаряжение, все такое. У меня была такая медитация: куда «воткнуться», кем бы мне интересно было быть и как оттуда потом «выткнуться». Со стороны – виртуальная реальность, которую можно посмотреть. Ну, я человек замороченный…

Ю.А. … J что привносит существенную живость в наши программы. Хорошо! Движемся дальше. Мы говорили про разум. Затем обсудили ассоциацию, диссоциацию и позиции восприятия. Теперь я хочу с вами поделиться тем, какие бывают разные виды разума. Разум – это способность отличать одно от другого. Эта способность может проявляться по-разному в разных отношениях.

Первый вид разума – кинестетический или телесный разум. Он особенно развит у людей, , которые хорошо чувствуют свое тело. Они очень хорошо чувствуют любые движения тела, напряжение мускул. Это идеальные спортсмены, восточные единоборцы – те, кто чувствует всю «физику» очень хорошо. Разные люди по-разному ощущают свое тело: кто-то хорошо, кто-то не очень. Это кинестетический разум – владение разными компонентами тела. Это хорошо для врачей, хирургов, строителей, танцоров, атлетов, спортсменов, актеров. Это те виды профессий, которые рекомендуются, когда кинестетический разум развит хорошо.

Понятно, что разум не означает IQ конкретные «мозги». Разум означает различать. То есть люди, которые, может, не сильно в математике соображают, могут совершенно искусно работать руками. Это тоже разум, причем тоже уникальный.

Следующий вид разума – это межличностный разум. Это умение общаться. Люди, обладающие этим видом разума – экстраверты. Они могут строить отношения с другими людьми, могут вдохновлять. Они очень чувствительны к настроениям других людей. Это умение очень тонко различать разные аспекты эмоционального взаимодействия с другими людьми, то, что относится к области эмоционального интеллекта, если кто про такое слышал. Людям с развитым межличностным разумом рекомендуются такие профессии, как политика, менеджмент, педагогика и соцзащита.

Следующий вид разума – это лингвистический, или вербальный. Это умение говорить, писать, рассказывать истории, запоминать различные слова. У людей с развитыми лингвистическим разумом хорошие способности к изучению иностранных языков, умение оперировать словами, их смыслами, значениями. Им рекомендуются профессии адвоката, писателя, философа, журналиста, политика, учителя.

Следующий вид разума логический или математический разум. Это типичное IQ. Он имеет дело с логикой, с абстракцией, с рассуждениями, числами, аксиомами, теоремами. Это годится для ученых, теоретиков, математиков, инженеров, врачей.

Следующий вид разума это натуралистический разум. Это умение чувствовать, что происходит в природе. Такие люди чувствуют изменение в погоде, что и как будет. Такой разум интуитивный, но глобального порядка. Эти люди могут чувствовать не только грубые вещи, они могут чувствовать тонкие вещи: тонкие миры, духов, разнообразные энергии. Все это тоже часть реальности. Есть люди, которые взаимодействуют с этим миром. Они очень тонко сонастроены со всем, что происходит. Это вот как раз есть натуралистический разум. Сюда включают ученых природоведов, геологов, зоологов, ботаников, натуралистов, тех, кто выступает за охрану окружающей среды, экологов, садовников, тех, кто любит сельское хозяйство. Ну и, наверное, разнообразных мистиков тоже сюда можно отнести.

Следующий вид разума это интроспективный разум. Это способность различать в себе свои цели чувства, способности, мотивации. Это именно способность разбираться хорошо в самом себе. Он тоже подходит философам, психологам, теософам, теологам, писателям и ученым.

Следующий вид разума это пространственный или визуальный разум. У людей есть способность представлять что-то умозрительно, рассматривать с разных точек зрения. Они очень хорошо чувствуют пространство. Могут с закрытыми глазами проделать весь путь. Я помню, когда я учился в МГУ, мне было лень ходить на физкультуру, поэтому я занимался водным туризмом в свое удовольствие. Там не надо было ходить на занятия. Там в походы или ходишь, или водишь. Когда ты ведешь группу, ты должен вначале увидеть этот маршрут. Проделать весь маршрут с соответствующими контрольными точками, пройти визуально, увидеть, как все происходит с закрытыми глазами. И потом в походе ты уже просто физически идешь по этому проложенному маршруту. Это пространственное видение, умение оперировать пространством, чувствовать его, различать какие-то тонкие вещи в нем. Это умение различать цвета, краски. Такой вид разума подходит для ученого, инженера, архитектора, художника.

Следующий вид разума – это музыкальный разум, связанный с чувством ритма, всевозможными звукам. Это певцы, музыканты, DJ, композиторы.

Как развиваются эти шесть видов разума? Как в той истории, с практикой все возможно! В детстве мы все их развиваем. Как мы в себе развиваем кинестетический разум? Просто занимаясь спортом! Кто-то бегом занимается, кто-то единоборствами, девочки танцами занимаются. Это тренирует наше тело и дает возможность различать физические состояния. Логика. Я помню вот таакую книгу, «Математические головоломки», и ты сидишь, решаешь их, тренируешься. Все виды разума приходят в результате тренировки. Это называется садхана – практика.

Теперь мы добрались до духовного разума, который, как ни странно, выделяют даже современные ученые. У них нет единого мнения по поводу того, что это такое. Но до чего-то они в целом договорились, и я познакомлю Вас с этим – это довольно интересно. И тем более это интересно нам, потому что мы дальше как раз будем идти к этому духовному разуму и буддхи-йоге. Что включает в себя понятие духовного разума, в соответствии с этой классификацией?

Первое – это самосознание, не самоОсознание, а самосознание. Это означает, когда я могу давать отчет в том, что я ценю, что меня мотивирует, что во что я верю, Я могу понимать что для меня ценно, кто я такой. Это способность называется самосознанием умением различать свои глубинные ценности, свою суть. Это относится духовному разуму.

Следующая характеристика – это спонтанность. Это не то, когда нам кто-то на ногу наступил, и мы спонтанно огрызаемся. Наоборот, спонтанность – это возможность действовать не шаблонным, не стереотипным образом. Не так, как нас воспитали, не так как принято в обществе, а просто действовать. Более того, это способность действовать не реактивно, а в соответствии со своими внутренними ценностями. Это тоже одна из функций духовного разума. Это означает жить в настоящем моменте. Не быть обусловленным прошлым и будущим, какими-то стереотипами, а быть способным реализовать свою свободу выбора, свободу воли.

Следующая характеристика – это руководствоваться своим видением и ценностями. Не как всегда, не как принято, а иметь видение своего конкретного вклада в окружающий мир, видение цели. Причем видение – это такая штука, которая мотивирует. Духовный разум – это быть способным жить ради чего-то, жить внутренними глубинными ценностями. Опять-таки, это функции разума, потому что это способность различать, как я буду себя вести, что я хочу делать.

Следующая характеристика духовного разума – это то, что называется холизм, целостность. Это означает осознание того, что «я» являюсь неотъемлемой частью окружающего мира. Все связано со всем. Умение или способность учитывать это – это и есть одна из граней духовного разума. Мы говорим, что все это является функциями сознания, функциями души, функциями нас как таковых. Про все это говорится во второй главе Бхагавад-гиты. Можете почитать внимательно. Кстати, вам будет задание – посмотреть, где там про это говорится.

Следующая характеристика духовного разума – это сострадание. Сострадание – это не просто умение понимать, что кому-то плохо или хорошо, это умение понимать, прочувствовать то, что чувствуют окружающие живые существа. Это не означает, что если кто-то к вам относится с негативными чувствами, вы соглашаетесь со всем. Вы даже можете сражаться с противником, но в это время вы чувствуете то, что чувствуют они. Вы можете сражаться с состраданием, а не с ненавистью.

Следующая характеристика, относящаяся к духовному разуму – это способность ценить различия. Другие люди могут быть настолько другими, что даже представить себе невозможно, как такое бывает. Но такое бывает. И одна из характеристик духовного разума – это способность по-настоящему ценить эти различия.

Следующая характеристика, которую выделяют – это, как по-простому это называют, умение выделяться из толпы, самость, способность сохранять свою личность и индивидуальность, несмотря на окружающие тенденции, шаблоны и стереотипы.

Интересно, что такая независимость обязательно должна балансироваться другим качеством, характеристикой духовного разума, а именно смирением. Это умение ощущать себя частью окружающего и понимать свое место в картине окружающей жизни. Не эгоизм, а умение проявлять себя как частичка окружающего, частичка жизни.

Склонность задаваться фундаментальными вопросами: «почему?» и «для чего?» также является характеристикой духовного разума. Энштейн говорил, что в школе он досаждал учителям, как они говорили, «глупыми вопросами». После того, как он изобрел теорию относительности, он сказал: «Ну наконец-то, мне теперь разрешают задавать эти глупые вопросы. Никто в этом не обвиняет». Так что это функция духовного разума задавать вопросы «почему?» В Чайтанья Чаритамрите мы находим эти «кто я?» и «почему кругом страдания?» и «вообще, для чего я тут живу?» Склонность духовного разума к фундаментальным вопросам начинается с того, что люди задают вопросы «почему?», «для чего?» – любознательность. Духовный разум может проявляться у людей, которые находятся на разных ступеньках духовного развития. Поэтому мы говорим сейчас о самых общих вещах. Не про возвышенных святых, а про общие характеристики духовного разума.

Следующая функция духовного разума – это рефрейминг или способность расширить свои рамки своего восприятия. «Фрейм» означает «рамка». Очень часто мы живем переживаниями нынешнего момента, не в состоянии посмотреть с глобальной перспективы. Например, мы живем на таблетках, заглушая болевые симптомы, но не лечим причину заболевания. Мы не в состоянии посмотреть на все с более длительной перспективы. Точно так же мы можем решать свои личные или семейные проблемы, но есть кругом общество. Рефрейминг же – это способность взглянуть на все это с другой точки зрения. Мы говорили про позиции восприятия, тренировались немножко. Вот это как раз и есть одна из функций духовного разума. Почему духовный разум? Это от функций духа, функций сознания. Это непосредственно наши внутренние функции.

Следующая характеристика духовного разума – это позитивное использование неприятностей. Другими словами, когда мы совершаем какие-то ошибки, промахи потери, то мы воспринимаем это с позитивным отношением. Шрила Прабхупада говорил, что ошибки – это столпы успеха. К нам кто-то может относиться враждебно, и мы принимаем это позитивно. Мы допускаем это само по себе. На самом деле, это здравый смысл. Кто-то к нам относится враждебно, кто-то по-другому, но это все равно присутствует, это факт. Поэтому пытаться «бодаться» с этим фактом – абсолютно бессмысленная вещь. И способность понять это, принять и еще научиться чему-нибудь из этого – это одна из функций духовного разума.

И последнее, что относят к функциям духовного разума – это чувство призвания. На первоначальных ступенях это может быть чувство самоотдачи, желание сделать что-то для окружающего. Но может быть и чем-то более глобальным. Это означает, что мы являемся частью целого, что мы призваны служить какой-то большей цели. Такова одна из характеристик духовного разума – способность различать все эти тонкости.

Ну вот. Двенадцать характеристик духовного разума, который различают ученые. Понравилось? Мне тоже понравилось, классная штука!

Так… Я здесь еще много чего «накопал» на эту тему, но, наверное, остановлюсь только еще на нескольких вещах, связанных с тем, как мы можем развивать этот самый духовный разум. Об этом говорится и в Бхагавад-гите, а я цитирую современных ученых. Кстати, интересно: само понятие «духовность» на английском звучит как spirit, spirituality. Буквально spirit значит дыхание, и по-русски дух – то же самое. «Духовное» означает «дыхание жизни». Это функция души, функции жизни, то, чем жизнь отличается от материи.

Вот еще интересная вещь. Автор различает три аспекта духовного разума, каким образом его можно измерять. Первое – это отождествление себя с чем-то высшим, с духом, нежели с телесным эго… Я не Бхагавад-гиту сейчас читаю. Я читаю умную статью… Это означает, что вы не есть ваши проблемы, вы не есть ваше тело, вы не ваше прошлое, не ваши финансы, не ваша работа, не ваш пол и не ваша национальность. Это все роли, которые вы играете. Вы духовное существо, которое проходит через опыт человеческого существования. Это первное…

Кстати, вы знаете, одна интересная вещь. Я просто по своей профессиональной психотерапевтической практике читал разнообразную литературу. Как-то, помню, читал книгу по возрастной психологии. Это был учебник для ВУЗов, рекомендованный Комитетом по образованию. Я был просто потрясен, потому что, когда там все дело добралось до старости, эти люди писали, что когда человеку уже за 80, он ощущает, что ему предстоит продолжать свое существование. Он это принимает, ощущает. То есть там про следующую жизнь писали – русским по белому. Может, без деталей, где он родится, где переродится – это частности. Но само принятие факта! И рекомендовано Комитетом по образованию. Я был просто совершенно удивлен! Глубокие люди, по-настоящему ученые, они оперируют со всем этим. Скажем, в психотерапии, у нас есть трансперсональная психология, регрессии в прошлой жизни. Для кого-то это, конечно, сказки, но для многих – это совершено нормальные вещи, часть их осознаваемой реальности. Не знаю, читали эти ученые Бхагавад-гиту или не читали, но это все научные достижения. Но это редкость, конечно. Таких людей немного. Массовая наука, она обычная…

Хорошо! Второй аспект духовного разума – это понимание вселенских законов причины и следствия. Это как раз то, что я пытаюсь объяснять здесь на «Семи навыках», на астрологии – именно то, как оно все устроено. Духовный разум означает, что вы принимаете 100% ответственность за свою жизнь, за самих себя и за свою ситуацию. Мы сами являемся причиной того, что мы находимся в той ситуации, в которой мы находимся. Это наш выбор. Как мне мой Нароттам жалуется: «Папа не такой! Мама не такая!» Я говорю: «Нароттам! Сам себе выбирал родителей, и тебя рождаться здесь вообще никто не просил! J Родился бы кто-то другой, не ты. А ты бы мог в духовный мир отправиться!» Он просто с детства знает всю эту философию, поэтому с ним легко. «Нечего на нас все валить!» То есть, это я не к тому, что я оправдываю свое поведение. Естественным образом, если я делаю что-то не то, я извиняюсь, но при этом, – извини, дорогой. Я, конечно, буду стараться и работать над собой, но при всем при этом… Мы знаем, что мы являемся творцами собственной жизни, и что наши мысли, наши убеждения и предположения создают для нас будущий мир. Это как раз закон кармы. Это означает, что мы никого не обвиняем.

Третья характеристика – это непривязанность. Как духовная сущность вы непривязаны к опыту, через который проходите. Ваше благополучие, чувство безопасности, комфорта, – приходит изнутри, из осознания своей сущности, самоосознания.

Вот что пишут ученые. Круто? Это вам Бхагавад-гита! На самом деле это то, про что говорится во второй части Бхагавад-гиты. Сейчас мы до этого доберемся.

Теперь о некоторых методах практического применения духовного разума (тоже по тем же авторам). Первое – это принятие вражды вместо того, чтобы противостоять ей. В Махабхарате есть замечательная история.

Однажды Кришна, Баларама и Сатьяки, друг Кришны, военачальник, ехали куда-то втроем и проезжали через джунгли. Это сейчас в Индии лесов почти не осталось, а тогда это были конкретные джунгли с тиграми и змеями. Причем тогда времена были дремучие, так что в лесу были еще демоны, ракшасы, – жуткие страшные существа. Это сейчас демоны прямо таки скажем полудохлые, а тогда они были крутые! Тогда и брахманы: если проклинали, то по полной программе! Вот такое оно все было! Тогда эти тонкие вещи были нормой. Это сейчас они нам кажутся чем-то странным, а тогда это было просто нормой жизни.

Поэтому джунгли были местом опасным. И вот ночь застала их в джунглях. Они разожгли огонь, и поскольку это было место опасное, они решили по очереди стоять на часах. Первым на вахте был Сатьяки. Кришна с Баларамой заснули. Вдруг появляется жуткий демон и говорит: «Если ты мне этих двух отдашь, я тебя пощажу, а их съем!» Сатьяки, могучий воин говорит: «Ты съешь?! Да я сейчас тебе такое устрою!» Достает свою палицу и начинает сражаться с демоном. Причем он сражается, а демон становится все больше и больше. Сражались они, сражались. Сатьяки совсем уже было выбился из сил, как вдруг, демон исчез. Это как раз было время, когда Сатьяки нужно было менять вахту.

Он разбудил Балараму, и, поскольку демон уже пропал, Сатьяки не стал рассказывать Балараме про его появление. Убежал и убежал себе! Теперь Баларама, значит, сидит, охраняет. Вдруг опять появляется этот товарищ, уже больших размеров, и говорит: «Так и быть, я тебя пощажу, если ты мне этих двух отдашь, и я их съем!» Тогда Баларама, который вообще очень легко в гнев приходит, начал говорить все то, что обычно кшатрии в таких случаях говорят! Можно в книге «Кришна» почитать. Он схватил свою палицу и с яростью набросился на демона. А демон становился все больше-больше и стал уже совсем огромным. Эта схватка ни к чему не приводила, и вдруг демон пропал. Это как раз было время менять вахту Балараме. Он разбудил Кришну и тоже ничего не сказал о появлении демона.

И вот Кришна сидит у костра. Опять появляется демон совсем уже громадных размеров и говорит: «Ну все! Я тебя пощажу если ты мне этих двух отдашь, и я их съем!» Кришна отвечает: «Ты!? Съешь!? Этих двух!? Сатьяки и Балараму!? Ты серьезно? Правда что ли?» – и как начал смеяться! Демон смотрит на него, и потихонечку начал съеживаться. Чем больше Кришна смеялся, тем больше он съеживался, съеживался, съеживался… И когда демон стал совсем маленьким, Кришна взял его и завязал в уголочек своего дхоти.

Рассвело. С рассветом все демоны исчезают, как известно. Кришна разбудил Сатьяки и Балараму, потому что была пора держать дальше путь. Сатьяки и Баларама, которые оба знали про демона, начали интересоваться:

– Кришна, а никто там не приходил?

– Да вроде нет, ничего такого.

– А такой демон огромный-огромный?

– Огромных не было.

– Ну кто-нибудь вообще был?

– Да был один.

И Кришна показал им демона. Они смотрят: действительно тот демон, только почему-то очень маленький. Немая сцена… Тогда Кришна улыбнулся и сказал, что на самом деле, это был олицетворенный гнев, и чем больше Баларама и Сатьяки гневались, тем больше он становился.

Значит, мы говорили про первое из практических приложений духовного разума. Принятие вражды вместо противостояния ей. Это значит, что у нас не возникает чувство вины, мы не начинаем обвинять других, мы не начинаем рационализировать. Мы не отвечаем с гневом и не впадаем в депрессию, мы не обороняемся и не нападаем.

Помимо духовного, здесь есть и психологический смысл. Кто-нибудь Михаила Литвака «Психологическое айкидо» читал? Замечательный прикладной психолог! Это называется техника замешательства. Для того, чтобы на человека повлиять, нужно ввести его в транс, и одна из психотерапевтических техник этого – техника замешательства. Когда ты реагируешь каким-то нетривиальным образом, совсем по-другому, и человека это «вышибает». И когда его неправильный разум, который заставляет делать его неправильные вещи, отключается, его можно убедить в чем-то другом. Потенциальный барьер преодолевается, и ему можно передать какие-то нормальные вещи, можно в чем-то изменить.

Где-то читал историю. Женщина пришла на базар. Ботиночки для ребенка нужно было купить. Одна торговка на нее наехала, начала ругаться. И эта женщина отреагировала нестандартно. Она скала: «Ой, извините пожалуйста! Мне действительно вас очень жалко! Вам действительно очень тяжело с таким восприятием мира жить!» Эта торговка просто обалдела! Она не могла ничего сказать и все! Женщина просто ушла. Она сказала это без задних мыслей. И так тапочки она не купила, она пришла на следующий день. Эта торговка сама к ней подошла и помогла ей найти то, что нужно было: бегала по складам, искала, да еще и продала существенно дешевле… Это одна из возможных реакций. Но в этом есть глубокий практический смысл. Это то, о чем в умных книжках по психологии пишут.

Но, конечно, то, про что Господь Иисус говорит, это не какой-то логический наворот. Это чувство открытости к окружающему миру. Когда ты доверяешь Господу, доверяешь всему. Прабхупада приводит пример котенка в пасти у кошки. Зубы конечно, Но он себя чувствует абсолютно защищенным, потому что знает, что будет все окей. Если мы полагаемся на Господа, то Он защитит. Есть тысячи разных способов того, как все будет по-другому, нам даже в голову не придут все варианты. Всего не учтешь!

Давайте двигаться дальше. Мы пока еще только с разумом разбираемся, с интеллектом. Еще до йоги не добрались, У нас тема буддхи-йога.

Теперь второе практическое применение. Человек начинает очень бережно использовать материальные вещи. Старается не тратить ничего зря, не выкидывать. Это значит ценить всю энергию Господа. Это естественная вещь! Прабхупада был реально таким – ценил каждую копейку. Я помню, ездил где-то со своимм Гуру Махараджем. Я хотел купить новую батарейку, вместо того, чтобы использовать старую, и, помню сказал Гуру Махараджу: «Она стоит то там! Десять центов!» А он ответил: «Целых 10 центов!» При всем при том, что он построил потрясающий храм «Слава Индии» в Дели за $15,000,000 Две большие разницы! Прабхупада был таким. Где-то капала вода – он закрывал кран, потому что это энергия Кришны. Мы чувствуем себя частью целого, поэтому мы бережно относимся ко всему окружающему.

Третье – это быть благодарным за все, включая неприятности. Это естественное духовное чувство, когда есть духовный разум. Это буддхи-йога. Это чувство благодарности за все, что происходит.

Четвертое – способность видеть свое эго, самого себя, и выбирать, действовать по привычке или же как-то по-другому.

Пятое – это умение извиняться за собственные ошибки и исправлять их, насколько это возможно.

Шестое – это видение внутренней красоты всего и каждого.

Седьмое – позитивное отношение ко всему.

Восьмое. Такой человек относится к каждому и ко всему с состраданием и благодарностью – и к людям и к животным, и даже к машинам и механизмам, то есть к неживым объектам. Господь находится в сердце каждого, в каждом атоме и молекуле. Так или иначе, все является его творением. Кресло, может, этого особенно и не чувствует, но Господь, который находится в каждом атоме этого кресла, чувствует. И, может быть, человек, который сделал это кресло, тоже что-то чувствовал, если бы его сломали. Все неживые объекты являются проявлением индивидуального сознания: Или чего-то сознания, или же, точно, сознания Господа. Поэтому в таком плане можно говорить о сострадании к неживым объектам. Они все равно связаны с жизнью.

Девятое практическое приложение – это после ухода оставлять за собой все в лучшем виде, чем до прихода. И десятое – это уважение ко всем и ко всему окружающему. Умение ценить все вокруг, как имеющее какую-то практическую ценность. Вот такие вещи!

Итак, мы говорили про духовный разум, про то, как его определяют современные ученые. Теперь возвращаемся к Бхагавад-гите. Кришна говорит про буддхи-йогу… Стоит сказать два слова о том, что такое йога. В переводе с санскрита йога буквально означает «соединение». Соединение тоже бывает разное. Мы можем физически находиться рядом с другим человеком. Но по-настоящему соединение – это единение не только рук, но и сердец. Когда мы говорим про соединение механических объектов – это понятно, они просто накладываются друг на друга. Но когда мы имеем дело с сознанием, то соединение в полной мере означает, когда мы живем сердце к сердцу, душа в душу. Не то, что мы с другим человеком сливаемся в единое целое. Это означает, что мы чувствуем все, что он ощущает, думает, чувствует, придумывает, желает. Это означает йога, соединение. Даже не союз, а именно соединение.

Кришна говорит именно про буддхи-йогу. Урок, который здесь дается, в принципе понятен. Господь пронизывает собой все творение. Говорится, что Он пронизывает каждый атом, находится в сердце каждого. И высший разум приходит тогда, когда мы прочувствуем все, что есть в этом мире. Это можно сделать, когда мы соединяемся с Господом, живем с Ним «душа в душу». Вот это йога. Все остальные виды йоги призваны привести к этому. Это разные ступени к тому, чтобы достичь высшего единения. Единение не означает слияние. Мы сохраняем свою индивидуальность, Господь сохраняет свою индивидуальность, но происходит единение. Мы можем понять человека, если мы любим его по-настоящему, сердцем. Точно так же, если мы любим Господа, то мы сможем понять в полной мере. Именно отсюда приходит высший разум, который охватывает собой все виды разума. И духовный, и другие аспекты разума сюда тоже попадают. Именно умение различать на абсолютном плане, что нам делать, что является благом, что благом не является.

Кришна говорит об этом в Десятой главе Бхагавад-гиты. Он говорит, что тем, кто поклоняются Мне с любовью и преданностью, тем кто любят Меня, Я даю понимание, с помощью которого, они могут понять Мменя, придти ко Мне, они смогут находиться в этом состоянии совершенной деятельности.

В психотерапии есть два пути изменений. Левополушарное – через стратегии, когда мы разрабатываем разные стратегии действий, строим планы, с тем, чтобы придти к результату. А второй – через состояние, когда мы сонастраиваемся с желаемым результатом, какой-то конкретной картиной. Это состояние включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее одновременно. Нам не нужно особенно думать. Мы просто «предаемся», и оно все происходит само. Не то, чтобы мы ничего не делаем. Мы делаем, но мы не совершаем ничего искусственного. Мы действуем в полной гармонии с этой ситуацией. Кришна говорит, откуда приходит эта гармония. Самый действенный метод – это метод буддхи-йоги, когда мы находимся в сознании Кришны, когда в нашем сердце Господь.

Этот разум: чувство гармонии, духовный разум, – развивается в ходе духовной практики, духовных «тренировок». Есть разные аспекты духовной практики: молитва, совместное пение, повторение мантры, следование определенным ограничениям, – они как раз для этого и предназначены. И какие блага мы от этого получаем, даже практические, прикладные, мы только что их перечислили. Это и есть состояние буддхи-йоги. Состояние высшего духовного разума, интуитивного, целостного, всеохватывающего. Это состояние приносит огромное внутреннее удовлетворение. Это полная гармония, полное счастье. Кому нравится любовь? Поднимите руки! Всем нравится! Это не просто ощущение гармонии – это действительно огромное счастье! В частности, когда мы вместе поем, мы все переживаем подлинные духовные состояния. Мы как бы соединяемся, каждый чувствует друг друга – это один из видов той практики, которая развивает наш духовный разум. Мы тренируемся, когда мы поем что-то для Господа, воспеваем Его имена.

Такова основная тема второй части второй главы Бхагавад-гиты: буддхи-йога –интуитивное понимание, как действовать, которое естественным образом развивается по мере того, как в нашем сердце развивается любовь к Господу. Так приходит состояние духовного разума.

Что еще говорится еще про это состояние буддхи-йоги? Это не просто состояние, это также и действие. Это динамическое состояние. В Гите говорится, что здесь нет потерь. Когда мы тренируемся, развиваем свои духовные мышцы через метод духовной практики, мышцы «накачиваются». Любой маленький шаг все больше и больше заостряет наш разум. И духовный разум означает просто знать, что Кришна любит, чего не любит – просто по-хорошему, по-доброму. Вот такая вещь.

Что еще говорится? Говорится, что когда человек находится в состоянии буддхи-йоги или сознании Кришны, все внешние беспокойства его не тревожат, не сбивают с толка. Он видит, чувствует, знает, что является сутью, ценностью для него. Его жизнь настолько наполнена, что все остальные беспокойства его просто не отвлекают. Он не то чтобы их отвергает. Он просто видит реальность, принимает ее, живет в ней. Если кто-то делает какие-то глупости, он не отвергает, он принимает, чувствует это. Он видит, как все это является частью плана Господа, все имеет свое место.

Более того, одна из реализаций которая приходит здесь, заключается в том, что любые проявления жизни, света, солнечного света, чего угодно, является частичкой, маленьким лучиком той огромной любви, которую питает к Господу его самая возвышенная преданная. Как зовут самую возвышенную преданную? Шримати Радхарани! Не важно, кто-то знает, кто такая Шримати Радхарани, кто-то не знает – не суть. Суть в том, что это та личность, чья любовь к Господу просто не знает границ. Все, что есть кругом – это проявления той самой любви, маленькие лучики этой любви. Природа любви такова, что она постоянно расширяется. Любовь, которая есть в нашем сердце есть: к другим людям, еще к кому-то, – это все проявления той огромной любви.

Поэтому даже когда мы видим, что кто-то совершает греховные поступки, что есть демонические люди, наше видение меняется. Даже на темном фоне всегда присутствует какое-то отражение света. Мы все равно видим в первую очередь то, что нам ценно. Поэтому когда ценностью человека является вот эта любовь, с ее изначальным источником, он видит этот свет во всем, ценит его во всем. Более того, он всегда обладает позитивным видение окружающего, даже чего-то неблагоприятного, потому что он знает природу этого света. Он знает, что этот свет постоянно расширяется, увеличивается, такова природа любви. Он просто знает, что все эти живые существа просто по определению будут продвигаться, будут отчищаться дальше – это просто вопрос времени. Такова милость Шримати Радхарани и Господа Чайтаньи. Это совершенно замечательное, уникальное состояние, когда мы с одной стороны не подвержены влиянию окружающего, а с другой – полностью принимаем окружающую реальность. Мы «проживаем» ее, что ли. И нам от этого не очень плохо, потому что мы знаем, у всего этого есть светлое будущее. Единственное что, может быть, это какое-то время займет.

Качества, которые приходят в этом состоянии – это невозмутимость. Еще одно качество – это менталитет изобилия, когда мы понимаем, что кругом всего хватает. Кругом «море» всего, и нет смысла конкурировать, с кем-то, что-то делить. Потому что Вселенная дружественна и изобильна – Господь все дает. Когда мы сонастраиваемся с окружающим, тогда все есть, нет проблем ни в чем. Проблемы возникают, когда мы пытаемся сами ограничить себя искусственно, когда мы пытаемся сузить свои горизонты, когда мы гонимся за ограниченными целями. Когда мы ограничиваем сами себя, мы ограничиваем и доступные ресурсы. Мы говорим: «Мне нужно именно это». Но это не факт! Если мы расширяемся, если мы действительно сонастраиваемся с окружающим, тогда действительно всего хватает!

Затем приходит естественная отрешенностью. Откуда она приходит? Она приходит благодаря тому, что есть высший вкус – вкус той самой любви, который ни с чем несравним. Поэтому отрешенность или безразличие ко всем мелким удовольствиям, соблазнам естественным образом приходит сама собой. Это называется «махатма», великая душа. Это такое океаническое ощущение единения со всем – просто классно! Просто потому что Кришна такой замечательный! По-простому! Никакой особой логики тут нет.

Таковы некоторые из характеристик опыта пребывания в постоянном самадхи, которое Кришна описывает в этой главе Бхагавад-гиты.

В принципе, здесь еще описывается, что происходит с человеком, который в таком божественном состоянии не находится, и не задействует свой духовный разум. Но, наверное, я уже сейчас не буду про это говорить, потому что прошло уже много времени. Хотя это интересная тема, но мы, возможно, затронем ее как-нибудь отдельно.

В конце второй главы говорится, что тот, кто обретает такое сознание, даже перед смертью… То есть не важно, в какой момент это произойдет. Лучше поздно чем никогда!… Когда такой человек оставляет свое тело, он возвращается назад к Богу. Подобное привлекается к подобному привлекается. Мы говорили про механизм перевоплощений. Если наше сердце с Господом, мы уже и так с Ним. Поэтому наше тело просто остается здесь, а мы так с Ним и будем во всем этом разнообразии, динамике духовного мира. Но про это мы еще поговорим отдельно.

Вопросы

Вопрос: С точки зрения обычного человека, который не склонен задумываться о высоких материях, очень сильно копаться в себе, или вообще строить какие-то логические схемы из своего поведения, а просто живет в своих эмоциях, и ему это нравится… Как в Покровских воротах Хоботов говорил: «Но я бы жил!» То есть мы все эти качества разума анализируем, а с точки зрения обычного человека это уже какие-то нечеловеческие вещи, какие-то уже божественные структуры. Потому что контролировать себя настолько… Ну конечно, можно развивать эти духовные мускулы. Весь вопрос в том, зачем это нужно или кому это нужно? Вы не могли бы объяснить это так, чтобы было понятно тем людям, которые просто живут, как живут? Понятно, что эти эмоции рождают какое-то противодействие, то есть много очень негатива на себя. Но зато жизнь бурлит, она интересная.»

Ю.А.: И так тоже бурлит. Все остается, но наше отношение к этому меняется. Мы не впадаем в депрессию от всего от этого, Мы себя по-другому чувствуем. Жизнь продолжает бурлить, это никуда не уходит, но наш опыт расширяется. Мы приобретаем чувство внутренней легкости, свободы, наконец-то человеком начинаем себя чувствовать, просто хорошо становится. Та самая жизнь на позитиве, о которой говорили большевики J. Не то, что негатива нет, негатив там тоже есть, просто наше отношение к нему другое. Мы не живем в рамках, мы живем полностью, реально используем свой потенциал сознания и любви к Господу к его творению. Это реальностью становится. Жить полной жизнью!

Не всем это объяснишь, но объяснение – это не единственный способ коммуникаций. Есть невербальные способы коммуникаций, – дать фрукт с алтаря какой-нибудь вкусный. По-разному можно доводить до людей.

Вопрос: Просто с точки зрения бытового эгоизма, люди не готовы, может быть, принять возвышенные вещи, божественную любовь и так далее. Речь идет о том, что даже в каком-то негативе всегда есть какой-то позитив, – нет худа без добра, что называется. И можно настолько себя перенастроить, что понять, что «обломов» в принципе не существует. Что, если что-то случилось, то из этого можно сделать урок и жить дальше, и позитивно идти вперед туда, куда ты хочешь, отряхивая с себя всякие неприятности. Это не будет, как злые крючки, тебя цеплять, и, «вырубая» сознание, оставлять раны. Или, наоборот, это не будет тебя особо заботить, и ты смело, с удовольствием, с большой улыбкой будешь идти вперед к светлому будущему?

Ю.А. Это Вы к чему?

Вопрос: Это я попытался прокомментировать то, что вы сказали, я правильно понял? Это так или не так?

Ю.А. Знаете, оно интересно! Оно не так, что ты идешь к светлому будущему – ты уже находишься в светлом будущем. То есть, здесь нет непримиримой разницы между прошлым, настоящим и будущим – ты живешь в этом. Ты принимаешь окружающую реальность и чувствуешь ее всю какая она есть. Ты не отвергаешь ее. На самом деле это глупость, отвергать то, что и так есть – стол деревянный! Деревянный себе и деревянный, нравится тебе, или не нравится! Более того, поскольку здесь есть качество любви, ты не просто его, скажем так, тупо принимаешь. Ты, даже если видишь, что оно какое-то не такое, ты ощущаешь природу любви, ты знаешь, как она будет действовать, она уже и так действует.

Вопрос: А как можно сделать такой качественный скачок в своем сознании? Потому что многие люди сейчас реально на негативе, у них какие-то отрицательные комплексы и т.д. И вдруг они услышали это и подумали: «Да, классно! Но у меня там столько проблем, и как мне быть? Какой винтик в себе надо довернуть, чтобы начать жить на позитиве?»

Ю.А. Сразу не получится. Мы очень привыкли жить в обусловленном формате. Любой вид разума, и, в частности, духовный разум приходит в результате тренировки, потихонечку, понемножку. Это практика повторения мантры, потихонечку вводим какие-то ограничения. Есть прямые методы и косвенные. Прямые – это следование определенной практике: духовной практике, молитвенной практике, практике повторения мантры… Самая удивительное – это практика повторения святого имени. Самая «бестолковая» с материально точки зрения деятельность. Ну что там от этой «харекришны» может быть? Ничего такого, материального, казалось бы. Хотя, конечно, все материальные вещи приходят как естественное следствие. Потихоньку, с практикой. Сразу все не получится. Но наш опыт будет расширяться: чем больше мы тренируемся, тем больше наши способности будут увеличиваться.

Вопрос: А Вы же когда-то сказали, что не «когда-то», через какое-то время, а прямо сейчас?

Ю.А. Это прямо сейчас и происходит. Механизм уже запущен. Мы будем постепенно на новые шаблоны поведения.

Вопрос: Вот я, когда говорил, «где-то потом», и имел ввиду, что нужно время, чтобы перестроиться. Прямо сейчас не «щелкнется». То есть сначала нужно обозначить какое-то «светлое будущее», допустим месяц всем счастья желать, а потом оно наступит.

Ю.А. Все происходит потихоньку. Да. Наш опыт духовной жизни он примерно происходит так. В начале это «искорки». То есть жизнь идет своим чередом, и на ее фоне возникают какие-то небольшие искорки чего-то нового. Затем этих искорок становится все больше. Потом они становятся уже не точечными, а занимают какие-то отрезочки во времени. Потихонечку эти отрезочки начинают расширяться, увеличиваться. И в какой-то момент, они заполняют собой все. То есть чем больше мы тренируемся, тем больше наши способности развиваются дальше. Идет саморазвитие.

Вопрос: То есть практическая идея – это попробовать впустить в свою жизнь хотя бы эту маленькую искорку чего-то такого хорошего. Попытаться понять этот мир и придти к нему с любовью.

Ю.А. Да, и всячески культивировать в себе искорки, раздувать их. А они культивируются в хорошем общении.

Вопрос: А в нескольких предложениях, буддхи-йога – что это?

Ю.А. Буддхи-йога – это состояние осознания своего подлинного бытия при помощи духовного разума, который приходит в результате развития естественного чувства любви к Богу.

Так, вопросы в записках были:

Вопрос: Что сделать, чтобы все самое важное в твоей жизни стало хотя бы немного срочным?

Ю.А. Развивать соответствующую привычку. В следующий четверг мы как раз будем говорить об этом. Потихонечку. Мы же развиваемся, вырабатываем в себе новые привычки. Не все сразу.

Вопрос: Как не переборщить в тенденции задавать вопросы «для чего» и «почему»?

Ю.А. Опять-таки с практикой. Нужно задавать умозрительные вопросы, это дело хорошее. Но когда мы поняли «почему», нужно уделять время еще тому, «как». Если у нас будет баланс между практикой и теорией, то будет хорошо.

Вопрос: Можно узнать, что за статья и где ее почитать?

Ю.А. Это статья на английском. Там целая куча ссылок. Можете ее найти в Википедии. «Multiplied intelligence».

Вопрос: Как перестать винить во всем окружающих, или хотя бы просто перестать их обвинять?»

Ю.А. Это не так просто. Реально это сможет произойти только, когда мы действительно начнем понимать: «Эх! Блин! Радха и Кришна! Они такие замечательные!» Вот когда это ощущение придет, нам будет проще перестать винить окружающих. Это с практикой приходит, не так все сразу.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что чувствует Бог, когда мы повторяем его имя?

Ю.А. Шрила Прабхупада говорил, когда мы идем, и слышим, как кто-то зовет: «Вася!», – с локаторы сразу поворачиваются в эту сторону. Это естественная психология. Когда кого-то зовут, он сразу думает: «А что там про меня такого говорят? Интересно!» Поэтому он говорит, что у Господа такая же психология. Что Он, не человек, в конце-концов, елки-палки! J

Я хотел под конец рассказать одну историю. Хотите историю? Давным-давно жил да был один царь, Махарадж. Он был настоящий царем, воином. И у него был премьер-министр. Если царь был воином, то премьер-министр был мудрым человеком с качествами святого. Он был предан господу, и обладал высоким уровнем того самого духовного интеллекта, о котором мы сегодня говорили. Поэтому он все воспринимал философски и частенько говаривал: «Что бы Господь ни делал – все к лучшему!»

Однажды царь тренировал свой кинестетический разум: тренировался с оружием. И как-то так получилось, что он случайно мечом отрубил себе два пальца левой руки. Ему, конечно, рану обработали, но он естественным образом расстроился по этому поводу. Действительно! Приятного мало! Он пришел к своему премьер-министру и пожаловался, что вот надо же какая незадача – отрубил себе два пальца. Премьер-министр ему ответил: «Ваше величество! Что бы Господь ни делал – все к лучшему!»

Царь был приличным человеком, но тут его просто «зашкалило». Он подумал: «Вот! Блин! Нет, чтобы посочувствовать! Уже замучил со своим интроспективным интеллектом, и без всяких проблесков межличностного! Все! Зову стражу! – Стража! Бросьте его в темницу! Пускай сидит и думает там над своей философией». Стража подбежала, и бросила премьер-министра в подвал, а царь продолжал жить дальше.

Через какое-то время рана зажила, и царь отправился на охоту. Потому что царям в те времена было положено охотиться на диких животных: на всяких тигров, медведей, – чтобы тренироваться в воинском искусстве. Обычно он ездил на охоту со своим премьер-министром, но в этот раз он был один, поскольку премьер-министр сидел в тюрьме. Так получилось, что он погнался за каким-то животным, и его свита отстала.

А в этом лесу, как водится, жили разбойники, и у них разбойников был главарь, который все хотел, чтобы у него сын родился, а сын все не рожался. Поэтому они решили провести жертвоприношение богине Кали, с тем, чтобы родился сын. Это были тамогунные разбойники. Посовещавшись, они решили, что это должно быть человеческое жертвоприношение. Это совершенно мрачные вещи, которые не предписываются нигде в священных писаниях. Но так или иначе люди изобретают свои формы поклонения, подстать себе.

Я помню, мы ходили в поход на реку Зунмурин в Бурятии в Саяны. Уже под вечер мы доехали до какой-то точки на автобусе, и нам нужно было, чтобы нас подбросили я не помню уже, к какой-то деревне. Мы договорились с местными жителями, с бурятами, за бутылку водки, и они погрузили нас со всеми нашими каяками и катамаранами в кузов трактора, после чего этот трактор с какой-то дикой скоростью – 30-40 км/час поехал вверх по пересохшему руслу реки. А там валуны камни огромные! Представляете себе русло горной речки?! Причем это были абсолютно пьяные трактористы! У бурятов алкоголь плохо воспринимается. Это чисто национальная вещь, – им чуть-чуть выпить достаточно, и у них все полностью расплывается.

Итак, они ехали по этому пересохшему руслу, причем на перегонки с каким-то другим трактористом. Это был тихий ужас! Мы лежали в кузове этого трактора, и смотрели, как звезды раскачиваются над головой. В какой-то момент, вдруг, все это дело останавливается. Уже темно, горы, луна, и мы видим какое-то дерево, на котором огромное количество веревочек завязано. Высовываем голову из этого кузова. Стоят какие-то огромные сетки с бутылками из-под водки. «Ну, – думаем, – похоже, нас тут сейчас в жертву и принесут!» Потом выяснилось, что буряты на самом деле поклоняются Бурхану и это как раз было местом поклонения, и в рамках этого они действительно поклоняются своей версии богине Кали. Причем что они там только не приносят в жертву! Мясо, рыбу, водку уж точно! Поэтому, такие формы поклонения не авторитетны, но они есть среди людей соответствующей культуры.

Возвращаюсь к нашей истории. Там как раз, наверное, такие пьяные буряты и были на тракторах – разбойники, которые хотели совершить человеческое жертвоприношение богине Кали. И они увидели: «Во! Клиент пошел!» Разбойники быстренько поймали царя: «Во,во! Богиня Кали точно будет довольна, если ей такого славного царя в жертву принести!» Они привезли царя в свое логово. У них там был и свой местный священник из той же «тамогунной» категории.

Когда мы предлагаем Господу что-то на алтаре, мы все моем, украшаем. Они тоже стали мыть царя, массаж ему сделали, – надо же что-то приличное предлагать (Бр-р-р-р!) И пока они так готовили царя к великой чести быть принесенным в жертву богине Кали, они вдруг обнаружили, что у него не хватает двух пальцев. Разбойники подумали: «Во блин! Бракованный экземпляр попался!» Представьте, к вам в гости кто-нибудь приходит, а вы ему что-то надкусанное предлагаете. Неприлично! Это элементарная логика здравого смысла! Поэтому они подумали: «Фу! Такое мы нашей матери Кали предлагать не будем!» – и вышвырнули его.

Тогда царь, вне себя от радости, стал продираться через эти джунгли. Наконец, он выбежал на свет, побежал к своему дворцу и стал кричать: «Выпустите его! Он был прав! Что бы Господь ни делал – все к лучшему!» Ну тут все: «Ваше величество, что случилось?» «Вообще, тут такое чудо! Я спасся из лап смерти, и премьер-министр был прав, выпустите его немедленно!» Стража выпустила из тюрьмы этого премьер-министра, который все это время, совершенно невозмутимый, повторял мантру. Все было то же самое, ничего особенно не поменялось в его жизни.

Царь припал к его стопам: «Прости меня! Я такой глупый, невежественный человек! Я не оценил твои слова! Ты на самом деле великий святой! Действительно, что бы Господь ни делал все к лучшему!»

Премьер-министр просто улыбнулся в ответ. Он абсолютно не возражал против того, что произошло. Царь вдруг стал серьезным и сказал: «Послушай! Ответь мне на такой вопрос. Ну, я могу понять, почему Господь сделал так, что я отрубил себе два пальца. Он на самом деле спас таким образом мне жизнь. Но объясни, пожалуйста, почему Господь упек тебя в темницу!» Тот улыбнулся и ответил: «Ваше величество! Если бы я не сидел в темнице, я поехал бы с Вами на охоту. А у меня все пальцы целые».

Так что, что бы Господь ни делал – все к лучшему!

Комментариев нет: