среда, 9 июня 2010 г.

Вопросы детей и родителей


 Это тема древняя. Тургенев еще писал на эту тему, обсуждал этот вопрос в рамках того времени. Это преемственность поколений и т.д. И иногда мы видим, что эта связь натягивается и разрывается. То есть дети не слушаются, не принимают своих родителей. У них какие-то свои взгляды. И родители – это старшое поколение, они являются представителями прошлого. Они уже стареют, становяться более медлительными. Можно это состояние тела в какой-то степени отнести к невежеству. А дети – являются представителями будущего. Они активные, энергичные, полны новых планов. Это страсть. Что же связывает будущее и прошлое. Как можно их объединить. Связующим звеном является благость. Знание. Если старшее поколение сохраняет знание, тогда это то, что может нас связывать с будущим поколением. 
  И все дело в том, что младшее поколение может, конечно, не слушаться старшее поколение, но когда наступят тяжелые времена, а это бывает у каждого, им неоткуда будет получить помощь. 

  Когда речь идет о воспитании, что мы представляем под этим этим словом? Каков же смысл воспитания? 

  Смысл воспитания. 

Человек по своей судьбе, в результате многочисленных прошлых жизней получает определённый тип характера, и его очень трудно изменить. Это значит, что у него есть определённый набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и
уменьшить проявление других. В целом же изменить характер невозможно, практически невозможно. Характер приходит к нам после многих сотен и тысяч жизней. Нам кажется, что у маленького ребёнка характер непонятно какой или пока его нет, но у него уже есть
характер. Он уже сформирован с самого рождения. Проблема только в том, проявлению каких качеств характера вы будете способствовать, каким нет. Поэтому в ведической культуре считается: чтобы дать ребенку правильное развитие и воспитание, самое главное, что нужно определить, - с каким типом характера родился ребёнок.



  Система развития личности 


1. Тот, кто знаком немного с йогой, знает, что существует 7 чакр, энергетических центров, которые соотносятся с определенными этапами развития человека. Теперь в небольшой таблице я хочу соотнести эти семь энергетических центров с планетами и моральными принципами. В Хита Падеше говорится, что существует 8 видов религиозной деятельности. 4 из них внешние, которые можно имитировать , 4 – внутренние, которые имитировать нельзя. Эту схему мы потом рассмотрим для совместимости мужчины и женщины или для выбора друзей, но сейчас мы посмотрим на нее с точки зрения формирования личности. 

4 вида внешних религ.обязан.   Чакры и планеты        4 вида внутр. религ. обязан.  

  1. Воспевание Святых имен     Юпитер(Сахасрара)       Снисходительность
  2. Совершение аскез                 Сатурн(Агия)                   Терпение
  3. Изучение Вед                         Меркурий(Вишудха)      Правдивость 
  4. Благотворительность           Луна(Анахата)                  Щедрость 

  5. Деловые отношения             Солнце(Манипура)  
   
  6. Веселье внешняя красота    Венера(Свадистана)  
  7. Секс, физическая сила          Марс(Муладхара)


  Пока разум маленького человека не сформировался, пока его природа не определилась, можно обратить внимание на ту сторону, которую он легко воспринимает. Это любовь, забота, отношения (что связано с Луной, сердечной чакрой) и вопросы формирования здоровья ( что связано с Солнцем, чакрой в районе солнечного сплетения). 
  Луна. Сердечная чакра. Это забота о других. На этом этапе можно обратить внимание на развитие щедрости, просто на желание отдавать, заботиться и делиться с другими. Если вы ему покупаете конфету, то купите две, чтобы ребенок еще поделился с кем-то. Вообще, родители сами должны показывать этот пример. Должны приглашать в гости друзей, знакомых, угощать их. Сейчас, похоже, это традиция уходить в небытие. «Самим есть нечего, а тут еще гостей корми», – можем подумать мы. Но рука дающего не оскудеет. На самом деле есть тонкий закон за всем этим. Если мы кормим гостей, то они берут часть наших проблем. Нам и жить легче становится. Это просто обмен энергиями. 

  Вот формула жизни ( особенно семейных людей касается): 
  «Чтобы стать нищим, человек должен утратить разум( разум это способность различать, что хорошо, а что плохо). Чтобы потерять разум, человек должен совершать грехи. Чтобы опуститься до совершения грехов, нужно потерять стыд. Чтобы потерять стыд, нужно стать гордым и надменным. Чтобы взрастить гордость, нужно лишиться добродетели. Чтобы потерять доброе отношение к людям, нужно стать жадным. Поэтому долг всех кормильцев семьи – кормить гостей и помогать нуждающимся и обездоленным людям».
  Смотрите, как много чего хорошего человек несет в дом, а что он выносит из дома? Только мусор. Вот и вся разница. 
  Разрушается принцип заботы, щедрости, милосердия через мясоедение. Почему? Человек нарушает право других на жизнь, на существование. Мой ум всегда будет обеспокоен другими, а значит это постоянная борьба, нервы, депрессии.Таким образом, если мы кормим ребенка такой пищей, то мы постепенно учим его закрывать свое сердце. Со временем это приведет к дальнешим сбоям. 

  Когда разум человек начинает раскрываться, проявляется характер и наклонности человека. Теперь на желание отдать мы можем одеть его индивидуальность или природу человека. Как я хочу помогать? ( Подробнее объясняется в разделе « Воспитание ребенка») Это связано с Меркурием, горловой чакрой. Меркурий это свобода творчества, самовыражение, это наши принципы, логика жизни, материальный разум. Если сердце человека закрыто, то ему сложно будет понять, чем же ему заниматься в жизни. Вопрос: Куда пойти учиться? – будет для него сложным. Если человек не может задействовать свою природу в жизни, тогда неудовлетворенность его будет расти. Очень много людей ходят на работу, которая не соответсвует их психотипу. Что же, скажите, счастье ваше растет?  
  Что происходит дальше? Человек становится на путь обмана. Нужно же показать другим, что я счастлив. И я начинаю заменять это состояние внешними атрибутами, косметикой. Человек все больше и больше начинает обманывать самого себя и других. Меркурий связан с речью. Речь становится лживой, критичной, грубой ( Смотрите Книгу лжи). Разрушается принцип правдивости азартными играми. Это стремление современной молодежи уйти в мир иллюзий, компьютерный мир, мир телевизоров. У нас может быть большая надежда выиграть в русскую лотерею. Однако, это обман. И первый обман состоял в том, что мы обманули свою природу. Стали заниматься чем-то, что нам не нравиться, но возможно, там больше выгоды. 
  Далее это чувство неуверенности, неудовлетворенности накапливается. Однак, счастья то охота каждый день получать. Поэтому чувства начинают выходить из- под контроля, они устремляются к какому-нибудь дешевому счастью, человек начинает принимать интоксикации, устремляется в свои грезы, компьютеры, телевизоры, потому что не может жить настоящим, не может получать счастье здесь и сейчас. От дешевого чувственного удовлетворения, человек становится жестким, грубым, требовательным. На этом уровне разрушается принцип аскетизма. И разрушается он через принятие интоксикаций. 
И дальше человек разрушает чистоту, или верность, преданность. Это главное духовное качество. Он идет против принципа любви. Это означает, что мы начинаем смотреть на других как на тело, мне нужно только тело. И поэтому я мешаю другому человеку развиваться как личность, мешаю проявить себя как личность, которая может любить. В каждой душе заложена эта потенция. Также не принимая судьбу, сражаясь с ней, я разрушаю возможность развивать отношения с Богом. Потому что судьба – это форма проявления отношения Бога к нам. Это, может, и не личные отношения, а через закон. Но, так или иначе. Также если мы отрицаем любовь родителей, то мы не даем также проявить им родительские чувства. Отрицая любовь женщины, мы не даем проявиться в ней женственности, материнству. 




  Природа и наклонности.  
 
  Качества характеров. 

В Ведах говорится, что существуют 4 типа личностей.
Первый тип - это учёные или люди склонные к обучению и изучению. Они стремятся к познанию и хотят давать знание другим людям. Они с детства стремятся к истине, желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят. И испытывают большие трудности, если в голове не укладывается какая-то концепция, которую утверждают родители. То есть, для таких детей самое главное - это понять смысл. Они беспокоятся и неудовлетворены, если чего-то не понимают. Самая главная черта этих людей - честность. Такого человека нельзя купить. Если ребенок не обладает честностью и покупается на что-то, значит, у него другой тип характера.
Второй тип - это люди, склонные к управлению, руководству, кого-то защищать или к установлению правил, законов. Они любой ценой стремятся сделать жизнь справедливой, правильной, часто поддерживают власть, руководят или как-то участвуют в структурах
власти. Самая главная черта характера - это стремление к справедливости и милосердию. Если человек стремится к справедливости, если он считает, что должен заставлять всех делать правильно, и сам старается следовать этому - это значит, он обладает вторым типом характера. У таких людей ярко выражено желание защищать слабых. Они склонны, в зависимости от своей степени интеллектуальности, находиться в разных структурах
руководства, начиная с президента и заканчивая простым постовым милиционером или участковым. То есть, в зависимости от их уровня сознания, они выбирают ту или иную должность. Такие люди также склонны к политической деятельности или обсуждению взаимоотношений в коллективе и т. д. Также они имеют большое чувство долга и
ответственность. Если из этого ребенка мы пытаемся сделать академика, то у него будут большие трудности в жизни.
Третий тип характера у людей, склонных заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью. Главная их черта - щедрость и одновременно желание быть богатым. Также одна из их особенностей - практичность. Есть стремление экономить, делать все практично и заниматься бизнесом. В детском возрасте любят менять одно на другое, что-то коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле, то есть стремление к выгоде.
  Четвёртый тип - это люди, которые любят мастерить и любят делать какую-то конкретную практическую работу. Они хотят все делать своими руками. Часто испытывают большое удовлетворение, если занимаются любимым делом, и у них нет особого желания заниматьсятбизнесом или управлением, нет стремления к глубокому изучению, большим знаниям. Их основное качество характера - это трудолюбие.

  Если мы посмотрим в БГ как Кришна определяет разные Варны, то Он описывает Варны с позиции качеств. Брахманы это качества, кшатрии это качества и т.д. Качества это разум. Он не описывает Варны с точки зрения внешней деятельности. 


  Есть ещё пятый, неведический тип характера. Этот тип характера возникает в результате того, что родители не способны были выявить характер ребёнка при рождении или затем задавили проявление его наклонностей, что ребёнку, конечно, было предопределено по судьбе. В результате позитивные проявления его характера были уничтожены, и такой человек не знает, чем ему заниматься. Он не понимает своих наклонностей и в чём заключается цель его жизни. Эта пятая категория людей считается неудавшимися людьми, и их удел – пытаться найти себя в жизни. Такие люди очень страдают.
Поэтому понять, какой тип характера у ребёнка, это основная задача родителей. Их задача не в том, чтобы научить их высшей математике или отдать в самый престижный колледж и не сделать их богатыми, чтобы они выглядели лучше, чем другие дети. Необходимо выявить самые сильные наклонности ребёнка с детства, дать им максимальное развитие. Таким образом, существует 4 типа характера и пятый тип характера - неудавшийся.


  Занятие по природе. 

 Конечно, мы можем не делать акцент на природе человека и воспитывать всех равно. Потом они подрастут и сами определятся чем им, собственно говоря, в жизни заниматься. Но природы остаются и дети все равно ведут себя в соответствии с этой природой. Поэтому не совсем разумно всех образовывать одинако и предьявлять одинаковые требования ко всем. Если человек по природе брахман, можете ли вы занимать его в соревновании для кшатриев? Нет, он сбежит. Н-р, в армии все брахманы сбежали. Есть поговорка: как одену портупею , все тупею и тупею. Потому что их включают в соревнование с кшатриями. Это природа кшатрия – соревноваться, побеждать. Брахманы не годятся для таких соревнований. 
  С другой стороны, если шудру обучать как брахмана, то он будет двоешником. Вы не должны ругать его. Он по природе такой. Он не интересуется наукой, но у него золотые руки. 
  С 12 лет природа выявляется . Либо тот , либо другой. В соответствии с этим надо обучать детей. Когда мы все уравниваем, то что происходит? 
  Кто-то гордится – успевающие, есть также те, кто кулаками может доказать все – они тоже гордые. Те, кто слабые и не очень умные – подавленные. Поэтому ведическая традиция разделяет людей. Это предназначение школы. 
 
  Еще момент. Мальчики и девочки сидят вместе. Природа мужчины и женщины. Ложное эго как себя проявляет? Усиливается притяжение между двумя полами. Почему ребенок становится независимым? Внутри есть желание общаться с противоположенным полом. Поэтому мальчиков и девочек обучают отдельно. В обычной школе вы не можете пробиться до них . Вожделение беспокоит их умы. Они не могут справиться с ним. На самом деле , это любовь к Богу изначально, но здесь трансформируется. 

  Что объединяет всех нас? Мы хотим действовать, что то делать. И это желание служить. Желание служит живет внутри. Каждый просто выполняет разные функции, но мы плывем на одном корабле. Все мы слуги Бога. Сейчас я служу вам. В семье вы служите семье, иллюзия в том, что мы считаем себя Господами. 

  Пр-р В одной школе собрали класс наиболее одаренных детей. Там трудно говорит, они считают , что все знают. Сначала нужно доказать, что они ничего не понимают, а потом учить их. 
  Чистяков – известный педагог. Суриков, когда пришел в его школу, то уже был известным художником. Он пришел подучиться живописи. Технически. Сурикова невозможно было учить. Он не слушал его. Тогда Чистяков бросил ему вызов. Он смял лист бумаги и попросил написать на нем что-нибудь. Он не справился. После этого он принял авторитет Чистякова. 
  Во Франции плата за обучение выше для тех, кто что-то знает. Так как их нужно переучивать.  





  Разумный подход: система воспитания. 

  Как правило, мы встречаемся в воспитании с природой человека, его личными желаниями и с его стремлением быть в центре внимания, это эгоизм также, стремление не выполнять обязанности. 
  Как это соотнести с гунами природы?

  Природа человека, долг, качества характера - это благость 
  Желания человека - это страсть  
  Желания быть в центре, нежелание что-то делать, сон, иллюзии – это невежество. 



  Теперь естественно возникает вопрос: может ли человек, который находится в гуне страсти, действовать как человек в благости? Может ли он воспитывать в благости? Чтобы воспитывать в благости нужно самому находится в благости. С этим, собственно говоря, и связаны наши неудачи в сфере воспитания и образования детей. 

  Один человек задал вопрос. Как перевоспитать ребенка, если он проявляет жестокость, насилие? 
  Для начала мы должны понять, куда мы хотим его привести. Из пункта А вышел человек в пункт Б. Естественно, что противоположенным качеством жестокости является милосердие. Но чтобы развить в человеке это качество, учитель должен быть в гуне благости. 
  Пример с мальчиком, которого привели к Махатма Ганди, чтобы он отучил мальчика не есть много сладостей. Тот попросил прийти через неделю. 
  Обычно воспитание связано с тем, чтобы поднять человека до гуны страсти. Его пытаются вовлечь в деятельность, в природу. Но в страсти человек устает и куда он пойдет отдыхать. В свое родное невежество. Закрепить в благости его не представляется возможным, потому что сам воспитатель находится в гуне страсти. 


   
  Как работать с этой системой?

  Как нужно работать со страстью? Что делать? Мы видим, что дети просят, родственники просят, что делать? Не исполнить, полностью игнорировать мы не можем. Нужно исполнять. Но мы должны из этой невыгодной сделка извлечь пользу.И в чем разум? Нужно добавить немного благости. 
  Если мы сталкиваемся с желаниями, то желания – это страсть, вожделение. Мы знаем, что если удовлетворить желание, то развивается жадность, а если не удовлетворить желание, то развивается гнев. И то, и другое плохо. Что же делать? Нужно исполнить желания, но у ребенка должен формироваться позитивный ассоциативный ряд. То есть нужно добавлять понемногу благости. Чтобы его страсть не деградировала в невежество, гнев, страдания и т.д. 
  Если он хочет , н-р, играть в компьютер, то какую ассоциацию у него можно сформировать? Чтобы играть в компьютер, нужно сделать что-то позитивное для других. Н-р, ведро вынести. Надо дать ему подумать. 

  Общение нужно строить на гуне благости. Это означает на природе человека. Можно строить отношения на страсти, то есть на выгоде, на оценке плодов. Если хорошо сделал, то хорошо, если плохо, то плохо. Можно строить отношения на невежестве, то есть на недостатках. Ты дурак. 

  Ребенок, в основном, находится в гуне невежества. Его нужно образовывать, воспитывать. Поэтому он может утаскивать нас в гуны природы. Мы можем гневаться, волноваться, скорбеть, привязываться и т.д. Если мы строим отношения на его природе, тогда мы можем оставаться в благости, контактируя с его благостной частью. 
  Если ему нравиться музыка, то мы может строить с ним отношения через музыку и т.д. 

  Пр- р Параматма на Камчатке. Рассказывает, что он выявил, какие у сына больше способности проявлены и в соответствии с этим корректирует его обучение. У него есть склонность к математике, поэтому он требует, чтобы математику хорошо учил, а остальные предметы, как получается. Но, интересно, что и по другим предметам, он стал лучше успевать. Когда человеку нравиться , что то делать, то у него развивается крия шакти, творческая энергия. 

  Третий момент. Богатый человек в Казахстане построил школу для дочери, но вот беда, учителей не может подходящих найти. Также построил больницу, но нет квалифицированных врачей. Проблема в кадрах оказалась. Сложно найти квалифицированных личностей. Что же такое личность? Мои желания – это и есть желания личности или что-то другое? 

  Личностный подход

  Если развивается страсть, то мы видим, что сложно совладать со своими чувствами, а что уж тогда говорить о том, чтобы совладать с чувствами жены и детей? В страсти развиваются бесконечные желания, говорится. Можно подумать, что из этих бесконечных желаний и состоит наша личность. Нужно все эти желания исполнять. Нет, совсем не обязательно. Нужно знать потребности личности. Если развивается благость, то мы становимся личностями и можем личностно подходить к другим. В благости мы понимаем структуру личности и какие потребности, собственно говоря, соответствуют природе личности. В этом случае, мы можем помочь другим членам семьи контролировать свои чувства. Не так, что мы должны потакать всем желаниям своих подопечных. Говорится, что желания все невозможно удовлетворить. Бесполезно. Огонь желаний бесконечен. Поэтому мы должны знать насущные потребности человека, насущные потребности личности и обеспечивать эти потребности. 
  В детстве, когда я говорил матери, что хочу то или другое, она мне говорила, что ты хорош и без этого. Ты хорош без всех этих излишеств. Они тебя только портят. 

  Личность  

  Это 1)духовные потребности, 
         2) эмоциональные,
         3)интеллектуальные,
        4) физические  

  Как мы можем помочь? Что мы можем дать? Мы можем организовать еду – прасад, сон - вовремя спать, оборону – деньги и жилье. Это для тела. Для ума можем дать хорошее общение. Если сами такое получаем. Можно почитать что-то вместе для разума. И духовные программы - пища для души. Вот это разум или благость: знать настоящие потребности личности. 


  Качество или ограничение.  

  Чтобы определить, раскрыть природу, нужно, чтобы он эти качества для других применял, то есть чтобы раскрывался лунный принцип – желание отдавать другому, иначе он будет использовать свой разум для новых ухищрений, для того, чтобы творить новое невежество. Но чтобы человек мог отдавать, нужно чтобы он умел контролировать чувства. Если чувства буйные, не под контролем, то чем же я могу поделиться?
  Например, он просит машинку. Зачем? Если самому ездить, то это одно, но если больных возить, то это другое. Надо , чтобы эти желания были связаны с помощью другим. 

  Смотрел дети индиго. Учителя говорят, что, похоже, нужно менять подходы в образовании. 

  Это важный момент, о котором стоит упомянуть. Один из важных моментов образования – это контроль чувств. Называется госвами – тот, кто контролирует свои чувства. Брахмачари, ученики учились контролировать чувства. Не самостоятельно, но под контролем старших. В 20 -25 лет человек уже взрослеет и в идеале должен сам контролировать чувства. Позиция госвами начинается уже буквально с детства. Нам говорят: что плохо – что хорошо и т.д. Что же происходит дальше? Воспитание означает, что человек приобретает вкус к хорошему , отвращение к плохому. Если вы развили вкус к хорошему, то вы образованы. Образование закончено. Если при всем академическом образованию у человека остается вкус к плохому, он не получил образование. Что сейчас и происходит. Люди имеющий титул годаса получают академическое образование. Сочетается ученость и не способность контролировать чувста. Прабхупада объясняет, что это несет зло и гибель миру. Нельзя сочетать образование и пороки. Если человек порочный, то образование не получает. Н-р, если ученик не даст обеты духовному учителю, то он не получит посвящение, он не сможет находится под обучением духовного учителя. Сначала он дает обеты, а потом начинает обучение под руководством духовного учителя. Если ученик не собирается давать обеты, у него нет вкуса к выполнению принципов чистоты и общения с Богом, то он не может получить духовное образование. 
  Либо чувственное наслаждение, либо знание. Если мы получаем высшее образование и связываем это с нашими пороками, то становится еще опасней наше невежество. Культивированное невежество, которое вводит в заблуждение массу людей. 
  Одна преданная спросила: Почему преданные узнав о законе кармы, лишаются чувства сострадание. Так в Ведах и говорится, что человек, не имеющий качеств брахмана, не может получить духовное знание. Он им злоупотребит. Это была ужасная культура. Она принесла полное разрушение всему миру. Вот она так трансформировалась, попала в руки нецивилизованных людей. Знание начинает использоваться для разрушения. Прабхупада пишет, что ученые обладают большими знаниями, но для чего они их используют? Чтобы создавать оружие для разрушения. 

  Сочетание знания и пороков - очень опасное сочетание. И чувства можно контролировать с помощью разума, в котором находятся качества. 
  Смотрите: 
  Милосердие - разрушается мясоедением 
  Правдивость – азартными играми 
  Аскетизм - интоксикациями 
  Чистота - незаконными отношениями с противоположенным полом. 

  Родители могут попытаться оградить ребенка от плохого влияния, от общения с бандитами, наркоманами и т.д. Но всегда ли это получиться? Мама дома ограничивает ребенка в употребление мясной пищи, но он идет к бабушке и там наедается. То есть не всегда мы сможем оградить ребенка во всех обстоятельствах. Что же делать? Нужно привить качество милосердия. Это будет внутренним стержнем молодого человека для того, чтобы контролировать свои чувства. Также и остальные качества. 

   
Что делать с невежеством? 

  Невежество - это наши долги. Когда мы не выполняли обязанности, сейчас кто-то другой это не делает. Если мы будем обращать внимание на недостатки, сможем мы помочь людям избавиться от этих недостатков или нет?
  Если мы постоянно говорим: «Ты плохо учишся». Будет он лучше учиться? Невежество можно уничтожить с помощью знания. Также как тень уходить, когда встает солнце. Если мы пытаемся уничтожить тень с помощью тени: то есть споров, насилия, упреков и нареканий, - то тьма только увеличится. 
  Как можно работать с невежеством? С помощью страсти? Нужно заинтересовать человека, предложить ему выгодную сделку, задействовать природу человека. В главе «Карма йога» Кришна учить задействовать невежество. Что такое невежество? Это материя и наша эгоистическая природа, наша обусловленность. Поэтому чтобы очищаться от невежества, он учит предлагать пищу, плоды труда Богу, а также задействовать свою природу в служение Ему и в служении обществу. Если плоды, которые я получаю, я использую только в служении себе, тогда мое невежество только увеиличивается. Потому что материя, плоды – это невежество. Чем больше я соприкасаюсь с материей, тем больше мое сознание погружается в невежество. 

                  Уважай природу каждого. 
  Еще один момент. В ведические времена дети, как правило, продолжали дело своих родителей. Поэтому те могли получать навыки с самого детства. Я встречал много таких примеров в Индии. Но сейчас не всегда так. Поэтому нужно уважать природу молодых людей. Если мы брахманы, а он рабочий. Не нужно применять для него стандарт брахмана. Нужно дать возможность ему тоже существовать. 

  Другой пример. Чайтанья Чандра Чаран  пр. рассказал историю про мальчика.

  Есть одна печальная история с одним парнем. Я ее наблюдал в течение многих лет. Наши соседи по коммунальной квартире имели двух детей. И история про старшего сына. Он был хороший парень, золотые руки. Но одна проблема с ним. Учительница пришла из школы. Он не хочет учиться, ленивый, сделайте что-то, заставьте. Тогда была программа: учится , учится и учится. И вот эта программа была направлена на этого парня. Вот , ты должен учится. Заставляли. Ты должен учится, иначе будешь всю жизнь траншеи рыть, баранку крутить. И парень, поскольку он ребенок и разумом он зависим от родителей, когда они начинали гневаться, то он чувствовал вину автоматически. Он не понимает, в чем они виноват, но вину он постоянно чувствовал. И он ходил постоянно с чувством вины. И поскольку все это было для него неестественно, то он потерял радость, потерял интерес к учебе. В конце концов, он сказал: Да, буду крутить и буду рыть. – Я из тебя эту дурь выколочу. Мать взяла ремень. Мы думали: Какой парень, не слушает родителей. Сейчас я думаю по-другому. Они стали на него больше давить. И он сделал невероятную вещь по тем временам. Он напился. Его сразу исключили из школы. И вот он уже точно баранку крутить. Ему дали какую-то развалину. Он под ней лежал полдня, детали смазывал. Заводил потом. 
  И все смеялись над ним. Вот, не учился, теперь баранку крутишь. Он улыбался, приходил всегда грязный, в мазуте, но довольный. Работу он любил. Мыл руки с удовольствием. Родители были не довольны. Они говорили, что мы тебя заставим. Тебя нужно женить. Нашли ему невесту. Хорошая девчонка была, помню. Она тоже хотела сделать из него человека. При второй встрече он ее просто избил. Отец подумал: Ну, и сын же у меня. Привязал его к батарее. Но парень зарплату принес домой, отдал родителям. Но родители: Нет, это ерунда твоя работа. Ты должен учится. 
  Он порвал веревку однажды и выпрыгнул со второго этажа. Вывихнул ногу, на одной ноге куда-то ускакал, и его неделю не было. Итак, эти эксцессы продолжались с отцом, это были истерики, мать в слезах, сын злой растет.  
  Потом мы получили отдельную квартиру, переехали. Прошло много лет, я уже вырос, заканчивал школу. И по каким-то странным обстоятельствам они переехали в квартиру этажом ниже. Так что история продолжается. 
  Это был парень не молодой. Спокойный , уравновешенный, глубоко ненавидящий своих родителей. Дома практически не бывал. Он приходил рано, когда отца не было. Звонил к матери и спокойно говорил: Дай деньги. Он не работал. Где-то шлялся по подвалам с какими то друзьями. Он вставал на пороге и говорил: Дай денег. - Нет денег. Он доставал из кармана бритву и подставлял к лицу матери спокойно. Она бежала к нам, я один дома был. Через некоторое время , когда уже была зима, пришел отец.  
  - Можно позвонить? 
  - Конечно, можно. 
 Он долго звонил. Он звонил в морги и больницы. Где-то сказали, что есть такой. Он был в морге. 
  Это называется привязанность, чувство собственности, но не любовь. Это разные вещи. Таким образом, нужно быть внимательным, чтобы понять гунны, качества человеческие. И действовать согласно этим гуннам. Тогда беспокойств в обществе не будет. И это возможно только тогда , когда в обществе нет зависти. Поэтому что необходимо?


  В науке отношений важно развить 4 качества. 

  4 качества нужно всего развить: смирение, терпение, почтение, не ожидать почтение в свой адрес. Как вы думаете смирение – это активное качество или пассивное?

  Для семейного человека нужно качество терпение. Как вы думаете, это активное качество или пассивное? И что нужно приходится терпеть? Недостатки других. Что же делать, если человек не хочет делать? Поблагодарить Бога, и сделать самому, а потом предложить это Богу. Потому что человек сам не знает, как можно задействовать свое невежество в служении Богу. Это невежество придавило его, эта жадность, лень, и что с этим делать, он сам не знает. Поэтому мы можем помочь человеку, сохранив при этом уважение к нему, и предоставив человеку свободу. 


    Важный момент образования: научить ребенка плоды связывать с Богом.

  Шримад Бхагаватам 1. 5.22 Наставления Нарады. 

 Шрила Прабхупада в комментарии говорит немного о других вещах, чем говорится в самом стихе. Стих расчитан на ведического человека, который совершает аскезы, жертвоприношения, изучают Веды. Это не стандарт современного человека. Мало, кто из современных людей следует этим вещам. Поэтому Шрила Прабхупада говорит об искусстве, физике, химии, экономике. Это то, что интересеует современного человека. Прабхупада делает одно интересное утверждение. Интеллект дан человеку, чтобы он углублял свои познания в экономике, искусстве, философии, науке, физике, химии и т.д. Вопрос: кто углубляет свои познания в химии, физике, искусстве и т.д ? Но Прабхупада говорит, что интеллект дан именно для этого. Конечно, человека, который поднялся до гуны благости, могут интересовать больше аскезы, изучение Вед, благотворительность и т.д. Но на самом деле, углублять свое понимание можно и при помощи этих вещей. В БГ говорится , что иные достигли совершенства благодаря тапасьи, другие благодаря раздаче милостыни, третьи – еще как-то . Просто современные ученые изучают мир при помощи приборов: телескопов и микроскопов, - а в ведические времена те же самые вещи познавали с помощью медитации, изучения писаний и т.д. 

  Дальше Прабхупада говорит, что углубляя эти знания, человеческое общество может достичь совершенства жизни. Кто так думает, что изучая химию можно достичь совершенства жизни? Когда мы учились в школе, то думали, когда же эта химия закончиться, или эта физика, сколько можно? Или вы читали какие-нибудь философии. Когда философ что-нибудь думает, он в меланхолии, и после его философии только грустно становится. Потом он еще что-то дописывает и еще хуже становится. Аж жить тошно после такой философии. 

  И далее Прабхупада делает основополагающее утверждение. Что если вся эта наука используется для чувственного наслаждения, то это только увеличивает наши страдания. Мы изучаем химию и начинаем ее ненавидеть. Изучаем физику и бомбочку для учителя делаем. Или еще что-нибудь. Если мы изучаем эти науки для Кришны, тогда результатом обучения будет увеличение радости. Кому нибудь приходила мысль, что я вот сейчас изучу астрологию, и буду деньги на этом зарабатывать. Или психологию и буду деньги гребсти лопатой. От этого счастье увеличиваться не будет. Человеку внутри только хуже становится, такое знание начинает его разрушать. 

  Недавно слушал песню, когда в ад попали грешник и писатель. У грешника огонь стал уменьшаться со временем, а у писателя только увеличиваться. Почему? Потому что его книги читают другие и их похоть только увеличивается.  

  На самом деле, если знания используется для доказательства существования Бога, то наслаждение только увеличивается. Потому что с энергией чит – знания находится энергия ананды – наслаждения. Если мы углубляем знание и приходит страдания, то это не верное применение знания. 
  Пр-р У Нимая была школа санскритской грамматики. Но все его обучение сводилось потом к именам Кришны. Он всю грамматику через это рассматривал. 

  Или когда попадаешь в культуру, то вы забываете, что вы русский. Забываете про менталитет, обусловленность, комплексы. Потому что все действуют правильно и счастье увеличивается. 

  Мы обсуждали с Нанда Кумаром, что индусы актерам не хлопают. Они понимают, что они это делают для удовлетворения Господа, но если они доставили вам какое-то наслаждение, то они подходят потом и дают дакшину. 


  Прабхупада пишет в комментарии, что все атрибуты материального мира – это экспансии Господа. Подумаем над этой фразой. Когда мы что-то делаем, то можно сказать,что это наша экспансия. Теперь как вы думаете, в каком настроении находится Господь, когда творит что-то? В блаженстве. То есть он творит в блаженстве. Поэтому все , что он делает пропитано энергие блаженства. 
  Как, например, мы готовим, и это сознание пропитывает пищу. Если мы готовим в радости, то и пища такая. Если мы скорбим, печалимся, то пища пропитывается теми же эмоциями. Поэтому творить нужно от радости, а не от горя. 
  Итак, поскольку Господь творит в блаженстве, то все элементы пропитыны энергией блаженства. 
  И представьте, если вы изучаете науку и это увеличивает блаженство, то будете вы вдохновлены изучать еще больше эту химию или физику. Дети не хотят учится, потому что это знание приносит им только внутреннюю неудовлетворенность. 

  От каждого направления науки можно получить радость. Прабхупада говорит об этом во второй части комментария. 
  Нрисимха Махарадж использовал такой термин как хай тек мриданга. Компьютер это мриданга, с помощью которого он может распространять знание. 


  Также мы думаем, что наша профессия не связана с Богом. Поэтому мы до конца жизни можем оставаться несчастными. Они говорят, что ходим на работу как на каторгу. Представьте себе, вы 30 лет ходите на каторгу, хотя вас никто не сажал. И все это потому что женились. Так подписали себе приговор. 
  Как проявляется Господь в профессии? Какт талант, как творчество, как радость, как желание принести благо и т.д. 

  В конце Прабхупада пишет, что научное знание, применяемое в служении Господу, фактически является хари киртаной. То есть если вы математическими формулами доказываете существование Бога , то это хари киртана. 







Комментариев нет: