среда, 24 апреля 2013 г.

Бхагавад гита 2.8 Скорбь


   


 Мы читали, что с течением  времени человечество утрачивает религиозные качества.  В Сатья-югу люди рождались с 4 качествами, потом, по мере приближения к концу Сатья-юги, они утрачивали качество аскетизма. В Трета-югу – качество чистоты, в Двапара-югу – качество милосердия, в Кали-югу – качество правдивости. И аскетизм мы разрушаем через интоксикации, чистоту – через незаконные половые отношения, милосердие – через мясоедение, правдивость – через азартные игры. Таким образом, к Кали-юге мы свои качества пропили, прогуляли, проели,  и сейчас проигрываем последнее качество правдивости через компьютерные игры и т.д.  И если качества человека ослабли на ¾, то это означает, что мало саттвы, и много беспокойств и страданий.
  Как в данном случае, мы видим, что Арджуна проявляет скорбь.  И поскольку таких сложных моментов к человеку приходит много, то необходимо подумать о том, как использовать такой ценный материал (аж 75-80 процентов) для того, чтобы развивать свое Сознание Кришны.  Здесь говориться, что такое возможно, если человек обратится к истинному духовному учителю.

   Арджуна сформулировал суть проблемы. На основе своего опыта он не может понять, что делать с состоянием отчаяния. Несмотря на множество познаний в разных сферах, это никак не помогает преданному решить внутренние проблемы. Скорбь так иссушила чувства преданного, что он совсем не может наслаждаться: ни духовной жизнью, ни материальной. Позитивно в этой ситуации то, что человек видит, что происходит в сознании (даже если там все грустно). Но, тем не менее, вопрос не решен и остается открытым!
В стихе приводится 3 вида самых острых наслаждений:
1) Асапатнам — отсутствие соперников. Состояние, когда нет зависти, конкуренции, споров и борьбы. Человек пребывает в состоянии безопасности и это приносит большое удовольствие.
2) Риддхам — несметные богатства. Состояние сознания, когда не нужно прилагать усилия для поддержания себя и окружающих. Это наслаждение более остро, чем предыдущее.
3) Адхипатйам — власть над собой, людьми или природой. Еще более сильное и интенсивное наслаждение. Все желания человека реализуются в мире.
Бессилие преданного дошло до такого состояния, что ни одно из вышеперечисленных наслаждений (в той или иной степени) не приносит счастья.
Существует много теорий про трудности в духовной жизни. Часто трудности причисляют к стадии веры — анартха-нивритти, но это заблуждение. Если опираться на «Бхагавад-гиту», то эти трудности не связанны укреплением веры, — они связанны с банальным невежеством. Такие трудности переживает Арджуна во 2 главе, а процесс анартха-нивритти проходит явно в последних 6 главах.
Чтобы преодолеть бессилие, нужно занять положение ученика. Когда такое положение достигнуто внутри, то способ, которым Кришна сообщит нам о дальнейшем плане действий — формальность. Вопрос в том, чтобы перестать надеяться на себя и положиться на Кришну, а для этого нужно немало веры и благочестия. И те, кто найдут в себе силы и искренность взглянуть правде жизни в лицо, несомненно обретут во много крат большее!

  Когда мы повторяем мантру и нам хочется спать, то что это такое?  Это называется невнимательностью. Когда мы невнимательны, то в этот момент для нас Верховного Господа не существует. Имя для нас становится просто алфавитным повторением. И если для нас Господа не существует, то и мы для Господа тоже перестаем существовать. Поэтому мы погружаемся в состояние  «несуществования».
    Как-то мы проводили класс по «Шримад-Бхагаватам» для апельсинов и памелы, которые лежали у нас на столе.  У нас было 4 апельсина и одна памела. Я представил их в виде слушателей.  Мы подумали, что если каждый из апельсинов будет предлагать свою четверть преданности памеле, то сама памела будет удовлетворена на 4 четверти, и в ответ она будет отвечать для каждого на четыре четверти. В этом смысл санкиртаны: когда мы воспеваем вместе, то наш духовный прогресс умножается на количество слушающих и воспевающих. 

Комментариев нет: