А л ь б е р т Э й н ш т е й н
Эйнштейн изрек этот афоризм, но не указал путь, как возвысить сознание до такого уровня, когда человеку откроется закулисная сторона реальности и он увидит не просто мир случайностей, в котором каждый может делать все, что захочет, а мир строгих закономерностей со всеми причинами и следствиями.Развитие современной цивилизации наряду со множеством материальных удобств также породило и множество проблем. Возникает естественный вопрос: почему научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом духовным? Стремительная духовная деградация человека - очевидный факт. Подтверждают его статистические данные роста преступности, наркомании, алкоголизма, разводов, общее падение нравов, выражающееся в массовой коррупции, вырождении культуры, национализме, опасности применения оружия массового уничтожения и т.д. Внутренняя деградация человека распространяется не только на человеческое общество, но и на окружающую среду. Следствием этого являются многие экономические и экологические проблемы, а они, в свою очередь, отражаются на физическом и психическом состоянии человека. Этот кризис - не случайность, а закономерное последствие материалистического мировоззрения. Стремясь удовлетворить свои постоянно растущие материальные потребности, человек пытается развивать науку и технику, но потом сам оказывается заложником быстро иссякающих источников энергии, которой питается урбанизированная и искусственная современная цивилизация. Где же выход из замкнутого круга? При попытках разрешить насущные проблемы жизни, человек имеет дело с трудностями в их конечной стадии и не видит реальных причин, породивших проблему. Пытаясь ликвидировать следствие, не ликвидировав причины, мы, в лучшем случае, переводим проблему из острой стадии в хроническую. Это напоминает тонущую лодку, из которой люди пытаются вычерпать воду, не заделав пробоины. Вода продолжает поступать и тонущие пассажиры устают все больше и больше, а проблемы поступают через эту брешь без конца. Вместо того, чтобы решать одну главную проблему, люди предпочитают решать миллион других, которые являются следствием одной глобальной проблемы.Получается, что при всей нашей образованности в мелочах, нам катастрофически не хватает знаний о фундаментальных законах бытия. У людей нет целостной картины мира.Мы привыкли думать, что мы - одни во вселенной, что жизнь зародилась случайно, что для объяснения жизни достаточно понимания законов физики и химии. Но людям не хватает знания о второй половине схемы - о духовной реальности. Ортодоксальная наука заканчивается там, где заканчивается материя, но, согласно Ведам, там начинается более тонкая и важная сторона реальности, скрытая от глаз духовно неразвитых людей.Сама реальность едина и неделима, но наука изучает ее материальную сторону, а религия - духовную. Т.к духовное тоньше, путь познания этой сферы лежит через очищение сознания, а не через грубую эмпирику. Однако это не повод относить религию к субъективному методу.Мы надеемся, что ученые мужи найдут какой-то выход, но забываем о важном ресурсе - древней мудрости человечества. К чему изобретать велосипед? Мы знаем, что все новое - это просто хорошо забытое старое. Михаил Жванецкий как-то сказал: "Что толку вперед смотреть, когда весь опыт сзади?" В своих публикациях мы попробуем применить альтернативный подход к анализу проблем современной цивилизации на основе древней мудрости Вед. Мы не будем говорить об "индийской религии". Мы будем говорить о знании - универсальном для всех. В конце концов, математика взята из Вед. Так называемые "арабские цифры" взяты арабами из Вед, а нами - у арабов. Веды описывают тонкие технологии, основанные на применении ядерной энергии направленного действия, межпланетные контакты как повседневную реальность, парапсихические способности человека как норму, а не как аномалию. Само слово Веда не такое уж иностранное на слух. Прислушайтесь - товаро-ведение, собако-ведение, право-ведение. То есть ведение (Веда) - это просто знание. Вообще, санскрит (язык, на котором записаны Веды) удивительно похож на русский по грамматике, фонетике и лексике.Веды выделяют четыре группы законов, которые лежат в основе реальности:1. Законы неорганического мира.2. Законы органического мира.3. Законы общественного развития.4. Трансцендентные законы (взаимодействие духа и материи, Карма, реинкарнация).Трансцендентные законы неизвестны науке, но именно они являются фундаментальными. Они помогают понять то, что обычно является загадкой для человека. Почему с хорошими людьми происходят плохие вещи? Почему отпетый негодяй процветает, а честный трудяга страдает? Это становится очевидным под более сильной линзой духовных законов, так как они помогают увидеть человека не только как тело, живущее от колыбели до могилы, а как душу в перспективе ее многих воплощений со всеми реакциями и опытом прошлого. Понимание реинкарнации, например, делает людей более ответственными, чем концепция «одноразовой жизни», после которой хоть трава не расти. Как же можно изменить жизнь к лучшему, не зная до конца уже существующих законов? Косметический ремонт не поможет в решении наших проблем, так как ошибка современной модели развития кроется в фундаменте - в самом мировоззрении.По Ведам, в основе бытия лежат пять основных категорий: БОГ, ДУША, МАТЕРИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВРЕМЯ. Из них современному человеку знакомы последние три, которые связаны с его непосредственным опытом. Бог и душа - понятия абстрактные для большинства людей. Но именно они являются краеугольными, и без глубокого их понимания нет целостной картины мира, и жизнь превращается в сложную задачу с двумя главными неизвестными.Кто-то из вас может в недоумении задать вопрос: "Зачем нам - деловым людям - вдаваться в тонкости духовной философии, когда мы имеем дело с весьма прозаическими мирскими делами - управлением, деньгами, кадрами и т.д.?" Дело в том, что в мире все очень тесно взаимосвязано. Возьмите, например, тело. Мы что-то знаем о его физиологических функциях, но часто ли мы задумываемся о том, что все эти функции работают только при наличии сознания в теле? Как только душа - источник сознания покидает тело, все остальные функции останавливаются. (О том, что сознание не является продуктом мозга, мы будем подробнее говорить в следующей публикации). Другой пример - когда отключают электричество, бесполезно нажимать на кнопки магнитофона. Все системы на месте, но нет животворящей энергии. По этой же аналогии – когда духовное знание и культура исчезают из общественного организма, социум разрушается. С одной стороны, мы изобретаем все новые техноло- гические игрушки и называем это прогрессом, с другой стороны, загордившись своими достижениями, мы разрываем свои отношения с высшим источником всех энергий (Богом) и так сами загоняем себя в энергетический кризис, при котором наши игрушки не будут работать. Так замыкается круг. Мы сами себе перекрываем кислород. Как все лампочки наших квартир соединены в единую сеть, питающуюся от ТЭЦ, так и солнца бесконечных вселенных берут свою энергию от Бога.Поэтому мы не можем рассматривать одну сферу деятельности (например, бизнес) без ее связи с другими сферами. Наступает новая эпоха интегрального мышления и это требует от руководителей более глубокого знания механизмов бытия. Невозможно больше заботиться о благополучии лишь одного своего гнезда, когда падает все дерево. Нужно думать о том, как укреплять корни.Мы формально отделили религию от государства как общественный институт, но куда мы денемся от объективных духовных законов, которые продолжают действовать независимо от нашего невежества? В строгом смысле убрать религию (как высшие законы) из жизни - это то же самое, что изъять душу из тела или погасить солнце. Результат будет легко предсказуем, ибо тело энергетически зависимо от души, а земля - от солнца. «Законы Ньютона» действовали и до Ньютона, но лишь с момента их открытия и осознания люди стали ими активно практически пользоваться. Подобно этому, духовные законы уже существуют и действуют независимо от нашей веры. Они записаны в Ведах, но их необходимо практически осознать в своей жизни. Кто же является гарантом неизменных законов в изменчивом мире? Ведь где есть закон - там законодатель. Наука открывает законы, религия - законодателя.По Ведам - Бог - это корень бытия, а весь мир - это древо. Чтобы древо развивалось и давало желанные плоды, надо поливать корень. То есть в мире должны быть службы, обеспечивающие людям связь с корнем (источником питания). Традиционно эту функцию выполняла религия, но она деградировала, выродилась в ритуал и ассоциируется у многих культурных людей с фундаментализмом, фанатизмом и т. д. Люди потеряли понимание практической полезности духовного знания и обращаются к Богу лишь в беде, когда жизнь не оставляет другой альтернативы. Между тем, Веды утверждают, что Бог и есть та самая «розетка», от которой питается все остальное и потому ведические технологии были основаны именно на постоянном энергетическом контакте с духовной реальностью. И несмотря на падение авторитета религии как общественного института, сама суть духовного знания и прикладная духовная технология выжили и канал связи с высшим источником по-прежнему работает. Активизация этой связи не требует инвестиций и прочих сложностей.Итак, Веды меняют нашу систему ценностей. Нас всех учили, что базисом общественного развития является экономика (Группы А и Б), а надстройкой являются различные формы общественного сознания: право, культура, религия и т. д. И поэтому, когда собираются серьезные деловые люди, они в основном обсуждают экономические вопросы. Мало кто понимает, что все проблемы во внешних сферах жизни вызваны внутренним духовным кризисом человека, его разрывом своих отношений с Богом. Но Веды, утверждая первичность духа, рисуют совсем другую схему жизни. Эта схема называется "Пурушартха" - очередность задач человеческой жизни. Она выглядит так:Из этой последовательности видно, что экономическое процветание (Артха), без которого немыслимо наслаждение (кама) упираются в религиозность и благочестие. Под этими понятиями кроются духовные практики, обеспечивающие человеку контакт с Богом, а также следование традиционным заповедям - Не убий, Не укради, Не лги, Не прелюбодействуй и т. д. То есть эти вещи относятся к следованию законам четвертой группы (см. выше). Если, например, вы решили позвонить самому богатому промышленнику Индии мистеру Бирле в 7 утра, вам вежливо ответят, что мистер Бирла сейчас совершает пуджу - поклонение домашнему алтарю. И это не просто дань традиции - это глубокое понимание того, что лошадь должна бежать впереди телеги, а не наоборот. То есть если человек понимает, что дух первичен, а материя вторична, он соответствующим образом расставит приоритеты. Даже такая деталь, как надпись на долларе "In God we Trust" (На Бога уповаем), уже является хотя бы формальным признанием своей энергетической зависимости от Бога. Кстати, это один из факторов, повлиявших на международную популярность вышеупомянутой валюты. Конечно, одного формального признания авторитета Бога мало, ведь "Как тело без духа мертво - так и вера без дела мертва". Тем не менее все начинается с формирования мировоззрения, а потом переходит в практическую плоскость. Кстати, все это не просто идеологические вопросы, ибо у каждой философии есть свои моральные последствия.Последствием материалистической модели сейчас является то, что, несмотря на рост некоторых показателей в сфере технологии или экономики, кривая нравственного развития явно идет вниз, так как люди развивают экономику не на основе духовных законов, а вопреки им. Какое-то время этот разрыв между экономическим прогрессом и духовной деградацией может сохраняться, но вряд ли это можно назвать гармоничным развитием общества. Дело в том, что, согласно Ведам, карма, как одна из форм энергии, может накапливаться и даже, когда человек перестает совершать позитивные или негативные поступки, по инерции его еще догоняют реакции из прошлого, подобно тому, как вентилятор продолжает какое-то время вращаться даже после выключения. Но когда старый запас благочестия, который питает нынешний экономический рост, исчерпывается и не пополняется новым, кривая экономического роста тоже идет вниз и тогда наступает полный кризис общества. Если такая модель развития сохранится - печальное будущее нетрудно предсказать, так как это модель со встроенным вирусом саморазрушения. Это образ самоубийцы, который пилит сук, на котором сидит. Так погибла уже ни одна цивилизация на этой земле. Культуры, построенные на атеизме, не могут долго процветать. (Пример - наша страна с ее пролетарской культурой). Ф. Бэкон сказал: «Атеизм - это тонкий лед, по которому один человек может и пройдет, а целый народ рухнет в бездну.» В противовес этому духовная модель развития (религиозность - процветание - наслаждение - освобождение) гарантирует одновременно и духовное и экономическое развитие. Итак, это вопрос выживания на планете.Современная Индия, к сожалению, давно уже не является образцом ведического пути развития, ибо, зная эти законы, игнорирует их и потому страдает больше других. Однако духовные принципы, лежащие в основе всякого развития, действуют и не подвластны влиянию времени. Примеры: евангелизация Южной Кореи и бурный экономический рост и наоборот - тотальный атеизм Северной Кореи и полный экономический развал.
Враджендра Кумар Дас
Комментариев нет:
Отправить комментарий