"Хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.Знай же, что деятельность бывает трех видов - приносящая добрые материальные плоды (карма),приносящая дурные материальные плоды (викарма) и приносящая духовные плоды (акарма)"(Бхагавад-гита, 4.17).
В прошлой статье речь шла о высшей деятельности, связывающей нас с Высшей личностью - Богом. Основополагающий принцип этой деятельности изложен в "Бхагавад-гите" (9.27-28): "Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни предлагал или отдавал и через какие бы испытания ни проходил, делай это как подношение Мне (Богу). Так ты освободишься от последствий деятельности и придешь ко Мне". В этот раз мы глубже проанализируем природу деятельности кармы на основе древней мудрости Вед.Термин "карма" стал очень популярным сейчас, и многие известные мыслители и врачеватели довольно свободно пользуются этим понятием, не имея должного образования. Но раз уж термин карма взят из Вед, значит и толкование он должен иметь ведическое, а не спекулятивное.Изначально слово карма означает просто деятельность и происходит от санскритского корня крия - творить. Отсюда происходят слова креативный - творческий, creation - творение (англ). Таково первое значение этого слова. Но поскольку всякая деятельность приносит последствия, термин карма также означает реакции или последствия деятельности.Способность действовать или энергия деятельности-кармы исходит из души - носителя сознания, и поэтому изначальная деятельность духовна по своей природе, а ее цель - любовный творческий обмен с Высшей Душой - Богом. Когда душа, обладая частичной независимостью, принимает решение стать независимой от Бога, она приходит в материальный мир, где Бог не проявлен очевидно. В этой инородной среде душа покрывается соответствующим скафандром - материальным телом, и теперь энергия души начинает расходоваться надругую деятельность - обслуживание нужд внешнего тела. Не действовать вообще душа не может, т.к. ее природа активна. Она подобна автомобилю без тормозов, ей нужно постоянно направлять свою энергию куда-то. Душа не может прекратить жить, т.к. она вечна, будучи частицей Бога. Но поскольку в материальном мире душа забывает о Боге, а склонность действовать остается, энергия деятельности привязывает ее не к Богу, а к своему телу и телам окружающих. И поэтому в "Бхагавад-гите" (8.2) термин карма в материальном мире определяется как "деятельность, направленная на развитие материальных тел".Далее в "Бхагавад-гите" (4.17) сказано, что карма бывает трех типов:Карма - благочестивая деятельность, совершаемая на основе рекомендаций Вед. Она гарантирует лучшее материальное тело в будущей жизни и создает все для материального процветания.Викарма - греховная деятельность, противоречащая Ведам - ведет душу в низшие формы жизни и, соответственно, снижает стандарт счастья.Акарма - изначальная духовная деятельность, которая возвращает душе ее вечную духовную форму, освобождает ее из цикла перерождений и позволяет вернуться к своему вечному положению в духовном мире. Эта деятельность подразумевает разнообразные формы служения Богу.Первые два вида кармы создают внешне разные последствия, но в любом случае душа остается узником этого мира либо в более, либо в менее комфортабельной камере. Третий тип деятельности - это акарма - служение Богу, и потому она освобождает душу от материального рабства.Несмотря на то, что закон кармы очень тонок, его можно наблюдать непосредственно - это причинно-следственная связь, лежащая в основе тонкой ткани жизни. Закон кармы на физическом уровне проявляется как третий закон Ньютона (сила действия равна силе противодействия), как закон сохранения энергии. Энергия никуда не девается, но просто приобретает другие формы. На моральном уровне закон кармы проявляется через такие формулы, как "Что посеешь, то и пожнешь", "Нажитое нечестно впрок не идет", "Не пей, Иванушка, козленочком станешь" и т.д. В этих афоризмах народной мудрости заложено понимание тонкой причинно-следственной связи в процессе использования энергии жизни. Эти формулы можно читать как с начала, так и с конца. Если мы пожинаем горькие плоды, значит именно их мы посеяли, т.к. вырасти может только то, что посажено. С пониманием этого момента проблем нет, так как механизм очевиден, но как разобраться с тем, что "нажитое нечестно впрок не идет"? Ведь сам нечестный человек тщательно скрывает свои аферы и сам себя наказывать не будет. Инертная материальная природа тоже сознательно проучить никого не может. Тогда кто же наказывает нас? Если моральные нормы и представления о честности - это субъективные категории, как утверждают атеисты, почему наказание приходит объективно? Если тайное рано или поздно становится явным, должен быть кто-то, кто проявляет это. И Веды очень четко показывают, что кроме инертной материи и активной души есть еще третий - тот, кто знает и душу и материю, кто стоит над ними и регулирует их отношения. Итак, мы приходим к одному интересному выводу: закон кармы невозможно объяснить, игнорируя Бога, потому что именно Он является источником и души и материи. Человек хотел бы избежать наказания за проступки, но кара неизбежно приходит. Бог хочет, чтобы человек на собственном опыте почувствовал закон ответственности, и потому Он проявляет себя как муки совести в сердце преступника. Если человек слишком черств, чтобы чувствовать угрызения совести, по меньшей мере он испытывает беспокойства.Каждый интуитивно понимает, что все проблемы жизни являются следствием неправильных действий в прошлом. Восклицая: "За что мне это?!", мы неосознанно признаем, что есть какая-то причина. Проблема понимания этих тонких вещей в том, что мир сложен, Бог невидим материальными глазами, а сознание большинства людей духовно не развито. Комар кусает меня в ногу и получает от меня сверху свое наказание, но не видит связи этих событий, он даже возмущен тем, что его трапеза так грубо прервана. Он не видит связи между моей рукой и ногой, а моя кровь для него -просто пища. Однако я осознаю себя полным целым, т.к. по разным частям моего тела распространяется единое сознание души. Но сознание комара слишком узко, чтобы сознавать единую картину реальности. Поэтому он не связывает свое нападение с моей реакцией. Так же и люди, не понимая, что земля - это живой организм, выкачивают из нее нефть, вырубают леса, безжалостно разрушают и загрязняют окружающую среду и сами потом проваливаются в подземные пустоты при землетрясениях, страдают от природных катаклизмов. При этом с большим трудом они осознают связь этих событий и не очень понимают, что земля так выражает свое неудовольствие, хотя на уровне речи люди называют землю и природу матерью.Как действует механизм кармы? Веды объясняют, что желание исходит из души, потом попадает в тонкое тело (эго, ум, разум), там оно осмысливается, затем следует волевой импульс и теперь желание души, оформленное в конкретный план, проявляется через внешнее усилие физического тела. Как только внешнее действие совершено, посажено семя кармы. Оно хранится в тонком теле и ждет своего срока. Иногда реакция приходит мгновенно (например, если мы взялись за оголенный провод). А иногда требуется время, чтобы семя кармы проросло. Мы можем посадить что-то весной, а урожай снять только осенью. Каждое мгновенье мы переживаем последствия прошлой деятельности и совершаем действия, которые принесут плоды в будущем. Веды сравнивают тело с полем, на котором душа-садовник сажает разные семена, чтобы снять урожай в свой срок.Карма проходит через разные фазы созревания. Проросшая карма - наше нынешнее тело со всеми его достоинствами и недостатками. Не проросшая еще карма в форме семян хранится в нашем тонком теле и ждет своего времени. Проросшую карму изменить практически нельзя и ее приходится просто терпеть, делая соответствующие выводы на будущее. Веды говорят, что при рождении уже определена продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образованности, семейное и финансовое положение. Это то, что мы уже пред- определили своей деятельностью в прошлом воплощении, и эти вещи просто будут проявляться в нынешней жизни в свой срок. А вот непроросшие семена кармы при желании можно уничтожить. Если обычные семена подвергнуть термообработке, они, естественно, не прорастут. То же можно сделать и с семенами кармы, которые мы сейчас сажаем, обеспечивая новое тело в будущей жизни. Каким же огнем можно сжечь семена кармы? Бхагавад-гита (4.37) говорит: "Подобно тому, как огонь превращает дрова в пепел, так и огонь духовного знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности".Итак, все совершают какую-то деятельность. Обычно люди работают ради денег, карьеры, славы. Для кого-то труд - средство самовыражения и удовлетворения. Кто-то через работу формирует себя как личность. Кто-то по привычке просто тянет лямку. Без сомнения, работа приносит и деньги, и славу, и удовлетворение, но она приносит и карму, которую нам приходится переживать, если действие направлено на себя, а не на Бога. Если человек зарабатывает деньги неправедным путем и одновременно зарабатывает себе страшную карму, разве это успех деятельности? В идеале деятельность должна приносить душе радость и освобождение. Сейчас же, в большинстве случаев, человек сам заключает себя в рабство деятельностью в невежестве.Деятельность идет либо в соответствие с законами Бога, либо вопреки им. Грубые нарушения известны всем - убийство, кража, обман и т.д. Но есть и более тонкие нарушения, которые сейчас считаются нормой - торговля алкоголем, табаком, мясом и т.д. То, что ускользает из поля зрения несовершенной системы законодательства в человеческом обществе, не ускользает от внимания более тонких и высоких сил, которые являются представителями высшей власти.Как деятельность влияет на наше сознание и наше будущее, можно проследить на примере ребенка, запускающего воздушного змея. Если ребенок крутит катушку с веревкой на себя, змей снижается. Если от себя - змей поднимается в небо. Точно так же, когда в процессе деятельности мы тянем все на себя, карма накручивается на нас, как веревка на катушку, и сознание снижается подобно воздушному змею. Если мы посвящаем свою деятельность духовной цели, то есть совершаем ее в духе преданного служения Богу (крутим катушку деятельности от себя) - это возвышает наше сознание и возвышенным, приближенным к Богу сознанием мы способны пережить небывалое счастье. Так, отдавая, мы получаем.Другой пример из Вед, открывающий секрет кармы (деятельности освобождающей) - употребление молока может привести к расстройству кишечника, но применение того же молока в форме простокваши излечивает расстройство. Суть в том, что один и тот же продукт, но в разных формах может принести проблему и избавить от нее. Подобно этому одна и та же деятельность с разными мотивами даст разные результаты. Например, если солдат убивает врага, сражаясь за родину, он получает медаль. Но если он же в мирное время убивает кого-то по своей прихоти, то попадает за решетку. Действие (убийство) одно и то же, но эффект разный. Это значит, что определяет результат скорее мотив, нежели сам поступок. Есть также история о том, как трое человек принимали участие в строительстве храма. Все они занимались тем, что катали тяжелые тачки с камнями. Когда один любопытный спросил их, чем они занимаются, первый ответил, что он просто катит тачку; второй сказал, что он зарабатывает деньги, а третий с радостью сообщил, что он строит храм. Деятельность того, кто просто катил тачку - это тупой безрадостный труд, который просто приносит усталость, а плоды этого труда пропиваются. Тот, кто катил тачку с камнями ради денег, находился на более высоком уровне, т.к. за этой деятельностью он видел плоды своего труда, на которые он имел корыстные планы. Его деятельность тоже связывает его кармой, т.к. он думает лишь о своем удовлетворении. А тот, кто, катя такую же тяжелую тачку, понимал, что строит храм, совершал преданное служение Богу, которое не связывает его кармой, т.к. энергия деятельности направлена на духовную цель. Бхагавад-гита (5.10) по этому поводу говорит: "На том, кто выполняет свои обязанности без привязанности, отдавая плоды Всевышнему Господу, не сказываются последствия греховных поступков. Он подобен листу лотоса, который не смачивается водой". Итак, человек, превративший свою деятельность (если она не греховна по природе) в преданное служение Богу, перестает связывать себя узами кармы. Он получает статус дипломатической неприкосновенности, т.к. фактически он действует как посол духовного мира. Находясь в материальном мире, он тратит энергию по принципу духовной реальност: служит Богу, и потому главный закон материального мира - закон ответственности или кармы не действует на него, как на дипломата не распространяются законы страны, в которой он работает.Все, что остается, - это сделать выбор, каким типом деятельности заниматься: тем, который связывает нас кармой, т.е. необходимостью вновь рождаться, чтобы получить сладкие или горькие плоды, или деятельностью, которая приносит глубокое внутреннее удовлетворение (т.к. Бог в сердце доволен) и освобождает нас от последствий всех глупых действий, совершенных в прошлом по невежеству.Тем же, кто думает, что служение Богу унизительно, можно сказать, что все обстоит как раз наоборот. Бог - это высшая личность и находиться на службе у Него весьма престижно. Слуга Бога - это наивысшее положение для души. Правительство весьма привилегированно и любой служащий там автоматически имеет все привилегии. Что уж говорить о том, кто находится на службе у высшего правителя - Бога? У людей есть тенденция занять престижное и стабильное положение, но ни одна структура этого мира не может сохранять этого статуса вечно. Правительства уходят в отставку, фирмы разваливаются, банки лопаются, но Бог, духовный мир и душа - вечны. Поэтому выбор напрашивается сам собой. Перед нами либо свобода служения Богу, либо рабство работы (общий корень - раб) на несовершенного господина. В любом случае мы зависимы либо от Бога, либо от материи. Наша свобода лишь в том, чтобы выбрать правильную форму зависимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий