среда, 23 ноября 2011 г.

Когда семья в радость... Лекция 1

Чайтанья Чандра Чаран 30.09.04 Дивноморск

Путь отречения предписан в Ведах, но есть люди, которые пытаются заботиться об этом мире. Нужны и те, и другие. Более того, правильный путь к отречению – это правильно использовать свои чувства и окружающие объекты. Если мы правильно можем использовать свою жизнь, то мы естественно придем к отречению. В служении Богу мы утверждаем единственную истину – Бог хозяин этого мира. Я не хозяин. Как слуга я использовал все свои силы, ресурсы для того, чтобы развиваться в Сознании Кришны. В итоге – отречение. Это отречение в благости. Есть отречение в невежестве, которое выглядит как разочарование от этого мира.

Адвайта Ачарья молился Господу, чтобы Он сам пришел. И Господь приходит как Господь Чайтанья и бесплатно раздает любовь к Богу. Что может спасти людей в эту эпоху? Только любовь к Богу. Никакие другие практики йоги, процесс отречения, аскезы и покаяния не помогут. Век Кали - это океан порока. У нас не хватит ни религиозных ресурсов, ни экономических, ни семейных отчаяных попыток быть счастливыми. И мы видим факт. Есть много религий, разнообразные политические системы, но люди не обладают счастьем. Более того, они даже забывают о начале творения, все более погружаясь в попытки наслаждаться разнообразием этого мира. Они забывают о своем предназначении. Даже ученые разводят руками. Остается признать, что Бог есть.

Когда-то люди не были столь научны. Если человек заболевал и умирал, то люди думали, что это Божье наказание. Принято были считать, что если человек очень больной, то это какие-то грехи, за которые он расплачивается. Поэтому люди не сильно хвастались своими болезнями. Что случилось потом? Ливингук изобрел микроскоп. Они стали рассматривать каплю воды и увидели, что там целый мир. Они сделали вывод, что причина болезней – микробы. Они маленькие, невидимые, их нельзя поймать, нельзя привлечь к ответственности. Они стали подбирать разные химические препараты к этим микробам. Постепенно они забыли, что это Божье наказание. Они решили, что нашли выход, как победить болезни, Бог здесь не при чем. Но прошло столько времени, а наука так и не победила грипп. Каждый сезон появляется новый грипп. Природа оснащена. Люди все равно должны болеть, поэтому вирус опережает науку. Они вынуждены искать новые препараты. Безмозглый грипп опережает науку. А люди просто обороняются. К чему же люди приходят? Болезнь – Божье наказание. Тот же самый вывод. С наукой или без науки мир не изменился. На определенную ситуацию есть определенная вещь. Она уже есть, просто ждет своих условий. Есть 8400000 форм жизни. Для каждой есть свои условия. Создать условия – и появиться определенное живое существо. Поэтому попытки изменить окружающий мир называется ароха – бесконечный.

Нужно отметить одну вещь. Мы сказали, что есть дети, отреченные по своей природе, они учаться, они отречены от деятельности, от ответственности. Есть люди, которые сознательно культивируют отречения. Эти люди люди не принимают никакого участия во всех этих событиях, связанных с переменами. Дети не заинтересованы, отреченные не заинтересованы. Есть Брахман, можно погрузить ум туда, и этого для освобождения достаточно. Все эти перемены, которые мы наблюдаем, созданы одним единственным ашрамом – семейными людьми. Поэтому впитав эту культуру гигантских перемен, различных способов быть счастливыми, мы впитали это настроение. Мы пытаемся действовать в этом же направлении, а тут попадаем в СК. Большое противоречие. То, что говорят Веды и то, что проповедует современная культура, за 40 миль друг от друга. Если мы обратим внимание на классический вариант грихастха ашрама, то его очень трудно сейчас воссоздать в первозданном виде. Мы можем прочитать, но когда речь пойдет о применении, то мы не согласимся. Нужны другие подходы.

Поэтому говорится, что ведический принцип необходимо уметь применять в соответствии с местом, временем, обстоятельствами, культурой. Как же воссоздать такой уклад жизни, который был бы заинтересован в поддержании духовного развития, а не в поддержании цивилизации удовлетворения чувств. Цивилизация вовлекает нас, крадет наше внимание. Работайте, получайте деньги. Деньги получите, но делайте то, что мы скажем. Люди теряют мышление и направление в жизни. Они просто работают ради денег. Сейчас люди все меньше понимают, какая у нас цель, как у общества. Если говорить о цивилизации как о большой семье и если в этой семье нет цели, то у этой семьи будут серьезные проблемы в отношениях. Лебедь, рак и щука. Они тянут в разные стороны. А воз и поныне там. Они могут действовать слаженно. Также весь мир сложно направить в одно направление. Почему? Нет единого авторитета.

Прабхупада спросил: « Кто будет решать конфликты между государствами?» Ему сказали, что государство высший авторитет. Тогда он и задал этот вопрос. И ему ответили, что вопрос решается при помощи войны. Сильный побеждает. Прабхупада говорит, что если нет Бога, то необходима война. Поэтому если не утвердить единую концепцию Бога, то будут войны и разногласия. Чтобы понять единого Бога, мы должны изучать тот мир, в котором мы живем. Какие-то концепции относительно Бога не помогут. Бог есть везде, но люди не могут понять, как это все объединить. Как совместить мусульманство, христианство, кришнаитов. Как это все соединить? Где пример?

Поэтому необходимо изучать законы Бога. Они едины. Это не зависит от наших представлений. Все рождаются, болеют, стареют и умирают. Христиане тоже умирают. Даже кришнаиты умирают. Мусульмане тоже умирают. Все умирают. Даже безбожники умирают. Все живут по одним законам. Нам нужно изучить эти законы. Когда мы говорим о законах, то это называется дхарма. Дхарма это также природа. И уклад жизни семейного человека – это природа мужчины и женщины. Это самые непримиримые существа. Хотя вечно стремятся друг к другу, примириться не могут. Разные очень. Чтобы понять женщину мужчине, нужно родиться женщиной и наоборот. Разные тела, психология. Они такие разные. Чувства разные, мышление разное, восприятие мира разное. Даже внешне очень разные. Почему Бог так создал? Очень трудно понять. Зачем Бог создал мужчину и женщину? Когда они объединяются, то возникает много беспокойств. Поэтому нужно мужество и решимость, чтобы взаимодействовать двум противоположенным полам. Если просто устремиться для наслаждения чувств, то это сравнивается с мотыльком, который летит на огонь. Очень привлекательно общаться с противоположенным полом, но там нет настоящих взаимоотношений. Сколько людей разбили свою жизнь об этот камень.

Что говорят Веды? Женщина для мужчины – это дверь в ад и наоборот. Мужчина по своей природе не желает никакой ответственности, хочет просто наслаждаться. Женщина взрослее раньше, мужчина позже. Мужчине хочется просто общаться с красивой женщиной. Ответственность сразу не берет. Поэтому если говорит о материальной природе мужчины, то он предатель. Он обманывает женщину, использует, потом бросает. Это природа мужчины. Она требует воспитания и культуры. Человек не может без образования, культуры жить, иначе он станет таким вот, как предатель. Там соблазнит кого-то, там. Если отпустить мужскую природу на волю, то она вот такая.

Если женскую природу отпустить на воле, то она другая. Она привлекает мужчину с целью призвать к ответственности. Здесь нужны законы. Если мужчина избегает этого закона, то женщина основа этого закона. Она просит защиты и справедливости, если ее обманули.

Кто устанавливают законы? Мужчины. Они сострадают, сочувствуют. Они сами для себя создают такие условия, чтобы потом призвать друг друга к ответу.

Женщина также имеет какие-то мотивы. Все желаемое она надеется получить от него. Кто даст ей ребенка? Мужчина. Кто заработает деньги? Мужчина. Это ее психология. Она ожидает этого. Не просто ожидает, она знает, что так будет. Мужчина об этом может даже и не знать. Также как и женщины не знают, что хочет мужчина. Ему ничего этого не нужно. Придется потом пилить его всю жизнь. Он сам по себе не склонен к большой работе, он просто хочет наслаждаться.

Таким образом, их природа объединяет. При этом у каждого остаются какие-то свои мотивы. Эти мотивы являются причиной междоусобиц и разногласий. Мужчина и женщина не согласны друг с другом, потому что они начинают контролировать, управлять в силу своей природы. Мы говорим сейчас просто о материальной природе. Поэтому как на нее смотрят Веды? Что это за природа? Природа материи. Это просто физические тела, тонкий ум, тип чувств и ума. Они взаимодействуют между собой. Мужчина состоит из 5 грубых элементов, ума, разум, ложного эго. Мужчина склонен вступать в борьбу за красивую женщину, хочет контролировать, господствовать, наслаждаться. Он смотрит на женщину таким вот образом. Форма соответствует моим желаниям, у нее приятный голос, знает, как приготовить пищу. Все соответствует мечтаниям мужчины. Он привязывается к женщине, хочет находиться всегда рядом.

Но в Ведах говорится, что он просто привязывается к телу. И что такое тело? Кожа, кости и т.д.

Однако, нас может возмущать такой подход. Я не хочу смотреть на женщину как на мясо, кости, кишки и т.д. Мы не хотим быть так настроены. Но Веды говорят, что мы привязываемся к телу, потому что там есть душа. Она привлекательна. Но чтобы понимать разницу между душой и телом, необходим духовный учитель.

У нас есть связи на уровне тела. Н-р, родственные связи сильно объединяют нас. Но что же так сильно объединяют мужчину и женщину, которые могут быть совершенно из разных семей? Их объединяют сексуальные отношения. Это мистический акт. Возникает плотная привязанность в уме. Роднятся вкусы, запахи и т.д. Они могут существовать уже как близкие родственники.

Также, когда мы получаем посвящение от духовного учителя, мы получаем семя преданного служения. И мы чувствуем духовное родство. Мы быстро находим язык с преданными: у нас один стандарт чистоты, одна пища, один стиль одежды. У нас династия целая образуется в ИСККОНе. И теперь мы чувствуем некоторую борьбу внутри себя между материальными и духовными отношениями. И нам нужно гармонизировать эти два момента. ВАД предназначена для гармонии. Мы говорили о противоречиях, но также есть позитивные вещи, которые необходимо понять в грихастха ашрам? Только ли это уступка чувствам, или это вынужденная необходимость, или это необходимая ступень развития? Если мы посмотрим на это как на что-то лишнее, то мы не сможем развить культуру. Мы будем избегать этих вопросов. Если мы примем это как нечто позитивное, то можно создать культуру. Можем создать цивилизацию. На все нужно смотреть позитивно. Брахмачари ашрам – позитивен, грихастха ашрам – позитивен, саньяса ашрам – тоже позитивен. Если мы будем думать, что позитивен только ашрам в отречении, то это будет не правильно. Мы сказали, что все это энергии Бога. Мужчины и женщины есть в Боге. В Нем все энергии сосредоточены. Мужская и женская энергии берут начало от Него. Мы должны понять предназначение этих энергий. Мы видим, что человеку через материю даются огромные, колосальные энергии для служения Богу. Раньше совершали великие ягьи. Сейчас даже помыслить невозможно, какие богатства цари использовали. На такие ягьи приходили полубоги, Вишну приходил. Юдхиштхира хотел совершить раджасуя ягью. Это самая дорогостоящая ягья, так как придут полубоги, мудрецы на эту ягью. Такой размах. Дурьодхана хотел тоже совершить такую же ягью для собственного наслаждения. А Юдхиштхира хотел собрать всех полубогов, чтобы они увидели, что Кришна – главный. Я хочу открыть всем этот секрет. Потому что даже полубоги иного забывают о Кришне. У всех живых существ есть желание господствовать и наслаждаться. Поэтому цель общества напоминать друг другу о Верховном Господе, чтобы никогда потом не забывать. Это основа правильных отношений, гармонии и успеха.

Также в семейной жизни необходима ягья. Кто главный в семье? Мужчина или женщина? Так они спорят. Это должен быть дом Бога, а муж и жена – слуги Кришны. Мы служим Кришне. Почему бы это не делать у себя дома. Когда мы находимся в храме, то есть мужская и женская половина. А если перемешать, то слушать булет сложнее.

В школе нас рассаживали так: первый ряд девочки, второй ряд мальчики и т.д. В какой-то момент нам стало интересно смотреть друг на друга, нам стал нравиться кто-то. Мы слышали про первую любовь. И в какой-то момент учитель заметила, что мы сидим вперемешку все. Это естественно происходит. Есть ум, чувства и природа, которые взаимодействуют между собой. И учителя заметили, что дети повзрослели. Они не просто пинают девочек, а ведут себя по-другому. Дети пинают друг друга, а когда они подрастают, то возникает какая-то культура. Но затем никто не слушает уроки. Все пишут, но не понимают, что пишут. Намного становится сложнее процесс обучения. Поэтому когда мы говорим о духовной жизни, то даже в семейной жизни необходимо разделять пол. Жена не должна постоянно сидеть на коленях у мужа. Такова культура современной молодежи. Они в парке сидят и обнимаются. Но это возбуждает чувства окружащих людей. В культурном обществе есть брахмачари, саньяси. Грихастха знает об этом, что этих людей не стоит тревожить.

Мы ехали в поезде. Вагон СВ. Напротив сел ученый. Мы разговорились. С ним едет группа. Они хотят отдохнуть, развлечься. И тут выясняется, что я не пью и не курю. Он сказал, что я не могу теперь пригласить сюда гостей. Мы хотели здесь посидеть. Я стал извиняться. Но он стал говорить, что должен уважать других людей. Он ушел в другое купе. И там отметил вечер. Люди должны обладать такой чувствительностью друг к другу. Чувствительность означает уменьшение вожделения. Увеличение вожделения уменьшает чувствительность и восприимчивость. Мы просто хотим наслаждаться.

Люди живут вместе долгие годы и вдруг замечают, что муж не понимает меня или жена не понимает меня. Она не поняла меня как личность, ни разу не сказала хорошего слова, все время говорили на бытовые темы, мы забыли друг о друге. У нас не было времени. Брак мы стали использовать для удовлетворения чувств. И мы стали нечувствительными. Потом люди понимают, что они не знают друг друга, не хотят друг друга, потому что не понимают. Просто выжимают, берут что-то и не удовлетворены. Тогда возникает кто-то на стороне. Обычная картина. Это у всех повторяется.

Редко мы найдем пример, когда говорят, что мой муж для меня в центре внимания. Редко найдете женщину, которая привязана к мужу на 108 процентов. Как раз такие семьи и нужны в сознании Кришны.

Итак, культура означает чувствительность, восприимчивость. Можно общаться глубже.

Мы почитаем из главы «Идеальная семейная жизнь». Это классика. Не все можно применить сейчас, но есть путь. На пути к идеалу мы увидим, как много будет интересных вещей. Брак оказывается может быть священным, чистым. Не думайте, что грихастха ашрам грязный, нечистый, похотливый. Нет, это должно быть самое чистое место. Самые лучшие ценности человек должен получить в семье. Есть периоды, когда ашрам приносить нечистоту. Когда появляются маленькие дети. Не очень чисто считается. В какие-то периоды грихастхи могут слабеть на внешнем уровне. Но уже в другой момент он восстанавливает свою силу, потому что устройство грихастха ашрама таково. Это лодка, в которой оба гребут. У одного проблемы, другой помогает. Все они взаимодействуют. Он не прекращает своего пути обратно к Богу, не останавливается. Очень сильное сочетание мужчины и женщины в духовной жизни, если правильно использовать свою природу.

Если не правильно, то все разрушается. Разочарование, страдания глубокие, желание отомстить. Много браков в Кали югу с самого начала неблагоприятные. Они основаны на чувственном наслаждении, а не на разуме. И как естественный результат – страдание.

Многие люди семейные думают что-то друг о друге, но не разговаривают. Они идут к кому-то жаловаться. А если их объединить вместе, то все выясняется. Обиды нужно вывести наружу, либо они будут убивать вас изнутри. Они не знают, как это можно раскрывать, общаться, очищать. Прабхупада свел это к простому правилу: вместе петь Харе Кришна дома. Мы не привыкли делать это в семье. Мы бежим в храм. Жена не хочет идти за мужем. Не очень ценит его преданность. Возможно, он не такой чистый преданный, но нужно поставить его на роль ведущего, чтобы он двигался в этом направлении. Но жена хочет готового сразу мужа получить, чистого преданного.

Вопросы:

Как определить человеку, нужен ли ему грихастха ашрам или не нужен?

Если находится в такой двойственности, то, скорее всего, нужен. Если не нужен, то он даже не будет это обсуждать. Когда есть две вещи, то нужен. Если одна вещь, то все понятно. Большинству людям в Кали югу нужен и 2 брак, и даже 3. Шастры дают идеал. Как применять в наших условиях, нужно еще научиться. Нужно применять, что возможно, и постепенно развивать все это. Хотим ли мы такие стандарты, где каждый будет как на ладоне. Ничего скрыть нельзя. Люди сейчас все скрывают за дверьми, замками. Хотим ли мы носить шафран? В обществе скажут: « Тебе шафран рано надевать. Ты слишком открыто общаешься с противоположенным полом». Такие стандарты. Может взять выше стандарты. Постепенно все это будет развиваться. Например, сейчас для нас неплохо и так. Где-то дхоти, где-то брюки, где-то шикха. Но в будущем стандарт будет повышаться. Если кто-то серьезен в духовной жизни, то он может быть очень решительным.

Кто должен делать ремонт в доме?

Это природа мужчины. Он не хочет. Также природа женщины – она ждет, когда муж сделает. 10 лет уже ждет, ничего сама не делает. Оба должны делать. Кто может, тот и делает. Мы должны быть взаимозаменяемы. Муж и жена также друзья. Должны быть равными в своих отношениях также. Вдохновите мужа сделать ремонт. Это же храм Бога, должно быть чисто. Так что ремонт можно делать хотя бы раз в 10 лет.

Муж говорит, что не нужно выносить мусор из дома. Но хочется посоветоваться с другими. Что делать?

Это не нужно делать. Нужно защищать репутацию мужа. Это ее долг. Чтобы в глазах окружающих людей он выглядел очень хорошо. Даже внешний вид. Если она жалуется кому-то, то это противоречит этикету. Это предательство женщины. Она имеет склонность критиковать мужа на стороне. Если мы идем к наставнику, тогда нужно вместе идти и обсуждать вопросы или проблемы. Это семья, а не враги, которые имеют разные мотивы, интересы, свои тайны. Семья это когда умы и сердце открыты. Если есть проблемы, то мы идем к наставнику вместе. Почему мы должны разносить мусор? Потом плохая репутация о грихастха ашраме.

Как правильно сказать мужу то, что мне не нравиться, так, чтобы он не думал, что его критикуют?

Похоже, что муж абсолютный господин в доме, поэтому он не выносит замечаний. Можно долго ждать подходящего момента, но можете не дождаться. Жена должна говорить, но не оказывает давление. Она говорит об этом вскольз. Она не берет его за горло. Она имеет право сделать замечание, но если муж не согласен, то она не спорит с ним. Он никогда не будет согласен. Уважающий себя мужчина обычно так себя ведет. И жена не спорит, позже он примет решение. Он услышал. Но если жена оказывает давление, то перемены не произойдут. Не говорится, что она не должна указывать на ошибки. Потому что муж и жена еще и друзья. А друзья говорят друг другу, что они думают. Но женщина уважает мужскую природу. Она просто не оказывает давление.

Это сейчас распространенная ошибка. Когда мужчина пытается подчинить женщину. Это одна из ошибок. Дело не в этом. Должна быть все-таки дружба и понимание. Просто подчинение – это самый грубый и примитивный брак. Даже не цивилизовано. Поэтому дружеские отношения должны преобладать.

На что обратить внимание молодым грихастхам?

Самое главное подняться рано утром. Это важно развить такую привычку. Если вы рано поднимаетесь, то все успеете сделать. Утром нужно заниматься дхармой. Потом идет артха – позитивная плодотворная деятельность. Вечер отводится для приятного времяпровождения, для камы. Кама – играть с детьми, общаться с семьей. Тогда семья будет иметь поддержку. Нужно освоить эти главные принципы. Но что происходит?

Трудно подниматься рано, потому что ложатся поздно. А ложатся поздно под предлогом того, что много дел. Хотят сделать прорыв в артхе. Но заметьте, что дхарма останется там, где вы ее оставили. Она не пойдет с вами. Вам придется возвращаться потом. Все равно придется какие-то жертвы вкладывать. А иногда даже и не придется, потому что кама пойдет с нами. Только дхарма останется. Как люди устроили свою жизнь? Работа и отдых. Для дхармы места никакого не осталось. Если согрешил, то иногда заходят свечку поставить, покаяться. Так не пойдет. Нужно каждое утро нужно подниматься и повторять мантру внимательно. Затем работа. И вечером какие-то отношения в семье. Каждый день. Возможно, будет медленно продвигаться материальный успех, но будет все одновременно двигаться. Мой отец всегда говорил: « Некогда. Давай завтра». Завтра это значит никогда. Он пытался делать прорыв в артхе, но он много чего упустил. Все нацелены только на работу. Но нужно двигать все направления. Это и есть цивилизация. Когда есть религия, экономический прогресс и также приятные отношения. Всему есть свое время. Это не греховно. Мы же наслаждаемся в благости. Почему мы не можем поболтать с женой и детьми вечером. Это преимущество семейной жизни. При этом мы знаем, что завтра утром мы поднимемся, и будем читать джапу. С течением времени это даст прекрасный результат. Ничего не разрушите. У вас будет все необходимое для жини годам к 50. Но мы хотим все сразу, хотим нырнуть в артху с головой и умереть там.

Когда именно нужно вступать в грихастха ашрам?

Девушки с 14 до 18, юноши с 18 до 24. Перед тем, как человек вступит в брак, нужно также пройти духовное обучение и получить профессию. Без профессии брак будет труден. Если человек не может ничего делать хорошо, то будет сложно поддерживать семью. Он должен быть полезным человеком в обществе, чтобы уметь что-то хорошо делать. Как-то преданные не очень много думают об этом. Но это очень важный момент. Если мы будем расширять свое общество, то нам понадобятся квалифицированные специалисты. Человек должен использовать свою природу. Поэтому варна необходима, а также необходимо духовное образование. Можно сказать, что человек готов.


Как правильно совершить выбор спутника?

Иногда говорят, чтобы обратились к старшим. Но я вам хочу сказать, что эти попытки почти не работают. Даже если есть совместимость хорошая, но они не нравяться друг другу, они не хотят. Большинство случаев таких. В Кали югу пока люди не понравятся друг другу, они не будут развивать отношения. Заметили такое. Это в Индии так. Служи и разовъешь отношения. Это психологии. На западе не так. Зачем я буду служить, что я нанялся, что ли? Она мне не нравится. В основе служения здесь у нас - чувственные наслаждения. Это наша культура. Мы сейчас опираемся на это.

Мы спрашиваем: А кто нравиться? – Никто. – Тогда нет причины говорить об этом. Но если кто-то понравился, то сразу сообщите об этом. Кто-то должен быть старший, кто посмотрит на вас. Он скажет: « Неплохо». Имеется ввиду, что вы действительно нравитесь друг другу, симпатизируете, есть благоприятные чувства друг к другу. Не просто похотливые, а благоприятные. Есть какая-то платформа в благости. Есть уважение, дружба. На этом что-то можно строить.

Есть другие примеры. Они нравяться. Но там столько похоти. В этом случае я говорю: «Знаете, любовь кратковременна, всякое может быть. Вы не торопитесь». Они очень удивляются. У них любовь до гроба. Они искренне все это воспринимают. Но в шастрах говорится, что страсти не доверяйте. Сначала нектар, а потом яд будет. Нужно им время какое-то дать.

Как построить общение, чтобы в случае отказа не травмировать друг друга?

Да, не думайте, что если вы начали общение, то вы обязаны друг другу. Еще обязанностей нет. Никаких обещаний. Еще сохраняется свобода. Близких отношений еще нет. Иногда преданные что делают? Начинают общаться, не имея никаких обязательств, начинают жить вместе. Это серьезная ошибка. Потом выясняется, что они не обещали друг другу ничего, но уже были отношения супружеские. Это становится проблема, потому что они привязываются друг к другу на основе этого. Тогда разрыв очень болезненный. Потому что они переступили эту черту. Они вступили в отношения. Поэтому главное – это не вступать в эти отношения.

Комментариев нет: